Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об особенностях взимания в 2010 году платежей за пользование недрами и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2010/№ 43
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 19.05.2010 г. № 9775/7/15-0917

Об особенностях взимания в 2010 году платежей за пользование недрами и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 19.05.2010 г. № 9775/7/15-0917

(извлечение)

 

Государственная налоговая администрация Украины направляет для использования в работе Рекомендации по особенностям взимания в 2010 году сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в условиях действия Закона Украины от 27 апреля 2010 года № 2154-VI «О Государственном бюджете Украины на 2010 год».

Обязываем довести указанные Рекомендации до сведения подчиненных органов государственной налоговой службы и провести разъяснительную работу с плательщиками сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

<…>

 

Заместитель председателя А. Любченко

 

 

Приложение к письму ГНА Украины от 19.05.2010 г. № 7/15-0917

Рекомендации по особенностям взимания в 2010 году сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых

 

Взимание

сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, регламентируется Порядком установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года № 115 «Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания», с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 115), и Инструкцией о порядке взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденной совместным приказом Комитета Украины по вопросам геологии и использования недр и ГНА Украины от 23.06.99 г. № 105/309, зарегистрированным в Минюсте Украины 16.07.99 г. под № 474/3767, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 105/309).

Согласно приложению к Порядку № 115 нормативы сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, установлены отдельно для каждого вида полезных ископаемых или группы близких по назначению полезных ископаемых в гривнях к единице добычи или погашения в недрах запасов полезных ископаемых.

Для плательщиков сбора за геологоразведочные работы порядок подачи расчетов и уплаты сбора в государственный бюджет в 2010 году не изменился. При этом согласно пункту 8 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины от 27 апреля 2010 года № 2154-VI «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» (далее — Закон № 2154) к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года № 115, применяется коэффициент 3,19.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 раздела VII «Заключительные положения» Закона № 2154 упомянутый выше пункт применяется со дня опубликования Закона, т. е. с 30 апреля 2010 года.

Таким образом,

расчеты сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, за І квартал 2010 года подаются в органы налоговой службы с коэффициентом 2,27, действовавшим в 2009 году. За II квартал 2010 года плательщики подают два расчета по сбору, т. е. начиная с 1 апреля по 29 апреля т. г. к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года № 115, применяется коэффициент 2,27, а с 30 апреля по 1 июля т. г. — коэффициент 3,19. Соответственно при исчислении налоговых обязательств по сбору за ІІІ и ІV кварталы т. г. к нормативам сбора также применяется коэффициент 3,19.

Расчет сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета (далее — Расчет сбора), составляется по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 105/309. При этом

форма Расчета сбора не предусматривает применения коэффициента 3,19 к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета. В связи с этим в строке 4 «Норматив сбора» рекомендуем проставлять норматив сбора с учетом коэффициента 3,19. При этом норматив должен содержать столько знаков после запятой, сколько содержала его первоначальная величина, установленная в приложении к Порядку № 115, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

Расчеты сбора, базовый налоговый (отчетный) период для которого равняется календарному кварталу, подаются недропользователями в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, а уплата сбора производится в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи расчета сбора.

Сбор за геологоразведочные работы является составляющей доходов специального и общего фондов государственного бюджета. Пропорциональность поступления этого сбора в специальный и общий фонды государственного бюджета ежегодно определяется законом о Государственном бюджете Украины. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 и пунктом 21 статьи 6 раздела II Закона Украины от 27 апреля 2010 года № 2154-VI «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» установлено на 2010 год, что

25,45 проц. сбора за геологоразведочные работы относятся к доходам общего фонда (кроме поступлений от погашения задолженности дочерней компании «Укргазодобыча» Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины»), а 74,55 проц. — к доходам специального фонда Государственного бюджета Украины.

Порядок взимания

платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в 2009 году регламентируется постановлением Кабинета Министров Украины от 26 марта 2008 года № 264 «О мерах по взиманию платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых», с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 264).

Пунктом 4 этого Порядка указано, что стоимость добытых в отчетном (налоговом) периоде полезных ископаемых (готовой продукции) исчисляется плательщиком для каждого участка недр на базовых условиях поставки (состав готовой продукции горнодобывающего предприятия) по большей из следующих ее величин:

по фактическим ценам реализации добытых полезных ископаемых;

по расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Стоимость единицы добытых полезных ископаемых определяется:

— по фактической цене реализации полезных ископаемых — согласно положениям пунктов 5 — 7 указанного Порядка;

— по расчетной стоимости — согласно положениям пунктов 8 — 13 Порядка № 264.

Налоговые обязательства по платежам за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за отчетный период исчисляются согласно пункту 14 Порядка № 264 по формуле в зависимости от применения базовых нормативов платежей (абсолютных (т. е. для добытых и погашенных запасов)) и относительных величин (в процентах к стоимости единицы добытых полезных ископаемых).

Следует отметить, что пунктом 7 раздела II Закона Украины от 3 июня 2008 года № 309-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон № 309) введены базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых согласно приложению 1 к этому Закону, являющемуся его неотъемлемой частью.

При этом статьей 9 Закона № 2154 установлено, что в 2010 году к базовым нормативам, определенным в приложении 1 к Закону № 309, относящимся к абсолютным величинам, с применением коэффициента, который действовал в 2009 году, применяется коэффициент 1,143 и вводится базовый норматив платежей за пользование недрами для добычи глинистых пород в размере 5 процентов к стоимости таких добытых пород, вместо нормативов в абсолютных величинах.

Это касается таких полезных ископаемых, как каолин первичный, каолин вторичный, глина огнеупорная, глина тугоплавкая, сырье керамзитовое, сырье кирпично-черепичное.

В то же время следует отметить, что такие полезные ископаемые, как каолин первичный, каолин вторичный, глина огнеупорная, глина тугоплавкая и сырье керамзитовое согласно письму Министерства финансов Украины от 21.08.08 № 31-12040-432-18/32726 отнесены к полезным ископаемым местного значения и платежи за указанные глинистые породы направляются в местные бюджеты.

Обращаем внимание, что согласно пункту 1 раздела VII «Заключительные положения» Закона № 2154 статья 9 применяется со дня его опубликования, т. е. с 30 апреля 2010 года.

Таким образом,

расчеты платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за І квартал 2010 года подаются в органы налоговой службы с применением коэффициента 1,439 к базовым нормативам, относящимся к абсолютным величинам, который действовал в 2009 году. За II квартал 2010 года плательщики подают два расчета по платежу, т. е. начиная с 1 апреля по 29 апреля т. г. к базовым нормативам платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых применяется коэффициент 1,439, а с 30 апреля по 1 июля т. г. к коэффициенту, действовавшему в 2009 году (1,439), применяется коэффициент 1,143. Соответственно при исчислении налоговых обязательств по платежам за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за ІІІ и ІV кварталы т. г. к нормативам платежа и к коэффициенту, действовавшему в 2009 году (1,439) также применяется коэффициент 1,143.

Порядок подачи расчетов платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и уплаты налоговых обязательств в 2010 году не изменился. Расчеты платежей за пользование недрами, базовый налоговый (отчетный) период для которых равняется календарному кварталу, подаются недропользователями в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, а их уплата производится в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи расчета.

В отношении порядка взимания в 2010 году

платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, сообщаем следующее.

Взимание платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентируется соответствующим Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 8 ноября 2000 года № 1682 «О плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых», с изменениями и дополнениями (далее — постановление № 1682), и Инструкцией о порядке исчисления и взимания платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденной совместным приказом Минэкологии Украины, Минфина Украины, ГНА Украины и Минтруда Украины от 08.02.2001 г. № 37/45/73/44, зарегистрированным в Минюсте Украины 22.02.2001 г. под № 160/5351, с изменениями и дополнениями.

Обращаем внимание, что в 2010 году нормативы платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденные постановлением № 1682, подлежат индексации согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 6 ноября 2003 года № 1735 «О проведении индексации нормативов платы (сбора) за использование природных ресурсов».

Согласно информации, предоставленной Государственным комитетом статистики Украины, индекс цен производителей промышленной продукции составлял в: 2003 — 111,1 проц.; 2004 — 124,1 проц.; 2005 — 109,5 проц.; 2006 — 114,1 проц.; 2007 — 123,3 проц.; 2008 — 123,0 проц.; 2009 — 114,3 процента.

При этом

форма расчета платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, не предусматривает применения индекса цен производителей промышленной продукции к годовым нормативам платы за пользование недрами. Поэтому в колонке 4 «Годовой норматив платы» рекомендуем проставлять норматив платы с учетом индекса цен производителей промышленной продукции. Проиндексированный норматив платы с учетом индекса цен производителей промышленной продукции должен содержать столько знаков после запятой, сколько содержала его первоначальная величина, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

Например, если в соответствии с постановлением № 1682 норматив платы за выдержку виноматериалов, производство и хранение винопродукции составляет 0,14 грн. за м2, то в 2004 году он составлял 0,16 грн. за м2 (0,14 х 1,111 = 0,156); 2005 — 0,20 грн. за м2 (0,16 х 1,241 = 0,199); 2006 — 0,22 грн. за м2 (0,20 х 1,095 = 0,219); 2007 — 0,25 грн. за м2 (0,22 х 1,141 = 0,251); 2008 — 0,31 грн. за м2 (0,25 х 1,233 = 0,309); 2009 — 0,38 грн. за м2 (0,31 х 1,23 = 0,382); 2010 — 0,43 грн. за м2 (0,38 х 1,143 = 0,434).

Расчеты платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подаются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, по местонахождению используемого участка недр, а уплата производится в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, и в полном объеме направляется в местные бюджеты.

 

Директор Департамента администрирования налога на прибыль
и других налогов и сборов (обязательных платежей)
 Н. Хоцяновская



комментарий редакции

 

ГНАУ разъясняет, как с учетом госбюджетных новаций отчитаться по ресурсным платежам

Непосредственно из самого Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI (далее — Закон о Госбюджете-2010), а также из статьи «Госбюджет-2010: краткий комментарий», опубликованной с ним в одном номере (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 36 — 37), наши читатели уже знают о тех коррективах, которые этот Закон внес, в частности, в порядок взимания некоторых ресурсных платежей. В ряде случаев указанные коррективы затрагивают и порядок предоставления отчетности по таким платежам за II квартал текущего года.

Комментируемым письмом, которое содержит Рекомендации по особенностям взимания в 2010 году сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее — Рекомендации), ГНАУ, похоже, открывает цикл разъяснений по применению на практике последних госбюджетных новаций.

Итак, обо всем по порядку.

 

1.

Сбор за геологоразведочные работы. В Рекомендациях справедливо указывается, что к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, которые утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 г. № 115, теперь применяется коэффициент 3,19 . Ранее, т. е. до 30 апреля 2010 года (даты вступления Закона о Госбюджете-2010 в силу) такой коэффициент оставался на прошлогоднем уровне (2,27), причем до этой даты он действовал благодаря ч. 4 ст. 46 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III, которой установлено, что до принятия закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период налоги, сборы (обязательные платежи) и другие поступления взимаются согласно такому закону на предыдущий бюджетный период.

Следовательно, в течение одного отчетного периода (для рассматриваемого сбора он равен кварталу, так как отчетность по нему нарастающим итогом с начала года не составляется) имеем

два временных отрезка с разными повышающими коэффициентами к нормативам геологического сбора (01.04 — 29.04.2010 г. и 30.04 — 30.06.2010 г.). В качестве выхода из сложившейся ситуации ГНАУ предлагает за II квартал 2010 года подать два отчета, по одному за каждый из указанных периодов. Соответственно при исчислении налоговых обязательств по этому сбору за ІІІ и ІV кварталы этого года к нормативам сбора будет применяться только коэффициент 3,19, поэтому подобной проблемы уже не возникнет.

Зато нельзя не упомянуть о другой проблеме, которую уже много лет подряд (с тех пор, как нормативы сбора за геологоразведку начали тем или иным образом индексироваться) признает и сама ГНАУ, но решать ее почему-то не торопится. Имеем в виду несоответствие формы Расчета сбора требованиям действующего законодательства, вследствие чего в ней не предусмотрена специальная графа для отражения повышающего коэффициента к нормативам сбора. В связи с этим налоговики ограничиваются уже ставшим традиционным советом:

в строке 4 «Норматив збору» проставлять значение норматива с учетом коэффициента 3,19. При этом норматив должен содержать столько знаков после запятой, сколько содержалось в его исходной величине, установленной постановлением КМУ от 29.01.99 г. № 115, с соответствующим округлением по общепринятым правилам.

 

2.

Платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых. Прежде всего обращаем внимание, что согласно ст. 9 Закона о Госбюджете-2010 в текущем году к базовым нормативам, определенным в приложении № 1 к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47), которые являются абсолютными величинами , с применением коэффициента 1,439, действовавшего в 2009 году, применяется коэффициент 1,143. Другими словами, указанные базовые нормативы дополнительно увеличиваются в 1,143 раза.

Однако ситуация с платежами за пользование недрами для добычи полезных ископаемых

в контексте обсуждаемых госбюджетных новаций усложняется тем, что до сих пор отсутствует как ведомственная инструкция по их взиманию, так и утвержденная в установленном порядке отчетная форма. При этом из Порядка взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденного постановлением КМУ от 26.03.2008 г. № 264, непонятно, предполагается ли исчисление этих платежей нарастающим итогом с начала года или отдельно за каждый календарный квартал.

В то же время та нелегитимная форма (образец формы см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 35 — 36, с. 47), по которой уже третий год предлагают отчитываться налоговики, свидетельствует о поквартальном взимании платежей за недра. Видимо, в сегодняшних Рекомендациях ГНАУ тоже исходит из этого посыла, поскольку

за II квартал 2010 года предлагает аналогично отчетности по сбору за геологоразведку подавать два расчета по платежам за недра (кстати, по какой форме подавать такую отчетность, в письме стыдливо умалчивается).

Согласно Рекомендациям

за первый период (саму периодизацию см. выше) к базовым нормативам платежей за недра следует применять коэффициент 1,439, а за второй — коэффициент, равный произведению коэффициентов 1,439 и 1,143. Соответственно при исчислении налоговых обязательств по платежам за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за ІІІ и ІV кварталы текущего года к соответствующим нормативам применяются также оба коэффициента одновременно.

 

3.

Плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Эта часть Рекомендаций Закона о Госбюджете-2010 не касается, но по сложившейся традиции подготовки подобных документов (последний из которых был доведен письмом ГНАУ от 03.02.2009 г. № 1953/7/15-0917) в них всегда идет речь о тех же трех ресурсных платежах, что и в сегодняшнем письме.

Главный вывод этой части Рекомендаций —

в 2010 году нормативы платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденные постановлением КМУ от 08.11.2000 г. № 1682, подлежат индексации на соответствующий коэффициент, рассчитанный исходя из индекса цен производителей промышленной продукции, который за 2009 год составил 114,3 %. Подчеркнем, что этот вывод одинаково справедлив для всех отчетных кварталов текущего года, в том числе и для первого.

При этом, как и в случае с отчетностью по сбору за геологоразведочные работы,

форма расчета платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, не предусматривает проведения какой-либо индексации. Поэтому в колонке 4 «Річний норматив плати» следует проставлять уже проиндексированный норматив. Требования к его округлению аналогичны тем, о которых говорилось в п. 1 настоящего комментария.

 

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц