Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Закон о госзакупках: общие положения

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2010/№ 70
Печать
Статья

Закон о госзакупках: общие положения

 

Надеемся, что постоянно меняющееся законодательство в сфере государственных закупок на какой­то период успокоилось — принят Закон о госзакупках, в котором определены правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

В этой статье рассмотрим, какие же новации принес Закон о госзакупках для заказчиков и участников процедур.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист­аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Основной целью

Закона о госзакупках является создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, а также предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции, а также обеспечение рационального и эффективного использования бюджетных средств. О том, удастся ли участникам и заказчикам воплотить цели, заложенные законодателями, и о том, насколько эффективными и действенными окажутся рычаги управления бюджетными средствами, заложенные в этом Законе, — покажет время. Хотя сразу можно отметить, что Закон о госзакупках не предусматривает особых изменений в процедурах закупок и не содержит каких­-либо реальных способов предотвращения коррупционных схем.

Напомним, что в соответствии с

Заключительными положениями Закона о госзакупках этот документ вступил в силу со дня его опубликования (газета «Голос Украины» от 30.06.2010 г. № 118) и вводится в действие через 30 дней со дня его опубликования.

Вместе с тем Минэкономики в своем

разъяснении отмечает, что осуществление государственных закупок в порядке, установленном Законом о госзакупках, начинается со дня введения его в действие, а именно с 30.07.2010 г. (через 30 дней со дня его опубликования). Заметим, что с позицией Минэкономики нельзя однозначно согласиться. В соответствии со ст. 253 ГКУ течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало, в то время как Минэкономики отсчет срока осуществляет от даты официального опубликования Закона о госзакупках — с 30 июня 2010 года. И поэтому датой введения в действие данного Закона по всем правилам должно быть именно с 31 июля 2010 года.

Итак, проанализируем основные изменения в сфере государственных закупок, которые произошли в связи с принятием

Закона о госзакупках.

 

Изменена терминология

По тексту всего

Закона о госзакупках привычное слово «тендер» заменено на «торги (конкурсные торги)», и соответственно вся ранее употребляемая терминология подвержена аналогичным изменениям. Подробный анализ основных терминов был проведен в публикации «Первое знакомство с Законом о госзакупках: изучаем терминологию» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 59).

Как известно,

Закон о госзакупках относит к предприятиям предприятия, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей, в том числе государственные, казенные, коммунальные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежит государственным, в том числе казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, объединения таких предприятий (хозяйственных обществ).

В связи с тем, что

коммунальные предприятия прямо указаны в определении «предприятия», то, соответственно, они теперь являются полноправными заказчиками государственных закупок и поэтому, начиная с 30.07.2010 г. при закупке товаров, работ и услуг должны соблюдать в полной мере требования Закона о госзакупках. Кроме того, в ст. 78 ХКУ теперь есть прямая норма, которая предусматривает коммунальным предприятиям при осуществлении закупок товаров, работ и услуг применять процедуры закупок, определенные Законом о госзакупках.

Ряд терминов претерпел определенные изменения, а именно:

комитет по конкурсным торгам, документация конкурсных торгов, услуги, предмет закупки, часть предмета закупки (лот).

Расширено понятие «связанное лицо». Так, для целей

Закона о госзакупках членами семьи считаются супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица при условии их постоянного проживания вместе со связанным лицом и ведения с ним совместного хозяйства. Данное определение аналогично определению «близкие лица», которое приведено в Законе Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 г. № 1506­VI.

Кроме того,

Законом о госзакупках введен ряд новых понятий: сговор, консультационные услуги, наиболее экономически выгодное предложение, срок действия предложения конкурсных торгов или ценового предложения, орган обжалования, субъект обжалования в органе обжалования, ценовое предложение, генеральный заказчик и закупка на принципах межведомственной координации (в связи с внедрением механизма межведомственной координации), объявление о проведении процедуры закупки и объявление о результатах процедуры закупки.

 

Предельная стоимость не изменилась

Так же, как и

Положение № 921, Закон о госзакупках применяется ко всем закупкам товаров, работ и услуг за государственные средства, если стоимость закупки товаров и услуг превышает 100 тыс. грн., а работ 300 тыс. грн.

Естественно, что тех заказчиков, на которых до 30.07.2010 г. не распространялось требование

Положения № 921, в частности коммунальные предприятия, волнует вопрос: нужно ли для определения предельной стоимости предмета закупки учитывать договоры, которые были заключены до 30.06.2010 г. без применения процедур закупок?

В этой связи стоит отметить, что

Закон о госзакупках не имеет обратного действия во времени, а поэтому не распространяется на договоры, заключенные до 30.07.2010 г. Поэтому для определения предмета закупки и его стоимости необходимо принимать во внимание только те закупки, которые будут проводиться после 30.07.2010 г. по новым договорам. И следовательно, такие договоры, заключенные до 30.07.2010 г., не нужно суммировать с новыми договорами.

 

Приобретение товаров, работ и услуг без проведения конкурса

В отличие от

Положения № 921 Закон о госзакупках значительно сократил перечень товаров, работ и услуг, на которые не распространяется его действие, т. е. закупка которых осуществляется путем заключения прямых договоров (независимо от суммы договора) без проведения торгов, к числу которых относятся:

— товары и услуги, связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот и монет, их хранением, транспортировкой и учетом;

— услуги, закупка которых осуществляется государственными банками и банками, в капитализации которых приняло участие государство, исключительно для проведения ими банковских операций в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности»;

— товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется заказчиками, расположенными за пределами Украины;

— товары, работы и услуги, закупка которых составляет государственную тайну в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне»;

— услуги, необходимые для осуществления государственных заимствований, обслуживания и погашения государственного долга;

— товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется для подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине.

Наряду с этим в

п. 4 ст. 2 Закона о госзакупках приведен перечень товаров, работ и услуг, относительно которых отдельными законами Украины будут определены особенности осуществления закупок, а именно:

— защищенные краски, бумага и другие материалы, используемые для изготовления бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности (учета) согласно схеме их защиты;

— услуги по перевозке железнодорожным транспортом; природный и нефтяной газ и услуги по его транспортировке, распределению и поставке;

— услуги почтовой связи, почтовые марки и маркированные конверты;

— телекоммуникационные услуги, в том числе по ретрансляции радио­ и телесигналов (за исключением услуг мобильной связи и услуг Интернет­провайдеров);

— централизованное водоснабжение и водоотведение;

— электрическая энергия, ее передача и распределение;

— централизованная поставка тепловой энергии; ядерное топливо, необлученные топливные элементы (твэлы) для ядерных реакторов;

— услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, других веществ трубопроводным транспортом;

— нефть или нефтепродукты сырые;

— услуги по подготовке кадров высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации по государственному заказу;

— товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется за средства, распорядителем которых является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по обеспечению осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 по футболу, для выполнения задач и мероприятий Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 по футболу.

Заметим, что согласно

Положению № 921 практически относительно всех вышеуказанных предметов закупки было предусмотрено освобождение от применения процедур закупок. Как известно, на введении этой нормы настаивал Всемирный банк, так как считал, что отдельными специальными законами должны быть урегулированы государственные закупки в сферах деятельности субъектов природных монополий и на совместных рынках, учитывая их правовую природу. И поэтому законодатели учли это требование и, преследуя цель пресечения коррупционных схем освоения бюджетных средств, в п. 5 Заключительных положений Закона о госзакупках дали поручение Кабмину в месячный срок со дня вступления в силу Закона разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов, определяющих особенности осуществления закупок за государственные средства товаров, работ и услуг, указанных в абзаце втором части второй и части четвертой статьи 2 данного Закона. До принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов закупка указанных товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с этим Законом, т. е. на общих основаниях.

На сегодняшний день пока только в отношении товаров, работ и услуг, закупаемых для подготовки и проведения Евро­2012, принят специальный документ —

Закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «Об осуществлении государственных закупок» и «Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине» по обеспечению осуществления мероприятий по проведению и подготовке в Украине организации финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу» от 08.07.2010 г. № 2462­VI. В соответствии с этим Законом начиная с 01.08.2010 г. закупки товаров (работ, услуг) для Евро­2012 можно осуществлять по процедуре закупки у одного участника без согласования с уполномоченным органом в сфере закупок, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров.

Действие

Закона о госзакупках распространяется на финансовые и консультационные услуги международных финансовых учреждений (хотя в самом Законе нет определения, что же относится к ним), порядок закупки которых определяется специальным законом. Информацию по осуществлению закупок финансовых и консультационных услуг международных финансовых учреждений заказчик направляет Уполномоченному органу, Счетной палате (в случае использования средств Государственного бюджета Украины), ГлавКРУ в установленные этими органами сроки и по определенной ими форме. Такую информацию заказчик также направляет другим государственным органам, осуществляющим контроль в сфере закупок, в случае наличия соответствующих запросов.

Интересно то, что закупка товаров, работ и услуг за средства кредитов, займов, которые предоставлены в соответствии с заключенными в установленном порядке международными договорами Украины Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций, Международной ассоциацией развития, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, Северным инвестиционным банком, а также другими международными валютно­кредитными организациями, осуществляется согласно

правилам и процедурам, установленным этими организациями, а в случае неустановления таких правил и процедур — в соответствии с настоящим Законом.

И последнее, на что стоит обратить внимание. В отличие от Положения № 921 Закон о госзакупках не содержит каких­либо норм, направленных на защиту отечественного производителя и ограничений для представителей, дилеров и дистрибьюторов. Более того, в ст. 5 Закона о госзакупках указано, что отечественные и иностранные участники принимают участие в процедурах закупок на равных условиях.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше