Темы статей
Выбрать темы

Подготовка автомобиля к зиме: налогово-бухгалтерские тонкости

Редакция НиБУ
Статья

Подготовка автомобиля к зиме: налогово-бухгалтерские тонкости

 

Пока стоят относительно теплые дни, кажется, что до зимы еще так далеко. Однако все идет своим чередом и капризы природы уже не за горами. А, как известно, сырость, дождь, снег, мороз, гололед — не лучшие союзники автомобиля. Они могут стать причиной выхода из строя любой системы и механизма в самый неожиданный момент. Особенно это касается авто, при эксплуатации которых в зимний сезон обнаруживаются мелкие неполадки. Чтобы чувствовать себя в безопасности, нужно заранее подготовить машину к зиме, осуществив некоторые затраты на ее техобслуживание, замену шин, аккумуляторных батарей и т. п. О порядке отражения этих затрат в налоговом и бухгалтерском учете предприятия и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Подготовка автомобиля к зиме — обязанность предприятия

На владельцев транспортных средств или эксплуатирующих их лиц

ст. 36 Закона о дорожном движении возложена обязанность обеспечивать своевременное и в полном объеме проведение работ по их техническому обслуживанию и ремонту согласно нормативам, установленным производителями соответствующих транспортных средств.

С целью поддержания дорожных транспортных средств в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечения надежности, экономичности, безопасности движения и экологической безопасности предприятие согласно

Положению № 102 проводит комплекс мероприятий, которые включают в себя, в частности:

— ежедневное обслуживание;

— первое техническое обслуживание (ТО-1);

— второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (осуществляется дважды в год (весной и осенью) вместе с очередным ТО-2).

Как видим, проведение работ по подготовке автомобиля к использованию в осенне-зимний период — не просто право, а обязанность предприятия.

 

Порядок проведения сезонного технического обслуживания автомобиля

В соответствии с

п. 1.3 Положения № 102 под сезонным техническим обслуживанием понимается техническое обслуживание, выполняемое для подготовки автомобиля к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях.

Хотя сезонное техобслуживание и входит в комплекс мер по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (

п. 3.1 Положения № 102), оно, наравне с ежедневным и техническим обслуживанием не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения дорожного транспортного средства (п. 3.8 Положения № 102).

Перечень работ по сезонному техническому обслуживанию автомобиля, который в общем-то не является исчерпывающим и может дополняться, приведен в

приложении В к Положению № 102 и включает в себя:

1) промывку системы охлаждения двигателя, топливного бака и продувку трубопроводов (осенью), радиаторов обогревателя кабины (кузова) и пускового подогревателя;

2) проверку состояния и действия кранов системы охлаждения и сливных приспособлений в системах питания и тормозов;

3) снятие аккумуляторной батареи для подзарядки и корректировку плотности электролита;

4) снятие карбюратора и топливного насоса, промывку и проверку состояния и работы на стенде (осенью);

5) снятие топливного насоса высокого давления, промывку и проверку состояния и работы на стенде (осенью);

6) снятие прерывателя-распределителя, очистку, проверку его состояния и, по необходимости, регулировку на стенде;

7) снятие генератора и стартера, очистку, продувку внутренней полости, замену изношенных деталей и смазку подшипников;

8) замену масла в оборудовании спидометра, проверку правильности пломбирования спидометра и его привода;

9) проверку исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя;

10) проверку работоспособности шторок радиатора, уплотнителей дверей, окон, установку (снятие) чехлов утепления;

11) осуществление сезонной замены масел в соответствии с химмотологической картой.

Выполнять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств согласно

ст. 22 Закона об автотранспорте могут субъекты хозяйствования, у которых есть:

— собственные или арендованные

средства технического обслуживания и ремонта, отвечающие установленным законодательством требованиям;

персонал необходимого уровня профессиональной квалификации, осуществляющий техническое обслуживание и ремонт в соответствии с видами этих работ;

производственные сооружения, средства технического обслуживания и ремонта, отвечающие установленным законодательством требованиям.

Таким образом, если у предприятия есть соответствующие специалисты, оборудование и условия, оно может провести подготовку автомобиля к зимнему сезону

самостоятельно. На практике же для выполнения таких операций чаще прибегают к услугам сторонних организаций, в частности, станций технического обслуживания (СТО).

Бывает, что в ходе проведения сезонного технического обслуживания выявляются какие-либо неисправности транспортного средства, в связи с чем возникает необходимость в его ремонте. Такой

ремонт следует рассматривать отдельно от сезонного технического обслуживания.

Чтобы бухгалтерская служба предприятия могла отличить мероприятия по техническому обслуживанию автомобиля от его ремонта и отразить расходы на них в учете в зависимости от целевой направленности, следует позаботиться о разграничении этих расходов в соответствующих подтверждающих документах.

Если предприятие для проведения работ по сезонному техническому обслуживанию автомобиля воспользовалось услугами СТО, в наличии должен быть целый пакет документов, выписанных в соответствии с требованиями

ст. 25 Закона об автотранспорте и п. 26 Правил № 792. К таким документам относятся:

— договор о техническом обслуживании транспортного средства;

— акт передачи-принятия транспортного средства (его составляющих) после предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту;

— наряд-заказ, подписанный, с одной стороны, контролером качества исполнителя, подтверждающий полноту выполнения, оплату, предоставление услуг и гарантийные обязательства (подпись должна быть заверена печатью), а, с другой стороны, — заказчиком;

— документ, подтверждающий оплату работ;

— счет-фактура;

— налоговая накладная (если СТО — плательщик НДС).

 

Порядок отражения в учете расходов на сезонное техническое обслуживание автомобилей

В

налоговом учете затраты на сезонное техническое обслуживание транспортных средств включаются в состав валовых расходов предприятия на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Причем в данном случае не имеет значения, в отношении какого автомобиля осуществлены расходы — грузового или легкового. Единственное условие — использование такого транспортного средства в хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Хозяйственная направленность понесенных расходов дает возможность отразить «входной» НДС по ним

в составе налогового кредита при наличии налоговой накладной или другого заменяющего ее документа.

В

бухгалтерском учете затраты на сезонное техническое обслуживание автомобиля относятся к расходам отчетного периода как расходы на поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии в соответствии с п. 15 П(С)БУ 7 и в зависимости от функционального назначения транспортного средства отражаются на счетах 23, 91, 92, 93 или 94.

Далее учетные нюансы некоторых операций по сезонному техническому обслуживанию автомобиля рассмотрим более подробно.

 

Порядок отражения в учете расходов на замену автомобильного масла

Замену масла обычно производят в привязке не к сезону, а к пробегу автомобиля. Рекомендации по срокам замены масла приводятся в заводских инструкциях по эксплуатации транспортного средства и в сервисных книжках. Как правило, его меняют в среднем раз в полгода, поэтому сделать это вполне можно в преддверии зимы.

Напомним, что замена автомобильных масел,

как операция по сезонному техническому обслуживанию автомобиля, предусмотрена п. 11 приложения В к Положению № 102.

Таким образом, затраты предприятия на замену (долив) масла в агрегатах дорожного транспортного средства,

в том числе стоимость самого масла, считаются затратами на его техническое обслуживание.

В

налоговом учете эти затраты согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль включаются в валовые расходы налогоплательщика при условии использования транспорта в хозяйственной деятельности. Однако это справедливо лишь для грузовых автомобилей. В отношении легковых автомобилей действуют другие правила.

Вы знаете, что

абзацем пятым п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль установлено 50 % ограничение по включению в состав валовых расходов ГСМ, потребленных легковыми автомобилями.

А масла и смазки отнесены

ДСТУ 3437-96 «Нефтепродукты. Термины и определения» как раз к ГСМ (см. письма Госкомпредпринимательства от 21.06.2004 г. № 4123 и ГНАУ от 10.02.2005 г. № 819/Д/31-0015 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 94).

Кроме того,

УКТ ВЭД включает топливо, масла и смазки в группу 27 «Топливо минеральное; нефть и продукты ее перегонки; битуминозные материалы; воск минеральный» — коды 2707, 2710.

Таким образом, стоимость масла, приобретенного для замены в агрегатах легкового автомобиля, должна быть отражена в составе валовых расходов

лишь в пределах 50 %. При этом стоимость таких ГСМ (в размере 50 %) будет участвовать в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента выдачи их со склада для нужд предприятия.

Впрочем, если сезонное техническое обслуживание легкового авто проводится на СТО и в акте выполненных работ в строке «замена масла» стоимость самого масла отдельно не приводится, а включается в общую стоимость услуг по его замене, то в валовые расходы попадает

вся указанная в документе сумма как стоимость сезонного технического обслуживания автомобиля. Если же разделение по видам работ и потребленных материалов есть, в валовые расходы стоимость услуг попадет отдельно в размере 100 %, а стоимость масла — отдельно в размере 50 %.

С

НДС проще. Суммы этого налога, уплаченные при приобретении масла для всех категорий автомобилей (как грузовых, так и легковых) на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС включаются в состав налогового кредита без ограничений.

В

бухгалтерском учете расходы на замену масла включаются в состав расходов отчетного периода как расходы на поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии.

Пример 1.

Предприятие провело сезонное техническое обслуживание легкового автомобиля, обслуживающего аппарат управления. В том числе была осуществлена замена моторного масла.

Эти работы выполнены на СТО. Общая стоимость технического обслуживания — 960 грн. (без НДС — 800 грн.; НДС 20 % — 160 грн.), в том числе согласно акту выполненных работ:

стоимость работ — 780 грн. (без НДС — 650 грн.; НДС 20 % — 130 грн.);

стоимость моторного масла — 180 грн. (без НДС — 150 грн.; НДС 20 % — 30 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете

предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 1

Учет расходов на сезонное техническое обслуживание автомобиля (в том числе замену масла)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Выполнены работы по сезонному техническому обслуживанию автомобиля

800

92

631

725 (800 - 75)*

* Стоимость моторного масла включается в состав валовых расходов только в сумме 75 грн.(150 х 50 % : 100 %).

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости выполненных работ

160

641/НДС

631

3

Оплачены работы по сезонному техническому обслуживанию автомобиля

960

631

311

4

Отнесена на финансовый результат стоимость работ по сезонному техническому обслуживанию автомобиля

800

791

92

 

Порядок отражения в учете расходов на замену антифриза

Все расходные материалы, в том числе антифриз и гидравлические жидкости в приводе тормозов и сцепления, имеют свой срок службы. Поэтому со временем возникает необходимость в замене этих материалов, приурочить которую можно как раз к сезонному техническому обслуживанию автомобиля.

Заливка антифриза является одним из видов работ, указанных в

п. 1 приложения В к Положению № 102 . Так, промывка системы охлаждения, в которую заливается антифриз, включает, в частности, слив отработанной жидкости (вода, антифриз и т. п.) и заливку новой.

Напомним, что термин «антифриз» происходит от греческого «анти», т. е. «против», и английского «freese» — «замерзать» и расшифровывается как водный раствор некоторых веществ (этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и др.), не замерзающий при низких температурах. Антифриз применяется в системах охлаждения автомобилей, авиационных и тракторных двигателей при температуре окружающего воздуха от -75 до 0 оС.

Термин «антифриз» тождественен понятию «тосол», произошедшему от сокращенного «ТОС» — «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего антифриз) и

«ОЛ» — окончание, характерное для спиртов (этанол, бутанол, метанол). А согласно разъяснениям Госкомпредпринимательства, изложенным в письме от 21.06.2004 г. № 4123, тосол в соответствии с ГОСТ 21150-87 и 28084-89 и УКТ ВЭД относится к нефтепродуктам, т. е. к ГСМ.

В

налоговом учете стоимость антифриза, использованного для охлаждения двигателя грузового автомобиля, можно полностью отнести на валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль по правилу первого события при условии, что данные работы проведены в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В отношении

легкового автомобиля нужно действовать с учетом норм п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, ограничивающих валоворасходность затрат на ГСМ для таких транспортных средств 50 %.

В

бухгалтерском учете приобретенный антифриз относят к составу запасов и учитывают на субсчете 203 «Топливо». При использовании этого вида расходных материалов для установленных целей его стоимость списывается на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 7).

Пример 2.

Предприятие приобрело антифриз Liqui Moly KFS 2001 plus (концентрат) объемом 5 л за 360 грн. (без НДС — 300 грн.; НДС 20 % — 60 грн.). Приобретенная жидкость использована для заливки в систему охлаждения двигателя легкового автомобиля, обслуживающего аппарат управления.

В налоговом и бухгалтерском учете

предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 2

Учет расходов на замену антифриза

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Перечислена поставщику предоплата за антифриз

300

371

311

150

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты

60

641/НДС

644

3

Оприходован приобретенный антифриз

300

203

631

—*

* Стоимость приобретенного антифриза участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль в размере 150 грн.

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании антифриза

60

644

631

5

Произведен зачет задолженностей

360

631

371

6

Использован антифриз для заливки в систему охлаждения двигателя автомобиля

300

92

203

7

Отнесена на финансовый результат стоимость использованного антифриза

300

791

92

 

Порядок отражения в учете расходов на замену летних шин на зимние

Как человеку не рекомендуется ходить по снегу и льду в летней обуви, так и автомобилю не следует в такую погоду ездить на летней резине. Нежелательно зимой передвигаться и на всесезонных шинах — тех, которые маркируются индексами AS (All Seasons — «Все сезоны») или AW (Any Weather — «Любая погода»).

Для зимы предназначены шины с маркировками M + S (Mud + Snow — «Грязь + Снег»), Winter («Зима») или W. Эти надписи иногда сопровождаются пиктограммами в виде снежинки или тучки.

Новый автомобиль обычно комплектуется летними или всесезонными шинами. Шины же с зимним рисунком протектора приобретают отдельно.

В соответствии с

п. 3.19 Положения № 102 операции по замене шин не считаются одним из видов реконструкции, модернизации, технического перевооружения и прочих видов улучшения автомобиля.

Сезонная замена шин относится к

техническому обслуживанию автомобиля как операция по поддержанию его работоспособности в изменившихся дорожных условиях (см. п. 1.3 Положения № 102).

Приобретение зимних шин.

В налоговом учете стоимость приобретенных шин и стоимость их замены относят к валовым расходам согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Подтверждение тому находим и в довольно давнем, но не утратившем своей актуальности, письме ГНАУ от 11.11.99 г. № 9365/4/15-1216.

В

бухгалтерском учете отражение операций по установке зимних и демонтажу летних шин зависит от того, как такие шины числятся на предприятии:

— в составе стоимости автомобиля;

— отдельно в стоимости запасов или же только в аналитике (если такие шины уже эксплуатировались и их стоимость была отнесена на расходы в момент ввода в эксплуатацию).

Соответственно этот порядок влияет и на перерасчет по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Автомобильные шины, находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, которые учтены

в цене автомобиля и включены в его инвентарную стоимость, учитываются в составе основных средств. По ним ведется лишь аналитический учет (отдельно в отношении каждой шины). Перерасчет по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль в этом случае не затрагивается, так как шины в этой ситуации не являются запасами.

Что касается учета шин, числящихся

отдельно от автомобиля (т. е. в составе запасов), то здесь существует две точки зрения.

Первая точка зрения.

Если предприятие приобретает новые зимние шины, то оно относит их к составу запасов и учитывает на субсчете 207 «Запасные части». При передаче шин со склада для установки на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии ( п. 15 П(С)БУ 7) и в дальнейшем ведут аналитический учет по местам их хранения и в разрезе материально ответственных лиц.

При этом стоимость приобретенных шин участвует в перерасчете

по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до тех пор, пока они не будут установлены на автомобиль.

Вторая точка зрения.

Согласно данной версии шины учитываются на субсчете 207 «Запасные части» до момента их списания ввиду непригодности, и только затем стоимость шин попадет в расходы, а не в момент установки на автомобиль. Сторонники этой позиции говорят, что согласно Инструкции № 291 на субсчете 207 ведется учет в том числе автомобильных шин в запасе и обороте. Из этого следует, что для учета шин в запасе (на складе) и обороте (на автомобиле в эксплуатации) к субсчету 207 следует открыть отдельные субсчета третьего и четвертого порядка или аналитические счета, например, соответственно 207/1 и 207/2.

Исходя из данной позиции стоимость шин должна пересчитываться по

п. 5.9 в течение всего срока их эксплуатации до самого износа, а не лишь до момента списания со склада в связи с установкой на автомобиль. Кстати, такой вывод можно сделать, в частности, из консультации сотрудников налогового ведомства, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 18, где сказано, что расходы, связанные с заменой на дорожно-транспортное средство шин, срок эксплуатации которых окончился согласно нормам эксплуатационного пробега, включаются в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль при условии использования этого транспортного средства в хоздеятельности.

Мы придерживаемся мнения, что пересчитывать стоимость шин по

п. 5.9 до самого износа не нужно и далее в статье будем исходить именно из этого.

Что касается

НДС, то при приобретении автошин у предприятия возникает право на налоговый кредит на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

Что делать с летними шинами.

Дальнейшая судьба летних шин будет зависеть от степени их изношенности. Шины, пригодные для дальнейшей экслуатации, должны быть возвращены на склад, чтобы дождаться весны (т. е. следующего сезонного техобслуживания), а непригодные должны быть списаны.

Возврат шин на склад никак не затрагивает перерасчет по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, поскольку их стоимость была исключена из состава запасов в момент установки на автомобиль. В связи с этим никаких корректировок в налоговом учете проводить не нужно.

В бухгалтерском учете возвращенные на склад летние шины не восстанавливаются в составе запасов, поскольку их стоимость уже была отнесена на расходы в момент передачи в эксплуатацию. Их возврат будет отражен только в аналитическом учете.

Если вы решили списать старые шины, то должны помнить о следующем. Несмотря на то что затраты на замену автошин относятся к составу валовых расходов, списывать их когда вздумается нельзя. В этом вопросе нужно руководствоваться

Эксплуатационными нормами среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 488. Данные Нормы применяются для списания пневматических шин, выработавших свой ресурс, в частности, если их фактический пробег достиг установленных норм.

Например, шины для автомобиля Skoda Octavia размером 195/65R15 модели Hidra Grip торговой марки Goodyear можно заменить новыми при эксплуатационном пробеге 70 тыс. км.

Для учета пробега автомобильных шин целесообразно использовать либо сервисную книжку самого автомобиля, либо карточку учета пробега (наработки) пневматической шины (

приложение 5 к п. 7.1 Норм № 488).

Если возникает необходимость замены и списания шин, не прошедших норму пробега, вследствие их

повреждения, то налоговики высказывали мнение, что такая замена должна относиться к ремонту автомобиля и отражаться в налоговом учете по ремонтным правилам.

Кроме того, следует учесть позицию сотрудников налогового ведомства и в отношении преждевременного списания шин, износившихся до достижения нормативного пробега, например, в результате интенсивной эксплуатации. Чаще всего контролеры не считают такую причину достаточным основанием для списания шин, в связи с чем настаивают на исключении из валовых расходов части их стоимости, определенной пропорционально непройденному пробегу. То же и с налоговым кредитом по НДС.

Работы по замене шин.

Как известно, шины, устанавливаемые на автомобиль, должны быть отбалансированы. Кроме того, нужно выставить углы развала и схождения колес. Если углы расстановки колес не отрегулированы, машину будет вести то в одну, то в другую сторону. Это небезопасно, особенно при движении по скользкой дороге и в других неблагоприятных условиях. Кроме того, резина автомобиля будет изнашиваться неравномерно, как бы «срезаться» вдоль одной кромки колеса.

При отсутствии на предприятии технической службы операция по регулировке развал-схождения может проводиться в специальной мастерской или на СТО.

Стоимость этих работ в налоговом учете

включается в валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, а в бухгалтерском — в состав расходов отчетного периода.

Пример 3.

Предприятие приобрело комплект зимних шин стоимостью 3120 грн. (без НДС — 2600 грн.; НДС 20 % — 520 грн.) для замены летних шин на автомобиле, используемом аппаратом управления.

Замена шин произведена на СТО. Стоимость услуг по замене шин — 120 грн. (без НДС — 100 грн.; НДС 20 % — 20 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете

предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 3

Учет расходов на замену шин

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Перечислена поставщику предоплата за комплект зимних шин

3120

371

311

2600

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты

520

641/НДС

644

3

Оприходованы приобретенные шины

2600

207

631

—*

* Стоимость приобретенных шин участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании антифриза

520

644

631

5

Произведен зачет задолженностей

3120

631

371

6

Переданы со склада зимние шины для установки на автомобиль вместо летних

2600

92

207

7

Предоставлены услуги по замене шин

100

92

631

100

8

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости услуг по замене шин

20

641/НДС

631

9

Оплачены услуги по замене шин

120

631

311

10

Отнесены на финансовый результат:

— стоимость зимних шин

2600

791

92

— стоимость услуг по замене шин

100

791

92

 

Порядок отражения в учете расходов на замену аккумуляторных батарей

Замена аккумуляторных батарей согласно

Положению № 102 не относится ни к реконструкции, ни к модернизации, ни к техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортных средств (п. 3.19), ни к их техническому обслуживанию.

Такая операция — не что иное, как одна из разновидностей работ, необходимых для поддержания автомобиля в рабочем состоянии.

В

налоговом учете затраты на приобретение аккумуляторов, предназначенных для использования в хоздеятельности предприятия, включаются в его валовые расходы (без каких-либо ограничений по видам транспортных средств) согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Такие материальные ценности принимают участие в перерасчете по п. 5.9 данного Закона. А аккумуляторы, переданные в эксплуатацию (установленные на транспортные средства вместо вышедших из строя), исключаются из указанного перерасчета.

Хозяйственная направленность покупки дает право на отражение «входного» НДС в составе налогового кредита на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

Однако для правильного формирования валовых расходов и налогового кредита нужно учитывать, что аккумуляторная батарея после установки на автомобиль должна отработать определенный срок, установленный

Эксплуатационными нормами № 489.

Данные учета и оборота каждой аккумуляторной батареи отражаются в карточке учета наработки и отслеживания оборота аккумуляторной батареи, форма которой приведена в

приложении 12 к Правилам эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденным приказом Министерства транспорта и связи Украины от 02.07.2008 г. № 795.

Если возникает необходимость списания аккумуляторов до истечения нормативного срока их службы, то, судя по позиции налоговиков на местах, такое списание может быть расценено как безосновательное. В связи с этим предприятию скорее всего придется исключить из валовых расходов часть стоимости аккумуляторной батареи, определенную пропорционально недоработанному сроку службы. Такая же судьба ожидает и налоговый кредит по НДС.

В

бухгалтерском учете затраты на замену аккумуляторных батарей отражаются в зависимости от функционального назначения автомобиля в составе общепроизводственных, административных расходов, расходов на сбыт, или прочих операционных расходов.

Установка аккумулятора на автомобиль отражается записями: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — 207.

Возврат на склад аккумуляторов, не подлежащих дальнейшей эксплуатации, осуществляется с целью их

утилизации путем передачи специализированному предприятию.

 

Порядок списания ГСМ в зимних условиях

При определении нормативных расходов ГСМ и с целью их списания используются

Нормы № 43. Данные Нормы можно применять только в отношении моделей автомобилей, информация о которых приведена в таблицах приложений А и Б к Нормам.

Наиболее часто применяемой предприятиями нормой расхода ГСМ на автомобильном транспорте является

базовая линейная норма на пробег автомобиля (на 100 км) .

Базовое значение норм расхода топлива может повышаться или понижаться с учетом дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов

путем применения к этим нормам корректировочных коэффициентов (п. 3 Норм № 43).

Предприятиям предоставлено право

самостоятельно на основании приказа (распоряжения) руководителя устанавливать конкретные величины коэффициентов в определенных пределах и срок их действия (п. 1.3 Норм № 43).

Одновременно могут применяться несколько коэффициентов. При этом согласно

п. 3.3 Норм № 43 общий (суммарный) коэффициент определяется как арифметическая сумма всех применяемых коэффициентов.

Для легковых автомобилей и автобусов нормативный расход топлива рассчитывается по формуле, приведенной в

п. 4.1 Норм № 43:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х

КS),

где Qн — нормативный расход топлива, литры (м куб.);

Нs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

К

S — суммарный корректировочный коэффициент, %.

Повышающий коэффициент при работе в зимних условиях.

В частности, п.п. 3.1.1 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива при работе в зимних условиях повышаются в зависимости от фактической температуры воздуха следующим образом:

— от 0 °С до -10 °С — до 5 %;

— от -10 °С до -20 °С — от 5 % до 10 %;

— от -20 °С и ниже — от 10 % до 15 %.

При этом надбавка к нормам применяется после установления в течение трех дней на 8 часов утра температуры в пределах предусмотренного диапазона с 1-го дня установления температуры или по решению руководителя может пересматриваться ежедневно.

То есть предприятие может применять либо

фиксированное значение надбавки с первого дня установления минусовой температуры в соответствующем диапазоне, либо такая надбавка по решению руководителя предприятия может пересматриваться ежедневно в зависимости от фактических потребностей.

При нестабильных погодных условиях со значительными колебаниями температуры Государственная администрация автомобильного транспорта Украины в

письме от 10.03.2009 г. № 1022-09/07/19-09 (см. с. 47 этого номера) рекомендует пользоваться вариантом ежедневного установления значения повышающего корректировочного коэффициента в зависимости от фактической температуры воздуха.

А вот при значительном

повышении температуры по сравнению с температурой на день введения на предприятии надбавки за работу в зимних условиях отпадает необходимость в применении соответствующего коэффициента, во всяком случае на уровне ранее установленного. Так говорит Министерство транспорта и связи Украины в письме от 10.11.2009 г. № 5391-01/07/19-09 на с. 47 этого номера. Данное ведомство разъясняет, что при частых изменениях температуры и особенно в случае ее частых колебаний около нуля с постоянным повышением до плюсового значения целесообразно либо вообще не использовать такую надбавку, либо пересматривать ее ежедневно в зависимости от температуры воздуха и увеличения потребности в топливе. Использование надбавки за работу в зимних условиях при плюсовой температуре Минтранс считает необоснованным.

Повышающие коэффициенты в связи с использованием

независимых обогревателей и систем обогрева воздуха в салонах автомобилей.
Зимний период связан с использованием независимых обогревателей и систем обогрева воздуха в салонах автомобилей. Нормы расхода топлива независимыми обогревателями на один час их работы приведены в приложении Г к Нормам № 43.

Согласно

п. 1.8 Норм № 43 пользование обогревателями допускается при температуре окружающей среды от 0 до + 10 °С — до 50 % длительности работы автомобиля на линии, при температуре ниже 0 °С — от 50 до 100 % продолжительности работы автомобиля. Расход топлива на работу обогревателя учитывается в общих нормативных расходах топлива в соответствии с формулой, приведенной в п. 4.2 Норм № 43:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х К

S) + Нон х Тон,

где Нон — норма расхода топлива на работу независимого обогревателя (

приложение Г к Нормам № 43), л/час;

Тон — продолжительность работы обогревателя (рассчитывается в зависимости от продолжительности работы автомобиля на линии и температуры окружающей среды), час.

При отсутствии в

приложении Г к Нормам № 43 нормы на работу независимого обогревателя применяется корректировочный коэффициент, приведенный в п.п. 3.1.13 данных Норм.

Так, в случае использования

автономных систем обогрева в зависимости от фактической температуры воздуха в холодную пору года применяется следующий корректировочный коэффициент (п.п. 3.1.13.3 Норм № 43):

— от 0 °С до + 10 °С — до 5 %;

— ниже 0 °С — от 5 % до 10 %.

В случае использования

установки «климат-контроль» при температуре ниже 0 °С применяется корректировочный коэффициент от 5 % до 10 % (п.п. 3.1.13.2 Норм № 43).

Пример 4.

На балансе предприятия числится автомобиль Mersedes-Benz S320, используемый аппаратом управления. Норма расхода ГСМ для данного транспортного средства в соответствии с Нормами № 43 — 14,1 л/100 км.

Согласно приказу руководителя к базовой линейной норме расхода топлива

применяются такие корректировочные коэффициенты:

в связи с работой в условиях города с населением от 0,5 млн чел. до 1,0 млн чел. — 10 %;

в связи с работой в зимних условиях — 10 % при показаниях температуры воздуха от -10 °С до -20 °С;

в связи с использованием автономной системы обогрева — 5 % при температуре воздуха ниже 0 °С.

Температура воздуха в день работы автомобиля — -12 °С.

По данным путевого листа пробег автомобиля за смену составил 150 км.

В рассматриваемой ситуации суммарный корректировочный коэффициент К

S составляет 25 % (10 % ++ 10 % + 5 %).

Рассчитаем нормативный расход топлива по путевому листу по формуле, приведенной в п. 4.1 Норм № 43:

Qн = 0,01

х Hsх S (1 + 0,01 х КS) = 0,01 х 14,1 л/км х 150 км х (1 + 0,01 х 25 %) = 26,44 л.

Порядок определения температуры воздуха и ее документальное подтверждение.

Как мы уже выяснили, применение всех вышеуказанных корректировочных коэффициентов и определение дополнительного расхода топлива на работу автомобилей и обогревателей салонов в холодное время года зависят от температуры воздуха.

В

п.п. 3.1.1 Норм № 43 сказано, что температура воздуха определяется одним из двух способов:

1) по сведениям

территориального подразделения Государственной службы гидрометеорологии ;

2) по результатам

собственных измерений , оформленных надлежащим образом.

На наш взгляд, температурные показатели целесообразно ежедневно фиксировать в журнале учета температур, который можно вести в произвольной форме, а также в путевых листах.

Если предприятие пренебрегает документальным подтверждением температурных данных, то, по разъяснениям Главного контрольно-ревизионного управления Украины, применение корректировочных коэффициентов, предопределяющее использование топлива в повышенных объемах,

является неправомерным и приводит к сверхнормативному списанию топлива (см. письмо от 11.08.2010 г. № 02-14/1232 на с. 46 этого номера). Из этого следует, что стоимость такого сверхнормативно списанного топлива придется исключить из валовых расходов. Кроме того, пропорционально этой сумме нужно будет откорректировать ранее отраженный налоговый кредит по НДС.

Вот такие налогово-бухгалтерские моменты нужно учитывать при подготовке автомобиля к зиме. Если вы выполните данные рекомендации, ваша машина даже в самые холодные или ненастные дни будет чувствовать себя прекрасно. И вы вместе с ней!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше