Вознаграждение от оптовика за выполнение розничного объема продаж
По договоренности сторон оптовик, передавший розничному продавцу товар на реализацию, обязуется выплатить последнему вознаграждение в случае выполнения розничного объема продаж (реализации товара n-количества или достижения оговоренной суммы продаж). Как такое вознаграждение сторонам отразить в учете?
(г. Полтава)
Как известно, существенное влияние на учет оказывает порядок документального оформления операций, а также достигнутая договоренность сторон о том, «за что» осуществляется выплата. И здесь возможны варианты.
Вознаграждение — как подарок (бонус) от оптовика.
Допустим, выплачиваемая сумма вознаграждения определена сторонами как поощрение (подарок, бонус, премия) розничному продавцу за «набранные» объемы продаж (не секрет, что, выплачивая ее и поощряя тем самым розничного торговца, оптовик, конечно же, тем самым рассчитывает на перспективное сотрудничество — сохранение и даже превышение в дальнейшем объемов в n-закупок со стороны розничного продавца).В таком случае хотим вспомнить
письмо ГНАУ от 18.08.2008 г. № 7925/6/16-1515-04 (с. 47), где разъяснялось, что выплачиваемое вознаграждение (бонус, премия) не соответствует определению поставки товаров/услуг (т. е. не может считаться компенсацией за товары/услуги) и соответственно не является объектом обложения НДС (НДС не облагается, поэтому налоговые обязательства у продавца и налоговый кредит у покупателя в данном случае не возникают).При этом, как разъяснялось в
письме, в целях налогообложения такая выплата считается безвозвратной финансовой помощью, в связи с чем:— выплачивающий ее продавец (оптовик)
не относит сумму выплаты на валовые расходы;— получающий ее покупатель (розничный торговец)
включает сумму премии в валовые доходы (на основании п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль).Как видим, такие особенности налогообложения в данном случае оказываются не очень выгодными для сторон. Поэтому рассмотрим другие возможные варианты.
Вознаграждение — как плата за услуги мерчандайзинга
. По договоренности сторон выплачиваемое вознаграждение может представлять собой плату за услуги мерчандайзинга, оказанные оптовику розничным торговцем. Напомним, мерчандайзинг — это направление торгового маркетинга, представляющее собой совокупность мероприятий по продвижению товара (продукции), проводимых в местах розничной продажи (к которым, в частности, относятся: выкладка и размещение товаров в месте розничной торговли, обеспечение ассортимента и достаточного количества товаров в местах продажи, организация локальных рекламных акций — установка рекламных стендов, раздача полиграфической рекламной продукции, образцов товаров (продукции), проведение дегустаций и т. п.). Подробнее на этом в свое время мы останавливались в статье «Искусство сбыта: мерчандайзинг» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 63. Таким образом, мерчандайзинговые расходы оказываются для налогоплательщика по сути расходами на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). А стало быть, подкрепив в данном случае осуществляемую выплату договором на оказание мерчандайзинговых услуг, а факт их оказания — актом, в налоговом учете:—
розничный продавец (как продавец мерчандайзинговых услуг) по таким услугам покажет валовые доходы (п.п. 4.1.1 Закона о налоге на прибыль) и НДС-обязательства (пп. 3.1.1, 7.3.1 Закона об НДС);—
оптовый поставщик (как покупатель услуг по мерчандайзингу) — валовые расходы (в данном случае — нелимитируемые расходы согласно абзацу первому п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль) и налоговый кредит по НДС (п.п. 7.4.1 Закона об НДС).Правда, подчас, нужно заметить, к подобного рода услугам налоговики все же относятся с недоверием (
письмо ГНАУ от 02.04.2007 г. № 6448/7/23-5017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 36-37), высказываясь на местах якобы за невозможность отражения валовых расходов оптовым продавцом по расходам, направленным на «усиление» розничных продаж (мотивируя это тем, что товар, попавший в розницу, уже не является собственностью оптового производителя, а стало быть, и мерчандайзинговые расходы для оптовика уже якобы не являются связанными с его хозяйственной деятельностью). Не можем с этим согласиться. Ведь, как правило, выступая заказчиком мерчандайзинговых услуг, оптовик рассчитывает в первую очередь на то, что такие расходы, способствующие «розничному» продвижению товаров на рынке, повлекут за собой увеличение объемов производства (продаж) непосредственно у самого «оптового» налогоплательщика. А поскольку это уже напрямую направлено на получение дохода, то связь мерчандайзинговых расходов с хозяйственной деятельностью (п. 1.32 Закона о налоге на прибыль) для налогоплательщика-оптовика очевидна. Радует, что на стороне налогоплательщиков в данном случае выступает и судебная практика, соглашаясь с возможностью отражения валовых расходов по товарам, переданным на реализацию и уже не являющимся собственностью налогоплательщика, а также указывая при этом на то, что в рассматриваемой ситуации мерчандайзинговые («хозяйственные») расходы направлены на получение дохода от роста объемов производства в будущем (см. по мерчандайзинговым услугам определение ВАСУ от 08.04.2010 г. по делу № К-16160/07 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 66, с. 8).И в заключение — еще один возможный вариант.
Вознаграждение — как скидка при покупке товара
. Стороны могут пойти по иному пути и договориться о том, что вознаграждение будет выплачиваться розничному продавцу в виде скидки, предоставляемой при закупке товара (так, например, розничный продавец, выполнивший объемы продаж, при последующей закупке товара у оптовика получает скидку в n-процентов). В таком случае, закрепив возможность предоставления скидки в договоре и оговорив условия ее получения, в учете сторон операции будут отражаться как продажа/покупка товара со скидкой. Соответственно, сформировав окончательную договорную цену на товар (уменьшенную на сумму предоставленной скидки), исходя из нее в налоговом учете:— продавец (оптовик) покажет по проданным товарам валовые доходы и налоговые обязательства по НДС;
— покупатель (розничный торговец) стоимость приобретенных товаров включит в валовые расходы, а сумму НДС — в налоговый кредит.
Подробнее об учетных особенностях в этом случае см. также статью «Скидки и распродажи: правила отражения в учете» тематического номера газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 87, посвященного рекламным акциям.
Людмила Солошенко, экономист-аналитик