Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Налоговый кодекс: знакомимся с проектом

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2010/№ 81
Печать
Статья

Налоговый кодекс: знакомимся с проектом

 

На подходе новый доработанный проект Налогового кодекса № 7101-I, который, как знать, возможно, в большей своей части воплотится в жизнь и станет основным налоговым документом в будущем. А потому сегодня, чтобы быть в курсе, совершим обзор планируемых нововведений законодательства и посмотрим, что приготовил проект предпринимательству.

Людмила СОЛОШЕНКО, Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, Лилия УШАКОВА, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор», Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Проект Налогового кодекса

— проект Налогового кодекса Украины от 21.09.2010 г. № 7101-I.

Кодекс о недрах

— Кодекс Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

Закон № 1264

— Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII.

Закон № 2181

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 2275

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010 г. № 2275-VI.

Закон № 2535

— Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон о госбюджете-2010

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991 г. № 1251-ХII.

Порядок № 264

— Порядок взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26.03.2008 г. № 264.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.

 

Общие положения

В целом система налогообложения с принятием

Налогового кодекса, конечно же, окажется другой. Так, количество налогов планируется уменьшить почти в два раза: только из местных намечается отменить 12 налогов и сборов, оставив лишь 4 (налога на рекламу, коммунального налога, рыночного сбора больше не будет, зато появится налог на недвижимость). При этом снижаются базовые ставки по основным налоговым платежам. В итоге — как утверждают разработчики проекта — мы получаем практически самый низкий НДС и налог на прибыль в Европе, что в совокупности с предоставляемыми льготами должно привлечь инвесторов и наладить инвестиционный климат в Украине. Кроме того, вводится дифференцированная ставка НДФЛ (для больших доходов — большая ставка — 17 %). При этом устанавливаются общие правила заполнения и подачи налоговой отчетности, уплаты налоговых обязательств, проведения проверок, обжалования решений контролирующих органов, учета налогоплательщиков, а также грозящая за нарушения ответственность.

С принятием

Налогового кодекса утратят силу «профильные» законодательные акты, включая базовые Закон № 2181 и Закон о системе налогообложения (п. 2 р. XIX «Заключительные и переходные положения» проекта). Итак, рассмотрим самое важное в грядущих переменах, заметив, что с сопутствующей терминологией и определением понятий подчас можно ознакомиться в ст. 14 проекта.

 

Администрирование налогов и сборов

Первая оценка каждому новому законодательному акту, когда еще нет возможности провести анализ практики его применения, основывается на сравнении такого нового акта с его предшественниками. Тем более это справедливо, если речь идет о кодифицированном акте. Основной вопрос, на который при этом необходимо ответить, — поможет ли новый нормативно-правовой акт решению тех практических проблем, которые возникали при применении старого законодательства. Анализируя в свете этого критерия

проект Налогового кодекса в части, касающейся администрирования налогов, сборов (обязательных платежей), следует обратить внимание на следующее:

1.

Налоговые органы получили ряд новых полномочий, которые могут ими реализовываться при осуществлении надзорных мероприятий. Среди них возможность проводить контрольные расчетные операции до начала проверки налогоплательщика по соблюдению им порядка осуществления наличных расчетов и применения РРО.

2.

Крупные и средние предприятия обязаны будут подавать налоговую отчетность в электронной форме. При этом предусмотрено, что услуги по подаче отчетности с помощью сети Интернет и обеспечение средствами электронной цифровой подписи осуществляются на бесплатной основе.

3.

Проект Налогового кодекса предоставляет налоговым органам право проводить плановые и внеплановые проверки. Привычное для субъектов хозяйствования деление. Внеочередные проверки, которые стали одним из наиболее дискуссионных нововведений в этом году (см. «Проверки налоговых органов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 50, с. 31) и правомерность проведения которых сразу вызвала сомнения, не предусмотрены. Те вопросы, которые подлежали проверке в ходе внеочередных проверок, согласно проекту Кодекса подлежат проверке в ходе внеплановых выездных и контрольных проверок.

Как и по действующему законодательству, проверки налоговых органов делятся на

выездные и невыездные.

Что касается невыездных, то среди них в

проекте Налогового кодекса названы:

документальные невыездные, которые проводятся по согласию налогоплательщика, полученному в установленном Кабмином порядке, в помещении контролирующего органа с уведомлением налогоплательщика о проведении такой проверки. Проверка проводится на основании решения руководителя контролирующего органа, и налогоплательщик может присутствовать при ее проведении;

камеральные проверки, которые, как и сейчас, проводятся исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях. Такая проверка проводится в помещении контролирующего органа без специального уведомления налогоплательщика и без специального решения руководителя такого органа.

4. Среди нововведений, касающихся порядка проведения выездных проверок, отметим, что

периодичность проведения плановых проверок должна будет определяться в зависимости от степени риска в деятельности налогоплательщика, который делится на высокий, средний и незначительный. Плановые проверки налогоплательщиков с незначительной степенью риска могут проводиться не чаще чем раз в три календарных года, со средней — не чаще чем один раз в два календарных года, с высоким — не чаще одного раза в календарный год. При этом длительность плановых выездных проверок не должна превышать 20 рабочих дней с возможностью продления не более чем на 10 рабочих дней (по действующему законодательству 30 рабочих дней с возможным продлением еще на 15), в отношении субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней с возможностью продления на 5 рабочих дней (на данный момент законодательство предусматривает длительность в 20 рабочих дней с продлением при необходимости еще на 10 рабочих дней).

В остальном предусмотренный

проектом Налогового кодекса порядок проведения плановых проверок аналогичен установленному действующим законодательством.

Отметим, что у налогоплательщиков

до 01.06.2011 г. будет срок для того, чтобы адаптироваться к новым требованиям, предусмотренным Налоговым кодексом: если он вступит в силу с 01.01.2011 г., то соблюдение его предписаний до указанной даты проверяться в ходе плановых проверок не будет.

Что касается

внеплановых проверок, то обращает на себя внимание значительно расширенный перечень оснований для их проведения. Так, по сравнению с действующим законодательством он дополнен такими основаниями, как:

— подача налогоплательщиком органу государственной налоговой службы уточняющего расчета по соответствующему налогу за период, который проверялся налоговым органом; при этом отдельно оговорено, что плательщик налогов не имеет права подавать уточняющий расчет к налоговой декларации, поданной за период, который на дату подачи такого расчета проверяется соответствующим контролирующим органом;

— в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю либо о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким налогоплательщиком пояснений и документального подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение пяти рабочих дней со дня его получения;

— плательщиком налога на прибыль предприятий в течение четырех базовых отчетных периодов подряд в налоговой отчетности отражается отрицательное значение объекта налогообложения;

— получение информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам заработной платы, других выплат, подлежащих налогообложению.

5.

Отдельно урегулирован порядок проведения налоговыми органами проверок по соблюдению неналогового законодательства, т. е. соблюдения требований к порядку осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, производства и оборота подакцизных товаров.

Такие проверки названы

контрольными, они осуществляются без предварительного уведомления субъекта хозяйствования. Требования к их проведению должны быть установлены Кабмином. При этом длительность контрольных проверок не должна превышать 10 дней с возможностью продления максимум на 5 дней.

Следует отметить, что ряд дискуссионных вопросов, возникавших на практике, в

проекте Налогового кодекса получил достаточно обоснованное решение. Например, закреплено предписание, согласно которому если налогоплательщик после окончания проверки предоставляет документы, которые не были предоставлены во время проверки, то они не могут быть основанием для отмены принятого по результатам такой проверки решения в административном порядке, однако могут стать основанием для обжалования решения налоговиков в суде.

Прямое закрепление получило правило о том, что независимо от того, осуществлялась ли налогоплательщиком в отчетном периоде хозяйственная деятельность, он обязан подать налоговую отчетность. Это правило действовало и раньше, однако отдельно сформулировано не было и выводилось из ряда законодательных предписаний.

Также следует отметить

получение статуса налоговой декларации налоговым расчетом по форме № 1ДФ.

Достаточно существенные изменения могут коснуться и

привлечения налогоплательщиков к финансовой ответственности. При этом Заключительными и переходными положениями проекта предусмотрено существенное послабление: применение штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, допущенные в период с 1 января по 30 июня 2011 г., в размере не более 1 гривни за каждое нарушение.

Как видим, есть ряд достаточно существенных изменений, которые потребуют детального и глубокого анализа в том случае, если они обретут статус законодательных предписаний.

 

Налог на прибыль

В

проекте Налогового кодекса налогу на прибыль отведен раздел III.

Плательщики.

По-прежнему плательщиками налога на прибыль будут: из резидентов — субъекты хозяйствования — юрлица и их обособленные подразделения, а также неприбыльные учреждения и организации (с налогооблагаемой деятельности); из нерезидентов — юрлица, получающие доходы с Украины и постоянные представительства нерезидентов. Вдобавок теперь плательщиками налога на прибыль окажутся и бывшие единоналожники-юрлица, для которых единого налога больше не будет (он останется только для предпринимателей-физлиц).

Объект налогообложения.

При этом проектом Налогового кодекса кардинально перекроен и принципиально изменен общепринятый подход к порядку определения объекта налогообложения. Теперь он максимально приближен к бухучету (хотя полного соответствия по-прежнему не будет). Так, на смену «валовым» доходам и расходам придут просто «доходы» и «расходы», а налогооблагаемая прибыль будет определяться путем уменьшения суммы доходов отчетного периода на себестоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и на сумму прочих расходов отчетного периода.

Причем доходы (в свою очередь, состоящие из доходов от операционной деятельности и прочих доходов) и расходы (опять же «операционные» и «прочие») будут соответственно отражаться по

бухучетным правилам — в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты средств (т. е. полученные предоплаты и авансы доходы не увеличивают (ст. 136.1.1 проекта), а перечисленные оплаты в расходы не включаются (ст. 139.1.3 проекта), если законодательством, конечно, не оговаривается иное). Тем самым будет работать так называемый метод начислений, когда независимо от движения денежных средств, доходы отражают в периоде их возникновения, а расходы — в периоде их понесения (а по реализуемым товарам, работам, услугам — одновременно с возникновением доходов от их продажи). А значит, от привычного правила «первого события» придется отвыкать. Соответственно перерасчета наподобие п. 5.9 Закона о налоге на прибыль также больше не предвидится.

При этом основная составляющая операционных расходов — себестоимость реализованных товаров, работ, услуг — по аналогии с бухучетными правилами будет формироваться из:

— прямых материальных затрат;

— прямых расходов на оплату труда;

— амортизации;

— стоимости приобретенных услуг, прямо связанных с их производством (оказанием);

— прочих прямых затрат.

Однако планируется, что

в состав «налоговых» расходов нельзя будет отнести, в частности, расходы по приобретению товаров (работ, услуг) у физлиц-единоналожников (кроме расходов по приобретению работ, услуг у предпринимателей-единоналожников, осуществляющих деятельность в сфере информатизации, ст. 139.1.12 проекта); расходы по покупке у нерезидентов консалтинговых, маркетинговых, рекламных, инжиниринговых работ, услуг (кроме их приобретения у постоянных представительств — плательщиков налога на прибыль, ст. 139.1.13 проекта), а также расходы на выплату роялти в пользу нерезидентов (за исключением выплат роялти, в пользу уплачивающих налог на прибыль постоянных представительств) и лиц, освобожденных от уплаты налога на прибыль или уплачивающих его по другим ставкам (ст. 140.1.2 проекта).

Амортизация.

На смену понятию «основные фонды» в налоговом учете придет бухучетный термин «основные средства» (стоимостный критерий в 1000 грн. для зачисления объектов в состав ОС при этом сохранится, ст. 14.1.139 проекта ). «Налоговая» классификация основных средств также будет выстроена в духе бухучетного П(С)БУ 7 — с ведение пообъектного (а не группового, как сейчас, например, для групп 2— 4 ОФ) учета, выделением 16 (взятых из бухгалтерского учета) групп основных средств и оговоркой для каждой группы минимально допустимого срока полезного использования (который в зависимости от группы может составлять от 2 до 20 лет). При этом перевести сегодняшние объекты из существующих 4 групп в будущие 16 в переходный период поможет проведенная по итогам года инвентаризация (п. 10 р. XIX «Заключительные и переходные положения» проекта Налогового кодекса). О привычных «налоговых» нормах амортизации (как и о «налоговом» разделении объектов на «старые» и «новые») придется забыть, ведь амортизироваться ОС отныне в налоговом учете будут (с учетом срока полезного использования объекта) с применением «бухучетных» методов:

— прямолинейного;

— уменьшения остаточной стоимости;

— ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

— кумулятивного;

— производственного.

Причем квартальная сумма «налоговой» амортизации (по каждому объекту) будет определяться как сумма амортотчислений, начисленных по объекту за 3 месяца расчетного квартала.

10 % ремонтный лимит также при этом планируется применять пообъектно (включая в «налоговые» расходы затраты на ремонты (улучшения) объекта ОС в размере 10 % от его амортизируемой стоимости на начало отчетного года).

Ставка налога.

Из приятных моментов — предполагается поэтапное (п. 10 р. XIX «Заключительные и переходные положения» проекта Налогового кодекса) снижение ставки налога (до 16 %) следующим образом:

— с 2011 года —

19 % ;

— с 2013 года — 18 %;

— с 2015 года — 17 %;

— с 2016 года — 16 %.

При этом отчетные налоговые периоды останутся те же: календарные квартал, полугодие, три квартала и год.

Обещанные налоговые каникулы. Сроком на 5 лет (с 2011 года — по 2016 год) вводится нулевая ставка налога на прибыль (ставка 0 %) для малого бизнеса — следующих налогоплательщиков:

— «

новичков» (т. е. субъектов хозяйствования, образованных после 01.01.2011 года);

— уже действующих налогоплательщиков, у которых, однако, за последние 3 года (или за весь период деятельности, если он менее 3 лет)

ежегодный объем доходов не превышал 3 млн грн., а среднеучетное количество работников — не превышало 20 человек;

юрлиц-единоналожников (которые были зарегистрированы таковыми до вступления Налогового кодекса в силу), у которых за последний календарный год объем выручки составил до 1 млн грн., а среднеучетное количество работников — до 50 человек.

Однако в случаях если (а) будут превышены допустимые пределы (в течение года доходы превысят 3 млн грн. и/или среднеучетное количество работников окажется больше 20 человек) и/или (б) начисленная наемному работнику предприятия месячная заработная плата окажется меньше 2 минимальных зарплат, то вышеперечисленные лица вынуждены

будут перейти с «льготной» ставки 0 % на обычную ставку налога на прибыль.

Правда, нужно учитывать, что

воспользоваться такой «нулевой» льготой смогут опять же не все субъекты хозяйствования (т. е. ставка 0 % изначально рассчитана не на всех «малышей»). Так, применить нулевую ставку, в частности, не смогут налогоплательщики, осуществляющие (ст. 154.6 проекта):

— деятельность в сфере развлечений;

— производство, оптовую продажу, экспорт, импорт подакцизных товаров;

— производство, оптовую и розничную торговлю ГСМ;

— оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле;

— розничную торговлю «секонд-хенд»;

— производство продукции из давальческого сырья;

— ВЭД-деятельность (кроме деятельность в сфере информатизации);

— финансовую деятельность;

— деятельность по обмену валют;

— операции с недвижимостью, арендой;

— охранную деятельность;

— деятельность в сферах права, бухгалтерского учета, инжиниринга;

— а также вновь созданные субъекты хозяйствования — образованные (после вступления в силу

Налогового кодекса) путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), приватизации и корпоратизации.

Помимо этого, ряд льгот устанавливает

п. 11 р. XIX «Заключительные и переходные положения» проекта Налогового кодекса, в частности предусматривающий до 2020 года освобождение от налогообложения прибыли:

— производителей

биотоплива от продажи биотоплива;

— субъектов хозяйствования от оказания

гостиничных услуг в гостиницах «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», если такие гостиницы (в том числе построенные или реконструированные) были введены в эксплуатацию до 1 сентября 2012 года;

— предприятий

легкой промышленности (кроме работающих на давальческом сырье);

— предприятий

судостроительной и самолетостроительной отраслей;

— а также

издательств и предприятий полиграфии (сроком на 4 года).

Прочие моменты.

Что касается общих учетных подходов, то здесь планируется сохранить ведение отдельного учета (разграничение) доходов и расходов по патентуемой и прочей деятельности, возможность уплаты консолидированного налога на прибыль плательщиками, имеющими филиалы, а также перенос убытков (при этом прямо, как и ранее, оговаривается, что не принимать декларации с «минусом» налоговики не вправе, ст. 150.2 проекта; правда, в то же время декларирование убытков на протяжении 4 последовательных налоговых периодов может обернуться для налогоплательщика внеплановой проверкой, ст. 150.3 проекта). Что касается налогообложения доходов нерезидентов, то и здесь в основном все останется без перемен.

Также планируется (

ст. 140.1.3 проекта) снять ограничение для расходов по обучению (сейчас, напомним, предел — 3 % ФОТ отчетного периода) и для расходов на рекламу.

При этом отдельными положениями в

проекте регулируется налогообложение операций особого вида: валютных операций (учет приближен к бухгалтерскому), операций со связанными лицами (по-прежнему с ориентиром на обычные цены, определять которые, правда, уже предстоит по правилам ст. 39 проекта), дивидендов (предполагается, в частности, что авансовый взнос не будет уплачиваться при выплате дивидендов физлицам), операций с ценными бумагами (также в разрезе видов ценных бумаг, с возможностью «внутривидового» переноса убытков), совместной деятельности, реорганизации и прочих операций.

 

НДС

В целом

проект Налогового кодекса (в котором НДС посвящен раздел V) сохранил существующие принципы и подходы к взиманию НДС. Правда, из отчетных периодов теперь останется только месяц (квартального периода по НДС — для плательщиков с небольшими объемами — больше не будет).

Ставка налога.

Из позитивных моментов — планируется снижение ставки НДС с 20 % до 17 % — с 1 января 2014 года (до этого времени НДС по-прежнему будет уплачиваться по ставке 20 %; п. 7 р. XIX «Заключительные и переходные положения» проекта Налогового кодекса).

НДС-новации. Из новшеств планируется ввести Единый реестр налоговых накладных — для «дорогих» налоговых накладных, сумма отраженного НДС в которых больше (с 01.10.2011 г. — 1 млн грн., с. 01.04.2011 г. — 500 тыс. грн., с 01.07.2011 г. — 100 тыс. грн., с 01.01.2012 г. — 10 тыс. грн.), где будут регистрироваться выписываемые налоговые накладные и без регистрации в котором по НН покупателю нельзя будет отразить налоговый кредит. Порядок его ведения должен будет определить КМУ (ст. 201.10, п. 7 р. XIX «Заключительные и переходные положения» проекта Налогового кодекса). Для остальных налоговых накладных (с меньшими суммами НДС) регистрация в Едином реестре не предусматривается.

Отдельно устанавливаются

«предельные» сроки отражения налогового кредита по налоговым накладным. Так, разрешено (ст. 198.6 проекта Налогового кодекса):

— обычным плательщикам, не включившим своевременно в налоговый кредит полученные НН, сделать это в течение 12 месяцев с даты выписки НН;

— плательщикам, применяющим кассовый метод, — включать в налоговый кредит НН, полученные в течение 1 месяца с даты списания средств с банковского счета.

Что касается

налоговых обязательств, то, выявив расхождения с данными контрагентов (на основании поданных «электронных» Реестров), налоговики теперь будут уведомлять налогоплательщиков об обнаруженных несоответствиях. При этом налогоплательщик в 10-дневный срок со дня получения такого уведомления имеет право уточнить налоговые обязательства без применения к нему за это штрафных санкций (ст. 201.6 проекта).

Также планируется несколько преобразовать существующее на сегодняшний день

распределение входного НДС по п.п. 7.4.3 (проводимого, напомним, в случае одновременного использования приобретаемых товаров/услуг частично в облагаемых и необлагаемых операциях; в проекте ему посвящена отдельная ст. 199). После вступления Налогового кодекса в силу распределять входной НДС на протяжении всего текущего года нужно будет с применением единого коэффициента (рассчитанного, в свою очередь, по итогам предыдущего календарного года). А в конце года — провести уточнение (перерасчет) такого распределения (с учетом фактических объемов операций), отразив его результаты в декларации за последний налоговый период в отчетном году.

Автоматическое возмещение НДС.

Для отдельных («добросовестных») категорий налогоплательщиков (одновременно отвечающих при этом определенным условиям: не участвуют в судебных процедурах банкротства, осуществляют операции, облагаемые по нулевой ставке, выплачивают средний заработок в 2 раза выше минимального и пр.) добавилась возможность получения автоматического бюджетного возмещения (в ускоренном режиме) — по итогам исключительно камеральной проверки, проводимой в 20-дневный срок с предельного срока подачи отчетности и передачей налоговым органом в 3-дневный срок по ее окончании заключения Госказначейству с указанием автоматически возмещаемой суммы (ст. 14.1.18, 200.18 проекта). В свою очередь, в течение следующих 3 дней Госказначейство обязано зачислить налогоплательщику возмещаемую сумму с бюджетного счета на текущий банковский счет. Насколько широкому кругу плательщиков-возмещенцев удастся воспользоваться этим на практике — покажет время.

При этом

п. 7 р. XIX «Заключительные и переходные положения» проекта Налогового кодекса планируется: сохранить спецсельхозрежим до конца 2014 года, а также установить ряд НДС-льгот, в частности, для субъектов самолетостроения, издательской деятельности, кинематографии и пр.

 

Единый налог

В

проекте Налогового кодекса (гл. 1 р. XIV «Специальные налоговые режимы») единый налог (ЕН) сохранен только для физлиц-предпринимателей. А вот для юрлиц такого «упрощенного» режима налогообложения больше не будет (они окажутся плательщиками налога на прибыль с возможностью, правда, при соответствии определенным условиям, выбора ставки налога на прибыль 0 %, см. об этом выше раздел «Налог на прибыль»). При этом проект Налогового кодекса не только ужесточил требования к единоналожникам, но и увеличил ставки единого налога, а также ввел запреты на весьма популярные виды деятельности.

Критерии пребывания на ЕН.

Итак, теперь стать единоналожниками смогут физлица, у которых за год, предшествующий переходу на ЕН:

— объем дохода не превысил

300 тыс. грн. (по итогам года этот показатель подлежит ежегодной индексации на годовой индекс потребительских цен — т. е. предполагается ежегодная корректировка на индекс инфляции, ст. 291.6 проекта);

— количество наемных работников (включая членов семьи физлица-предпринимателя) — не превышает

2 человек.

Для желающих оставаться на едином налоге важно ежегодно соблюдать эти критерии, не выходя за их размеры (иначе в случае превышения «предельных» доходов сумма превышения будет облагаться налогом по ставке 15 % и со следующего квартала предпринимателю-единоналожнику предстоит перейти на общую систему налогообложения, не имея при этом возможности вернуться на единый налог весь следующий календарный год).

Вместе с тем

в переходный период (при выборе предпринимателями единого налога на 2011 год) будут работать старые критерии и применяться прежний предельный годовой объем выручки в 500 тыс. грн. (п. 16 р. XIX «Заключительные и переходные положения»).

Ставки ЕН.

Ставки единого налога утверждают ежегодно местные исполкомы в зависимости от вида деятельности в следующих размерах:

— при работе на территории населенных пунктов с численностью населения свыше 150 тыс. чел. —

от 200 до 600 грн. в месяц;

— при работе на территории остальных населенных пунктов — от

20 до 200 грн. в месяц;

— при осуществлении деятельности в сфере информатизации —

1000 грн. в месяц.

При осуществлении нескольких видов деятельности единый налог уплачивается по большей из ставок. В случае работы не по месту регистрации или на всей территории Украины ставка единого налога составляет

1500 грн. в месяц. Ставки налога ежегодно индексируются (на индекс потребительских цен). При этом нулевой ставки единого налога (о которой так много говорилось) в этом проекте Налогового кодекса для предпринимателей уже не предусматривается.

Порядок

авансовой уплаты единого налога — ежемесячно по 20 число (включительно) до начала месяца, за который осуществляется уплата, — при этом сохранится.

Налоги, от которых освобождаются упрощенцы.

В проекте планируется, что единоналожники не будут являться плательщиками лишь следующих налогов и сборов (обязательных платежей):

НДФЛ (в части доходов, которые получены предпринимателем-упрощенцем в результате осуществления предпринимательской деятельности и налогообложение которых происходит по единому налогу);

НДС с операций поставки товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины;

— сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (судя из

проекта Налогового кодекса, так теперь будет называться перекочевавшая в разряд местных налогов и сборов плата за торговые патенты).

А вот «начисления» и «удержания» ЕСВ (единого социального взноса) придется осуществлять на общих основаниях по новым правилам (см.

Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 67). Поэтому зарплата наемных работников у единоналожников будет облагаться и «сверху» и «снизу» — никаких исключений, как и «пенсионных» зачетов, больше не предусматривается.

Запрещенные для ЕН виды деятельности.

Согласно планируемым нововведениям достаточно широкий круг видов деятельности окажется закрытым для предпринимателей. Так, физические лица — предприниматели на едином налоге не смогут осуществлять следующие виды деятельности (всего 26 видов, ст. 291.2 проекта Налогового кодекса):

1) деятельность в сфере развлечений — проведение лотерей и развлекательных игр, участие в которых не предусматривает получения участниками денежных или имущественных призов (выигрышей), в частности

бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры, детские видеоигры и т. п.;

2) производство и

розничная продажа подакцизных товаров (кроме деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин);

3) производство и розничная продажа

горюче-смазочных материалов;

4) добыча, производство и другие виды

деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе органогенного образования;

5) добыча и реализация полезных ископаемых;

6)

финансовая деятельность;

7)

операции с недвижимым имуществом;

8)

оптовая торговля и посредничество в торговле (напоминаем, что оптовой считается любая, даже единичная продажа товаров или услуг субъекту хозяйствования);

9) деятельность по предоставлению услуг в сфере телерадиовещания;

10)

деятельность в сфере наземного, водного, авиационного транспорта, предоставление дополнительных транспортных услуг и вспомогательных операций (кроме деятельности такси, деятельности автомобильных пассажирских перевозок и деятельности автомобильного грузового транспорта);

11)

внешнеэкономическая деятельность, кроме экспорта программного обеспечения и услуг по удаленной поддержке программ и оборудования, разработок поставки и обновления программного обеспечения, предоставления услуг в сфере информатизации;

12) деятельность по предоставлению услуг почты и связи;

13) деятельность по проведению расследований и обеспечению безопасности;

14)

деятельность в сфере права;

15) деятельность

в сфере бухгалтерского учета и аудита;

16) деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии;

17) деятельность по

консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;

18) деятельность

по управлению предприятиями , вспомогательная деятельность в сфере государственного управления;

19)

рекламная деятельность;

20) технические испытания и исследования;

21)

подбор и обеспечение персоналом;

22) деятельность

по перепродаже предметов искусства , коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата;

23)

розничная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, обработанными и необработанными драгоценными камнями;

24)

розничная торговля подержанными товарами, товарами «секонд-хенд»;

25)

розничная торговля через сеть Интернет;

26)

розничная торговля через торговые автоматы.

Кроме того, из других

запретов (ст. 300 проекта Налогового кодекса):

— запрещается пребывать на едином налоге предпринимателям, получающим

большую часть своего дохода (за 3, 6, 9 или 12 месяцев) от одного и того же заказчика (клиента) (за исключением предпринимателей, оказывающих услуги, связанные с разработкой, поставкой и обновлением программного обеспечения, отдаленной поддержки программ и оборудования, оказывающих услуги в сфере информатизации);

— запрещается

работать рядом с единоналожником, взяв у него часть помещения в аренду (т. е. у единоналожника, скажем, уже не получится сдать в аренду часть своего помещения, к примеру, предпринимателю на общей системе, чтобы он продавал алкоголь рядом с единоналожником, который торгует продуктами питания);

— запрещается бартер, векселя, взаимозачет (расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) должны происходить исключительно

в денежной форме — наличным или безналичным способом).

В случае нарушения этих условий предпринимателю предстоит перейти на общую систему налогообложения. При этом доход, полученный от деятельности, не указанной в Свидетельстве, или доход, полученный «неденежным» способом за реализованные товары (работы, услуги), будет облагаться налогом по ставке 15 %.

Вводимые таким образом условия — ограничения единоналожия, сужение круга потенциальных единоналожников и повышение ставок — покажут, насколько востребованной и популярной упрощенная система окажется в будущем.

 

Налог на доходы физических лиц

База налогообложения.

База обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) расширена в частности, путем включения в состав общего налогооблагаемого дохода плательщиков налога доходов в виде:

процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет (кроме процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет (в том числе карточный счет), вклад (депозитный) в небанковские финансовые учреждения или на депозитный (сберегательный) сертификат, общая месячная сумма которых не превышает двукратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, с учетом количества месяцев, за которые согласно договору начисляется такой доход, и процентов на текущие банковские счета (в том числе карточные), по которым в пользу физических лиц осуществляются исключительно выплаты заработной платы, стипендии, пенсии, социальных пособий и других, предусмотренных законом социальных выплат);

процентов на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе (кроме процентов на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе, общая месячная сумма которых не превышает двукратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, с учетом количества месяцев за которые согласно договору начисляется такой доход);

выигрышей в государственную лотерею.

Право выплаты

необлагаемой помощи на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога за счет средств его работодателя, в случае наличия соответствующих подтверждающих документов, кроме расходов, компенсируемых выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования, будут иметь все работодатели независимо от того, являются ли они плательщиками налога на прибыль. Напомним, что в настоящее время такая помощь предоставляется только предприятиями, являющимися плательщиками налога на прибыль, за счет средств, которые остаются после обложения налогом на прибыль (за счет и в пределах своей чистой прибыли).

Проект налогового кодекса

не содержит нормы, согласно которой плательщики налога (отец или мать), воспитывающие троих и более детей, имеют право на невключение в налогооблагаемый доход целевой благотворительной помощи, предоставленной резидентами юридическими или физическими лицами, в то время как на сегодняшний день для таких плательщиков предусмотрена указанная льгота.

Налоговый кредит.

Проект Налогового кодекса
не содержит понятия «налоговый кредит». Вместо него плательщики налога будут иметь право на налоговую скидку, хотя смысл остался прежним, и нормы, регулирующие право плательщика на получение налоговой скидки, в проекте Налогового кодекса практически совпадают с нормами Закона № 889, регулирующими в настоящее время право плательщика на получение налогового кредита.

Ставки налога.

Налогообложение доходов плательщиков налога в форме заработной платы, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, выигрышей в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрышей игроков (участников), полученные от организаторов азартных игр, будет осуществляться по прогрессивной шкале:

— по ставке

15 % — с суммы доходов, не превышающих десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года;

— по ставке

17 % — с суммы превышения десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года.

Ставка налога будет составлять

30 % базы налогообложения для доходов, начисленных как выигрыш или приз (кроме выигрышей в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрышей игроков (участников), полученных от организаторов азартных игр), в пользу резидентов или нерезидентов.

Налогообложение доходов в виде

дивидендов, процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет, процентов на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе, процентов (дисконта), полученных собственником облигаций от их эмитента, будет осуществляться по ставке 5 %.

Налогообложение доходов в форме заработной платы шахтеров-работников, работников шахтостроительных предприятий будет осуществляться по ставке

10 %, при условии, что они заняты на подземных работах полный рабочий день и 50 % и более рабочего времени в год.

Порядок начисления, удержания и уплаты (перечисления) налога в бюджет.

При предоставлении плательщику налога дохода в неденежной форме или выплате наличными из кассы налоговый агент будет обязан уплатить (перечислить) налог в бюджет на протяжении банковского дня, следующего за днем такого начисления (выплаты, предоставления). В настоящее время работодатели перечисляют НДФЛ только после выплаты либо в случае, если такой доход был начислен, но не выплачен, в срок, предусмотренный законом для месячного налогового периода.

Налоговые социальные льготы.

Как и в настоящее время, размер «обычной» НСЛ будет соответствовать 50 % размера одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года. Право на налоговую социальную льготу в размере 100 % «обычной» НСЛ в расчете на каждого ребенка будут иметь плательщики налога, содержащие двоих и более детей возрастом до 18 лет. Сегодня работники, имеющие двоих детей, могут претендовать на НСЛ только на общих основаниях. Однако для налогоплательщиков, содержащих троих и более детей до 18 лет, данной нормой проекта Налогового кодекса существенно снижен размер НСЛ (с 200 % (п.п. «е» п.п. 6.1.3 Закона № 889) до 100 % в проекте Налогового кодекса).

В виде исключения, плательщик налога, содержащий двоих и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов), и имеющий соответственно право на НСЛ по двум основаниям, будет иметь право на

суммирование НСЛ.

В

проекте Налогового кодекса отсутствует действующая ныне норма, согласно которой теряется право на применение НСЛ вдовами (вдовцами), воспитывающими детей до 18 лет, с месяца, в котором такие лица вступают в брак или подпадают под опеку других лиц. Согласно проекту Налогового кодекса данная категория налогоплательщиков сможет претендовать на применение НСЛ до конца года, в котором ребенок достигнет 18 лет, либо, в случае его смерти до достижения указанного возраста, — до конца года, в котором умер ребенок.

 

Налог на транспортные средства

Самое радикальное предложение

проекта Налогового кодекса в отношении транспортного налога заключается в том, что такой налог предполагается уплачивать только при первой регистрации транспортного средства в Украине, т. е. всего один раз. Таким образом, упраздняется ежегодная уплата налога за транспортные средства, числящиеся на балансе на начало года, а также ежегодная отчетность по нему. Хотя отчетность в налоговую инспекцию все же подавать придется — тоже одноразово, в десятидневный срок после первой регистрации в Украине транспортных средств.

При этом остаются в силе ныне действующие экономические механизмы, которые делают крайне невыгодной первую регистрацию в Украине транспортных средств старше 8 лет. Для этого

проектом Налогового кодекса установлены следующие коэффициенты для ставок транспортного налога:

для новых транспортных средств — 1;

— для транспортных средств,

использовавшихся до 8 лет, — 2;

— для транспортных средств,

использовавшихся более 8 лет, — 40.

Среди других нововведений документа стоит упомянуть об

индексации ставок налога, которая будет проводиться ежегодно нарастающим итогом в соответствии с уровнем инфляции. В качестве коэффициента для такой индексации проект Налогового кодекса называет индекс потребительских цен (индекс инфляции), установленный законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Достаточно странная формулировка, хотя не исключено, что это следствие чьей-то ошибки или даже непонимания того, что индекс потребительских цен законом о госбюджете не устанавливается. По крайней мере, сегодня.

Нельзя не отметить, что существенно

упростилось определение объекта обложения транспортным налогом. Теперь будут облагаться (причем без конкретизации кодов по УКТ ВЭД, как было ранее):

колесные транспортные средства (за некоторыми исключениями);

суда;

самолеты и вертолеты (также за некоторыми исключениями).

Не являются объектом налогообложения транспортные средства

, которые используются на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния (товарная позиция 8709 согласно УКТ ВЭД), транспортные средства скорой медицинской помощи, машины и механизмы для сельскохозяйственных работ (товарные позиции 8432 и 8433 согласно УКТ ВЭД) и некоторые другие.

 

Плата за землю

Согласно

проекту Налогового кодекса плата за землюобщегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной форм собственности.

Не пересказывая все содержание раздела, посвященного плате за землю, остановимся фрагментарно на тех отличиях, которые резко контрастируют с существующей методологий ее взимания.

1.

В случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями другим субъектам земельный налог за площади, предоставленные в аренду, будет рассчитываться от нормативной денежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициента функционального использования этих площадей в зависимости от вида экономической деятельности арендатора. Как видим, ГНАУ все-таки удалось протащить свою идею о периодическом перерасчете земельного налога арендодателем, поочередно сдающим в аренду землю или здания арендаторам с различными видами деятельности. Однако как будет указанная норма реализована на практике, пока сказать сложно — лучше будет дождаться соответствующих разъяснений налоговиков и Госкомзема.

2. Известное в настоящее время требование

ч. 5 ст. 12 Закона № 2535 о необходимости уплаты земельного налога на общих основаниях теми землепользователями, которые имеют соответствующие льготы по этому налогу, но сдают в аренду земельные участки, отдельные здания или их части, согласно проекту Налогового кодекса не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

3. Как и ранее, плательщики земельного налога

самостоятельно исчисляют его сумму каждый год по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают в органы ГНС по местонахождению земельных участков налоговый расчет земельного налога по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Предоставление указанного годового расчета освобождает налогоплательщика от обязанности ежемесячного декларирования налога. Новшество проекта Налогового кодекса заключается в том, что если пойти по альтернативному пути, т. е. ежемесячно подавать новую отчетную налоговую декларацию, то подача годовой декларации становится уже не обязательной . Считаем такую новеллу чрезвычайно полезной для налогоплательщиков-землепользователей и, если она останется в окончательном тексте документа, будем настоятельно рекомендовать ее применение. При кажущемся увеличении трудоемкости (12 месячных деклараций по прошествии каждого месяца вместо одной годовой наперед) такой способ снимает целый ряд вопросов и недоразумений, связанных с уточнением земельного налога и исправлением самостоятельно обнаруженных ошибок при его расчете.

4. Что касается декларирования налоговых обязательств по

вновь отведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам аренды земли, то сейчас оно производится в течение месяца со дня возникновения права на вновь отведенный земельный участок. Как следует из проекта Налогового кодекса, предельный срок подачи декларации в указанных случаях — 20 число месяца, следующего за отчетным. Однако пока остается непонятным, какую (годовую или месячную) налоговую декларацию требуется предоставить. При наличии свободы выбора мы бы также рекомендовали налогоплательщикам пользоваться способом, описанным в предыдущем пункте.

5. Некоторые нормы

проекта Налогового кодекса наводят нас на мысль, что теперь обязанность по уплате земельного налога за земельный участок под домом и вокруг него (так называемую придомовую территорию) пытаются возложить на физических и юридических лиц, являющихся сособственниками многоквартирного жилого дома (в отличие от ныне действующего порядка, когда такой налог должен уплачиваться лицом, осуществляющим эксплуатацию или управление домом, т. е. ЖЭКом, ОСМД и т. п.).

6. Урегулирован вопрос относительно

момента начала уплаты земельного налога за земельные участки, на которых расположены здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории, при переходе права собственности на такие здания, сооружения (их части). Указанный налог должен будет уплачиваться на общих основаниях с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

7. Установлена также

обязанность собственника нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме или помещения, переведенного в нежилое в связи с приобретением его в собственность, уплачивать земельный налог за площади под такими помещениями (их частями), с учетом пропорциональной доли придомовой территории, с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

8. Произошли определенные изменения и в механизме индексации денежной оценки земли. В качестве коэффициента для такой индексации

проект Налогового кодекса называет индекс потребительских цен, установленный законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена

, также ежегодно уточняются на указанный выше коэффициент индексации, причем при проведении такой индексации за базовые предлагается считать ставки налога, переписанные из нынешней редакции ч. 2 ст. 7 Закона № 2535 . Вместе с тем нельзя не отметить, что указанным Законом в совокупности с Законом о госбюджете-2010 в текущем году предполагалась индексация таких ставок на коэффициент 3,2, а разработчики Налогового кодекса этот нюанс упустили. В результате такой промашки может оказаться, что ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, на начало следующего года будут в 3,2 раза ниже, чем сейчас.

9. И последнее. Тоже необъяснимо, но факт — в

проекте Налогового кодекса отсутствуют требования, аналогичные тем, которые в настоящее время содержатся в ч. 3 ст. 7 и ч. 2 ст. 8 Закона № 2535. Речь идет о предписании в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения принимать за базу для расчета земельного налога за земли населенных пунктов и земли вне населенных пунктов, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения, величину, которая не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в таком соглашении. Опять же не можем гарантировать, что указанная норма не будет реанимирована в окончательной редакции Кодекса.

 

Экологический налог

Именно так в

проекте Налогового кодекса называется сбор за загрязнение окружающей природной среды, в связи с чем соответствующим изменениям будет подвергнут базовый Закон № 1264. Однако одной только сменой названия здесь не обошлось — появились достаточно серьезные изменения порядка взимания этого налога. И прежде всего — это введение так называемых налоговых агентов, хорошо знакомых нам, в частности, при уплате налога с доходов физлиц.

Роль налоговых агентов, в общем-то, очевидна. С целью улучшения администрирования того или иного налога они осуществляют удержание и перечисление его в бюджет вместо лиц, которые согласно законодательству являются плательщиками такого налога, подают соответствующую отчетность контролирующему органу, а также несут ответственность за определенные нарушения.

Как известно,

сбор за загрязнение окружающей природной среды сейчас взимается за:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения;

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты ;

размещение отходов;

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

временное хранение радиоактивных отходов их производителями (подробнее о действующем порядке и нюансах взимания сбора за загрязнение можно прочитать в тематическом выпуске газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 28).

Так вот,

проектом Налогового кодекса предусматривается переложить на налоговых агентов обязанность удерживать и перечислять в бюджет только тот экологический налог, который взимается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае использования топлива. Тем не менее осуществлять такое удержание и перечисление следует уже при реализации такого топлива, что принципиально отличается от ныне действующего порядка, когда экосбор за выбросы передвижными источниками загрязнения уплачивается только после фактического использования топлива и теми субъектами, которые эксплуатируют такие источники.

Статус налоговых агентов будут иметь

субъекты хозяйствования, которые:

— осуществляют

оптовую торговлю топливом;

— осуществляют

розничную торговлю топливом (кроме тех, которые реализуют топливо, приобретенное у оптовых торговцев).

Очевидно, что при таком подходе сам факт использования (сжигания) топлива отходит на второй план, поскольку э

кологическим налогом будет облагаться каждая первая продажа топлива (оптовая или розничная).

Резюмируя сказанное, отметим, что путем введения института налоговых агентов количество реальных плательщиков экологического налога резко сократится, поскольку сейчас удельный вес плательщиков экосбора за передвижные источники загрязнения в общем количестве плательщиков сбора за загрязнение является наибольшим.

Кстати, определение термина «

передвижной источник загрязнения» в проекте Налогового кодекса осталось без изменений — им названо транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ. Однако мы более чем уверены, что ГНАУ не преминет вернуться к прежней (расширительной) практике толкования этого термина и снова потребует уплаты экологического налога за любые машины, механизмы, приспособления, устройства и т. п., работающие от энергии сжигаемого топлива (например, бензопилы, газонокосилки, передвижные дизель-генераторы и т. п.).

В остальном же правила исчисления, перечисления и предоставления отчетности по экологическому налогу остались практически без изменений. Вместе с тем стоит отметить следующие особенности, которые бросаются в глаза даже при беглом чтении документа:

— применение для индексации ставок экологического налога того же

индекса потребительских цен (индекс инфляции), установленного законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, о котором упоминалось при обсуждении транспортного налога;

отказ от принципа нарастающего итога при составлении отчетности для всех плательщиков (сейчас такой порядок применяется только «радиоактивщиками» // см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 71, с. 4);

отсутствие в проекте Налогового кодекса требований о применении сверхлимитного коэффициента при расчете экологического налога за сбросы в водные источники и за размещение отходов.

Впрочем, не исключено, что все перечисленные новации — результат спешки при написании документа, тогда как в окончательном варианте все встанет на свои места. А вот в том, что пройдут

увеличенные в среднем в 3,6 раза ставки экологического налога, похоже, никаких сомнений быть не должно. На языке ГНАУ это называется «снижение налогового давления на налогоплательщиков».

 

Плата за пользование недрами

Согласно

проекту Налогового кодекса плата за пользование недрами — общегосударственный платеж, который взимается в виде:

— платы за пользование недрами

для добычи полезных ископаемых;

— платы за пользование недрами

в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Заметим, что в настоящее время

статьями 28 и 33 Кодекса о недрах предусмотрены отчисления (сбор) за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, как разновидность платы за пользование недрами. Между тем проект Налогового кодекса не содержит норм относительно взимания геологоразведочного сбора, что должно положительным образом сказаться на налогоплательщиках-недропользователях.

В отношении платы за пользование недрами

для добычи полезных ископаемых стоит сказать, что новые правила ее исчисления во многом напоминают те, которые сегодня содержатся в известном Порядке № 264. А вот ставки указанной платы, приведенные в проекте Налогового кодекса, как и в случае со ставками экологического налога, существенно повышены, причем коэффициент такого повышения далеко не всегда равен тому коэффициенту (1,6448), который определен Законом о госбюджете-2010. В ряде случаев (например, для нефти, газа природного, газа (метана), угольных месторождений, угля и др.) повышение ставок составляет от 3 до 10 раз.

Примечательно, что

проектом Налогового кодекса расширен также перечень полезных ископаемых, за добычу которых взимается плата. В частности, это касается пресных подземных вод, добыча которых сейчас не облагается платой за пользование недрами (об этом мы писали в редакционном комментарии к письму Минприроды от 29.07.2010 г. № 14711/27/10-10 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 75). В случае же утверждения рассматриваемого документа ставка платы за добычу пресных подземных вод составит 5,36 грн. за 100 куб. м.

В то же время

неизменными остаются корректирующие коэффициенты, которые применяются к ставкам в зависимости от вида полезного ископаемого (минерального сырья) и условий его добычи, предусмотренные в настоящее время Порядком № 264, а также порядок индексации ставок платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, введенный Законом № 2275, но так и не успевший вступить в силу (см. статью «Ресурсное, биржевое, льготное: завершаем обзор Закона № 2275» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 50). Однако для индексации ставок предлагается использовать индекс цен производителей промышленной продукции, установленный законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, что опять-таки вызывает определенные вопросы по поводу корректности такой формулировки.

Взимание платы за пользование недрами

в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, сейчас регламентируется соответствующим Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2000 г. № 1682. Поскольку текст этого документа практически полностью перекочевал в проект Налогового кодекса, обсуждать его отдельно нет смысла.

 

Местные налоги и сборы

В

проекте Налогового кодекса (ст. 10) из местных налогов и сборов планируется оставить лишь следующие 4 платежа (первые два из которых, заметим, сегодня числятся в составе общегосударственных налогов и сборов):

— налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (

ст. 265 проекта);

— сбор за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности (

ст. 267 проекта);

— сбор за места для парковки транспортных средств (

ст. 266 проекта);

— туристический сбор (

ст. 268 проекта).

Остальные существующие на сегодняшний день местные налоги, в частности, такие как: коммунальный налог, налог с рекламы, рыночный сбор и прочие, особо не играющие важной роли в наполнении местных бюджетов, планируется отменить.

 

Налог на недвижимость

Вводимый налог на недвижимость призван взять под «крыло»

жилую недвижимость физических и юридических лиц, а также нерезидентов (собственников недвижимых объектов). Правда, при этом устанавливаются и необлагаемые нормы (точнее, ставка налога для них составляет 0 грн. за 1 кв. м).

Итак,

налогом на недвижимость не облагается:

— принадлежащий собственнику объект жилой недвижимости общей площадью

не выше 100 кв. м (в городе) и 200 кв. м (в сельской местности);

— если в объекте жилой недвижимости зарегистрировано (прописано) более 2 человек (в городе) и 5 человек (в сельской местности), то на каждое зарегистрированное лицо устанавливается

необлагаемая площадь из расчета 40 кв. м на 1 человека (таким образом, жители квартир, площадь которых не превышает нормы в 40 кв. м на человека, налогом на недвижимость облагаться не будут);

— садовый или дачный домик общей площадью не более 40 кв. м (но не более 1 такого объекта на одного плательщика налога)

.

В случае владения несколькими объектами жилой недвижимости вышеоговоренные льготы могут применяться только

к одному из них.

А вот «лишние» метры придется оплачивать. Так, жилая недвижимость, площадь которой

превышает оговоренные необлагаемые нормы, облагается налогом на недвижимость по ставке 10 грн. за 1 кв. м . При этом с учетом местонахождения и техсостояния жилой недвижимости местные власти могут устанавливать к такой базовой ставке налога понижающие или повышающие коэффициенты (от 0,5 до 1,5), о чем должно приниматься решение не позднее чем за 3 месяца до начала отчетного года.

Отчетным периодом

для налога на недвижимость является календарный год. Причем сумму налога на недвижимость:

физлицам (в том числе физлицам-предпринимателям) рассчитают налоговые органы по местонахождению жилой недвижимости, направляя при этом физлицу расчет налога с уведомлением о сумме, подлежащей уплате, и платежными реквизитами не позднее 15 июля отчетного года;

юрлица — определяют самостоятельно по состоянию на 1 января отчетного года (с разбивкой годовой суммы равными частями поквартально), подавая до 1 февраля этого же года соответствующий расчет налоговым органам по местонахождению недвижимых объектов.

Уплачивается налог на недвижимость

по месту расположения недвижимого объекта в следующие сроки:

— физлицами — равными частями — до 15 августа и до 15 ноября;

— юрлицами —

ежеквартальнодо 30 числа, следующего за отчетным кварталом.

 

Сбор за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности

В такой вид сбора в

проекте Налогового кодекса трансформировалась известная всем плата за патенты, оказавшись теперь в кругу местных налогов и сборов (и хотя, заметим, сбор получил такое название, фактически в проекте по-прежнему говорится о необходимости приобретения торговых патентов для определенных видов деятельности). Так, уплачивать сбор предстоит в случае осуществления:

— торговой деятельности в пунктах продажи товаров;

— деятельности по оказанию платных услуг (по перечню КМУ);

— торговли наличными валютными ценностями в пунктах продажи инвалюты;

— деятельности в сфере развлечений (кроме проведения денежных гослотерей).

По аналогии с сегодняшним

Законом о патентовании ст. 267 проекта Налогового кодекса оговаривает возможные случаи приобретения субъектами хозяйствования:

льготного торгового патента (продажа периодики с сопутствующей продукцией — канцтоварами; торговля семенами, посадочным материалом, спичками; торговля отечественными: почтовыми марками, конвертами, периодикой, готовыми лекарственными средствами, витаминами, термометрами, зубной пастой, мылом, угольными брикетами и пр.);

краткосрочного торгового патента (на торговлю сроком не более 15 дней, ст. 14.1.91, 267.2.8, 267.5.2 проекта);

— а также

случаи, когда сбор не уплачивается (в частности, аптеками; физлицами-предпринимателями, торгующими на рынке; при продаже наемным работникам продукции собственного производства; пунктами приема вторсырья и пр.).

Размер сбора

и порядок уплаты устанавливаются органами местного самоуправления. В частности, сбор за проведение торговой деятельности и деятельности по оказанию платных услуг в расчете на календарный месяц устанавливается в следующих пределах (его размер теперь зависит от минимальной заработной платы):

— на территории г. Киева и областных центров — от 0,08 до 0,4 размера минимальной зарплаты (установленной на 1 января календарного года — далее минзарплата);

— на территории г. Севастополя, городов областного значения (кроме областных центров) и районных центров — от 0,04 до 0,2 размера минзарплаты;

— на территории других населенных пунктов — до 0,1 размера минзарплаты.

В существенно большем размере уплачивается сбор при осуществлении деятельности в сфере развлечений и торговле валютными ценностями. При этом в целом можно отметить, что принципы взимания платы за патенты, заложенные

Законом о патентовании, при уплате сбора за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности в проекте сохраняются.

 

Сбор за места парковки

Существующий на сегодняшний день сбор за парковку автотранспорта в

проекте Налогового кодекса стал сбором за места для парковки транспортных средств. Уплачивать его будут юрлица и физлица-предприниматели, которые согласно решениям местных властей организовывают и осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки в специально отведенных автостоянках. Объектом налогообложения будет выступать соответствующий отведенный для парковки земельный участок (включая коммунальные гаражи, стоянки, паркинги, построенные за счет средств местных бюджетов).

Ставка сбора

устанавливается из расчета от 0,03 до 0,15 процента минимальной заработной платы (установленной законом на 1 января отчетного года) за 1 кв. м за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств. Порядок уплаты сбора устанавливается органами местного самоуправления. Сбор уплачивается в местный бюджет по месту расположения отведенного парковочного места авансом — до 30 числа (включительно) каждого месяца. Отчетный период — квартал, отчетность подается поквартально.

И наконец…

 

Туристический сбор

Туристическим сбором, следуя

проекту, окажется сегодняшний курортный сбор. Уплачивать его будут курортники (туристы), прибывающие на территорию курортов, а собирать с них его сумму и перечислять в бюджет (ежемесячно, до 30 числа включительно) — как правило, гостиницы, кемпинги, квартирно-посреднические организации, расселяющие приезжих и т. п. (налоговые агенты). Отчитываться налоговые агенты при этом будут поквартально.

На этом сегодня завершаем разговор. Надеемся, предложенный материал поможет вам быть в курсе последних событий, соориентироваться в новшествах законодательства и встретить грядущие налогово-кодексные перемены во всеоружии.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше