Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Процедура закупки у одного участника (по шагам)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2010/№ 91
Печать
Статья

Процедура закупки у одного участника (по шагам)

 

В соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) основной процедурой закупки являются открытые торги. Однако при определенных обстоятельствах перед заказчиками возникает необходимость закупки у одного участника. Ключевым моментом в такой процедуре является получение решения Минэкономики о согласовании закупки у одного участника. Чтобы получить такое решение, заказчик должен особенно внимательно подготовить пакет документов, необходимых для подачи в Минэкономики.

Рассмотрим особенности документооборота на каждом этапе осуществления процедуры закупки у одного участника.

Дмитрий БРЮХОВИЧ, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Условия применения процедуры закупки у одного участника устанавливает

ст. 39 Закона № 2289. На практике применение соответствующих норм требует от заказчиков особого внимания, поскольку, например, нарушение порядка публикации информации о применении процедуры закупки, определенного Законом № 2289, приведет к ее отмене. Соблюсти нормы Закона № 2289 заказчикам поможет приведенный пошаговый алгоритм осуществления процедуры закупки у одного участника.

 

Шаг 1. Выбор оснований для проведения процедуры закупки у одного участника

На заседании комитета по конкурсным торгам рассматривается необходимость закупки у одного участника, при этом согласно

ч. 2 ст. 39 Закона № 2289 выбираются основания для применения указанной процедуры закупки. Определяется участник и планируется проведение переговоров с ним.

Решение комитета по конкурсным торгам оформляется протоколом. Поэтому целесообразно в «решающей» части протокола поручить секретарю комитета и должностному лицу заказчика — руководителю подразделения, инициировавшему закупку, подготовку и направление приглашения к участию в предварительных переговорах.

 

Шаг 2. Проведение переговоров с участником

Проводятся переговоры с участником, в ходе которых между ним и заказчиком достигается согласие по всем существенным условиям договора о закупке:

1) предмету договора (наименование — предмет закупки определяется в соответствии со

ст. 1 и ст. 4 Закона № 2289 и приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921);

2) количеству товаров, работ и услуг (также достигается согласие по их качеству);

3) ожидаемой стоимости предмета закупки;

4) сроку и месту поставки товаров, предоставления услуг, выполнения работ;

5) сроку действия договора;

6) правам и обязанностям сторон;

7) условиям относительно возможности уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов.

Во исполнение

абзаца второго ч. 1 ст. 39 Закона № 2289 при проведении переговоров заказчик должен требовать от участника предоставления им документально подтвержденной информации о его соответствии требованиям ст. 16 Закона № 2289. К квалификационным критериям в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона № 2289 относятся:

 

Квалификационный критерий

Вид документа

Наличие оборудования и материально-технической базы

Законом № 2289 не определено, каким именно документом подтверждаются указанные квалификационные критерии, поэтому заказчик требует от участника предоставления им справок в произвольной форме

Наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт

Наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичных договоров

Наличие финансовой возможности

Баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам (абзац 5 ч. 2 ст. 16 Закона № 2289)

 

Кроме указанных документов, целесообразно истребовать у участника проект договора о закупке, поскольку в дальнейшем именно заказчик будет подавать его в составе пакета документов на согласование в Минэкономики.

Процедура проведения переговоров завершается подписанием протокола переговоров.

 

Шаг 3. В случае необходимости — внесение изменений в годовой план закупок

По результатам протокола переговоров, которым уточняются объем и ожидаемая стоимость предмета закупки, заказчик в случае необходимости вносит изменения в годовой план закупок.

Заказчик составляет и вносит изменения в годовой план по форме, установленной

приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» (далее — приказ № 922). Заказчики имеют возможность ознакомиться с приказом № 922, как и с другими нормативными документами Уполномоченного органа, на веб-портале Минэкономики по адресу в сети Интернет www.me.gov.ua в разделе «Государственные закупки» → «Нормативно-правовые акты».

Помните о необходимости направлять годовой план,

изменения к нему по почте в адрес Минэкономики (01008 г. Киев, ул. М. Грушевского, 12/2) в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения. Целесообразно делать это письмом с уведомлением, чтобы иметь документальное подтверждение того, что заказчик выполнил требования ст. 4 Закона № 2289.

 

Шаг 4. Публикация и обнародование информации о применении процедуры закупки

Заказчик в соответствии со

ст. 10 Закона № 2289 информацию о применении процедуры закупки у одного участника:

1) публикует в Информационном бюллетене «Вестник государственных закупок»;

2) обнародует на веб-портале Уполномоченного органа «Государственные закупки» (далее — веб-портал) (обращаем внимание, что вместе с указанной информацией заказчик обнародует

обоснование применения процедуры закупки у одного участника).

Информация о применении процедуры закупки у одного участника и соответствующее обоснование составляются по форме, установленной

приказом № 922.

 

Шаг 5. Направление документов в Минэкономики для получения согласования

В соответствии с

ч. 1 ст. 39 Закона № 2289 для применения процедуры закупки у одного участника заказчик должен получить согласование Уполномоченного органа (Минэкономики). Такое согласование происходит в порядке, установленном постановлением КМУ от 28.07.2010 г. № 688 (далее — Порядок № 688). Ниже остановимся на основных моментах Порядка № 688, которые помогут заказчикам получить необходимое им согласование.

Начнем с того, что заказчик должен подготовить и направить (или предоставить лично) в Минэкономики пакет документов, который согласно с

п. 2 Порядка № 688 состоит из:

1)

письма-обращения (в котором целесообразно указывать информацию, приведенную в следующем абзаце, и в сжатом виде подтвердить необходимость закупки именно у одного участника);

2)

копии протокола (протоколов) заседания комитета по конкурсным торгам по принятию решения о применении процедуры закупки у одного участника с указанием:

— оснований для применения процедуры в соответствии со

ст. 39 Закона № 2289;

— предмета закупки;

— конкретного наименования товара, работы или услуги;

— ожидаемой стоимости предмета закупки;

— источника финансирования закупки.

Внимание!

Каждый лист указанных копий, как и все другие копии в составе пакета документов, должны быть заверены подписью уполномоченного лица заказчика, скреплены печатью заказчика с указанием должности и даты подписи, поскольку несоблюдение этих формальных требований к оформлению приведет к возврату документов заказчику на доработку, что увеличит продолжительность проведения процедуры закупки;

3)

копии информации о применении процедуры закупки у одного участника, которая обнародуется в соответствии со ст. 10 Закона № 2289, с указанием даты и номера регистрации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок («Вестник государственных закупок», далее — ВГЗ).

Внимание!

Заказчики часто путают номер регистрации в ВГЗ с номером объявления (информации). Так в чем же разница?

Номер объявления

— это номер, под которым выйдет объявление в ВГЗ.

Номер регистрации

— это входящий номер, указываемый на штампе редакции ВГЗ с указанием даты приема, номера и даты публикации ВГЗ, в котором будет опубликована информация о применении процедуры закупки у одного участника. Такой штамп является подтверждением приема указанной информации и обоснования;

4)

проекта договора о закупке товаров, работ и услуг.

Проект договора должен отвечать требованиям

ст. 39 Закона № 2289, в частности относительно наличия существенных условий договора.

Также необходимо учитывать требования

приказа Минэкономики от 27.07.2010 г. № 925 «Об утверждении Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства и Инструкции по заполнению Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства»;

5)

обоснования применения процедуры закупки у одного участника.

Обоснование применения процедуры закупки у одного участника составляется по форме, установленной

приказом № 922. Чтобы заказчику было проще заполнить указанную типовую форму, следует воспользоваться Инструкцией по ее заполнению.

Отдельно отметим, что источник финансирования закупки определяется в соответствии с бюджетным законодательством с учетом

п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 2289. Если заказчиком является предприятие, осуществляющее закупки за собственные средства, в пункте 2 формы указывается: «Средства предприятия»;

6)

копии годового плана закупок, удостоверенной подписью уполномоченного лица заказчика, скрепленной печатью, с указанием должности и даты подписи;

7)

оригиналов или копий экспертных, нормативных, технических и других документов (заверенных подписью уполномоченного лица заказчика, скрепленных печатью, с указанием должности и даты подписи), принятых в текущем году, которые подтверждают наличие оснований для применения процедуры закупки у одного участника в соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона № 2289. В случае закупки в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона № 2289 подаются копии не менее двух сообщений об отмене процедуры закупки в связи с отсутствием достаточного количества участников, предметом закупки у которых были те же товары, работы и услуги, являющиеся предметом закупки у одного участника, применение процедуры которой предусматривается согласовать, с указанием даты и номера регистрации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, и отчетов о результатах проведения такой процедуры закупки;

8)

копий учредительных документов участника, свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, заверенных подписью уполномоченного лица участника, скрепленных печатью, с указанием должности такого лица и даты подписи, если получение лицензии (разрешения) на осуществление вида деятельности, необходимого для выполнения договора о закупке, предусмотрено законодательством (для юридических лиц)*.

* Если одним участником является физическое лицо или физическое лицо — предприниматель (что бывает достаточно редко), заказчик подает копию паспорта (другого документа, удостоверяющего личность), документа о присвоении идентификационного номера — для физических лиц, свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) (если предусмотрено законодательством) — для физических лиц — предпринимателей.

 

Шаг 6. Публикация и размещение сведений о решении Минэкономики

В соответствии с абзацем четвертым

ч. 1 ст. 10 Закона № 2289 не позднее чем через 15 рабочих дней с даты выдачи письма-согласования (Внимание! — или письма об отказе в согласовании) заказчик должен опубликовать в ВГЗ и обнародовать на веб-портале сведения о решении Минэкономики о согласовании (или отказе в согласовании) применения процедуры закупки у одного участника.

После получения письма-согласования Минэкономики целесообразно протоколом заседания комитета по конкурсным торгам зафиксировать дату получения этого письма и поручить секретарю комитета выполнить требования

ст. 10 Закона № 2289 о публикации и обнародовании сведений о решении Минэкономики.

 

Шаг 7. Заключение договора о закупке

В соответствии с

ч. 3 ст. 39 Закона № 2289 заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника только после опубликования в ВГЗ сведений о решении Минэкономики о согласовании процедуры закупки у одного участника.

 

Основания применения процедуры закупки

Срок заключения договора

Закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса

В срок не ранее чем через 14 дней со дня опубликования в ВГЗ сведений о решении Минэкономики о согласовании процедуры закупки у одного участника

Отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы

Если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников

Возникновение срочной потребности в товарах, работах или услугах, в том числе необходимых для оперативной немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограниченных во времени и неподконтрольных заказчику, которых нельзя было избежать

В срок не ранее чем через 5 дней со дня опубликования в ВГЗ сведений о решении Минэкономики о согласовании процедуры закупки

 

Договор о закупке, заключенный с нарушением указанных сроков, является ничтожным

в соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 2289.

 

Шаг 8. Публикация и размещение информации о результатах

В течение 7 дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов либо признании их несостоявшимися заказчик должен опубликовать информацию о результатах процедуры закупки у одного участника в ВГЗ, а уже затем обнародовать ее на веб-портале. При этом как публикация, так и размещение указанной информации происходят по форме, установленной

приказом № 922.

 

Шаг 9. Публикация отчета о проведении процедуры закупки

После публикации и размещения информации о результатах процедуры закупки заказчиком составляется отчет. Форма отчета определена

приказом № 922.

Заказчик должен обнародовать отчет на веб-портале в течение 3 рабочих дней с даты его утверждения. В соответствии со

ст. 10 Закона № 2289 отчет в ВГЗ не публикуется.

В заключение остается констатировать, что получение решения Минэкономики о согласовании применения процедуры закупки у одного участника не является гарантией закупки необходимых заказчику товаров, работ или услуг. В случае нарушения заказчиком порядка публикации информации о применении процедуры закупки у одного участника, определенного Законом № 2289, процедура закупки у одного участника отменяется.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше