Темы статей
Выбрать темы

Учет на предприятиях по ремонту бытовой техники

Редакция НиБУ
Статья

Учет на предприятиях по ремонту бытовой техники

 

Как известно, бытовые услуги представляют собой деятельность по обеспечению повседневных нужд граждан. Их основная цель — освободить потребителей от части дел, которые им порой приходятся не под силу. Так, например, не многие потребители смогут самостоятельно отремонтировать вышедший из строя телевизор или стиральную машину. Поэтому в настоящее время деятельность по предоставлению бытовых услуг, и в частности по ремонту бытовой техники, становится все более распространенной.

О том, как правильно оформить заказ на ремонт бытовой техники, о наиболее распространенных методах формирования обеспечения гарантийных обязательств, особенностях налогового и бухгалтерского учета таких операций и о многом другом вы узнаете из предлагаемой статьи.

Юрий ГРАКОВСКИЙ, аудитор

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 1023

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Инструкция № 8

— Инструкция по использованию форм документов строгой отчетности, которые используются для оформления заказов и расчетов с потребителями за бытовые услуги, утвержденная приказом Укрсоюзсервиса от 29.09.95 г. № 8.

Инструкция № 20

— Инструкция по предоставлению услуг по ремонту бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, утвержденная приказом Укрсоюзсервиса от 27.08.2000 г. № 20.

Инструкция № 291

— Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

Правила № 313

— Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 16.05.94 г. № 313.

П(С)БУ 11

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.01.2000 г. № 20.

П(С)БУ 15

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290.

Методрекомендации № 157

— Методические рекомендации по внедрению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 17.06.2003 г. № 157.

 

Как оформляется заказ при ремонте бытовой техники

Текущая деятельность предприятий по ремонту бытовой техники основана на договорных отношениях с заказчиком, которые начинаются с оформления и приема заказа. Особенности приема заказов изложены в

Инструкции № 20. В соответствии с п. 2.1 этой Инструкции заказ на ремонт бытовой техники оформляется договором, функцию которого в данном случае выполняет квитанция по форме № ПО-Р1 (утверждена Инструкцией № 8). При приеме бытовой техники на ремонт в этом документе указываются признаки изделия (его комплектность, цвет, заводской номер и т. п.), оценочная стоимость, которая согласовывается с заказчиком и подтверждается его подписью.

При приеме заказа в присутствии заказчика определяются неисправности, а также агрегаты, запасные части, материалы, комплектующие изделия, необходимые для устранения неисправностей. В этот же момент оговаривается и порядок расчетов за услуги ремонта: в наличной или в безналичной форме; до предоставления услуг или после.

Услуги по ремонту выполняются в соответствии с перечнем и ценами, установленными исполнителем. При этом для выполнения ремонта могут быть использованы запасные части и комплектующие изделия, предоставленные самим заказчиком.

Что касается проведения расчетов за услуги по ремонту бытовой техники, то в соответствии с

п. 13 Правил № 313 и пп. 2.7 — 2.8 Инструкции № 20 они могут оформляться:

— либо

кассовым чеком РРО (расчетной квитанцией в случае выхода РРО из строя или временного отключения электроэнергии) и вторым экземпляром договора (копией квитанции по форме № ПО-Р1);

— либо исключительно

квитанцией по форме № ПО-Р1, если субъект хозяйствования в соответствии с законодательством не использует РРО.

Примечательно, что по требованиям

Инструкции № 8 квитанция по форме № ПО-Р1 должна быть бланком строгого учета. Обратившись к Номенклатуре бланков ценных бумаг и документов строгого учета, изготавливаемых по лицензии Минфина, приведенной в приложении к постановлению Кабмина от 19.04.93 г. № 283, мы увидим, что квитанции по форме № ПО-Р1 можно найти место среди документов, обслуживающих денежный оборот. Это означает, что использовать строгий бланк интересующей нас квитанции обязаны не все подряд ремонтные мастерские, а лишь те из них, которые согласно действующему законодательству не применяют ни РРО, ни КУРО, ни расчетные квитанции*. Что касается остальных субъектов хозяйствования, то они вполне могут использовать обычный бланк квитанции по форме № ПО-Р1, а не строгий.

* Кстати, на это обращал внимание и Госкомпредпринимательства в п. 2 письма от 08.08.2003 г. № 4738.

Напомним: круг субъектов хозяйствования, освобожденных от использования РРО и расчетных книжек, определен

ст. 9 Закона об РРО. В п. 1 этой статьи прямо указано, что предприятия сферы услуг (юрлица), принимающие плату за услуги, могут не использовать ни РРО, ни РК в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных в установленном порядке. Данная статья вполне может применяться при расчетах за предоставленные услуги по ремонту бытовой техники.

Не стоит забывать и о том, что некоторые виды услуг по ремонту бытовой техники упомянуты в Перечне отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336, а значит наличные расчеты по ним можно осуществлять без использования РРО, но

с применением расчетных книжек и КУРО (причем без ограничений размера годового объема расчетных операций). К таким услугам относятся:

— услуги по ремонту и установке бытовых машин и устройств, а также радиоэлектронной аппаратуры

на дому у заказчика ;

— услуги по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и устройств

субъектами предпринимательской деятельности с 1 — 2 работниками.

Патентование

Порядок патентования деятельности по предоставлению бытовых услуг определен

Законом о патентовании. Так, в соответствии с п. 31 этого Закона патентованию подлежит деятельность по оказанию бытовых услуг, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями как в отдельных помещениях, зданиях, их частях, так и за их пределами.

При предоставлении бытовых (платных) услуг патент нужен при расчетах и за наличные средства и с использованием других форм расчетов, включая кредитные карточки. Однако необходимость в получении патента возникает только в том случае, если субъект предпринимательской деятельности осуществляет виды услуг, вошедшие в

Перечень бытовых услуг, подлежащих патентованию, утвержденный постановлением КМУ от 27.04.98 г. № 576. В него, в частности, были включены услуги по ремонту радиотелевизионной и прочей аудио- и видеоаппаратуры (кроме структурных подразделений, расположенных в сельской местности).

Для получения патента субъект предпринимательской деятельности подает в налоговый орган, расположенный по местонахождению пункта по предоставлению бытовых услуг,

заявку. Форма такой заявки утверждена Положением об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденным постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077. Причем, вместе с заявкой разрешение на размещение объекта торговли можно не предоставлять (напомним, что указание информации о нем требует форма заявки)*. Вместо разрешения подается справка из Единого государственного реестра предприятий и организаций (письма ГНАУ от 07.09.2009 г. № 10759/5/15-0416, от 22.01.2008 г. № 650/5/15-0416 и Госкомпредпринимательства от 03.10.2008 г. № 8461 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 74).

* Подробнее о порядке приобретения торгового патента и необходимых для этого документах можно прочитать в статье «Торговые патенты: основные моменты» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 27.

Однако это еще не означает, что получать такое разрешение и уплачивать соответствующий сбор ремонтной мастерской вообще не придется. Как сообщила ГНАУ в

п. 3 Обобщающего разъяснения о местных налогах и сборах, утвержденного приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. № 184, в сложившейся ситуации препятствий для уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли не существует и платить его нужно при получении разрешения в соответствии с решениями органов местного самоуправления. Поэтому если вы не хотите спорить с представителями главного налогового ведомства, то разрешение на размещение объекта торговли все же придется получить. Данную проблему мы рассматривали совсем недавно в статье «Как уплачивается сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 32, с. 32.

 

Порядок отражения основных операций по ремонту бытовой техники в бухгалтерском и налоговом учете

Бухгалтерский учет

. Начнем с формирования себестоимости услуг по ремонту бытовой техники. В соответствии с п. 3.5 Методрекомендаций № 157 при калькулировании себестоимости услуг применяется, как правило, позаказный метод, предусматривающий ведение учета для каждого вида работ (услуг) по статьям затрат. Объектом учета и калькулирования является отдельный заказ. Исполнитель — субъект хозяйствования сразу, при приеме единицы бытовой техники в ремонт, открывает «производственный заказ», которому присваивается код. Далее этот код проставляется в первичных документах, подтверждающих расходы на выполнение этого заказа: на бланках формы № ПО-Р1, в наряде при расчете сдельной заработной платы, в актах на брак и т. д. Кроме того, номер заказа проставляется на ярлыках, которые прикрепляются к узлам, деталям, материалам и агрегатам, предоставленных заказчиком, а также на самой бытовой технике, принятой в ремонт.

Как уже отмечалось ранее, для оформления заказов и расчетов с заказчиками субъекты хозяйствования в сфере бытового обслуживания применяют документы, предусмотренные

Инструкцией № 8. Но для целей учета фактических затрат, вместо бланка наряда-заказа может быть использована карта учета фактических затрат для накопления информации по расходам по каждому из принятых заказов. При этом стоимость материалов, узлов, запасных частей, агрегатов, полученных от заказчика для исполнения заказа, в стоимость услуг не включается.

Полученные от заказчика комплектующие исполнитель отражает в бухгалтерском учете на забалансовом счете

022 «Материалы, принятые для переработки». А вот для обобщения информации о наличии и движении бытовой техники, принятой на ремонт, используется счет 023 «Материальные ценности на ответственном хранении».

В остальном порядок формирования расходов на предприятии по ремонту бытовой техники обычен, т. е. осуществляется в соответствии с

Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

Что касается порядка отражения дохода от реализации предоставленных услуг, то он определен

П(С)БУ 15. Так, в соответствии с п. 10 П(С)БУ 15 доход, связанный с предоставлением услуг, признается исходя из степени завершенности операции по предоставлению услуг на дату баланса, если может быть достоверно определен результат этой операции. В нашем случае операция по предоставлению услуг считается завершенной на дату подписания акта выполненных работ (предоставленных услуг), а значит именно на эту дату и отражается доход. Для отражения информации о сумме полученного дохода применяют субсчет 703 «Доход от реализации работ и услуг». По кредиту этого субсчета отражается увеличение (получение) дохода, а по дебету — сумма непрямых налогов (например, НДС) и списание в порядке закрытия на субсчет 791.

Налоговый учет.

Отражение операций по ремонту бытовой техники в налоговом учете осуществляется в обычном порядке. Валовые доходы у исполнителя (исходя из стоимости предоставленных услуг) возникают по правилу первого события (п.п. 11.3.1 Закона о налоге на прибыль):

— или на дату получения оплаты,

— или на дату фактического предоставления результатов услуг.

Стоимость комплектующих изделий, приобретаемых у поставщиков для выполнения услуг по ремонту бытовой техники, включается в состав валовых расходов и принимает участие в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента их списания.

Что касается НДС-учета, то, разумеется, под обложение НДС у исполнителя — плательщика НДС попадает плата за услуги по ремонту. При этом налоговые обязательства в отношении нее тоже возникают на дату первого из событий (либо на дату получения оплаты, либо на дату подписания акта выполненных работ).

Сумма входного НДС в стоимости комплектующих изделий увеличит налоговый кредит по НДС на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

 

Для чего создается обеспечение гарантийных обязательств

Довольно часто предприятиям бытового обслуживания из-за некачественного выполнения работ или установления некачественных запасных частей приходится выполнять гарантийные ремонты. Для возмещения будущих операционных расходов на выполнение гарантийных ремонтов на предприятии создается

обеспечение, как это предусмотрено п. 13 П(С)БУ 11.

Размер обеспечения, порядок отчислений в него следует предусмотреть в приказе об учетной политике предприятия. В этой связи возникает вопрос о механизме расчета сумм отчислений на обеспечение гарантийных обязательств. Ведь ни в

П(С)БУ 11,ни в Инструкции № 291 порядок резервирования не описан. На наш взгляд, предприятия сферы бытового обслуживания вправе применять свои методы расчета, правильные с точки зрения экономической целесообразности. Перечислим самые распространенные из них.

По

первому методу обеспечение определяется исходя из суммы расходов, связанных с обеспечением гарантийных обязательств в расчете на 1000 грн. оказанных услуг за какой-либо прошедший промежуток времени (2 — 3 года). Приведем пример. Предприятие бытового обслуживания планирует в текущем году оказать услуги по ремонту бытовой техники на сумму 600000 грн. (в том числе НДС — 100000 грн.). Анализ, проведенный финансово-экономической службой предприятия, показывает, что расходы, связанные с обеспечением гарантийных обязательств перед заказчиками (ремонты, техническое обслуживание, денежные компенсации, замены изделий бытовой техники), за предыдущие два года* составляют 92 грн. на 1000 грн. оказанных услуг (без учета НДС).

* Впрочем, чем больший период времени выбран для анализа, тем точнее и экономически обоснованнее будут результаты расчета.

В этом случае размер обеспечения составит

4600 грн. на год [(50000 : 1000) х 92], или 383,33 грн. (4600 : 12) в расчете на один месяц.

Второй метод

базируется на применении удельного веса расходов, связанных с обеспечением гарантийных обязательств, в общей сумме расходов предыдущих периодов. В таком случае величина обеспечения определяется как произведение прогнозной суммы расходов, связанных с оказанием услуг по ремонту, и удельного веса расходов.

Так, к примеру, по предварительным расчетам расходы, связанные с оказанием услуг по ремонту бытовой техники, должны составить 420000 грн. Статистика предыдущих лет показывает, что удельный вес расходов, связанных с обеспечением гарантийных обязательств, в общей сумме расходов составляет 1,1 %. При таком подходе размер обеспечения будет равен

4620 грн. на год [(420000 х 1,1) : 100], или 385 грн. (4620 : 12) в расчете на один месяц.

Третий метод

применяется в том случае, когда объем услуг по ремонту бытовой техники не должен существенно измениться. В этой ситуации размер обеспечения текущего года принимается на уровне прошлого года. Пример: согласно данным бухгалтерского учета за предыдущие три года сумма создаваемого и используемого «гарантийного» обеспечения составляет 4650 грн. в год. Учитывая, что объем оказываемых услуг по ремонту бытовой техники не должен существенно измениться, предприятие принимает решение оставить его на том же уровне. Размер обеспечения в расчете на один месяц составит 387,5 грн. (4650 : 12).

В рамках данной статьи мы рассмотрели только три метода расчета обеспечения, хотя на практике их может быть гораздо больше. Так, резервирование возможно отдельно по каждому из видов услуг по ремонту бытовой техники (например, по ремонту часов, стиральных машин, кондиционеров и т. д.). Конечно же, в этом случае одной из задач главного бухгалтера предприятия будет обеспечение максимально точного распределения расходов (материальных, трудовых и др.) по видам услуг.

В

бухгалтерском учете информация о движении и остатках средств, зарезервированных для обеспечения предстоящих расходов на проведение гарантийных ремонтов, ведется на субсчете 473 «Обеспечение гарантийных обязательств». По кредиту этого субсчета отражается начисление обеспечений (Дт 93 — Кт 473), а по дебету — их использование (Дт 473 — Кт 20, 22, 25, 631, 661, 65, 685).

В соответствии с

абзацем первым п. 18 П(С)БУ 11 остаток такого обеспечения пересматривается на каждую дату баланса и, при необходимости, корректируется (увеличивается или уменьшается).

Что касается отражения расходов на гарантийный ремонт

в налоговом учете, то здесь можно провести своеобразную аналогию с учетом расходов на исправление технически неизбежного брака. Напомним, расходы на исправление технически неизбежного брака в пределах установленных норм включаются в состав валовых расходов (основание — п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль). А вот дополнительные расходы на исправление недостатков сверхнормативного брака, как не связанные с хоздеятельностью, в валовые расходы не попадают. Об этом сообщала ГНАУ в письме от 03.10.2007 г. № 4819/г/15-0214 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 89. Изложенный в этом письме подход в полной мере применим и в нашей ситуации:

— расходы на проведение гарантийных ремонтов, которые вписываются в рамки исправления технически неизбежного брака, следует отражать в составе валовых расходов*;

— расходы на сверхнормативные ремонты идут мимо валовых расходов.

* Учтите, что ограничение в отношении размера валовых расходов на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров в пределах 10 % совокупной стоимости таких товаров, установленное п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль, распространяется на торговые предприятия, но никак не на предприятия, выполняющие ремонт или обслуживание.

Для того, чтобы разграничить такие расходы, необходимо:

— чтобы на предприятии было разработано положение о порядке гарантийного ремонта и утверждены нормы его проведения со ссылкой на соответствующую нормативную документацию;

— чтобы велся раздельный оперативный учет выполняемых работ — с оплатой заказчиками и в счет гарантии.

Желательно, чтобы все ремонты регистрировались в журналах с указанием основания — либо квитанции об оплате, либо гарантийного талона.

А теперь обобщим все вышеизложенное на примере.

Пример.

В апреле 2010 года ООО «Техносервис» приняло от заказчиков неисправную бытовую технику стоимостью 25000 грн. и комплектующие материалы на сумму 3000 грн.

Для выполнения ремонтных работ предприятие дополнительно приобрело комплектующие изделия на сумму 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.). При этом часть из них (стоимостью 7200 грн. вместе с НДС) использована при оказании платных услуг, а часть (стоимостью 4800 грн. вместе с НДС) — при выполнении работ в счет гарантийных обязательств.

Размер начисленной в апреле 2010 года заработной платы работников за выполнение платных услуг составил 14000 грн., за выполнение гарантийных ремонтов — 3000 грн. Отчисления на социальное страхование составили соответственно 5096 грн. и 1092 грн.

Согласно расчету в текущем месяце обеспечение сформировано в размере 21000 грн.

Выручка ООО «Техносервис» от предоставления услуг по ремонту бытовой техники за апрель 2010 года составила 90000 грн., в том числе НДС — 15000 грн.

В бухгалтерском и налоговом учете вышеприведенные операции отражаются следующим образом:

 

Учет операций по ремонту бытовой техники

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Учет расходов, связанных с предоставлением услуг по ремонту бытовой техники

1

Создано обеспечение гарантийных обязательств

93

473

21000

2

Приняты в ремонт бытовая техника и комплектующие изделия

023

25000

022

3000

3

Приобретены комплектующие изделия, используемые при оказании услуг по ремонту

207

631

12000

10000*

*Стоимость комплектующих изделий участвует в пересчете по п. 5.9 до момента их списания.

4

Отражена сумма НДС

641

631

2000

5

Списана стоимость агрегатов, использованных при оказании услуг, оплаченных заказчиками

23

207

6000

6

Списана стоимость агрегатов, использованных при выполнении гарантийных работ

473

207

4000

— *

7

Начислена заработная плата рабочим за выполнение работ, оплаченных заказчиками

23

661

14000

14000

8

Начислены взносы на обязательное социальное страхование по заработной плате рабочих за выполнение работ, оплаченных заказчиками (цифра условная)

23

65

5096

5096

9

Начислена заработная плата рабочим за выполнение гарантийных работ

473

661

3000

— *

10

Начислены взносы на обязательное социальное страхование по заработной плате рабочих за выполнение гарантийных работ (цифра условная)

473

65

1092

— *

* В состав валовых расходов попадают лишь те расходы на проведение гарантийных ремонтов, которые вписываются в рамки технически неизбежного брака, а вот расходы на сверхнормативные ремонты идут мимо валовых расходов.

Учет доходов от реализации услуг по ремонту бытовой техники

11

Отражена стоимость оказанных услуг по ремонту бытовой техники

377

703

90000

75000

12

Начислены налоговые обязательства по НДС

703

641

15000

13

Отнесена сумма дохода на финансовые результаты

703

791

75000

14

Оприходована в кассе выручка от реализации

301

377

90000

15

Списана фактическая себестоимость оказанных услуг

903

23

25096

16

Отнесена фактическая себестоимость оказанных услуг на финансовые результаты отчетного периода

791

903

25096

17

Возвращена отремонтированная бытовая техника клиентам

023

25000

18

Списана стоимость использованных комплектующих изделий

022

3000

 

Вот мы и напомнили важнейшие учетные особенности, присущие деятельности по ремонту бытовой техники. Желаем процветания вашему бизнесу!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше