Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Выездная торговля: некоторые актуальные вопросы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2010/№ 41
Печать
Статья

Выездная торговля: некоторые актуальные вопросы

 

Выездная торговля является довольно распространенным видом предпринимательской деятельности среди украинских субъектов хозяйствования. Это особенно заметно, когда вовсю разворачиваются летние кафе и различные точки для сезонной продажи товаров. Как грамотно организовать выездную торговлю, чтобы не вызывать претензий контролирующих органов? Ответ на этот и некоторые другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон о лицензировании

— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 2806

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Указ № 761

— Указ Президента Украины «Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора» от 28.06.99 г. № 761/99.

Декрет № 56-93

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Порядок № 833

— Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Перечень № 1336

— Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Положение № 1077

— Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

Концепция № 1065

— Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности, утвержденная постановлением КМУ от 22.08.2007 г. № 1065.

Правила № 185

— Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Правила № 198

— Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Правила № 219

— Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219.

Правила № 369

— Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Правила торговли на рынках

— Правила торговли на рынках, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, МВД Украины, ГНАУ, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105.

 

Что такое выездная (выносная) торговля

К сожалению, четкого определения выездной (выносной) торговли законодательство не дает. Вместе с тем

Порядок № 833 ориентирует нас на то, что выездная (выносная) торговля — это торговля за пределами основного торгового помещения (магазина или другой торговой точки). Так, в п. 30 сказано, что продажа продовольственных товаров, готовых к употреблению, а также скоропортящихся, других продовольственных товаров (в том числе овощей и фруктов) за пределами торгового помещения (выездная, выносная торговля) осуществляется в отведенных для этого местах при наличии у субъекта хозяйствования разрешения на размещение передвижных малых архитектурных форм и при условии соблюдения установленных для таких товаров температурного режима хранения и санитарных норм.

Выездная (выносная) торговля является

разновидностью торговли через мелкорозничную торговую сеть и осуществляется в соответствии с Правилами № 369 . Согласно п. 3 данных Правил розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть — это одна из форм внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей.

Продажа товаров в мелкорозничной торговле осуществляется через:

пункты некапитальной застройки — киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Через мелкорозничную торговую сеть разрешается реализация продовольственных и непродовольственных товаров только

несложного ассортимента, осуществляемая в соответствии с правилами их продажи и Порядком № 833.

При этом торговля продовольственными и непродовольственными товарами на одном объекте выездной (выносной) торговли разрешается лишь при условии, что продовольственные товары расфасованы, имеют герметичную (неповрежденную) упаковку и продавцы соблюдают принцип товарного соседства, санитарные нормы, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.

 

Нужно ли получать разрешение на размещение объекта торговли

Отведение мест для размещения объектов выездной торговли осуществляется в соответствии с требованиями

раздела V Правил № 198 (см. п. 14 Правил № 369). Согласно данным Правилам размещение сооружений торгового назначения — малых архитектурных форм* — производится на основании разрешений, выдаваемых:

— в пределах красных линий городских улиц и дорог — соответствующими

исполнительными органами городских советов, а в городах Киеве и Севастополе — городскими государственными администрациями на основании п.п. 9.3 ДБН А 2.2-3-97 по согласованию с ГАИ, дорожно-эксплуатационными и другими заинтересованными организациями;

— в пределах полос отчуждения автомобильных (внегородских) дорог — соответствующими

дорожно-эксплуатационными организациями по согласованию с ГАИ.

* Малой архитектурной формой для осуществления предпринимательской деятельности является небольшое (площадью до 30 кв. метров) сооружение торгово-бытового назначения, которое изготовляется из облегченных конструкций и устанавливается временно без сооружения фундамента (п. 4 Правил № 198).

За оформление и выдачу разрешения на размещение объекта торговли вносится плата (сбор), предусмотренная

ст. 17 Декрета № 56-93. Предельный размер сбора не должен превышать 20 ннмдг (340 грн.) для субъектов, которые постоянно осуществляют торговлю в специально отведенных для этого местах, и 1 ннмдг (17 грн.) в день — для разовой торговли.

Как известно, со вступлением в силу

Закона № 2806 отпали правовые основания для выдачи органами местного самоуправления разрешения на размещение объектов торговли. Тем не менее решения органов местного самоуправления, как правило, предусматривают необходимость получения субъектами хозяйствования, осуществляющими продажу продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе через малые архитектурные формы либо заведения ресторанного хозяйства, разрешений на размещение объектов торговли и порядок их выдачи. С местными советами в этом вопросе солидарна и ГНАУ, указывающая, что обязанность уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли возникает при получении такого разрешения в соответствии с решениями органов местного самоуправления (см., в частности, Обобщающее налоговое разъяснение относительно отдельных местных налогов и сборов, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. № 184 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 32).

Так что, если предприятие не готово спорить с таким подходом, ему придется уплатить сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и получить такое разрешение.

Обращаем внимание плательщиков единого налога: согласно

Указу № 727 они освобождены от уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, но соответствующее разрешение им получать нужно, правда, бесплатно (см. письмо Госкомпредпринимательства от 19.10.2004 г. № 7197 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 30).

Подробнее проблема с получением разрешения рассмотрена в статье

«Разрешение на торговлю для летнего кафе» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 25).

 

Какие товары нельзя продавать при выездной (выносной) торговле

Существует ряд товаров, которые

запрещено реализовывать в мелкорозничной торговой сети. Перечень этих товаров в соответствии с п. 8 Правил № 369 включает:

— продовольственные товары, если при их продаже отсутствуют условия для соблюдения санитарных норм и правил, а также для соблюдения температурных режимов, условий хранения и продажи этих товаров;

— нефасованные и неупакованные продовольственные товары с разносок, лотков, столиков, корзин и неспециализированного транспорта, кроме картофеля, овощей, фруктов, плодов, ягод, бахчевых культур в период сезонной продажи, а также мороженого, цветов;

— алкогольные напитки (за исключением автомагазинов системы потребительской кооперации, осуществляющих выездную торговлю в сельской местности, при наличии марок акцизного сбора);

— табачные изделия через средства передвижной сети, за исключением автомагазинов, автокафе, авторазвозок, лавок-автоприцепов системы потребительской кооперации, осуществляющих продажу в сельской местности;

— табачные изделия через стационарные пункты, если состояние помещений не отвечает требованиям нормативных документов относительно их хранения;

— табачные изделия без марок акцизного сбора;

— технически сложные и крупногабаритные товары;

— ткани, обувь (кроме домашней и рабочей), швейные изделия (кроме рабочей одежды и головных уборов для летнего сезона) и изделия верхнего трикотажа, которые требуют примерки;

— драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них;

— огнеопасные товары бытовой химии, пиротехнические игрушки, горюче-смазочные материалы (кроме тех, которые реализуются через авторазвозки системы потребительской кооперации);

— объекты санитарных мероприятий, требования к обращению которых запрещены законодательными актами; товары, свободная реализация которых запрещена, а также те, которые не имеют соответствующей маркировки, надлежащего товарного вида, на которых не указан срок годности или указан с нарушением требований нормативных документов, срок годности которых истек, а также те, которые поступили без документов, предусмотренных законодательством, в частности подтверждающих их качество и безопасность.

Следует сказать, что данный перечень не является исключительным — органы местного самоуправления могут дополнять его по своему решению.

 

Какие документы нужно иметь на товар

Согласно

п. 28 Правил № 369 работники пунктов мелкорозничной торговой сети на полученные для продажи товары, если это предусмотрено законодательством, должны иметь:

товаротранспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемные акты, заборные листы и т. п. с указанием наименования, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;

документы, на основании которых поступили товары, подлежащие сертификации*, с указанием регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на определенный товар;

копии гигиенических заключений, заверенных печатью хозяйствующего субъекта, от которого получены эти товары, в отношении товаров, не подлежащих обязательной сертификации в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Украины;

документы, удостоверяющие соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров — копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и на украинском или русском языке и заверенные печатью хозяйствующего субъекта, от которого получены данные товары). В частности, п. 13 Закона Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III предусмотрено, что поставщик продукции, подлежащей подтверждению соответствия, обязан реализовывать ее при условии наличия в документах, согласно которым эта продукция передана ему, регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом на определенный вид продукции.

* Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержден приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28.

Согласно

Правилам № 185 на каждую партию (тушу) продовольственного сырья (мясо и мясопродукты, молоко, рыба и рыбопродукты), предназначенную для реализации в пределах административного района, кроме документа, подтверждающего их качество и безопасность, должна быть ветеринарная справка. А если их реализация осуществляется в пределах Украины — ветеринарное свидетельство.

Кроме того, в случае продажи продовольственных товаров каждый работник пункта выездной торговли обязан иметь

личную медицинскую книжку установленного образца. Работники субъекта хозяйственной деятельности, не прошедшие медицинское обследование, к работе не допускаются (п. 9 Правил № 185).

Отдельные требования выдвигаются к продукции, реализуемой заведениями ресторанного хозяйства через мелкорозничную торговую сеть. Так, в соответствии с

п. 2.5 Правил № 219 продажа продукции за пределами заведений (предприятий) ресторанного хозяйства должна осуществляться в специально отведенных для этого местах с разрешения местных органов исполнительной власти, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и при условии соблюдения установленных для этой продукции требований законодательства Украины.

Каждая партия продукции заведений ресторанного хозяйства, реализуемая вне торгового зала, должна иметь

удостоверение о качестве, в котором указываются (п. 29 Правил № 369 и п. 2.6 Правил № 219):

— наименование предприятия-изготовителя, его адрес;

— нормативный документ, в соответствии с которым изготовлена продукция;

— наименование продукции;

— дата изготовления, срок годности к употреблению или дата его окончания;

— условия реализации и хранения;

— масса единицы расфасовки (упаковки) и цены за единицу расфасовки или веса продукции.

Если предприятие осуществляет торговлю теми видами товаров, торговля которыми подлежит лицензированию в соответствии со

ст. 9 Закона о лицензировании, ему обязательно понадобится лицензия.

К обязательным документам, которые нужно иметь в случае выездной (выносной) торговли, относится и

торговый патент. Это следует из части третьей ст. 3 Закона о патентовании.

 

Каков порядок приобретения торгового патента

Законом о патентовании

предусмотрено три вида торговых патентов: обычный, льготный и краткосрочный.

Выдача патента осуществляется

за плату, размер которой устанавливается отдельно для каждого вида деятельности.

Так, стоимость

торгового патента на осуществление торговой деятельности зависит от местонахождения пункта продажи товаров и от ассортиментного перечня товаров. Она устанавливается органами местного самоуправления в таких размерах в расчете на календарный месяц:

— на территории г. Киева и областных центров — от 60 до 320 грн.;

— на территории г. Севастополя, городов областного подчинения (кроме областных центров) и районных центров — от 30 до 160 грн.; на территории других населенных пунктов — до 80 грн.;

— в курортной местности или на территориях, прилегающих к таможням, другим пунктам перемещений через таможенную границу, стоимость торгового патента на осуществление торговой деятельности может устанавливаться в увеличенном размере, но не более 320 грн. за календарный месяц.

Срок действия такого торгового патента —

12 календарных месяцев.

При приобретении

льготного торгового патента субъект хозяйствования вносит одноразовую плату в размере 25 грн. за весь срок действия патента, который составляет 12 календарных месяцев.

Краткосрочный торговый патент

приобретается на срок от 1 до 15 дней. Необходимость в нем возникает при проведении ярмарок, выставок-продаж и других краткосрочных мероприятий, связанных с демонстрацией и продажей товаров (см. п. 16 Положения № 1077). Плата за краткосрочный патент составляет 10 грн. за каждый день торговли и вносится единоразово не позднее чем за один день до начала осуществления торговой деятельности.

Для получения торгового патента субъект предпринимательской деятельности подает в налоговый орган заявку, форма которой утверждена

Положением № 1077. В п. 11 данного Положения указано, что должностное лицо органа государственной налоговой службы сверяет сведения, приведенные в поданной заявке, с оригиналами первичных документов, на основании которых она заполнена. В связи с этим налоговики вместе с заявкой, возможно, захотят увидеть такие документы:

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя;

— справку из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) — для юридических лиц;

— справку о присвоении идентификационного номера — для физических лиц;

— справку о взятии на учет плательщика налогов по форме № 4-ОПП;

— документ о полной или частичной оплате стоимости торгового патента;

— доверенность на получение патента, для физического лица — паспорт.

Кстати, согласно разъяснениям, изложенным в

письмах ГНАУ от 22.01.2008 г. № 650/5/15-0416 и Госкомпредпринимательства от 03.10.2008 г. № 8461, для получения торгового патента не требуется предоставления налоговому органу вместе с заявкой разрешения на размещение объекта торговли (напомним, что указание информации о нем требует форма заявки).

Также ГНАУ в указанном

письме дает добро на непредоставление вместе с заявкой справки о согласовании местонахождения структурного (обособленного) подразделения в случае получения торгового патента для данного подразделения. Такое согласование, по мнению налоговиков, может осуществляться путем подачи справки из ЕГРПОУ о наличии в нем сведений об этом структурном (обособленном) подразделении.

Торговый патент выдается субъектам предпринимательской деятельности налоговыми органами

по местонахождению этих субъектов или по местонахождению их структурных (обособленных) подразделений. А субъектам хозяйствования, осуществляющим торговлю через передвижную торговую сеть, — по месту регистрации этих субъектов. Если торговый патент приобретается на транспортное средство, то на таком патенте указывается «выездная торговля» и он действует на всей территории Украины (абзац второй части второй ст. 7 Закона о патентовании).

Приобрести

льготный торговый патент для торговли «на выезде» могут субъекты предпринимательской деятельности, реализующие такие товары отечественного производства:

— периодические издания печатных средств массовой информации, имеющие регистрационные свидетельства, выданные уполномоченными органами Украины, книги, брошюры, альбомы, нотные издания, буклеты, плакаты, картографическую продукцию, которые издаются юридическими лицами — резидентами Украины (

абзац девятнадцатый части шестой ст. 3 Закона о патентовании);

— товары народных промыслов (кроме антикварных и тех, которые составляют культурную ценность согласно перечню, устанавливаемому Министерством культуры Украины) (

абзац двадцать первый части шестой ст. 3 Закона о патентовании);

— мыло хозяйственное, а также спички (независимо от страны их происхождения) (

абзац двадцать четвертый части шестой ст. 3 Закона о патентовании);

— семена овощных, бахчевых, цветочных культур, кормовых корнеплодов и картофеля (независимо от страны их происхождения) (

абзац двадцать пятый части шестой ст. 3 Закона о патентовании);

— тетради (

абзац двадцать шестой части шестой ст. 3 Закона о патентовании).

Обратите внимание: в приведенном перечне в отношении отдельных товаров, указанных в

абзацах двадцать четвертом и двадцать пятом (мыла хозяйственного, спичек, семян овощных, бахчевых, цветочных культур, кормовых корнеплодов и картофеля) сделано уточнение, что льготный торговый патент выдается на торговлю этими товарами независимо от страны их происхождения.

Считаем, что это уточнение —

«(независимо от страны их происхождения)» — в контексте конструкции относится ко всем видам товаров, перечисленных в данных абзацах, а не только к последним из них — спичкам и семенам картофеля. Поэтому, на наш взгляд, субъект предпринимательства, купив льготный торговый патент, может продавать мыло хозяйственное, спички и семена как отечественного, так и импортного производства.

Хотя

должны предупредить: ГНАУ в похожей ситуации в отношении торговли лекарственными средствами (абзац двадцать второй части шестой ст. 3 Закона о патентовании) заключительную фразу «(независимо от страны их происхождения)» трактует как относящуюся только к последней товарной позиции из этого абзаца — индивидуальным диагностическим приборам (см. письмо от 25.04.2008 г. № 5160/5/15-0416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 49). Эту мысль мы не разделяем и считаем, что слова «(независимо от страны их происхождения)» должны относиться ко всему товарному перечню из «лекарственного» абзаца, о чем указали в статье «Патент для аптеки» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 49.

Торговать

без патента могут плательщики единого и фиксированного сельскохозяйственного налогов, физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, торгующие с лотков*, прилавков на рынке при условии уплаты рыночного сбора, а также некоторые другие категории субъектов предпринимательства, перечисленные в Законе о патентовании, в частности лица, реализующие товары отечественного производства (см. часть шестую ст. 3 Закона о патентовании):

— хлеб и хлебобулочные изделия;

— муку пшеничную и ржаную;

— соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное;

— молоко и молочную продукцию, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них;

— продукты детского питания;

— безалкогольные напитки;

— мороженое;

— говядину и свинину;

— домашнюю птицу (примите к сведению: ГНАУ в

письме от 11.11.2009 г. № 5463/М/15-0414 под домашней птицей понимает кур домашних, уток, гусей, индюков и цесарок живых, отнесенных к группе 01 «Живые животные» раздела I «Живые животные; Продукты животного происхождения» УКТ ВЭД. Для осуществления же торговли продукцией забоя домашней птицы, в частности, мяса и съедобных субпродуктов домашней птицы (свежих, охлажденных или мороженых) необходимо приобретать торговый патент на общих основаниях);

— яйца;

— рыбу;

— ягоды и фрукты;

— мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел;

— картофель и плодоовощную продукцию;

— комбикорма для продажи населению.

* Если выносную торговлю на лотке, расположенном на территории рынка, будет осуществлять субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо, торговый патент ему придется приобрести на общих основаниях, поскольку от приобретения патента в такой ситуации освобождены только физлица-предприниматели. В случае торговли с оптового склада и за наличные торговый патент нужен как физическим, так и юридическим лицам (см. консультацию сотрудников ГНАУ, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 10, с. 24).

Заметьте: если субъект хозяйствования будет продавать не сами «непатентуемые» товары из приведенного перечня, а

изделия из них: например, сахарную вату, пельмени, пирожки с говядиной или овощами и т. д., то для такой продажи за наличные потребуется приобрести торговый патент.

Не получится обойтись без патента и в ситуации, если субъект хозяйствования торгует

овощами и фруктами импортного происхождения (например, бананами, киви и пр.), ведь «беспатентная» норма части шестой ст. 3 Закона о патентовании, повторим, действует только в отношении отечественных товаров (подробнее см. публикацию «Торговля импортными фруктами — с патентом» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 27, с. 38).

Торговый патент нужен и при осуществлении торговой деятельности с доставкой товара

по адресу заказчика, где будут осуществляться расчеты за этот товар. При таких обстоятельствах субъекту хозяйствования патент нужно приобрести на используемое в этих целях транспортное средство (подробнее см. публикацию «Доставка товара автотранспортом: нужен ли патент» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 27, с. 37).

Если торговая деятельность будет осуществляться в

двух пунктах продажи товаров, например, в кафе и на открытой летней площадке, не являющейся частью стационарного кафе, и если расчеты с посетителями будут производиться непосредственно на такой открытой летней площадке, то приобретать придется два торговых патента на каждый пункт продажи товаров (подробнее см. публикацию «Торговый патент на летнюю площадку» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 25, с. 47).

Напомним, что согласно

части первой ст. 7 Закона о патентовании торговый патент должен быть открытым и доступным для обозрения. При этом в доступном для обозрения месте может быть размещен не оригинал торгового патента, а его копия. Сам же оригинал должен находиться в торговой точке — он обязателен для предъявления по требованию должностных лиц государственной налоговой инспекции и органов МВД. К такому выводу пришел ВАСУ в определении от 11.05.2006 г. № 2-263/06 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 4).

С нюансами приобретения и учета торговых патентов можно ознакомиться в соответствующем тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 27.

 

Каков порядок расчетов с покупателями при выездной (выносной) торговле

Как правило, выездная (выносная) торговля осуществляется

за наличные, поэтому субъекту хозяйственной деятельности при расчетах с покупателями следует руководствоваться нормами Закона об РРО и Перечня № 1336.

Согласно

ст. 9 Закона об РРО регистраторы расчетных операций (РРО), расчетные книжки (РК) и книги расчетных операций (КУРО) не используются при продаже:

— товаров физическими лицами — плательщиками фиксированного налога, если они не продают подакцизные товары (кроме пива на разлив) (

п. 5);

— товаров физическими лицами — плательщиками единого налога, если они не продают подакцизные товары (кроме пива на разлив), при условии ведения ими книги учета доходов и расходов (

п. 6);

— товаров (кроме подакцизных) физлицами, не являющимися плательщиками НДС, которые приобрели льготный торговый патент в соответствии с

Законом о патентовании и при условии ведения ими книги учета доходов и расходов (п. 8);

— газет, журналов и других изданий, листовок, конвертов, знаков почтовой оплаты в киосках, с лотков и разносок, если удельный вес такой продукции составляет более 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров, а также при продаже жетонов и проездных билетов в кассах метрополитена (

п. 10);

— воды, молока, кваса, растительного масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса (

п. 11).

А в соответствии с

Перечнем № 1336 без РРО, но с использованием РК и КУРО может осуществляться, в частности:

— розничная торговля через

средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений (п. 2);

— розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа) (

п. 3);

— розничная торговля и общественное питание на территории села, осуществляемые предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые используют продукцию собственного производства (

п. 4).

Торговать без РРО, но с РК и КУРО можно лишь до тех пор, пока объем расчетных операций по

всем объектам выездной (выносной) торговли в течение года не превысит 200000 грн., а для розничной торговли и общественного питания на территории села, осуществляемых предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые используют продукцию собственного производства, — 75000 грн. (п. 2 постановления № 1336). Заметьте: предельный объем — 75000 грн., в отличие от 200-тысячного, распространяется не на субъекта предпринимательской деятельности в целом, а на конкретный пункт продажи.

В случае превышения установленного годового объема в течение последних 12 месяцев, субъект хозяйствования

в течение месяца должен перейти на учет расчетных операций с использованием РРО (см. письмо ГНАУ от 23.12.2004 г. № 11643/6/23-2119 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 30).

В связи с тем, что

Перечень № 1336 и предельный объем расчетных операций установлены именно по определенным формам и условиям деятельности, можно утверждать: такой предельный объем касается только тех видов деятельности, которые приведены в этом Перечне, и он не должен влиять на другие расчетные операции. То есть в данном случае в расчете предельного объема (200000 грн.) должны участвовать только поступления от выездной торговли, а наличные, принятые через кассу с выпиской приходного кассового ордера, через РРО и безналичная оплата товара учитываться в таком расчете не должны.

И еще: в случае превышения установленного лимита по выручке, полученной

через выездную торговлю, с лимитом должна сравниваться выручка не по каждому пункту продажи, а по всем пунктам выездной торговли, которые есть у субъекта хозяйствования. Подтверждение этому находим в определении ВАСУ от 15.02.2007 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 58).

КУРО и РК регистрируются в налоговом органе

по местонахождению субъекта хозяйствования, а если он обслуживается в инспекции по работе с крупными плательщиками налогов — по месту налогового учета.

При намерении использовать КУРО на территории другой административно-территориальной единицы она до начала использования должна быть взята на учет в органе налоговой службы по месту проведения предпринимательской деятельности. Что касается

КУРО, зарегистрированных на РРО, на транспортное средство или на объект выездной торговли, то их ставить на учет в налоговом органе по месту проведения предпринимательской деятельности не нужно (см. п. 2.1 Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614).

 

Каковы особенности торговли на выставках-продажах и ярмарках

Начнем с расшифровки понятий «выставка» и «ярмарка». Для этого откроем

Концепцию № 1065. Здесь сказано, что выставка — это мероприятие, связанное с демонстрацией продукции, товаров и услуг, которое способствует продвижению их на внутренний и внешний рынок с учетом его конъюнктуры, созданию условий для проведения деловых переговоров с целью заключения договоров о снабжении или протоколов о намерениях, создании совместных предприятий, получении инвестиций.

В свою очередь, под

ярмаркой понимается мероприятие, связанное с розничной или оптовой торговлей, которое проводится регулярно в определенном месте и в определенный срок.

Участвуя в выставке-продаже или ярмарке, субъект хозяйственной деятельности может не только демонстрировать свои продукцию, товары, работы или услуги, но и продавать их, т. е. осуществлять непосредственно торговую деятельность.

Такая деятельность, с точки зрения

Правил № 369, классифицируется как выездная (мелкорозничная) торговля, что требует наличия у предприятия определенных документов, которые оформляются согласно требованиям законодательства Украины для осуществления этого вида торговли.

Так, поскольку торговая деятельность на выставке-продаже или ярмарке осуществляется за наличные, предприятию необходим торговый патент. А ввиду того что ярмарочные мероприятия имеют

непродолжительный характер, следует приобрести краткосрочный торговый патент (п. 16 Положения № 1077).

Причем даже если предприятие уже имеет обычный торговый патент на осуществление торговой деятельности, для торговли на выставке-продаже или ярмарке оно все равно должно приобрести

краткосрочный торговый патент. Ведь выставка-продажа или ярмарка для него — это отдельная торговая точка (а торговый патент, как предусмотрено частью третьей ст. 3 Закона о патентовании, приобретается на каждую торговую точку).

Для краткосрочного патента согласно

частям пятой и шестой ст. 3 Закона о патентовании:

— срок действия составляет

от 1 до 15 дней;

— плата установлена в фиксированном размере —

10 грн. за каждый день торговли и должна быть внесена не позднее чем за один день до начала осуществления торговой деятельности.

Краткосрочный торговый патент выдается на основании заявки субъекта предпринимательства в трехдневный срок со дня ее предоставления (

п. 12 Положения № 1077). Для его получения предприятию следует обратиться в налоговый орган по месту проведения выставки-продажи или ярмарки.

Планируя реализовывать товары на выставке-продаже или ярмарке, вероятнее всего придется позаботиться о получении

разрешения на размещение объекта торговли.

Несмотря на то что торговля на выставке-продаже или ярмарке осуществляется за наличные, применение РРО в этом случае

не требуется (за исключением расположенных на территории выставки или ярмарки магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа), но нужно использовать РК и КУРО. На это указывает п. 3 Перечня № 1336.

А вот физическим лицам — предпринимателям, которые приобрели фиксированный патент или уплачивают единый налог, предоставлено право торговать

без применения РРО и РК (см. пп. 5, 6 ст. 9 Закона об РРО).

 

Каковы особенности выездной (выносной) торговли на территории рынка

Субъект предпринимательской деятельности, желающий получить на рынке торговое место на определенный срок, заключает с администрацией рынка

письменное соглашение, в котором указываются:

— срок действия соглашения;

— ассортимент (вид) реализуемых товаров;

— расположение торгового места;

— условия аренды торгового места;

— размер и порядок оплаты за аренду имущества;

— перечень услуг, которые предоставляет рынок, и их стоимость.

Для выездной (выносной) торговли на территории рынка

не требуется разрешение на размещение объекта торговли.

За право занятия торгового места на рынке с юридических лиц всех форм собственности, их филиалов, отделений, представительств и других обособленных подразделений, а также физических лиц взимается

рыночный сбор в соответствии с Декретом № 56-93 и Указом № 761.

Напомним, что рыночный сбор — это плата за торговые места на рынках и в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках для торговли с автомашин, тележек, мотоциклов, ручных тележек, которая взимается с юридических лиц и граждан, реализующих сельскохозяйственную и промышленную продукцию и другие товары.

Для некоторых категорий торговцев

ст. 4 Указа № 761 установлена льгота по уплате рыночного сбора. Так, сбор не взимается:

— с предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, расположенных в

стационарных помещениях (магазинах, киосках, палатках) на территории рынка;

— с

собственных торгово-закупочных подразделений рынка независимо от занимаемого места.

Таким образом, предприятия, торгующие в расположенных на территории рынка

магазинах, киосках и палатках, классифицируемых согласно Указу № 761 как стационарные помещения, не уплачивают рыночный сбор. Это подтверждает и Госкомпредпринимательства в письме от 13.06.2007 г. № 4247.

А вот торговля на объектах, не подпадающих под льготу, сопровождается уплатой рыночного сбора. Он взимается

за каждый день торговли и уплачивается продавцом до начала торговли после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и растительного происхождения. Взимание рыночного сбора осуществляют кассиры и контролеры рынка с применением РРО и выдачей кассовых чеков*.

* Более детально с нюансами уплаты рыночного сбора можно ознакомиться в статье «Особенности взимания рыночного сбора» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 32.

На торговом месте продавца (юрлица) устанавливается табличка, на которой должны быть указаны:

— название, местонахождение и номер телефона субъекта предпринимательской деятельности, организовавшего торговлю;

— фамилия, имя и отчество продавца;

— копия лицензии (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию).

Кроме того, хотя это прямо и не предусмотрено

Правилами торговли на рынках, на месте торговли следует разместить копию торгового патента , если осуществляемая «на выезде» торговая деятельность подлежит патентованию.

Продавец должен иметь при себе:

— документы об уплате рыночного сбора и услуг рынка. Хотя

Указ № 761 и Правила торговли на рынках не предусматривают иной формы уплаты рыночного сбора, нежели через РРО, по письменному соглашению с администрацией рынка торговцы могут уплачивать рыночный сбор через учреждения банков на текущий счет рынка авансом. В этом случае вместо кассового чека у торговца будет платежное поручение или квитанция установленного образца, подтверждающие уплату рыночного сбора (см. письмо Госкомпредпринимательства от 28.10.2005 г. № 9516);

— должным образом оформленную личную медицинскую книжку в случае продажи продовольственных товаров (для субъектов предпринимательской деятельности);

— копии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции и товаров;

— копии документов, подтверждающих происхождение и прохождение фитосанитарного контроля, в случае реализации тропических плодов;

— заключение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке в случае продажи продуктов животного и растительного происхождения.

Напоминаем, что, кроме товаров, которые вообще запрещены для продажи при выездной форме торговли, на рынке запрещено продавать некоторые продовольственные товары (см.

п. 41 Правил торговли на рынках) и непродовольственные товары (см. п. 47 Правил торговли на рынках).

Кстати, обращаем внимание: не так давно перечень непродовольственных товаров, запрещенных для продажи на рынке, пополнили

запрещенные орудия добычи животных.

Таковы основные нюансы выездной (выносной) торговли. Уверены, что, ознакомившись с ними, вы сможете грамотно организовать деятельность в этой сфере. Желаем удачи!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц