Темы статей
Выбрать темы

Как предоставить налоговую отчетность без посещения налоговой инспекции

Редакция НиБУ
Статья

Как предоставить налоговую отчетность без посещения налоговой инспекции

 

Практически каждый бухгалтер знает, что составить налоговую отчетность — это только полдела. Ее нужно еще и своевременно сдать в свою налоговую инспекцию. А это зачастую бывает сопряжено с различными сложностями — с очередями или отказом налогового инспектора в приеме декларации с отрицательным значением объекта налогообложения. Чтобы сберечь время и сохранить свой душевный покой, можно вместо личного визита в налоговый орган выбрать иные способы подачи декларации — например, почтовым отправлением или через службу курьерской доставки. Давайте эти способы рассмотрим более детально.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Порядок № 799

— Порядок оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденный постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799.

Порядок № 691

— Порядок приема и компьютерной обработки отчетных документов плательщиков налогов в ГНИ районного уровня и СГНИ по работе с КПН (приложение 1 к приказу ГНАУ от 02.12.2004 г. № 691).

Методрекомендации № 827

— Методические рекомендации по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины, утвержденные приказом ГНАУ от 31.12.2008 г. № 827.

 

Общие положения

Начнем с того, что порядок предоставления налоговой декларации установлен

ст. 4 Закона № 2181. Так, согласно п.п. 4.1.2 данного Закона прием налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Декларация должна быть принята без предварительной проверки зафиксированных в ней показателей непосредственно от налогоплательщика через канцелярию (общий отдел) налогового органа.

Порядок приема и компьютерной обработки отчетных документов плательщиков налогов в ГНИ районного уровня и СГНИ по работе с КПН охватывает полный цикл приема и обработки документов налоговой отчетности, подаваемых в налоговые органы предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности (см.

п. 3.1 Порядка № 691).

В настоящее время налоговую отчетность в органы налоговой службы можно подавать (

п. 4.1 Порядка № 691 и п. 4 Методрекомендаций № 827):

— на бумажных носителях;

на бумажных носителях — почтовыми отправлениями;

— на электронных носителях с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях;

— средствами телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи — в ЦОЭО, в том числе через оператора (тонкости предоставления налоговых деклараций этим способом детально рассмотрены в статьях

«Вопросы-ответы по электронной отчетности» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 90 и «Электронная отчетность: итоги года» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 1 — 2, поэтому останавливаться на них мы не будем).

Напомним, что согласно

п. 2 Порядка № 691 под налоговой отчетностью понимается совокупность отчетных документов (деклараций, расчетов, справок, отчетов, ведомостей), которые подаются плательщиками налогов в государственные налоговые органы в сроки, установленные законодательством .

Таким образом, ГНАУ не возражает, чтобы все без исключения отчетные документы, в том числе и не имеющие статуса налоговой декларации, направляемые в ее органы, подавались плательщиком

почтовым отправлением.

Перед тем как подать налоговую отчетность, следует тщательно проверить, учтены ли при ее заполнении все установленные требования. А требования эти согласно

п. 4.3 Методрекомендаций № 827 сводятся к тому, что такая отчетность должна быть:

— предоставлена

по формам установленного образца , действующим на момент подачи документа, с обязательными приложениями;

— полностью

заполнена, а именно: имеющиеся обязательные реквизиты и значения показателей, которые не заполняются из-за отсутствия информации, должны быть прочеркнуты;

— заполнена

чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машинок, принтеров, средств механизации или других средств, обеспечивающих сохранность записей в течение установленного срока хранения отчетности, — в случае подачи документов на бумажных носителях;

без подчисток, помарок, малозаметных исправлений;

подписана соответствующими должностными лицами, скреплена печатью налогоплательщика.

Налоговую отчетность, заполненную вопреки указанным правилам, налоговый орган может

не признать в качестве налоговой декларации (п.п. 4.1.2 Закона № 2181). При этом, несмотря на то что перечень оснований для непризнания поданной отчетности налоговой декларацией, приведенный в Законе № 2181, довольно краток и, по мнению судов, является исчерпывающим (см., в частности, определение Высшего административного суда Украины от 25.09.2008 г. № К-28410/06), налоговики предлагают максимально широкую его интерпретацию, относя к таким основаниям каждое нарушение утвержденного порядка ее заполнения. Об этом свидетельствуют п. 4.5 Порядка № 691 и п. 4.5 Методрекомендаций № 827, согласно которым основаниями для непризнания налоговой отчетности являются:

— отсутствие подписи соответствующих должностных лиц (факсимиле не разрешается);

— отсутствие скрепления печатью подписей налогоплательщика;

— отсутствие обязательных реквизитов налогового документа;

— отсутствие обязательных приложений к налоговой отчетности, предусмотренных порядком заполнения соответствующей отчетности;

— невозможность прочитать текст или цифры вследствие порчи (например, документы, залитые чернилами или другой жидкостью, потертые);

— наличие порванных страниц, подчисток, помарок, исправлений, дописок и зачеркиваний;

— предоставление ксерокопий отчетных документов;

— нарушение общих требований оформления документов налоговой отчетности.

В таких случаях работники подразделений ведения и обработки налоговых документов должны в устной форме предупредить налогоплательщика о выявленных недостатках и последствиях приема налоговым органом данной налоговой отчетности и предложить предоставить новую, оформленную по установленным правилам.

Детальнее вопросы непризнания налоговой отчетности, порядок и последствия этой процедуры рассмотрены в статье

«Непризнание налоговой отчетности налоговым органом» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 76).

 

Направление налоговой отчетности по почте по самостоятельному решению налогоплательщика

В соответствии с

п.п. 4.1.7 Закона № 2181 налогоплательщик имеет право не позднее чем за 10 дней до истечения предельного срока подачи налоговой декларации, определенного п.п. 4.1.4 этого Закона, направить ее в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении. Дата вручения определяется по почтовому штемпелю.

То есть налогоплательщик должен направить отчетность по почте в такие сроки:

— в течение 10 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, — месячную налоговую отчетность;

— в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия), — квартальную (полугодовую) отчетность;

— в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года, — годовую отчетность. Исключение — годовая налоговая декларация об имущественном состоянии и доходах, подаваемая физическими лицами: предельный срок ее предоставления — 1 апреля года, следующего за отчетным (

п. «г» п.п. 4.1.4 Закона № 2181).

При этом следует помнить, что

Закон № 2181 не предусматривает переноса предельного срока отправки по почте документов, если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день.

Направляя налоговую отчетность по почте, налогоплательщик должен руководствоваться

Порядком № 799, который четко определяет требования относительно оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций.

Итак, для отправки налоговых документов по почте предприятию понадобятся:

упаковка для почтового отправления (как правило, конверт), в нижней правой части которой следует указать наименование получателя и его адрес, в левой верхней части — наименование отправителя и его адрес. В верхней части почтового отправления отправитель должен поставить отметку «Отчет». Причем согласно п. 5 Порядка № 799 упаковку для почтовых отправлений отправитель должен выбирать с учетом того, чтобы она соответствовала характеру вложения, времени нахождения в пути, условиям пересылки и исключала возможность повреждения вложения. Почтовое отправление передается непосредственно предприятию почтовой связи в открытом виде с описью вложения;

бланк заказного уведомления. Его заполняет отправитель на свое имя или на имя лица, которому следует направить такое уведомление после вручения почтового отправления адресату;

опись вложения почтового отправления. Она составляется в двух экземплярах с указанием наименования получателя и его адреса, поименного перечня предметов, общей стоимости вложения, подписывается отправителем и передается предприятию почтовой связи вместе с почтовым отправлением. В случае утери почтового отправления с отчетностью такая опись будет служить доказательством того, что отчетность своевременно и в полном объеме была передана предприятию почтовой связи.

При приеме почтовых отправлений работник почты:

проверяет правильность написания адреса получателя и отправителя на почтовом отправлении, уведомлении о вручении, наличие отметки «Отчет», оформление описи вложенного почтового отправления;

сверяет вложение с описью, подписывает опись и проставляет на ней оттиск календарного штемпеля.

Один экземпляр описи работник отделения связи

вкладывает в почтовое отправление, а второй — возвращает отправителю, затем упаковывает отправление, взвешивает его, определяет стоимость, проставляет на уведомлении о вручении необходимые реквизиты и выдает отправителю квитанцию.

Услуги, предоставляемые предприятиями почтовой связи, оплачиваются по установленным тарифам. Плата за пересылку почтовых отправлений взимается во время их приема.

Согласно

п. 4.11 Методрекомендаций № 827 направленная по почте налоговая отчетность принимается общим отделом налогового органа, регистрируется датой поступления и в день получения передается подразделению ведения и защиты налоговой отчетности для дальнейшей обработки. В базе данных адресата отчетности такая налоговая отчетность регистрируется датой поступления в налоговый орган, в комментариях проставляется дата поступления и регистрационный номер общего отдела.

 

Направление налоговой отчетности по почте в связи с отказом сотрудников налогового органа в ее приеме

К сожалению, на практике нередки случаи, когда налоговый инспектор отказывает налогоплательщику в приеме налоговой декларации в связи с тем, что она, например, содержит отрицательное значение объекта налогообложения. Каждый бухгалтер понимает, что такие действия налоговиков

неправомерны. В отношении этих ситуаций в п.п. 4.1.2 Закона № 2181 указано, что если работник налоговых органов отказывается принять декларацию по какой-либо причине или выдвигает какие-либо условия ее принятия (в том числе изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмена отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетного возмещения, незаконное увеличение налоговых обязательств и т. п.), это расценивается как превышение им служебных полномочий и влечет за собой дисциплинарную и материальную ответственность.

При таких обстоятельствах налогоплательщик

обязан до истечения предельного срока подачи декларации направить ее по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. К декларации следует приложить заявление на имя руководителя налогового органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты отказа (т. е. если фамилия налогового инспектора не известна или он отказался назвать ее, можно ограничиться только датой отказа). В этом случае декларация считается предоставленной в момент ее вручения предприятию почтовой связи, а предельный 10-дневный срок, установленный п.п. 4.1.7 Закона № 2181 для почтовых отправлений, не действует.

Кроме того, налогоплательщик имеет право обжаловать действия представителя налогового органа, отказавшего ему в приеме декларации,

в суде.

Однако имейте в виду: несмотря на отказ налоговиков в приеме декларации,

предприятие обязано своевременно (в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления декларации) погасить налоговое обязательство, отраженное в такой декларации.

 

Действия налогоплательщика в случае утери налоговой отчетности или задержки ее в пути

В соответствии с

п.п. 4.1.7 Закона № 2181 в случае утери или повреждения почтового отправления либо задержки его вручения контролирующему органу ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации несет оператор почтовой связи. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное предоставление такой налоговой декларации.

Претензии о поиске почтовых отправлений подаются субъектом хозяйствования в письменной форме с указанием вида почтового отправления, его номера, даты и места приема, полного адреса получателя и отправителя, с предъявлением квитанции или ее копии (см.

п. 12 Порядка № 799).

После получения уведомления об утере или повреждении документов субъект предпринимательской деятельности обязан в течение

5 рабочих дней направить по почте или предоставить лично (по своему выбору) в налоговый орган:

— второй экземпляр налоговой декларации

(п.п. 4.1.7 Закона № 2181 и п. 4.11 Методрекомендаций № 827);

— пояснительную записку произвольной формы

(п. 4.11 Методрекомендаций № 827);

— документ (копию документа), которым подтверждается факт почтового отправления первичного отчета. Такими документами могут быть опись с оттиском календарного штемпеля и/или уведомление о вручении почтового отправления

(п. 4.11 Методрекомендаций № 827).

Также следует помнить, что независимо от факта задержки или утери документов налогоплательщик обязан уплатить сумму налогового обязательства, самостоятельно определенную им в налоговой декларации, в установленные сроки (т. е. в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления декларации).

Иногда случается и так, что предприятие, несмотря на соблюдение всех почтово-отправительных требований, получает от налогового органа уведомление о наложении штрафа за непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации. В таком случае отстаивать свои права придется через процедуру административного обжалования в соответствии со

ст. 5 Закона № 2181. Для этого в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления, в налоговый орган нужно подать жалобу, к которой имеет смысл приложить опись вложения с оттиском календарного штемпеля и уведомление о вручении почтового отправления.

Более подробно вопросы административного обжалования рассмотрены в статье

«Как обжаловать решение налогового органа в административном порядке» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 21).

 

Налоговый и бухгалтерский учет расходов на предоставление налоговой отчетности по почте

В налоговом учете почтовые расходы, связанные с пересылкой налоговой отчетности, отражаются в составе валовых расходов на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, поскольку имеют хозяйственную направленность.

В бухгалтерском учете они включаются в расходы отчетного периода с отражением на счете 92 «Административные расходы».

Пример.

Предприятие «Магнум» приняло решение направить налоговую декларацию по НДС за февраль 2010 года в налоговую инспекцию по почте. Подотчетному лицу для этого выданы из кассы 20 грн. Расходы на отправку отчетности составили 13,56 грн. (в том числе НДС 20 % — 2,26 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 1

Учет расходов на пересылку почтового отправления

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

валовой доход

валовые расходы

1

Выданы из кассы подотчетному лицу средства для оплаты услуг по пересылке почтового отправления

20,00

372

301

2

Осуществлены расходы на оплату услуг по пересылке почтового отправления (предоставлен авансовый отчет)

11,30

92

372

11,30

3

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости услуг по пересылке почтового отправления

2,26

641/НДС

372

4

Возвращен подотчетным лицом в кассу предприятия остаток средств, выданных для оплаты услуг по пересылке почтового отправления

6,44

301

372

5

Отнесены на финансовый результат расходы на оплату услуг по пересылке почтового отправления

11,30

791

92

 

Предоставление налоговой отчетности с помощью службы курьерской доставки

Если вы хотите при сдаче налоговой отчетности избежать личного общения с налоговым инспектором или освободить время, которое обычно уходит на эту процедуру, для более важных дел, у вас есть возможность воспользоваться услугами

службы курьерской доставки. Ведь в Законе № 2181 не установлены никакие требования относительно должности лица, предоставляющего (доставляющего) налоговую декларацию в канцелярию налогового органа, а значит, вовсе не обязательно, чтобы это был руководитель или главный бухгалтер предприятия-налогоплательщика. Подтверждение тому находим в письме ГНАУ от 05.09.2007 г. № 17525/7/28-0917/32 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 88).

Напомним, что, по мнению Госкомпредпринимательства, изложенному в

письме от 30.12.2008 г. № 11089, услуги курьерской связи не могут рассматриваться как отдельный вид деятельности в сфере предоставления услуг почтовой связи, поскольку перевозка и доставка — это лишь составная часть определенного технологического процесса пересылки почтовых отправлений или составная часть продукта деятельности оператора почтовой связи. Вместе с тем, в отличие от почтовых услуг, лицензирование услуг курьерской связи действующим законодательством не предусмотрено.

Итак, после вашего обращения в курьерскую службу к вам в офис выедет ее представитель (курьер), вы передадите ему уже

составленную и подписанную отчетность в упаковке (конверте), выпишите на его имя доверенность и подпишете акт приема-передачи документов.

В оговоренный срок курьер доставит конверт в налоговую службу. Отметку о получении конверта адресат (налоговая служба) должен проставить на специальном бланке уведомления о вручении. Курьер, как правило, сообщает клиенту о результатах доставки документов, причем такое сообщение желательно получить в

письменном виде, чтобы у вас было подтверждение своевременного предоставления декларации в налоговый орган.

Обратиться в службу курьерской доставки лучше не позднее чем за 2 рабочих дня до окончания предельного срока подачи отчетности (10-дневный срок, установленный

Законом № 2181 для предоставления налоговой отчетности почтовым отправлением, здесь соблюдать не нужно), чтобы в случае, если у налогового инспектора вдруг возникнут вопросы по вашей декларации (ошибки, помарки, недостаток документов и т. п.), у вас было время их урегулировать.

Оплата услуг службы курьерской доставки осуществляется в общеустановленном порядке — по договоренности сторон в наличной или безналичной форме путем предоплаты или постоплаты.

 

Предоставление по почте другой (неналоговой) отчетности

Говоря о правилах подачи налоговой отчетности по почте, нельзя не упомянуть о возможностях предоставления по почте

другой (неналоговой) отчетности. Для определения таких возможностей нужно руководствоваться непосредственно нормативными актами, определяющими порядок подачи той или иной формы отчетности.

Для удобства информацию о некоторых формах отчетности и порядке их предоставления приведем в таблице.

 

Таблица 2

Порядок предоставления по почте неналоговой отчетности

Форма отчетности

Каким нормативным документом установлено

Примечания

1

2

3

Отчет о начисленных взносах, перечислениях и расходах, связанных с общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной утратой трудоспособности (форма Ф4-ФСС з ТВП)

П. 3 Порядка предоставления и учета отчетов по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, утвержденного постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 04.03.2004 г. № 21

Порядок идентичен рассмотренному выше в разделе «Предоставление налоговой отчетности почтовым отправлением». Данные формы отчетности должны быть направлены адресату по почте за 10 дней до истечения предельного срока их подачи

Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

П. 7.7 Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 12.07.2007 г. № 36

Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма № 10-ПІ)

П. 2 Порядка предоставления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденного постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70

Допускается отправка по почте, причем без соблюдения 10-дневного срока. Датой подачи в этом случае является дата на штемпеле предприятия почтовой связи

Отчет субъекта малого предпринимательства — физического лица — плательщика единого налога

П. 9 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599

Финансовая отчетность

п. 4 Порядка предоставления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419

Датой предоставления финансовой отчетности для предприятия в случае отправки ее по почте является дата получения адресатом отчетности, указанная на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата

Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы

Предоставление этой формы отчетности по почте законодательством прямо не предусмотрено. Однако запрета на это также нет, поэтому рабочие органы исполнительной дирекции Фонда принимают такую отчетность и по почте

Отчет о суммах начисленной заработной платы (денежного обеспечения, дохода) застрахованных лиц и суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в органы Пенсионного фонда Украины (приложение 4 к Порядку формирования и представления страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденному постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 05.11.2009 г. № 26-1)

Предоставление этой формы отчетности по почте законодательством прямо не предусмотрено, хотя и запрета на это нет. Поэтому отчетность в Пенсионный фонд может быть направлена по почте, но только теми субъектами хозяйствования, у которых численность застрахованных лиц не превышает десяти и которым предоставлена возможность подавать отчетность на бумажных носителях. Такой вывод следует из п. 1.3 Порядка № 26-1

Отчет об использовании РРО и КУРО (РК) (форма № ЗВР-1)

Предоставление этих форм отчетности по почте законодательством прямо не предусмотрено. Вместе с тем следует напомнить, что согласно п. 2 Порядка № 691 под налоговой отчетностью понимается совокупность отчетных документов (деклараций, расчетов, справок, отчетов, ведомостей), которые подаются плательщиками налогов в государственные налоговые органы в сроки, установленные законодательством. Таким образом, ГНАУ не возражает, чтобы все без исключения отчетные документы, в том числе и не имеющие статуса налоговой декларации, направляемые в ее органы, подавались плательщиком почтовым отправлением

Справка об использованных расчетных книжках

Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога (ф. № 1ДФ)

Отчет о суммах льгот в налогообложении юридических лиц и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности по ф. № 1-ПП

Форма является почтовой. В то же время конкретный порядок предоставления законодательством не определен. Очевидно, в таком случае обязательным является лишь выполнение требований Порядка № 799

 

Это, пожалуй, все основные моменты, касающиеся подачи отчетности без личного визита в контролирующий орган. Желаем вам удачи и только хороших новостей!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше