Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Что принесет Налоговый кодекс ФСНщикам

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2010/№ 89
Печать
Статья

Что принесет Налоговый кодекс ФСНщикам

 

По многочисленным просьбам читателей проанализируем проект Налогового кодекса в части фиксированного сельскохозяйственного налога по сравнению с ныне действующим порядком.

Анатолий БОБРО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Налоговый кодекс (НК) — проект Налогового кодекса Украины от 21.09.2010 г. № 7101-1.

Закон об ФСН

— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Положение об ФСН

— Положение о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденное постановлением КМУ от 23.04.99 г. № 658.

Методрекомендации № 752

— Методические рекомендации по составлению Расчета удельного веса дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общей сумме валового дохода предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год, утвержденные приказом Минагрополитики от 22.10.2009 г. № 752.

Перечень № 55

— Перечень сопутствующих услуг, доходы от предоставления которых в случае создания сельскохозяйственного предприятия путем слияния, присоединения, преобразования, деления или выделения включаются в сумму, полученную от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров), утвержденный приказом Минагрополитики от 29.01.2007 г. № 55.

 

На первый взгляд, действующий порядок обложения сельхозпредприятий ФСН не подвергается масштабным изменениям. Как и ранее, он остается по сути разновидностью упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (определение которой дается в

п.п. 14.1.244 НК), которую (при соблюдении определенных условий) имеют право применять сельскохозяйственные товаропроизводители — юридические лица. Впрочем, несмотря на немногочисленность изменений, они влекут за собой существенные последствия.

 

ФСН опять «усыхает»

В первую очередь отметим, что

ФСН продолжает утрачивать свой обобщающий характер уплаты налогов и сборов. Из изначального при установлении этого порядка налогообложения перечня 12 налогов и сборов (сегодня их 6), в счет которых уплачивается ФСН, в НК их останется только 4, а именно:

— налог на прибыль предприятий;

— земельный налог (причем с оговоркой —

кроме земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства);

— сбор за специальное использование воды;

— сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (

в части осуществления торговой деятельности).

В отношении еще двух указанных в

Законе об ФСН обязательных платежей — коммунального налога и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета — обращаем внимание, что НК вообще не предусматривает такие виды налогообложения, чем собственно и объясняется уменьшение их количества в составе ФСН.

 

Статус ФСНщика может быть отменен не с начала года, а с начала месяца

Не будет поводом для радости сельхозпредприятий и

отсутствие в НК нормы о неизменности применения ФСН в течение определенного срока. Здесь, можно сказать, наоборот: НК говорит, что в случае установления по результатам документальной проверки несоблюдения плательщиком ФСН установленных требований, такой плательщик налога обязан перейти на уплату налогов по общей системе налогообложения начиная со следующего месяца, после месяца, в котором было установлено такое нарушение.

То есть согласно

НК при наличии нарушений регистрация сельхозтоваропроизводителя плательщиком ФСН может быть отменена по решению налогового органа еще до окончания отчетного (налогового) года. Сегодня, как известно, согласно ст. 2 Закона об ФСН изменение порядка уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в течение отчетного (налогового) года не допускается.

 

Причин для отказа в регистрации прибавится

Неприятно поразит и

расширение перечня причин, при которых сельхозпредприятие не может быть зарегистрировано как плательщик ФСН. В частности, если субъект хозяйствования на день подачи документов для приобретения статуса плательщика налога имеет налоговый долг (недоимку), за исключением безнадежного налогового долга (недоимки), возникшего в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Кстати, в отличие от

Закона об ФСН, НК не предусматривает реструктуризацию (отсрочку) уплаты ФСН в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. При этом указанный в НК перечень органов, которые могут подтверждать возникновение для плательщиков ФСН форс-мажорных обстоятельств, значительно сократился по сравнению с приведенным в Методрекомендациях № 752.

Сохраняются

нормы по соблюдению сельхозпредприятиями ряда достаточно жестких условий приобретения и подтверждения статуса плательщика ФСН, среди которых одним из определяющих является размер сельхоз-доли — не менее 75 %. Сравнительную информацию для лучшего наглядного восприятия приводим в табличной форме.

 

Категории и критерии

Что установлено Законом об ФСН, Положением об ФСН и другими актами законодательства

Что предусмотрено проектом НК

1

2

3

Определение понятия фиксированного сельскохозяйственного налога

ФСН — налог, который не изменяется в течение определенного Законом об ФСН срока и взимается с единицы земельной площади

ФСН — налог, который взимается с единицы земельной площади в процентах ее нормативной денежной оценки и уплата которого заменяет уплату отдельных налогов и сборов (обязательных платежей)

Плательщики налога

Сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм, предусмотренных законами Украины, крестьянские и другие хозяйства, занимающиеся производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, а также рыбоводческие, рыбацкие и рыболовецкие хозяйства, занимающиеся разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах), у которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 75 % общей суммы валового дохода

Сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 %

Употребление слова «товаропроизводители» вместо слова «предприятия» не влечет расширения круга плательщиков ФСН, ведь в любом случае речь идет только о юридических лицах. Это понятно из определения п.п. 14.1.239 НК понятия термина «сельскохозяйственный товаропроизводитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, которое занимается производством сельскохозяйственной продукции и/или разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах) и ее переработкой на собственных или арендованных мощностях, в том числе сырья собственного производства на давальческих условиях, и осуществляет операции по ее поставке

О возможности быть плательщиками ФСН сельскохозяйственных товаропроизводителей, создаваемых путем слияния, присоединения, преобразования, деления или выделения и вновь созданными

При условии наличия необходимого 75-процентного размера сельхоз-доли за предыдущий налоговый (отчетный) год сельскохозяйственные товаропроизводители созданы путем:

— слияния или присоединения, могут быть плательщиками налога в год создания (при соблюдении размера сельхоз-доли всеми товаропроизводителями, участвующими в их создании)

— преобразования плательщика налога, могут быть плательщиками налога в год преобразования

— деления или выделения, могут быть плательщиками налога со следующего года

— вновь созданные сельхозтоваропроизводители, могут быть плательщиками налога со следующего года

Не может быть зарегистрирован плательщиком ФСН субъект хозяйствования:

— который реализует инвестиционные или инновационные проекты в специальных (свободных) экономических зонах, на территориях приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности, в условиях технологических парков, реализует инновационные проекты в соответствии с Законом Украины «Об инновационной деятельности» или зарегистрирован плательщиком единого налога для субъектов малого предпринимательства;

у которого свыше 50 % дохода, полученного от продажи сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений, диких животных и птиц, меховых изделий и меха

— который осуществляет деятельность по производству и/или реализации подакцизных товаров, кроме* виноматериалов виноградных (коды согласно УКТВЭД 2204 29 — 2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, которые используют такие виноматериалы для производства готовой продукции

— который на день подачи документов для приобретения статуса плательщика налога имеет налоговый долг (недоимку), за исключением безнадежного налогового долга (недоимки), возникшего в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств)

* Обращаем внимание, что исключение из общего правила запрета для производителей подакцизных товаров вовсе не означает возможность применения ФСН указанными «виноградными» виноделами, имеющими только один статус — перерабатывающего предприятия. Этого мало, поскольку, чтобы быть плательщиком ФСН, такому предприятию нужно иметь и статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Сельхоз-доходы

В основном сохраняется существующий порядок включения в состав сельхоз-доходов выручки от реализации продукции растениеводства, животноводства (в том числе птицеводства) и рыбоводства и продуктов ее переработки на собственных предприятиях, а также реализации сельхозпродукции, произведенной из сырья собственного производства на давальческих условиях

Новацией является отнесение селекционными центрами, предприятиями (объединениями) по племенному делу в животноводстве к продукции собственного производства также племенных (генетических) ресурсов, приобретенных в других селекционных центрах, на предприятиях (в объединениях) по племенному делу в животноводстве и реализованных отечественным предприятиям для осеменения маточного поголовья животных

Сопутствующие услуги в составе сельхоз-доходов

Возможность включения в состав сельхоз-доходов доходов от предоставления сопутствующих услуг, полученных в течение последнего налогового (отчетного) периода предоставляется только сельхозпредприятиям, созданным путем слияния, присоединения, преобразования, деления или выделения, в год такого образования.
Указанный в НК перечень сопутствующих услуг идентичен Перечню № 55

Сельхоз-доля

Предельный размер сельхоз-доли — не менее 75 %.
Как и ранее, если в налоговом (отчетном) году сельхоз-доля менее 75 %, сельхозтоваропроизводитель уплачивает налоги в следующем налоговом (отчетному) году на общих основаниях

Соблюдение условия 75 % сельхоз-доли при слиянии, присоединении, преобразовании, делении или выделении предприятий

Норма по соблюдению 75 % сельхоз-доли за предыдущий налоговый (отчетный) год распространяется на:

— всех лиц солидарно, которые сливаются или присоединяются

всех лиц отдельно, которые сливаются или присоединяются

— каждое отдельное лицо, созданное путем деления или выделения

— каждое отдельное лицо, созданное путем деления или выделения

— лицо, созданное путем преобразования

— лицо, созданное путем преобразования

Как видим, изменение формулировки нормы касается предприятий, которые сливаются или присоединяются. Впрочем, и ранее нормы Положения об ФСН требовали не обобщенного, а обособленного соблюдения 75 % сельхоз-доли всеми предприятиями, которые сливаются или присоединяются.

О неприменении 75-процентного критерия сельхоз-доли в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств

Если плательщики налога не могут выполнить требование
о 75-процентном критерии сельхоз-доли в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы в предыдущем налоговом (отчетному) году, к таким плательщикам налога в следующем налоговом (отчетному) году это требование не применяется

О подтверждении возникновения для плательщиков форс-мажорных обстоятельств

Отметим, что ни Законом об ФСН, ни Положением об ФСН механизм подтверждения не регламентирован.
Вместе с тем Методрекомендациями № 752 предусматривалось, что факт непреодолимой силы для плательщиков налогов подтверждается одним из таких заключений (подтверждений):
— заключением Торгово-промышленной палаты Украины;
— решениями уполномоченных органов другого государства, легализуемыми консульскими учреждениями Украины, о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории такого государства;
— решениями Президента Украины о введении чрезвычайной экологической ситуации в отдельных местностях, утвержденными ВР Украины;
— решениями Кабмина о признании отдельных местностей потерпевшими от наводнения, засухи, пожара и других видов стихийного бедствия;
— заключениями других органов, уполномоченных согласно законодательству удостоверять обстоятельства форс-мажора

Согласно НК наличие обстоятельств непреодолимой силы и перечень субъектов хозяйствования, пострадавших в результате таких обстоятельств, подтверждается решениями Верховной Рады АР Крым и областных советов

Объект налогообложения

Площадь сельхозугодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда внутренних водоемов (озер, прудов, водохранилищ), находящаяся в собственности сельхозтоваропроизводителя или предоставленная ему в пользование, в том числе на условиях аренды

Если в отчетном периоде изменяется площадь земельного участка в связи с приобретением на него права собственности или пользования

Плательщик обязан уточнить сумму налоговых обязательств по налогу на период, начиная с даты приобретения (утраты) такого права до последнего дня налогового (отчетного) года

Изменяется срок подачи в налоговые органы по местонахождению плательщика налога и по месту расположения земельного участка таких уточнений и порядок подтверждения площади земель:

Согласно Закону об ФСН и Положению об ФСН в течение месяца. При этом предусматривалось также подача извлечения из государственного земельного кадастра о составе земель сельскохозяйственных угодий и их денежной оценке

Согласно НК в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным периодом, вместе со сведениями о наличии земельных участков и их нормативной денежной оценке

О порядке включения в декларацию по ФСН арендованных земель

При предоставлении земель в аренду плательщиком ФСН (арендодателем) другому плательщику ФСН (арендатору), арендованная площадь включается в декларацию арендодателя.
Арендатор включает в декларацию земли, арендованные у неплательщика ФСН

База налогообложения

Нормативная денежная оценка площади сельхозугодий, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года, для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) — денежная оценка площади пашни в Автономной Республике Крым или области

Ставки налога с одного гектара (в процентах к базе налогообложения)

Для:
— пашни, сенокосов и пастбищ (кроме пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях) — 0,15;
— пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, — 0,09;
многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях) — 0,09;
— многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, — 0,03;
— земель водного фонда — 0,45

Налоговый (отчетный) период

Базовый налоговый (отчетный) год начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря того же года, а налоговым (отчетным) периодом для налога является календарный месяц

Порядок начисления

Согласно НК сельскохозяйственные товаропроизводители самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению плательщика налога и месторасположению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной центральным органом государственной налоговой службы.
Аналогичная норма содержится и в Законе об ФСН, правда, в нем говорится о подаче налогового расчета ФСН, а не декларации. Однако не будем забывать, что в свете Закона № 2181 (который, кстати, согласно НК утратит силу) такой расчет также понимается декларацией.
Впрочем, возможно появится новая форма такой налоговой отчетности по ФСН уже с названием «декларация»

Сроки уплаты

Порядок уплаты ФСН — ежемесячно, в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца, и определения его ежемесячной суммы — в размере трети суммы налога, определенной на каждый квартал от годовой суммы налога, в следующих размерах: в I квартале — 10 %;
во II квартале — 10 %; в III квартале — 50 %; в IV квартале — 30 %

Куда перечисляется ФСН

На соответствующий счет местного бюджета по месторасположению земельного участка

Порядок приобретения и подтверждения статуса плательщика ФСН

Для приобретения и подтверждения статуса плательщика ФСН до 1 февраля текущего года сельхозпредприятия подают в налоговые органы по своему местонахождению и по месторасположению земельного участка соответственно общий и отчетные расчеты
(согласно НК — декларации ФСН), расчет сельхоз-доли.
Новацией является то, что НК говорит о подаче, кроме того, справки о наличии земельных участков, в которой указываются сведения о каждом документе, устанавливающем право собственности и/или пользования земельными участками, в том числе и о каждом договоре аренды земельной доли (пая), а согласно Положению об ФСН нужно подавать извлечение из государственного земельного кадастра.
Впрочем, это является новацией только в известной степени. В письме ГНАУ от 12.10.2009 г. № 22231/7/15-0717 указано: если договоры на аренду земельного участка заключены на срок до одного года и в случае использования сельхозпредприятиями земельных участков, правоустанавливающие документы которых проходят процедуру оформления и еще не зарегистрированы в базе данных структурных подразделений Центра государственного земельного кадастра, то для расчета ФСН площадь земельных участков будет подтверждаться отделами Госкомзема в районах

Справка о предоставлении или подтверждении статуса плательщика ФСН

Справка выдается органом государственной налоговой службы по местонахождению такого плательщика (месту пребывания на налоговом учете) в течение 10 рабочих дней с даты продачи сельхозтоваропроизводителем налоговой декларации по ФСН.
Новацией является то, что в НК следует продолжение вышеприведенного предложения словами: — «или заявления». Хотя и говорится «или», а не «и», однако, как мы понимаем, без предварительной или одновременной подачи декларации подача только одного заявления положительного результата не даст. Поскольку форма такого заявления законодательно не установлена, вероятно речь идет о подаче заявления в произвольной форме

 

Вот такие основные моменты

НК, вступление в силу которого планируется с 2011 года и к которым нужно быть готовыми ФСНщикам в следующем году. Обращаем внимание, что со вступлением в силу НК предусматривается утрата силы целого ряда законодательных актов, в том числе и Закона об ФСН.

Еще раз акцентируем внимание, что это только проект НК, не исключаем, что окончательная редакция принятого НК может иметь некоторые отличия, о чем мы вас, уважаемые наши читатели, обязательно оперативно проинформируем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше