Темы статей
Выбрать темы

Соблюдаем требования о трудоустройстве инвалидов

Редакция НиБУ
Статья

Соблюдаем требования о трудоустройстве инвалидов

 

Ни для кого не секрет, что государство в рамках программы по социальной защите инвалидов выдвигает довольно жесткие требования к лицам, использующим наемный труд, в плане трудоустройства граждан с ограниченными возможностями. Так, работодатели с определенной численностью работающих должны придерживаться установленного норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а при его несоблюдении — уплачивать административно-хозяйственные санкции. В связи с этим каждому предприятию имеет смысл еще до конца года решить для себя: создавать ли рабочие места для инвалидов или уплачивать такие административно-хозяйственные санкции в случае невыполнения «инвалидного» норматива. Подойти грамотно к решению этого вопроса вам поможет данная статья.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Закон № 875

— Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

Постановление № 70

— постановление КМУ «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «О социальной защищенности инвалидов в Украине» от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок регистрации работодателей

— Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок предоставления отчетов

— Порядок предоставления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Инструкция № 42

— Инструкция по заполнению формы № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.2007 г. № 42.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

 

На кого из работодателей распространяются требования о трудоустройстве инвалидов

В

ст. 18 Закона № 875 закреплена обязанность предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд, выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места, создавать для них условия труда, учитывая индивидуальные программы реабилитации, и обеспечивать прочие социально-экономические гарантии.

Эта обязанность касается

всех субъектов хозяйствования (предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд), у которых среднеучетное количество штатных работников за год составило 8 и более человек. Для таких субъектов хозяйствования ст. 19 Закона № 875 установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год.

В случае

невыполнения «инвалидного» норматива ст. 20 Закона № 875 предусмотрена необходимость уплаты работодателем административно-хозяйственных санкций (далее — АХС).

Остановимся более подробно на «инвалидном» вопросе в отношении отдельных категорий работодателей.

Предприятия с вредными условиями труда.

Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается для предприятий всех отраслей экономики, включая и производства с вредными и опасными условиями труда.

При этом в ряде

специальных законов закреплены нормы, предусматривающие особенности определения базы для исчисления норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Так, например, в

ч. 4 ст. 15 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» от 04.07.96 г. № 273/96-ВР предусмотрено, что для предприятий железнодорожного транспорта общего пользования базой для расчета 4 % норматива является численность работников, занятых в подсобно-вспомогательной деятельности, а в ч. 8 ст. 21 Закона Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. № 575/97-ВР для предприятий электроэнергетики – численность работников, занятых в непромышленном производстве. Свои условия исчисления норматива установлены и для некоторых других отраслей народного хозяйства.

Однако в

Законе № 875 указано, что норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, порядок его установления определяются исключительно этим Законом. Если другими законами устанавливаются нормативы рабочих мест для трудоустройства инвалидов либо порядок их установления, отличные от указанных в данном Законе, применяются положения этого Закона (см. ч. 11 ст. 19). То есть Закон № 875 фактически запрещает установление особых правил, касающихся норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в других законодательных актах. Вместе с тем, по мнению Фонда социальной защиты инвалидов (далее — ФСЗИ), это не означает, что на предприятиях, где есть рабочие места с особыми или вредными условиями труда, инвалидов необходимо трудоустраивать именно на эти участки. Их труд можно использовать на подсобно-вспомогательных работах или организовывать надомную форму труда (см. письмо ФСЗИ от 28.04.2006 г. № 06ю-82/756-236/1).

Бюджетные учреждения.

Бюджетные учреждения, в том числе правительственные организации, полностью содержащиеся за счет местных бюджетов (правительственные органы, центральные органы исполнительной власти и др.), не освобождаются от соблюдения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Однако на них не распространяется требование об уплате АХС в случае нетрудоустройства инвалидов. При этом за невыполнение норматива на должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять с работы, налагается административный штраф в соответствии со ст. 1881 КоАП в размере от 10 до 20 ннмдг (см. письма ФСЗИ от 26.04.2007 г. № 1/5-375; от 06.07.2007 г. № 1/6-313; от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06; от 09.12.2009 г. № 1/6-600/06).

Неприбыльные организации.

Хотя в Законе № 875 об этой категории работодателей ничего не сказано, тем не менее неприбыльные организации, как и бюджетные учреждения, должны соблюдать «инвалидный» норматив. При этом его невыполнение, по разъяснениям ФСЗИ, изложенным в письмах от 26.04.2007 г. № 1/6-209 и от 06.07.2007 г. № 1/6-313 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 73, не влечет за собой уплату АХС , но на должностное лицо предприятия, учреждения или организации в таком случае налагается административный штраф согласно ст. 1881 КоАП (см. вышеуказанные письма ФСЗИ).

Единоналожники.

Требования в отношении обязательности соблюдения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и обязанности уплаты АХС в случае его невыполнения в полной мере распространяются на работодателей — плательщиков единого налога, будь то юридические лица или физические лица — предприниматели (см. письма ФСЗИ от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1; от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2; от 08.08.2007 г. № 1/8-81 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 75). С этим вынужден согласиться и Госкомпредпринимательства, что подтверждает его письмо от 09.03.2006 г. № 1780.

Филиалы.

При наличии у юрлица филиалов, отделений или других обособленных подразделений такое юрлицо самостоятельно решает вопрос о выполнении 4 % норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов (в том числе и на своих обособленных подразделениях) или принимает решение о перечислении административно-хозяйственных санкций либо за счет головного предприятия, либо за счет только обособленных подразделений, либо пропорционально количеству работающих на них работников, поскольку норматив считается в целом по предприятию, а не по каждому подразделению отдельно (см. письмо ФСЗИ от 14.08.2007 г. № 1/6-367 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 79).

Итак,

повторим: все предприятия и физические лица — предприниматели, у которых среднеучетное годовое количество штатных работников составляет 8 и более человек, независимо от специфики своей деятельности, обязаны соблюдать общие правила о трудоустройстве инвалидов.

Исключение из общего правила, установленного

Законом № 875 в отношении трудоустройства инвалидов, распространяется лишь на работодателей с количеством работающих до 8 человек, представительства иностранных компаний, которые не являются юридическими лицами, поскольку не подпадают под субъектный состав согласно ст. 19 Закона № 875 (см. письмо ФСЗИ от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667).

При этом обращаем внимание на следующее. ФСЗИ придерживается позиции относительно необходимости для работодателей

самостоятельного поиска инвалидов, которые пожелали бы у них работать (см. письма от 28.02.2007 г. № 1/6-117; от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 73). Вместе с тем суды по данному вопросу зачастую принимают решения в пользу работодателей. Например, ВСУ в постановлении от 02.02.2010 г. № 10/03 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 66) четко дал понять, что обязанность предприятия по созданию рабочих мест для инвалидов не сопровождается его обязанностью заниматься поиском инвалидов для трудоустройства.

И все же, учитывая действующие на сегодняшний день нормы «инвалидного» законодательства, в трудоустройстве инвалидов должен быть заинтересован сам работодатель, соответственно и поиском инвалидов лучше заняться самостоятельно, не забывая при этом уведомлять о наличии вакансий службу занятости.

 

Каков порядок расчета среднеучетного количества штатных работников за год

В соответствии со

ст. 20 Закона № 875 норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлен в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек — в количестве одного рабочего места. То есть «инвалидный» норматив для субъекта хозяйствования напрямую зависит от среднеучетного количества штатных работников за год.

Механизм расчета этого показателя регулирует

п. 3.2 Инструкции № 286, а заключается он в следующем:

1)

рассчитывается среднеучетное количество штатных работников для каждого календарного месяца отчетного года. Для этого:

а) сначала определяется

учетное количество штатных работников за каждый день месяца (на основании ежедневных данных согласно табелю учета использования рабочего времени);

б) затем определяется

среднеучетное количество штатных работников за месяц. Для этого суммируется учетное количество штатных работников за каждый календарный день месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни (показатель подпункта «а»), и делится на число календарных дней отчетного месяца (30/31, для февраля — 28 или 29).

Количество работников за выходной, праздничный и нерабочий дни принимается на уровне учетного количества работников за

предыдущий рабочий день. Если подряд идут несколько выходных дней, для них также используется это значение;

2)

определяется среднеучетное количество штатных работников за год. Для этого суммируется среднеучетное количество штатных работников за все месяцы работы субъекта хозяйственной деятельности (показатель подпункта «б» пункта 1) и делится на 12 месяцев.

Полученный путем такого расчета результат и будет равен среднеучетному количеству штатных работников, исходя из которого определяется норматив в размере 4 %.

Среднеучетное количество штатных работников за год отражается

в целых единицах. Поэтому если при исчислении образуется дробное число, его нужно округлить до целого (если после запятой — число 5 и более, то оно округляется в сторону увеличения). Так указано в п. 3.4 Инструкции № 42.

В связи с этим следует учесть, что создавать

одно «инвалидное» рабочее место должны работодатели, среднеучетное годовое количество штатных работников у которых составляет вплоть до 37 человек, ведь 37 х 4 % : 100 % = 1,48, т. е. 1 единица. А вот уже при большем среднеучетном годовом количестве штатных работников (свыше 37 человек) работодателю необходимо создавать два и более рабочих мест.

 

Каков порядок расчета среднеучетного количества штатных работников-инвалидов

Среднеучетное количество штатных работников-инвалидов за год определяется в вышеописанном порядке, но только в расчет в этом случае принимаются исключительно

работники-инвалиды.

При этом обращаем внимание на

письмо ФСЗИ от 26.03.2007 г. № 1/6-172 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51), из которого следует такой вывод. Если на предприятии работает один инвалид, то для зачета его в выполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов как целой единицы необязательно, чтобы он был трудоустроен на предприятие с начала года и отработал на нем целый год, для этого ему достаточно проработать не менее полугода. Такое условие основано на правиле округления, прописанном в п. 3.4 Инструкции № 42. Исходя из этого правила минимальный показатель среднеучетного количества штатных работников-инвалидов, позволяющий получить «1», — это 0,5. Для получения же «0,5» необходимо, чтобы сумма учетного количества работников-инвалидов за год составила не менее 6 человек, так как 6 человек : 12 месяцев = 0,5, т. е. 1 единица. При этом требующийся шестимесячный период, как следует из вышеуказанного письма, не обязательно должен начинаться с начала года.

Впрочем, здесь, на наш взгляд, возможен и другой вариант, когда на предприятии

одновременно работают 2 работника-инвалида на протяжении 3 месяцев (или 3 работника-инвалида на протяжении 2 месяцев). При таких обстоятельствах сумма учетного количества штатных работников-инвалидов за год также будет равна 6, а среднеучетное количество составит 1 единицу.

Заметим, что для работодателя одним из способов обеспечения выполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов является работа инвалида

на условиях неполного рабочего времени (см. письмо ФСЗИ от 08.08.2007 г. № 1/8-81 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 75). Так, если на предприятии со среднеучетным количеством штатных работников 8 человек работник-инвалид работает на условиях неполного рабочего времени, например 2 часа в неделю в течение 6 месяцев, и при этом данное предприятие является его основным местом работы, то таким образом работодатель выполняет норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов — 1 единица, поскольку при расчете среднеучетного количества штатных работников-инвалидов такой работник-инвалид учитывается как целая единица.

 

Каков порядок расчета среднеучетного количества штатных работников для вновь созданных предприятий

Вновь созданные предприятия, как правило, начинают свою деятельность не с начала года, а значит работают не все 12 месяцев в году. У таких предприятий среднеучетное количество штатных работников

определяется путем суммирования их количества за все месяцы работы предприятия и деления полученной суммы на 12 (п.п. 3.2.6 Инструкции № 286).

Пример 1.

Предприятие создано в августе 2010 года. Предположим, показатели среднеучетного количества штатных работников за месяцы работы в 2010 году будут такими:

в августе — 10 человек;

— в сентябре — 15 человек;

— в октябре — 30 человек;

— в ноябре — 40 человек;

— в декабре — 40 человек.

Среднеучетное количество штатных работников за 2010 год = (10 + 15 + 30 + 40 + 40) : 12 месяцев = 11,25

» 11 человек.

Таким образом, поскольку среднеучетное количество штатных работников

за год составляет более 8 человек, но не превышает 25 человек, предприятие подпадает под требование о создании одного рабочего места для трудоустройства инвалида, поэтому и должно зарегистрироваться в отделении ФСЗИ и подать по итогам 2010 года Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПІ.

При этом согласно

п. 3 Порядка регистрации работодателей предельный срок регистрации в ФСЗИ для «новичков» — до 1 февраля следующего года, а предельный срок предоставления «инвалидной» отчетности — до 1 марта следующего года (п. 2 Порядка предоставления отчетов). По умолчанию предполагается, что работодатель должен сначала зарегистрироваться в ФСЗИ, а затем предоставить Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПI, но на практике оба эти действия совершаются, как правило, одновременно. Такой вывод следует, в частности, из писем ФСЗИ от 26.02.2008 г. № 1/6-43/06 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 73) и от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68).

 

Какие категории работников входят в расчет среднеучетного количества штатных работников

Детальный перечень категорий работников, которые принимаются или не принимаются в расчет среднеучетного количества штатных работников, приведен в

Инструкции № 286.

В целом работодателю нужно учитывать всех наемных работников, с которыми

заключен трудовой договор, оформленных по основному месту работы (с трудовой книжкой) и выполняющих постоянную, временную или сезонную работу один день и более (в том числе лиц, которые находятся в командировке, на испытательном сроке, направлены для выполнения работ вахтовым методом, студентов дневной формы обучения, работающих неполный рабочий день и т. д.), а также собственников предприятия, если им выплачивалась зарплата.

В расчет включаются и работники, работающие

неполный рабочий день (неполную рабочую неделю), — они учитываются за каждый календарный день как целые единицы.

А вот работники, принятые на работу

по совместительству с других предприятий (внешние совместители), и лица, работающие по гражданско-правовым договорам, не включаются в расчет среднеучетного количества штатных работников при исчислении норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов (пп. 2.6.1, 2.6.2 Инструкции № 286).

Не попадают в расчет и работники, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка непосредственно из роддома (

п.п. 3.2.2 Инструкции № 286).

 

Как засчитывается в норматив количество рабочих мест в случае создания хозяйственных объединений с предприятиями общественных организаций инвалидов

В

ч. 6 ст. 19 Закона № 875 указано, что с целью выполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов предприятия могут создавать хозяйственные объединения с предприятиями общественных организаций инвалидов.

Механизм учета инвалидов в таком хозяйственном объединении определен

Порядком зачисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест в хозяйственных объединениях, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов, утвержденным постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Данным

Порядком определены условия, при которых хозяйственному объединению засчитывается количество рабочих мест в норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов как альтернатива уплате АХС. На это указывает ФСЗИ в письме от 01.10.2008 г. № 1/5-1003/06.

Так, количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов засчитывается в соответствующий норматив за отчетный период хозяйственному объединению и предприятиям, которые входят в его состав, если:

— количество работающих инвалидов на предприятии общественной организации инвалидов по основному месту работы, превышающее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава,

больше, чем количество несозданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на других предприятиях, которые входят в состав хозяйственного объединения, согласно установленному нормативу таких рабочих мест;

— предприятия, входящие в состав хозяйственного объединения,

разместили на предприятии общественной организации инвалидов, входящем в состав объединения, заказ на приобретение товаров (работ, услуг), которые непосредственно изготавливаются этим предприятием;

— сумма годовой заработной платы инвалидов не меньше суммы АХС, которая должна быть уплачена предприятием за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

входит в стоимость заказа , размещенного на предприятии общественной организации инвалидов.

Количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов засчитывается в норматив таких рабочих мест в хозяйственном объединении и на предприятиях, входящих в его состав, в соответствии с

Инструкцией № 42.

Примите к сведению, что предприятия, в том числе предприятия общественных организаций инвалидов, которым засчитывается количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест, могут входить в состав

только одного хозяйственного объединения (см. письмо ФСЗИ от 03.05.2007 г. № 1/6-221).

 

Каков порядок уплаты АХС

Выше мы сказали, что за невыполнение «инвалидного» норматива

ст. 20 Закона № 875 предусмотрена необходимость уплаты АХС. Они установлены в таких размерах:

— если среднеучетное количество штатных работников за год составило

от 8 до 15 человек — в размере половины средней годовой заработной платы на предприятии за каждое рабочее место, не занятое инвалидом;

— если среднеучетное количество штатных работников за год составило

более 15 человек включительно (см. письмо ФСЗИ от 27.04.2007 г. № 1/5-384) — в размере одной средней годовой заработной платы на предприятии за каждое рабочее место, не занятое инвалидом.

АХС уплачиваются работодателями в отделения ФСЗИ по месту своей государственной регистрации

до 15 апреля года, следующего за годом, в котором допущено нарушение норматива. Исчисление конкретной суммы АХС производится работодателями самостоятельно согласно Инструкции № 42 и ст. 20 Закона № 875.

Впрочем, избежать уплаты АХС по итогам года можно путем трудоустройства на предприятие инвалидов

до завершения текущего года.

Например, поскольку текущий 2010 год еще не закончился, у работодателей, которым по итогам года по предварительным расчетам «светит» уплата АХС за невыполнение «инвалидного» норматива, есть возможность избежать этого путем трудоустройства нужного количества инвалидов в месяцы, оставшиеся до конца года.

Пример 2.

Показатели среднеучетного количества штатных работников предприятия за 10 месяцев 2010 года следующие:

в январе — 15 человек;

в феврале — 15 человек;

в марте — 14 человек;

в апреле — 30 человек;

— в мае — 40 человек;

— в июне — 29 человек;

— в июле — 28 человек;

— в августе — 26 человек;

— в сентябре — 32 человека;

— в октябре — 23 человека.

Среднеучетное количество штатных работников за 9 месяцев 2010 года = (15 + 15 + 14 + 30 + 40 + 29 + 28 + 26 + 32 + 23) : 10 месяцев = 25,2

» » 25 человек.

Ориентируясь на эти промежуточные данные, можно сказать, что предприятие подпадает под требование о создании

одного рабочего места для инвалида (а в случае резкого увеличения среднеучетного количества штатных работников до конца года — больше), поэтому должно будет зарегистрироваться в ФСЗИ, предоставить Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПI и уплатить АХС в размере среднегодовой заработной платы за одно рабочее место, не занятое инвалидом.

Однако, если субъект хозяйствования

примет на работу в октябре 2010 года двух инвалидов, то их среднеучетное количество в данном случае составит: (2 + 2 + 2) : 12 месяцев = 0,5 » 1 единица.

В таком случае норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов будет соблюден и работодателю

не нужно будет уплачивать АХС по итогам 2010 года, но зарегистрироваться в ФСЗИ (до 1 февраля 2011 года) и подать Отчет по форме № 10-ПI (до 1 марта 2011 года) в связи с достижением установленного предела среднеучетного годового количества штатных работников 8 человек придется.

Теперь представим, что работодатель все же не выполнил «инвалидный» норматив. Рассмотрим на примере, как в таком случае рассчитываются АХС.

Пример 3.

Допустим, что среднеучетное количество штатных работников предприятия за 2010 год составит 40 человек. Это означает, что на такое предприятие распространяется требование о необходимости создания двух рабочих мест для трудоустройства инвалидов: 40 человек
х 4 % : 100 % = 1,6 » 2 единицы.

Фонд оплаты труда работников за 2010 год — 1104000 грн.

Среднемесячная заработная плата одного штатного работника — 2300 грн.

Поскольку предприятие не выполнило требование о трудоустройстве инвалидов, оно должно уплатить в отделение ФСЗИ АХС в сумме 55200 грн. (2300 грн. х 12 месяцев

х 2 единицы).

Покажем, как в таком случае заполняется Отчет по форме № 10-ПІ (фрагмент).

 

Кількість працівників та фонд оплати праці

Назва показників

Код рядка

Фактично за рік

Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)

01

40

З них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)

02

Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)

03

2

Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)

04

1104

Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)

05

27600

Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)

06

55200

 

Напомним, что за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и за непредоставление указанного Отчета ст. 1881 КоАП предусмотрен штраф в размере от 10 до 20 ннмдг(от 170 до 340 грн.). Причем в первом случае (за невыполнение норматива) штраф будет налагаться на должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять работников, а также на физическое лицо, использующее наемный труд, а во втором — на должностное лицо предприятия, которое обязано подавать Отчет (см. письмо ФСЗИ от 27.04.2010 г. № 1/6-69/03-01).

Протоколы о таком административном правонарушении составляют органы Министерства труда и социальной политики Украины (ч. 1 ст. 255 КоАП), после чего передают их в суд, который и принимает окончательное решение о наложении или отмене административного штрафа.

Однако примите к сведению: несмотря на то что в ст. 1881 КоАП идет речь об административных штрафах за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, к работодателю, не выполнившему такой норматив, но своевременно предоставившему Отчет по форме № 10-ПІ и уплатившему АХС, такие административные штрафы применяться не будут. Считается, что данный работодатель выполнил требования ст. 20 Закона № 875 (см. вышеуказанное письмо ФСЗИ от 27.04.2010 г. № 1/6-69/03-01), ведь уплата АХС служит своеобразной альтернативой трудоустройству инвалидов, которой работодатель компенсирует несоблюдение норм «инвалидного» законодательства и нетрудоустройства необходимого количества инвалидов. Об этом говорится в письме ФСЗИ от 24.02.2009 г. № 1/6-63/06.

 

Каков порядок отражения сумм АХС в учете

В соответствии со

ст. 20 Закона № 875 АХС уплачиваются предприятиями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей), поэтому суммы таких санкций не отражаются в составе валовых расходов. Причем заметьте: по разъяснениям ФСЗИ, отсутствие прибыли не освобождает предприятие от уплаты АХС (см. письмо от 26.04.2007 г. № 1/6-209).

В бухгалтерском учете суммы АХС

включаются в состав прочих расходов операционной деятельности и отражаются по дебету субсчета 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки».

Пример 4.

В связи с невыполнением норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов за 2010 год предприятием начислены и уплачены в отделение ФСЗИ АХС в сумме 55200 грн.

В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Порядок учета АХС за невыполнение норматива рабочих мест
для трудоустройства инвалидов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Начислены АХС за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов

948

685/ФСЗИ

55200

2

Перечислены АХС в отделение ФСЗИ

685/ФСЗИ

311

55200

3

Отнесены на финансовый результат расходы в связи с уплатой АХС

791

948

55200

 

Уверены, что данная статья поможет вам вовремя сориентироваться в вопросах трудоустройства инвалидов и принять правильное решение.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше