Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Благоустройство прилегающей территории

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2010/№ 38
Печать
Статья

Благоустройство прилегающей территории

 

Весенний период — удобный момент облагородить территорию и привести ее в порядок. Учитывая же, что внешний вид с примыкающими окрестностями зачастую служит визитной карточкой субъектов хозяйствования, его обустройству сегодня отводится далеко не последняя роль. Как учесть расходы на проведение таких мероприятий, рассмотрим в данной статье.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Учет расходов на благоустройство: общие моменты

Бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет расходов на создание объектов благоустройства зависит от их стоимости и предполагаемого срока службы. Так, исходя из этих критериев затраты на создание объектов благоустройства могут либо непосредственно относиться на расходы периода (Дт 92, 93, 94 — Кт 20, 66, 65, 63, 685), либо зачисляться в состав МНМА или основных средств (с последующим начислением по ним бухгалтерской амортизации).

При этом согласно

ст. 21 Закона о благоустройстве элементами благоустройства (выступающими, в свою очередь, объектами бухгалтерского учета) являются:

— покрытие площадей, улиц, дорог, проездов, аллей, бульваров, тротуаров, пешеходных зон и дорожек в соответствии с действующими нормами и стандартами;

— зеленые насаждения (в том числе снегозащитные и противоэрозийные) вдоль улиц и дорог, в парках, скверах, на аллеях, бульварах, в садах, других объектах благоустройства общего пользования, санитарно-защитных зонах, на придомовых территориях;

— здания и сооружения системы сбора и вывоза отходов;

— средства и оборудование внешнего освещения и внешней рекламы;

— технические средства регулирования дорожного движения;

— здания и сооружения системы инженерной защиты территории;

— комплексы и объекты монументального искусства;

— оборудование (элементы) детских, спортивных и других площадок;

— малые архитектурные формы;

— другие элементы благоустройства, определенные нормативно-правовыми актами.

Налоговый учет.

Для отражения расходов в налоговом учете, как известно, важна связь с хозяйственной деятельностью. А значит, чтобы учесть расходы на благоустройство в налоговом учете, важно такую связь подтвердить. Так, в данном случае предприятие может обосновать «хозяйственность» расходов на благоустройство в первую очередь тем, что благоустройство территории входит в круг обязанностей предприятий. Ведь согласно ч. 2 ст. 18 и ст. 24 Закона о благоустройстве предприятия обязаны:

— содержать территории, предоставленные им на законных основаниях, в надлежащем состоянии;

— содержать в надлежащем состоянии закрепленные за ними объекты благоустройства;

— обеспечить благоустройство земельных участков, предоставленных им на праве собственности или праве пользования;

— в процессе эксплуатации объектов благоустройства придерживаться соответствующих технологий их эксплуатации и ремонта, регулярно осуществлять мероприятия по предотвращению преждевременного износа объектов, обеспечению условий функционирования и содержанию их в чистоте и надлежащем состоянии.

К тому же в соответствии с

п.п. 4.1.1 Правил пожарной безопасности территория предприятий должна содержаться в чистоте и систематически убираться от мусора, отходов, опавшей листвы. Таким образом, содержать территорию в чистоте и порядке, а также заниматься ее благоустройством — обязанность субъектов хозяйствования.

Кроме того, подчас необходимость благоустройства может оговариваться местными правилами застройки территорий или нормативной документацией.

Дополнительным аргументом подтверждения «хозяйственности» расходов может послужить соответствие выполняемых работ перечням работ по благоустройству, предусмотренным

Порядком № 154, где приводятся:

— Номенклатура работ по капитальному ремонту объектов благоустройства населенных пунктов

(приложение 1 к п. 1.4 Порядка № 154);

— Номенклатура работ по текущему ремонту объектов благоустройства населенных пунктов и искусственных сооружений (

приложение 3 к п. 1.6 Порядка № 154);

— Номенклатура работ по содержанию объектов благоустройства населенных пунктов (

приложение 5 к п. 1.8 Порядка № 154).

Ну и конечно, необходимость благоустройства субъекты хозяйствования могут также обосновывать тем, что оно направлено на рост показателей финансово-хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж, осуществляется с целью привлечения посетителей, повышения конкурентоспособности, создания деловой репутации, формирования представительского статуса предприятия и т. п.

Таким образом, если

связь расходов на благоустройство с хозяйственной деятельностью очевидна и предприятие может такую связь обосновать, то расходы на благоустройство могут быть отражены в налоговом учете. При этом можно издать приказ по предприятию о благоустройстве территории, которым будет обосновываться необходимость и обязательность работ по его проведению, и подтверждаться связь расходов на благоустройство с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. В нем, к примеру, может оговариваться, что благоустройство прилегающей территории осуществляется ввиду проведения плановых мероприятий по благоустройству, выполнения требований законодательства или местных правил застройки, привлечения большего числа посетителей, повышения конкурентоспособности, создания образной узнаваемости предприятия и т. п.

 

 

ООО «Весна»

ПРИКАЗ

02.04.2010

Харьков № 45

О благоустройстве прилегающей территории

С целью проведения ежегодных плановых мероприятий по благоустройству территории в весенний период, приведения ее в надлежащее состояние и поддержания представительского вида предприятия

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. До 01.05.2010 г. провести мероприятия по благоустройству прилегающей территории.

2. Ответственным за благоустройство назначить заведующего хозяйством Сидорова Н. В.

3. Заведующему хозяйством Сидорову Н. В. составить перечень работ по благоустройству территории и смету расходов на эти цели и подать на утверждение до 07.04.2010 г.

4. Начальнику службы материально-технического снабжения Симонову П. В. обеспечить закупку необходимых товарно-материальных ценностей в недельный срок со дня утверждения сметы.

5. Главному бухгалтеру Соколовой О. И. оплатить счета, связанные с проведением работ по благоустройству.

6. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор

Сидоренко О. Н.

С приказом ознакомлены:

 

Заведующий хозяйством .

Сидоров Н. В

Начальник службы материально-технического снабжения

Симонов П. В.

Главный бухгалтер

Соколова О. И.

 

 

В таком случае отражение расходов на благоустройство в налоговом учете будет зависеть от срока службы и стоимости создаваемых объектов благоустройства. В зависимости от этих критериев расходы на благоустройство будут либо относиться на

валовые расходы в соответствии с п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, либо увеличивать балансовую стоимость основных фондов по правилам ст. 8 Закона о налоге на прибыль (если создаются объекты стоимостью свыше 1000 грн. и сроком службы более 1 года). При этом входной НДС по таким расходам предприятие сможет отнести в налоговый кредит (п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

А вот если расходы на благоустройство окажутся

не связанными с хозяйственной деятельностью, то в налоговом учете они не отражаются и будут учтены только в бухгалтерском учете.

 

Создание объектов благоустройства

Благоустройство при застройке территории

Объекты благоустройства могут создаваться при застройке территории, одновременно со строительством недвижимых объектов. В таком случае согласно

п.п. 2.8.4 Правил № 174 расходы на благоустройство территории, осуществляемые при застройке территории и строительстве новых объектов, включаются в сметную стоимость строительства (глава 7 сметы «Благоустройство и озеленение территории»). А значит, в ходе строительства расходы на их создание учитываются на счете 15 «Капитальные инвестиции». При этом по окончании строительства предприятие должно решить, как ему признавать сооруженные объекты благоустройства: отдельными самостоятельными объектами ОС (с зачислением их на отдельные соответствующие субсчета счета 10 «Основные средства») или же составляющей частью построенного объекта (с включением расходов на создание объектов благоустройства в стоимость построенного объекта по субсчету 103 «Здания и сооружения»). Соответственно в налоговом учете такие отдельные объекты (при условии соблюдения критериев, оговоренных п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль) будут зачислены в состав соответствующих групп основных фондов или же (если они отдельно не выделялись) являться составляющей частью стоимости объекта ОФ группы 1 и по ним будет начисляться налоговая амортизация.

Благоустройство при ведении деятельности

Работы по благоустройству прилегающей территории сегодня достаточно успешно проводятся с привлечением услуг сторонних организаций (строительных организаций, специализированных дизайнерских фирм, компаний по ландшафтному проектированию и т. п.). Вместе с тем предприятие, конечно, может осуществлять их и своими силами.

В процессе благоустройства территории может быть решено заасфальтировать прилегающий земельный участок или, к примеру, выложить его тротуарной плиткой. Разъяснения о бухгалтерском учете

асфальтового покрытия прилегающей территории приводились в письмах Минфина Украины от 06.10.2006 г. № 31-34000-30-25/20896 и от 15.12.2006 г. № 31-34000-20-23/27008 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 37, с. 31). В них, напомним, Минфин разъяснял, что асфальтовое покрытие (как результат мероприятий, ведущих к изменению качественных характеристик земельного участка) в бухгалтерском учете относится к основным средствам и учитывается на субсчете 103 «Здания и сооружения». А значит, расходы на асфальтирование участка (укладку тротуарной плитки), собранные на счете 15 «Капитальные инвестиции», по окончании работ будут зачисляться на субсчет 103.

При этом в налоговом учете при условии соответствия критериям

п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль асфальтовое (плиточное) покрытие (как сооружение) включается в состав ОФ группы 1 и амортизируется по правилам налогового учета. Правда, иногда налоговики высказывались за отнесение его к группе 3 ОФ (как к прочим основным фондам, не указанным в группах 1, 2 и 4), однако мы с этим согласиться не можем и считаем, что асфальтовое покрытие попадает в группу 1 ОФ.

Еще одним достаточно распространенным на сегодняшний день элементом благоустройства является наружное

освещение (освещение прилегающей территории с помощью систем наружного освещения и декоративных фонарей, ландшафтное освещение и т. п.).

Учет расходов на проведение наружного освещения, по сути, схож с учетом расходов на асфальтирование. Так, в бухгалтерском учете расходы на обустройство освещения собираются на счете 15 «Капитальные инвестиции», после чего созданная система освещения (будучи передаточным устройством) зачисляется в состав основных средств

на субсчет 103 «Здания и сооружения».

В налоговом учете расходы на освещение прилегающей территории при условии соответствия критериям

п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль (как расходы на сооружение передаточных устройств) относятся к ОФ группы 1 и подлежат налоговой амортизации. Кстати, о том, что такие расходы амортизируются в налоговом учете в соответствии со ст. 8 Закона о налоге на прибыль, говорилось в консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 11, с. 41.

Приобретаемые для выполнения работ по благоустройству инструменты и инвентарь (веники, метлы, лопаты, газонокосилки и т. п.) в бухгалтерском учете в зависимости от определенного предприятием срока их полезного использования и установленного стоимостного предела могут зачисляться в состав:

— запасов (Дт 20, 22) — сюда попадут материальные ценности со сроком службы менее года;

— малоценных необоротных материальных активов (Дт 112) — материальные ценности со сроком службы более года, но стоимостью ниже установленного по предприятию стоимостного критерия;

— основных средств (Дт 106, 109) — ценности со сроком службы более года и стоимостью, превышающей установленный предприятием стоимостный критерий.

В налоговом учете расходы на приобретение таких ценностей стоимостью свыше 1000 грн. и со сроком службы более 365 дней относятся на увеличение балансовой стоимости основных фондов (как правило, ОФ группы 3, как прочие объекты) и подлежат налоговой амортизации. А вот стоимость инструментов, отвечающих критериям «налоговых» запасов, включается в валовые расходы (на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль) и участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

 

Содержание, ремонты и улучшения объектов благоустройства

При эксплуатации объектов благоустройства у предприятия могут возникать расходы на их:

— содержание;

— поддержание в рабочем состоянии (на проведение ремонтов);

— улучшения.

Ориентиром при разграничении таких мероприятий могут послужить уже упоминаемые перечни работ по

содержанию объектов благоустройства (из приложения 5 к п. 1.8 Порядка № 154), текущему ремонту объектов благоустройства (из приложения 3 к п. 1.6 Порядка № 154) и капитальному ремонту объектов благоустройства (из приложения 1 к п. 1.4 Порядка № 154). Напомним также, что, ремонтируя или улучшая объекты, решение о характере и признаках проводимых ремонтных мероприятий (т. е. на что они направлены — на поддержание объектов в рабочем состоянии или на их улучшения) принимается руководителем предприятия (п. 29 Методрекомендаций № 561), техническое заключение для этого, как правило, предоставляют специалисты соответствующего профиля (главный инженер или другое компетентное лицо).

Содержание объектов благоустройства.

Расходы на содержание объектов благоустройства (к примеру, уборку прилегающей территории, нанесение дорожной разметки, покраску бортиков тротуаров, замену электроламп, мойку светильников и фонарей и т. п.) в бухгалтерском учете списываются на расходы деятельности (Дт 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 66, 65, 63, 685). В налоговом учете такие затраты включаются в валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль (как расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности). Входной НДС по ним предприятие вправе отнести в налоговый кредит.

Ремонты объектов благоустройства. Расходы на поддержание объектов благоустройства в рабочем состоянии, т. е. расходы на проведение ремонтов (к примеру, ремонтов возникших повреждений покрытия тротуаров, плановой замену покрытия, замену поврежденных фонарей и т. п.), в бухгалтерском учете являются расходами деятельности (Дт 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 66, 65, 63, 685) (п. 15 П(С)БУ 7).

В налоговом учете такие ремонтные расходы отражаются в порядке, оговоренном

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, т. е. в пределах 10 % ремонтного лимита включаются в валовые расходы, а в сумме превышения относятся на увеличение балансовой стоимости соответствующей группы ремонтируемых ОФ.

Улучшения объектов благоустройства.

Затраты по улучшению (модернизации) объектов благоустройства (к примеру, на расширение асфальтируемого участка, замену изношенного асфальтового покрытия на современную тротуарную плитку, переоборудование системы уличного освещения на более современное и т. п.) в бухгалтерском учете относятся на увеличение первоначальной стоимости улучшаемых объектов (п. 14 П(С)БУ 7).

В налоговом учете расходы на улучшение объектов благоустройства, как и ремонтные расходы, отражаются в порядке, оговоренном

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Если субъект хозяйствования пользуется территорией на правах

аренды, то в арендном договоре желательно оговорить, кто осуществляет благоустройство прилегающей территории, несет расходы по ее содержанию или улучшению — арендодатель или арендатор. Если благоустройством территории занимается арендатор, то расходы по содержанию объектов благоустройства, связанные с хозяйственной деятельностью, он вправе отнести на валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, а мероприятия, относящиеся к ремонтам или улучшениям объектов основных фондов, в налоговом учете отразить с учетом положений п. 8.8 и п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль (подробнее о ремонтах и улучшениях при арендных операциях см. тематический номер «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 34).

 

Благоустройство по «просьбам» властей

Иногда требования о благоустройстве могут поступать к субъектам хозяйствования и от местных властей. Причем подчас в результате таких «просьб», кроме своей территории, приходится обустраивать и прилегающие к ней соседние участки чужой (зачастую коммунальной) земли. Так, например, субъекта хозяйствования могут «попросить» одновременно с приведением в порядок своей территории также облагородить (предположим, заасфальтировать или выложить плиткой) и примыкающий к ней по соседству участок в n-метров.

И если в первом случае принудительное благоустройство собственных владений по сути ничем не отличается от их добровольного благоустройства и отражается в учете в порядке, рассмотренном выше, то вторая ситуация — с благоустройством чужих территорий — может вызывать вопросы.

На наш взгляд, в таком случае затраты на обустройство чужих участков в экономическом смысле оборачиваются для предприятия обыкновенными расходами. В бухгалтерском учете они отражаются в составе прочих расходов обычной деятельности (Дт 977 — Кт 20, 63, 685). А вот в налоговом учете такие расходы вряд ли можно считать связанными с хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования. А значит, отнести их на валовые расходы (или увеличение балансовой стоимости основных фондов) предприятию не удастся. Вдобавок такие операции могут быть расценены как бесплатно оказанные работы, услуги с вытекающими из этого сопутствующими налоговыми последствиями (начислением как при бесплатной передаче налоговых обязательств по НДС согласно

п. 4.2 Закона об НДС и отражением валовых доходов с учетом обычных цен согласно п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль, в случае если получатель не является плательщиком налога на прибыль или уплачивает налог на прибыль по иным, чем плательщик налога, ставкам).

Разве что сохранить валоворасходность возможно при соблюдении условий «благотворительного»

п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль, разрешающего, напомним, относить на валовые расходы сумму средств или стоимость товаров, работ, услуг, добровольно перечисленных (переданных) в течение отчетного года в государственный бюджет или местные бюджеты или неприбыльным организациям, определенным в п. 7.11 Закона о налоге на прибыль в размере свыше 2 %, но не больше 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Подробнее о благотворительных расходах см. статью «Щедрость поневоле: как отразить вынужденную благотворительную помощь в учете предприятия» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 64.

Рассмотрим пример.

Пример.

Проведены следующие работы по благоустройству прилегающей территории:

— с привлечением сторонней организации тротуарной плиткой выложен участок перед фасадом здания; стоимость выполненных работ — 7200 грн. (в том числе НДС — 1200 грн.);

— с привлечением сторонней организации выполнены работы по созданию системы наружного освещения на сумму 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.);

— приобретены веники и метлы для уборки территории — 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.);

— приобретены малярные кисти и краска для покраски клумб и ограждений — 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.).

В учете предприятия операции отразятся следующим образом:

 

Благоустройство прилегающей территории

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

Укладка тротуарной плитки

 

 

 

 

 

1. Отражена стоимость работ по укладке тротуарной плитки

152

685

6000

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

685

1200

3. Оплачены работы сторонней организации

685

311

7200

4. Сформирован объект основных средств

103

152

6000

— *

* В налоговом учете на сумму расходов на покрытие участка тротуарной плиткой формируется объект ОФ группы 1

Освещение территории

 

 

 

 

 

5. Отражена стоимость работ по созданию системы наружного освещения прилегающей территории

152

685

10000

6. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

685

2000

7. Перечислена оплата сторонней организации за выполненные работы

685

311

12000

8. Сформирован объект основных средств

103

152

10000

— *

* В налоговом учете на сумму расходов на освещение прилегающего участка формируется объект ОФ группы 1

Уборка и покраска территории

 

 

 

 

 

9. Приобретены веники и метлы

22

631

300

300

10. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

60

11. Перечислена оплата за инвентарь

631

311

360

12. Приобретены малярные кисти и краска

20

631

200

200

13. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

40

14. Перечислена оплата поставщику

631

311

240

15. Выданы метлы, веники, малярные кисти и краска для проведения работ по благоустройству территории

92

20, 22

500

16. Начислена заработная плата с соцвзносами работникам хозотдела, занятым в благоустройстве территории

92

66, 65

2600 (условно)

2600

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц