Сумма оплаты простоев не по вине работника включается в валовые расходы
На предприятии был оформлен простой. Включается ли в валовые расходы предприятия сумма оплаты простоев не по вине работников, начисленная им за этот период?
(г. Одесса)
Согласно ст. 34 КЗоТ простой — это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами.
В случае простоя работники могут быть переведены с их согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же самом предприятии, в учреждении, организации за все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же самой местности на срок до одного месяца.
В соответствии со ст. 113 КЗоТ период простоя не по вине работника оплачивается в расчете не ниже чем 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
До начала простоя структурного подразделения или всего предприятия составляется акт о начале простоя при участии представителей администрации, профсоюзного комитета и трудового коллектива. На основании этого акта руководитель предприятия издает приказ о периоде простоя и его оплате.
Согласно п.п. 5.6.1 п. 5.6 Закона о налоге на прибыль «Особенности определения состава расходов на оплату труда» в состав валовых расходов предприятия включаются расходы на оплату труда физических лиц, пребывающих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещения стоимости товаров (работ, услуг), расходы на выплату авторских вознаграждений и выплат за выполнение работ (услуг), согласно договорам гражданско-правового характера, какие-либо другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения согласно закону, который регулирует правила обложения доходов граждан налогом с доходов физических лиц).
То, что расходы на оплату труда, включаемые в валовые расходы предприятия, формируются с учетом положений Инструкции № 5, которая определяет состав основной, дополнительной зарплаты и прочих поощрительных и компенсационных выплат, включаемых в фонд оплаты труда, признает и ГНАУ (см. письмо ГНАУ от 03.02.2005 г. № 670/ч/15-1114).
Согласно п.п. 2.2.12 Инструкции № 5 оплата простоев не по вине работника включается в фонд оплаты труда предприятия и является обязательной выплатой работодателя по отношению к работнику.
В связи с этим, по нашему мнению, сумма оплаты простоев не по вине работника включается в валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль.
Кроме того, сумма оплаты простоев облагается всеми взносами в социальные фонды как в части начислений, так и в части удержаний. С таких сумм также удерживается налог с доходов физических лиц.
Суммы взносов в социальные фонды, начисленные на суммы оплаты простоев, включаются в валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.7.1 Закона о налоге на прибыль.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что налоговики придерживаются иной точки зрения. Так, в газете «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 13 на вопрос «включаются ли в состав валовых расходов завода затраты на оплату простоев?» был дан такой ответ: «если налогоплательщик не осуществляет хозяйственную деятельность в контексте
Закона о налоге на прибыль, у него нет основания относить какие-либо расходы в состав валовых расходов».Однако мы с такими выводами согласиться не можем, поскольку, во-первых, оплата простоя не по вине работника является обязанностью работодателя, во-вторых, особенности включения в валовые расходы предприятия расходов на оплату труда четко регламентированы
п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль, и оплата простоя подпадает под действие этой нормы.
Татьяна Онищенко, экономист-аналитик