Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Что должно быть предметом обжалования в суде в случае неподачи налоговым органом отделению Госказначейства заключения о сумме бюджетного возмещения по НДС

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2010/№ 82
Печать
Письмо от 20.07.2010 г. № 1112/11/13-10

Hачало

Предыдущий фрагмент

9. Дела, связанные с требованием плательщика налога предоставить заключение о сумме бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость

Определенное распространение в судебной практике имеют споры, связанные с рассмотрением искового требования плательщика налога к налоговому органу о предоставлении заключения, подтверждающего сумму бюджетного возмещения.

Правовой анализ причин возникновения такой категории споров удостоверяет следующее.

Исходя из системного анализа подпунктов 7.7.5, 7.7.6 пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», право у плательщика налога на бюджетное возмещение возникает через 40 дней после получения соответствующей декларации налоговым органом. Указанный срок может быть продлен еще на 30 дней в случае принятия налоговым органом решения о проведении внеплановой выездной (документальной) проверки по основаниям, предусмотренным подпунктом 7.7.5 пункта 7.5 статьи 7 этого Закона.

Согласно порядку бюджетного возмещения, установленному подпунктом 7.7.6 пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», орган государственного казначейства предоставляет плательщику налога сумму бюджетного возмещения путем перечисления средств с бюджетного счета на текущий банковский счет плательщика налога в обслуживающем банке в течение пяти операционных дней после получения соответствующего заключения налогового органа. В соответствии с абзацем вторым подпункта 7.7.8 пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» по окончании процедуры административного или судебного обжалования налоговый орган в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения соответствующего решения, обязан предоставить органу государственного казначейства заключение с указанием суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета.

Указанные положения устанавливают порядок взаимодействия государственных органов между собой. Поэтому в случае, когда налоговый орган в установленный законом срок не предоставляет соответствующее заключение органу государственного казначейства, плательщик налога имеет право воспользоваться своим правом на судебное обжалование бездействия путем обращения с иском о взыскании соответствующей суммы средств из государственного бюджета. Такой же способ защиты следует применять в случае безосновательного отказа плательщику налога в бюджетном возмещении.

Ответчиками по делам такой категории выступают налоговый орган и орган государственного казначейства. При этом истец не обязан указывать содержание исковых требований отдельно по каждому из них, поскольку налоговый орган и орган государственного казначейства действуют как органы государственной власти, как представители одного ответчика — государства, через которые государство приобретает и осуществляет свои права и обязанности. При этом предварительное административное или судебное обжалование действий или бездействия органов государственной налоговой службы по предоставлению заключения о суммах налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, не является необходимым предусловием для непосредственного обращения плательщика налога с иском о взыскании соответствующей суммы из Государственного бюджета Украины.

Вместе с тем заключение налогового органа с указанием суммы бюджетного возмещения в соответствии с подпунктом 7.7.6 пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» является основанием для проведения возмещения сумм налога на добавленную стоимость из государственного бюджета. Следовательно, непредоставление такого заключения также может нарушать права плательщика налога на бюджетное возмещение.

Следует отметить, что правовое значение заключения о подтверждении суммы бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость значительно возросло после вступления в силу Закона Украины от 25 марта 2005 года № 2505-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины». Этот Закон установил рассматриваемый выше порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость из Государственного бюджета Украины, согласно которому соответствующее заключение налогового органа является обязательным для перечисления средств органами казначейства плательщику налога.

Ввиду этого некоторые административные суды считали, что плательщик налога не лишен права на обращение в суд с требованием к органу государственной налоговой службы об обязательстве предоставить органу государственного казначейства заключение о суммах налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению плательщику налога. При этом, по мнению таких судов, плательщик налога имеет право по своему усмотрению выбирать способ судебной защиты своего права на бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость — или путем непосредственного обращения с требованием о взыскании соответствующих сумм из государственного бюджета, или путем обязательства налогового органа предоставить заключение органа государственного казначейства.

Именно приведенные обстоятельства следует признать причинами возникновения разной практики в административных судах Украины

.

Правовая позиция Верховного Суда Украины по этому вопросу изложена, в частности, в постановлении от 24 февраля 2009 года35 по делу по иску Закрытого акционерного общества «А» к Государственной налоговой инспекции в Тисменицком районе Ивано-Франковской области, Главному управлению Государственного казначейства в Ивано-Франковской области о признании недействительным налогового уведомления-решения и побуждении к совершению действий.

35

Постановление Верховного Суда Украины от 24 февраля 2009 года, регистрационный номер судебного решения в ЕГРСР — 3741893.

Как указано в этом постановлении Верховного Суда Украины, решения судов в части удовлетворения искового требования об обязательстве ответчика предоставить органу государственного казначейства заключение о сумме, подлежащей возмещению из бюджета, являются ошибочными, поскольку в этой части производство по делу подлежало закрытию в связи с тем, что такое требование не является способом защиты прав плательщика налога на добавленную стоимость и не подлежит рассмотрению в суде. В случае невозмещения бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость право плательщика нарушается в результате неполучения средств из бюджета, поэтому способом защиты этого права должно быть требование о взыскании указанных средств (возмещении задолженности).

С учетом изложенного судам следует отказывать в открытии производства по административному делу по исковым требованиям плательщиков налога о предоставлении заключения о подтверждении суммы бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость на основании пункта 1 части первой статьи 109 КАС, а открытое производство по делу следует закрывать на основании пункта 1 части первой статьи 157 указанного Кодекса

.

В некоторых судебных решениях Верховного Суда Украины производства по административным делам по искам плательщиков налога о предоставлении заключения о сумме бюджетного возмещения не были закрыты. Примером может быть дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «И» к Государственной налоговой инспекции в Соломенском районе г. Киева, при участии третьего лица — Отделения государственного казначейства в Соломенском районе города Киева, о признании недействительным налогового уведомления-решения и обязательстве предоставить органу государственного казначейства заключение о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость. По этому делу Верховный Суд Украины оставил в силе все судебные решения, которые предусматривали удовлетворение исковых требований о предоставлении заключения о подтверждении сумм бюджетного возмещения.

Таким образом,

не исключается возможность дальнейшей доработки рассматриваемого вопроса с Верховным Судом Украины, что, однако, не освобождает судей административных судов от соблюдения выраженной этой инстанцией правовой позиции в силу обязательности судебных решений.



комментарий редакции

Что должно быть предметом обжалования в суде
в случае неподачи налоговым органом отделению
Госказначейства заключения о сумме
бюджетного возмещения по НДС

Сколько лет существует Закон об НДС, столько лет у налогоплательщиков существуют проблемы с возмещением НДС из бюджета. Как все мы понимаем, эти проблемы возникают, в основном, не по их вине.

Механизм возмещения НДС прописан в

п. 7.7 Закона об НДС. Так, возмещение НДС из бюджета осуществляется органом Госказначейства на основании полученных от налоговых органов заключений, в которых указана сумма, подлежащая возмещению. Такие заключения налоговые органы обязаны направить органам Госказначейства в пятидневный срок после окончания проверки*, которая в обязательном порядке проводится после получения от налогоплательщика декларации по НДС.

* Напомним, что согласно п. 4.1 Порядка № 209 налоговые органы должны предоставить органам Госказначейства заключения не позднее чем за пять дней до истечения срока возмещения НДС, установленного законодательством.

Органы Госказначейства в течение пяти операционных дней после получения заключения налогового органа перечисляют плательщику налога указанную в нем сумму бюджетного возмещения путем перечисления средств с бюджетного счета на текущий банковский счет плательщика в обслуживающем банке.

Вроде бы ничего сложного. Однако на практике налоговые органы, несмотря на наличие всех законных оснований для возмещения НДС, не спешат направлять заключения в органы Госказначейства в установленные сроки, что вынуждает налогоплательщиков решать вопросы возврата средств в судебном порядке, тем более что такое право предоставлено им п. 6.2 Порядка № 209, где сказано, что плательщик налога имеет право в любой момент после возникновения бюджетной задолженности обратиться в суд с иском о взыскании средств бюджета и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в несвоевременном возмещении излишне уплаченных налогов.

На сегодняшний день существует практика, когда плательщики налога в случаях невозмещения бюджетной задолженности по НДС обращаются в суд:

— либо с требованием о взыскании соответствующих сумм из государственного бюджета;

— либо с требованием обязать налоговый орган предоставить органу Госказначейства заключение в отношении суммы, подлежащей возмещению из бюджета.

ВАСУ же в комментируемом письме дает понять, что предметом для рассмотрения в суде могут быть только требования налогоплательщика о взыскании соответствующих сумм из госбюджета. При этом ответчиками в таких делах выступают налоговый орган и орган Госказначейства. Это можно объяснить тем, что плательщики НДС не являются субъектами отношений, возникающих в результате предоставления заключения о суммах возмещения НДС, поскольку согласно Закону об НДС

и Порядку № 209 такое заключение выдается органом налоговой службы органу Госказначейства, а не плательщику налога. Поэтому исковые требования налогоплательщиков об обязанности налоговых органов предоставить заключение о суммах возмещения НДС не соответствуют материально-правовому способу защиты нарушенного права, определенного законом, а потому не подлежат рассмотрению в суде.

Так что, если вы хотите, чтобы при решении вашего вопроса с возмещением бюджетной задолженности по НДС было поменьше трудностей, в качестве способа судебной защиты своего права лучше выбрать обращение с требованием о взыскании соответствующих сумм из бюджета.

 

Наталья Белова

Следующий фрагмент

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше