Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Плательщик ФСН уплачивает сбор за спецводопользование в составе фиксированного сельхозналога

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2010/№ 35
Печать
Ответы на вопросы

Плательщик ФСН уплачивает сбор за спецводопользование в составе фиксированного сельхозналога

 

Фермерское хозяйство — плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН) в своей хозяйственной деятельности по выращиванию кур-бройлеров использует воду из каптажного источника. Нужно ли хозяйству уплачивать еще какие-либо налоги или сборы за использованную воду и получать разрешение на водопользование?

(г. Львов)

 

Согласно принятой в горном деле терминологии под каптажем понимаются устройства, позволяющие собирать и выводить подземные воды на поверхность для их измерения и использования. Иными словами,

каптажные водозаборы (каптажи) применяют для использования природных выходов подземных вод на дневную поверхность (горных источников). Подземные воды по определению этого термина ст. 1 Водного кодекса Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР (далее — ВКУ) — это воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород верхней части земной коры во всех физических состояниях. Наипростейшие виды каптажа — колодец и скважина.

Из предусмотренных

ст. 46 ВКУ двух видов водопользования (общее и специальное) сосредоточимся на последнем. В соответствии со ст. 48 ВКУ специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами в первую очередь для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд. В этой же статье ВКУ приведено определение термина «специальное водопользование» — забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с возвратными водами с применением каналов.

Как предусмотрено

ст. 49 ВКУ, специальное водопользование является платным. Общие принципы взимания сбора за спецводопользование установлены ст. 30 ВКУ, а конкретизированы они в Порядке взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденном постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494 (далее — Порядок № 1494).

Согласно

п. 3 Порядка. № 1494 плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, а также граждане — субъекты предпринимательской деятельности, использующие водные ресурсы и пользующиеся водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта.

По сути аналогичное определение круга плательщиков сбора дается в

п. 2.1 Инструкции о порядке исчисления и взимания сбора за специальное водопользование в части использования воды, утвержденной приказом Минфина, ГНАУ, Минэкономики и Минэкобезопасности от 01.10.99 г. № 231/539/118/219 (далее — Инструкция).

Объектом исчисления сбора

за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения (п. 5 Порядка № 1494, п. 4.1 Инструкции). Сбор за специальное использование водных ресурсов взимается за использование воды из водных объектов, забранной с применением сооружений или технических устройств и сброса в них возвратных вод (п. 2 Порядка № 1494, п. 1.7 Инструкции).

Фермерское хозяйство

является формой предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, изъявивших желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с законом ( п. 1 ст. 1 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» от 19.06.2003 г. № 973-IV (далее — Закон № 973)).

Вместе с тем обращаем внимание, что согласно

ч. 2 ст. 1 Закона Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV фиксированный сельскохозяйственный налог уплачивается в счет следующих налогов и сборов (обязательных платежей): налога на прибыль предприятий; платы (налога) за землю; коммунального налога; сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; платы за приобретение торгового патента на осуществление торговой деятельности и сбора за специальное водопользование.

Другие налоги и сборы (обязательные платежи), определенные Законом Украины «О системе налогообложения», уплачиваются сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке и размерах, определенных законодательными актами Украины.

Следовательно, как плательщик ФСН фермерское хозяйство

уплачивает сбор за специальное водопользование в составе фиксированного сельхозналога.

В отношении правовых оснований использования фермерским хозяйством воды из каптажного источника отметим, что согласно

ст. 18 Закона № 973 фермерское хозяйство имеет право использовать для нужд хозяйства общераспространенные полезные ископаемые (песок, глину, гравий, торф и т. п.), лесные угодья, водные объекты и пресные подземные воды, находящиеся на земельном участке, согласно законодательству Украины.

Статьей 49 ВКУ

установлено, что специальное водопользование осуществляется на основании разрешения. На обязанность водопользователей осуществлять спецводопользование только при наличии разрешения указывает также п. 9 ст. 44 ВКУ.

Вместе с тем

абзацем вторым ст. 2 ВКУ установлено, что водные отношения в Украине регулируются этим Кодексом, Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» и другими актами законодательства. Так, ст. 23 Кодекса Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР установлено, что землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров и пресные подземные воды до 20 метров и использовать недра для хозяйственных и бытовых нужд.

Следовательно, если:

— добывается

пресная вода (а не, скажем, минеральные подземные воды);

— вода используется для

хозяйственных и бытовых нужд;

— забор воды осуществляется

не глубже 20 метров (то, что вода подземная, известно из понятия каптажного источника);

— каптажный источник находится

в пределах земель фермерского хозяйства,

то хозяйство имеет

право без специального разрешения осуществлять спецводопользование.

Кстати, состав земель фермерского хозяйства определен

ст. 12 Закона № 973. Земли фермерского хозяйства могут состоять из земельных участков:

— принадлежащих на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу;

— принадлежащих гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности;

— используемых фермерским хозяйством на условиях аренды.

Права владения и пользования земельными участками, находящимися в собственности членов фермерского хозяйства, осуществляет фермерское хозяйство.

 

Анатолий БОБРО, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц