Темы статей
Выбрать темы

«Не страшны нам холода, к ним готовы мы всегда!» (Подготовим помещение к зиме)

Редакция НиБУ
Статья

«Не страшны нам холода, к ним готовы мы всегда!»
(Подготовим помещение к зиме)

 

Суровые климатические условия в летние и зимние месяцы уже перестали быть для нас чем-то экзотическим, а скорее перешли в разряд правил. Ввиду того что зима не за горами, добросовестным работодателям самое время начать беспокоиться о создании приемлемых рабочих условий в помещениях, а поможет им в этом данная статья.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Охрана труда и нормы температурного режима

Напоминаем, что

Конституцией задекларировано право на безопасные и здоровые условия труда (ст. 43). Аналогичное требование содержит и ст. 2 КЗоТа. Реализацию данных предписаний находим в Законе об охране труда, в соответствии с которым:

— условия труда должны соответствовать действующему законодательству (

ст. 6);

— работодатель обязан создать на рабочем месте условия труда, соответствующие нормативно-правовым актам (

ст. 13).

Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим оптимальные и допустимые условия микроклимата в производственных помещениях, являются Санитарные нормы*. Под производственным помещением понимается замкнутое пространство в специально предназначенных домах и сооружениях осуществляется трудовая деятельность людей. Как видим, это достаточно широкое понятие, включающее в себя практически все закрытые места, в которых осуществляется трудовая деятельность людей.

* Данные нормы не распространяются на микроклимат подземных и горных выработок, передвижных транспортных средств, животноводческих и птицеводческих помещений для хранения сельскохозяйственной продукции, холодильников, складов и т. д., а также помещений, в которых параметры микроклимата устанавливаются в соответствии с технологическими требованиями (общие положения Санитарных норм).

Санитарные нормы содержат перечень микроклиматических условий, в которых нас в первую очередь интересует температура (воздуха и поверхности). Рассмотрим же, какие требования выдвигает данный нормативно-правовой акт к температурному режиму в холодное время года (для справки — среднесуточная температура равняется или ниже + 10 °С). В первую очередь работодатель должен побеспокоиться об обеспечении оптимальных температурных условий для постоянных рабочих мест. При этом, в случае одновременного выполнения в рабочей зоне работ разной категории, уровни показателей микроклимата должны устанавливаться с учетом наиболее многочисленной группы работников.

 

Таблица 1

Оптимальная температура в производственных помещениях в холодное время года

Категория работ

Температура воздуха, °С

Легкая Іа

Выполняется сидя и не требует физических нагрузок

22-24

Легкая Іб

Выполняется сидя, стоя или связана с хождением и сопровождается определенной физической нагрузкой

21-23

Средней сложности ІІа

Связана с хождением, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требует определенного физического напряжения

19-21

Средней сложности ІІб

Выполняется стоя, связана с хождением, перемещением больших (до 10 кг) грузов и сопровождается умеренным физическим напряжением

17-19

Тяжелая ІІІ

Связана с постоянным перемещением, переносом значительных (свыше 10 кг) грузов и требует больших физических усилий

16-18

Температура внутренних поверхностей рабочей зоны (стены, пол, потолок), технологического оборудования, внешних поверхностей технологического оборудования, ограждающих конструкций не должна выходить за границы указанных выше значений более чем на 2 °С для соответствующей категории работ.

 

Если же указанные выше требования обеспечить невозможно, что может быть связано с технологическими требованиями производства, технической недостижимостью и экономически обусловленной нецелесообразностью (что, конечно же, нужно доказать), то

Санитарными нормами разрешается поддерживать допустимый температурный режим (п. 1.2.1). Им устанавливаются достаточно широкие верхние и нижние температурные границы как для постоянных, так и непостоянных рабочих мест:

 

Таблица 2

Оптимальная температура в производственных помещениях в холодное время года

Категория работ

Температура воздуха, °С

верхняя граница

нижняя граница

на постоянных рабочих местах

на непостоянных рабочих местах

на постоянных рабочих местах

на непостоянных рабочих местах

Легкая Іа

25

26

21

18

Легкая Іб

24

25

20

17

Средней сложности ІІа

23

24

17

15

Средней сложности ІІб

21

23

15

13

Тяжелая ІІІ

19

20

13

12

Температура внутренних поверхностей помещений (стены, пол, потолок), а также температура внешних поверхностей технологического оборудования или его защитных устройств не должна выходить за границы указанных выше значений более чем на 2 °С.

 

Теперь же пришло время рассмотреть те способы, которыми может поддерживаться необходимый температурный режим. Причем, заметим, перечень таких мероприятий весьма невелик:

— замена окон и дверей;

— утепление структурных элементов здания;

— уплотнение окон и дверей;

— приобретение обогревателя;

— приобретение промышленного кондиционера или системы автономного отопления;

Несложно догадаться, что целью вышеуказанных мероприятий, кроме сугубо хозяйственной, является соблюдение норм охраны труда на предприятии. И в этом контексте напомним читателям о существовании

Перечня № 994, которым установлен исключительный перечень расходов на охрану труда, которые можно отнести в состав валовых. Существуют доводы «за» и «против» его применения, но налоговики не упускают возможности ссылаться на него в своих разъяснениях (например, смотрите консультацию в «Налоговом, банковском, таможенном консультанте», 2009, № 22, с. 9). В нашем же случае беспокоиться вообще не о чем — подобные мероприятия отвечают хозяйственной цели, а значит, попадают под п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, а также они перечислены в п. 1 Перечня № 994.

Стоит сделать небольшое отступление и отметить, что в

Перечне № 994 говорится о расходах, которые включаются в валовые, в то время как часть «утепляющих» расходов (в том числе и перечисленных в Перечне № 994) идет на увеличение балансовой стоимости основных фондов. С точки зрения налоговиков, расходы на приобретение объектов (попадающих в Перечень № 994), стоимостью до 1000 грн., необходимо включать в валовые расходы, в противном случае — относить на увеличение балансовой стоимости основных фондов (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 37, с. 15). Таким образом, они ориентируются на Перечень и для целей амортизации.

 

Замена окон и дверей

Налоговый учет

. Установка утепленных окон и дверей в учете налога на прибыль рассматривается как улучшение здания с соответствующим учетом по п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. То есть сумма средств в пределах 10 %-го валоворасходного лимита попадет в валовые расходы (п.п. 5.2.10), а сумма превышения пойдет на увеличение балансовой стоимости здания.

Относительно НДС стоит сказать, что если предприятие является плательщиком НДС и использует здание для осуществления налогооблагаемых поставок, то «входящий» НДС по таким объектам должен попасть в налоговый кредит по общим основаниям

п.п. 7.4.1 Закона об НДС. Если же предприятие не зарегистрировано плательщиком НДС (зарегистрировано, но осуществляет необлагаемые либо освобожденные поставки), то оно может включить сумму «входящего» НДС в валовые расходы (увеличить балансовую стоимость основных фондов) по п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль.

Бухгалтерский учет

. Здесь мы в первую очередь обратимся к п. 14 П(С)БУ 7, согласно которому расходы на модернизацию и модификацию, которые позволят увеличить экономические выгоды от использования объекта основных средств, увеличивают первоначальную стоимость такого объекта. В качестве примера можно привести следующие экономические выгоды от установки утепленных окон и дверей (не исключительный перечень):

— сохраняют в помещении больше тепла, а значит позволяют экономить на электроэнергии;

— стоимость самого помещения после утепления при возможной будущей продаже увеличивается.

Таким образом, можно говорить о том, что подобные расходы увеличат стоимость здания, и мы склоняемся именно к этому варианту.

Для наглядности рассмотрим пример.

Пример 1

. Предположим, что с целью подготовки помещения к зимним холодам предприятие решило заменить старые окна. Стоимость новых окон составила 12000 грн. (с учетом НДС), а стоимость работ по установке — 6000 (с учетом НДС). Балансовая стоимость основных фондов на начало года составляла 500000 грн. В текущем году уже осуществлялись ремонтные работы на сумму 48000 грн. (остаток валоворасходного лимита составляет 0,1 х 500000 - 48000 = 2000 грн.).

 

Таблица 3

Приобретение и установка новых окон

п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВР

БС

Учитываем замену окон как улучшение здания

1

Осуществлена предоплата за окна

371

311

12000

2000

2

Отражена сумма налогового кредита в стоимости окон

641

644

2000

3

Перечислена предоплата за работы по установке окон

371

311

6000

4

Отражена сумма налогового кредита в стоимости работ

641

644

1000

5

Оприходованы окна на предприятии

152

631

10000

6

Осуществлены работы по установке окон

152

631

5000

7

Списан налоговый кредит в части стоимости окон

644

631

2000

8

Списан налоговый кредит в части стоимости работ по установке

644

631

1000

9

Произведен зачет задолженностей в части стоимости окон

631

371

12000

10

Произведен зачет задолженностей в части стоимости услуг по установке

631

371

6000

11

Стоимость новых окон отнесена на увеличение первоначальной стоимости здания

103

152

10000

8000*

12

Стоимость работ по установке новых окон отнесена на увеличение первоначальной стоимости здания

103

152

5000

5000*

* В налоговом учете балансовая стоимость здания увеличится на стоимость окон и работ по их установке.

 

Утепление структурных элементов здания

Налоговый учет

. Отражение расходов на утепление стен, пола, потолка не отличается от способов, представленных выше. Таким образом, стоимость материалов, специально приобретенных для улучшения здания, в пределах 10 % лимита отправится на увеличение валовых расходов предприятия, а сумма превышения лимита — на увеличение балансовой стоимости здания. При этом вся стоимость таких материалов вне зависимости от их попадания в указанный 10 % лимит, не подлежат перерасчету по п. 5.9, с чем в свое время согласилась и ГНАУ (письмо ГНАУ от 06.07.2006 г. № 3721/Ж/15-0314 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 63, с. 16).

Кроме того, существуют определенные особенности при утеплении собственными материалами, приобретенными ранее для осуществления хозяйственной деятельности. Налоговый учет ремонта и улучшения основных фондов регламентирован

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, согласно которому предприятие может отнести их стоимость в валовые расходы и/или на увеличение балансовой стоимости здания. Очевидно, что стоимость материалов уже была отражена в валовых расходах какого-то предыдущего отчетного периода и пересчитывается по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Как же быть? В этом случае следует исключить стоимость таких материалов из перерасчета по п. 5.9 и далее руководствоваться правилами п.п. 8.7.1. Для этого необходимо:

— в периоде использования таких материалов для ремонта/улучшения основных фондов отразить их стоимость в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль (использование не в хозяйственной деятельности);

— в этом же периоде отразить их стоимость в пределах валоворасходного лимита в строке 04.10 декларации и в таблице 3 приложения К1/1 к ней;

— сумму, превысившую валоворасходный лимит, отправить на увеличение балансовой стоимости ремонтируемых основных фондов.

Правила формирования налогового кредита по НДС аналогичны представленным выше. Стоит сделать одно замечание — если же ранее приобретенные материалы переводятся для использования в ремонте такого помещения, необходимость в корректировке НДС или признании условной продажи отсутствует (срабатывает все та же хозяйственно-налогооблагаемая направленность данных расходов).

Бухгалтерский учет

. Данные затраты можно также признать улучшением здания, если они приведут к увеличению будущих экономических выгод от его использования.

Приведем следующий пример отражения указанных операций в бухгалтерском учете.

Пример 2

. Предприятие — плательщик НДС купило материалы для утепления стены здания, используемого для облагаемых НДС поставок. Кроме того, предприятие переводит часть материалов общей стоимостью 4000 грн. со склада для использования в качестве утеплителя. Стоимость покупных материалов составляет 6000 грн. (с учетом НДС). Стоимость работ по утеплению составляет 1200 грн.(с учетом НДС). Балансовая стоимость основных фондов на начало года составляет 230000 грн. Улучшений либо ремонтов с начала года не производилось.

 

Таблица 4

Использование покупных и собственных материалов для утепления помещения

п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВР

БС

1

2

3

4

5

6

7

Материалы учитываются в качестве улучшения здания

1

Осуществлена предоплата за материалы

371

311

6000

2

Отражена сумма налогового кредита в стоимости материалов

641

644

1000

3

Перечислена предоплата за работы по утеплению здания

371

311

1200

1000

4

Отражена сумма налогового кредита в стоимости работ

641

644

200

5

Переведена часть материалов со склада для использования в ремонте здания

209

201

4000

6

Оприходованы приобретенные материалы

209

631

5000

7

Списан налоговый кредит по приобретенным материалам

644

631

1000

8

Осуществлен взаимозачет в части приобретенных материалов

631

371

6000

9

Использованы материалы для утепления здания

152

209

9000

- 4000*

 

+ 4000*

 

+ 5000

10

Предоставлены работы по утеплению здания

152

631

1000

11

Списан налоговый кредит по выполненным работам

644

631

200

12

Осуществлен взаимозачет в части стоимости работ

631

371

1200

13

Улучшение в части стоимости материалов увеличивает стоимость здания

103

152

9000

14

Улучшение в части стоимости работ увеличивает стоимость здания

103

152

1000

* Как указывалось по тексту, стоимость таких материалов необходимо занести в графу 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль, тем самым исключив из перерасчета по п. 5.9. После этого стоимость таких материалов следует отражать в строке 04.10 декларации по налогу на прибыль с заполнением таблицы 3 ее приложения 1.

 

Уплотняем двери и окна

Налоговый учет

. В налоговом учете такие материалы следует отразить в валовых расходах на основании общего п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль как обычные расходы по обслуживанию помещения.

Налоговый кредит формируется на общих основаниях.

Бухгалтерский учет

. В бухгалтерском учете пойдет в состав расходов в зависимости от целевого назначения помещения (дебет счетов 91, 92 или 93). Далее приведем пример отражения подобной операции в бухгалтерском учете.

Пример 3

. Предприятие — плательщик НДС закупило материалы стоимостью 6000 грн. (с учетом НДС) для уплотнения окон. Работы по уплотнению окон предоставляет другая организация, не являющая плательщиком НДС. Стоимость работ составляет 800 грн.

 

Таблица 5

Приобретение материалов для уплотнения дверей и окон

п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВР

БС

1

Осуществлена предоплата за материалы

371

311

6000

5000

2

Отражена сумма налогового кредита в стоимости материалов

641

644

1000

3

Получены материалы

209

631

5000

—*

4

Списан налоговый кредит по стоимости материалов

644

631

1000

5

Произведен взаимозачет в части стоимости материалов

631

371

6000

6

Осуществлены работы по утеплению

91 (92, 93)

631

800

800

7

Списана стоимость материалов на расходы

91 (92, 93)

209

5000

* Подлежат пересчету по п. 5.9.

 

Приобретение обогревателей

Налоговый учет

. Если стоимость приобретаемого обогревателя превышает 1000 грн. (то, что обогреватель приобретается более чем на год, и так ясно), то в налоговом учете налога на прибыль такие расходы пойдут на увеличение балансовой стоимости 3 группы основных фондов, если объект не бытовой, и на увеличение группы 2 — если бытовой.

Если же стоимость обогревателя ниже 1000 грн., то ему прямой путь в запасы с соответствующим отнесением стоимости в состав валовых расходов по

п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль и пересчетом по п. 5.9. Традиционно налоговики привязывают такой пересчет к бухгалтерскому методу амортизации. Несмотря на отсутствие прямых нормативных указаний на подобный порядок действий, практика пошла именно таким путем. В этом случае необходимо заполнить строки 04.1 декларации и А7 приложения К1/1. Выбытие признается в периоде и сумме, которые зависят от метода амортизации в бухгалтерском учете (п. 27 П(С)БУ 7). К малоценным необоротным активам в основном применяются следующие методы амортизации:

— по 50 % в первом месяце использования объекта и месяце выбытия из состава активов;

— 100 % в первом месяце использования объекта.

К подобному выводу приходили и налоговики в консультации, опубликованной на страницах нашего издания (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 71, с. 45). Несмотря на то что письма, на которые они ссылались, на данный момент отменены, порядок отражения таких малоценных объектов в налоговом учете не подвергся изменениям.

Правила формирования налогового кредита как для обогревателей, так и для промышленных кондиционеров не отличаются от представленных выше.

Бухгалтерский учет

. В бухгалтерском учете суммы расходов на приобретение обогревателей необходимо отражать следующим образом:

— если цена оборудования превышает стоимостный признак, который устанавливается предприятием для малоценных основных средств, то расходы при его приобретении относятся на счет 152, а при введении в эксплуатацию — на счет 106;

— если оборудование попадает в малоценные основные средства согласно указанному стоимостному признаку, то расходы на его приобретение стоит показать на счете 153, а при введении в эксплуатацию перенести на счет 112.

Рассмотрим подробнее отражение в бухгалтерском учете приобретения малоценного обогревателя.

Пример 4

. Предприятие — плательщик НДС приобрело обогреватель стоимостью 900 грн. (с учетом НДС).

 

Таблица 6

Приобретение малоценного обогревателя в бухгалтерском учете

п/п 

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВР

БС

1

Перечислена оплата за обогреватель

371

311

900

750

2

Отражена сумма налогового кредита

641

644

150

3

Оприходован обогреватель

153

631

750

4

Списан налоговый кредит

644

631

150

5

Осуществлен зачет задолженностей

631

371

900

6

Обогреватель введен в эксплуатацию

112

153

750

7

Начислена в первом месяце использования объекта амортизация в размере 100 % его стоимости

92

132

750

— *

* В период начала использования обогревателя при начислении 100 % амортизации его полную стоимость следует отразить как выбывшие запасы для целей перерасчета по п. 5.9.

 

Приобретение промышленных кондиционеров или автономных систем отопления

Налоговый учет

. На практике может быть несколько подходов к учету данного оборудования:

— стоимость оборудования может считаться улучшением здания, а значит, попадет в валовые расходы в пределах валоворасходного лимита. Сумма превышения увеличит балансовую стоимость здания (подробнее смотрите выше);

— оборудование может учитываться как отдельный объект основных фондов.

Подробнее о проблемах учета и классификации основных фондов можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 44, с. 13.

Налоговый кредит формируется на общих основаниях.

Бухгалтерский учет

. В бухгалтерском учете действуют подобные указанным для налогового учета правила. Для наглядности приведем следующий пример.

Пример 5

. Предприятие — плательщик НДС приобретает промышленный кондиционер и собирается учитывать его отдельно. Стоимость работ уже входит в стоимость кондиционера, которая составляет 24000 грн. (с учетом НДС).

 

Таблица 7

Приобретение промышленного кондиционера

п/п 

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВР

БС

1

Перечислена предоплата за кондиционер

371

311

24000

2

Отражена сумма налогового кредита в части стоимости кондиционера

641

644

4000

3

Оприходован кондиционер и осуществлена его установка

152

631

20000

20000*

4

Списан налоговый кредит по стоимости кондиционера и работ по его установке

644

631

4000

5

Осуществлен взаимозачет в части стоимости кондиционера и работ по его установке

631

371

24000

6

Введен в эксплуатацию кондиционер

106

152

20000

* Балансовая стоимость 3 группы увеличится со следующего квартала после оприходования кондиционера.

 

Надеемся, что информация в данной статье поможет руководителям и бухгалтерам корректно организовать и отразить в учете столь необходимый процесс утепления помещений при подготовке к зимним холодам. Держите в тепле себя и своих подчиненных!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше