Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О сроках подачи судебных исков плательщиками налогов и органами ГНАУ

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2010/№ 81
Печать
Письмо от 27.09.2010 г. № 1343/11/13-10

О сроках подачи судебных исков плательщиками налогов и органами ГНАУ

Письмо Высшего административного суда Украины от 27.09.2010 г. № 1343/11/13-10

 

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с определением срока для обращения плательщиков налогов с административным иском по обжалованию решений контролирующих органов о начислении налогового обязательства, а также сроков обращения контролирующих органов с иском о взыскании налогового долга, на основании пункта 4 части первой статьи 32 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в порядке оказания методической помощи Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

Пунктом 3.7 Заключительных положений Закона Украины от 7 июля 2010 года № 2453-VI «О судоустройстве и статусе судей» были внесены изменения в статью 99 Кодекса административного судопроизводства Украины, вступившие в силу с 30 июля 2010 года.

Согласно указанным изменениям общий срок обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица, определенный частью второй статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины, уменьшен с одного года до

шести месяцев.

Кроме того, новая редакция статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины содержит часть пятую, предусматривающую специальный сокращенный срок в

один месяц для обращения лица в административный суд с иском по обжалованию решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств.

Судам следует иметь в виду, что решениями субъекта властных полномочий, на основании которых могут быть заявлены требования о взыскании денежных средств, являются, в частности, налоговые уведомления-решения, принятые контролирующими органами на основании Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Таким образом, с момента вступления в силу изменений к Кодексу административного судопроизводства Украины, внесенных Законом Украины от 7 июля 2010 года № 2453-VI «О судоустройстве и статусе судей», сроки для обращения лица с иском о признании противоправным налоговых уведомлений-решений установлены

непосредственно этим Кодексом.

При таких обстоятельствах при судебном обжаловании налоговых уведомлений-решений

отсутствуют основания для применения норм других законов, в частности подпункта 5.2.5 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» для определения срока обращения в административный суд.

Таким образом,

к искам плательщиков налогов об обжаловании налоговых уведомлений-решений установлен месячный срок обращения в административный суд.

Что касается сроков обращения налоговых органов с требованием о взыскании налогового долга с плательщиков налогов, то для предъявления таких исков

специальные сроки Кодексом административного судопроизводства Украины не предусмотрены.

Исходя из изложенного,

исковые требования органов государственной налоговой службы Украины о взыскании налогового долга с плательщиков налогов должны предъявляться в течение шести месяцев со дня возникновения налогового долга.

Настоящее письмо предлагаем довести до сведения судей местных и апелляционных административных судов для учета при осуществлении правосудия.

 

И. о. председателя суда А. Панченко



комментарий редакции

Сроки обращения в административный суд

Необходимость в разъяснении, которое изложено ВАСУ в комментируемом письме, возникла в связи со вступлением в силу изменений, внесенных в Кодекс административного судопроизводства Украины (далее — КАСУ) одновременно с принятием нового Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 65, с. 25).

В результате внесения изменений появилось несколько новых правил, существенно влияющих на сроки обращения в административный суд.

Во-первых,

общий срок сократился с одного года с момента, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении его права, до шести месяцев (ч. 2 ст. 99 КАСУ).

Во-вторых, если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и субъект хозяйствования ею воспользовался, то для обращения в административный суд устанавливается

месячный срок, который отсчитывается от дня, когда субъект хозяйствования узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы (ч. 4 ст. 99 КАСУ). Другими словами, если налогоплательщик обжаловал налоговое уведомление-решение в административном порядке, то для обращения в суд у него есть один месяц со дня получения решения органа государственной налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения его жалобы.

В-третьих, для обращения в административный суд с целью обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено

требование о взыскании денежных средств, установлен месячный срок (ч. 5 ст. 99 КАСУ). Налоговое уведомление-решение и решение о применении штрафных (финансовых) санкций входят в указанную категорию решений субъектов властных полномочий, а значит, на них распространяется правило о месячном сроке обжалования. Поскольку в отношении исков налоговых органов к субъектам хозяйствования о взыскании с них налогового долга либо финансовых санкций аналогичное специальное правило не предусмотрено, действует общая норма, предоставляющая шесть месяцев на обращение в суд.

Получаем ситуацию, когда для обжалования решений органов госвласти, на основании которых с субъектов могут взыскиваться денежные средства, предоставлен значительно меньший по сравнению с общим срок для их обжалования. Следует сказать, что выведение таких решений из-под действия общей нормы (особенно на фоне предоставления самим органам государственной власти шестимесячного срока для обращения в суд) выглядит абсолютно не обоснованным и продиктованным только мотивами экономической целесообразности. Не исключено, что данное предписание со временем будет признано противоречащим правовым позициям Европейского суда по правам человека (в частности, принципам доступности правосудия и правовой определенности), на судебную практику которого должны ориентироваться суды при осуществлении правосудия (ч. 2 ст. 8 КАСУ).

Но вернемся к проблемам более насущным.

Налогоплательщикам не следует забывать, что соблюдение сроков на обращение в суд не является гарантией того, что налоговое обязательство не превратится в налоговый долг. Напомним, если субъект хозяйствования после получения налогового уведомления-решения в течение

10 календарных дней (в отдельных специально оговоренных случаях — 30 календарных дней) подаст иск в суд с требованием отменить указанный акт, то до момента вступления в силу решения суда по результатам рассмотрения такого иска оспариваемое налоговое обязательство будет считаться несогласованным, а налогоплательщик — не имеющим налогового долга.

Важно также не путать сроки судебного обжалования со сроками, в течение которых орган государственной власти может вынести то или иное решение. Если речь идет о налоговиках, то для принятия налогового уведомления-решения установлен срок в 1095 дней, решение о применении штрафных санкций за нарушение неналогового законодательства может быть принято в течение шести месяцев со дня подписания акта проверки, но не более года со дня совершения нарушения (см. Информационное письмо ВАСУ от 20.07.2010 г. № 1112/11/13-10). Не можем не сказать о том, что в одном из своих достаточно недавних определений ВАСУ обосновывал точку зрения, согласно которой налоговые уведомления-решения могут быть обжалованы в админсуде в течение 1095-дневного срока, поскольку он является более специальным по сравнению с установленным КАСУ (см. определение ВАСУ от 23.02.2010 г. № К-16213/08). Однако после появления последних писем обосновать эту позицию будет непросто.

Следует также обратить внимание, что предусмотренные ст. 99 КАСУ сроки не распространяются на обжалование постановлений о привлечении к ответственности за административные правонарушения. Последние в соответствии со ст. 289 Кодекса Украины об административных правонарушениях обжалуются в течение

10 дней со дня вынесения постановления.

Особого внимания требует вопрос о том, какой срок должен применяться по отношению к тем актам, право на обжалование которых возникло еще до вступления в силу изменений в КАСУ, т. е. до 31.07.2010 г. Похожая ситуация имела место при вступлении в силу самого КАСУ, поскольку до этого момента акты субъектов властных полномочий могли обжаловаться, по общему правилу, в течение трех лет. Тогда ВАСУ занял следующую позицию: если на момент вступления в силу нормы, которая изменяет срок давности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством сроки не истекли,

со дня вступления ее в силу исчисляется новый срок (см. определение ВАСУ от 25.11.2009 г. по делу № К-5032/07, постановление ВАСУ от 04.06.2009 г. по делу № К-1603/07).

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше