Темы статей
Выбрать темы

Труд водителей автотранспортных средств

Редакция НиБУ
Статья

Труд водителей автотранспортных средств

 

Наверное, каждый мальчишка в детстве мечтает стать водителем и управлять красивым и обязательно большим автомобилем. Некоторые из них, повзрослев, идут работать водителями, оставаясь верными своей детской мечте. О правах и обязанностях водителей автотранспортных средств, а также о требованиях, выдвигаемых действующим законодательством к людям, связавшим свою жизнь с этой профессией, пойдет речь в данной статье.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 232

— Закон Украины «О транспорте» от 10.11.94 г. № 232/94-ВР.

Закон № 2344

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон № 2694

— Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 3353

— Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Положение № 340

— Положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска к управлению транспортными средствами, утвержденное постановлением КМУ от 08.05.93 г. № 340.

Положение № 124

— Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и МВД Украины от 05.06.2000 г. № 124/345.

Порядок № 975

— Порядок проведения инструктажей и стажировки водителей колесных транспортных средств, утвержденный приказом Министерства транспорта и связи Украины от 05.08.2008 г. № 975.

Перечень № 299

— Перечень заболеваний и недостатков, при которых лицо не может быть допущено к управлению соответствующими транспортными средствами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 24.12.99 г. № 299.

Перечень № 447

— Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки либо применения в процессе производства, утвержденный постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 28.12.77 г. № 447/24.

Лицензионные условия

— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенными Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 02.07.2010 г. № 427.

Классификатор профессий ДК 003:2005

— Классификатор профессий ДК 003:2005. Указатель профессиональных названий работ по кодам профессий, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 г. № 375.

Справочник квалификационных характеристик

— Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 69 «Автомобильный транспорт», утвержденный приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 г. № 136.

 

Регулирование трудовых отношений

Согласно

ст. 17 Закона № 232, ч. 2 ст. 16 гл. 4 р. I Закона № 2344 трудовые отношения водителей автотранспортных средств регулируются КЗоТ, другими законодательными актами Украины, в том числе положением о дисциплине и правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

Трудовой договор

, заключенный с водителем при приеме на работу, может быть:

бессрочным, т. е. заключенным на неопределенный срок;

срочным, заключенным на определенный срок, установленный по согласованию сторон, либо заключенным на время выполнения определенной работы.

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера работы (например, при принятии водителя на сезонные работы), условий ее выполнения (например, для замещения временно отсутствующего работника) или интересов работника (например, в связи со сложившимися семейно-бытовыми обстоятельствами), а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

С водителем также может быть заключен трудовой договор о работе

по совместительству. На условиях совместительства водители могут работать как на том же предприятии, которое является их основным местом работы, так и на другом, в свободное от основной работы время.

Трудовой договор заключается, как правило,

в письменной форме и оформляется приказом (распоряжением) работодателя о приеме на работу. В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 24 КЗоТ, соблюдение письменной формы договора обязательно. Запись о названии работы, профессии в приказе (распоряжении) о приеме на работу, а также в трудовой книжке (если данное место работы является основным) выполняется в соответствии с Классификатором профессий ДК 003:2005. Обращаем внимание: указанный Классификатор не содержит профессии просто «водитель», поэтому работодателю необходимо выбрать из перечня профессиональных работ, указанных в Классификаторе профессий ДК 003:2005, то название, которое подходит по роду выполняемых работником работ. Согласно Классификатору профессий ДК 003:2005 их профессия так и звучит — «водитель автотранспортных средств» (код 8322.2). Рассмотрим особенности организации труда водителей автотранспортных средств (далее — водитель).

Согласно

ч. 1 ст. 26 КЗоТ при заключении трудового договора по соглашению сторон, т. е. по договоренности между принимаемым на работу водителем и работодателем, такому водителю может быть установлен испытательный срок. Условие об испытательном сроке в обязательном порядке должно содержаться в приказе (распоряжении) о приеме на работу. Подробно об особенностях установления испытательного срока при приеме на работу читайте в статье «Испытательный срок при приеме на работу» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 69, с. 34. Так как согласно Справочнику квалификационных характеристик профессия «водитель» относится к рабочим профессиям, то продолжительность испытательного срока для таких работников не может превышать одного месяца (ч. 2 ст. 27 КЗоТ).

При приеме на работу работодатель вправе потребовать от кандидата на должность водителя следующие документы:

— паспорт;

— идентификационный номер (если работник по религиозным или другим соображениям отказался от получения идентификационного номера, вместо него он имеет право предоставить работодателю заявление и справку об отсутствии у него идентификационного номера, удостоверенную соответствующим налоговым органом);

— трудовую книжку (если данное место работы будет основным);

— документ военного учета (приписное свидетельство, военный билет или справку, выдаваемую вместо военного билета);

— справки о состоянии здоровья (медицинскую справку о пригодности к вождению транспортного средства по форме № 083/о, медицинскую справку о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по форме 122-2/о,

сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра);

— документ о наличии профессионально-технического образования (об окончании учебного заведения по подготовке водителей);

— диплом квалифицированного рабочего или свидетельство о присвоении (повышении) квалификации (для водителей транспортных средств);

— удостоверение водителя и талон к нему;

— другие документы.

Обращаем внимание: трудовым законодательством установлен запрет на требование от лиц, принимаемых на работу, сведений об их партийной и национальной принадлежности, происхождении, регистрации места жительства или пребывания и другие документы, предоставление которых не предусмотрено законодательством (

ст. 25 КЗоТ).

Также при рассмотрении кандидатур на вакантную должность работодателю необходимо помнить о законодательно установленных квалификационных и других требованиях к водителям. Что это за требования, рассмотрим ниже.

 

Требования к водителям

Требования, выдвигаемые законодательством Украины к водителям, определены

Законом № 232, Законом № 2344, Законом № 3353, Справочником квалификационных характеристик, Лицензионными условиями, а также другими законодательными актами.

К управлению транспортными средствами допускаются граждане, достигшие возраста, определенного

ч. 2 ст. 15 Закона № 3353 и п. 6 Положения № 340, при наличии у них национального удостоверения водителя соответствующей категории (п. 2 Положения № 340), не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие полный курс обучения по соответствующим программам. Для наглядности обобщим информацию относительно требований, выдвигаемых к водителям, в виде таблицы.

 

Транспортное средство

Категория
(п. 3 Общих положений Положения № 340)

Минимальный возраст*
(ч. 2 ст. 15 Закона № 3353)

Автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов), а количество сидячих мест, кроме сиденья водителя, — восьми

В

18 лет

Предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 килограммов (от 7700 до 16500 фунтов)

С1

18 лет

Предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 килограммов (16500 фунтов)

C

18 лет

Предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, с количеством мест для сидения, за исключением сидения водителя, не более 16

D1

21 год

Предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, с количеством мест для сидения, за исключением сиденья водителя, более 16

D

21 год

Составы транспортных средств с тягачом категорий B, C1, C, D1 или D, которым водитель имеет право управлять, но который не относится к указанным категориям составов транспортных средств

BE, C1E, CE

19 лет

D1E, DE

21 год

*Минимальный возраст — возраст, при достижении которого разрешено управлять транспортным средством соответствующей категории.

 

Квалификационные требования, выдвигаемые к профессии (код КП 8322.2), определены

Справочником квалификационных характеристик. В общем случае для лиц, чья профессиональная деятельность связана с управлением транспортным средством, является обязательным наличие:

— полного или базового общего среднего образования;

— профессионально-технического образования (учебное заведение по подготовке водителей);

— специальной подготовки по типовым учебным планам и программам подготовки водителей соответствующей категории;

— квалификационной аттестации.

Согласно разъяснениям Министерства образования и науки, МВД, Минтруда и Министерства транспорта и связи Украины, приведенным в

письме от 19.02.2010 г. № 1/12-625, № 3184/64, № 141/0/15-10/021, № 869/05/14, квалификационная аттестация водителя подразумевает под собой наличие у водителя диплома квалифицированного рабочего или свидетельства о присвоении (повышении) рабочей квалификации (для водителей транспортных средств), выданного согласно Положению о порядке квалификационной аттестации и присвоении квалификации лицам, получающим профессионально-техническое образование, утвержденному совместным приказом Минтруда и Министерства образования Украины от 31.12.98 г. № 201/469. Наличие данных документов наряду с удостоверением водителя соответствующей категории является необходимым условием для зачисления на соответствующее рабочее место. В случае если лица были приняты на работу только на основании удостоверения водителя и допуска к управлению транспортными средствами, то работодателю необходимо позаботиться о получении такими лицами профессиональной квалификации водителя в установленном порядке.

Для водителей категорий «C1», «C», «D1», «D», «BE», «C1E», «CE», «D1E», «DE», кроме вышеперечисленных требований,

Справочником квалификационных характеристик определено наличие стажа работы на транспортном средстве соответствующей категории. В беспрерывный страж управления автотранспортным средством включается работа водителем на автотранспортном средстве с максимально допустимым перерывом, не превышающим одного месяца (абзац второй п.п. 2.3.5 Лицензионных условий). Беспрерывный страж подтверждается извлечением из трудовой книжки или справкой с места работы с указанием даты приказа о назначении лица на должность, даты, с которой такое лицо работает водителем, марки закрепленного автотранспортного средства и его номерного знака, удостоверенные подписями должностных лиц и скрепленные печатью. Данный показатель влияет на возможность допуска водителя к осуществлению определенных видов перевозок.

Для водителей, управляющих автотранспортными средствами категории «В», требования к стажу отсутствуют.

При приеме на работу водителей, которые на протяжении

12 и более месяцев до зачисления на соответствующую работу не работали водителями, или принимаются на работу водителями впервые, работодателю необходимо провести для таких лиц стажировку по практическому управлению на соответствующем автотранспортном средстве не менее 30 часов (п. 3.2 Порядка № 975). Только после этого такие лица могут быть допущены к работе.

Также проводится стажировка

при переводе водителей на новые марки или модели автотранспортных средств. В таких случаях продолжительность стажировки должна составлять не менее 8 часов (п. 3.3 Порядка № 975).

Кроме того,

Порядком № 975 на работодателя возложена обязанность проведения инструктажей с водителями. Согласно п. 2.1 Порядка № 975 инструктажи бывают: вступительными; первичными; предрейсовыми (целевыми); периодическими (повторными); внеплановыми (специальными). Допускать водителей к работе без прохождения ими инструктажей в установленные сроки запрещается (п. 2.2 Порядка № 975).

Целью проведения стажировок и инструктажей является повышение квалификации и профессионального уровня водителей. В случае если работодатель не имеет возможности провести стажировку или инструктаж водителей самостоятельно, он должен заключить договор на предоставление услуг по проведению стажировок и инструктажей водителей с субъектом хозяйственной деятельности. Работодатели, наравне с работниками, должны быть заинтересованы в проведении таких стажировок, инструктажей и других мероприятий, направленных на повышение квалификации водителей, поскольку высокий уровень квалификации персонала привлекает потенциальных клиентов.

Также

Справочником квалификационных характеристик определена возможность присвоения водителям в процессе работы на предприятии, в организации, учреждении квалификации II или I класса.

Несмотря на то что на сегодняшний день не существует нормативного документа, регламентирующего порядок присвоения классов водителям, многие автотранспортные предприятия используют практику присвоения классов, с установлением надбавки за классность, мотивируя тем самым водителей к повышению знаний, мастерства, квалификации, а также, что немаловажно для работодателя, к длительной, беспрерывной работе на предприятии.

При приеме на работу на данное предприятие работник считается водителем III класса. В процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация II или I класса. Присваиваются классы квалификационной комиссией, созданной на предприятии. Решение комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя об установлении квалификации определенного класса.

Для присвоения II класса в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В1», «B», «С1», «C», «ВE», «С1Е», «СЕ» или «D1», «D» или «D1Е» и «DЕ», а его беспрерывный стаж работы водителем III класса на данном предприятии должен составлять не неменее трех лет.

Для присвоения I класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В1», «B», «С1», «C», «D1», «D», «ВE», «С1Е», «СЕ», «D1Е» и «DЕ», а также наличие беспрерывного стажа работы водителем II класса на данном предприятии не менее двух лет.

Квалификационной комиссией может быть принято решение о присвоении водителям квалификации II или I класса и в более короткие сроки, нежели те, которые определены

Справочником квалификационных характеристик, либо о снижении класса квалификации, если водитель не выполняет квалификационные требования. Для этого работодателю необходимо зафиксировать порядок установления классности в коллективном договоре или другом локальном документе предприятия.

Еще одним фактором, который влияет на способность водителя управлять транспортным средством и соответственно учитывается как при приеме на работу, так и в процессе работы, является состояние его здоровья. С целью исследования состояния здоровья водителей проводятся медицинские осмотры водителей. О том, какие бывают медосмотры и кто обязан их проходить, пойдет речь далее.

 

Медицинские осмотры водителей

С целью организации безопасных условий труда, а также определения способности водителей безопасно управлять транспортными средствами как при приеме на работу, так и в период работы работодатели, в штате которых имеются водители, обязаны осуществлять организацию и контроль за своевременным прохождением водителями медицинского осмотра (

ст. 169 КЗоТ, абзац пятый ч. 1 ст. 18 гл. 4 р. I Закона № 2344, ст. 17 Закона № 2694). Организация и финансирование медицинских осмотров работников производятся за счет средств предприятия. Прохождение медицинского осмотра является обязательным для всех водителей. В период прохождения медицинского осмотра за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок (ст. 17 Закона № 2694).

Данный осмотр включает: предварительный, периодический, ежесменный предрейсовый и послерейсовый осмотры, а также внеочередной осмотр, обусловленный необходимостью.

Периодичность осмотров, порядок их проведения и направления водителей на внеочередные осмотры определяется

Положением № 124.

Предварительному медицинскому осмотру

(п. 1.2 Положения № 124) подлежат кандидаты в водители для получения права на управление транспортным средством соответствующей категории. То есть, как правило, такие осмотры проходят кандидаты в водители за счет собственных средств до приема на работу.

Периодическому медицинскому осмотру

(п. 1.3 Положения № 124) подлежат водители транспортных средств для подтверждения права на управление транспортным средством соответствующей категории или получения права на управление транспортным средством другой категории. Данный медицинский осмотр водители проходят периодически в связи с окончанием срока действия справки по форме 083/о. Организация и контроль за прохождением водителями периодических медосмотров возложена на работодателя и производится за счет средств работодателя.

Внеочередному медицинскому осмотру

(п. 1.5 Положения № 124) подлежат водители предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности по направлению собственника или должностного лица, которое отвечает за эксплуатацию транспортных средств предприятия, учреждения, организации, на основании медицинских данных о постоянном ухудшении здоровья водителя, препятствующем безопасному управлению транспортным средством или при возникновении признаков заболеваний, включенных в Перечень № 299. Такими медицинскими данными могут быть результаты ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, данные листков нетрудоспособности и т. п.

В случае отказа водителя от прохождения внеочередного медицинского осмотра работодатель обязан не допускать водителя к управлению автотранспортным средством.

Предварительный, периодический и внеочередной осмотры проводятся

медицинской комиссией, созданной в заведении здравоохранения.

После прохождения данных видов медосмотра водителю выдается

медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством (ф. № 083/о) (далее — медицинская справка), подписанная председателем медицинской комиссии и удостоверенная печатью заведения здравоохранения. В медицинской справке указывается способность водителя управлять соответствующей категорией транспортных средств и срок ее действия. В случае отсутствия у кандидата в водители противопоказаний к управлению соответствующей категорией транспортных средств, срок действия выданной медицинской справки составляет три года. Ограничение срока действия медицинской справки возможно в случае выявления медицинских противопоказаний согласно Перечню № 299, при наличии которых вопрос о пригодности к управлению соответствующей категорией транспортных средств решается медицинской комиссией индивидуально, а также в случае окончания срока действия поданного гражданином сертификата о прохождении обязательного профилактического наркологического осмотра. Для водителей в возрасте старше 55 лет (женщин — старше 50 лет) срок действия медицинской справки составляет два года.

Ежесменному предрейсовому и послерейсовому медицинскому осмотру

(п. 1.4 Положения № 124) подлежат водители транспортных средств предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности.

Обязанность осуществления организации и контроля за своевременным прохождением ежесменных медицинских осмотров возложена

на работодателей (абзац пятый ч. 1 ст. 18 гл. 4 р. I Закона № 2344).

Согласно

ч. 2 ст. 46 Закона № 3353 с целью проведения таких осмотров работодатели с численность водителей 100 и более человек обязаны создать специализированные медицинские пункты (ведомственные, фельдшерские и оздоровительные), или медико-санитарные части, или поликлинические отделения оздоровления. Работодатели с численностью водителей менее 100 человек для выполнения указанной цели могут либо заключить договор с территориальным медицинским заведением на медицинское обслуживание, либо, при наличии специально оборудованного рабочего места, оформить на работу медицинского работника, имеющего право на проведение ежесменных предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей (с получением номерного штампа). Согласно п.п. 1.3.1 Инструкции о порядке выдачи и использования штампов медицинских работников, которые проводят ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств, утвержденной приказом Государственного предприятия «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения и информационных технологий» Министерства здравоохранения от 03.03.2008 г. № 80/1-П, такое право имеют лица, которым присвоен квалификационный уровень магистра, специалиста, бакалавра или младшего специалиста по любой медицинской специальности, подтвержденный дипломом медицинского учебного заведения в соответствии с нормами, действующими в данное время.

Кстати говоря, согласно мнению специалистов ГНАУ, опубликованному в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 34, с. 44, расходы предприятия на периодическое (1 раз в три года) обучение медицинских работников, осуществляющих медицинский контроль водителей предприятия и являющихся наемными работниками данного предприятия, включаются в состав валовых расходов в соответствии с

абзацем третьим п.п. 5.4.2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

Ежесменный предрейсовый медицинский осмотр

проводится для водителей до выезда на смену. В случае выявления признаков болезни на протяжении смены водители подлежат послерейсовому медицинскому осмотру.

Согласно

п. 5.2 Положения № 124 ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры включают в себя:

— сбор анамнеза;

— определение частоты пульса;

— измерение артериального давления;

— проведение пробы на алкоголь в выдыхаемом воздухе одним из методов, определенных Министерством здравоохранения Украины;

— измерение температуры тела (только в случае необходимости).

Результат проведения ежесменного медицинского осмотра фиксируется в Журнале ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей по ф. № 137-2/о, после чего

в путевом листе ставится штамп с выводом о пригодности к управлению транспортным средством.

При выявлении признаков нетрудоспособности

(патологическое повышение частоты пульса, артериального давления выше возрастных норм, выявление алкоголя в выдыхаемом воздухе и других признаков алкогольного опьянения или опьянения другого происхождения, наличие жалоб на симптомы болезни, которые препятствуют управлению транспортом) водитель к управлению транспортным средством не допускается.

В случае уклонения

водителя от прохождения обязательного медицинского осмотра работодатель имеет право привлечь такого работника к дисциплинарной ответственности в установленном законодательством порядке и отстранить его от работы без сохранения среднего заработка (п. 3.9 Порядка проведения медицинских осмотров работников отдельных категорий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 21.05.2007 г. № 246).

Если кандидат в водители или водитель не согласен с результатами проведенного обязательного медицинского осмотра, он может обжаловать решение в местном органе охраны здоровья или в судебном порядке (

пп. 2.10, 3.10, 5.5 Порядка № 124).

Кроме указанных видов медосмотров,

водители обязаны проходить:

предварительные и периодические (один раз в два года) психиатрические осмотры (обязательность прохождения утверждена постановлением КМУ «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров и перечня медицинских психиатрических противопоказаний относительно выполнения отдельных видов деятельности (работ, профессий, службы), которые могут составлять непосредственную опасность для лица, осуществляющего эту деятельность, или для окружающих от 27.09.2000 г. № 1465). После прохождения предварительного или периодического осмотра водителю выдается медицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по ф. 122-2/о (приложение 3 к Инструкции о проведении обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 17.01.2002 г. № 12), в которой указывается наличие или отсутствие у него психиатрических противопоказаний к управлению транспортным средством;

предварительные и периодические (один раз в два года) наркологические осмотры (обязательность прохождения утверждена постановлением КМУ «Об обязательном профилактическом наркологическом осмотре и порядке его проведения» от 06.11.97 г. № 1238). После прохождения наркологического осмотра водителю выдается сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра, утвержденный указанным постановлением, в котором указывается наличие или отсутствие у него наркологических противопоказаний к управлению транспортным средством.

 

Материальная ответственность

При осуществлении контроля работы водителей собственник предприятия может выявить факты, связанные с порчей вверенного водителю транспортного средства, недостачей товарно-материальных ценностей, доставку которых осуществлял водитель, а также другие факты, которые могут быть расценены работодателем как причинение вреда предприятию со стороны водителя. В этой связи возникает вопрос о материальной ответственности водителей.

Согласно нормам трудового законодательства материальная ответственность для всех работников, включая и

водителей, наступает только лишь при одновременном наличии всех перечисленных ниже условий, а именно:

— если

ущерб причинен вследствие нарушения возложенных на работника трудовых обязанностей, определенных законодательством, коллективным, трудовым договором, другими локальными нормативными и индивидуальными актами (ч. 1 ст. 130 КЗоТ). Невыполнение незаконно возложенных на работника трудовых обязанностей не может быть основанием для привлечения работника к материальной ответственности;

за прямой действительный ущерб (ч. 2 ст. 130 КЗоТ). работник не несет материальную ответственность за не полученную предприятием прибыль;

— при наличии

вины работника (ч. 2 ст. 130 КЗоТ). При этом под виной понимают психическое отношение лица к совершаемому действию или бездействию, его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности;

— если

ущерб не относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска (ч. 4 ст. 130 КЗоТ);

— если работник, причинивший ущерб, не находился в состоянии крайней необходимости (

ч. 4 ст. 130 КЗоТ);

— если собственник или уполномоченный им орган создал работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности порученного ему имущества (

ч. 1 ст. 131 КЗоТ).

Привлечь водителя к материальной ответственности работодатель имеет право независимо от того, привлекался ли он к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (

ч. 3 ст. 130 КЗоТ).

По общему правилу

материальная ответственность работника ограничивается размером среднемесячного заработка работника (ограниченная материальная ответственность) и не должна превышать полного размера причиненного ущерба (ч. 2 ст. 130, ч. 1 ст. 132 КЗоТ). То есть если размер ущерба, причиненного водителем, превышает его средний заработок, то водитель возмещает причиненный вред только в пределах своего среднемесячного заработка. Если же размер ущерба меньше среднемесячного заработка, то он будет нести материальную ответственность в размере причиненного ущерба. Расчет среднемесячного заработка для данных целей производится в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Установление материальной ответственности

сверх среднемесячного заработка (полная материальная ответственность) допускается только в случаях, указанных в законодательстве. Их перечень приведен в ст. 134 КЗоТ. Рассмотрим некоторые из них применительно к работам, выполняемым водителями. Итак, согласно ст. 134 КЗоТ работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причинного по их вине работодателю, в случаях, когда:

1) имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другому разовому документу (накладной, ведомости и др.) (

п. 2 ст. 134 КЗоТ). Например, если водитель получил товарно-материальные ценности у другого субъекта хозяйственной деятельности по доверенности, оформленной надлежащим образом, которые в процессе перевозки были им утеряны;

2) вред причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии (

п. 4 ст. 134 КЗоТ). Например, если водитель, находясь в нетрезвом состоянии, нанес вред имуществу работодателя. Причем нетрезвое состояние водителя может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств (актами и другими документами, объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей);

3) на работника возложена полная материальная ответственность за вред, причиненный работодателю при исполнении трудовых обязанностей, в случаях, предусмотренных отдельными законодательными актами (

п. 6 ст. 134 КЗоТ). Согласно действующему законодательству такая ответственность может быть возложена на водителя за вред, причиненный перерасходом горючего на автомобильном транспорте (абзац второй п. 12 постановления Пленума ВСУ «О судовой практике в делах о возмещении вреда, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям» от 29.12.92 г. № 14);

4) ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей (

п. 7 ст. 134 КЗоТ). Например, при самовольном использовании водителем в личных целях автотранспортного средства.

Также среди случаев, когда работники несут полную материальную ответственность, приведенных в

ст. 134 КЗоТ, указан — заключение между работником и работодателем письменного договора о взятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение целостности имущества и других ценностей, переданных ему для сохранения или для других целей (п. 1 ст. 134 КЗоТ). В связи с этим возникает вопрос: можно ли работодателю заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?

Согласно ст. 1351 КЗоТ такой договор может быть заключен работодателем с работниками,

достигшими восемнадцатилетнего возраста и занимающими должности либо выполняющие работы, включенные в Перечень № 447. Однако работодателю, желающему заключить с водителем договор о полной материальной ответственности, следует учесть мнение Минтруда, высказанное в письме от 27.05.2008 г. № 146/06/186-88 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 61), согласно которому такой договор может быть заключен с работником только лишь при одновременном соблюдении двух условий:

1)

наличие должности, которую занимает работник, или работы, которую он выполняет, в Перечне № 447;

2)

выполнение обязанностей согласно должности, выполнение работы по специальности должно быть непосредственно связано с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства доверенных работникам ценностей.

Данный вывод Минтруда фактически сужает сферу действия ст. 1351 КЗоТ.

Исходя из того, что должность водителя в

Перечне № 447 не указана, и руководствуясь приведенными разъяснениями Минтруда, можно сделать вывод о том, что заключение с водителем договора о полной материальной ответственности не имеет смысла, поскольку он не будет иметь юридической силы.

В то же время, если работающий на предприятии водитель осуществляет перевозку товарно-материальных ценностей, совмещая должности водителя и экспедитора и получая за это соответствующее вознаграждение, с ним можно заключить договор о полной материальной ответственности как с экспедитором, поскольку такая должность и выполняемая работа указаны в

Перечне № 447.

Порядок и общие правила возмещения суммы материального ущерба определены действующим законодательством.

Согласно

ч. 5 ст. 130 КЗоТ работник, причинивший ущерб, может в добровольном порядке возместить его полностью или частично денежными средствами либо, если работодатель не возражает, равноценным имуществом. Также по договоренности с работодателем работник может отремонтировать (за свой счет) поврежденное имущество. Однако добровольное возмещение работником причиненного работодателю ущерба не освобождает последнего от проведения служебного расследования по факту причинения ущерба и издания распоряжения (приказа) по результатам расследования, который и будет являться основанием для принятия в кассу предприятия денежных средств в порядке возмещения ущерба или для принятия имущества по акту приема-передачи.

Если

работник отказывается от возмещения ущерба в добровольном порядке, то:

1) если

размер ущерба не превышает среднемесячного заработка (независимо от основания материальной ответственности), возмещение причиненного ущерба производится по распоряжению (приказу) руководителя предприятия о взыскании с виновного работника суммы причиненного им ущерба путем отчислений из его заработной платы (ч. 1 ст. 136 КЗоТ, п. 3 ч. 2 ст. 127 КЗоТ). Указанное распоряжение (приказ) должно быть издано не позже двух недель со дня выявления причиненного ущерба и установления виновного лица. Производить отчисления с заработной платы виновного работника можно не ранее чем через семь дней со дня уведомления об этом работника. Обращаем внимание: общий размер производимых отчислений при каждой выплате заработной платы работнику не может превышать 20 %, а в некоторых случаях, отдельно предусмотренных законодательством (например, при отчислении с заработной платы по нескольким исполнительным документам), — 50 % заработной платы, подлежащей выплате работнику. Если работник не согласен с отчислениями или их размером, трудовой спор по его исковому заявлению рассматривается судом (ч. 2 ст. 136 КЗоТ);

2) если

размер ущерба превышает среднемесячный заработок работника, причинившего ущерб предприятию, то его возмещение производится путем подачи работодателем иска в суд (ч. 3 ст. 136 КЗоТ). Срок для обращения с иском в суд в данном случае составляет один год и исчисляется со дня выявления причиненного работником ущерба (ст. 233 КЗоТ). Если работодатель не подал иск в суд, а работник в добровольном порядке не возместил причиненный ущерб, то по истечении одного года со дня выявления причиненного ущерба (т. е. по истечении срока обращения в суд) сумма ущерба будет считаться доходом работника. Причем если сумма ущерба, по которой истек срок исковой давности (доход работника), превышает сумму, равную 50 % месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного года (в 2010 году она равна 434,50 грн.), то работник должен самостоятельно уплатить налог с доходов физических лиц с такого дохода и отразить его в годовой налоговой декларации (п.п. 4.2.11 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV).

Таким образом, действующее законодательство выдвигает к профессии водителя множество требований, соблюдение которых является обязанностью как для работодателя, так и для работника, управляющего автомобилем.

В одном из следующих номеров нашей газеты мы рассмотрим вопросы организации труда и отдыха водителей, оплаты времени работы, а также порядок предоставления им отпусков.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше