Темы статей
Выбрать темы

Ценники: оформление, размещение и ответственность

Редакция НиБУ
Статья

Ценники: оформление, размещение и ответственность

Приобретая любой товар, будь то пирожок с вишнями или телевизор, любой покупатель интересуется его ценой, и чаще всего знакомится с ней по ценникам. Отечественное законодательство строго стоит на защите прав потребителей и требует от розничных торговцев соблюдать определенные правила, которые касаются оформления и размещения ценников. В противном случае нарушителей ждет наказание. Уверены, что ни один продавец не хочет пострадать на почве ценоинформирования, поэтому в данной статье расскажем все самое важное, что мы знаем о ценниках.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Ценник как обязательный элемент торговли

Начнем с того, что

информирование покупателя о цене товара является обязательным условием его реализации.

Во-первых

, об этом говорит п. 3 ст. 15 Закона о защите прав потребителей, согласно которому продавец обязан указать цену каждой единицы товара или одной категории товара и цену одной стандартной единицы такого товара. Кроме того, данная норма устанавливает особые требования:

надписи о цене реализации должны быть четкими и простыми;

— цена товара должна

включать все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые платит потребитель, покупая этот товар. Здесь следует остановиться на следующем моменте — отдельно отражать на ценниках сумму налогов, включенных в цену, не надо! Например, если товар продается с НДС, то его сумма должна учитываться в ценнике, но отдельно выделять такую сумму нет необходимости. Указанный вывод подтверждается разъяснением Минэкономики (письмо от 17.01.2001 г. № 55-38/15);

цена обозначается за одну упаковку товара или (при ее отсутствии) за единицу измерения.

Во-вторых

, п. 8 ст. 3 Закона об РРО разрешает реализовывать товары лишь при наличии ценника (меню, прейскуранта) в денежной единице Украины, т. е. в гривне. Зачастую на самом ценнике продавцы ставят только цифру без обозначения валюты — гривни, так как это предполагается по умолчанию. Ведь иной валюты в этой ситуации быть не может: только гривня — законное средство платежа на территории Украины. Однако, во избежание недоразумений с проверяющими не лишним будет разместить на каждой витрине и выкладке товаров отдельных вывесок об установлении цен в гривне (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 8, с. 43).

В-третьих

, п. 20 Порядка № 833 также требует обозначать цены на товары на ярлыках (ценниках) или в указателях цен, в сфере ресторанного хозяйства — на ярлыках (ценниках) на покупные товары и в прейскурантах и меню на изготовленную продукцию.

За нарушение каждого из перечисленных нормативных документов предусмотрена ответственность, но о ней чуть позже.

В-четвертых

, профильная Инструкция № 2 подробно рассказывает, как именно надо субъекту хозяйствования оформлять и размещать ценники, в п. 2 этого документа прямо указано, что она распространяется на всех розничных торговцев и на все пункты ресторанного хозяйства.

Учтите, что

Инструкция № 2 (п. 5) требует от торговцев составления реестра розничных цен, где должны обозначаться следующие характеристики товара:

— название;

— артикул, марка, тип;

— оптовая отпускная цена (цена поставщика) со ссылкой на документ, который ее удостоверяет;

— размер торговой надбавки;

— установленная розничная цена.

Кроме того, продавцы должны быть готовы выполнить

требования покупателей, которые пожелают удостовериться в правомерности обозначенной на ценнике цены. Это право покупателей гарантируется рядом нормативных актов: п. 4 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 21 Порядка № 833, п. 16 Инструкции № 2. В качестве подтверждения продавец может показать реестр розничных цен.

В обязательности наличия ценников мы убедились, теперь перейдем к их оформлению.

Реквизиты

Прежде чем разобраться с обязательными реквизитами ценников, отметим, что

п. 6 Инструкции № 2 не рассматривает их как единственный способ информирования покупателей о цене. Их функцию также могут выполнять указатели цен, а в заведениях ресторанного хозяйства — прейскуранты алкогольных напитков, меню и прейскуранты.

А вот теперь непосредственно о реквизитах (

п. 7, 9, 10 Инструкции № 2):

Реквизиты ценника, меню, прейскуранта

Розничная торговля

Заведения ресторанного хозяйства

I. Информация о цене, названии, объеме (п. 7 Инструкции № 2)

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Меню

Прейскуранты

1) на вес:

— название;
 — сорт;
 — цена за 1 кг
или 100 г

1) есть сортность:

— название;
 — сорт;
 — цена за 1 м (кг, шт., единицу расфасовки)

— перечень блюд, кулинарных, мучных кондитерских, булочных изделий и напитков собственного производства;
 — выход;
 — цена одной порции

— перечень алкогольных и безалкогольных напитков, пива, табачных, кондитерских изделий и иных покупных товаров;
 — масса;
 — объем;
 — цена за единицу продукта

2) на разлив:

— название;
 — сорт;
 — цена за единицу объема или массы

2) нет сортности:

— название;
 — цена за 1 м (кг, шт., единицу расфасовки)

Дополнительно для алкогольных напитков:
 — емкость бутылки;
 — цена за бутылку;
 — цена за 50 и 100 мл

3) штучные товары и напитки в бутылках:

— название;
 — масса или объем;
 — сорт;
 — цена за 1 шт.

3) мелкие единичные (парфюмерные, галантерейные и др.):

— название;
— масса или объем;
— цена за 1 шт. или единицу упаковки

4) фасованные:
 — название;
 — сорт;
 — цена за 1 кг или 100 г;
 — масса единицы расфасовки;
 — цена за единицу расфасовки

При обслуживании официантами в бланках счетов должны быть предусмотрены графы для обозначения:
 — названий блюд;
 — количества порций;
 — цены за порцию;
 — итоговой суммы цен за отпущенную продукцию

II. Печать, подпись, дата (п. 9, 10 Инструкции № 2)

На ценниках, указателях цен должны стоять:
 — подпись работника, ответственного за формирование, установление и применение цен (далее — ответственный работник);
 — печать субъекта хозяйствования;
 — дата подписания

На меню и прейскурантах цен на покупные товары должны стоять:
 — подписи руководителя, бухгалтера (калькулятора) и материально ответственного лица (заведующий производством, бригадир, буфетчик, бармен и т. п.);
 — печать

Исключения (!) действуют для предприятий:
а) потребительской кооперации (кроме расположенных в городах);
б) потребительской кооперации в случае выездной торговли при наличии разрешения — накладной, которая подписывается руководителем, бухгалтером и заверяется печатью;
в) розничных торговцев, идентифицирующих товар с помощью штрих-кодов с сохранением цен в памяти РРО или компьютера при наличии в доступном для потребителя месте прейскуранте цен, заверенном подписью ответственного работника и печатью с отметкой о дате подписания.
Кроме того, Инструкция № 2 (п. 13) не требует наличия подписи и даты, если цена обозначается этикет-пистолетом или наклеиванием ленты.

Оформление

Оформление ценников проводится до поступления товара в торговый зал (

п. 12 Инструкции № 2). Они должны:

— изготавливаться печатным или иным способом, могут наноситься этикет-пистолетом, способ нанесения розничных цен на конкретные товары определяется руководителем;

— быть оформлены четко и эстетично (чернилом, пастой, штемпельной краской (штампом) и др.), запрещается обозначение цен карандашом;

— соответствовать законодательству о языках (согласно

ст. 17 Закона о языках, в сфере обслуживания используется украинский язык или иной приемлемый для сторон)*.

* При этом маркировка товаров, этикетки, инструкции об использовании товаров, изготовленных в Украине, выполняются на украинском языке (ст. 36 Закона Украины «о языках в Украинской ССР» от 28.10.89 г. № 8312-ХІ).

И несколько слов относительно оформления средств информирования о ценах в заведениях ресторанного хозяйства класса «люкс», «высший» — они должны быть оформлены на высоком художественном уровне.

Скидки, уменьшение цены, распродажи.

Как известно, цена на большинство товаров не фиксирована и с течением времени может изменяться. В таком случае необходимо изменить ценники и другие средства информирования, производится это зачеркиванием старой и проставлением новой цены и заверяется подписью ответственного работника. Если же сделать это по объективным причинам не получается (например, цены были проставлены этикет-пистолетом), то новый ценник разрешено наклеить на старый (п. 11 Инструкции № 2).

При этом следует учитывать требование

п. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей: после публичного объявления о распродаже, применении скидок или уменьшении цены должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена до начала акции, а также цене этой же продукции, после их начала.

Также торговцам должна быть знакома ситуация, когда

товар, который частично утратил качество, приходится сбывать по «бросовым» ценам, т. е. после его уценки. В этом случае после переоформления ценников на них необходимо проставить букву «П». Подробнее об уценке можно прочитать в статье «Залежался товар: проведите уценку» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 38, с. 26.

Если цены по какой-либо причине изменились, то

объявление о новых ценах должно быть вывешено в торговом зале (зале заведения ресторанного хозяйства) и сохраняться до их окончательной продажи.

Подробнее о скидках и распродажах см. статью «Скидки и распродажи: правила отражения в учете» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 87, с. 18.

Два товара по одной цене

. Если за одну цену продавец предлагает несколько товаров или продавец предоставляет право потребителю при реализации одной продукции получить другую продукцию по сниженной цене, то потребитель должен быть проинформирован относительно (п. 3 ст. 15 Закона о защите прав потребителей):

— содержания и стоимости предложения и в случае предложения товаров за одну цену — цены таких товаров по отдельности;

— условия предложения, в том числе срока его действия и каких-либо ограничениях, включая ограничения по количеству.

Бесплатная раздача товара

. Как и любая другая рекламная акция, бесплатная раздача требует соответствующего оформления, особенно заинтересован в этом бухгалтер для целей налогового учета (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 87, с. 8). Ведь, как известно, налоговые последствия во многом зависят от обычной цены, обосновать которую можно путем публичного объявления (п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль). Таким объявлением могут послужить ценники (ст. 699 ГКУ) с обозначением цены «0,00», тем более что Госинспекция по ценам не видит в этом ничего крамольного, см. письмо от 02.03.2007 г. № 200/3-10/378. Даже налоговики, обосновывая отсутствие валовых доходов при раздаче своего бесплатного программного обеспечения для подачи электронной отчетности, соглашались с публичным объявлением цены на уровне «0» (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 17, с. 21). Хотя, справедливости ради, должны Вас предупредить, что это единичная консультация налоговиков с таким выводом: традиционно для целей налогового учета они говорят, что нулевой цена не бывает, см. письмо ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26.

Размещение

Перед началом работы работники должны проверять наличие и правильность оформления средств информирования о ценах (

п. 12 Инструкции № 2). Как мы уже говорили, они оформляются исключительно до поступления товара в место торговли, так что об этом следует заблаговременно побеспокоиться. Причем если весь товар уже распродан или по каким-либо иным причинам его уже нет в продаже, то субъект хозяйствования должен уничтожить средства информирования о его ценах.

Теперь коснемся непосредственных вопросов размещения ценников, они регулируются

п. 8 Инструкции № 2:

Размещение ценников


п/п

Вид торговли

Размещение средств информирования о ценах

1

Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами

Возле товара

На товарных ярлыках, этикетках производителей, упаковке товара и даже на самом товаре (если подобное не портит его товарный вид и не снижает качество)

2

Торговля печатной продукцией

На образцах (вместе с датой установления)

3

Торговля периодикой

На образцах, которые сохраняются до конца продажи

4

Торговля лекарственными препаратами

Непосредственно на упаковке препаратов

Ответственность и контроль

За нарушения в области отображения цен на продукцию действующим законодательством предусмотрена ответственность — причем сразу в нескольких законодательных актах.

Для начала обратимся к базовому

Закону о защите прав потребителей. В его п. 7 ст. 23 за отсутствие предусмотренной информации о продукции налагаются финансовые санкции в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара (но не менее 5 ннмдг — 85 грн.). Если же учет доходов и затрат не ведется, то размер санкции составляет 5 ннмдг. К указанной ответственности субъектов хозяйствования могут привлечь должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (п.п. 3 п. 1 ст. 23 и п.п. 13 п. 1 ст. 26 Закона о защите прав потребителей).

Следующая санкция предусмотрена

ст. 23 Закона об РРО, согласно которой за каждый невыставленный ценник (оформленный с отражением цены в иностранной валюте) налагается штраф в размере 1 ннмдг — 17 грн. за каждый ценник. Данную санкцию могут налагать должностные лица органов ГНС (ст. 15 Закона об РРО).

Ответственность также предусмотрена и по

КоАП — ведь нарушения при информировании потребителей о ценах являются нарушением порядка проведения розничной торговли (п.п. 16 п. 1 Правил № 185 и п.п. 15 п. 1 Правил № 104, п. 20, 21 Порядка № 833). Исходя из сказанного, штрафы налагаются по ст. 155 КоАП, т. е. за нарушение правил торговли на работников торговли и предпринимателей: в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 грн. до 170 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 5 до 27 ннмдг (от 85 до 459 грн.). Протокол по данным нарушениям может быть составлен:

— должностными лицами МВД;

— лицами, специально уполномоченными исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов.

Рассмотрение дел и принятие решения о наложении штрафов находятся в компетенции органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (

ст. 2444 КоАП, п.п. 12 п. 1 ст. 26 Закона о защите прав потребителей).

Этот орган вправе штрафовать работников торговли и предпринимателей и за такие провинности в ценоинформировании:

— по ст. 1561 КоАП

за ограничение прав граждан-потребителей, в том числе и на проверку цены приобретенных товаров в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 грн. до 170 грн.);

по ст. 1552 КоАП за превышение цен и тарифов и другой обман покупателей во время реализации товаров, если материальный ущерб не превышает 1303,5 грн.* в размере от 2 до 15 ннмдг (от 34 грн. до 255 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.).

* В ст. 1552 размер материального ущерба определен 3 не облагаемыми налогом минимумами доходов граждан. Для целей классификации правонарушения этот минимум принимается на уровне налоговой социальной льготы (п. 22.5 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV). В 2010 году она составляет 434,5 гривни.

Кроме того, админответственность может грозить и со стороны налоговых органов по

ст. 1551 КоАП за нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли, общепита и услуг, в частности за реализацию товара без ценника или ценника в инвалюте (п. 8 ст. 3 Закона об РРО):

— на продавцов от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.);

— на должностных лиц от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.).

Как видите, ценник — серьезный элемент торговых правоотношений, поэтому и относиться к нему надо ответственно, тогда никаких жалоб со стороны покупателей и никаких проблем со стороны проверяющих не будет. Желаем удачной торговли!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше