Правила игры для малого бизнеса: перспективные новации
Начиная с 1 января 2011 года правила игры на налоговом поле для субъектов предпринимательской деятельности, работающих на упрощенной системе налогообложения, могут измениться. И изменения эти, по всей видимости, будут довольно серьезными. О многих из них вы узнаете из предлагаемой статьи.
Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Внедренная в
Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (далее — Указ № 727) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности существует уже более 11 лет. Причем количество субъектов хозяйствования, желающих работать на этой системе, увеличивается из года в год. Однако с момента своего появления эффективная по сути идея упрощенного налогообложения «пополнилась» столькими условностями и ограничениями, что постепенно превратилась в свод неузаконенных, противоречащих друг другу фискальных норм и правил, уследить за которыми становится все сложнее и сложнее.Похоже, что над решением накопившихся проблем всерьез задумался Госкомпредпринимательства. Не так давно этот комитет разработал и разместил на своем сайте (www.dkrp.gov.ua)
Концепцию проекта Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Концепция), определяющую необходимость законодательного урегулирования применения упрощенной системы налогообложения. Планируется, что закон, который будет принят на основе данной концепции, начнет действовать с 1 января 2011 года.Сегодня мы рассмотрим главные положения Концепции, которые наверняка будут интересны широкому кругу наших читателей.
Виды деятельности, заниматься которыми на едином налоге может быть запрещено
По мнению Госкомпредпринимательства упрощенная система налогообложения должна быть направлена на поддержку лишь тех слоев малого бизнеса, которые действительно в ней нуждаются и которые собственным трудом создают продукт для удовлетворения потребностей населения. А вот использование данной системы в определенных видах деятельности, которые по своей сути можно рассматривать как «сверхприбыльные», или тех видах деятельности, ведение которых не требует никаких капитальных вложений и материальных затрат в создание продукции, реализуемой потребителям (т. е. приносящих «пассивные» доходы),
является недопустимым. Так, концепция предусматривает ограничения в применении упрощенной системы налогообложения для более чем 16 видов деятельности. Планируется, что на едином налоге не смогут работать субъекты хозяйственной деятельности, которые:— проводят деятельность в сфере игорного бизнеса (напомним, что на сегодня данный вид деятельности вообще запрещен);
— осуществляют обмен иностранной валюты;
— являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом, оптовой и розничной торговлей подакцизными товарами (за исключением физлиц, деятельность которых связана с розничной продажей пива);
— осуществляют оптовую и розничную продажу горюче-смазочных материалов (кроме розничной продажи ГСМ в емкостях до 10 л);
— осуществляют добычу и производство драгоценных металлов и драгоценного камня, драгоценного камня органогенного происхождения; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию в соответствии с
Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»;— осуществляют деятельность, связанную с организацией торговли, предоставлением услуг по созданию надлежащих условий для осуществления торговли прочими физическими или юридическими лицами и арендой торговых мест на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров и/или в торговых объектах;
— проводят совместную деятельность, определенную
п. 7.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»;— осуществляют добычу и реализацию полезных ископаемых;
— предоставляют в аренду земельные участки/или их части;
— предоставляют в аренду жилые и нежилые помещения (сооружения, здания) общей площадью свыше 150 кв. м.;
— осуществляют деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;
— осуществляют продажу товаров (услуг) через сеть Интернет;
— предоставляют услуги в сфере телерадиовещания согласно
Закону Украины «О телевидении и радиовещании»;— предоставляют услуги мобильной связи;
— осуществляют оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле;
— субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере финансового посредничества, банки.
Что касается
физлиц-предпринимателей, то им, помимо всего прочего, может быть запрещено:— предоставлять услуги по перевозке граждан;
— осуществлять аудиторскую, рекламную, бухгалтерскую, адвокатскую деятельность; деятельность в сфере права, инжиниринга; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке имущества.
Кроме того, планируется расширить перечень субъектов хозяйствования, которые не смогут находиться на упрощенной системе налогообложения. В него вошли:
— страховые брокеры, страховые агенты;
— кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, прочие финансовые учреждения, определенные законом;
— регистраторы ценных бумаг;
— арбитражные управляющие;
— юридические лица, в уставном фонде которых совокупность долей, принадлежащих прочим субъектам хозяйствования — юридическим лицам, которые не являются плательщиками единого налога, равно или превышает 25 %;
— представительства, филиалы, отделения и прочие обособленные подразделения юридического лица, которые не являются плательщиками единого налога;
— нерезиденты и/или лица без гражданства.
Кто не сможет быть плательщиком единого налога
Упрощенная система налогообложения по-прежнему остается доступной как для физических лиц — предпринимателей, так и для юридических лиц. Вот только критерии перехода на эту систему в некоторой степени изменятся. Приведем их в табл. 1:
Таблица 1
Критерии перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности
Субъект хозяйствования | Действующие критерии | Критерии, предусмотренные в Концепции | ||
годовой объем выручки | численность наемных работников | годовой объем выручки | численность наемных работников | |
Физическое лицо — предприниматель | 500 тыс. грн. | В трудовых отношениях находится не более 10 человек | 600 тыс. грн. | В трудовых отношениях находится не более 10 человек |
300 тыс. грн. (альтернативный вариант) | — (альтернативный вариант) | |||
Юридическое лицо | 1 млн грн. | Среднеучетная численность наемных работников не превышает 50 человек | 3 млн грн. | Среднеучетная численность наемных работников не превышает 50 человек |
Обратите внимание, что для
физических лиц Концепцией предусмотрено сразу два варианта критериев отбора плательщиков единого налога:—
первый вариант устанавливает ограничение по объему выручки до 600 тыс. грн. в год и по численности наемных работников — не более 10 человек. В случае превышения 600-тысячного предела предприниматель получит возможность перейти в статус юридического лица с уплатой единого налога по ставке 6 или 10 %;—
второй (альтернативный) вариант является более «жестким». В соответствии с ним работать на едином налоге смогут лишь те предприниматели, у которых годовой объем выручки не превышает 300 тыс. грн. При этом такие лица не будут иметь права на использование наемного труда в своей предпринимательской деятельности.Как видим, эти два варианта являются
взаимоисключающими, а значит, в закон попадет какой-то один из них. Будем надеяться, что законодатели изберут более лояльный, т. е. первый вариант критериев отбора плательщиков единого налога.
База налогообложения и ставки единого налога
Как и прежде,
базой обложения единым налогом остается выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг). При этом под выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) следует понимать всю сумму, полученную на расчетный счет и/или в кассу субъекта малого предпринимательства за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг) в наличной и (или) безналичной форме расчетов за отчетный (налоговый) период, без учета налога на добавленную стоимость (за исключением юридических лиц, избравших ставку налогообложения в размере 10 % и физических лиц, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость).По сути, это определение аналогично хорошо знакомому нам определению из
Указа № 727. Однако в нем есть одно важное уточнение — сумма выручки исчисляется без учета НДС. То есть при исчислении единого налога выручку придется уменьшать на сумму НДС (за некоторыми исключениями, упомянутыми в самом определении).На данный момент
Указ № 727 подобного уменьшения не предусматривает, поэтому единый налог мы всегда рекомендовали рассчитывать исходя из всей суммы полученных денежных средств.Теперь что касается ставок единого налога. Революционной новацией рассматриваемого нами документа стало введение прогрессивной шкалы налогообложения
с повышенными ставками единого налога (см. табл. 2). Введение подобной шкалы означает ужесточение фискального давления на единоналожников. Так, к примеру, юрлицам, объем выручки которых превысил 1 млн грн., придется применять ставку налогообложения в размере 9 % (с уплатой НДС) или 12 % (без уплаты НДС), а при увеличении объема выручки с 2 до 3 млн грн. — 12 % (с уплатой НДС) и 15 % (без уплаты НДС). По нашему мнению, такой размер ставок ЕН нивелирует положительный эффект от увеличения максимально допустимого оборота с 1 млн грн. до 3 млн грн.Усиление налогового бремени почувствуют и физлица-предприниматели, сдающие в аренду жилые и нежилые помещения. Для них установлена не фиксированная сумма налога, а ставка в размере 6 % (при объеме выручки до 300 тыс. грн.) или 10 % (при объеме выручки от 300 до 600 тыс. грн.).
Таблица 2
Прогрессивная шкала ставок единого налога
Плательщик ЕН | Объем выручки | Ставка ЕН |
Физлица-предприниматели | До 300 тыс. грн. | Нулевая ставка*(для деятельности по предоставлению в аренду жилых помещений — 6 %) |
От 300 тыс. грн. до 600 тыс. грн. | От 200 до 1000 грн. в зависимости от вида деятельности и объема выручки** | |
Физлица-предприниматели, предоставляющие в аренду жилые и нежилые помещения | От 300 тыс. грн. до 600 тыс. грн. | 10 % |
Юридические лица | До 1 млн грн. | 6 % (с уплатой НДС) или 10 % (без уплаты НДС) |
От 1 млн грн. до 2 млн грн. | 9 % (с уплатой НДС) или 12 % (без уплаты НДС) | |
От 2 млн грн. до 3 млн грн. | 12 % (с уплатой НДС) или 15 % (без уплаты НДС) | |
*Единый налог предприниматели фактически не платят, но при этом они обеспечивают обязательную уплату минимальных взносов на общеобязательное государственное страхование, как за себя, так и за наемных работников. ** Конкретный размер ставок единого налога (по видам деятельности и объему выручки) устанавливается органом местной власти (сельским, поселковым, городским советом), на территории которого осуществляется хозяйственная деятельность. |
Какие налоги не будет платить единоналожник
Согласно представленной концепции перечень налогов и сборов, плательщиком которых
не является единоналожник, сократится до 5 наименований. В обновленный перечень попали:— налог на прибыль предприятий;
— налог с доходов физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица и облагаемых в соответствии с этим Законом;
— налог на добавленную стоимость (за исключением юридических лиц, избравших ставку налогообложения в размере 6 %);
— плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;
— коммунальный налог.
Все остальные общегосударственные и местные налоги и сборы (обязательные платежи), от которых единоналожник не освобожден, будут уплачиваться им на общих основаниях (конечно, если единоналожник попадает в категорию плательщиков таких обязательных платежей). Не являются исключением также взносы в
Пенсионный фонд и фонды общеобязательного государственного социального страхования. Планируется, что уплата этих взносов будет осуществляться в общем порядке согласно законодательству по вопросам пенсионного и социального страхования.Напомним, что в настоящее время плательщики единого налога вместе с другими субъектами хозяйствования начисляют взнос в Пенсионный фонд (основание —
ст. 15 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV), а уплачивают его за вычетом части суммы уплаченного единого налога, перечисленного Госказначейством в Пенсионный фонд. Подробно о действующем порядке уплаты единоналожниками взносов в Пенсионный фонд и фонды общеобязательного государственного социального страхования можно прочитать в статье «Так ли един единый налог, или Какие налоги (не) платит единоналожник», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 98, с. 23.
Легализация трудовых отношений и усиление ответственности
Судя по всему, Госкомпредпринимательства намерен принять решительные меры для легализации трудовых отношений с наемными работниками единоналожников. Для этого комитет предлагает ввести в
Закон Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» соответствующую норму, которая бы обязывала единоналожников осуществлять архивацию документов, содержащих информацию о наемных работниках и выплаченных им доходах.Кроме того, предполагается усилить ответственность единоналожников за использование труда наемных работников без оформления с ними трудовых отношений. Подобное нарушение может грозить штрафными санкциями в размере от 500 до 1000 минимальных заработных плат и аннулированием Свидетельства плательщика единого налога. За систематическое нарушение законодательства о труде сумма штрафа возрастает до
5 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.Отдельно предусматривается ответственность за превышение предельного объема выручки, осуществление запрещенных видов деятельности и видов расчетов.
Перечень нарушений и размеры штрафных санкций, которые могут быть применены к единоналожнику, приведем в табл. 3.
Таблица 3
Ответственность плательщиков единого налога
№ п/п | Вид нарушения | Ответственность |
1 | 2 | 3 |
1 | Неоформление трудовых отношений | Штрафные санкции в размере от 500 до 1000 минимальных заработных плат и аннулирование свидетельства плательщика единого налога. За систематическое нарушение законодательства о труде применяется штраф в размере 5 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан |
2 | Превышение предельного объема выручки | 15 % от суммы превышения (для физического лица) 20 % от суммы превышения (для юридического лица) |
3 | Осуществление деятельности, не указанной в Свидетельстве плательщика единого налога | Полученный доход облагается по правилам, установленным для общей системы налогообложения |
4 | Осуществление бартерных операций | |
5 | Отмывание денежных средств при участии плательщика единого налога | Лишение свободы сроком до 5 лет |
В заключение отметим, что положения
Концепции находятся в стадии обсуждения и, разумеется, не все они найдут отражение в Законе Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Однако ознакомление с данной концепцией поможет налогоплательщикам понять общую идею грядущих изменений.