Темы статей
Выбрать темы

Если на предприятии образуются отходы: соблюдаем порядок размещения

Редакция НиБУ
Статья

Если на предприятии образуются отходы: соблюдаем порядок размещения

 

В настоящее время проблема отходов, а вернее, их сбора, вывоза и утилизации, является одной из самых острых в мире. Ведь все, что человек добывает, производит, выращивает, потребляет, в итоге превращается в мусор. Например, только в Украине ежегодно образуется более миллиарда тонн твердых отходов. Субъекты предпринимательства, у которых в процессе ведения хозяйственной деятельности накапливаются отходы, могут размещать их самостоятельно либо привлекать для этой цели специализированные организации, взимающие за свои услуги определенную плату. Нужно ли получать разрешение на такое размещение? В каких случаях уплачивается сбор за размещение отходов? Если приобрели талоны на вывоз бытовых отходов, каков порядок их учета? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон об отходах

— Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон № 1264

— Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII.

Порядок № 303

— Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.

Порядок № 1218

— Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218.

Инструкция № 162

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, ГНАУ от 19.07.99 г. № 162/379.

Инструкция № 291

— Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

П(С)БУ 9

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246.

 

Общие понятия об отходах

Еще каких-то 150 лет назад большая часть человечества не только не знала о проблемах отходов, но даже не употребляла такого слова. В Толковом словаре живого великорусского языка, составленном Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века, слово «мусор» истолковывается как «остатки, сор от каменной кладки и печной работы; битый камень, кирпич, глина, известь, иногда с золою и угольем, окалиной, черепками; сор, мелкие остатки каменного, древесного уголья».

В наше время понятие «отходы» широко используется и согласно

ст. 1 Закона об отходах включает в себя любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства и потребления, а также товары (продукцию), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту образования или выявления и от которых их владелец должен избавиться путем утилизации или удаления.

В свою очередь,

бытовые отходы — это отходы, которые образуются в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используются по месту их накопления.

Детальный же перечень объектов, относящихся к отходам, приведен в

Государственном классификаторе отходов ДК 005-96, утвержденном приказом Госстандарта Украины от 29.02.96 г. № 89.

Производителями отходов являются физические или юридические лица, деятельность которых

приводит к образованию отходов (ст. 1 Закона об отходах).

 

Варианты размещения отходов

Предприятия вправе образовавшиеся у них отходы:

самостоятельно размещать в специально отведенных местах или объектах (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами, соблюдая при этом санитарные нормы и правила содержания территории;

передавать специализированным предприятиям — исполнителям услуг по вывозу бытовых отходов с целью их дальнейшей переработки, утилизации, уничтожения или захоронения на основании договора, заключенного в соответствии с типовым договором, приведенным в приложении 1 к Правилам предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденным постановлением КМУ от 10.12.2008 г. № 1070;

передавать специализированным предприятиям, имеющим лицензию на право осуществления деятельности, связанной со сбором и заготовкой отдельных видов отходов как вторичного сырья, — исполнителям услуг по вывозу прочих отходов (в частности, связанных с производственной деятельностью предприятия) с целью их дальнейшей утилизации или переработки;

передавать специализированным предприятиям, имеющим лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами, — исполнителям услуг по вывозу опасных отходов (например, списанные аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы) на хранение, обработку, утилизацию, удаление. Хранить такие отходы на территории предприятия без соответствующей лицензии до передачи их специализированному предприятию можно не более 6 месяцев (см. письмо Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 02.04.2003 г. № 2798/26-8).

 

Порядок получения разрешения и установления лимита на размещение отходов

В

п. «а» части первой ст. 32 Закона об отходах сказано, что осуществление какой-либо хозяйственной деятельности, связанной с образованием отходов, без получения от специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами лимитов на объемы образования и размещения отходов запрещается.

Согласно

п. 2 Порядка № 1218 лимит на образование отходов — это максимальный объем отходов, на который у их собственника есть документально подтвержденное разрешение на передачу их другому собственнику (на размещение, утилизацию, уничтожение и т. п.) или на утилизацию либо размещение на своей территории.

Лимит на размещение отходов

представляет собой объем отходов (отдельно по каждому классу опасности), на который у владельца отходов есть разрешение на их размещение , выданное органами Минэкоресурсов на местах. В п. 7 Порядка № 1218 сказано, что собственникам отходов, осуществляющих только их размещение, утверждается лимит на размещение отходов.

В свою очередь, выявленный объем отходов, на которые такого

разрешения нет, но которые подлежат обязательному размещению по отдельному разрешению органов Минэкоресурсов на местах, представляет собой сверхлимитное размещение отходов.

Лимит на образование отходов рассчитывается на основании нормативов образования для каждого вида отходов по классам их опасности и должен равняться суммарному объему отходов, размещенных на своей территории и переданных другому собственнику.

Перечень субъектов, которые обязаны получить лимит на образование и размещение отходов на будущий год, составляется до 1 февраля текущего года местными госадминистрациями и до 1 марта доводится территориальными органами Минэкоресурсов до сведения этих субъектов (см.

пп. 10 и 11 Порядка № 1218).

Собственники отходов, осуществляющие только их размещение, до 1 апреля, а собственники отходов, которые образуют и размещают их на своей территории, до 1 июня текущего года подают в органы Минэкоресурсов на местах заявления

на получение разрешения на размещение отходов в следующем году (с приложением к нему ряда документов, перечисленных в п. 12 Порядка № 1218).

После получения такого разрешения и прохождения процедуры согласования субъектам хозяйствования

устанавливается лимит. Как правило, данный лимит устанавливается сроком на один год и доводится до собственника отходов до 1 октября текущего года (п. 18 Порядка № 1218).

В случае превышения утвержденного в установленном порядке лимита на размещение отходов или при его отсутствии у предприятия возникает обязанность по уплате сбора за размещение отходов

в 5-кратном размере. Этот коэффициент предусмотрен ст. 39 Закона об отходах. Правда, п. 8 Порядка № 303 и п. 5.4 Инструкции № 162 для таких случаев определен сверхлимитный коэффициент на уровне 10, что в настоящее время противоречит Закону об отходах. Тем не менее налоговые органы на местах требуют применения именно 10-кратного коэффициента.

Заметьте: требование о необходимости получения лимитов на образование и размещение отходов касается

не всех предприятий. Так, в соответствии с п. 8 Порядка № 1218 от этой обязанности освобождены:

— собственники отходов, для которых платежи за размещение отходов всех классов опасности

не превышают 10 гривень в год;

— собственники

бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства;

— собственники отходов,

получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторсырья.

Обращаем внимание, что принятым Верховной Радой Украины

Налоговым кодексом планируется внесение изменений в ст. 44 Закона № 1264, согласно которым экологический налог (так будет называться сбор за загрязнение окружающей природной среды) будет исчисляться без применения сверхлимитного коэффициента. Кроме того, сумма этого налога за размещение отходов будет рассчитываться по иной формуле, нежели предусмотрена в настоящее время Порядком № 303. А ст. 39 Закона об отходах будет и вовсе исключена.

 

Плата за размещение отходов = сбор за размещение отходов

Пока же

Налоговый кодекс не вступил в силу, за размещение отходов (т. е. за их хранение и захоронение в специально отведенных для этого местах или объектах) с субъектов предпринимательской деятельности взимается плата в соответствии со ст. 39 Закона об отходах.

С позиции налогового законодательства

такая плата является не чем иным, как составной частью сбора за загрязнение окружающей природной среды (см. п. 2 Порядка № 303), объектом исчисления которого в данном случае являются объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или объектах (абзац второй п. 3.1 Инструкции № 162).

Суммы сбора за размещение отходов исчисляются плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года на основании утвержденных лимитов, исходя из фактических объемов размещения отходов, нормативов сбора и корректировочных коэффициентов (см.

п. 4 Порядка № 303 и п. 6.4 Инструкции № 162).

Таким образом, плательщиками указанного сбора являются те субъекты, которые

непосредственно производят размещение отходов. Исключение составляют лишь субъекты хозяйственной деятельности, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья и осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов (предоставляющие услуги в этой сфере). Плата за размещение отходов на территории таких субъектов не взимается (последний абзац ст. 39 Закона об отходах).

Как правило, с целью вывоза и утилизации бытовых отходов предприятия заключают

договор со специализированными организациями, что предусмотрено ст. 17 и 351 Закона об отходах. В таком случае сбор за размещение отходов будет уплачивать не само предприятие — производитель отходов, а специализированная организация, с которой заключен данный договор.

В этой связи заслуживает внимания

письмо Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 14.05.2003 г. № 4914-к/26-11/115-11, в котором сказано, что отходы, переданные на договорных началах другим субъектам хозяйственной деятельности, больше не являются собственностью передавшего их субъекта и поэтому не должны учитываться в расчетах сбора за размещение отходов. При этом для избежания уплаты сбора по окончании каждого отчетного квартала в рамках года должны выполняться следующие условия (о них Министерство охраны окружающей природной среды Украины говорит в письме от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58):

— объем образовавшихся отходов

не должен превышать лимит на образование отходов;

— отходы, образовавшиеся в течение года, необходимо передать специализированной организации

до окончания года.

Однако данное разъяснение, как вы поняли, адресовано предприятиям, которые заранее получили лимит на образование отходов на следующий год.

Что касается бытовых отходов, лимиты на образование или размещение которых

не получаются, то здесь нужно следить, чтобы образование и передача таких отходов для утилизации специализированным организациям на основании заключенных с ними договоров осуществлялась в пределах одного и того же календарного квартала.

Если

отходы в установленные договором сроки оказались невывезенными специализированной организацией и залежались у предприятия на конец отчетного квартала, считается, что субъект хозяйствования в течение определенного времени осуществлял размещение отходов на собственных объектах.

При сложившихся обстоятельствах такому субъекту придется уплатить сбор за размещение отходов за их фактические объемы и соответственно предоставить отчетность по данному сбору. На этом настаивает ГНАУ в

письме от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58) и в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 31, с. 37.

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации сбор должен уплачиваться в

однократном размере, т. е. без учета коэффициента кратности, поскольку налогоплательщик, заключивший договор на размещение бытовых отходов с предприятием коммунального хозяйства, освобожден от получения лимитов на создание и размещение отходов и в принципе не является плательщиком этого сбора. Такой вывод косвенно подтверждает и консультация налоговиков, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 38.

Если отходы будут вывезены в одном из следующих кварталов текущего года, у предприятия будет возможность

отсторнировать сумму начисленного сбора. Сделать это позволяет п. 6.4 Инструкции № 162, где указано, что суммы сбора, которые взимаются за размещение отходов, исчисляются нарастающим итогом с начала отчетного года. К тому же, как говорят сами налоговики, сбор должен уплачиваться за фактические объемы отходов, которые действительно размещались на объектах предприятия в течение определенного времени.

Хотя справедливости ради стоит обратить внимание еще на один случай. Это касается предприятий, которые

освобождены от получения лимита в связи с незначительными объемами образования отходов (сумма сбора за размещение отходов не превышает 10 грн. в год). В отношении них у специалистов налогового ведомства такая позиция: если суммы сбора за размещение отходов по результатам деятельности предприятия за квартал, полугодие, 9 месяцев, год превысят 10 грн., такое предприятие должно будет уплатить сбор с учетом сверхлимитного коэффициента (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 49, с. 24).

Как видите, во избежание незапланированных расходов в виде уплаты сбора за размещение отходов лучше не допускать их залежей на конец отчетного квартала.

И еще один момент. На практике бывают ситуации, когда условиями договора с предприятием коммунального хозяйства или по решению органов местного самоуправления устанавливается иной порядок уплаты сбора за размещение отходов, нежели предусмотрен действующим законодательством. Этот порядок предусматривает, что данный сбор уплачивает собственник бытовых отходов, а не предприятие коммунального хозяйства, непосредственно осуществляющее удаление отходов на специальные места или объекты на основании заключенного договора.

ГНАУ с указанным порядком вполне согласна и разъясняет, что при таких обстоятельствах собственники отходов, заключившие договоры на их размещение с предприятиями коммунального хозяйства,

получают статус плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды и должны уплачивать его исходя из фактических объемов размещения отходов в соответствии с Порядком № 303 в однократном размере (см., в частности, консультации, опубликованные в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 38; № 49, с. 26).

К сожалению, поддерживает эту идею и Госкомпредпринимательства (см.

письмо от 02.03.2010 г. № 2602 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 75).

Однако мы против такого подхода, поскольку практика установления иных правил уплаты сбора за размещение отходов, нежели те, что предусмотрены действующим законодательством, противозаконна. Ни решениями местных советов, ни договорами не могут вводиться какие-либо нормы, изменяющие законодательно установленный порядок уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды.

К тому же сами представители ГНАУ уже давно совершенно четко определили, кто в подобных ситуациях является плательщиком сбора —

коммунальное предприятие, эксплуатирующее или имеющее в собственности полигон для удаления отходов и принимающее на договорных началах отходы для захоронения от других собственников отходов. При этом сбор уплачивается за размещение всего объема отходов, как образованных в процессе его собственной деятельности, так и переданных ему для размещения другими собственниками (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 17).

Поскольку с тех пор законодательство об отходах в части уплаты сбора за загрязнение специализированными организациями не менялось, считаем, что именно так нужно поступать и сегодня.

 

Сбор за размещение отходов и валовые расходы

Считаем, что

вся сумма сбора за размещение отходов (как в пределах лимита, так и сверхлимитная) должна включаться в валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль. Ведь сбор за загрязнение окружающей природной среды входит в состав общегосударственных налогов и сборов (п. 1.14 Закона о системе налогообложения).

Сотрудники же налогового ведомства по этому поводу высказывают иное мнение. Так, в

письме от 24.04.2008 г. № 8682/7/15-0217 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 90) они отмечают, что сумма сбора за размещение отходов, исчисленного за сверхлимитные объемы, не относится к валовым расходам. Обоснованием такой позиции служат часть четвертая ст. 44 Закона № 1264 и п. 12 Порядка № 303, согласно которым сбор за размещение отходов в пределах лимитов относится на валовые расходы производства и обращения, а в случае превышения этих лимитов — взимается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Такой подход никак нельзя назвать справедливым, поскольку установление дополнительных ограничений по включению затрат предприятия в состав валовых расходов, кроме тех, которые установлены

Законом о налоге на прибыль, запрещено п. 5.11 данного Закона. При этом 5-кратный размер сбора за размещение отходов не нужно рассматривать как штрафную санкцию. Он представляет собой плату, которая взимается с субъекта хозяйственной деятельности при определенных условиях, установленных п. 5.5. Инструкции № 162.

Тот факт, что предприятие вправе придать валоворасходный статус всей сумме сбора за загрязнение окружающей природной среды (как в пределах лимита, так и сверхлимитной), подтверждает и

постановление ВХСУ от 31.03.2005 г. по делу № 6/100.

Еще раз подчеркнем, что

Налоговым кодексом вносятся изменения в ст. 44 Закона № 1264 и исключается ст. 39 Закона об отходах, в результате чего требования о применении сверхлимитного коэффициента при расчете экологического налога будут упразднены.

 

Талоны на вывоз бытовых отходов: налоговый и бухгалтерский учет

Выше мы сказали, что с целью сбора, вывоза и утилизации отходов предприятия наиболее часто прибегают к услугам специализированных организаций (как правило, коммунальных предприятий), с которыми заключают соответствующие договоры. Такие услуги в основном предоставляются на условиях предварительной оплаты, т. е. предприятие заранее оплачивает утилизацию некоего объема отходов, а взамен получает определенное количество

талонов, соответствующее такому объему.

В таком случае у специализированной организации фактически приобретаются

не талоны, а услуги на сбор, вывоз и утилизацию отходов, право на получение которых подтверждается талонами.

Полученные талоны хранятся в бухгалтерии или в кассе предприятия и по мере необходимости выдаются ответственному лицу, которое в зависимости от условий договора со специализированной организацией передает их:

— либо водителям своего предприятия, которые самостоятельно вывозят образовавшиеся отходы в специально отведенные места или объекты (хранилища, полигоны, комплексы, сооружения и т. п.), указанные в договоре. В этом случае талон на утилизацию отходов является своего рода пропуском на такие объекты, где его отбирают,

— либо водителям автомобилей специализированных организаций, осуществляющих вывоз отходов.

Использованные талоны списываются по акту, составленному в произвольной форме и утвержденному руководителем предприятия.

Бухгалтерский учет.

По мнению Министерства финансов Украины, изложенному в письме от 13.06.2007 г. № 31-34000-30-10/12154 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 37), талоны на вывоз отходов следует классифицировать как денежные документы и отражать на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте».

Однако в соответствии с

Инструкцией № 291 счет 33 предназначен для отражения информации о наличии и движении таких денежных документов, находящихся в кассе предприятия, как почтовые марки, марки гербового сбора, оплаченные проездные документы, оплаченные путевки в санатории, пансионаты, дома отдыха и т. д. Отличительной особенностью этих документов является указание на них их номинальной стоимости. На талонах же номинальная стоимость не указывается, на них проставляется только количество отходов, которое подлежит вывозу. Таким образом, талоны не должны учитываться на субсчете 331, поскольку не выполняют роль денежных документов.

Не соответствуют талоны на вывоз отходов и признакам запасов, приведенным в

п. 4 П(С)БУ 9, поэтому не должны отражаться в составе таких активов.

На наш взгляд, для ведения учета талонов больше подойдет

забалансовый счет 08 «Бланки строгого учета». Полученные от специализированной организации талоны на вывоз отходов зачисляются на счет 08 в сумме, равной стоимости услуг по вывозу отходов. Списываются талоны с указанного счета после предоставления в бухгалтерию отрывной части (корешков) талонов и акта выполненных работ.

Также для отражения в учете расходов на оплату услуг по вывозу отходов следует ориентироваться на

субсчет 371 «Расчеты по выданным авансам». Так, при перечислении специализированной организации предоплаты за вывоз отходов увеличивается дебиторская задолженность (Дт 371). По мере использования талонов (передачи их специализированной организации) отражаются расходы деятельности (Дт 91, 92, 93, 94), а задолженность списывается (Кт 371).

Налоговый учет.

Затраты, связанные с утилизацией отходов, включаются в состав валовых расходов согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль при условии, что они связаны с хоздеятельностью налогоплательщика.

Датой увеличения

валовых расходов является:

— дата перечисления предоплаты специализированной организации — если она является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях;

— дата фактического получения результатов работ (подписания акта выполненных работ) — если специализированная организация — не плательщик налога на прибыль.

Поскольку талоны на вывоз отходов не являются запасами, их стоимость

не участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Хозяйственная направленность указанных расходов дает возможность учесть сумму «входного» НДС по ним в составе налогового кредита на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС при наличии налоговой накладной.

Пример.

Предприятие «Техносервис» в ноябре 2010 года перечислило специализированной организации (плательщику налога на прибыль) предоплату за услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов, образовавшихся в процессе деятельности, в сумме 600 грн. (без НДС — 500 грн.; НДС 20 % — 100 грн.). Взамен получены 50 талонов на вывоз отходов.

Данные талоны использованы в декабре 2010 года.

Факт предоставления услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов подтвержден актом выполненных работ.

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Порядок учета талонов на вывоз бытовых отходов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

Ноябрь 2010 года. Перечисление предоплаты за услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов и получение талонов

1

Перечислена предоплата специализированной организации за услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов

600

371

311

500

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты

100

641/НДС

644

3

Получены талоны от специализированной организации (отражены в забалансовом учете)

600

08

Декабрь 2010 года. Получение услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов

1

Предоставлены специализированной организацией услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов (подписан акт выполненных работ)

500

91

631

2

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

100

644

631

3

Списаны талоны с забалансового учета

600

08

4

Произведен зачет задолженностей с исполнителем

600

631

371

5

Отнесены на финансовый результат расходы по сбору, вывозу и утилизации отходов

500

791

91

 

Вот мы и рассмотрели некоторые нюансы размещения образующихся на предприятии отходов. Уверены, что теперь вам будет легче ориентироваться в вопросах соблюдения экологических норм и связанных с этим налогово-бухгалтерских моментах.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше