Темы статей
Выбрать темы

Водители автотранспортных средств: делу время, потехе час

Редакция НиБУ
Статья

Водители автотранспортных средств: делу время, потехе час

 

В одном из предыдущих номеров нашей газеты мы рассмотрели требования, выдвигаемые действующим законодательством к профессии водителя (см. статью «Труд водителей автотранспортных средств» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 87, с. 20). Обязанностью работодателя, у которого в штате имеются водители автотранспортных средств, является организация их режима труда и отдыха в соответствии с требованиями действующего законодательства. Именно об этой почетной обязанности работодателя, а также об оплате труда водителей и порядке предоставления им отпусков пойдет речь в данной статье.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон об отпусках —

Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон об оплате труда

— Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Положение № 340

— Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 07.06.2010 г. № 340.

Постановление № 13

— постановление Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13.

Методические рекомендации

— Методические рекомендации относительно применения суммированного учета рабочего времени, утвержденные приказом Минтруда от 19.04.2006 г. № 138.

Инструкция № 59

— Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная Минфином Украины от 13.03.98 г. № 59.

Письмо № 148

— письмо Минтруда Украины от 15.06.2007 г. № 148/13/133-07.

Письмо № 265

— письмо Минтруда Украины от 26.08.2010 г. № 265/13/116-10.

 

Основным документом, регулирующим вопросы организации труда и отдыха водителей, является

Положение № 340 (см. на с. 11). Данный нормативно-правовой акт разработан с учетом национальных и международных законодательных норм, регулирующих время работы и отдыха водителей автотранспортных средств.

Требования

Положения № 340 распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами.

Данное

Положение № 340 не распространяется на перевозки пассажиров и/или грузов, которые осуществляются:

— физическими лицами за свой счет для собственных нужд без использования труда наемных водителей;

— во время стихийного бедствия, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

— для нужд МВД, Минобороны, Генпрокуратуры, СБУ, а также МЧС и Минздрава;

— сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, если эти перевозки осуществляются тракторами или другой техникой, предназначенной для местных сельскохозяйственных работ или работ в отрасли лесного хозяйства, и служат исключительно для целей эксплуатации этих предприятий;

— автомобильными перевозчиками и водителями при международных перевозках.

Для лиц, на которых распространяется действие

Положения № 340, режим труда и отдыха, предусмотренный данным документом, является обязательными при составлении графиков работы водителей.

 

Продолжительность рабочего времени водителей

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется

правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

Нормальная продолжительность рабочего времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю (ч. 1 ст. 50 КЗоТ, п. 2.2 Положения № 340). Отметим, что под рабочим временем водителя понимается время, на протяжении которого водитель обязан исполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, а под «неделей» — период времени от 00:00 часов в понедельник до 24:00 часов в воскресенье.

Продолжительность ежедневной работы (смены)

для водителей:

— с

пятидневной рабочей неделейопределяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) (далее — профсоюз), с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели;

— с

шестидневной рабочей неделейне может превышать 7 часов (накануне выходных дней — 5 часов).

В соответствии со

ст. 73 КЗоТ перед праздничными и нерабочими днями продолжительность работы водителей сокращается на один час, как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.

Разделение рабочего времени на части.

Для водителей автобусов, занятых на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских маршрутах, с их согласия, может устанавливаться рабочий день (смена) с распределением на две части, причем каждая часть не должна превышать 4 часов, с учетом времени, необходимого для возврата на место стоянки (ст. 60 КЗоТ, п. 2.9 Положения № 340). Перерыв между частями смены не должен быть меньше 2 часов без учета времени на отдых и питание. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Суммированный учет рабочего времени.

В соответствии со ст. 61 КЗоТ и п. 2.3 Положения № 340, если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, по согласованию с профсоюзом допускается установление суммированного учета рабочего времени за учетный период с учетом того, что продолжительность рабочего времени за учетный период не будет превышать нормального количества рабочих часов.

Согласно разъяснениям, приведенным в

письме Минтруда от 13.06.2003 г. № 18-403 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 5), учетным периодом является календарный период, на протяжении которого должна быть в среднем соблюдена установленная продолжительность рабочего дня, рабочей недели. Учетный период устанавливается в коллективном договоре и, как правило, равняется месяцу. В отдельных случаях, в связи с особенностями выполняемой работы, он может составлять квартал, полугодие, год и др. Учетный период охватывает как рабочее время, так и часы работы в выходные и праздничные дни и часы отдыха.

Часы работы, превышающие рабочее время, предусмотренное в учетном периоде, считаются сверхурочными.

При установлении

суммированного учета рабочего времени труд водителей регулируется графиками сменности водителей транспортных средств (приложение 1 к Положению № 340). Составляя такие графики, работодателю необходимо учитывать требования п. 2.3 Положения № 340, согласно которым нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) водителя не должна превышать 10 часов. В случае если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает продолжительные периоды простоя, ожидания в транспортном средстве или на рабочем месте или если водителю необходимо дать возможность доехать до определенного места отдыха, продолжительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов при условии, что время непосредственного управления транспортным средством на протяжении рабочего дня (смены) не превышает 9 часов.

Порядок применения суммированного учета рабочего времени регламентируется

Методическими рекомендациями.

Ненормированный рабочий день.

Водителям легковых автомобилей (кроме водителей такси) в случае производственной необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день. При этом работа сверх нормальной продолжительности для таких водителей сверхурочной считаться не будет. Дополнительная оплата переработанного времени для таких лиц не осуществляется.

На водителей, работающих на условиях ненормированного рабочего дня, распространяется установленный на предприятии

режим рабочего времени. Поэтому работодатель не имеет права систематически привлекать работников, которые работают в таком режиме, к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени (письмо № 265 см. с. 18).

Количество часов переработанного времени при работе с ненормированным рабочим днем может определяться в коллективном договоре, заключенном на предприятии (

п. 2.10 Положения № 340, письмо Минтруда от 04.06.2008 г. № 143/13/116-08).

Работа в ночное время.

Согласно ч. 3 ст. 54 КЗоТ ночным считается время с 22 часов до 6 часов. При работе в ночное время продолжительность работы (смены) сокращается на один час как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе. Отметим, что в некоторых случаях трудовое законодательство допускает возможность уравнивания продолжительности ночной и дневной работы, например на беспрерывных производствах, на сменных работах при шестидневной рабочей неделе. Однако при составлении графиков сменности необходимо учитывать запрет, содержащийся в ст. 55 КЗоТ, на привлечение отдельных категорий граждан к работе в ночное время.

Сверхурочные работы.

Согласно ч. 1 ст. 62 КЗоТ сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (ст. 52, 53 и 61 КЗоТ). Работодатель может привлечь работников к сверхурочным работам только лишь в исключительных случаях, определенных законодательством, и ч. 3 ст. 62 КЗоТ и только лишь с разрешения профсоюза. В остальных случаях привлечение работников к сверхурочным работам не допускается. Кроме того, привлекая работников к сверхурочным работам, работодателю следует учитывать ограничения, установленные ст. 63 КЗоТ относительно лиц, которые могут быть привлечены к таким работам.

Обращаем внимание на то, что не считается сверхурочной работа водителя:

с неполным рабочим днем сверх предусмотренного трудовым договором времени, но в пределах установленной законодательством продолжительности полного рабочего дня (абзац второй п. 16 постановления № 13);

с ненормированным рабочим днем, сверх установленной нормы рабочего времени, кроме случаев выполнения по поручению работодателя работы, которая не входит в перечень его обязанностей (абзац третий п. 16 постановления № 13);

— выполняемая

в порядке отработки дней отдыха, предоставленных в соответствии с ч. 3 ст. 73 КЗоТ.

При суммированном учете рабочего времени

не является сверхурочной работа, выполняемая сверх нормы рабочего времени, предусмотренного графиком в отдельные дни, недели, месяцы учетного периода, при сохранении нормы рабочего времени за учетный период. Согласно абзацу третьему п. 10 Методических рекомендаций переработка нормы рабочего времени, которая возникает в отдельные дни при суммированном учете, при сохранении нормы рабочего времени за учетный период, может компенсироваться дополнительными днями отдыха или соответствующим уменьшением продолжительности работы в другие дни учетного периода.

Согласно

ст. 65 КЗоТ и п. 2.11 Положения № 340 сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд или 120 часов в год, кроме случаев наступления непредвиденных обстоятельств (технической неисправности транспортного средства, остановки движения транспортного средства в рейсе (на маршруте), неблагоприятных погодных условий и др.).

Работа в выходные дни.

Трудовым законодательством запрещено привлечение работников к работе в выходные дни. В то же время с разрешения профсоюза работодатель может привлечь отдельных водителей к работе в выходные дни в исключительных случаях, определенных ч. 2 ст. 71 КЗоТ, а именно:

— для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий и немедленного устранения их последствий;

— для предотвращения несчастных случаев, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей, гибели или порчи имущества;

— для выполнения безотлагательных, заранее не предусмотренных, работ, от немедленного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия в целом или его отдельных подразделений;

— для выполнения безотлагательных погрузочно-разгрузочных работ с целью предотвращения или устранения простоя подвижного состава или скопления грузов в пунктах отправления и назначения.

Следует иметь в виду, что запрещается привлекать к работе в выходные дни беременных женщин и женщин, имеющих детей возрастом до трех лет

(ст. 176 и 192 КЗоТ).

Работа в праздничные и нерабочие дни.

Работа в праздничные и нерабочие дни, как правило, не допускается, кроме случаев, указанных в ст. 73 КЗоТ, а именно:

— если остановка работы невозможна из-за производственно-технических условий (непрерывно действующие предприятия);

— в связи с осуществлением работ, связанных с:

необходимостью обслуживания населения;

исполнением ремонтных работ;

исполнением погрузо-разгрузочных работ;

— при наступлении исключительных случаев, определенных

ст. 71 КЗоТ.

Кроме того, привлекать водителей к работе в праздничные и нерабочие дни работодатель имеет право только лишь с согласия

профсоюза.

При этом если на предприятии ведется суммированный учет рабочего времени, то предусмотренная графиком сменности работа в праздничные и нерабочие дни включается в расчет нормы рабочего времени учетного периода.

 

Структура рабочего времени

Согласно

п. 2.1 Раздела II Положения № 340 в состав рабочего времени водителя включается:

1)

сменный период управления. В общем случае сменный период управления водителя, включая сверхурочные работы, не должен превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, и/или крупногабаритных, и/или опасных грузов — 8 часов. Положением № 340 разрешено увеличение продолжительности сменного периода управления водителем (не планового, а фактического) только лишь в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств.

В случае если продолжительность автобусного маршрута составляет более 500 км, работодатель обязан направить в рейс (на маршрут) двух водителей. Причем период управления каждого из водителей должен составлять половину общего периода управления.

Общая

продолжительность управления водителем автотранспортным средством в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов;

2)

подготовительно-заключительный период. Время, необходимое водителям для выполнения подготовительно-заключительных работ (время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и поле возвращения), и их состав устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзом;

3)

время простоев не по вине водителя;

4)

время простоев в пунктах загрузки и разгрузки;

5)

время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения. Устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзом;

6)

время проведения работ по устранению технических неисправностей транспортного средства на маршруте (в рейсе);

7)

время охраны транспортного средства с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем. Время охраны транспортного средства с грузом или без него засчитывается водителю в рабочее время в размере 1/3 рабочего времени. Конкретная продолжительность времени охраны груза и транспортного средства, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзом;

8)

половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на транспортном средстве, оборудованном спальным местом. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет транспортным средством, при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в размере не менее 50 % рабочего времени. Конкретная продолжительность такого времени устанавливается работодателем по согласованию профсоюзом;

9)

другое время, предусмотренное действующим законодательством Украины.

Кроме того, в состав рабочего времени водителей включаются

перерывы для кратковременного отдыха от управления транспортным средством, которые предоставляются продолжительностью не менее 15 минут водителям, работающим:

— на автобусных маршрутах общего пользования на протяжении рабочего времени не реже чем через каждые 2 часа управления;

— на автобусных маршрутах нерегулярных перевозок, при перевозке опасных грузов и для водителей, управляющих тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами, через каждые 2 часа 30 минут управления.

Если водителю

предоставляется перерыв для отдыха и питания, то перерывы для кратковременного отдыха не предусматриваются (п. 4.4 Положения № 340).

 

Учет рабочего времени

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основании:

табеля учета использования рабочего времени (форма № П-5), типовая форма которого утверждена приказом Госкомстата Украины от 05.12.2008 г. № 489 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 1-2, с. 18);

графика сменности водителей (приложение 1 к Положению № 340), в котором определяется продолжительность ежедневной работы (смены), рабочих дней (смены) и выходных дней. График составляется на весь учетный период, равный, как правило, месяцу, и доводится до сведения каждого водителя не менее чем за 2 недели до начала учетного периода;

ведомости учета рабочего времени и отдыха водителей (приложение 2 к Положению № 340), в которой по каждой рабочей смене указываются плановые и фактические данные по маршруту, начало и конец рабочей смены.

Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно.

Рабочее время водителей

с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах).

Если на предприятии установлен

суммированный учет рабочего времени, то норма рабочего времени за учетный период будет определяться путем умножения нормы продолжительности рабочего времени, установленной законодательством для водителей транспортных средств, на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период, с учетом ее сокращения в канун праздничных, нерабочих и выходных дней.

 

Установка контрольных приборов (тахографов)

С целью осуществления контроля за выполнением водителями возложенных на них обязанностей и за соблюдением ими режимов труда и отдыха работодателями могут устанавливаться на транспортных средствах контрольные приборы — тахографы.

В настоящее время

установка таких контрольных приборов на транспортные средства, осуществляющие внутренние перевозки пассажиров и грузов, производится в добровольном порядке. Однако Положением № 340 определены сроки, по истечении которых работодатели обязаны будут оснастить определенные виды транспортных средств тахографами.

Согласно

Положению № 340 в обязательном порядке тахографами должны быть оборудованы следующие транспортные средства:

— автобусы

, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью свыше 500 кмдо 01.06.2012 г.;

грузовые автомобили для перевозки опасных грузовдо 01.06.2012 г.;

грузовые автомобили с полной массой свыше 12 тонн — до 01.06.2013 г.;

грузовые автомобили с полной массой от 3,5 тонны до 12 тонндо 01.06.2015 г.

Анализируя данные тахографа, работодатель сможет определить скорость движения транспортного средства, его пробег, период труда и отдыха водителя.

Как видим, требование о необходимости установки тахографов на легковые автомобили (в том числе такси) и грузовые автомобили с полной массой до 3,5 тонны в

Положении № 340 отсутствует.

Образцы карточек водителя, предприятия, мастерской, контролера, которые должны использоваться в тахографах, и их описание утверждены

приказом Министерства транспорта и связи Украины от 17.08.2010 г. № 600.

Водители, управляющие транспортными средствами, не оборудованными тахографами, обязаны вести индивидуальные контрольные книжки (приложение 3 к

Положению № 340).

 

Оплата труда водителей

Порядок оплаты труда водителей, как и других работников, регулируется

КЗоТ, Законом об оплате труда, другими законодательными актами, а также коллективным договором и трудовым договором, заключенным с работником.

Вместе с тем оплата труда водителей имеет ряд особенностей, которые мы сейчас рассмотрим.

Оплата труда на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья.

Водителям, работающим на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья устанавливается повышенная оплата труда.

Оплата работы в ночное время.

Работа водителей в ночное время оплачивается в повышенном размере, но не ниже 20 % тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (ст. 108 КЗоТ). Конкретный размер оплаты устанавливается в коллективном договоре, действующем на предприятии, или другом локальном документе. Также коллективным договором может быть предусмотрено установление для водителей доплаты (надбавки) за работу в ночное время.

Оплата работы в сверхурочное время.

Согласно ст. 106 КЗоТ работа водителей сверх нормальной продолжительности рабочего времени оплачивается следующим образом:

1)

в двойном размере часовой ставки — если на предприятии установлена почасовая оплата труда работа водителя, сверхурочное время оплачивается;

2) в виде

доплаты в размере 100 % тарифной ставки водителя соответствующей квалификации, оплата труда которого осуществляется по почасовой системе, — за все отработанные сверхурочные часы, если на предприятии водителю установлена сдельная оплата труда, за работу в сверхурочное время выплачивается.

Все время, отработанное

сверх нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде, подлежит оплате как сверхурочное в порядке, указанном в пп. 1 и 2, — если на предприятии установлен суммированный учет рабочего времени.

Таким образом, для определения размера доплаты за работу в сверхурочное время работодателю необходимо знать

часовую тарифную ставку водителя. В случае если водителю установлена дневная тарифная ставка, то для определения размера часовой тарифной ставки необходимо разделить дневную тарифную ставку на дневную норму рабочего времени, установленную для такого работника, а если месячный оклад, то месячный оклад работника на месячную норму рабочего времени.

Обращаем внимание:

компенсация сверхурочных работ путем предоставления водителям отгулов не допускается ввиду прямого запрета, содержащегося в ч. 4 ст. 106 КЗоТ.

Оплата труда в выходные дни.

Согласно ст. 72 КЗоТ работа в выходной день может компенсироваться:

путем предоставления другого дня отдыха;

— в денежной форме в двойном размере

, аналогично оплате труда за работу в праздничные и нерабочие дни.

Способ компенсации за работу в выходной день определяется

по договоренности сторон.

Обращаем внимание: компенсации подлежат только те выходные дни, которые являются для работника выходными в соответствии с графиком работы предприятия или графиком сменности.

В случае направления водителя в командировку в выходной день после возвращения из командировки ему должен быть предоставлен другой день отдыха. Если приказом о командировке предусмотрено возвращение водителя из командировки в выходной день, то ему может быть предоставлен другой день отдыха (

абзацы двенадцатый и тринадцатый «Общих положений» Инструкции № 59).

Оплата труда в праздничные и нерабочие дни.

Оплата труда водителей в праздничные и нерабочие дни (ст. 73 КЗоТ) производится :

— сдельщикам —

по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по почасовым или дневным ставкам, — в размере двойной часовой или дневной ставки;

работникам, получающим месячный оклад, — в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный и нерабочий день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Обращаем внимание: оплата в указанном размере производится

за фактически отработанные часы в праздничный и нерабочий день.

Так как работникам, труд которых оплачивается по месячным окладам, часовые ставки, как правило, не устанавливаются, для проведения оплаты их работы в праздничные и нерабочие дни необходимо произвести расчет часовой тарифной ставки в порядке, приведенном выше.

По желанию работника, работавшего в праздничный и нерабочий день (

ст. 73 КЗоТ), ему может быть предоставлен другой день отдыха при условии, что работа в этот день производилась сверх установленной месячной нормы рабочего времени (абзац пятый постановления № 13).

В случае установления работнику

суммированного учета рабочего времени, робота в праздничные и нерабочие дни согласно графику включается в норму рабочего времени за учетный период, установленную на предприятии. Часы работы, превышающие эту норму, считаются сверхурочными и оплачиваются в двойном размере. При подсчете сверхурочных часов по такому работнику работа в праздничные и нерабочие дни, проведенная сверх установленной на предприятии нормы рабочего времени, за учетный период не учитывается, поскольку она уже оплачена в двойном размере. На это обращает внимание и Минтруда в письмах № 148 и от 13.11.2006 г. № 158/0/13/118-06.

Оплата труда водителей,

специально командированных для работы в праздничные и нерабочие дни, производится также в двойном размере (абзац одиннадцатый раздела «Общие положения» Инструкции № 59).

Оплата труда при совмещении профессий и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника.

Водителям, выполняющим на том же предприятии, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (например, работник совмещает должности водителя и экспедитора), или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, работодатель обязан производить доплату за совмещение должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размер такой доплаты устанавливается коллективным договором, заключенным на предприятии.

Оплата времени простоя.

Согласно ст. 113 КЗоТ время простоя не по вине работника подлежит оплате в размере, установленном коллективным договором, действующим на предприятии, но не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). Если простой обусловлен возникновением производственной ситуации, опасной для жизни или здоровья работника или для людей, которые его окружают, и окружающей природной среды не по вине работника, за ним сохраняется средний заработок (часть третья ст. 113 КЗоТ). Не подлежит оплате простой, возникший по вине работника. Однако в любом случае он должен быть документально оформлен. Подробно порядок бухгалтерского и налогового учета расходов предприятия на оплату труда работников за период простоя был рассмотрен в статье «Отражение в учете расходов на оплату простоя» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 20, с. 36.

Доплаты за классность.

На предприятиях, использующих практику присвоения классов водителям, могут быть установлены доплаты водителям за классность. Минимальные размеры таких доплат определены Генеральным соглашением между КМУ, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008 — 2009 гг. от 15.04.2008 г., которое продолжает действовать и ныне до принятия нового соглашения, и составляют: водителям II класса — 10 % , водителям I класса — 25 % тарифной ставки (оклада) за отработанное время. Положения указанного Генерального соглашения непосредственно действуют и являются обязательными для тех субъектов, которые находятся в сфере действия сторон, подписавших соглашение. На предприятия, которые при его подписании не были представлены хотя бы одной из сторон (владелец или уполномоченный им орган, как одна сторона или от стороны трудового коллектива — профсоюз), нормы соглашения не действуют и не являются обязательными. Такие предприятия самостоятельно решают вопросы установления водителям доплат за классность и их размеров в коллективном договоре или другом документе, регулирующем оплату труда на предприятии (письмо Минтруда от 06.09.2007 г. № 556/13/155-07).

Оплата труда по совместительству.

Водители, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу (ст. 1021 КЗоТ). Работать по совместительству водители могут как на том же предприятии, которое является их основным местом работы (так называемое внутреннее совместительство), так и на другом, в свободное от основной работы время. Обращаем внимание: при внутреннем совместительстве работа, выполняемая по совместительству после окончания работы по основному месту работы (например, при работе на 1,5 или 1,75 ставки), не считается сверхурочной. Также нельзя установить внутреннему совместителю ненормированный рабочий день, поскольку, приступая после окончания своей основной работы к выполнению обязанностей по совместительству, водитель фактически не имеет возможности выполнять свою работу по основному месту работы сверх установленной продолжительности рабочего времени. Аналогичное мнение высказало Минтруда в письме № 265.

 

Время отдыха водителей

Время отдыха водителей определено

р. V Положения № 340 и включает в себя:

— перерывы на протяжении рабочей смены для отдыха и питания;

— ежедневный (междусменный) отдых;

— еженедельный отдых;

— отдых в праздничные и нерабочие дни, предусмотренные

ст. 73 КЗоТ;

— ежегодные основной и дополнительные отпуска, установленные действующим законодательством, коллективным и трудовым договором;

— отдых в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины.

Рассмотрим каждую из вышеуказанных составляющих подробно.

Перерывы для отдыха и питания.

Каждый водитель на протяжении рабочей смены имеет право на перерыв для отдыха и питания. Такой перерыв устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и предоставляется не позднее чем через 4 часа после начала работы. Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзом, с условием, что его продолжительность будет составлять не менее 45 минут и не более 2 часов.

В случае если продолжительность ежедневного рабочего времени водителя составляет более 8 часов, работодатель может предоставить водителю

два перерыва для отдыха и питания, однако их общая продолжительность не должна превышать 2 часов.

Время перерыва водитель использует по своему усмотрению и имеет право отлучаться со своего рабочего места, которым считается место за рулем транспортного средства или место, где водитель осуществляет выполнение своих обязательств, определенных трудовым договором.

Ежедневный (междусменный) отдых.

Под ежедневным (междусменным) отдыхом понимается время с момента окончания работы до начала следующего рабочего дня (смены). Продолжительность его зависит от продолжительности рабочего времени и определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности. Устанавливая продолжительность рабочего времени водителя, работодателю необходимо учитывать требования п. 5.5 Положения № 340, согласно которым длительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая с начала рабочего дня (смены), должна составлять не менее 10 последовательных часов, а если в течение рабочей смены транспортным средством управляют два водителя, каждый водитель должен иметь ежедневный отдых продолжительностью не менее 8 последовательных часов.

Положением № 340

допускается уменьшение ежедневного (ежесменного) отдыха в отдельные периоды до 8 последовательных часов в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая с начала рабочей смены, водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени. При этом рабочее время в течение учетного периода не должно превышать норму рабочего времени, установленную законодательством.

Ежедневный (междусменный) отдых водителей транспортных средств должен осуществляться вне рабочего места, кроме случаев, когда:

— автобусом управляют два водителя и в салоне автобуса имеется место для отдыха водителя (

п. 5.10 Положения № 340);

— в грузовом автомобиле есть спальное место для отдыха водителя (

п. 5.11 Положения № 340).

Однако даже в таких случаях работодатель обязан обеспечить указанным лицам в течение ежедневного (междусменного) отдыха надлежащие условия для отдыха (кровать или место для отдыха в салоне автобуса в случае, когда автобусом управляют два водителя, кровать или спальное место для отдыха в кабине грузового автомобиля, если водитель управляет грузовым автомобилем, пользование туалетом, возможность питания горячей пищей).

Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха подытоживаются и предоставляются водителю в виде дополнительных, свободных от работы в течение учетного периода, часов в порядке, предусмотренном графиком смен.

Еженедельный отдых.

Согласно ст. 67 КЗоТ при пятидневной рабочей неделе водителям должны предоставляться два выходных дня в неделю, при шестидневнойодин выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе, если он не определен законодательством, определяется графиком работы предприятия по согласованию с профсоюзом. Таким днем, как правило, является суббота.

Если праздничный или нерабочий день совпадает с выходным днем, то последний переносится на следующий после праздничного или нерабочего день.

На беспрерывно действующих предприятиях выходные дни предоставляются в разные дни недели поочередно каждой группе работников согласно графику сменности (

ст. 69 КЗоТ).

Согласно

п. 5.8 Положения № 340 продолжительность еженедельного отдыха водителя должна составлять не менее 45 последовательных часов. Определяется она правилами внутреннего распорядка, установленными на предприятии, и графиком сменности водителей.

Отдых в праздничные и нерабочие дни

. Перечень праздничных и нерабочих дней определен ст. 73 КЗоТ. В такие дни работники освобождаются от выполнения своих производственных (трудовых) обязанностей, за исключением указанных выше случаев.

Ежегодные основной и дополнительные отпуска, установленные действующим законодательством, коллективным и трудовым договором.

Порядок предоставления отпусков водителям, как и другим работникам предприятий, регулируется нормами КЗоТ и Закона об отпусках.

В общем случае

ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, исчисляемый со дня заключения трудового договора с работником (ст. 75 КЗоТ, ст. 6 Закона об отпусках).

Кроме основного ежегодного отпуска,

КЗоТ и Законом об отпусках предусмотрено предоставление ежегодных дополнительных отпусков:

1) за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (

ст. 76 КЗоТ, ст. 7 Закона об отпусках). Право на данный вид отпуска имеют водители, занятые на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов, в соответствии со списком, приведенным в приложении 1 к постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290;

2) за особый характер труда (

ст. 76 КЗоТ, п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона об отпусках). Право на данный вид отпуска имеют:

— водители, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья по списку, приведенному в приложении 2 к

постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290;

— водители с ненормированным рабочим днем в соответствии со списком должностей и профессий, определенных коллективным договором (соглашением).

Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, предоставляемого водителям в соответствии со

ст. 76 КЗоТ и статьями 7 и 8 Закона об отпусках, устанавливается в коллективном договоре.

Подробно о порядке предоставления, оформления и расчета ежегодных отпусков см. в тематическом блоке «Пора в отпуск» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 40.

Уверены, что данная статья поможет работодателям, использующим в своей хозяйственной деятельности автотранспорт, правильно организовать труд водителей и оплатить их работу, соблюдая требования, выдвигаемые действующим законодательством.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше