Темы статей
Выбрать темы

Подаем финотчетность госрегистратору

Редакция НиБУ
Статья

Подаем финотчетность госрегистратору

 

С 2007 года в законодательстве для субъектов хозяйствования предусмотрена обязанность подавать годовую финансовую отчетность госрегистратору по местонахождению регистрационного дела. Сделать это нужно до 1 июня. Поэтому не мешкайте. Об особенностях выполнения этой обязанности расскажем в статье.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон о госрегистрации

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон о КРУ

— Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Нормативы № 1149

— Нормативы и нормативные сроки пересылки почтовых отправлений и почтовых переводов, утвержденные приказом Минсвязи от 12.12.2007 г. № 1149.

Порядок № 419

— Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

 

Какие предприятия должны подавать отчетность?

Обязанность подачи финотчетности государственному регистратору предусмотрена

ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете. Она установлена для юридических лиц, созданных согласно законодательству Украины, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, кроме бюджетных учреждений.

Следует отметить, что поскольку к предприятиям согласно

ч. 1 ст. 2 Закона о бухучете относятся также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, формально обязанность по подаче отчетности госрегистратору распространяется и на них. В то же время, учитывая, что целью ее установления было включение соответствующей информации в Единый государственный реестр, подача финотчетности госрегистратору представительствами иностранных субъектов не имеет смысла, поскольку Единый госреестр сведений о них не содержит.

 

Какая финансовая отчетность подается?

Госрегистратору подаются только Баланс и Отчет о финансовых результатах

. Обращаем внимание: субъекты малого предпринимательства подают их по упрощенной форме — соответственно формы № 1-м и № 2-м, другие предприятия — формы № 1 и № 2 (см. также письмо Госпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332).

Никакие другие документы, в том числе аудиторское заключение, которое подтверждало бы достоверность Баланса и Отчета о финансовых результатах, подавать не нужно (

письмо Госпредпринимательства от 26.03.2008 г. № 2575 // см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30, с. 23).

Указанные формы отчетности подаются

за прошлый отчетный год. Следовательно, в этом году до 1 июня следует подать отчетность за 2009 год.

Фактически это те же данные, которые подаются в органы статистики. Недаром в свое время Госпредпринимательства настаивал, чтобы Баланс и Отчет подавались с отметками органов статистики

(письмо Госпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332). Однако Госкомстат не поддержал эту точку зрения (письмо от 14.03.2007 г. № 04/4-6/103 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 33, с. 38). В дальнейшем Госпредпринимательства был вынужден высказаться более лояльно, признав, что госрегистратор должен принять отчетность и без отметки органов статистики (см. письмо Госпредпринимательства от 30.05.2007 г. № 3846).

Таким образом, предприятия могут составить Баланс и Отчет по меньшей мере в трех или даже четырех экземплярах. Первые два экземпляра предоставляются в органы статистики: один остается у органа статистики, второй с отметкой этого органа возвращается предприятию. Третий экземпляр передается государственному регистратору. Если Баланс и Отчет будут подаваться ответственным работником предприятия непосредственно госрегистратору, то четвертый экземпляр с отметкой последнего о приеме также останется у предприятия.

На практике применяют и другой вариант. Сканируют второй экземпляр Баланса и Отчета, которые подавались в орган статистики и содержат его отметку (хотя, как мы указывали, такая отметка не является обязательной для подачи финотчетности госрегистратору). Такие отсканированные документы, дополнительно заверенные «живыми» подписями лиц, которые подписали оригиналы, в дальнейшем подают госрегистратору. Дополнительно проставлять печать на Балансе и Отчете не нужно. На необязательный характер этого реквизита указал Госкомстат в

письме от 17.02.2010 г. № 19-18/48. Хотя для избежания возможных споров с госрегистратором печать целесообразно все же проставить.

Поскольку отчетность подается за прошлый год, логично, что созданные в текущем году предприятия отчетность госрегистратору не подают.

Если же предприятие было зарегистрировано в прошлом году, скажем, в ноябре, оно должно было подать отчетность в отдел статистики за 2009 год (фактически по результатам двух месяцев — ноября и декабря) и до 1 июня 2010 года должно подать отчетность госрегистратору

(письмо Госпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332).

 

Каким способом финотчетность подается госрегистратору?

Предприятие может подать финотчетность одним из трех возможных способов:

1)

лично;

2)

по почте (заказным письмом);

3)

в электронном виде.

При направлении отчетности заказным письмом целесообразно оформить опись вложения. При этом требование о нотариальном удостоверении подписей на отчетности не выдвигается (

письмо Госпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332).

Для того чтобы подать финотчетность в электронном виде, нужно прежде всего иметь электронные цифровые подписи руководителя и главбуха, а также электронную цифровую печать юридического лица. Предприятия, подающие отчетность в электронной форме, например, в налоговую, имеют такие электронные подписи и печать. Их можно использовать и для подачи финотчетности.

Затем нужно загрузить бесплатное программное обеспечение АРМ «Внесення фінансової звітності ЄДР», которое размещено по адресу: http://www.irc.gov.ua/ua/registers/EDR.html (сайт Государственного предприятия «Информационно-ресурсный центр»). По вопросам технической поддержки следует обращаться по тел. (044) 481-49-27, или на e-mail: finedr@irc.gov.ua.

В инструкции пользователя к этому программному обеспечению предоставлена детальная информация о порядке подготовки и подачи финансовой отчетности. Созданные с помощью этой программы файлы Баланса и Отчета можно направить государственному регистратору одним из трех способов:

— с помощью программы АРМ «Внесення фінансової звітності ЄДР»;

— направить государственному регистратору через Интернет;

— передать на электронном носителе (дискете, карте флеш-памяти или диске).

В последнем случае электронный носитель может передаваться госрегистратору лично или же, опять-таки, заказным письмом.

Следовательно, вариантов подачи достаточно. Предприятие может выбрать наиболее удобный для себя.

 

Какой предельный срок подачи отчетности?

Отчетность подается не позднее чем

до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 14 Закона о бухучете). Таким образом, последним днем подачи является 31 мая.

Датой подачи финансовой отчетности для предприятия считается

день фактической ее передачи по принадлежности, а в случае направления ее по почте — дата получения адресатом отчетности, указанная на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата (п. 4 Порядка № 419).

Такое правило, закрепленное

Порядком № 419, требует от субъектов хозяйствования учитывать нормативные сроки пересылки писем (см. таблицу), установленные Нормативами № 1149. Например, последним днем подачи финотчетности в текущем году является 31 мая. Если отчетность пересылается обычным заказным письмом в пределах одного населенного пункта (города), норматив в этом случае — 4 дня (включая день подачи на почту отправителя или опускания в почтовый ящик и день получения почтой адресата). Дополнительно следует учесть выходные дни объектов почтовой связи, и если они приходятся на время между датой подачи отчета на почту (опускания в почтовый ящик) и датой получения адресатом, на эти дни нормативный срок увеличивается. В этом году выходными являются 29 и 30 мая, нормативный срок составляет 4 дня, следовательно, направить финотчетность по почте (опустить в ящик) следует не позднее 26 мая.

 

Нормативные сроки пересылки писем (без учета выходных дней субъектов почтовой связи)

№ п/п

В пределах каких населенных пунктов пересылается письмо

Вид писем

простые

заказные

обычные

приоритетные

обычные

приоритетные

1

В пределах одного населенного пункта, а в сельской местности — в пределах территории, обслуживаемой одним субъектом почтовой связи

3

2

4

3

2

В пределах области и между областными центрами Украины (в том числе для городов Киева, Симферополя и Севастополя)

4

2

5

3

3

Между районными центрами разных областей Украины (в том числе для городов областного подчинения)

5

3

6

4

4

Между другими населенными пунктами разных областей Украины

6

5

7

6

 

Отметим также, что если дата подачи отчетности приходится на нерабочий день, срок подачи переносится на первый после выходного рабочий день (

п. 10 Порядка № 419).

 

Санкции за неподачу или несвоевременную подачу отчетности

Это вопрос детально уже рассматривался (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 56, с. 19). Тогда нами был сделан вывод, что действующее законодательство не содержит санкций за неподачу или несвоевременную подачу финотчетности госрегистратору. С того времени в этой части законодательство изменений не претерпело. Это признает и Госпредпринимательства, указывая в

письме от 16.03.2007 г. № 1897 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007 № 33, с. 28), что штрафные (финансовые) санкции в отношении субъектов хозяйствования (и/или их служебных лиц), которые не отчитались перед государственным регистратором, законами о бухучете и о госрегистрации не установлены.

Правда, одновременно с этим Госпредпринимательства указал на возможность наложения штрафа на должностных лиц по

ст. 1642 КУоАП за нарушение законодательства по финансовым вопросам, в частности, за внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, неподачу финансовой отчетности — в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 грн. до 255 грн.).

Правда, угроза применения этой нормы является чрезвычайно низкой. Во-первых, в соответствии со

ст. 2341 КУоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1642 КУоАП,рассматривают органы КРУ. А согласно ст. 2 Закона о КРУ полномочия этих органов по контролю распространяются только на министерства; другие органы исполнительной власти; на государственные фонды; на бюджетные учреждения; на субъектов хозяйствования государственного сектора экономики; на предприятия и организации, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество. Поэтому основная часть предприятий вообще неподконтрольна КРУ. Поэтому к таким предприятиям даже теоретически применить штраф по ст. 1642 КУоАП невозможно. Во-вторых, указанное нарушение нельзя считать нарушением законодательства по финансовым вопросам, поскольку нарушается норма, направленная на обеспечение доступа к сведениям, которые должен содержать Единый государственный реестр.

По логике осуществлять контроль за своевременной подачей отчетности должен госрегистратор. Но сам Госпредпринимательства признает, что

в полномочия госрегистратора не входит контроль за соблюдением сроков подачи отчетности (письмо от 03.07.2007 г. № 4777 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 68, с. 13).

Таким образом, законодательство устанавливает обязанность подавать финотчетность госрегистратору, но не предусматривает ответственность за ее невыполнение. Как следствие, на практике финотчетность принимают, несмотря на нарушение сроков. Поэтому, если предприятие не подавало отчетность, например, за 2008 год, ее могут принять даже в 2010 году.

В любом случае советуем подавать финотчетность госрегистратору вовремя, чтобы не было проблем в случае возникновения необходимости осуществления других регистрационных действий. Например, если предприятие будет вносить изменения в свои регистрационные данные, госрегистратор может отказывать в их проведении, пока не будет подана финотчетность. Фактически госрегистратор не имеет права отказывать на этом основании (см. ст. 19 и ст. 29 Закона о госрегистрации), но чтобы доказать это, предприятию придется обжаловать действия государственного регистратора в суде. Так зачем же провоцировать потенциально конфликтную ситуацию? Тем более что предприятие обязано подавать такую отчетность, если даже и не несет ответственности за ее неподачу.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше