Строка 26 декларации по НДС
(заполняем, переносим, исправляем ошибки)
Сегодня подробнее остановимся на строке 26 НДС-декларации. Учитывая, что она входит в число итоговых строк и содержит перетекающие показатели, оказывающие влияние на последующие периоды, при ее заполнении приходится быть особо внимательным. Тем более что налоговики к ней в последнее время проявляют особый интерес. Как определить ее значение, учесть его в последующих декларациях, а при надобности и исправить ошибки, рассмотрим в данной статье.
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
КоАП
— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.Закон об НДС
— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.Закон № 2181
— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.Инструкция № 110
— Инструкция о порядке применения штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 110.Порядок № 165
— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.Порядок № 166
— Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.Порядок № 253
— Порядок направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений плательщикам налогов и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденный приказом ГНАУ от 21.06.2001 г. № 253 (в редакции приказа ГНАУ от 27.05.2003 г. № 247).
Строка 26 — «минус», не ставший возмещением текущего периода
В строке 26 заключительного
раздела III «Розрахунки з бюджетом за звітний період» декларации по НДС отражается остаток накопленного отрицательного значения, не ставший бюджетным возмещением в текущем периоде (т. е. остаток строки 24, не попавший в расчет возмещаемой суммы), который согласно принципам составления декларации подлежит включению в состав налогового кредита следующего отчетного периода и который имеет шанс (к примеру, при осуществлении оплат поставщикам) стать возмещением в будущем. Значение этой строки определяется расчетным путем (как разность строк 24 и 25 декларации и фактически формируется в графе 5 приложения 2 к декларации по НДС), по лицевому счету не проводится, а переносится непосредственно в строку 23.2 следующей декларации.Таким образом, в общем случае из накопленного по строке 24 «отрицательного» НДС сумма, подлежащая возмещению (т. е. выведенная с учетом осуществленных проплат в приложениях 2 и 3 к декларации по НДС), оседает в строке 25 декларации, после чего остаток отрицательного значения, не попавший под возмещение, переходит в строку 26 (
п.п. 5.12.4 Порядка № 166). Вместе с тем в некоторых случаях в строку 26 может перейти все отрицательное значение из строки 24 декларации.
Когда в строку 26 переходит весь показатель строки 24 декларации?
Вполне очевидно, что в случае заполнения строки 25 с прочерком, в строку 26 будет переходить весь показатель строки 24 декларации. Уточним, когда это возможно. Так, значение строки 24
переносят в строку 26 декларации:— налогоплательщики,
не имеющие права на бюджетное возмещение (п.п. 7.7.11 Закона об НДС, подробнее об этом см. статью «Кто не имеет права на возмещение НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 77) и соответственно которые в строке 25 проставляют прочерк (причем о необходимости подачи такими лицами приложения 2 к декларации по НДС говорилось в п. 7 письма ГНАУ от 19.05.2008 г. № 10061/7/16-1417 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47 и в консультации из рубрики «Мнение специалистов официальных органов» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 82, с. 59; это приложение подается с прочерками по графе 4);— налогоплательщики,
имеющие право на бюджетное возмещение, однако у которых при этом по расчетам в строке 25 (выведенной в приложениях 2 и 3) получается прочерк (т. е. не было фактических оплат налогового кредита).В остальных же случаях добровольный перенос значения строки 24 (в полной сумме) в строку 26 декларации без соответствующего заполнения при этом строки 25 (т. е. добровольный отказ налогоплательщика от декларирования возмещения, в то время как все данные для этого имеются,
т. е. когда предприятие имеет право на бюджетное возмещение и есть оплаты предыдущих периодов) налоговики, напомним, трактуют как
Таким образом, общее правило заполнения итоговых строк декларации предусматривает, что, получив значение по строке 24 декларации, при наличии оплат предыдущих периодов налогоплательщики-«возмещенцы» заполняют строку 25 декларации (с подтверждением расчета ее значения в приложениях 2 и 3), перенося в строку 26 только не ставший возмещением остаток.
Напомним также, что особенности расчета суммы бюджетного возмещения на числовых примерах достаточно подробно рассматривались в
письмах ГНАУ от 06.08.2008 г. № 15844/7/16-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 66 и от 04.12.2009 г. № 27048/7/07-1217. Также на особенностях определения возмещаемой суммы и заполнении приложений 2 и 3 к декларации по НДС мы подробно останавливались в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 77, посвященном возмещению НДС.
Значение строки 26 не может быть списано в связи с истечением срока давности
Возможно, некоторым из налогоплательщиков покажется знакомой ситуация, когда «
давнее» отрицательное значение, перетекающее по строке 26 из декларации в декларацию, проверяющие требовали сторнировать, указывая якобы на истечение его срока давности, т. е. на то, что дата его образования — свыше 3 лет. Сразу отметим: такие требования неправомерны. Ведь установленные ст. 15 Закона № 2181 сроки давности (1095 дней) к сумме из строки 26 применяться не могут, поскольку они действуют в случаях:— самостоятельного определения налоговых обязательств налогоплательщика налоговым органом (
п.п. 15.1.1 Закона № 2181);— самостоятельного исправления ошибок налогоплательщиком (
п. 5.1 Закона № 2181; п. 4.4 Порядка № 166; письмо ГНАУ от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 47, с. 30);— взыскания налогового долга (
п. 15.2 Закона № 2181);— подачи заявлений на возврат излишне уплаченных или невозмещенных налогов и сборов (обязательных платежей) (
п. 15.3 Закона № 2181).На это обращалось внимание и в
письме Минюста от 06.06.2008 г. № 239-0-2-08-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58.Рассматриваемая же ситуация со строкой 26 ни под один из этих случаев не подпадает. В данном случае налогоплательщик
своевременно в прошлом показал налоговый кредит, следствием чего в дальнейшем и стало формирование отрицательного объекта налогообложения по строке 26 декларации. И какого-либо списания накопившихся таким образом отрицательных сумм законодательством не предусмотрено. Поэтому значение строки 26 по причине истечения 3-летнего срока давности списано быть не может. Ведь ни Закон об НДС, ни Порядок № 166 какой-либо возможности списания «давнего» налогового кредита не оговаривают.Кстати, примечательно, что похожая ситуация рассматривалась и в
письме ГНАУ от 30.12.2005 г. № 26335/7/16-1217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 77. Правда, речь тогда шла о возможности списания сумм, заявляемых к возмещению (т. е. декларируемых в прошлом по строке 25 декларации). Из него также следовал вывод, что к суммам заявленного бюджетного возмещения сроки давности не применяются. Как разъяснялось в письме, суммы НДС, учитываемые как переплата в карточке лицевого счета, задекларированные к возмещению, не могут быть списаны в результате окончания срока давности, а подлежат возмещению при условии подтверждения их материалами документальных проверок (подробнее об этом также см. статью «Сроки давности невозмещенных сумм НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 77).
Последствия ошибок
Ошибки по строке 26 декларации могут быть обусловлены различными причинами: неверными арифметическими подсчетами, ошибочным определением суммы заявляемого бюджетного возмещения (невключением в расчет возмещения каких-либо оплаченных или, наоборот, излишним включением неоплаченных сумм — а, в свою очередь, такие ошибки в показателе строки 25 декларации автоматически приводят к ошибкам по строке 26) и прочими обстоятельствами.
И все же рассмотрим, пожалуй, одну из наиболее распространенных «ошибочных» ситуаций — когда налогоплательщик по собственному желанию (т. е. добровольно, зачастую чтобы лишний раз не подвергаться проверке по поводу заявляемой к возмещению суммы)
отказывается от декларирования бюджетного возмещения, перенося возникший «минус» из строки 24 в строку 26 декларации (и тем самым фактически завышая значение строки 26), надеясь, что такая отрицательная сумма рано или поздно в будущем сыграет в уменьшение возникающих налоговых обязательств.Если ошибка выявлена при проверке.
По сути, в результате таких действий налогоплательщик тем самым занижает сумму бюджетного возмещения. В таком случае следует иметь в виду, что если это будет обнаружено при проверке, то согласно положениям п.п. «а» п.п. 7.7.7 Закона об НДС в случае занижения заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения считается, что налогоплательщик добровольно отказывается от получения такой суммы занижения в качестве бюджетного возмещения (т. е. получить ее, скажем, на счет в банке уже не сможет), а учитывает такую сумму в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу будущих налоговых периодов.Как видим, в рассматриваемой ситуации заниженная сумма возмещения не пропадает, а может быть направлена исключительно
в уменьшение возникающих в будущем налоговых обязательств. Поэтому если налогоплательщика устраивает такой вариант, т. е. если он, предположим, никогда и не собирался претендовать на возмещение таких сумм «живыми» деньгами (на счет в банке, с декларированием по строке 25.1 декларации), то по большому счету при таком ошибочном недекларировании возмещения (переносе строки 24 в строку 26) он ничего не теряет*, так как возникший «минус» в любом случае (то ли самостоятельно налогоплательщиком — по мере возникновения «плюса» в декларации, то ли после выявления в результате проверки) будет зачтен в уменьшение возникающих налоговых обязательств по НДС будущих налоговых периодов. При этом в такой ситуации важно, чтобы своевременно не заявленная в прошедших периодах к возмещению сумма не оказалась включенной в сумму бюджетного возмещения последующих периодов (т. е. не попала в строку 25 следующих деклараций). Иначе это уже может трактоваться как занижение суммы бюджетного возмещения в одном периоде и его завышение в другом с соответствующими финансовыми санкциями.* Разве что должностным лицам при проверке в таком случае может грозить админштраф за нарушение порядка ведения налогового учета согласно ст. 1631 КоАП (в размере от 5 до 10 ннмдг, т. е. от 85 до 170 грн.).
Подтверждают это и разъяснения контролирующих органов (
письмо ГНАУ от 30.01.2009 г. № 1793/7/16-1517-07 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 20; п. 17 письма ГНАУ от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 47). Так, рассматривая случай занижения суммы бюджетного возмещения, выявленный по результатам проверки, ГНАУ при этом выделяла 3 возможных ситуации (см. таблицу, принятое сокращение: БВ — бюджетное возмещение):
Если проверкой выявлено занижение суммы бюджетного возмещения
Ситуации | Примечания |
1. Сумма занижения БВ уже полностью сыграла в уменьшение налоговых обязательств будущих периодов
| В таком случае по результатам проверки сумма заниженного бюджетного возмещения налоговиками не определяется (так как «минус» уже самостоятельно зачтен налогоплательщиком при определении очередных платежей в бюджет); ни к каким корректировкам в налоговом учете это не приводит (дополнительные налоговые обязательства налогоплательщику по результатам проверки не начисляются)
|
2. Сумма занижения БВ сыграла в уменьшение налоговых обязательств лишь частично, остальная ее часть до сих пор учитывается в строке 26 текущей декларации
| По результатам проверки налоговики:
|
3. Сумма занижения БВ в дальнейшем заявлена налогоплательщиком как бюджетное возмещение
| Этот вариант наиболее неблагоприятен для налогоплательщика.
|
Один из возможных вариантов развития второй ситуации проиллюстрируем следующим примером.
Пример
. Допустим, проверкой выявлено, что в январе 2010 года налогоплательщиком не заявлено бюджетное возмещение в сумме 15000 грн. (т. е. в поданной январской декларации весь остаток отрицательного значения (20000 грн.) из строки 23.2 перешел в строку 26 декларации, в то время как 15000 грн. из него следовало заявить как бюджетное возмещение, и лишь 5000 грн. перенести в строку 26). В таком случае обнаруженную при проверке сумму занижения БВ согласно п.п. 5.12.6 Порядка № 166 со знаком «-» (т. е. «-15000») налогоплательщик отражает в строке 23.4 декларации, следующей за периодом проверки; при этом, предположим, что по итогам февраля выходит НДС к уплате в сумме 55000 грн. (см. таблицу):
В данном случае нужно учитывать, что хотя по строке 27 декларации выходит сумма к уплате 55000 грн., из нее фактически уплатить налогоплательщику предстоит лишь 40000 грн., так как выведенные по итогам проверки по строке 23.4 декларации 15000 грн. уже будут учитываться в карточке лицевого счета в уменьшение возникающих налоговых обязательств, а значит, будут засчитываться в счет уплаты НДС.
Заметим, строка 23.4 декларации также будет заполняться и в случае, если по результатам налоговой проверки происходит увеличение или уменьшение остатка отрицательного значения,
т. е. проверяющими обнаружены
— увеличение остатка отрицательного значения (что возможно, к примеру, при выявлении проверяющими ошибочного занижения задекларированной налогоплательщиком суммы налогового кредита и/или завышения налогового обязательства), то сумму такого доначисления со знаком «+» налогоплательщик отражает в строке 23.4 декларации, следующей за периодом проверки, в результате чего на нее соответственно будет увеличен показатель строки 26;
— уменьшение остатка отрицательного значения (что может случиться в результате выявления проверяющими ошибочного завышения задекларированной налогоплательщиком суммы налогового кредита и/или занижения налогового обязательства), то такую сумму выявленного проверкой уменьшения со знаком «-» налогоплательщик покажет в строке 23.4 декларации, следующей за периодом проверки, что, в свою очередь, приведет к уменьшению на эту же сумму показателя строки 26.
И все же учитывая, что ситуации могут оказаться не очень приятными для налогоплательщика и порой, как видно из таблицы, иметь даже штрафоопасные последствия, то, обнаружив ошибки, налогоплательщику лучше их исправить самостоятельно.
Самостоятельное исправление ошибки.
Как известно, существует два способа исправления ошибок — в текущей декларации или через уточняющий расчет. Вместе с тем, поскольку специальных строк для исправления ошибок в итоговых строках декларации не предусмотрено (т. е. строк, аналогичных «ошибочным» строкам 8.1 и 16.1, в итоговой части декларации нет), в данном случае исправить ошибки, допущенные по строке 26 декларации, налогоплательщик сможет, отдав предпочтение второму способу — уточняющему расчету (помня при этом, что одним уточняющим расчетом могут быть исправлены ошибки только одной ранее поданной декларации, п. 4.4 Порядка № 166).Об этом говорилось и в
письмах ГНАУ от 30.01.2009 г. № 1793/7/16-1517-07 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 20 и от 01.04.2009 г. № 6810/7/16-1517, где указывалось на возможность самостоятельного исправления ошибок налогоплательщиком в этом случае(т. е. налоговики признают за налогоплательщиком право на исправление таких ошибок) и отмечалось, что для проведения исправлений налогоплательщик может подать уточняющий расчет (при необходимости вместе с заполненными приложениями 2 и 3 к декларации).
Так, к примеру, исправляя ошибки, связанные с добровольным недекларированием бюджетного возмещения, в таком уточняющем расчете:
— соответствующим образом будут заполнены строки 1, 6, 7, 8 (в строках 2 — 5 проставляются прочерки);
— при этом «ошибочная» сумма занижения бюджетного возмещения отражается (как уменьшение суммы, подлежащей включению в состав отрицательного значения) по строке 8.6 уточняющего расчета и одновременно (как увеличение декларируемой в ходе исправления ошибки суммы бюджетного возмещения) по строке 8.7 (на счет в банке) или 8.9 (в счет уменьшения налоговых обязательств будущих налоговых периодов) — в зависимости от выбранного предприятием способа получения возмещаемой суммы.
После таких исправлений не следует забывать, что значение строки 8.6 уточняющего расчета со знаком «-» предстоит перенести в строку 23.3* следующей декларации. Это необходимо для того, чтобы учесть осуществленные исправления и исключить влияние ошибочной суммы на расчет бюджетного возмещения будущих периодов.
*Заметим, что в форме уточняющего расчета до сих пор так и не учтены изменения, внесенные в прошлом в НДС-отчетность приказом ГНАУ от 21.01.2009 г. № 8, и потому по-прежнему в его строках 8.5 и 8.6 присутствует ссылка на строку 23.4 декларации.
Рассмотрим пример.
Пример
. В январе 2010 года налогоплательщик обнаружил, что в прошлых периодах:— в ноябрьской декларации 2009 года при наличии соответствующих оплат поставщикам не заявлено бюджетное возмещение (занижено БВ) в сумме 10000 грн.;
— в декабре 2009 года (также при наличии проплат поставщикам) не заявлено бюджетное возмещение в сумме 4000 грн.
Предположим, налогоплательщик решил исправить ситуацию и заявить ранее незаявленное возмещение на счет в банке. При этом строки деклараций оказались заполненными следующим образом:
В данном случае, исправляя ситуацию и заявляя заниженную сумму возмещения на счет в банке, налогоплательщик подает для этого два уточняющих расчета (УР):
— 1-й УР — к декларации за ноябрь (которым заявляет возмещение в размере 10000 грн.)
Код рядка | Показники | Загальна сума | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
1 | Сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (за кодами рядків декларації): | х | ||||
1.1 | код | 20 | 21 | 22 | 22.1 | |
1.2 | сума ПДВ | — | 6000 | — | — | |
1.3 | код | 22.2 | 23 | 23.1 | 23.2 | |
1.4 | сума ПДВ | 6000 | 10000 | 10000 | — | |
1.5 | код | 23.3 | 23.4 | 24 | 25 | |
1.6 | сума ПДВ | — | — | 10000 | — | |
1.7 | код | 25.1 | 25.2 | 26 | 27 | |
1.8 | сума ПДВ | — ** | — ** | 10000 | — | |
1.9 | ** з цієї суми відшкодовано | — | — | — | — | |
… | … |
|
|
|
|
|
6 | Уточнення показників рядків 20 — 26 декларації: | х | ||||
6.1 | код | 20 | 21 | 22 | 22.1 | |
6.2 | сума ПДВ | — | — | — | — | |
6.3 | код | 22.2 | 23 | 23.1 | 23.2 | |
6.4 | сума ПДВ | — | — | — | — | |
6.5 | код | 23.3 | 23.4 | 24 | 25 | |
6.6 | сума ПДВ | — | — | — | +10000 | |
6.7 | код | 25.1 | 25.2 | 26 | 27 | |
6.8 | сума ПДВ | +10000** | — ** | -10000 | — | |
6.9 | ** з цієї суми відшкодовано | — | — | — | — | |
7 | Уточнена сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (з урахуванням виправлення помилки, за кодами рядків декларації): | х | ||||
7.1 | код | 20 | 21 | 22 | 22.1 | |
7.2 | сума ПДВ | — | 6000 | — | — | |
7.3 | Код | 22.2 | 23 | 23.1 | 23.2 | |
7.4 | сума ПДВ | 6000 | 10000 | 10000 | — | |
7.5 | Код | 23.3 | 23.4 | 24 | 25 | |
7.6 | сума ПДВ | — | — | 10000 | 10000 | |
7.7 | Код | 25.1 | 25.2 | 26 | 27 | |
7.8 | сума ПДВ | 10000** | — ** | — | — | |
7.9 | ** з цієї суми відшкодовано | — | — | — | — | |
8 | Розрахунки у зв'язку з виправленням помилки: | — | ||||
… |
|
| ||||
8.6 | зменшення суми, що підлягала зарахуванню до складу податкового кредиту наступного податкового періоду (значення цього рядка переноситься до рядка 23.4 податкової декларації наступного звітного періоду) | 10000 | ||||
8.7 | збільшення суми, що підлягала бюджетному відшкодуванню на рахунок платника у банку | 10000 | ||||
… | … |
|
При этом, учитывая, что показатели такого уточняющего расчета затрагивают строки 24 и 25 декларации, вместе с ним налогоплательщику предстоит подать приложения 2 и 3, заполненные на правильную сумму заявляемого возмещения (10000 грн.), а также приложение 4 (заявление о возврате суммы бюджетного возмещения).
— 2-й УР — к декларации за декабрь (которым будет дозаявлено возмещение в размере 4000 грн.):
Код рядка | Показники | Загальна сума | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
1 | Сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (за кодами рядків декларації): | х | ||||
1.1 | код | 20 | 21 | 22 | 22.1 | |
1.2 | сума ПДВ | 2000 | — | — | — | |
1.3 | код | 22.2 | 23 | 23.1 | 23.2 | |
1.4 | сума ПДВ | — | 16000 | 6000 | 10000 | |
1.5 | код | 23.3 | 23.4 | 24 | 25 | |
1.6 | сума ПДВ | — | — | 14000 | — | |
1.7 | код | 25.1 | 25.2 | 26 | 27 | |
1.8 | сума ПДВ | — ** | — ** | 14000 | — | |
1.9 | ** з цієї суми відшкодовано | — | — | — | — | |
… | … |
|
|
|
| |
6 | Уточнення показників рядків 20 — 26 декларації: | х | ||||
6.1 | код | 20 | 21 | 22 | 22.1 | |
6.2 | сума ПДВ | — | — | — | — | |
6.3 | код | 22.2 | 23 | 23.1 | 23.2 | |
6.4 | сума ПДВ | — | -10000 1) | — | -10000 1) | |
6.5 | код | 23.3 | 23.4 | 24 | 25 | |
6.6 | сума ПДВ | — | — | — 10000 1) | +4000 | |
6.7 | код | 25.1 | 25.2 | 26 | 27 | |
6.8 | сума ПДВ | + 4000** | — ** | — 14000 1) | — | |
6.9 | ** з цієї суми відшкодовано | — | — | — | — | |
7 | Уточнена сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (з урахуванням виправлення помилки, за кодами рядків декларації): | х | ||||
7.1 | код | 20 | 21 | 22 | 22.1 | |
7.2 | сума ПДВ | 2000 | — | — | — | |
7.3 | код | 22.2 | 23 | 23.1 | 23.2 | |
7.4 | сума ПДВ | — | 6000 | 6000 | — | |
7.5 | код | 23.3 | 23.4 | 24 | 25 | |
7.6 | сума ПДВ | — | — | 4000 | 4000 | |
7.7 | код | 25.1 | 25.2 | 26 | 27 | |
7.8 | сума ПДВ | 4000** | — ** | — | — | |
7.9 | ** з цієї суми відшкодовано | — | — | — | — | |
8 | Розрахунки у зв'язку з виправленням помилки: |
| ||||
… |
|
|
|
|
|
|
8.6 | зменшення суми, що підлягала зарахуванню до складу податкового кредиту наступного податкового періоду (значення цього рядка переноситься до рядка 23.4 податкової декларації наступного звітного періоду) | 4000 | ||||
8.7 | збільшення суми, що підлягала бюджетному відшкодуванню на рахунок платника у банку | 4000 | ||||
… | … |
| ||||
1) Для того чтобы выйти на правильные показатели декабрьской декларации, полагаем, в строке 6 второго уточняющего расчета повторно можно отразить уже исправленную первым УР сумму заявляемого возмещения в размере 10000 грн., не включая ее, однако, в итоговую строку 8 второго УР (о чем, возможно, стоит приложить письменные пояснения к уточняющему расчету). При этом в строке 8 второго уточняющего расчета следует указать только сумму дозаявляемого бюджетного возмещения в размере 4000 грн. |
Учитывая, что показатели второго уточняющего расчета также затрагивают строки 24 и 25 декларации, вместе с ним (как и в случае с первым УР) предстоит подать приложения 2 и 3, заполненные на правильную сумму заявляемого возмещения (4000 грн.), а также приложение 4.
В дальнейшем исправления, проведенные через такие УР, налогоплательщику предстоит учесть при составлении следующей декларации (так, если УР, скажем, подаются в январе, то при составлении декларации за февраль), а именно перенести в строку 23.3 следующей декларации (со знаком «-») значения из строк 8.6 таких УР. А стало быть, в строку 23.3 декларации за февраль попадет сумма «-14000».
В заключение заметим: в последнее время от налогоплательщиков стали поступать известия об отказах на местах в принятии деклараций с заполненной строкой 26. Не исключено, что они навеяны
телеграммой ГНАУ «О задачах по контролю за формированием налогового кредита» от 12.04.2010 г. № 7186/7/99-1 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 35, с. 4), призванной пристальнее присмотреться к декларируемому по строке 26 накопленному отрицательному значению. Конечно же, подобные требования лишены под собой законных оснований и нарушают установленный порядок заполнения декларации по НДС. Сталкиваясь с такими сложностями, можно посоветовать воспользоваться вариантом подачи отчетности по почте, особенности которого подробно рассматривались в статье «Как предоставить налоговую отчетность без посещения налоговой инспекции» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 23.К тому же хотим предупредить, что на рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект (принят пока в первом чтении), временно ограничивающий возможность переноса значения строки 26 в строку 23.2 следующих деклараций. Предполагается, что такой отрицательный остаток из строки 26 в течение 2010 года будет учитывается отдельно и его включение в привычном порядке в состав налогового кредита следующего периода возобновится с 2011 года. Но все это станет реальностью лишь после принятия проекта в целом и его вступления в силу, о чем мы незамедлительно сообщим.