Темы статей
Выбрать темы

О подаче налогового расчета по сбору за спецводопользование за 9 месяцев 2010 года и 2010 год

Редакция НиБУ
Письмо от 11.10.2010 г. № 21445/7/15-0817

О подаче налогового расчета по сбору за спецводопользование за 9 месяцев 2010 года и 2010 год

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 11.10.2010 г. № 21445/7/15-0817

 

Государственная налоговая администрация Украины дает рекомендации по порядку подачи налогового расчета (перерасчета) по сбору за специальное водопользование за 9 месяцев 2010 года и 2010 год.

В 2010 году нормативы сбора за специальное водопользование определяются согласно приложению 2 к Закону Украины от 03.08.2009 № 309-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон № 309-VI), с применением к нормативам сбора коэффициента 1,439 (п. 81 разд. II Заключительных положений Закона № 309-VI), а начиная с 30.04.2010 — с применением коэффициентов 1,439 и 1,143 к нормативам сбора (ст. 9 Закона Украины от 27.04.2010 № 2154-VI «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» (далее — Закон № 2154-VI).

В соответствии с п.п. 3 п. 11 Закона Украины от 20 мая 2010 года № 2275-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон № 2275-VI), начиная

с 1 июля 2010 года установлены новые нормативы сбора за использование воды, входящей исключительно в состав напитков.

Новые нормативы по сбору за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих исключительно в состав напитков, составляют:

— за использование поверхностной воды — 21,60 грн. за 1 куб. метр;

— за использование подземной воды — 25,20 грн. за 1 куб. метр.

Пунктом 9 разд. II Заключительных положений Закона № 2275-VI предусмотрено, в частности, что в 2010 году нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод определяются с учетом норм ст. 9 Закона № 2154-VI.

Следовательно,

с 01.07.2010 при исчислении налоговых обязательств по сбору за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих исключительно в состав напитков, следует применять новые нормативы, введенные в соответствии с п.п. 3 п. 11 Закона № 2275-VI, а коэффициенты, установленные ст. 9 Закона № 2154-VI, не применяются (п. 9 разд. II Заключительных положений Закона № 2275-VI).

Плательщики сбора за специальное водопользование подают в органы государственной налоговой службы расчеты по сбору за специальное водопользование за 9 месяцев и 2010 год нарастающим итогом с начала года по формам, утвержденным приказом ГНА Украины от 23.12.2008 № 802, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17.03.2009 под № 251/16267, в сроки, установленные для квартального налогового периода, в соответствии с подпунктом «і» пп. 4.4.2 п. 4.4 ст. 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Таким образом,

рекомендации по подаче двух налоговых расчетов, предусмотренные письмом ГНА Украины от 17.06.2010 № 11925/7/15-0817, за отчетный налоговый период 9 месяцев 2010 года не применяются.

При этом в связи с изменением нормативов в середине бюджетного года рекомендуем плательщикам сбора — производителям напитков составлять и подавать в органы налоговой службы за 9 месяцев 2010 года налоговые расчеты (перерасчет) по сбору за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использования воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков, с учетом следующего.

В последней строке

пункта 6 заглавной части налогового расчета предприятия — производители напитков делают примечание «производители напитков».

В колонке 3 «

Объем фактически использованной воды с учетом потерь в системах водоснабжения» результирующей строки 2 «использование вод, входящих в состав напитков (стр. 2.1 + стр. 2.2)»:

в

строках 2.1.1.1 стр. 2.1.1 «поверхностные водные объекты» и 2.1.2.1 стр. 2.1.2 «подземные воды и источники» стр. 2.1 «водные объекты общегосударственного значения (стр. 2.1.1 + стр. 2.1.2)» указываются фактически использованные объемы воды за отчетный налоговый период с 30.04.2010 по 30.06.2010 включительно и делается примечание в левой части перед названием водных объектов «с 30.04.2010 по 30.06.2010»;

в

строках 2.1.1.2 стр. 2.1.1 «поверхностные водные объекты» и 2.1.2.2 «подземные воды и источники» стр. 2.1.2 стр. 2.1 «водные объекты общегосударственного значения» указываются фактически использованные объемы воды за отчетный налоговый период с 01.07.2010 по 30.09.2010 включительно и делается примечание в левой части перед названием водных объектов «с 01.07.2010 по 30.09.2010»;

в

строках 2.2.1.1 стр. 2.2.1 «поверхностные водные объекты» и 2.2.2.1 стр. 2.2.2 «подземные воды и источники» стр. 2.2 «водные объекты местного значения (стр. 2.2.1 + 2.2.2)» указываются фактически использованные объемы воды за отчетный налоговый период с 30.04.2010 по 30.06.2010 включительно и делается примечание в левой части перед названием водных объектов «с 30.04.2010 по 30.06.2010»;

в

строках 2.2.1.2 стр. 2.2.1 «поверхностные водные объекты» и 2.2.2.2 стр. 2.2.2 «подземные воды и источники» стр. 2.2 «водные объекты местного значения» указываются фактически использованные объемы воды за отчетный налоговый период с 01.07.2010 по 30.09.2010 включительно и делается примечание в левой части перед названием водных объектов «с 01.07.2010 по 30.09.2010».

Вместе с этим, если у плательщиков сбора — производителей напитков имеется несколько водных объектов общегосударственного или местного значения, то за отчетный налоговый период 9 месяцев 2010 года в результирующей

строке 2 (колонка 3) фактически использованные объемы воды указываются в свернутом виде (суммарные данные по нескольким поверхностным (подземным) водным объектам).

В колонке 4 «Нормативы сбора»

результирующей строки 2 «использование вод, входящих в состав напитков» (стр. 2.1 + стр. 2.2)» (соответственно стр. 2.1.1.1, 2.1.2.1, 2.2.1.1, 2.2.2.1) за период с 30.04.2010 по 30.06.2010 включительно плательщики сбора — производители напитков указывают нормативы сбора за специальное водопользование, установленные в соответствии с приложением 2 к Закону № 309-VI (для поверхностной — 3 грн. за 1 куб. метр, подземной — 3,5 грн. за 1 куб. метр).

В

колонке 5 «Коэффициенты, применяемые к нормативам сбора» результирующей строки 2 (соответственно, стр. 2.1.1.1, 2.1.2.1, 2.2.1.1, 2.2.2.1) за период с 30.04.2010 по 30.06.2010 включительно плательщиками сбора — производителями напитков указывается 1,6448 (произведение коэффициентов 1,439 и 1,143 в соответствии со ст. 9 Закона № 2154-VI).

При этом для предприятий жилищно-коммунального хозяйства в

колонке 5 указывается произведение коэффициентов 1,6448 и понижающего 0,3 (0,4934), а теплоэлектростанциями за использование поверхностной воды, пропущенной через конденсаторы турбин для охлаждения конденсата, — произведение 1,6448 и 0,005 (0,0082).

В колонке 4 «Нормативы сбора»

результирующей строки 2 за период с 01.07.2010 по 30.09.2010 включительно (соответственно, стр. 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.2.1.2, 2.2.2.2) плательщики сбора — производители напитков указывают нормативы сбора за специальное водопользование, установленные в соответствии с нормами п. 3 ст. 11 Закона № 2275-VI (для поверхностной — 21,60 грн. за 1 куб. метр, подземной 25,20 грн. за 1 куб. метр).

В

колонке 5 «Коэффициенты, применяемые к нормативам сбора» результирующей строки 2 (соответственно, стр. 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.2.1.2, 2.2.2.2) за период с 01.07.2010 по 30.09.2010 включительно плательщики сбора — производители напитков соответствующие строки прочеркивают.

Что касается установленных годовых лимитов

на использование воды в части воды, входящей в состав напитков, то поскольку на сегодня не предусмотрено установление отдельных годовых лимитов для воды, используемой на производство напитков, рекомендуем предприятиям — производителям напитков рассчитывать такие лимиты самостоятельно, исходя из расчета удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды на примере, приведенном в письме ГНА Украины от 29.05.2008 № 10916/7/15-0817.

Для распределения исчисленного плательщиками годового лимита для воды, используемой на производство напитков, между условно выделенными выше периодами и исключительно в целях расчета сбора следует считать, что на период

с 30.04.2010 по 30.06.2010 включительно установлен лимит на уровне фактически использованной воды, входящей в состав напитков, за этот период, но не больше установленного годового лимита.

Следовательно, в

колонке 6 «Установленный годовой лимит использования воды» результирующей строки 2 «использование вод, входящих в состав напитков» за период с 30.04.2010 по 30.06.2010 включительно плательщики сбора — производители напитков указывают лимит на уровне фактически использованной воды, входящей в состав напитков, за этот период, но не больше установленного годового лимита.

На период

с 01.07.2010 и до даты окончания отчетного налогового периода (9 месяцев, 2010 год) устанавливается лимит в размере самостоятельно исчисленного годового лимита для воды, входящей в состав напитков, за вычетом фактически использованных за периоды с 01.01.2010 по 29.04.2010 включительно и с 30.04.2010 по 30.06.2010 включительно объемов воды, входящей в состав напитков.

То есть в

колонке 6 «Установленный годовой лимит использования воды» результирующей строки 2 «использование вод, входящих в состав напитков» за период с 30.06.2010 по 30.09.2010 включительно плательщики сбора — производители напитков указывают лимит, равный разнице между самостоятельно исчисленным годовым лимитом для воды, входящей в состав напитков, и фактически использованными объемами воды, входящей в состав напитков, за периоды с 01.01.2010 по 29.04.2010 включительно и с 30.04.2010 по 30.06.2010 включительно.

В

разд. II «Начисленная сумма сбора за предыдущий отчетный период» в стр. 2.2 «использование вод, входящих в состав напитков» плательщик сбора — производитель напитков указывает сумму сбора, которая состоит из начислений за период с 30.04.2010 по 30.06.2010 включительно, указанных в строках 2.1.1.1 (для поверхностных водных объектов) и 2.1.2.1 (для подземных вод и источников).

В

строке 3.2 разд. III «Начисленная сумма сбора за отчетный квартал» плательщик сбора — производитель напитков указывает разницу между начисленной суммой сбора с начала года, указанной в результирующей строке 2 разд. I, и начисленной суммой сбора за предыдущий отчетный период, указанной в строке 2.2 разд. II.

По указанной аналогии составляется и подается годовой

налоговый расчет (перерасчет) по сбору за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использования воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков, для плательщиков — производителей напитков.

Для других категорий плательщиков

расчеты сбора за специальное водопользование составляются и подаются по установленным ГНА Украины формам: за 9 мес. 2010 г. — с 30.04.2010 по 30.09.2010, за 2010 год — с 30.04.2010 по 31.12.2010.

Обязываем довести настоящее письмо до сведения подчиненных структурных подразделений для использования его в работе, а также провести соответствующую массово-разъяснительную работу с плательщиками сбора за специальное водопользование.

 

Заместитель председателя А. Любченко



комментарий редакции

«Тече вода, тече бистра вода…»
(ГНАУ разъясняет нюансы составления отчетности по спецводосбору)

Многие уже свыклись с мыслью о том, что из-за постоянных изменений налогового законодательства, на которые богаты несколько последних лет (не в последнюю очередь и в отношении ресурсных сборов и платежей), составить отчетность по итогам очередного квартала с использованием утвержденных отчетных форм не представляется возможным. Похоже, только ГНАУ никак не может к этому привыкнуть, о чем свидетельствует комментируемое письмо. Ведь несмотря на достаточно дельные рекомендации, которые в нем содержатся, ознакомиться с ними большинству плательщиков сбора за специальное водопользование удастся только под занавес текущей отчетной кампании.

Между тем, о необходимости дополнительных разъяснений порядка составления отчетности по указанному сбору за 9 месяцев 2010 года и в целом за год, в особенности для водопользователей — производителей напитков, стало ясно сразу после принятия Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010 г. № 2275-VI (далее — Закон № 2275), и мы говорили об этом неоднократно (см. статью «Ресурсное, биржевое, льготное: завершаем обзор Закона № 2275» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 50, а также редакционный комментарий к письму ГНАУ от 17.06.2010 г. № 11925/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 57).

Напомним, что упомянутым письмом предлагалось

предоставлять полугодовую отчетность по спецводосбору в виде двух отдельных налоговых расчетов за условные периоды с 01.01.2010 г. по 29.04.2010 г. включительно и с 30.04.2010 г. по 30.06.2010 г. включительно. Это было связано с «госбюджетными» изменениями коэффициентов индексации нормативов сбора посредине отчетного налогового периода, а именно с 30 апреля.

Преимущество такой формы подачи полугодовой отчетности состояло в том, что

показатели I квартала нарастающим итогом приводились лишь в первом из вышеперечисленных расчетов. Во втором же расчете суммы сбора, начисленные за первый период, т. е. с 01.01.2010 г. по 29.04.2010 г. включительно, отражать не следовало, что позволяло в дальнейшем условно отсчитывать начало отчетного года с 30 апреля*. Вследствие этого все плательщики сбора за специальное водопользование, кроме производителей напитков, в расчет сбора за 9 месяцев текущего года должны включить показатели с 30.04.2010 г. по 30.09.2010 г., а в целом за 2010 год — с 30.04.2010 г. по 31.12.2010 г.

* Похожая ситуация уже встречалась при подаче отчетности по сбору за загрязнение окружающей природной среды в 2003 году (см. письмо ГНАУ от 24.06.2003 г. № 9911/7/11-1317 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 55).

Об этом однозначно сказано в предпоследнем абзаце комментируемого письма, и мы полностью солидарны с рациональным подходом таких рекомендаций. Рациональное же их зерно состоит в том, что

за каждый из оставшихся налоговых периодов текущего года необходимо подать по одному налоговому расчету, а не по два, как это было в отчетную кампанию за полугодие.

Определенный рационализм присущ и остальной части сегодняшнего документа, где речь идет о

нюансах составления налоговой отчетности по спецводосбору производителями напитков. Очевидно, что вследствие изменения с 01.07.2010 г. нормативов сбора за использование воды, входящей исключительно в состав напитков (как известно, такие изменения связаны с принятием Закона № 2275), составить отчетность за оставшиеся периоды текущего года таким же образом, как и всем остальным водопользователям, производителям напитков не удастся. Ведь даже урезанный отчетный год, условно начинающийся с 30 апреля, для них снова распадается на два периода: с 30.04.2010 г. по 30.06.2010 г. и с 01.07.2010 г. по 31.12.2010 г. (для отчетности за 9 месяцев — по 30.09.2010 г.), что, на первый взгляд, снова приводит к необходимости подачи такими плательщиками двух отчетов.

Приятно отметить, что ГНАУ предложила достаточно оригинальный выход из сложившейся ситуации, и это определенным образом даже может извинить ее за задержку с появлением сегодняшнего документа, на которую мы сетовали в самом начале комментария. Суть такого предложения достаточно подробно и ясно описана в письме и заключается в

совмещении в одном отчете показателей тех двух периодов, когда для производителей напитков действовали разные нормативы сбора. Благо, особенности отчетной формы, утвержденной приказом ГНАУ от 23.12.2008 г. № 802, позволяют это сделать, что называется, «малой кровью». При этом указанные плательщики, как и все остальные, при составлении девятимесячной и годовой отчетности должны игнорировать суммы сбора, начисленные с начала года вплоть до 29 апреля включительно.

Итак, предприятиям —

производителям напитков для составления отчета за 9 месяцев 2010 года (отчет в целом за 2010 год составляется аналогичным образом) следует:

в последней строке пункта 6 заглавной части налогового расчета (судя по всему, там, где по желанию плательщика может приводиться его электронный адрес) сделать примечание «виробники напоїв»;

объемы фактически использованной за период с 30.04.2010 г. по 30.06.2010 г. воды, входящей в состав напитков, в разрезе поверхностных водных объектов и подземных вод и источников привести в колонке 3 по строкам 2.1.1.1 и 2.1.2.1 для водных объектов общегосударственного значения, и по строкам 2.2.1.1 и 2.2.2.1 — для водных объектов местного значения. При этом в колонке 4 по этим же строкам указываются нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков, в прежних (до их повышения Законом № 2275) размерах, т. е. 3 грн. за 1 куб. м поверхностной воды и 3,50 грн. за 1 куб. м подземной воды. Коэффициент 1,6448, который следует применять к нормативам сбора в этом периоде, отражается в колонке 5 по тем же строкам. И наконец, в левой части каждой такой строки перед названием водных объектов делается примечание «з 30.04.10 по 30.06.10»;

объемы воды, фактически использованной на те же цели за период с 01.07.2010 г. по 30.09.2010 г., в разрезе поверхностных водных объектов и подземных вод и источников привести в колонке 3 по строкам 2.1.1.2 и 2.1.2.2 для водных объектов общегосударственного значения, а по строкам 2.2.1.2 и 2.2.2.2 — для водных объектов местного значения. При этом в колонке 4 по этим же строкам указываются нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков, в увеличенных Законом № 2275 размерах, т. е. 21,60 грн. за 1 куб. м поверхностной воды и 25,20 грн. за 1 куб. м подземной воды. Поскольку в соответствии с п. 9 разд. II «Заключительные положения» этого Закона повышающие коэффициенты к таким нормативам до конца текущего года не применяются, то в соответствующих ячейках колонки 5 в тех же строках ставятся прочерки. Ко всему этому в левой части каждой из строк 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.2.1.2 и 2.2.2.2 перед названием водных объектов делается примечание «з 01.07.10 по 30.09.10».

Следует сказать, что в соответствии с примечанием 6 к форме налогового расчета сбора за специальное водопользование количество строк, в частности, в подразделах 2.1.1, 2.1.2, 2.2.1 и 2.2.2 раздела I может быть при необходимости увеличено по числу водных объектов, из которых плательщик сбора использует воду для тех или иных целей. Однако в комментируемом письме

для плательщиков сбора — производителей напитков, имеющих несколько водных объектов общегосударственного или местного значения, сделана специальная оговорка: за отчетный налоговый период 9 месяцев 2010 года (то же самое справедливо и в отношении годового отчета) в колонке 3 по результирующей строке 2 фактически использованные объемы воды отражаются в свернутом виде (суммарные данные по нескольким поверхностным/подземным водным объектам).

Конечно, формулировка несколько корявая, поскольку в результирующей строке 2 вообще не предполагается заполнение колонки 3. Как нам кажется, такую оговорку следует понимать как

запрет до конца года на произвольное увеличение числа строк в указанных выше подразделах раздела I с тем, чтобы в периодах, когда действовали разные нормативы спецводосбора и повышающие коэффициенты к ним, фактические объемы использованной воды приводились в отчетности одной строкой.

Что касается

установленных годовых лимитов на использование воды в той части, которая входит в состав напитков, то предприятиям — производителям напитков в комментируемом письме рекомендуется рассчитывать такие лимиты самостоятельно исходя из расчета удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды. Поскольку пример такого расчета приведен в письме ГНАУ от 29.05.2008 г. № 10916/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 48), то говорить сегодня об этом не будем. Проблем с распределением рассчитанного плательщиками годового лимита для воды, которая используется на производство напитков , между условно выделенными выше периодами, полагаем, также не возникнет, поскольку этот вопрос достаточно хорошо освещен в сегодняшнем документе.

В завершение остановимся еще на одном нюансе составления девятимесячной отчетности по спецводосбору, разъясняя который авторы письма, хотелось бы думать, допустили техническую ошибку. Так, говоря о

заполнении раздела II «Нарахована сума збору за попередній звітний період», ГНАУ утверждает, что в строке 2.2 этого раздела производители напитков должны указать сумму сбора, состоящую из начислений за период с 30.04.2010 г. по 30.06.2010 г. включительно, которые отражены в строке 2.1.1.1 (для поверхостных водных объектов) и строке 2.1.2.1 (для подземных вод и источников).

Между тем, в этих строках приведены только те объемы воды за указанный период, которые использованы из водных объектов общегосударственного значения, и соответствующие им суммы спецводосбора. Поэтому

для корректного составления расчета здесь же, т. е. в строке 2.2 раздела II, следует привести еще и показатели строк 2.2.1.1 (для поверхностных водных объектов) и 2.2.2.1 (для подземных вод и источников). В этих строках, как указывалось выше, отражены суммы сбора, начисленные за тот же период за использование воды из водных объектов местного значения. Только в этом случае показатель строки 3.2 раздела III «Нарахована сума збору за звітний квартал», представляющий собой разность между начисленной суммой сбора с начала года, указанной в результирующей строке 2 раздела I, и начисленной суммой сбора за предыдущий отчетный период, указанной в строке 2.2 раздела II, будет рассчитан верно. Если же не учесть наше замечание, а механически воспользоваться рекомендацией ГНАУ, то сумма сбора, подлежащая уплате за отчетный квартал, окажется завышенной.

Напоследок — анекдот. Клиент изучает счет в ресторане: «Салат — 5 долларов, горячее — 20, десерт — 15, бутылка вина — 25. Всего 65. А у вас 110. Как же так получилось?» Официант с досадой: «Ну, значит, не получилось…»

Несмотря на это, мы все же продолжаем считать, что обнаруженная нами ошибка — чистая случайность, а не сознательный прием, сходный с тем, который используют нечистые на руку официанты. А вы как думаете?..

 

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше