Валовые расходы по перевозке груза при отсутствии ТТН
Налоговая инспекция в связи с отсутствием ТТН снимает валовые расходы в сумме затрат, понесенных предприятием как заказчиком перевозки груза. При этом предоставленные предприятием накладные складского учета, налоговые накладные, акт выполненных работ, документы на оплату услуг перевозчика налоговиками расценены как ненадлежащее доказательство понесенных расходов. Правомерны ли действия налогового органа?
(г. Львов)
Вопрос не новый и мы уже не раз к нему обращались (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 46, с. 43; 2008, № 86, с. 44). Тем не менее в отношениях субъектов хозяйствования с контролирующими органами он не теряет своей остроты, а потому приходится искать новые аргументы.
Напомним, проблема заключается в том, что налоговые органы отказываются признавать в качестве валовых расходов затраты заказчика, понесенные на транспортировку груза, если они не подтверждены ТТН. Свою позицию они обосновывают ссылкой на п.п. 5.3.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, согласно которому валовые расходы должны быть подтверждены соответствующими расчетными, платежными и другими документами. По мнению налоговиков, таким документом для подтверждения получения услуг перевозки выступает ТТН (см. письмо ГНА в г. Киеве от 23.10.2007 г. № 341/Н/31-607; консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 24). Высказывался в пользу такой позиции и Госкомпредпринимательства (см. письмо от 08.08.2006 г. № 6197).
Госорганы традиционно подкрепляют свои выводы ссылками на Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363 (далее — Правила перевозок). В соответствии с ними товарно-транспортная накладная является единым для всех участников транспортного процесса юридическим документом, предназначенным для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы. Кроме того, п.п. 11.1 п. 11 Правил перевозок предусматривает, что ТТН и путевые листы грузового автомобиля являются основными документами на перевозку грузов.
В дополнение можно также сослаться п.п. 14.4 п. 14 Правил перевозок, согласно которому окончательный расчет за перевозку грузов осуществляется заказчиком на основании счета перевозчика, который должен быть выписан не позднее 3 дней после выполнения перевозки с приложением ТТН. Счет за выполненные перевозки выписывается на основании надлежащим образом оформленных путевых листов вместе с ТТН, а при использовании автомобилей, работа которых оплачивается исходя из времени работы автомобиля у заказчика, — только путевых листов. Данное предписание вполне может рассматриваться как свидетельствующее об обязательности ТТН при осуществлении расчетов между заказчиком и перевозчиком.
Следует сказать, что действующее законодательство предусматривает необходимость наличия ТТН у водителя юрлица либо физлица-предпринимателя как при предоставлении услуг перевозки, так и при транспортировке груза для собственных нужд (ст. 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III, п. 1 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденного постановлением Кабмина от 25.02.2009 г. № 207 (далее — постановление № 207) // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 28, с. 7). При этом если Закон об автомобильном транспорте допускает возможность наличия других документов на груз вместо ТТН, постановление № 207 в этой части более категорично. Впрочем, еще до его появления Госдепартамент автомобильного транспорта рассматривал в качестве надлежащего документа на груз именно ТТН (см. письмо от 26.12.2007 г. № 5327-02/06/14-07).
В аспекте рассматриваемого нами вопроса важно следующее: законодательные акты едины в том, что ТТН ими предусмотрена как документ на груз (независимо от того, перевозится он в рамках соответствующего договора или самостоятельно предприятием для собственных нужд), а не в качестве документа, подтверждающего предоставление услуг перевозки . Кроме того, возможна ситуация, когда заказчик услуг перевозки не будет выступать ни отправителем, ни получателем груза, а это значит, что экземпляр ТТН на него выписываться не будет.
Основным же аргументом по-прежнему остается положительная для налогоплательщиков судебная практика. Суды последовательно отстаивают позицию, согласно которой к валовым расходам могут быть отнесены затраты на перевозку груза при отсутствии ТТН, но при наличии других подтверждающих документов. В качестве таких документов при условии включения в них всех реквизитов первичного документа суды, в частности, рассматривают счета на транспортные услуги, платежные поручения на перечисление средств за транспортные услуги, акты приема-сдачи предоставленных услуг по перевозке грузов, путевые листы, подчеркивая при этом, что обязательность наличия ТТН для целей налогового учета действующим законодательством не предусмотрена и не может рассматриваться как единственно возможное средство доказывания обоснованности отнесения затрат на транспортировку груза к валовым расходам (см., например, постановление Донецкого окружного админсуда от 10.07.2009 г. по делу № 2а-4066/09/0570, определение Одесского апелляционного административного суда от 17.04.2009 г. по делу № 22а-2595/2008, определение ВАСУ от 15.05.2008 г. по делу № К-30854/06)).
Елена Уварова, юрист