Темы статей
Выбрать темы

Проведение торгов: основные правила

Редакция НиБУ
Статья

Проведение торгов: основные правила

 

Для того чтобы организовать и провести процедуры закупок, заказчики должны прежде всего грамотно спланировать закупки, осуществить выбор процедуры закупки и затем непосредственно приступить к их проведению, обеспечив при этом равные условия для всех участников.

Каждый их этих этапов сопровождается оформлением соответствующей документации, к которой Закон о госзакупках предусматривает определенные требования. Обо всем этом мы и расскажем в данном материале.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист­аналитик Издательского дома «Фактор»

 

По общему правилу процедуру государственных закупок можно условно разделить на следующие этапы:

1) планирование закупок;

2) выбор и проведение процедур закупок;

3) определение победителя торгов;

4) заключение договора о закупке;

5) выполнение договора о закупке.

Закон о госзакупках

предусматривает определенные требования к каждому из этих этапов, которые далее и рассмотрим.

 

Планирование закупок

Как и прежде, закупка товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с

годовым планом. В годовом плане заказчики указывают информацию о закупках товаров, работ и услуг, которые планируется осуществить в текущем году. В приложении к годовому плану, которое составляется в произвольной форме, приводится информация о тех закупках, по которым ожидаемая стоимость не превышает для товаров и услуг 100 тыс. грн., а для работ — 300 тыс. грн. Форма годового плана и инструкция по его заполнению утверждены приказом № 922. При этом заметим, что ни в Законе о госзакупах, ни в приказе № 922 не указано, в какие сроки должен быть утвержден годовой план закупок (изменения к нему).

Кроме того,

Закон о госзакупках не содержит специальной нормы, разрешающей проводить процедуры закупок до утверждения смет (планов использования бюджетных средств) аналогично той, которая была предусмотрена п. 6 Положения № 921. Получается, что в конце 2010 — начале 2011 года распорядители бюджетных средств вновь столкнутся с ежегодной проблемой: как проводить госзакупки до утверждения смет? В этой связи стоит обратить внимание на приказ № 925 (см. с. 41), которым утверждены Типовая форма договора о закупке и инструкция по заполнению такого договора. Так, в частности, одним из существенных условий договора о закупке являются условия относительно возможности уменьшения объемов закупок товаров (работ, услуг) в зависимости от реального финансирования расходов. В связи с этим полагаем, что наличие этой нормы как раз и будет являться основанием для того, чтобы заказчики могли проводить процедуры закупок до утверждения смет. Напомним, что обязательность наличия такого условия для распорядителей бюджетных средств обусловлена требованиями ч. 6 ст. 51 БКУ, где говорится о том, что какие­либо обязательства, взятые физическими или юридическими лицами без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, определенных этим Кодексом или законом о госбюджете на соответствующий год, не являются бюджетными обязательствами. Конечно, наличие аналогичной нормы непосредственно в самом Законе о госзакупках, а не только в приказе № 925, послужило бы более весомым аргументом в пользу таких действий со стороны заказчиков.

Согласно

ст. 4 Закона о госзакупках годовой план закупок, изменения к нему в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения заказчик направляет таким органам:

в Госказначейство.

Конечно, необходимость подачи годового плана распорядителями бюджетных средств в органы Госказначейства не является особой новостью для них. Так, перечень документов, предоставляемых в органы Госказначейства при регистрации обязательств по договорам о закупке, приведен в

письме Госказначейства от 23.01.2009 г. № 17/3­06/116­1104, среди которых упоминается и годовой план закупок. Кроме того, данное требование предусмотрено п. 2.1 Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136, где говорится о том, что распорядители бюджетных средств подают в соответствующий орган Госказначейства годовой план государственных закупок (изменения к годовому плану государственных закупок);

в Минэкономики.

Кроме годового плана закупок, также необходимо приложить смету (временную смету), финансовый план (план ассигнований, план использования бюджетных (государственных средств) и изменения к ним.

Напомним, что в соответствии

Положением № 921 годовой план государственных закупок и изменения к нему подлежали только обнародованию путем размещения в Интернете (на собственном веб­сайте заказчика или при его отсутствии на веб­сайте главного распорядителя бюджетных средств) в течение 10 календарных дней с даты их утверждения.

 

Определение предмета закупки

Исходя из норм

Закона о госзакупках под предметом закупки следует понимать товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки и на которые участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) или предложения на переговорах в случае применения процедуры закупки у одного участника.

При этом под

товарами понимается продукция, объекты любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, жидком и газообразном состоянии, а также услуги, связанные с поставкой товаров, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих товаров.

Под

услугами подразумевается любая закупка (кроме товаров и работ), включая транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание, текущий ремонт, лизинг, наем (аренда), а также финансовые, банковские услуги.

Работы

представляют собой проектирование, строительство новых, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и реставрацию существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопутствующие работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро­ и спутниковая фотосъемка и другие услуги, включаемые в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ.

Порядок определения предмета закупки утвержден

приказом № 921 (с. 40) и аналогичен рекомендациям по определению предмета закупки, приведенным в письме Минэкономики от 29.07.2010 г. № 3303­25/7445­07.

Предмет закупки

товаров и услуг определяется на основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016­97, утвержденного приказом Госкомстандарта от 30.12.97 г. № 822.

Если предметом закупки являются

услуги по текущему ремонту, заказчик определяет предмет закупки, учитывая особенности исчисления стоимости текущего ремонта объекта в соответствии с Правилами определения стоимости строительства ДБН Д.1.1­1­2000, утвержденными приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 27.08.2000 г. № 174.

Предмет закупки при выполнении

научно­технической деятельности определяется на основании Государственного классификатора видов научно­технической деятельности, утвержденного приказом Госкомстандарта от 30.12.97 г. № 822.

Определение предмета закупки по

работам осуществляется по объектам строительства с учетом Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1­1­2000, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 27.08.2000 г. № 174, а также Ведомственных строительных норм ВБН Г.1­218­182:2006 «Классификация работ по ремонту дорог общего пользования», утвержденных решением коллегии Государственной службы автомобильных дорог от 10.04.2006 г. № 16.

В случае если при осуществлении

закупки товаров предусматривается также одновременно закупка услуги (услуг), связанной с поставкой товаров (в частности, услуги по транспортировке, установке, монтажу, наладке, инсталляции программного обеспечения, обучению персонала и т. п.), то тогда предметом закупки являются товары. При этом стоимость такой услуги (услуг) не должна превышать стоимости самих товаров.

 

Обнародование и опубликование информации

Как закреплено в

ст. 3 Закона о госзакупках, одним из принципов осуществления закупок являются открытость и прозрачность на всех стадиях закупок. Видимо, именно для достижения этой цели перечень документов, которые заказчик должен обнародовать на веб­портале уполномоченного органа в сфере закупок и в официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, значительно увеличен по сравнению с объемом информации, подлежащей обнародованию согласно Положению № 921.

В соответствии с

приказом № 932 официальным печатным изданием по вопросам государственных закупок является информационный бюллетень «Вестник государственных закупок», а веб­портал уполномоченного органа в сфере государственных закупок является веб­портал «Государственные закупки» по адресу в сети Internet www.tender.me.gov.ua.

Учитывая значительный объем информации, определенный в

ст. 10 Закона о госзакупках для обнародования, это неизбежно приведет к увеличению загруженности персонала заказчиков, потребует существенного улучшения технического и организационного обеспечения информационных ресурсов, а также в случае объективной невозможности своевременного обнародования информации на веб­портале может привести к многочисленным жалобам в связи с формальными нарушениями требований данного Закона.

Принимая во внимание тот факт, что на практике достаточно сложно будет реализовать идеальный вариант, когда дата обнародования информации на веб­портале Мин­экономики будет совпадать с датой публикации в официальном издании,

Законом о госзакупках предусмотрено, что:

— если информация, размещенная на веб­портале Уполномоченного органа, содержит сведения, отличающиеся от опубликованных в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок,

аутентичной считается информация, опубликованная в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок;

— если дата обнародования и дата опубликования информации о государственных закупках

не совпадают, дата опубликования в таком случае считается определяющей. При этом ответственность за полноту и достоверность информации, которая публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и обнародуется на веб­портале Уполномоченного органа, несут председатель и секретарь комитета по конкурсным торгам заказчика;

— информация, подлежащая обнародованию,

может дополнительно обнародоваться по выбору заказчика в других средствах массовой информации, на веб­сайтах заказчика (в случае наличия) или веб­сайтах соответствующих органов власти, органов местного самоуправления.

Для упорядочения процесса размещения информации о процедурах закупок дирекцией ГХИПП «Внешторгиздат» от 30.07.2010 г. утверждена

Инструкция подачи, приема, регистрации и размещения информации о государственных закупках в информационном издании «Вестник государственных закупок» и на официальном веб­портале «Государственные закупки».

В частности, в документе отдельно перечислена информация, подлежащая размещению в информационном издании «Вестник государственных закупок» и на официальном веб­портале «Государственные закупки». Такая информация подается секретарем комитета по конкурсным торгам организации заказчика или другим уполномоченным лицом заказчика.

При этом информацию, подлежащую размещению в информационном издании «Вестник государственных закупок», заказчики подают лично, телефаксом или через веб­портал. В случае подачи информации телефаксом или через веб­портал заказчик должен отправить оригиналы на почтовый адрес ГХИПП «Внешторгиздат» в течение двух рабочих дней со дня получения подтверждения о принятии информации.

Прием информации для печати и обнародования на веб­портале осуществляется в соответствии с

графиком приема информации, который размещается на веб­портале (www.tender.me.gov.ua) ежемесячно. Подтверждением приема информации для печати и обнародования на веб­портале является входной номер, который предоставляется информационным отделом (в случае принятия информации факсом или лично) или отделом информационной поддержки веб­портала по вопросам госзакупок (в случае принятия информации через веб­портал).

При подаче информации для размещения на веб­портале по электронной почте заказчики отправляют письмо с соответствующей информацией на электронный адрес

ГХИПП «Внешторгиздат», указанный в разделе «Контакты» веб­портала. В свою очередь заказчик получает на электронный адрес, с которого было отправлено письмо, подтверждение принятия информации для размещения на веб­портале в течение одного рабочего дня.

Несколько слов хотелось бы сказать о тех процедурах закупок, в которых принимают участие нерезиденты. В отношении таких процедур

Закон о госзакупках предусматривает обязательное дополнительное размещение объявления о проведении процедуры закупки и о ее результатах в международном информационном издании по вопросам государственных закупок Уполномоченного органа и на веб­портале Уполномоченного органа на английском языке. В соответствии с приказом № 932 международным информационным изданием по вопросам госзакупок является международное печатное издание «Announcer of the public purchasing». Для того чтобы заказчики могли своевременно разместить необходимую информацию на сайте www.tender.me.gov.ua, размещен Порядок подачи, приема, регистрации и размещения информации о государственных закупках в международном печатном издании «Announcer of the public purchasing».

 

Заключение договора о закупке

По результатам процедуры закупки между заказчиком и участником заключается договор о закупке, предусматривающий предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары. Типовая форма договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства и Инструкция по его заполнению утверждены

приказом № 925 (с. 41)

Заметим, что

Законом о госзакупках предусмотрен ряд принципиально новых требований к договору о закупке, а именно:

1) перечислены существенные условия договора о закупке:

— предмет договора (наименование, номенклатура, ассортимент);

— количество товаров, работ и услуг и требования по их качеству;

— порядок осуществления оплаты;

— цена договора;

— срок и место поставки товаров, предоставления услуг, выполнения работ;

— срок действия договора;

— права и обязанности сторон;

— указание условия о возможности уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов;

— ответственность сторон.

При этом условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу продукции) победителя процедуры закупки и не

должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами, кроме случаев уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке.

Стороны не должны отступать от существенных условий договора, однако имеют право конкретизировать его условия;

2) в случае осуществления закупки за счет  средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов заказчик

имеет право предусматривать в договорах о закупке осуществление предварительной оплаты согласно требованиям бюджетного законодательства. На сегодняшний день перечень товаров, работ и услуг, при приобретении которых заказчики могут в договорах о закупке предусматривать условие о предварительной оплате, определен постановлением КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 № 1404;

3) участник — победитель процедуры закупки

при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии на осуществление такого вида деятельности предусмотрено законодательством;

4) заключенный

договор считается недействительным (ничтожным), если:

— заключен в период обжалования согласно

ст. 18 Закона о госзакупках;

— заключен с нарушением сроков, предусмотренных

абз. 3, 4 ч. 2 ст. 31, абз. 4 ч. 5 ст. 36 и абз. 1 ч. 3 ст. 39 Закона о госзакупках.

 

 

Комментарий практика

 

Что делать с теми годовыми планами, которые утверждались во исполнение требований

Положения № 921? На заседании комитета по конкурсным торгам необходимо утвердить новые годовые планы закупок с учетом требований Закона о госзакупках и нормативно-правовых актов, разработанных в его исполнение. После 30.07.2010 г. проводить процедуры закупки по годовым планам, утвержденным еще тендерным комитетом, по моему мнению, будет ошибочно.

Члены комитета по конкурсным торгам могут быть разные – с опытом или без, но сомнения могут появиться у каждого. Нужно ли при определении ожидаемой стоимости предмета закупки прибавлять стоимость уже заключенных договоров до 30.07.2010 г. по этому же предмету закупки к ожидаемой стоимости договоров, которые планируется заключить?

В соответствии с

решением Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или в другом нормативно-правовом акте. Проще говоря, закон не имеет обратной силы, если иное не установлено законом. Минэкономики по этому поводу в своем письме-разъяснении от 29.07.10 г. № 3303-25/7445-07 отмечает, что поскольку подобное указание в Законе о госзакупках отсутствует, то его действие не распространяется на правоотношения субъектов сферы государственных закупок, возникшие до 30.07.2010 г.

Теперь у заказчиков начинается «новая жизнь» по новым правилам, т. е. при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг)

меньше 100 тысяч гривень, а работ – 300 тысяч гривень, заказчик осуществляет закупку без проведения процедур, предусмотренных Законом о госзакупках.

Статья 4 Закона о госзакупках

обязывает заказчика направить в Государственное казначейство Украины годовой план, изменения к нему, в Уполномоченный орган годовой план, смету (временную смету), финансовый план (план ассигнований, план использования бюджетных (государственных) средств), изменения к ним в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения. Если указанные документы утверждались до введения в действие Закона о госзакупках, то, по моему мнению, направлять их Уполномоченному органу необходимо только в случае внесения в них изменений после 30.07.2010 г.

 

Дмитрий Брюхович,
 

начальник отдела государственных закупок
 КП «Харьковские тепловые сети»
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше