Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Коммерческое наименование, или Как предприятию стать узнаваемым?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2010/№ 86
Печать
Статья

Коммерческое наименование, или Как предприятию стать узнаваемым?

 

Наименование должно быть у всех юридических лиц, как и имя у любого человека. Но у тех субъектов хозяйствования, которые принимают активное участие в торговом обороте, возникает необходимость в наличии, условно говоря, коммерческого «псевдонима». Чем может быть полезно предприятию коммерческое, или как его еще называют, фирменное наименование, и как им можно воспользоваться в своей деятельности, расскажем в этой статье.

Юрий ЯГУНОВ, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»,
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Коммерческое наименование, в отличие от «простого», обязательного для всех наименования, является объектом интеллектуальной собственности, так называемым

средством индивидуализации. Дадим ему короткую характеристику.

 

Средства индивидуализации: виды и назначение

В

ст. 420 ГКУ названы такие средства индивидуализации, как:

— коммерческие (фирменные) наименования;

— торговые марки (знаки для товаров и услуг);

— географические наименования (наименования мест происхождения товаров).

Как собирательное название для перечисленных объектов интеллектуальной собственности как раз и используется такое понятие, как «средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции» (далее —

средства индивидуализации).

На самом деле, арсенал используемых терминов для обозначения средств индивидуализации и недостаточно четкое их законодательное регулирование часто приводят на практике к замешательству субъектов хозяйствования. Перед ними встает вопрос о том, с чем именно они имеют дело: с наименованием юрлица, коммерческим или фирменным наименованием, торговой маркой, товарным знаком или знаком для товаров и услуг.

В специальной литературе можно встретить мнение, согласно которому отличительной чертой средств индивидуализации является то, что законодательство не рассматривает их как результаты творческой деятельности, следовательно — не выделяет такого субъекта прав на них, как автор коммерческого наименования, торговой марки, иного средства индивидуализации (в отличие, например, от литературного произведения, компьютерной программы, изобретения и т. п.).

При этом основной и общей для всех названных объектов интеллектуальной собственности функцией выступает

обеспечение индивидуализации производителей и их товаров, работ, услуг: так, товарный знак индивидуализирует товары конкретного субъекта хозяйствования и помогает отличать их от товаров его конкурентов, коммерческое (фирменное) наименование позволяет отличить самого субъекта хозяйствования от его конкурентов, а указание географического происхождения товара служит для обозначения существующих местностей, городов, районов или стран, с которыми в тесной связи пребывает производимый товар.

Основными международными актами в этой сфере являются

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к нему, Ниццское соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Договор о законах по товарным знакам, Найробский договор об охране Олимпийского символа, ГКУ, Закон о знаках на товары, Закон № 752 и др.

Теперь подробнее о самом коммерческом наименовании.

 

Коммерческое и «простое» наименования юрлица

ГКУ

не дает определения понятию «коммерческое наименование», однако указывает, что правовая охрана предоставляется коммерческому наименованию, если оно дает возможность выделить одно лицо среди других и не вводить в заблуждение потребителей в отношении действительной его деятельности (ч. 1 ст. 489 ГКУ).

Как указывает

ХКУ , субъект хозяйствования — юридическое лицо или гражданин-предприниматель может иметь коммерческое наименование. При этом гражданин-предприниматель имеет право заявить как коммерческое наименование свою фамилию или имя (ч. 1 ст. 159 ХКУ).

Как видим, законодательство предоставляет субъектам хозяйствования именно

право на коммерческое наименование, а не обязанность его иметь.

Отметим, что до 01.01.2004 г. в Украине продолжало действовать

Положение о фирме, утвержденное постановлением Советом народных комиссаров СССР от 22.06.1927 г. Как указал ВХСУ в своем письме от 14.01.2004 г. № 05-3/31С, прекращение действия данного Положения на территории Украины связано с принятием ГКУ и ХКУ, которыми урегулирован вопрос о праве интеллектуальной собственности на коммерческое наименование. К сожалению, и после принятия кодексов правовое регулирование данного вопроса остается достаточно неоднозначным и противоречивым.

Один из наиболее дискуссионных — вопрос о соотношении коммерческого наименования и наименования юридического лица. Так, некоторые специалисты указывают на тождественность коммерческого наименования и наименования субъекта хозяйствования. Другие — говорят о том, что они внешне могут совпадать (хотя и необязательно), однако правовой режим у них разный.

Если обратиться к

ст. 90 ГКУ, можно четко увидеть, что она исходит из понимания коммерческого наименования и наименования юридического лица как самостоятельных обозначений. Так, в ч. 1 ст. 90 ГКУ говорится, что юридическое лицо должно иметь наименование, содержащее информацию о его организационно-правовой форме. И именно наименование юридического лица указывается в его учредительных документах и вносится в Единый государственный реестр (ч. 3 ст. 90 ГКУ).

В

ч. 2 ст. 90 ГКУ указано, что юридическое лицо, являющееся предпринимательским обществом, может иметь коммерческое (фирменное) наименование. Коммерческое наименование юридического лица может быть зарегистрировано в порядке, установленном законом.

Как видим, коммерческое (фирменное) наименование

ГКУ явно не приравнивает к наименованию юридического лица. И если последнее обязано иметь каждое юридическое лицо, то обладание коммерческим (фирменным) наименованием предусмотрено как право и только для предпринимательских обществ.

Отдельно обратим внимание: поскольку согласно

абзацу первому ч. 2 ст. 90 ГКУ коммерческое (фирменное) наименование может иметь только юридическое лицо, являющееся предпринимательским обществом, другие юрлица выступать субъектами права на коммерческое наименование не могут. В качестве примера из судебной практики можно привести адвокатское объединение, которое не смогло обосновать в суде свое право на коммерческое наименование, поскольку не является предпринимательским обществом (п. 4 письма ВХСУ от 14.12.2007 г. № 01-8/974).

 

Регистрация коммерческого наименования

Что касается регистрации коммерческого (фирменного) наименования, то, как мы уже указали, анализ

ст. 90 ГКУ явно показывает, что внесение наименования юрлица в Единый госреестр не является регистрацией коммерческого (фирменного) наименования.

ГКУ

упоминает о том, что порядок регистрации коммерческого (фирменного) наименования должен быть предусмотрен отдельным законом. ХКУ также указывает, что сведения о коммерческом наименовании субъекта хозяйствования вносятся по его представлению в реестры, порядок ведения которых устанавливается законом. Однако на сегодня такой закон не принят. А потому пока остается мертвой норма о том, что субъект хозяйствования, коммерческое наименование которого было включено в реестр раньше, имеет приоритетное право защиты перед любым другим субъектом, тождественное коммерческое наименование которого включено в реестр позже. В то же время отсутствие системы специальной регистрации коммерческих наименований вполне соответствует Парижской конвенции об охране промышленной собственности.

Поскольку специальный закон, предусматривающий регистрацию коммерческих наименований, так и не принят, возникает вопрос, как получить охрану коммерческого наименования. Первый путь — зарегистрировать в установленном порядке коммерческое наименование как элемент торговой марки. Второй — поскольку законодательством предусмотрено, что право на коммерческое наименование возникает с момента его первого использования, то можно использовать незарегистрированное коммерческое наименование.

Следует отметить, что

зарегистрированная торговая марка, тождественная или похожая до степени смешения с фирменным наименованием другого субъекта хозяйствования, является неохраноспособной (см. письмо ВХСУ от 17.04.2006 г. № 01-8/847).

Правовая охрана может предоставляться не только полному коммерческому наименованию, но и сокращенному, если оно фактически используется в хозяйственном обороте.

 

Коммерческое наименование: каким оно должно быть?

По этому поводу есть две основные концепции:

1. Коммерческое наименование состоит из двух составных частей, а именно: из корпуса и соответствующего дополнения, которое, собственно, и выделяет данное юридическое лицо среди других. Это означает, что в коммерческое наименование входят и указание на организационно-правовую форму юридического лица, и выделяющая его индивидуализирующая часть (например, ООО «Рассвет»).

2. В соответствии с другой позицией коммерческим наименованием следует считать именно индивидуализирующую часть (в приведенном нами примере это «Рассвет»).

Если исходить все из того же содержания

ст. 90 ГКУ, то можно сделать вывод, что украинский законодатель придерживается именно второй концепции, поскольку если в отношении наименования юридического лица ч. 1 ст. 90 ГКУ содержит прямое указание на необходимость включения в него информации об организационно-правовой форме юрлица, то ч. 3 ст. 90 ГКУ в отношении коммерческого (фирменного) наименования такого указания не содержит. Суды также подчеркивают, что какие-либо дополнительные требования к составу коммерческого наименования, кроме тех, которые следуют непосредственно из термина «наименование», действующим законодательством не предъявляются. Поэтому коммерческим (фирменным) наименованием может быть индивидуализирующее (выделяющее) обозначение, которое фактически используется юридическим лицом в коммерческой (хозяйственной) деятельности для выделения своего предприятия среди других лиц (см., например, постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 03.06.2008 г. № 12/295 ).

Это, например, означает, что может существовать АО «ВЕСЕЛКА» и ООО «ВЕСЕЛКА», если они осуществляют деятельность в разных сферах и одинаковые названия не приводят к смешению субъектов хозяйствования и не вводят в заблуждение потребителей (см.

постановление ВХСУ от 03.11.2009 г. № 18/94).

Право на коммерческое наименование возникает

с момента первого использования этого наименования и охраняется без обязательной подачи заявки на него или его регистрации и независимо от того, является ли коммерческое наименование частью торговой марки. Данное положение позволяет выделить еще одно отличие коммерческого (фирменного) наименования от наименования юридического лица, поскольку последнее получает правовую охрану именно с момента регистрации. Однако если коммерческим наименованием является такая часть наименования юридического лица, как его название, начало его использования суды связывают с моментом государственной регистрации юридического лица (см. постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 03.06.2008 г. № 12/295, постановление ВХСУ от 31.08.2010 г. № 22/284/08-28/289/09).

Несмотря на все приведенные отличия, коммерческое наименование и наименование юридического лица в большинстве случаев могут совпадать.

Фирменные (коммерческие) наименования следует отличать от торговых марок

. Трудность в их различии заключается в том, что иногда имеет место частичное совпадение отдельных элементов торговой марки и фирменного (коммерческого) наименования одного и того же субъекта хозяйствования или разных субъектов хозяйствования. Кроме того, торговая марка и фирменное (коммерческое) наименование сходны по выполняемым функциям, поскольку они преследуют, по сути, одну и ту же цель, а именно: связывают изделие (товары, услуги) с конкретным субъектом хозяйствования. Однако если торговая марка всегда привязана к конкретному товару (услуге) и призвана указать, что производителем данного товара (услуги) является определенный субъект хозяйствования, то коммерческое наименование служит в первую очередь для идентификации субъекта хозяйствования, а не для указания того, какие товары он производит (услуги предоставляет). Известная степень сходства торговой марки и фирменного (коммерческого) наименования способна ввести в заблуждение потребителей. Именно по этой причине запрещается регистрировать в качестве торговой марки обозначение, сходное до степени смешения с фирменным (коммерческим) наименованием, принадлежащим другому субъекту хозяйствования. В то же время коммерческое наименование субъекта хозяйствования может быть элементом его торговой марки. В этом случае осуществляется правовая охрана и коммерческого наименования, и торговой марки (подробнее о торговых марках см. статью на с. 14).

Итак, субъекту хозяйствования могут принадлежать имущественные права на одно или несколько обозначений, которые ему нужны для того, чтобы отличать свои товары и услуги от товаров и услуг своих конкурентов. Такие обозначения имеют статус товарных знаков (знаков для товаров и услуг). Для того, чтобы отличаться самому от других субъектов хозяйствования, предприятие использует фирменное (коммерческое) наименование. В отличие от товарных знаков, фирменные наименования отличают одно предприятие от других совершенно независимо от тех товаров или услуг, которые производит или реализует данное предприятие.

Еще один момент, на который следует обратить внимание: у разных субъектов хозяйствования могут быть одинаковые коммерческие наименования, если это не вводит в заблуждение потребителей в отношении товаров, которые они производят и (или) реализуют, и услуг, которые ими предоставляются.

 

Реализация права на коммерческое наименование

Итак, право на

коммерческое наименование возникает с момента его первого использования и прекращается в случае ликвидации юридического лица (ст. 491 ГКУ).

Особого внимания заслуживает вопрос о судьбе коммерческого наименования в случае реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) юридического лица.

При преобразовании, т. е. изменении организационно-правовой формы юридического лица, к новому лицу по общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 108 ГКУ, переходит все имущество, а также все права и обязанности предыдущего юридического лица. Соответственно, при преобразовании к юридическому лицу с новой организационно-правовой формой перейдут и права на коммерческое наименование. При выделении юридическое лицо, реорганизация которого проводится, само определяет, какое имущество включать в распределительный баланс. Вопрос о судьбе коммерческого наименования в случае слияния, присоединения, деления также решается в общем порядке решения вопросов об имуществе реорганизуемого юридического лица.

Под использованием коммерческого наименования специалисты предлагают понимать применение такого коммерческого наименования с выгодой для собственника. Так, используя свое коммерческое наименование, собственник выступает в хозяйственном обороте. Использованием также считается применение такого наименования в деловой документации, в рекламе и др. Передавать другим лицам возможность использовать свое коммерческое наименование субъект хозяйствования может по договору коммерческой концессии вместе с торговой маркой, поэтому об этом подробнее речь пойдет в статье на с. 14.

Законодательство не предусматривает возможности правомерного использования чужого коммерческого наименования

: любое лицо, которое использует чужое коммерческое наименование, по требованию собственника такого наименования обязано прекратить такое использование и возместить причиненные убытки.

Так, согласно

ст. 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г. № 236/96-ВР неправомерным является использование имени, коммерческого (фирменного) наименования, торговой марки (знака для товаров и услуг), рекламных материалов, оформления упаковки товаров и периодических изданий, других обозначений без разрешения (согласия) субъекта хозяйствования, который начал использовать их или похожие на них обозначения раньше в своей хозяйственной деятельности, что может привести или привело к смешению с деятельностью такого субъекта хозяйствования. При этом при установлении «схожести» словесных обозначений учитывается звуковая (фонетическая), графическая (визуальная) и смысловая (семантическая) похожесть (постановление Окружного административного суда г. Киева от 09.07.2009 г. № 2а-4936/09/2670).

Суды обращают внимание на то, что для признания использования коммерческого наименования неправомерным достаточно установить, что такое использование только может привести к смешению с деятельностью другого субъекта, а не обязательно уже привело к нему (см.

постановление ВХСУ от 20.02.2007 г. № 38/210). При этом сам суд не должен устанавливать схожесть либо тождественность коммерческих наименований на свое усмотрение: для этого назначается судебная экспертиза (см. п. 2 Обзорного письма ВХСУ от 17.04.2006 г. № 01-8/845).

Если субъект хозяйствования считает, что его права на коммерческое наименование нарушены, ему следует подать иск в хозяйственный суд с требованием обязать использующего его коммерческое наименование субъекта прекратить такое использование и внести соответствующие изменения в учредительные документы (

п. 54 рекомендаций Президиума ВХСУ от 10.06.2004 г. № 04-5/1107).

 

Сравнение средств индивидуализации юридического лица

Сравним средства индивидуализации юридического лица, использовав следующие критерии:

— субъекты права на наименование, коммерческое наименование, торговую марку (субъектный состав);

— условия правовой охраны;

— условия использования.

 

 

Наименование

Коммерческое наименование

Торговая марка

1

2

3

4

Субъектный состав

Все юридические лица

— юридическое лицо, являющееся предпринимательским обществом;
— некоммерческие юридические лица в рамках осуществления предпринимательской деятельности;
— физические лица — предприниматели

Все субъекты хозяйствования

Условия правовой охраны

Правовая охрана наименования начинается с момента государственной регистрации юридического лица — внесения сведений о нем в ЕГР

Правовая охрана коммерческого наименования начинается с момента его первого использования и не требует регистрации

Правовая охрана торговой марки начинается с момента ее регистрации в Государственном реестре свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг, что подтверждается соответствующим свидетельством. Право на торговую марку является срочным — составляет 10 лет с момента подачи заявления о регистрации торговой марки. По желанию владельца торговой марки этот срок можно неоднократно продлевать на следующие 10 лет

Условия использования

Право на наименование неотъемлемо связано с юридическим лицом и ни при каких условиях не может быть передано в пользование, отчуждено иным способом

Коммерческое наименование может быть предоставлено в пользование на основании договора коммерческой концессии

Торговая марка может быть предоставлена в пользование одному или нескольким лицам на основании договора коммерческой концессии или лицензионного договора; право интеллектуальной собственности на торговую марку может быть передано в качестве взноса в уставный (составной) капитал субъекта хозяйствования.
Торговая марка может быть отчуждена. При этом такое отчуждение не предусматривает обязательной продажи и бизнеса — продавец торговой марки и в дальнейшем может производить (продавать) товары, предоставлять услуги, по которым была зарегистрирована торговая марка, но не будет иметь права обозначать их торговым знаком (если, конечно, не заключит лицензионный договор после такой продажи), право на который приобрело другое лицо

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше