Процедура закупки у одного участника (по шагам)
В соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) основной процедурой закупки являются открытые торги. Однако при определенных обстоятельствах перед заказчиками возникает необходимость закупки у одного участника. Ключевым моментом в такой процедуре является получение решения Минэкономики о согласовании закупки у одного участника. Чтобы получить такое решение, заказчик должен особенно внимательно подготовить пакет документов, необходимых для подачи в Минэкономики.
Рассмотрим особенности документооборота на каждом этапе осуществления процедуры закупки у одного участника.
Дмитрий БРЮХОВИЧ, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Условия применения процедуры закупки у одного участника устанавливает
ст. 39 Закона № 2289. На практике применение соответствующих норм требует от заказчиков особого внимания, поскольку, например, нарушение порядка публикации информации о применении процедуры закупки, определенного Законом № 2289, приведет к ее отмене. Соблюсти нормы Закона № 2289 заказчикам поможет приведенный пошаговый алгоритм осуществления процедуры закупки у одного участника.
Шаг 1. Выбор оснований для проведения процедуры закупки у одного участника
На заседании комитета по конкурсным торгам рассматривается необходимость закупки у одного участника, при этом согласно
ч. 2 ст. 39 Закона № 2289 выбираются основания для применения указанной процедуры закупки. Определяется участник и планируется проведение переговоров с ним.Решение комитета по конкурсным торгам оформляется протоколом. Поэтому целесообразно в «решающей» части протокола поручить секретарю комитета и должностному лицу заказчика — руководителю подразделения, инициировавшему закупку, подготовку и направление приглашения к участию в предварительных переговорах.
Шаг 2. Проведение переговоров с участником
Проводятся переговоры с участником, в ходе которых между ним и заказчиком достигается согласие по всем существенным условиям договора о закупке:
1) предмету договора (наименование — предмет закупки определяется в соответствии со
ст. 1 и ст. 4 Закона № 2289 и приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921);2) количеству товаров, работ и услуг (также достигается согласие по их качеству);
3) ожидаемой стоимости предмета закупки;
4) сроку и месту поставки товаров, предоставления услуг, выполнения работ;
5) сроку действия договора;
6) правам и обязанностям сторон;
7) условиям относительно возможности уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов.
Во исполнение
абзаца второго ч. 1 ст. 39 Закона № 2289 при проведении переговоров заказчик должен требовать от участника предоставления им документально подтвержденной информации о его соответствии требованиям ст. 16 Закона № 2289. К квалификационным критериям в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона № 2289 относятся:
Квалификационный критерий | Вид документа |
Наличие оборудования и материально-технической базы | Законом № 2289 не определено, каким именно документом подтверждаются указанные квалификационные критерии, поэтому заказчик требует от участника предоставления им справок в произвольной форме |
Наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт | |
Наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичных договоров | |
Наличие финансовой возможности | Баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам (абзац 5 ч. 2 ст. 16 Закона № 2289) |
Кроме указанных документов, целесообразно истребовать у участника проект договора о закупке, поскольку в дальнейшем именно заказчик будет подавать его в составе пакета документов на согласование в Минэкономики.
Процедура проведения переговоров завершается подписанием протокола переговоров.
Шаг 3. В случае необходимости — внесение изменений в годовой план закупок
По результатам протокола переговоров, которым уточняются объем и ожидаемая стоимость предмета закупки, заказчик в случае необходимости вносит изменения в годовой план закупок.
Заказчик составляет и вносит изменения в годовой план по форме, установленной
приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» (далее — приказ № 922). Заказчики имеют возможность ознакомиться с приказом № 922, как и с другими нормативными документами Уполномоченного органа, на веб-портале Минэкономики по адресу в сети Интернет www.me.gov.ua в разделе «Государственные закупки» → «Нормативно-правовые акты».Помните о необходимости направлять годовой план,
изменения к нему по почте в адрес Минэкономики (01008 г. Киев, ул. М. Грушевского, 12/2) в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения. Целесообразно делать это письмом с уведомлением, чтобы иметь документальное подтверждение того, что заказчик выполнил требования ст. 4 Закона № 2289.
Шаг 4. Публикация и обнародование информации о применении процедуры закупки
Заказчик в соответствии со
ст. 10 Закона № 2289 информацию о применении процедуры закупки у одного участника:1) публикует в Информационном бюллетене «Вестник государственных закупок»;
2) обнародует на веб-портале Уполномоченного органа «Государственные закупки» (далее — веб-портал) (обращаем внимание, что вместе с указанной информацией заказчик обнародует
обоснование применения процедуры закупки у одного участника).Информация о применении процедуры закупки у одного участника и соответствующее обоснование составляются по форме, установленной
приказом № 922.
Шаг 5. Направление документов в Минэкономики для получения согласования
В соответствии с
ч. 1 ст. 39 Закона № 2289 для применения процедуры закупки у одного участника заказчик должен получить согласование Уполномоченного органа (Минэкономики). Такое согласование происходит в порядке, установленном постановлением КМУ от 28.07.2010 г. № 688 (далее — Порядок № 688). Ниже остановимся на основных моментах Порядка № 688, которые помогут заказчикам получить необходимое им согласование.Начнем с того, что заказчик должен подготовить и направить (или предоставить лично) в Минэкономики пакет документов, который согласно с
п. 2 Порядка № 688 состоит из:1)
письма-обращения (в котором целесообразно указывать информацию, приведенную в следующем абзаце, и в сжатом виде подтвердить необходимость закупки именно у одного участника);2)
копии протокола (протоколов) заседания комитета по конкурсным торгам по принятию решения о применении процедуры закупки у одного участника с указанием:— оснований для применения процедуры в соответствии со
ст. 39 Закона № 2289;— предмета закупки;
— конкретного наименования товара, работы или услуги;
— ожидаемой стоимости предмета закупки;
— источника финансирования закупки.
Внимание!
Каждый лист указанных копий, как и все другие копии в составе пакета документов, должны быть заверены подписью уполномоченного лица заказчика, скреплены печатью заказчика с указанием должности и даты подписи, поскольку несоблюдение этих формальных требований к оформлению приведет к возврату документов заказчику на доработку, что увеличит продолжительность проведения процедуры закупки;3)
копии информации о применении процедуры закупки у одного участника, которая обнародуется в соответствии со ст. 10 Закона № 2289, с указанием даты и номера регистрации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок («Вестник государственных закупок», далее — ВГЗ).Внимание!
Заказчики часто путают номер регистрации в ВГЗ с номером объявления (информации). Так в чем же разница?Номер объявления
— это номер, под которым выйдет объявление в ВГЗ.Номер регистрации
— это входящий номер, указываемый на штампе редакции ВГЗ с указанием даты приема, номера и даты публикации ВГЗ, в котором будет опубликована информация о применении процедуры закупки у одного участника. Такой штамп является подтверждением приема указанной информации и обоснования;4)
проекта договора о закупке товаров, работ и услуг.Проект договора должен отвечать требованиям
ст. 39 Закона № 2289, в частности относительно наличия существенных условий договора.Также необходимо учитывать требования
приказа Минэкономики от 27.07.2010 г. № 925 «Об утверждении Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства и Инструкции по заполнению Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства»;5)
обоснования применения процедуры закупки у одного участника.Обоснование применения процедуры закупки у одного участника составляется по форме, установленной
приказом № 922. Чтобы заказчику было проще заполнить указанную типовую форму, следует воспользоваться Инструкцией по ее заполнению.Отдельно отметим, что источник финансирования закупки определяется в соответствии с бюджетным законодательством с учетом
п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 2289. Если заказчиком является предприятие, осуществляющее закупки за собственные средства, в пункте 2 формы указывается: «Средства предприятия»;6)
копии годового плана закупок, удостоверенной подписью уполномоченного лица заказчика, скрепленной печатью, с указанием должности и даты подписи;7)
оригиналов или копий экспертных, нормативных, технических и других документов (заверенных подписью уполномоченного лица заказчика, скрепленных печатью, с указанием должности и даты подписи), принятых в текущем году, которые подтверждают наличие оснований для применения процедуры закупки у одного участника в соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона № 2289. В случае закупки в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона № 2289 подаются копии не менее двух сообщений об отмене процедуры закупки в связи с отсутствием достаточного количества участников, предметом закупки у которых были те же товары, работы и услуги, являющиеся предметом закупки у одного участника, применение процедуры которой предусматривается согласовать, с указанием даты и номера регистрации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, и отчетов о результатах проведения такой процедуры закупки;8)
копий учредительных документов участника, свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, заверенных подписью уполномоченного лица участника, скрепленных печатью, с указанием должности такого лица и даты подписи, если получение лицензии (разрешения) на осуществление вида деятельности, необходимого для выполнения договора о закупке, предусмотрено законодательством (для юридических лиц)*.* Если одним участником является физическое лицо или физическое лицо — предприниматель (что бывает достаточно редко), заказчик подает копию паспорта (другого документа, удостоверяющего личность), документа о присвоении идентификационного номера — для физических лиц, свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) (если предусмотрено законодательством) — для физических лиц — предпринимателей.
Шаг 6. Публикация и размещение сведений о решении Минэкономики
В соответствии с абзацем четвертым
ч. 1 ст. 10 Закона № 2289 не позднее чем через 15 рабочих дней с даты выдачи письма-согласования (Внимание! — или письма об отказе в согласовании) заказчик должен опубликовать в ВГЗ и обнародовать на веб-портале сведения о решении Минэкономики о согласовании (или отказе в согласовании) применения процедуры закупки у одного участника.После получения письма-согласования Минэкономики целесообразно протоколом заседания комитета по конкурсным торгам зафиксировать дату получения этого письма и поручить секретарю комитета выполнить требования
ст. 10 Закона № 2289 о публикации и обнародовании сведений о решении Минэкономики.
Шаг 7. Заключение договора о закупке
В соответствии с
ч. 3 ст. 39 Закона № 2289 заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника только после опубликования в ВГЗ сведений о решении Минэкономики о согласовании процедуры закупки у одного участника.
Основания применения процедуры закупки | Срок заключения договора |
Закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса | В срок не ранее чем через 14 дней со дня опубликования в ВГЗ сведений о решении Минэкономики о согласовании процедуры закупки у одного участника |
Отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы | |
Если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников | |
Возникновение срочной потребности в товарах, работах или услугах, в том числе необходимых для оперативной немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограниченных во времени и неподконтрольных заказчику, которых нельзя было избежать | В срок не ранее чем через 5 дней со дня опубликования в ВГЗ сведений о решении Минэкономики о согласовании процедуры закупки |
Договор о закупке, заключенный с нарушением указанных сроков, является ничтожным
в соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 2289.
Шаг 8. Публикация и размещение информации о результатах
В течение 7 дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов либо признании их несостоявшимися заказчик должен опубликовать информацию о результатах процедуры закупки у одного участника в ВГЗ, а уже затем обнародовать ее на веб-портале. При этом как публикация, так и размещение указанной информации происходят по форме, установленной
приказом № 922.
Шаг 9. Публикация отчета о проведении процедуры закупки
После публикации и размещения информации о результатах процедуры закупки заказчиком составляется отчет. Форма отчета определена
приказом № 922.Заказчик должен обнародовать отчет на веб-портале в течение 3 рабочих дней с даты его утверждения. В соответствии со
ст. 10 Закона № 2289 отчет в ВГЗ не публикуется.В заключение остается констатировать, что получение решения Минэкономики о согласовании применения процедуры закупки у одного участника не является гарантией закупки необходимых заказчику товаров, работ или услуг. В случае нарушения заказчиком порядка публикации информации о применении процедуры закупки у одного участника, определенного Законом № 2289, процедура закупки у одного участника отменяется.