Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Вознаграждение от оптовика за выполнение розничного объема продаж

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Вознаграждение от оптовика за выполнение розничного объема продаж

 

По договоренности сторон оптовик, передавший розничному продавцу товар на реализацию, обязуется выплатить последнему вознаграждение в случае выполнения розничного объема продаж (реализации товара n-количества или достижения оговоренной суммы продаж). Как такое вознаграждение сторонам отразить в учете?

(г. Полтава)

 

Как известно, существенное влияние на учет оказывает порядок документального оформления операций, а также достигнутая договоренность сторон о том, «за что» осуществляется выплата. И здесь возможны варианты.

Вознаграждение — как подарок (бонус) от оптовика.

Допустим, выплачиваемая сумма вознаграждения определена сторонами как поощрение (подарок, бонус, премия) розничному продавцу за «набранные» объемы продаж (не секрет, что, выплачивая ее и поощряя тем самым розничного торговца, оптовик, конечно же, тем самым рассчитывает на перспективное сотрудничество — сохранение и даже превышение в дальнейшем объемов в n-закупок со стороны розничного продавца).

В таком случае хотим вспомнить

письмо ГНАУ от 18.08.2008 г. № 7925/6/16-1515-04 (с. 47), где разъяснялось, что выплачиваемое вознаграждение (бонус, премия) не соответствует определению поставки товаров/услуг (т. е. не может считаться компенсацией за товары/услуги) и соответственно не является объектом обложения НДС (НДС не облагается, поэтому налоговые обязательства у продавца и налоговый кредит у покупателя в данном случае не возникают).

При этом, как разъяснялось в

письме, в целях налогообложения такая выплата считается безвозвратной финансовой помощью, в связи с чем:

— выплачивающий ее продавец (оптовик)

не относит сумму выплаты на валовые расходы;

— получающий ее покупатель (розничный торговец)

включает сумму премии в валовые доходы (на основании п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль).

Как видим, такие особенности налогообложения в данном случае оказываются не очень выгодными для сторон. Поэтому рассмотрим другие возможные варианты.

Вознаграждение — как плата за услуги мерчандайзинга

. По договоренности сторон выплачиваемое вознаграждение может представлять собой плату за услуги мерчандайзинга, оказанные оптовику розничным торговцем. Напомним, мерчандайзинг — это направление торгового маркетинга, представляющее собой совокупность мероприятий по продвижению товара (продукции), проводимых в местах розничной продажи (к которым, в частности, относятся: выкладка и размещение товаров в месте розничной торговли, обеспечение ассортимента и достаточного количества товаров в местах продажи, организация локальных рекламных акций — установка рекламных стендов, раздача полиграфической рекламной продукции, образцов товаров (продукции), проведение дегустаций и т. п.). Подробнее на этом в свое время мы останавливались в статье «Искусство сбыта: мерчандайзинг» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 63. Таким образом, мерчандайзинговые расходы оказываются для налогоплательщика по сути расходами на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). А стало быть, подкрепив в данном случае осуществляемую выплату договором на оказание мерчандайзинговых услуг, а факт их оказания — актом, в налоговом учете:

розничный продавец (как продавец мерчандайзинговых услуг) по таким услугам покажет валовые доходы (п.п. 4.1.1 Закона о налоге на прибыль) и НДС-обязательства (пп. 3.1.1, 7.3.1 Закона об НДС);

оптовый поставщик (как покупатель услуг по мерчандайзингу) — валовые расходы (в данном случае — нелимитируемые расходы согласно абзацу первому п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль) и налоговый кредит по НДС (п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

Правда, подчас, нужно заметить, к подобного рода услугам налоговики все же относятся с недоверием (

письмо ГНАУ от 02.04.2007 г. № 6448/7/23-5017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 36-37), высказываясь на местах якобы за невозможность отражения валовых расходов оптовым продавцом по расходам, направленным на «усиление» розничных продаж (мотивируя это тем, что товар, попавший в розницу, уже не является собственностью оптового производителя, а стало быть, и мерчандайзинговые расходы для оптовика уже якобы не являются связанными с его хозяйственной деятельностью). Не можем с этим согласиться. Ведь, как правило, выступая заказчиком мерчандайзинговых услуг, оптовик рассчитывает в первую очередь на то, что такие расходы, способствующие «розничному» продвижению товаров на рынке, повлекут за собой увеличение объемов производства (продаж) непосредственно у самого «оптового» налогоплательщика. А поскольку это уже напрямую направлено на получение дохода, то связь мерчандайзинговых расходов с хозяйственной деятельностью (п. 1.32 Закона о налоге на прибыль) для налогоплательщика-оптовика очевидна. Радует, что на стороне налогоплательщиков в данном случае выступает и судебная практика, соглашаясь с возможностью отражения валовых расходов по товарам, переданным на реализацию и уже не являющимся собственностью налогоплательщика, а также указывая при этом на то, что в рассматриваемой ситуации мерчандайзинговые («хозяйственные») расходы направлены на получение дохода от роста объемов производства в будущем (см. по мерчандайзинговым услугам определение ВАСУ от 08.04.2010 г. по делу № К-16160/07 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 66, с. 8).

И в заключение — еще один возможный вариант.

Вознаграждение — как скидка при покупке товара

. Стороны могут пойти по иному пути и договориться о том, что вознаграждение будет выплачиваться розничному продавцу в виде скидки, предоставляемой при закупке товара (так, например, розничный продавец, выполнивший объемы продаж, при последующей закупке товара у оптовика получает скидку в n-процентов). В таком случае, закрепив возможность предоставления скидки в договоре и оговорив условия ее получения, в учете сторон операции будут отражаться как продажа/покупка товара со скидкой. Соответственно, сформировав окончательную договорную цену на товар (уменьшенную на сумму предоставленной скидки), исходя из нее в налоговом учете:

— продавец (оптовик) покажет по проданным товарам валовые доходы и налоговые обязательства по НДС;

— покупатель (розничный торговец) стоимость приобретенных товаров включит в валовые расходы, а сумму НДС — в налоговый кредит.

Подробнее об учетных особенностях в этом случае см. также статью «Скидки и распродажи: правила отражения в учете» тематического номера газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 87, посвященного рекламным акциям.

 

Людмила Солошенко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше