Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О лицензионных карточках и путевых листах при грузовых автоперевозках

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2010/№ 43
Печать
Письмо от 06.05.2010 г. № 41/1-9-

О лицензионных карточках и путевых листах при грузовых автоперевозках

Письмо Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте Министерства транспорта и связи Украины от 06.05.2010 г. № 41/1-9-К-69

 

Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте по поручению Министерства транспорта и связи Украины в рамках компетенции рассмотрела <…> письмо <…> и сообщает следующее.

Глававтотрансинспекция осуществляет лицензирование хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенными Законом Украины «Об автомобильном транспорте», и с учетом требований Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», в котором определены виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию, порядок их лицензирования, установлен государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.

Статьей 14 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» определено, что

к лицензиям на предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом прилагаются лицензионные карточки на каждое автомобильное транспортное средство. Лицензионная карточка является бланком строгой отчетности, в которую заносятся регистрационные данные лицензии и автомобильного транспортного средства.

Статьей 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» установлено, что автомобильные перевозчики, водители должны иметь и предъявлять лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения, документы, на основании которых выполняются грузовые перевозки.

Среди документов, на основании которых автоперевозчиком осуществляются перевозки грузов на договорных условиях,

обязательным является наличие лицензионной карточки.

Учитывая изложенное, в соответствии с требованиями Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», Лицензионных условий, установленных для автоперевозочной деятельности, с учетом особенностей организации и деятельности автомобильного транспорта, определенных Законом Украины «Об автомобильном транспорте»,

на каждое автотранспортное средство оформляется лицензионная карточка, которая обязательно находится в салоне автомобиля при осуществлении грузовых автоперевозок.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 25.02.2009 № 207 утвержден перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, среди которых необходимой является фотокопия лицензии, удостоверенная автомобильным перевозчиком, или лицензионная карточка. Однако в законах, которыми регулируется деятельность и лицензирование автоперевозок, на настоящий момент

не содержатся положения о возможности выдачи на транспортное средство фотокопии лицензии вместо лицензионной карточки.

До принятия соответствующих изменений к законам Украины «Об автомобильном транспорте» и «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» государственные инспекторы Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте при осуществлении проверок по наличию необходимых документов у водителя грузового автомобиля пользуются

исключительно требованиями, установленными статьей 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте».

О наличии у водителей, являющихся физическими лицами — предпринимателями, путевого листа

при предоставлении услуг по перевозке грузов сообщаем, что в соответствии со статьей 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» документами для физического лица, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях, являются:

для автомобильного перевозчика — лицензия и документ, удостоверяющий использование транспортного средства на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;

для водителя — удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз, прочие документы, предусмотренные законодательством Украины.

Статьей 2 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» определено, что законодательство об автомобильном транспорте состоит из этого Закона, законов Украины «О транспорте», «О дорожном движении», действующих международных договоров и других нормативно-правовых актов в сфере автомобильных перевозок.

Таким образом,

путевой лист у водителей, являющихся физическими лицами — предпринимателями и предоставляющими услуги по перевозке грузов, является прочим документом, предусмотренным законодательством, а именно статьей 16 Закона Украины «О дорожном движении», в соответствии с которой водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки путевые (маршрутные) листы и документы на перевозимый груз (кроме владельцев транспортных средств, использующих их в индивидуальных некоммерческих целях).

Одновременно сообщаем, что статьей 229 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — Кодекс) определено, что от имени органа автомобильного транспорта рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право должностные лица Государственного департамента автомобильного транспорта, автотранспортных управлений Министерства транспорта Украины в Автономной Республике Крым и областях.

На сегодня Государственный департамент автомобильного транспорта, автотранспортные управления Министерства транспорта Украины в Автономной Республике Крым и областях лишены контрольных функций и прекратили свое существование.

Следовательно,

на данное время Кодексом не определен орган контроля на автомобильном транспорте, от имени которого рассматриваются дела об административных правонарушениях и налагаются административные взыскания.

 

Начальник Ю. Майборода



комментарий редакции

Обязательные документы при автоперевозках

В комментируемом письме Главная госинспекция на автомобильном транспорте высказала свое мнение по двум вопросам: можно ли вместо лицензионной карточки использовать заверенную автоперевозчиком фотокопию лицензии и должен ли быть у водителя путевой лист, если перевозчиком является физлицо-предприниматель.

Возникновение указанных вопросов обусловило главным образом постановление Кабмина от 25.02.2009 г. № 207, которым был утвержден Перечень документов, необходимых для осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом во внутреннем сообщении (далее — Перечень № 207, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 28, с. 7). В комментарии к этому документу мы обращали внимание, что с возможностью использования при перевозках на договорных условиях

заверенной автоперевозчиком фотокопии лицензии вместо лицензионной карточки, как это предложено в Перечне № 207, могут не согласиться контролирующие органы.

Так и случилось. Главгосинспекция на автомобильном транспорте, как видим, настаивает на необходимости в данном вопросе отдать приоритет Закону Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III (далее — Закон об автотранспорте). Признаем, основания для этого есть: ч. 14 ст. 14 Закона об автотранспорте требует наличия именно лицензионной карточки и каких-либо оговорок о возможности отклонения от этого правила не содержит. Налицо противоречие Перечня № 207 предписаниям Закона об автотранспорте, которое действительно должно решаться в пользу Закона.

Впрочем, неоднородная в этом вопросе судебная практика дает шанс на успех при обжаловании финсанкций в размере 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (

1700 грн.) в случае их применения к перевозчику за отсутствие лицензионной карточки (ст. 60 Закона об автотранспорте). По данному вопросу есть как положительные для субъектов хозяйствования решения судов, признающие правомерность использования Перечня № 207 (см. постановления Ровенского окружного админсуда от 05.01.2010 г., Львовского окружного админсуда от 25.06.2009 г. по делу № 2а-3194/09/1370 и др.), так и отрицательные, указывающие на приоритет Закона об автотранспорте (см. постановления Луганского окружного административного суда от 16.02.2010 г. по делу № 2а-28497/09/1270, Николаевского окружного админсуда от 26.10.2009 г. по делу № 2а-4280/09/1470 и др.).

Однозначное же решение вопроса о том, достаточно ли того, чтобы в салоне автотранспортного средства была фотокопия лицензии или это обязательно должна быть лицензионная карточка, можно получить только с внесением соответствующих изменений в Закон об автотранспорте.

Несколько иначе обстоит ситуация с вопросом

о необходимости наличия у водителя физического лица — предпринимателя путевого листа: если для водителей перевозчиков-юрлиц его наличие ст. 48 Закона об автотранспорте предусмотрено как обязательное, то для водителей перевозчиков-физлиц путевой лист в числе обязательных документов не назван. Однако именно путевой лист является тем документом, с помощью которого можно подтвердить прохождение водителями ежесменных предрейсового и послерейсового медицинских и технических осмотров. От обязанности проведения таких осмотров физлица-предприниматели не освобождены, что служит дополнительным аргументом в пользу высказанной в комментируемом письме позиции Глававтотрансинспекции.

Проблема же отсутствия на данный момент, как подчеркивает в конце письма Глававтотрансинспекция, госоргана, который был бы уполномочен на составление админпротоколов в случае выявления указанных выше нарушений, на самом деле рассматриваемые вопросы не затрагивает. Дело в том, что в компетенцию Госдепартамента автотранспорта, о котором говорится в письме, входит составление админпротоколов по четко определенному числу нарушений. Ответственность за отсутствие предусмотренных законодательством документов, необходимых при осуществлении перевозок, предусмотрена ст. 126 Кодекса об административных нарушениях. Составлять протоколы при выявлении таких нарушений и рассматривать соответствующие админдела могут названные в ст. 222 КоАП должностные лица подразделений Госавтоинспекций МВД.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше