Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2010/№ 95
Печать
Постановление от 17.11.2010 г. № 1059

Кабинет Министров Украины

 

Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)

Постановление от 17 ноября 2010 г. № 1059

 

Согласно статье 5 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» Кабинет Министров Украины

постановляет:

Утвердить критерии

, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля), в соответствии с приложением.

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

 

Приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 17 ноября 2010 г. № 1059

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)

 

1.

Критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде, являются:

1) численность работников;

2) состояние оплаты труда;

3) соблюдение требований законодательства в случае увольнения работников по инициативе администрации субъекта хозяйствования;

4) нарушение требований законодательства о труде.

2. Согласно установленным критериям субъекты хозяйствования независимо от формы собственности относятся к одной из

трех степеней риска — высокой, средней и незначительной.

3.

К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты:

1) на которых работает более чем 201 человек;

2) которые не соблюдают требования законодательства по оплате труда;

3) которые в течение прошлого и текущего годов провели увольнение работников по инициативе администрации или приняли решение о сокращении их численности;

4) начисляющие или выплачивающие заработную плату, размер которой меньше установленного законом размера минимальной заработной платы за выполненную работником месячную или почасовую норму труда;

5) использующие наемный труд без надлежащего оформления трудовых отношений;

6) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 и 175 Уголовного кодекса Украины;

7) нарушающие требования законодательства о труде в отношении использования труда женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями;

8) не соблюдающие условий генерального, отраслевого (регионального) соглашения и/или коллективного договора;

9) нарушающие требования законодательства о труде в отношении продолжительности рабочего времени, времени отдыха и труда молодежи.

4.

К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты:

1) на которых работает от 50 до 200 человек;

2) нарушающие сроки выплаты заработной платы;

3) начисляющие или выплачивающие заработную плату в минимальном размере за квалифицированный труд;

4) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлено нарушение требований законодательства о труде, по которым должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности;

5) не соблюдающие требований законодательства о предоставлении гарантий и выплаты компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;

6) не соблюдающие требований законодательства о предоставлении гарантий при привлечении работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации;

7) не соблюдающие порядок внедрения и изменения норм труда;

8) нарушающие порядок применения дисциплинарных взысканий.

5. К субъектам хозяйствования с

незначительной степенью риска относятся субъекты, не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска.

6.

Плановые проверки субъектов хозяйствования, связанные с государственным надзором (контролем) в сфере соблюдения требований законодательства о труде, проводятся:

с

высокой степенью риска — не чаще одного раза в год;

со

средней степенью риска — не чаще одного раза в два года;

с

незначительной степенью риска — не чаще одного раза в три года.



комментарий редакции

Критерии, от которых будет зависеть периодичность «трудовых» проверок

Строго говоря, комментируемый документ должен был появиться более двух лет назад. Необходимость разработки и принятия соответствующих критериев предусмотрена ст. 5 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53; 2007, № 102). В соответствии с ней орган государственного надзора (контроля) определяет в отнесенной к его ведению сфере

критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности. По данным критериям, которые должны быть утверждены постановлением Кабмина, все субъекты хозяйствования относятся к одной из трех степеней риска: высокой, средней либо незначительной. В свою очередь, от степени риска зависят периодичность проведения плановых проверок и перечень вопросов, которые могут выясняться в ходе таких проверок.

В то же время, как указано в п. 3 Заключительных положений Закона № 877,

если критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых проверок и перечень вопросов для их осуществления не утверждены, такие субъекты хозяйствования считаются имеющими незначительную степень риска и подлежат государственному надзору (контролю) не чаще одного раза в пять лет.

Видимо, с опасениями, что отсутствие соответствующих критериев приведет к невозможности проведения проверок соблюдения трудового законодательства, и связано появление комментируемого документа. Тем более что в судебной практике все чаще стали появляться решения,

признающие правомерным недопуск представителей контролирующих органов к проверке, если критерии распределения субъектов хозяйствования в зависимости от степени риска их деятельности в определенной сфере не утверждены и последняя плановая проверка проводилась менее чем пять лет назад.

К слову, у Минтруда было желание вывести инспекции по труду из сферы действия Закона № 877 (см., например, письмо Минтруда от 16.01.2009 г. № 368/0/14-09/06). Однако для этого необходимо внести соответствующие изменения в Закон № 877, что так и не было сделано, а потому в той части, которая не урегулирована международными конвенциями, инспекторы по-прежнему вынуждены подчиняться требованиям Закона № 877.

О международных конвенциях в свете комментируемого документа следует сказать отдельно. Специфика проверок инспекторами по труду заключается в том, что Закон № 877 в отношении них действует лишь частично, а именно в той части, в которой не вступает в противоречие с Конвенциями МОТ. Так, в письме от 22.05.2008 г. № 013-0721-05 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 71, с. 12) Госнадзортруда достаточно последовательно обосновывал позицию, согласно которой в случае противоречия между нормами Закона № 877 и Конвенциями МОТ

приоритет следует отдать международному договору. Среди вопросов, в которых следует отдавать приоритет международным договорам, оказался и вопрос о периодичности проведения «трудовых» проверок. Так, в одной из консультаций специалисты госинспекции по труду настаивали на том, что требования Закона № 877 в части формирования плана контрольных мероприятий в зависимости от степени риска хозяйственной деятельности объекта проверки для безопасности жизни и здоровья населения не соответствуют требованиям ст. 16 Конвенции № 81 Международной организации труда об инспекции труда в промышленности и торговле (дата подписания: 11.07.47 г., дата вступления в силу: 07.04.50 г., дата ратификации: 08.09.2004 г.), согласно которой контрольные мероприятия проводятся так часто и так тщательно, как этого требует обеспечение эффективного применения соответствующих положений законодательства. При этом указанной нормой международного права не предусмотрен учет уровня влияния хозяйственной деятельности объекта проверки на жизнедеятельность населения или работников или любых других критериев (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 6, с. 60, а также письмо Минтруда от 11.07.2008 г. № 2906/0/10-08/013).

Но, как видим, комментируемый документ, как это и предусмотрено Законом № 877, все же предусматривает распределение субъектов хозяйствования на три категории с установлением такой периодичности плановых проверок соблюдения законодательства о труде:

— с

высокой степенью риска — не чаще одного раза в год;

— со

средней степенью риска — не чаще одного раза в два года;

— с

незначительной степенью риска — не чаще одного раза в три года.

Следует сказать, что контролирующие органы по-разному подходят к определению того,

какой характер должны носить критерии, от которых зависит периодичность проведения проверок. Так, одни из них принимают во внимание исключительно объективные показатели (количество работающих, вид деятельности, объемы производства и т. п.), другие в качестве критерия учитывают уровень соблюдения субъектом хозяйствования требований законодательства в прошлом. Как видим, разработчики комментируемого документа используют оба подхода. Но перевешивают все же критерии, в основе которых — степень соблюдения субъектами хозяйствования требований трудового законодательства. На наш взгляд, о наличии таких критериев может свидетельствовать только принятое судом решение о применении санкций к самому субъекту хозяйствования либо к его должностным лицам за установленные факты нарушений требований законодательства о труде (постановление о наложении административного взыскания, решение о привлечении к уголовной ответственности и т. д.). Одной лишь жалобы работника либо иного лица с уведомлением о том, что имеют место факты тех или иных нарушений, для того чтобы отнести субъекта хозяйствования к более высокой степени риска, по нашему убеждению, недостаточно. Другое дело, что такая жалоба является основанием для внеплановой проверки (см. п.п. 1.4 Порядка проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, которая проводится должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 21.03.2003 г. № 72). И только если в ходе внеплановой проверки факты нарушений подтвердятся, это может стать основанием и для изменения периодичности проведения плановых проверок субъекта хозяйствования.

Как бы там ни было, утвержденные критерии, как можно предполагать, лягут в основу планов проверок на 2011 год, которые должны быть утверждены Минтруда до 1 декабря текущего года. Поэтому у субъектов хозяйствования уже сегодня есть ориентировочное представление о том, как часто им придется встречаться с проверяющими из инспекции по труду. В этой связи обратим внимание на ряд моментов, которые успела выявить судебная практика при применении других, аналогичных комментируемому, документов:

— контролирующий орган не обязан отдельно официально уведомлять каждого субъекта хозяйствования, контроль за деятельностью которого он осуществляет, о том, какую степень риска имеет деятельность такого субъекта; субъекты хозяйствования имеют возможность ориентироваться на утвержденные критерии и самостоятельно делать выводы о том, к какой категории они могут быть отнесены;

— если в ходе судебного разбирательства возникает спор о том, к какой категории по степени риска должен быть отнесен субъект хозяйствования, контролирующий орган обязан предоставить доказательства, на основании которых им был сделан вывод о той или иной степени риска субъекта хозяйствования; если он такие доказательства не предоставляет,

суд может признать проведение проверки неправомерным;

— субъектам хозяйствования необходимо следить за тем, чтобы не нарушалась периодичность проверок, установленная в зависимости от того, к какой степени риска они отнесены; так, например, если субъект хозяйствования согласно комментируемому документу отнесен к субъектам со средней степенью риска и последняя плановая проверка соблюдения им законодательства о труде проводилась менее двух лет назад, то до истечения указанного периода с очередной плановой проверкой представители инспекции по труду прийти не могут, в противном случае — их

можно не допустить к проверке.

Обращаем внимание,

рассматриваемые ограничения периодичности проведения проверок касаются только плановых проверок. Внеплановые проверки проводятся независимо от утвержденных критериев в случае выявления установленных законодательством оснований для их осуществления.

Впрочем, основания для недопуска проверяющих из инспекции по труду с появлением комментируемого документа формально и сейчас не исчезли: перечень вопросов, которые могут выясняться в ходе таких проверок, так и не утвержден, и если руководствоваться уже упоминавшимся п. 3 Заключительных положений Закона № 877, то плановые проверки соблюдения трудового законодательства должны были бы проводиться не чаще одного раза в пять лет. Однако вынуждены признать, данное процедурное нарушение суды считают не столь существенным, как отсутствие критериев распределения субъектов хозяйствования в зависимости от степени риска, и не признают его достаточным основанием для недопуска к проверке либо для отмены принятых по ее результатам решений о применении штрафных санкций.

Графики проверок предприятий утверждаются начальниками территориальных инспекций труда. И хотя Минтруда намеревалось обеспечить размещение плана-графика проверок на год на своем сайте, чтобы субъекты хозяйствования имели возможность с ним ознакомиться, пока такие намерения не реализованы. В любом случае отсутствие на сайте такой информации основанием для недопуска проверяющих стать не может (см. письмо Минтруда от 21.08.2008 г. № 3572/0/10-08/013).

Отметим также, что комментируемый документ, судя по всему, распространяется только на проверки соблюдения законодательства о труде, которые проводятся инспекциями по труду. На то, что налоговые органы будут им руководствоваться при проведении внеочередных «налоговых проверок соблюдения трудового законодательства» (напомним, указанный вид проверок был введен Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010 г. № 2275-VI // см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 50), рассчитывать не приходится. Тем более что ГНАУ продолжает неуклонно отказываться от необходимости соблюдения требований Закона № 877 при осуществлении проверок налоговыми органами. Ситуация может измениться со вступлением в силу Налогового кодекса, ст. 77 которого предусмотрена необходимость распределения налогоплательщиков в зависимости от степени риска и определения в зависимости от нее периодичности проводимых налоговыми органами плановых проверок.

Постановление вступило в силу 24 ноября 2010 г.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше