Ценники: оформление, размещение и ответственность
Приобретая любой товар, будь то пирожок с вишнями или телевизор, любой покупатель интересуется его ценой, и чаще всего знакомится с ней по ценникам. Отечественное законодательство строго стоит на защите прав потребителей и требует от розничных торговцев соблюдать определенные правила, которые касаются оформления и размещения ценников. В противном случае нарушителей ждет наказание. Уверены, что ни один продавец не хочет пострадать на почве ценоинформирования, поэтому в данной статье расскажем все самое важное, что мы знаем о ценниках.
Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Ценник как обязательный элемент торговли
Начнем с того, что
информирование покупателя о цене товара является обязательным условием его реализации.Во-первых
, об этом говорит п. 3 ст. 15 Закона о защите прав потребителей, согласно которому продавец обязан указать цену каждой единицы товара или одной категории товара и цену одной стандартной единицы такого товара. Кроме того, данная норма устанавливает особые требования:—
надписи о цене реализации должны быть четкими и простыми;— цена товара должна
включать все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые платит потребитель, покупая этот товар. Здесь следует остановиться на следующем моменте — отдельно отражать на ценниках сумму налогов, включенных в цену, не надо! Например, если товар продается с НДС, то его сумма должна учитываться в ценнике, но отдельно выделять такую сумму нет необходимости. Указанный вывод подтверждается разъяснением Минэкономики (письмо от 17.01.2001 г. № 55-38/15);—
цена обозначается за одну упаковку товара или (при ее отсутствии) за единицу измерения.Во-вторых
, п. 8 ст. 3 Закона об РРО разрешает реализовывать товары лишь при наличии ценника (меню, прейскуранта) в денежной единице Украины, т. е. в гривне. Зачастую на самом ценнике продавцы ставят только цифру без обозначения валюты — гривни, так как это предполагается по умолчанию. Ведь иной валюты в этой ситуации быть не может: только гривня — законное средство платежа на территории Украины. Однако, во избежание недоразумений с проверяющими не лишним будет разместить на каждой витрине и выкладке товаров отдельных вывесок об установлении цен в гривне (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 8, с. 43).В-третьих
, п. 20 Порядка № 833 также требует обозначать цены на товары на ярлыках (ценниках) или в указателях цен, в сфере ресторанного хозяйства — на ярлыках (ценниках) на покупные товары и в прейскурантах и меню на изготовленную продукцию.За нарушение каждого из перечисленных нормативных документов предусмотрена ответственность, но о ней чуть позже.
В-четвертых
, профильная Инструкция № 2 подробно рассказывает, как именно надо субъекту хозяйствования оформлять и размещать ценники, в п. 2 этого документа прямо указано, что она распространяется на всех розничных торговцев и на все пункты ресторанного хозяйства.Учтите, что
Инструкция № 2 (п. 5) требует от торговцев составления реестра розничных цен, где должны обозначаться следующие характеристики товара:— название;
— артикул, марка, тип;
— оптовая отпускная цена (цена поставщика) со ссылкой на документ, который ее удостоверяет;
— размер торговой надбавки;
— установленная розничная цена.
Кроме того, продавцы должны быть готовы выполнить
требования покупателей, которые пожелают удостовериться в правомерности обозначенной на ценнике цены. Это право покупателей гарантируется рядом нормативных актов: п. 4 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 21 Порядка № 833, п. 16 Инструкции № 2. В качестве подтверждения продавец может показать реестр розничных цен.В обязательности наличия ценников мы убедились, теперь перейдем к их оформлению.
Реквизиты
Прежде чем разобраться с обязательными реквизитами ценников, отметим, что
п. 6 Инструкции № 2 не рассматривает их как единственный способ информирования покупателей о цене. Их функцию также могут выполнять указатели цен, а в заведениях ресторанного хозяйства — прейскуранты алкогольных напитков, меню и прейскуранты.А вот теперь непосредственно о реквизитах (
п. 7, 9, 10 Инструкции № 2):Реквизиты ценника, меню, прейскуранта
Розничная торговля | Заведения ресторанного хозяйства | ||
I. Информация о цене, названии, объеме (п. 7 Инструкции № 2) | |||
Продовольственные товары | Непродовольственные товары | Меню | Прейскуранты |
1) на вес: — название; | 1) есть сортность: — название; | — перечень блюд, кулинарных, мучных кондитерских, булочных изделий и напитков собственного производства; | — перечень алкогольных и безалкогольных напитков, пива, табачных, кондитерских изделий и иных покупных товаров; |
2) на разлив: — название; | 2) нет сортности: — название; | Дополнительно для алкогольных напитков: | |
3) штучные товары и напитки в бутылках: — название; | 3) мелкие единичные (парфюмерные, галантерейные и др.): — название; | ||
4) фасованные: | При обслуживании официантами в бланках счетов должны быть предусмотрены графы для обозначения: | ||
II. Печать, подпись, дата (п. 9, 10 Инструкции № 2) | |||
На ценниках, указателях цен должны стоять: | На меню и прейскурантах цен на покупные товары должны стоять: | ||
Исключения (!) действуют для предприятий: |
Оформление
Оформление ценников проводится до поступления товара в торговый зал (
п. 12 Инструкции № 2). Они должны:— изготавливаться печатным или иным способом, могут наноситься этикет-пистолетом, способ нанесения розничных цен на конкретные товары определяется руководителем;
— быть оформлены четко и эстетично (чернилом, пастой, штемпельной краской (штампом) и др.), запрещается обозначение цен карандашом;
— соответствовать законодательству о языках (согласно
ст. 17 Закона о языках, в сфере обслуживания используется украинский язык или иной приемлемый для сторон)*.* При этом маркировка товаров, этикетки, инструкции об использовании товаров, изготовленных в Украине, выполняются на украинском языке (ст. 36 Закона Украины «о языках в Украинской ССР» от 28.10.89 г. № 8312-ХІ).
И несколько слов относительно оформления средств информирования о ценах в заведениях ресторанного хозяйства класса «люкс», «высший» — они должны быть оформлены на высоком художественном уровне.
Скидки, уменьшение цены, распродажи.
Как известно, цена на большинство товаров не фиксирована и с течением времени может изменяться. В таком случае необходимо изменить ценники и другие средства информирования, производится это зачеркиванием старой и проставлением новой цены и заверяется подписью ответственного работника. Если же сделать это по объективным причинам не получается (например, цены были проставлены этикет-пистолетом), то новый ценник разрешено наклеить на старый (п. 11 Инструкции № 2).При этом следует учитывать требование
п. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей: после публичного объявления о распродаже, применении скидок или уменьшении цены должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена до начала акции, а также цене этой же продукции, после их начала.Также торговцам должна быть знакома ситуация, когда
товар, который частично утратил качество, приходится сбывать по «бросовым» ценам, т. е. после его уценки. В этом случае после переоформления ценников на них необходимо проставить букву «П». Подробнее об уценке можно прочитать в статье «Залежался товар: проведите уценку» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 38, с. 26.Если цены по какой-либо причине изменились, то
объявление о новых ценах должно быть вывешено в торговом зале (зале заведения ресторанного хозяйства) и сохраняться до их окончательной продажи.Подробнее о скидках и распродажах см. статью «Скидки и распродажи: правила отражения в учете» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 87, с. 18.
Два товара по одной цене
. Если за одну цену продавец предлагает несколько товаров или продавец предоставляет право потребителю при реализации одной продукции получить другую продукцию по сниженной цене, то потребитель должен быть проинформирован относительно (п. 3 ст. 15 Закона о защите прав потребителей):— содержания и стоимости предложения и в случае предложения товаров за одну цену — цены таких товаров по отдельности;
— условия предложения, в том числе срока его действия и каких-либо ограничениях, включая ограничения по количеству.
Бесплатная раздача товара
. Как и любая другая рекламная акция, бесплатная раздача требует соответствующего оформления, особенно заинтересован в этом бухгалтер для целей налогового учета (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 87, с. 8). Ведь, как известно, налоговые последствия во многом зависят от обычной цены, обосновать которую можно путем публичного объявления (п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль). Таким объявлением могут послужить ценники (ст. 699 ГКУ) с обозначением цены «0,00», тем более что Госинспекция по ценам не видит в этом ничего крамольного, см. письмо от 02.03.2007 г. № 200/3-10/378. Даже налоговики, обосновывая отсутствие валовых доходов при раздаче своего бесплатного программного обеспечения для подачи электронной отчетности, соглашались с публичным объявлением цены на уровне «0» (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 17, с. 21). Хотя, справедливости ради, должны Вас предупредить, что это единичная консультация налоговиков с таким выводом: традиционно для целей налогового учета они говорят, что нулевой цена не бывает, см. письмо ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26.Размещение
Перед началом работы работники должны проверять наличие и правильность оформления средств информирования о ценах (
п. 12 Инструкции № 2). Как мы уже говорили, они оформляются исключительно до поступления товара в место торговли, так что об этом следует заблаговременно побеспокоиться. Причем если весь товар уже распродан или по каким-либо иным причинам его уже нет в продаже, то субъект хозяйствования должен уничтожить средства информирования о его ценах.Теперь коснемся непосредственных вопросов размещения ценников, они регулируются
п. 8 Инструкции № 2:Размещение ценников
№ | Вид торговли | Размещение средств информирования о ценах |
1 | Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами | Возле товара |
На товарных ярлыках, этикетках производителей, упаковке товара и даже на самом товаре (если подобное не портит его товарный вид и не снижает качество) | ||
2 | Торговля печатной продукцией | На образцах (вместе с датой установления) |
3 | Торговля периодикой | На образцах, которые сохраняются до конца продажи |
4 | Торговля лекарственными препаратами | Непосредственно на упаковке препаратов |
Ответственность и контроль
За нарушения в области отображения цен на продукцию действующим законодательством предусмотрена ответственность — причем сразу в нескольких законодательных актах.
Для начала обратимся к базовому
Закону о защите прав потребителей. В его п. 7 ст. 23 за отсутствие предусмотренной информации о продукции налагаются финансовые санкции в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара (но не менее 5 ннмдг — 85 грн.). Если же учет доходов и затрат не ведется, то размер санкции составляет 5 ннмдг. К указанной ответственности субъектов хозяйствования могут привлечь должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (п.п. 3 п. 1 ст. 23 и п.п. 13 п. 1 ст. 26 Закона о защите прав потребителей).Следующая санкция предусмотрена
ст. 23 Закона об РРО, согласно которой за каждый невыставленный ценник (оформленный с отражением цены в иностранной валюте) налагается штраф в размере 1 ннмдг — 17 грн. за каждый ценник. Данную санкцию могут налагать должностные лица органов ГНС (ст. 15 Закона об РРО).Ответственность также предусмотрена и по
КоАП — ведь нарушения при информировании потребителей о ценах являются нарушением порядка проведения розничной торговли (п.п. 16 п. 1 Правил № 185 и п.п. 15 п. 1 Правил № 104, п. 20, 21 Порядка № 833). Исходя из сказанного, штрафы налагаются по ст. 155 КоАП, т. е. за нарушение правил торговли на работников торговли и предпринимателей: в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 грн. до 170 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 5 до 27 ннмдг (от 85 до 459 грн.). Протокол по данным нарушениям может быть составлен:— должностными лицами МВД;
— лицами, специально уполномоченными исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов.
Рассмотрение дел и принятие решения о наложении штрафов находятся в компетенции органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (
ст. 2444 КоАП, п.п. 12 п. 1 ст. 26 Закона о защите прав потребителей).Этот орган вправе штрафовать работников торговли и предпринимателей и за такие провинности в ценоинформировании:
— по ст. 1561 КоАП
за ограничение прав граждан-потребителей, в том числе и на проверку цены приобретенных товаров в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 грн. до 170 грн.);—
по ст. 1552 КоАП за превышение цен и тарифов и другой обман покупателей во время реализации товаров, если материальный ущерб не превышает 1303,5 грн.* в размере от 2 до 15 ннмдг (от 34 грн. до 255 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.).* В ст. 1552 размер материального ущерба определен 3 не облагаемыми налогом минимумами доходов граждан. Для целей классификации правонарушения этот минимум принимается на уровне налоговой социальной льготы (п. 22.5 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV). В 2010 году она составляет 434,5 гривни.
Кроме того, админответственность может грозить и со стороны налоговых органов по
ст. 1551 КоАП за нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли, общепита и услуг, в частности за реализацию товара без ценника или ценника в инвалюте (п. 8 ст. 3 Закона об РРО):— на продавцов от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.);
— на должностных лиц от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.).
Как видите, ценник — серьезный элемент торговых правоотношений, поэтому и относиться к нему надо ответственно, тогда никаких жалоб со стороны покупателей и никаких проблем со стороны проверяющих не будет. Желаем удачной торговли!