Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Мнение специалистов официальных органов. Вопросы-ответы из практики использования программы OPZ «Податкова звітність»

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2010/№ 91
Печать
Статья

Вопросы-ответы из практики использования программы OPZ «Податкова звітність»

 

Начиная с июля этого года популярность программы OPZ «Податкова звітність», которую бесплатно распространяют налоговые органы, значительно возросла. И это совсем не удивительно, ведь эта программа является самым доступным средством для составления не только собственно налоговой отчетности, но и реестров налоговых накладных, электронные копии которых все без исключения плательщики НДС должны прилагать к каждой декларации по этому налогу. Между тем уровень компьютерной подготовки пользователей достаточно различен: одни задают самые элементарные вопросы по работе с программой, другие, более опытные, интересуются уже некоторыми проблемными нюансами. Но ответы должны получить все.

Ответы подготовила Александра ВИНЦЕВИЧ,
главный государственный налоговый инспектор ГНИ в Деснянском районе г. Киева

 

Задвоение налогового кредита по запоздавшим налоговым накладным

При составлении отчетности по НДС столкнулась со странной ситуацией. Почему-то запоздавшая налоговая накладная, которую контрагент выписал в предыдущем месяце, а мы получили ее в этом месяце, отразилась при автоматическом заполнении в программе OPZ и в Приложении 1, и в Приложении 5. Не знаю, что дальше делать.

В последней версии программы разработчики предоставили новые возможности для плательщиков налогов, а именно возможность автоматического заполнения бланков «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» и «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» из бланка «Реестр полученных и выданных налоговых накладных».

Между тем в программе существует одна досадная недоработка, которая наблюдается в случае, когда плательщик налогов отражает в Реестре запоздавшую налоговую накладную, например, выписанную контрагентом в предыдущем месяце и полученную плательщиком налогов в отчетном месяце. В таком случае программа переносит суммы такой налоговой накладной и в бланк «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» (Приложение 1), и в бланк «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» (Приложение 5).

Затем при автоматическом заполнении показателей из этих приложений указанные суммы, к сожалению,

дважды попадают в бланк «Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость», т. е. одна и та же сумма в налоговом кредите отражается дважды. Она попадает автоматически и в строку 10.1, и в строку 16.

В письме ГНАУ «О налоговых накладных, полученных в периодах, отличающихся от периодов их выписки» от 18.08.2010 г. № 16847/7/16-1517-26 указано, что накладные, обоснованно полученные в периодах, следующих за периодами их выписки, отражаются в разделе I реестра полученных и выданных налоговых накладных по дате их получения. Налоговый кредит, сформированный на основании таких налоговых накладных, расшифровывается в разделе II Приложения 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с указанием периода выписки налоговых накладных и соответственно декларируется в строке 10.1.

Чтобы сумма дважды не попадала в бланк «Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость», ее лучше

удалить вручную из бланка «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» (Приложение 1), поскольку не должна попасть в строку 16. Удалить нужно показатели всей строки.

Поэтому бы мы советовали,

только удалив показатели по этой налоговой накладной из Приложения 1, приступать к автоматическому заполнению декларации. При таком заполнении плательщик налогов избавит себя от досадной ошибки, приводящей к задвоению суммы в составе налогового кредита.

 

Справочник сроков подачи документов

Говорят, что в той программе, которую выдают налоговые органы для подачи отчетности в электронном виде, есть справочники сроков подачи документов. Так ли это?

Да, это так. Если вы установили на свой компьютер программу «Податкова звітність», то советуем вверху слева в главном меню программы навести курсор на слово «Довідники». После нажатия на это слово появляется новое меню, в котором есть «Довідник інспекцій», «Довідник документів», «Довідник версій документів», «Довідник контрагентів», «Довідник працюючих». Четвертым в этом списке является «Довідник термінів подачі документів».

Для того чтобы увидеть все сроки подачи документа, прежде всего следует выбрать сам документ. Для этого наводим курсор вверху слева на слова «Документ» и нажимаем. В появившемся окошке выбираем слово «Новий…», нажимаем.

Посреди экрана монитора появляется новое большее окно, имеющее название «Параметри документа». Справа напротив слов «Звітний документ» нажимаем на клавишу с маленьким черным треугольником, изображенную на экране. В перечне появившихся документов выбираем необходимый вам документ, нажимаем на него.

На экране появляется выбранный вами документ. Теперь можно нажать на слово «Довідники» и выбрать «Довідник термінів подачі документів» (рис. 1). Как правило, можно увидеть сроки подачи документов с мая 2006 года по февраль 2011 года (срок подачи большинства документов годовой налоговой отчетности за 2010 год). Однако для такого документа, как Реестр полученных и выданных налоговых накладных (документ, связанный с налогом на добавленную стоимость), первый срок подачи начинается с 20.07.2010 г.

 

img 1

 

Это вызвано тем, что указанный документ стал подаваться в налоговые органы в электронном виде благодаря изменениям, внесенным Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.10 г. № 2275-VI в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР, и первым ограничительным сроком подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, с которого стал подаваться Реестр после вступления в силу изменений, внесенных Законом № 2275-VI, как раз и была дата 20.07.2010 г.

 

Добавление строк к реестру налоговых накладных

Я — частный предприниматель, закачал и установил программу «Податкова звітність» на компьютер. Открыл «Реєстр отриманих та виданих податкових накладних», и сразу возник вопрос: как добавлять строки? Ведь у меня много налоговых накладных, а в программе и для полученных, и для выданных налоговых накладных — только по одной строке.

Когда вы открываете бланк «Реєстр отриманих та виданих податкових накладних», то внимательно присмотритесь вверху слева к третьей строке: там есть значки отдельных автоматических функций. Если вы наведете курсор на каждый из этих значков, то среди прочего увидите такие названия, как «Видалити рядок» img 2, «Додати рядок після виділеного» img 3, «Додати рядок до виділеного» img 4 (рис. 2). Все эти названия подсказывают, что прежде всего строку нужно выделить, а уже потом выполнять необходимые действия.

 

img 5

 

Для того чтобы выделить строку, нужно навести курсор на ту строку, с которой будут осуществляться какие-либо действия. Сразу предупредим, что курсор в строке нужно наводить не на цветное поле, а на поле, имеющее белый цвет (справа или слева от цветного поля), или на любую черную вертикальную черточку. При таком нажатии вся строка сразу приобретает синий цвет, т. е. становится выделенной. Теперь можно наводить курсор на помечающий значок — «Додати рядок після виділеного» img 6. Сколько строк нужно добавить, столько раз и нужно на него нажать.

Обращаем внимание на следующее: если требуется добавить строку ниже выделенной, то нажимают на помечающий значок «Додати рядок після виділеного» img 7, а если нужно добавить строку выше выделенной строки, то следует нажать на помечающий значок «Додати рядок до виділеного» img 8.

Если по каким-либо причинам получилось больше строк, чем планировалось, то лишнюю строку можно удалить, наведя курсор на слова «Видалити рядок» img 9 и нажав на них, но сначала эту строку нужно выделить так, чтобы она стала синего цвета.

 

Корректировка даты выписки налоговых накладных

При заполнении даты выписки выданных налоговых накладных в бланке «Реєстр отриманих та виданих податкових накладних» была допущена ошибка. Я привыкла вычеркивать любые цифры или буквы, поставив курсор в конце фрагмента, который нужно удалить, а затем, нажимая на клавиатуре клавишу, на которой изображена стрелка, направленная влево, всегда с конца удаляла ненужную информацию. Почему-то год таким образом у меня удалился, а вот номер месяца и номер дня я не смогла удалить. Как быть?

При работе с программой «Податкова звітність» мы бы посоветовали вам отказаться от такой методики удаления цифр в датах. Лучше выбрать другой способ, который будет действенным для удаления любых цифр — дня, месяца и года.

Для этого советуем вам устанавливать курсор перед цифрами (дня, месяца, года), а затем вычеркивать ненужные цифры путем нажатия на клавиатуре клавиши «Delete».

 

Справочник контрагентов

Слышала о том, что в программе «Податкова звітність», выдаваемой налоговыми органами, можно создать «Довідник контрагентів». Так ли это и, если да, как это можно сделать?

Это действительно так. Разработчики программы для удобства плательщиков налогов предусмотрели такую возможность. Сделать это можно несколькими способами.

Первый из них заключается в том, что в начале работы с программой плательщик налогов может нажать вверху слева на слово «Довідники» и выбрать в появившемся окошке слова «Довідник контрагентів». При нажатии на эти слова на мониторе посреди экрана появляется дополнительное окно со справочником (рис. 3).

 

img 10

 

Чтобы заполнить информацию о контрагенте, следует нажать курсором на слово «Редагувати» в этом окне. После нажатия на это слово появляется одна строка, которую вы можете заполнить (в нее вносится информация о вашем контрагенте).

Если же у вас несколько контрагентов и вы желаете внести информацию о них в «Довідник контрагентів», то понадобится значительно больше строк для заполнения информации о них. В этом случае следует внимательно присмотреться к новой маленькой панели инструментов, которая отсутствует в момент открытия этого окна, но появляется сразу, как только вы нажали на слово «Редагувати». Эта маленькая панель появляется в правом верхнем углу открывшегося нового окна. Частично она заслоняет название столбца «Номер свідоцтва ПДВ», поэтому это название следует запомнить (рис. 4).

 

img 11

 

На этой маленькой панели инструментов имеются значки отдельных автоматических функций. Если вы наведете курсор на каждый из этих значков, то увидите такие названия, как «Видалити рядок» img 12, «Додати рядок після виділеного» img 13, «Додати рядок до виділеного» img 14. Все эти названия подсказывают, что прежде всего строку нужно выделить, а уже потом выполнять требуемые действия.

Для того чтобы выделить строку, нужно навести курсор на строку, с которой будут осуществляться какие-либо действия. Сразу предупредим, что в строке имеются, так сказать, «особые зоны», при нажатии на которые ничего не происходит. В дальнейшем вы увидите, что в этом месте будут располагаться цифры и буквы. Поэтому советуем нажимать курсором поближе к вертикальным черточкам. При таком нажатии вся строка сразу приобретает синий цвет, т. е. становится выделенной. Именно в этот момент вы можете увидеть, что так называемые особые зоны тоже оказались выделенными, но не синим, а темно-голубым цветом.

Теперь можно наводить курсор на помечающий значок «Додати рядок після виділеного» img 15. Сделайте столько нажатий, сколько строк нужно добавить.

Обратите внимание на следующее: если требуется добавить строку ниже выделенной, то нажимают на помечающий значок «Додати рядок після виділеного» img 16, а если необходимо добавить строку выше выделенной строки, то следует нажать на помечающий значок «Додати рядок до виділеного» img 17.

Если по каким-либо причинам получилось больше строк, чем планировалось, то лишнюю строку можно удалить, наведя курсор на слова «Видалити рядок» img 18 и нажав на них, но сначала эту строку нужно выделить так, чтобы она была синего цвета.

Второй способ заключается в том, что все описанные действия можно предпринять уже тогда, когда плательщик налога открыл бланк под названием «Реєстр отриманих та виданих податкових накладних». Так, наведя и нажав на курсор в строке на голубом поле в шестом столбце «Розділ 1. Отримані податкові накладні», имеющем название «Постачальник», или на голубом поле в пятом столбце «Розділ 11. Видані податкові накладні», называющемся «найменування (П.І.Б. — для фізичної особи)», плательщик налогов увидит, что рядом с голубым полем появляется дополнительная кнопка «[…]». При нажатии на эту кнопку на мониторе посреди экрана появляется дополнительное окно с названием «Довідник контрагентів». А дальше уже выполняются описанные выше действия, первое из которых — нажатие курсором в этом окне на слово «Редагувати».

При открытом бланке с названием «Реєстр отриманих та виданих податкових накладних» подобные действия по заполнению информации в отношении контрагентов можно выполнить также путем нажатия на голубые поля в седьмом столбце «Розділ 1. Отримані податкові накладні» или в шестом столбце «Розділ 11. Видані податкові накладні», имеющие одинаковое название «індивідуальний податковий номер». Плательщик налогов увидит, что рядом с голубым полем также появляется дополнительная кнопка «[…]». При нажатии на эту кнопку на мониторе посреди экрана также появляется дополнительное окно с названием «Довідник контрагентів». Далее выполняются действия, описанные выше.

Обращаем внимание на то, что при любом способе заполнения информации о контрагентах не следует забывать в конце действий нажать на слово «Зберегти».

Если у вас уже заполнено какое-либо количество контрагентов, а вам нужно добавить еще кого-то, то после открытия окна «Довідник контрагентів» также следует нажать курсором на слово «Редагувати», ведь только тогда у вас будет возможность добавлять строки (появится маленькая панель инструментов) и показатели нового контрагента.

 

Перенос контрагента из справочника в реестр

Каким образом информация о контрагенте переносится в строку бланка «Реєстр отриманих та виданих податкових накладних»?

После того как вы заполнили в строке показатели первых пяти столбцов «Розділу 1. Отримані податкові накладні» или первых четырех столбцов «Розділу 11. Видані податкові накладні» и нажали на кнопку «[…]», появившуюся в следующем столбце, на мониторе посреди экрана появляется дополнительное окно с названием «Довідник контрагентів» (рис. 3). Наведя курсором на строку с данными выбранного контрагента и нажав на нее, вы увидите, что строка становится выделенной (приобретает голубой цвет). Теперь достаточно нажать на клавиатуре на кнопку «Enter» или дважды щелкнуть по этой строчке — и информация о контрагенте будет автоматически перенесена в нужную строку. В этот момент дополнительное окно «Довідник контрагентів» исчезает.

 

Запрос о состоянии расчетов с бюджетом

Когда представитель компьютерного отдела знакомил меня в налоговой инспекции с программой, выдаваемой налоговыми органами для отправки отчетности по сети Интернет, он открыл бланк под названием «Запит про стан розрахунків з бюджетом». После установки программы на свой компьютер я просмотрела весь перечень бланков документов в «Параметрах документа», но этот бланк найти не смогла, хотя все остальные бланки документов нахожу с легкостью. Как найти этот бланк в программе и какие основные «подводные камни» его заполнения?

Ваша проблема в том, что вы, так сказать, идете проторенным путем. Открыв программу «Податкова звітність», слева вверху необходимо нажать на слово «Документ». В окошке, открывшемся под этим словом, нужно выбрать не слово «Новий…», которое вы выбираете, когда ищете какой-либо бланк документа, а слова «Створити запит…». Посреди экрана монитора открывается новое большое окно под названием «Параметри документа», в котором вы видите выделенный документ под названием «Запит про стан розрахунків з бюджетом» (рис. 5). Нажимаете курсором на клавишу «Підтвердити». Если в начале работы с программой вы внесли свои реквизиты в качестве плательщика налога, то при открытии бланка Запроса вам автоматически будет задан вопрос: «Заповнити заголовок документа?». Советуем вам нажать курсором на клавишу «ОК» (рис. 6).

 

img 19

 

img 20

 

Удобство такого заполнения заключается не только в том, что будут заполнены все реквизиты плательщика налогов, включая фамилии, имена, отчества руководителя и главного бухгалтера, также на бланке автоматически будет отражена даже дата создания этого запроса.

Этот бланк имеет номер, подобный номерам, присвоенным другим бланкам, — J1000101, который плательщик налогов может увидеть тогда, когда бланк уже открыт (на мониторе он расположен внизу слева и обозначен красным цветом), но напоминаем, что в общем перечне бланков он отсутствует.

Каждый бланк Запроса также содержит поле для присвоения порядковых номеров. Программа не формирует автоматически порядковый номер Запроса. В случае повторения номера в течение месяца предыдущий запрос с таким же номером перекроется новым. Поэтому плательщикам налогов следует внимательно следить за присвоением порядковых номеров по таким запросам.

Если необходимо сделать запрос по нескольким налогам, то для начала нужно увеличить количество строк. Для этого нужно выделить первую строку так, чтобы она приобрела синий цвет. Делается это путем нажатия на белое поле в строке или на вертикальные черточки в этой же строке (на голубые, так называемые особые зоны, в этой строке нажимать пока не следует). При таком нажатии вся строка сразу приобретает синий цвет, т. е. становится выделенной. Именно в этот момент вы можете увидеть, что так называемые особые зоны тоже стали выделенными, но не синим, а темно-голубым цветом.

Теперь можно наводить курсор на помечающий значок, расположенный на экране монитора вверху слева, — «Додати рядок після виділеного» img 21. Сколько строк нужно добавить, столько раз на него и следует нажать.

Что касается, так сказать, «особых зон» голубого цвета, то при нажатии на них окрашивания строки в синий цвет не происходит, но при этом рядом с этими голубыми полями появляется новая кнопка. При нажатии курсором на такие кнопки в столбцах под названиями «Назва податку» и «Код бюджетної класифікації» вы увидите, что посреди экрана монитора открывается новое окно — «Довідник бюджетної класифікації». Плательщик налогов может заполнить этот справочник один раз и впоследствии использовать информацию из него в автоматическом режиме, что освободит его от повторного набора информации о налогах и кодах бюджетной классификации этих налогов при заполнении других запросов.

При нажатии курсором на такую кнопку в столбце под названием «Вид бюджету» вы увидите, что посреди экрана монитора откроется новое окно с названием «Довідник видів бюджетів». В этом окне плательщику необходимо только выбрать необходимый вид бюджета, т. е. навести курсор на нужную строку и щелкнуть, и строка сразу станет голубого цвета. Перенос выбранного вида бюджета в бланк запроса происходит путем нажатия на клавиатуре клавиши «Enter». На бланке запроса вы увидите не название бюджета, а цифру. И пусть вас не удивляет, что в окне с названием «Довідник бюджетної класифікації» эта цифра стояла в столбце, имеющем название «Код бюджету», а в бланке запроса эта же цифра стоит в столбце под названием «Вид бюджету». Главное, что эта цифра в обоих местах идентична.

 

Исправление приложения 5, если неправильно указан налоговый номер контрагента

Вопрос касается исправления ошибок, допущенных в бланке «Розшифровка податкового кредиту та податкових зобов’язань в розрізі контрагентів» (приложение 5 к налоговой декларации по НДС), если был неправильно указан номер контрагента. Как исправляется этот номер в самой Расшифровке, мне известно, но возник вопрос о заполнении «Уточнюючого розрахунку податкових зобов'язань з податку на додану вартість у зв'язку з виправленням самостійно виявлених помилок», который, как известно, следует обязательно подавать вместе с уточняющей Расшифровкой.

Дело в том, что в примерах, приведенных в журнале «Вестник налоговой службы Украины» № 22 за июнь 2008 года, в Уточняющем расчете в первой части под названием «Сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (за кодами рядків декларації):» во всех клетках, соответствующих конечным строкам декларации по НДС, проставлены прочерки.

А в примерах, представленных в журнале «Вестник налоговой службы Украины» № 23 за июнь 2010 года, в Уточняющем расчете эта первая часть уже заполнена цифрами. А вот показатели седьмой части в обоих примерах отсутствуют. До этого момента в подобных случаях я проставляла и в первой, и в седьмой части Уточняющего расчета прочерки, но сейчас хочу все сделать правильно, и поэтому у меня возник вопрос: нужно ли дублировать в седьмой части Уточняющего расчета те цифры, которые я показываю при заполнении первой части Уточняющего расчета?

Да, действительно, в журнале «Вестник налоговой службы Украины» № 23 за июнь 2010 года отражена уже несколько изменившаяся позиция Государственной налоговой администрации Украины по поводу порядка отражения в бланке «Уточнюючий розрахунок податкових зобов'язань з податку на додану вартість у зв'язку з виправленням самостійно виявлених помилок» информации, когда ошибки не привели к изменению конечных показателей налоговой декларации по НДС. Если ранее рекомендовалось в таких случаях ставить прочерки в бланке этого документа, то теперь специалисты ГНАУ советуют (на приведенных примерах) отражать реальные показатели той налоговой декларации по НДС, в которой плательщиком налогов были отражены ошибки в одном из приложений, не приведшие к изменению налоговых обязательств или налогового кредита (например, допущена ошибка в индивидуальном налоговом номере контрагента).

Что касается заданного вопроса, то хочется сразу обратить внимание на один момент — если бы вы заполняли бланк «Уточнюючого розрахунку податкових зобов'язань з податку на додану вартість у зв'язку з виправленням самостійно виявлених помилок» не на бумажном носителе, а в программе OPZ «Податкова звітність», которую выдают налоговые органы, то у вас бы даже не возник этот вопрос, ведь программа сама бы сделала все за вас.

Объясним подробнее. Когда плательщик налогов, пользующийся этой программой, заполнил только первую часть Уточняющего расчета под названием «Сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (за кодами рядків декларації):», то программа уже автоматически сама заполнила те же цифровые показатели в седьмой части под названием «Уточнена сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (з урахуванням виправлення помилки, за кодами рядків декларації)» (рис. 8). Именно так теперь плательщики налогов должны заполнять этот документ при подобных ошибках.

 

img 22

 

Кроме того, эта программа позволяет автоматически заполнять в указанном бланке документа отчетный период, реквизиты плательщика налогов, фамилии, имена, отчества руководителя и главного бухгалтера и даже их идентификационные номера и другие необходимые сведения

Итак, мы советуем вам пользоваться программой OPZ «Податкова звітність» не только при заполнении Реестров полученных и выданных налоговых накладных, подаваемых в налоговые органы обязательно в электронном виде, а еще и для заполнения других бланков документов. Ведь эта программа сама дает ответы на многие вопросы, возникающие у бухгалтеров. Как подсказывает практика, в отдельных случаях она отвечает даже на те вопросы, которые еще не рассматривались в письмах ГНАУ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше