Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сроки наложения санкций и привлечения к ответственности

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2010/№ 82
Печать
Письмо от 20.07.2010 г. № 1112/11/13-10

Hачало

Предыдущий фрагмент

30. Вопрос сроков применения административно-хозяйственных санкций, предусмотренных статьей 250 Хозяйственного кодекса Украины, при рассмотрении дел по обращению органов государственной налоговой службы о взыскании начисленных санкций, не связанных с нарушением правил налогообложения

По делу по иску Государственной налоговой инспекции в г. Чернигове к Открытому акционерному обществу «Ч» о взыскании 1840 грн. Верховным Судом Украины66 произведено разграничение между сроками применения административно-хозяйственных санкций, установленных статьей 250 Хозяйственного кодекса Украины, и сроками обращения в административный суд с иском о взыскании таких санкций, определенными статьей 99 КАС. При этом Верховным Судом Украины указано, что эти сроки по своей правовой природе являются разными и применяются независимо друг от друга.

66

Постановление Верховного Суда Украины от 15 сентября 2009 года.

В постановлении, в частности, указано следующее

.

По рассматриваемому делу кассационный и апелляционный суды исходили из того, что при решении вопроса правомерности применения к ответчику административно-хозяйственной санкции следует руководствоваться нормой права, предусмотренной статьей 250 Хозяйственного кодекса Украины, а при решении вопроса установления срока обращения в суд о взыскании добровольно не уплаченной суммы финансовой санкции — статьей 99 КАС. Поскольку срок взыскания таких санкций истек, то оснований для удовлетворения требований государственной налоговой инспекции суды указанных инстанций не нашли.

Судами установлено, что Государственная налоговая инспекция в г. Чернигове обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Ч» о взыскании указанной выше суммы финансовой санкции, определенной налоговой инспекцией на основании пункта 1 статьи 17 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», ссылаясь на то, что в добровольном порядке ответчик эту сумму в бюджет не уплатил.

По своей сути предусмотренная статьей 17 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» финансовая санкция является административно-хозяйственной санкцией, а поэтому ее применение регулируется нормами главы 27 Хозяйственного кодекса Украины. При этом коллегия судей отмечает, что административно-хозяйственная санкция в качестве меры организационно-правового или имущественного характера применяется уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления и поэтому установленный статьей 250 Хозяйственного кодекса Украины срок административно-хозяйственной санкции применяется при ее реализации и не имеет непосредственного отношения к сроку обращения в суд, определенному в статье 99 КАС.

В соответствии с частью второй статьи 99 КАС для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица установлен годовой срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.

Согласно части первой статьи 100 этого Кодекса пропуск срока обращения в административный суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если на этом настаивает одна из сторон.

Судами предыдущих инстанций установлено, что Открытое акционерное общество «Ч» в возражениях на иск настаивало на применении судом части первой статьи 100 КАС. В то же время также установлено, что актом проверки Бахмачской межрайонной государственной налоговой инспекции Черниговской области (правопреемником которой является Государственная налоговая инспекция в г. Чернигове) от 11 мая 2004 года № 23-227/180 было выявлено нарушение Открытым акционерным обществом «Ч» пункта 1 статьи 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», а налоговым уведомлением-решением от 8 июня 2004 года № 0004002323/0 применены финансовые санкции.

Государственная налоговая инспекция с административным иском о взыскании с ответчика начисленной ему финансовой санкции в размере 1840 грн. обратилась в суд только в октябре 2006 года, тем самым пропустив срок, предусмотренный статьей 99 КАС.

Факт обращения Открытого акционерного общества «Ч» в суд в 2004 году по поводу обжалования налогового уведомления-решения от 8 июня 2004 года № 0004002323/0, которым ответчику начислена указанная сумма, является реализацией права субъекта хозяйствования и, как правильно считали суды апелляционной и кассационной инстанций, не может влиять на ход срока обращения в суд по этому делу.

В связи с приведенным судебное решение Высшего административного суда Украины по этому делу было оставлено без изменений.

В соответствии с изложенной выше правовой позицией Верховного Суда Украины штрафные (финансовые) санкции, установленные законодательными актами не по вопросам налогообложения, по своей сути являются административно-хозяйственными санкциями, которые по определению части первой статьи 238 Хозяйственного кодекса Украины могут быть применены к субъектам хозяйствования уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности в качестве мер организационно-правового или имущественного характера, направленных на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.

Учитывая это, такие санкции органами государственной налоговой службы могут применяться к субъектам хозяйствования в течение сроков, определенных статьей 250 указанного Кодекса для применения административно-хозяйственных санкций, т. е. в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом

.

В то же время применение санкций за нарушения законов, не являющихся законами по вопросам налогообложения, должно осуществляться налоговым органом путем принятия решения о применении штрафных (финансовых) санкций, которое составляется по форме «С» согласно приложению 8 к Порядку направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений плательщикам налогов и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины от 21 июня 2001 года № 253.

При этом решение по форме «С» должно приниматься в течение сроков, установленных статьей 250 Хозяйственного кодекса Украины. В свою очередь, взыскание санкций, начисленных в соответствии с принятым по форме «С» решением, осуществляется с учетом сроков обращения в административный суд, установленных статьей 99 КАС.

Еще одним важным выводом по этому делу является то, что обжалование плательщиком налогов решения об определении ему налоговых обязательств налоговым органом не влияет на течение срока исковой давности, установленного статьей 99 КАС. Таким образом, налоговый орган должен соблюдать предусмотренные КАС сроки исковой давности при взыскании начисленных решением по форме «С» штрафных санкций и в том случае, если соответствующее решение было обжаловано плательщиком налогов в судебном порядке.

<…>

 

Председатель суда А. Пасенюк



комментарий редакции

Сроки наложения санкций и привлечения к ответственности

Основное правило, которое должны принять во внимание субъекты хозяйствования, заключается в следующем. Есть два срока, которые должны быть соблюдены налоговыми органами при применении санкций за нарушение неналогового законодательства (РРО, оборот наличных средств, пеня в ВЭД):

1. В соответствии со ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины административно-хозяйственные санкции могут быть наложены на субъекта хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее одного года со дня его совершения. При этом днем выявления нарушения считается день подписания акта проверки. В эти сроки

налоговый орган должен вынести решение о применении штрафных (финансовых) санкций по форме «С» согласно приложению 8 к Порядку направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений налогоплательщикам и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденному приказом ГНАУ от 21.06.2001 г. № 253.

2. Второй

срок установлен для обращения налогового органа в суд с целью принудительного взыскания с субъекта хозяйствования суммы санкций, которая была определена в решении о их применении, но не была добровольно уплачена субъектом хозяйствования. Для его определения следует руководствоваться ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины. В этой части отдельно следует учесть, что позиция ВСУ, изложенная в комментируемом письме, основывалась на предписаниях ст. 99 КАСУ еще до внесения в нее изменений новым Законом о судоустройстве. В действующей редакции данная статья предусматривает шестимесячный срок обращения в суд субъектом властных полномочий для взыскания определенной в решении о применении штрафных санкций суммы. Иск налоговиков при этом будет рассматриваться по сокращенной процедуре (ст. 1832 КАСУ).

Напомним: для обжалования решения налогового органа в суде теперь предоставлен месячный срок, который отсчитывается либо со дня получения такого решения, либо если налогоплательщик до обращения в суд подавал жалобу в вышестоящий налоговый орган, то со дня вынесения решения по результатам рассмотрения такой жалобы (см. письмо ВАСУ от 27.09.2010 г. № 1343/11/13-10// «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 81).

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше