Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Школа правовых знаний. Тем, для кого финмониторинг в новинку

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2010/№ 95
Печать
Статья

Тем, для кого финмониторинг в новинку

 

С 20 августа 2010 года перечень субъектов, которые обязаны выявлять операции, свидетельствующие об отмывании полученных преступным путем доходов, значительно расширился. Среди таких субъектов оказались все юрлица и физлица-предприниматели, в деятельности которых есть операции на 150 тыс. грн. и больше, оплата по которым осуществляется в наличной форме. Функции субъектов первичного финансового мониторинга для них — сфера малознакомая. Надеемся, эта статья поможет вовремя сориентироваться.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2258

— Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансированию терроризма» в редакции от 18.05.2010 г. № 2258-VI.

Инструкция № 121

— Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях, утвержденная приказом Госфинмониторинга от 27.07.2010 г. № 121.

Порядок № 112

— Порядок рассмотрения Государственным комитетом финансового мониторинга Украины дел о нарушении требований законодательства, регулирующего деятельность в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и применения санкций, утвержденный приказом Госфинмониторинга от 15.07.2010 г. № 112.

Порядок № 120

— Порядок проведения проверок Государственным комитетом финансового мониторинга Украины субъектов первичного финансового мониторинга, утвержденный приказом Госфинмониторинга от 21.07.2010 г. № 120.

Порядок № 747

— Порядок взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, утвержденный постановлением Кабмина от 25.08.2010 г. № 747.

 

Операции, подлежащие финмониторингу

Общий обзор основных законодательных нововведений в части осуществления финансового мониторинга операций, которые могут свидетельствовать об отмывании денег либо даже о финансировании терроризма, уже нами приводился (см. «Кто может заподозрить предприятие в отмывании доходов?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 73, с. 34). Напомним,

Законом № 2258 был существенно расширен круг субъектов, на которых возложена обязанность выявлять финансовые операции, подлежащие финмониторингу, и сообщать о них в Госфинмониторинг. Это так называемые субъекты первичного финансового мониторинга. В нем, в частности, неожиданно для себя оказались физические лица — предприниматели и юридические лица, которые проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, предоставляют услуги) за наличные средства, при условии, что сумма такой финоперации равна либо превышает 150 тыс. грн. либо эквивалент этой суммы в иностранной валюте.

Следует сказать, что данная норма не стала отечественным «ноу-хау». Так, положения

Закона № 2258 во многом повторяют текст Директивы 2005/60/ЄС Европейского Парламента и Совета о предупреждении использования финансовой системы с целью отмывания средств и финансирования терроризма от 26.10.2005 г., в том числе в части определения суммы операции (Директива устанавливает сумму в 15000 евро).

Итак, какие действия и в каких случаях необходимо предпринять таким субъектам, и какой может быть ответственность за нарушение требований к осуществлению ими финмониторинга, рассмотрим далее.

 

Организационные действия

Для указанных субъектов предусмотрен

упрощенный механизм осуществления финансового мониторинга и предоставления информации Госфинмониторингу*. Это проявляется, в частности, в том, что они, в отличие от других субъектов первичного финансового мониторинга, не обязаны (ч. 1 ст. 6 Закона № 2258):

а)

автоматически отчитываться о финансовых операциях, подлежащих финмониторингу. Обязанность уведомить Госфинмониторинг возникает только в специально оговоренных случаях, о которых пойдет речь ниже;

б) устанавливать правила, разрабатывать программы проведения финансового мониторинга, назначать сотрудника, ответственного за проведение финмониторинга;

в) разрабатывать критерии рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, либо финансирования терроризма, осуществлять классификацию своих клиентов с учетом критериев риска и обеспечивать в своей деятельности управление рисками;

г) ежегодно проводить внутренние проверки своей деятельности на предмет соблюдения законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

* На это обращает внимание и сам Государственный комитет финансового мониторинга Украины (см. http://www.sdfm.gov.ua/articles.php?cat_id=297&lang=uk).

Однако определенные организационные действия физлицам-предпринимателям и юрлицам, которые проводят финоперации с товарами (выполняют работы, предоставляют услуги) за наличные средства на сумму 150 тыс. грн. и больше, выполнить все же придется. Так, они

обязаны:

1.

Стать на учет в Госфинмониторинге и получить статус субъекта первичного финансового мониторинга (см. также письма Госфинмониторинга от 17.08.2010 г. № 4157/0350-5, от 08.10.2010 г. № 5269/0340-4).

Порядок взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга и регистрации ими финопераций установлен

Порядком № 747.

Как предусмотрено

п. 6 Порядка № 747, физлица-предприниматели и юридические лица, осуществляющие финансовые операции с товарами (выполняющие работы, предоставляющие услуги) за наличные средства, становятся на учет в Госфинмониторинге не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты проведения финансовой операции на сумму, которая равна либо превышает 150 тыс. грн. либо ее эквивалент в иностранной валюте. Формы учета и предоставления информации, связанной с осуществлением финансового мониторинга, а также Инструкция по их заполнению утверждены приказом Госфинмониторинга от 26.08.2010 г. № 148.

При этом не следует понимать финансовую операцию слишком узко.

Финоперация в целях осуществления мониторинга — это любые действия в отношении активов (денежные средства, имущество, имущественные и неимущественные права). Сегодня все больше специалистов склоняются к точке зрения, согласно которой в применении данной нормы Госфинмониторинг будет исходить из того, что уже самого заключения сделки на сумму 150 тыс. грн. и больше, предусматривающей наличную форму расчета (в том числе несколькими отдельными платежами), достаточно, чтобы у физ- или юрлиц возникла обязанность стать на учет как субъект первичного финансового мониторинга. Впрочем, с этой позицией можно спорить, настаивая на том, что проведением финансовой операции в наличной форме можно считать только фактическое осуществление расчетов.

Субъектам первичного финансового мониторинга необходимо заполнить форму учета (№ 1-ФМ). Можно воспользоваться формой, размещенной на веб-сайте Госфинмониторинга (www.sdfm.gov.ua) в разделе «Форми подання інформації» в электронном виде. Обращаем внимание: для юрлиц, осуществляющих операции за наличные средства,

предусмотрена отдельная упрощенная форма, физлицам-предпринимателям следует также заполнять упрощенную форму — для специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, которые осуществляют свою деятельность единолично, без создания юридического лица. Как указывает сам Госфинмониторинг на своем сайте, для постановки на учет необходимо только распечатать бланк, заполнить его и направить письмом с уведомлением о вручении по адресу: Государственный комитет финансового мониторинга Украины, ул. Белорусская, 24, г. Киев, 04655, МСП 655. После получения надлежащим образом заполненной формы учета Госфинмониторинг уведомляет субъекта первичного финансового мониторинга о взятии его на учет и присвоении ему учетного идентификатора (комбинации из букв латинского алфавита и цифр). Если какая-то информация будет подана с ошибкой либо в неполном объеме, Госфинмониторинг уведомит об этом субъекта хозяйствования, который должен будет устранить недостатки в течение трех рабочих дней.

При изменении информации, которую субъект указал в форме учета № 1-ФМ, он обязан в течение трех рабочих дней с даты наступления таких изменений (например, госрегистрации изменения наименования или местонахождения юридического лица) уведомить об этом Госфинмониторинг.

2.

Осуществлять идентификацию и изучение клиентов. Идентификация клиентов проводится на основании поданных официальных документов либо их копий, удостоверенных нотариально или предприятием (учреждением, организацией), которые их выдали. Для этого субъекту следует установить:

а)

для физического лица — фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер паспорта (либо другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, его выдавший. Во время идентификации выясняются также место проживания либо место пребывания физлица, идентификационный номер либо информация об отметке о том, что физлицо отказалось от получения идентификационного номера; для физического лица — предпринимателя дополнительно устанавливаются реквизиты свидетельства о государственной регистрации и орган, который его выдал, реквизиты банка, в котором открыт счет, номер банковского счета (при наличии);

б)

для юридического лица — полное наименование, местонахождение, реквизиты свидетельства о государственной регистрации и орган, который его выдал; сведения об органах управления и их составе; данные, которые идентифицируют лиц, имеющих право распоряжаться счетами и имуществом; идентификационный код ЕГРПОУ; реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета.

Если действует представитель, то необходимо идентифицировать как представителя, так и представляемое им лицо, а также проверить у представителя наличие соответствующих полномочий.

В случае возникновения сомнений в достоверности или полноте полученной информации о клиенте субъект осуществляет меры по проверке и уточнению этой информации, в частности субъект первичного финмониторинга может запросить дополнительную информацию у самого клиента либо использовать информацию, которая является публичной (открытой). При необходимости запрос о предоставлении информации для идентификации клиента может быть направлен в органы внутренних дел, ГНАУ либо в Госкомпредпринимательства. Соответствующий порядок, которым при этом следует руководствоваться, утвержден

постановлением Кабмина от 25.08.2010 г. № 759.

Отдельно проводить идентификацию клиента не нужно, если финоперация проводится с лицами, которые ранее были идентифицированы.

3.

Регистрировать финоперации и подавать информацию в Госфинмониторинг. Финоперации регистрируются по форме № 2-ФМ. Реестр может вестись в электронном виде либо на бумажных носителях. Если реестр ведется в электронном виде, в конце каждого месяца все новые записи распечатываются. Распечатанные страницы удостоверяются подписью руководителя. До 5 числа каждого месяца распечатанные страницы с информацией за прошлый месяц складываются в хронологическом порядке, прошнуровываются, удостоверяются подписью руководителя, которая скрепляется печатью. На первой странице указываются количество страниц, первая и последняя дата внесения информации. Такие страницы должны храниться в течение 5 лет.

Исправление сведений, внесенных в реестр, не допускается. В случае если допущена ошибка, ошибочная запись аннулируется, а исправленная вносится в реестр под новым номером и новой датой регистрации.

Информация о финоперациях с товарами (о выполнении работ, предоставлении услуг), расчеты за которые осуществляются в наличной форме, подается Госфинмониторингу только в тех случаях, если есть основания считать, что такие операции являются подозрительными либо связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Сроки и для регистрации финоперации, и для уведомления о ней Госфинмониторинга определены достаточно размыто — в привязке к моменту возникновения у субъекта хозяйствования подозрений в отношении такой операции. Так, финоперация подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня возникновения подозрений в отношении определенной операции до ее проведения, в процессе либо после проведения либо отказа клиента от проведения финансовой операции.

Уведомить же Госфинмониторинг необходимо в день возникновения подозрений, но не позднее чем через десять рабочих дней со дня регистрации таких операций либо попытки их проведения. Поскольку «день возникновения подозрений» установить достаточно сложно, указанный срок является не таким уж строгим.

Какие же признаки операции должны вызвать подозрения у субъекта хозяйствования?

Статья 16 Закона № 2258 дает очень приблизительный ориентир для ответа на этот вопрос, указывая, что такие признаки могут быть следующими:

1) запутанный либо неопределенный характер финоперации либо совокупность связанных между собой финансовых операций, которые не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

2) несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента;

3) выявление фактов неоднократного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга либо идентификации (в частности, две либо больше финансовые операции, которые проводятся клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна либо превышает сумму в 150 тыс. грн.).

В новой редакции

Закона № 2258 указанные критерии подробно не раскрыты. Думаем, на практике в качестве ориентира будут продолжать использоваться критерии, которые приводились в старой редакции Закона (более подробно см. об этом «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 73, с. 34). Например, осуществление расчетов в наличной форме по договору, общая сумма которого равна либо превышает 150 тыс. грн., несколькими платежами в течение какого-либо достаточно небольшого периода времени вполне может быть расценено проверяющими как достаточное основание для ее регистрации субъектом хозяйствования и сообщения о ней в Госфинмониторинг.

4.

Отказаться от проведения финоперации. Так, согласно ст. 10 Закона № 2258 субъект первичного финмониторинга должен отказаться от проведения финоперации в случае, если идентификация клиента невозможна. Обязанность приостановить финоперацию также возникает, если ее участником либо выгодополучателем по ней является лицо, которое включено в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции. В тот же день о такой операции необходимо уведомить Госфинмониторинг.

Кроме того, если операция вызывает подозрения, у субъекта хозяйствования возникает право отказаться от нее (и уведомить об этом Госфинмониторинг в течение

одного рабочего дня) либо приостановить ее проведение на срок не более двух рабочих дней (с уведомлением в тот же день Госфинмониторинга).

5.

Предоставлять на запрос Госфинмониторинга дополнительную информацию по финоперациям, ставшим объектом финансового мониторинга, в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса. Информация подается на бумажных носителях вместе с сопроводительным письмом, в котором указывается перечень документов (копий документов), которые прилагаются. Копии документов должны быть удостоверены подписью руководителя субъекта, скрепленной печатью.

6.

Хранить документы по идентификации лиц, а также все документы, касающиеся деловых отношений с клиентом, в течение 5 лет после завершения таких деловых отношений, данные в отношении каждой операции — не менее пяти лет после ее завершения.

 

Проверки Госфинмониторинга

Став на учет в Госфинмониторинге, субъект хозяйствования автоматически попадает в сферу его надзорной деятельности. А это означает, что еще один контролирующий орган получает возможность прийти к нему с проверкой.

Процедура проведения проверок Госфинмониторинга регламентирована

Порядком № 120. При этом Госфинмониторинг не признает для себя обязательность требований Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 07.04.2007 г. № 877-V (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53).

Не останавливаясь детально на всех процедурных моментах, отметим лишь основные из них:

1. Проверки Госфинмониторинга могут быть

плановыми и внеплановыми, а по месту проведения — выездными (по местонахождению субъекта хозяйствования) и невыездными (без посещения субъекта хозяйствования).

2. Длительность как плановой, так и внеплановой проверки может быть

не более 20 рабочих дней с возможностью продления при наличии оснований для этого не более чем на 10 рабочих дней.

3.

Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в год. Датой, с которой начинается отсчет срока для определения следующей проверки, является дата окончания предыдущей плановой проверки. При проведении плановой проверки субъекту хозяйствования за 10 календарных дней до ее начала должно быть направлено письменное уведомление (на бланке Госфинмониторинга, подписанное должностными лицами этого контролирующего органа) заказным письмом с уведомлением о вручении.

4. Плановая проверка проводится Госфинмониторингом за весь или же определенный период деятельности субъекта хозяйствования. Внеплановая — за период, подлежащий проверке, и по отдельным вопросам, но только при наличии хотя бы одного из оснований, установленных

п. 2.7 Порядка № 120:

а) письменное уведомление органов государственной власти и/или местного самоуправления о признаках нарушения субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма;

б) выявление по результатам невыездной проверки фактов нарушения субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма;

в) во исполнение судебных решений и по требованию правоохранительных органов;

г) по инициативе Госфинмониторинга в случае непосредственного выявления им признаков нарушения субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма;

д) выявление Госфинмониторингом новых документов (обстоятельств), которые не были (не могли быть) известны во время проведения плановой проверки и которые могут повлиять на заключение по результатам плановой проверки;

е) необходимость проверки выполнения субъектом хозяйствования законных требований должностных лиц Госфинмониторинга относительно устранения ими нарушений закона.

5. Повторная проверка вопросов, которые уже проверялись ранее, может быть проведена только по решению суда и по постановлению следователя в уголовном деле.

6. По результатам проведения плановых или внеплановых проверок составляется

Акт проверки соблюдения требований законодательства (в 2 экземплярах по форме приложения 5 к Порядку № 120). Субъект хозяйствования в случае несогласия с изложенными и документально подтвержденными фактами в этом документе может составить замечания к нему в течение 3 рабочих дней со дня получения второго его экземпляра.

По результатам проведения проверки, в случае наличия в Акте фактов нарушений, соответствующая комиссия Госфинмониторинга проводит рассмотрение дела конкретного субъекта хозяйствования. Рассмотрение должно проходить при участии представителя или руководителя субъекта хозяйствования, о чем последний уведомляется письменно (с уведомлением о вручении или же вручается лично) не позднее чем за 5 дней до даты рассмотрения такого дела. По результатам рассмотрения материалов дела принимается одно из двух решений:

1) о наложении штрафа на субъекта хозяйствования (оформляется постановление по форме приложения 1 к

Порядку № 112);

2) о закрытии производства по делу (оформляется постановление по форме приложения 2 к

Порядку № 112).

Приводим таблицу с указанием тех штрафов, которые могут грозить субъектам хозяйствования и их должностным лицам за нарушение требований законодательства о финмониторинге.

 

Ответственность

№ п/п

Вид нарушения

Санкции для субъекта хозяйствования
(ст. 23 Закона № 2258)

Санкции для должностных лиц (КоАП)

1

2

3

4

1

Нарушение требований к идентификации и изучению деятельности лиц в предусмотренных законодательством случаях

для юрлиц

для физлиц-предпринимателей

от 100 до 200 ннмдг*

До 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг), т. е. до 8500 грн.

До 100 ннмдг, т. е. до 1700 грн.

2

Невыявление, несвоевременное выявление и нарушение порядка регистрации финопераций, подлежащих мониторингу

До 800 ннмдг, т. е.
до 13600 грн.

До 100 ннмдг, т. е. до 1700 грн.

3

Непредоставление, несвоевременное предоставление, нарушение порядка предоставления либо предоставление Госфинмониторингу недостоверной информации о финоперации, подлежащей мониторингу

До 2000 ннмдг, т. е. до 34000 грн.

До 100 ннмдг, т. е. до 1700 грн.

От 100 до 200 ннмдг*

4

Нарушение порядка приостановления финансовых операций

До 1000 ннмдг, т. е. до 17000 грн.

До 100 ннмдг, т. е. до 1700 грн.

 

5

Нарушение других, возложенных Законом № 2258 обязанностей, не названных выше

До 300 ннмдг, т. е.
до 5100 грн.

До 100 ннмдг, т. е. до 1700 грн.

КоАП дополнительно предусматривает ответственность только за такое нарушение, как разглашение в каком-либо виде информации, которая согласно закону является объектом обмена между субъектом первичного финмониторинга и Госфинмониторингом в виде штрафа
от 300 до 500 ннмдг,
т. е. от 5100 до 8500 грн.

6

Повторное (в течение года) нарушение требований Закона № 2258 и/или нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

До 3000 ннмдг, т. е. до 51000 грн.

До 200 ннмдг, т. е. до 3400 грн.

7

Невыполнение законных требований должностных лиц субъектов госуфинмониторинга в отношении устранения нарушений законодательства по предупреждению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо создание препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей

От 100 до 200 ннмдг,
т. е. от 1700
до 3400 грн.

 

* Следует сказать, что в качестве субъектов ответственности в КоАП названы не только должностные лица субъекта первичного финмониторинга, но и физические лица — предприниматели. При этом размер санкций, предусмотренных в КоАП, отличается от санкций, указанных в Законе № 2258. Так, например, за нарушение требований к идентификации и изучению деятельности лиц в предусмотренных законодательством случаях по Закону № 2258 на физлицо-предпринимателя может быть наложен штраф в размере до 100 ннмдг (налагает Госфинмониторинг), по КоАП — штраф от 100 до 200 ннмдг (налагает суд на основании протоколов, составленных Госфинмониторингом). Такое противоречие дает субъектам хозяйствования основания для обжалования штрафов, превышающих 100 ннмдг, поскольку Закон № 2258 принимался позднее чем КоАП.

 

Обжаловать постановление Госфинмониторинга о наложении штрафа можно в административном суде (см. п. 1 Обзорного письма ВАСУ от 21.12.2007 г. № 1329/9/1/13-07) в течение месяца со дня его получения (ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины).

Но, надеемся, соблюдение требований законодательства позволит избежать необходимости решения спора в суде.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше