Темы статей
Выбрать темы

(НЕ)Прием декларации налоговыми органами: поведение и пути решения

Редакция НиБУ
Статья

(НЕ)Прием декларации налоговыми органами: поведение и пути решения

 

Ей-богу, порой чувствуешь себя маленьким ребенком перед лицом инспектора, наотрез отказывающегося принимать налоговую декларацию. Хорошо же устроились налоговики — превратили свою исключительную обязанность в право: «хочу — принимаю, хочу — выставляю условия, а хочу — вообще посылаю (за дополнительными документами или еще дальше)». И все бы ничего, но в условиях кризиса такие выходки стали совсем неуместными. В данной статье мы поговорим о том, как вести себя в таких ситуациях.

Виталий ПОРОЛЛО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Ну, во-первых, не нервничать — здоровье, знаете ли, важнее. Во-вторых, не стоит уповать на то, что просьбы (мольбы, угрозы и т. п.) принесут в данном случае ощутимый результат — инспектор делает это далеко не по собственному желанию. Но как ни крути,

прием декларации — обязанность инспектора, и об этом ему можно напомнить, процитировав абзац 1 п.п. 4.1.2 Закона № 2181 (как свидетельствует практика, этот простейший способ иногда помогает!). Если же приведенные действия не возымели ожидаемого результата, то следует прибегнуть к иным методам, позволяющим избежать личного контакта с блюстителями интересов бюджета.

 

Отошлем декларацию по почте

Начнем с того, что советуют сами налоговики (

письмо ГНАУ от 09.09.2009 г. № 8857/6/16-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 80, с. 14). В соответствии с п.п. 4.1.2 Закона № 2181 в случае отказа в приеме декларации плательщик может отослать ее письмом с уведомлением и описью вложения. В этом случае существуют два варианта поведения:

— если до окончания

предельного срока предоставления отчетности осталось менее 10 календарных дней, то к декларации необходимо приложить заявление в произвольной форме на имя начальника инспекции с указанием фамилии инспектора*, отказавшегося принять отчетность, или даты отказа (согласно п.п. 4.1.2 Закона № 2181 такая декларация будет считаться поданной в момент ее вручения в отделении почты). Заявление может выглядеть следующим образом:

 

img 1

 

— если же сроки

не поджимают (более 10 календарных дней), то плательщик волен выбирать: жаловаться ему или нет.

* Если фамилия неизвестна, то ее можно не указывать — в таком случае необходимо написать дату отказа.

Плательщику налогов, решившему воспользоваться

услугами почты, также необходимо учитывать правила Порядка оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденного постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799, в соответствии с которыми он должен:

в правой нижней части почтового отправления заполнить наименование получателя и его адрес (название улицы, № дома, наименование населенного пункта, района, области);

в левой верхней части почтового отправления заполнить собственное наименование и адрес в порядке, указанном выше;

в верхней части почтового отправления проставить отметку «Звіт»;

— заполнить

бланк заказного уведомления о вручении на свое имя или на имя лица, которому следует отослать уведомление после вручения почтового отправления;

— составить

опись вложения в двух экземплярах, в которой должны присутствовать наименование и адрес получателя, поименный перечень документов и подпись (работник почты должен обязательно проставить на ней оттиск календарного штемпеля);

— получить

квитанцию.

Напоминаем читателям

, что в письмо вкладывается один экземпляр декларации. Подтверждением отправления декларации является квитанция и один экземпляр описи вложения, заверенный календарным штемпелем.

Если декларация была

заполнена корректно, то после ее отправления описанным способом налогоплательщик может спать спокойно, так как ответственность за несвоевременное предоставление декларации уже переложена на почту (п.п. 4.1.7 Закона № 2181).

Хотя практика свидетельствует, что

такие декларации зачастую не признаются. Плательщики получают письменное предложение предоставить новую декларацию, в котором налоговики аргументируют непризнание поданной отчетности, просто ссылаясь на абзац 5 п.п. 4.1.2 Закона № 2181. В таких случаях не остается ничего другого, как защищать свои интересы в административном или судебном порядке. Заметьте: указанное письменное предложение порождает для налогоплательщика обязанность повторно предоставить декларацию и соответственно является актом индивидуальной силы.

О том, как обжаловать этот документ, см. статью в данном номере «Проблемы при сдаче отчетности: возможные варианты обжалования».

 

Воспользуемся услугами курьерской службы

Закон № 2181

не выставляет условий лицам, которые предоставляют декларацию, т. е. им может быть как любой работник предприятия, так и работник курьерской службы (письмо ГНАУ от 05.09.2007 г. № 17525/7/28-0917/32 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 88, с. 9). Несмотря на предписания Закона № 2181 и указанные разъяснения налогового ведомства, налоговики на местах часто не принимают декларации от курьеров — мол, они не сотрудники предприятия и т. п. Так что не лишним будет подстраховаться, предоставив курьеру доверенность. Если плательщик налогов решит воспользоваться услугами курьерской службы, ему также надо знать, что в соблюдении десятидневного лимита, установленного п.п. 4.1.7 Закона № 2181, нет необходимости — обязанность налогоплательщика будет считаться исполненной в день предоставления курьером декларации в орган налоговой службы. Заметьте: в деле предоставления отчетности следует полагаться лишь на проверенные курьерские конторы, так как ответственность за непредоставление отчетности (предположим, курьер не успел) с плеч налогоплательщика не снимается.

Минус

данного способа состоит в том, что если курьеру дадут в налоговой отворот-поворот, то плательщику придется либо воспользоваться почтовым отправлением (см. выше), либо рассмотреть следующий вариант.

 

Подать декларацию в электронном виде

Для предоставления налоговой отчетности

в электронном виде у налогоплательщика должны быть:

— как минимум

ПК и доступ в Интернет;

электронная цифровая подпись (далее ЭЦП) — приобретается в одном из аккредитованных центров сертификации ключей;

договор с налоговой инспекцией о признании электронных документов — форму договора можно найти в приложении 1 к Инструкции № 233;

необходимое программное обеспечение — с задачами формирования и предоставления отчетности в электронном виде справляются практически все коммерческие бухгалтерские программы. Для этой цели можно пользоваться и бесплатными приложениями (можно скачать на таких ресурсах: www.sta.gov.ua, www.opz.org.ua, www.buhgalter.com.ua).

Подачу декларации в электронном виде

можно изобразить в виде следующей последовательности:

составляем отчет и сохраняем его;

накладываем на него ЭЦП в порядке, указанном п. 7.1 р. III Инструкции № 233. То есть первым на отчет должен быть наложен ключ главного бухгалтера, затем руководителя, а уже после — ключ, являющийся аналогом печати предприятия;

шифруем отчет и отправляем его оператору (шлюз: zvit@sta.gov.ua).

Отчет можно отослать

в любой день с 9.00 до 18.00, кроме праздничных, выходных и нерабочих (п. 4 р. III Инструкции № 233). После отправки декларации налогоплательщика должно волновать получение квитанции № 1 и утвердительной квитанции № 2. Первая является подтверждением отправления отчета в налоговые органы. Также в ней фиксируется дата предоставления электронной декларации. Вторая же квитанция (утвердительная) является свидетельством принятия отчетности (п. 7.5 р. III Инструкции № 233). Если отчетность была отправлена до 16.00, то квитанция № 2 отправляется плательщику в течение 2 часов с момента принятия. В противном случае — в течение первых 2 часов следующего рабочего дня (п. 4 р. III Инструкции № 233). А вот если квитанции не пришли, есть два варианта: повторно подать электронную декларацию или воспользоваться почтовым отправлением (см. выше).

 

Ход конем

Если налоговый инспектор

предъявляет условие для принятия декларации (например, «дорисовать» положительный объект налогообложения, убрать отрицательное значение и т. п.), а осуществлять вышеуказанные операции нет возможности (либо нет желания), то можно внять просьбе налоговика и внести соответствующие изменения в декларацию. Конечно, это не совсем правильно с точки зрения закона и морали, но налогоплательщикам иногда не оставляют иного выбора. У читателей, наверное, возникает вопрос: «Откуда же возьмутся эти цифры в учете? Как потом все это документально отразить?». Ответ прост: после того, как декларация будет успешно принята, надо будет исправить ее показатели согласно п. 17.2 Закона № 2181. Между прочим, в этом случае налогоплательщикам не грозит 5 %-й штраф (недоплаты ведь нет). Этот вариант не рекомендуется, если на носу налоговая проверка — поскольку доводы плательщика типа «мне так инспектор сказал» могут не помочь.

 

Несколько слов в заключение

При корректном заполнении декларации

вышеуказанные способы обеспечивают налогоплательщика необходимыми доказательствами того, что он свою обязанность выполнил. Но они не гарантируют того, что в дальнейшем от налоговиков не придет уведомление с информацией о том, что декларация все-таки была не признана (не подана и т. п.). В этом случае плательщику придется вооружиться первым экземпляром декларации, а также документами, подтверждающими ее сдачу (соответствующие квитанции либо уведомления), и отправляться защищать свои интересы по административной или судебной линии.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше