Темы статей
Выбрать темы

Годовая инвентаризация: соблюдаем порядок проведения

Редакция НиБУ
Статья

Годовая инвентаризация: соблюдаем порядок проведения

 

То, что предприятия ежегодно должны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств, ни для кого не является открытием. Какова же цель этой процедуры? В каком порядке и в какие сроки она проводится? Как формируется инвентаризационная комиссия? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Инвентаризация: цель проведения, периодичность, объекты

 

Является ли проведение инвентаризации обязательным перед составлением годовой финансовой отчетности?

Необходимость проведения инвентаризации установлена

Законом о бухучете. Согласно ст. 10 данного Закона предприятия с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств. Во время этой процедуры проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка таких активов и обязательств.

 

В какие сроки должна проводиться инвентаризация?

Объекты и периодичность проведения инвентаризации устанавливает

руководитель предприятия (один раз в год, в полугодие, в квартал, в месяц, с другой периодичностью). Исключение составляют случаи, когда инвентаризация является обязательной в соответствии с законодательством.

Это касается, например, контроля за использованием драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в отходах и ломе (см.

п. 9 Инструкции № 69). На основании п. 5.15 Инструкции № 84 инвентаризация данных материальных ценностей проводится два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июля. В гальванических цехах (участках) и на другом перерабатывающем производстве, связанном с получением и использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, — один раз в месяц, а в отдельных, технически обоснованных, случаях — в другие сроки, но не реже одного раза в полгода.

Проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия —

одно из обязательных условий, которое должно соблюдаться при составлении годовой финансовой отчетности (п. 12 Порядка № 419). Причем в ситуации, когда на предприятии установлен межинвентаризационный период, равный году, дату начала такой инвентаризации целесообразно назначить после 1 октября текущего года. Иначе, если плановая инвентаризация была проведена до 1 октября, предприятию нужно будет провести повторную инвентаризацию в период с 1 октября по 31 декабря. Это следует из абзаца «б» п. 3 Инструкции № 69.

Кроме того,

Инструкция № 69 разрешает проводить инвентаризацию зданий, строений, сооружений и недвижимых объектов основных фондов один раз в три года, а библиотечных фондов — по решению руководителя предприятия — один раз в пять лет или ежегодно с охватом инвентаризацией не менее 20 % единиц библиотечного фонда с обязательным завершением начатой инвентаризации этого имущества в структурном подразделении (у материально ответственного лица) в течение тридцати дней. Заметим, что п. 16 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету библиотечных фондов, утвержденных приказом Министерства культуры и туризма Украины от 27.03.2008 г. № 321/0/16-08, установлены четкие сроки проведения инвентаризации библиотечных фондов, которыми предприятиям и следует руководствоваться.

Максимальный межинвентаризационный период прочих активов и обязательств предприятия составляет

год.

 

Какие объекты подлежат инвентаризации?

В ходе инвентаризации проверяется фактическое наличие:

1)

основных средств и прочих необоротных материальных активов;

2)

нематериальных активов. Результаты проверки фактического наличия этих ценностей, являющиеся объектами прав интеллектуальной собственности, оформляются инвентаризационной описью объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (ф. № НА-4), утвержденной приказом № 732 . Что касается других нематериальных активов, то в связи с отсутствием для них специальной инвентаризационной описи можно использовать инвентаризационную опись основных средств (ф. № инв-1) либо разработать такую опись самостоятельно на базе формы № НА-4;

3)

товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

4)

незавершенного производства;

5)

незавершенного капитального строительства и капитального ремонта. При инвентаризации незавершенного капитального ремонта основных средств (зданий, сооружений, машин, оборудования) в акте инвентаризации незавершенных ремонтов (ф. № инв-10) фиксируют вид выполняемых работ, сметную и фактическую стоимость выполненного ремонта, разницу между фактической и сметной стоимостью;

6)

кассы: наличных, денежных документов;

7)

бланков строгой отчетности;

8)

драгоценных металлов, камней. Напомним, что инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией № 84.

Обратите внимание, что инвентаризацию драгоценных металлов, которые содержатся в приборах, оборудовании и других изделиях, следует проводить одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей и в сроки, установленные для их инвентаризации согласно

Инструкции № 69. Инвентаризировать нужно все имеющиеся драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из них, а также все материальные ценности, содержащие их, в том числе ценности, которые не принадлежат предприятию, а получены для переработки и находятся у него на ответственном хранении (п. 5.16 Инструкции № 84);

9)

расчетов с контрагентами.

Как видим, инвентаризации подлежит

все имущество предприятия независимо от его местонахождения (переданное на ответственное хранение, в аренду, лизинг, ремонт и т. п.) и все виды финансовых обязательств. Кроме того, согласно п. 5 Инструкции № 69 инвентаризации подлежит имущество и материальные ценности, не принадлежащие предприятию и учет которых ведется на забалансовых счетах (арендованное, находящееся на ответственном хранении, полученное для переработки и т. д), а также не учтенное по различным причинам.

 

Состав инвентаризационной комиссии и ее функции

 

Как формируется инвентаризационная комиссия?

Для проведения инвентаризации на предприятии должна быть создана

постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 11.1 Инструкции № 69). Состав такой комиссии утверждает руководитель предприятия, а входят в нее руководители подразделений и главный бухгалтер. Данную комиссию возглавляет руководитель предприятия или его заместитель.

Необходимость введения в состав инвентаризационной комиссии

главного бухгалтера обусловлена тем, что в ходе инвентаризации могут быть выявлены недостачи или потери имущества вследствие хищения либо порчи, в результате чего потребуется списание их с баланса, как это предусматривает Инструкция № 291. А согласно ст. 7 Закона о бухучете материалы, связанные с недостачей или возмещением потерь от недостачи, хищения и порчи активов предприятия оформляются как раз при участии главного бухгалтера или лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия.

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия работает на предприятии

круглый год, но самостоятельно не проводит инвентаризацию, а выполняет в основном организационные, регулирующие и контрольные функции, перечисленные в п. 11.3 Инструкции № 69.

Непосредственно проведением инвентаризации занимается

рабочая инвентаризационная комиссия. Ее возглавляет представитель руководителя. Имейте в виду: председателем рабочей комиссии при инвентаризации у одних и тех же материально ответственных лиц не разрешается в течение двух лет подряд назначать одно и то же лицо. Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии и в присутствии материально ответственного лица.

Впрочем, если член инвентаризационной комиссии

отсутствует по уважительной причине, например в связи с болезнью или командировкой, руководитель предприятия или заменяющее его лицо, которое утвердило состав инвентаризационной комиссии, соответствующим распоряжением может произвести его замену. На это обращает внимание Министерство финансов Украины в письме от 15.12.2003 г. № 31-04200-30-23/191.

Если из-за большого объема работ для проведения инвентаризации одной комиссии недостаточно, руководитель предприятия может распорядиться о создании рабочих комиссий в составе инженера, технолога, механика, исполнителя работ, товароведа, экономиста, бухгалтера и других опытных работников, хорошо знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет.

На крупных предприятиях функции постоянно действующей и рабочей комиссий различны: первая организует работу и принимает решения по результатам инвентаризации, а вторая — собственно и проводит инвентаризацию.

В то же время на малых предприятиях возможно, чтобы члены постоянно действующей комиссии

самостоятельно проводили инвентаризацию, т. е. одновременно являлись и членами рабочей комиссии. Однако в соответствии с распоряжением руководителя все равно должна быть создана постоянно действующая комиссия. Перед началом инвентаризации в таком случае следует издать приказ о создании рабочей комиссии, в которую и будут входить члены постоянно действующей комиссии.

 

Каковы функции инвентаризационных комиссий?

Для удобства перечислим функции постоянно действующей и рабочей инвентаризационных комиссий в таблице.

 

Перечень функций инвентаризационных комиссий

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия

Выполняет такие функции:
— организует проведение инвентаризации;
 — проводит инструктаж с членами рабочих инвентаризационных комиссий;
 — осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период;
 — проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений по зачету пересортицы ценностей;
 — рассматривает письменные пояснения лиц, которые допустили недостачу или порчу ценностей;
отражает в протоколе свои предложения по регулированию выявленных недостач и потерь, а также по зачету пересортицы. В протоколе должны быть приведены сведения о причинах и о лицах, виновных в недостачах, потерях и излишках и примененные к ним меры;
— проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, заслушивает на своих заседаниях руководителей подразделений по этому вопросу

п.п. 11.3 Инструкции № 69

Рабочая инвентаризационная комиссия

Выполняет такие функции:
 — проводит инвентаризацию имущества, товарно-материальных ценностей, средств, ценных бумаг и прочих денежных документов и незавершенного производства в местах хранения и производстве;
 — принимает участие вместе с бухгалтерией предприятия в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения относительно зачета недостач и излишков по пересортице, а также списания недостач в пределах норм естественной убыли;
 — вносит предложения по упорядочению приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшению учета и контроля за их хранением, а также реализацией не нужных предприятию материальных ценностей и имущества;
 — несет ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризаций согласно приказу руководителя предприятия, за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках имущества, материальных ценностей, денежных средств и документов, ценных бумаг и задолженности в расчетах;
 — оформляет протокол с указанием в нем состояния складского хозяйства, результатов инвентаризации и заключений по ним, предложений о зачете недостач и излишков по пересортице, списания недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием принятых мер относительно предотвращения таких потерь и недостач

п.п. 11.3 Инструкции № 69

 

Как составить приказ о проведении инвентаризации?

 

Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается

приказом руководителя предприятия. То же самое касается и рабочей комиссии, но ее состав, как правило, закрепляют в одном приказе на проведение инвентаризации.

Приведем образец такого приказа.

 

 

Образец приказа о проведении инвентаризации

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Меркурий»

Приказ

18.11.2010

г. Киев № 62

 

О проведении инвентаризации

В связи с подготовкой к составлению годовой финансовой отчетности, руководствуясь положениями Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69, Порядком предоставления финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, а также другими нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, с целью подтверждения правильности и достоверности отражения данных в годовой финансовой отчетности,

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Произвести полную инвентаризацию активов и обязательств предприятия с проверкой их фактического наличия и документального подтверждения по состоянию на 1 декабря 2010 года с обязательным составлением соответствующих инвентаризационных описей. Инвентаризацию произвести в такие сроки:

а) товарно-материальных ценностей на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции, а также отгруженных и находящихся в пути, — с 1 по 10 декабря 2010 года;

б) денежных средств в кассе, денежных документов и ценных бумаг — внезапно в определенный комиссией день в период с 1 по 8 декабря 2010 года;

в) бланков строгой отчетности — 3 декабря 2010 года;

г) основных средств, незавершенных ремонтов основных средств, библиотечных фондов, нематериальных активов, финансовых инвестиций — с 1 по 14 декабря 2010 года;

д) расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами и кредиторами — с 1 по 8 декабря 2010 года;

е) расходов будущих периодов и обеспечения будущих расходов и платежей — с 1 по 7 декабря 2010 года.

2. Проведение инвентаризации возложить на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, состав которой утвержден приказом от 12.01.2009 г. № 5.

3. Для непосредственного проведения инвентаризации назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:

председатель комиссии — начальник отдела сбыта — Кулик В. П.;

члены комиссии:

бухгалтер Ревун С. А.

менеджер отдела сбыта Рябошапко П. В.

товаровед Холод И. П.

4. Инвентаризацию произвести в присутствии материально ответственных лиц:

заведующего складом Громыко О. Т.

кладовщика Лемишко И. М.

кассира Величко М. М.

5. Главному бухгалтеру Демченко В. С. перед началом инвентаризации обеспечить членов рабочей комиссии инвентаризационными описями в необходимом количестве.

6. Постоянно действующей инвентаризационной комиссии в пятидневный срок по окончании инвентаризации передать материалы инвентаризации на утверждение руководителю.

7. Заместителю директора Сушко С. И. ознакомить с содержанием приказа под роспись всех работников, связанных с проведением инвентаризации.

8. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

 

Директор

/Мищенко/ Мищенко И. С.
     

С приказом ознакомлены:

   

18.11.2010

/Кулик/ Кулик В. П.

18.11.2010

/Ревун/ Ревун С. А.

18.11.2010

 /Рябошапко/ Рябошапко П. В.

18.11.2010

/Холод/ Холод И. П.

18.11.2010

/Громыко/   Громыко О. Т.

18.11.2010

/Лемишко/   Лемишко И. М.

18.11.2010

/Величко/ Величко М. М.

18.11.2010

 
/Демченко/ Демченко В. С.

18.11.2010

 
/Сушко/ Сушко С. И.
     

 

Примите к сведению: сроки проведения инвентаризации конкретных объектов устанавливаются в приказе уже

после даты, на которую назначена инвентаризация. То есть, если в данном случае инвентаризация назначена на 1 декабря, то срок ее проведения, например, по основным средствам будет с 1 по 14 декабря 2010 года. Причем инвентаризационные описи также составляют на 1 декабря 2010 года.

И еще один момент. Если сроки и объем проведения инвентаризации, а также порядок предоставления отчета о ее результатах установлены в приказе об учетной политике (инвентаризация носит плановый характер), дополнительно издавать приказ о проведении инвентаризации не нужно. В этом случае непосредственно перед началом проведения инвентаризации приказом назначается рабочая инвентаризационная комиссия или несколько таких комиссий (при значительном объеме работы).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше