Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Тендерный комитет и комитет по конкурсным торгам: в чем разница?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2010/№ 70
Печать
Статья

Тендерный комитет и комитет по конкурсным торгам: в чем разница?

 

Понятно, что с введением в действие Закона о госзакупках у заказчиков возникает ряд вопросов не только по новому порядку проведения самих процедур госзакупок, но и по организации этого процесса в собственной организации. Например, что делать с тендерным комитетом, ведь теперь это комитет по конкурсным торгам? Нужно ли переутверждать состав комитета и Положение о нем? Итак, в этой статье ответим на вопросы заказчиков и расскажем, что должен представлять собой комитет по конкурсным торгам и чем он отличается от тендерного комитета.

Валерия КОНСТАНТИНОВА, экономист­аналитик Издательского дома «Фактор»

 

На вопрос, необходимо ли вместо тендерного комитета создавать комитет по конкурсным торгам и утверждать Положение о нем, ответ — да. Понятия «тендерный комитет» со вступлением в силу

Закона о госзакупках больше не существует. Следовательно, руководителю организации заказчика соответствующим приказом необходимо утвердить создание комитета по конкурсным торгам, его состав и Положение о нем. При этом, обратите внимание, необходимо отменить первоначальный приказ организации, которым был создан тендерный комитет.

Типовое положение о комитете по конкурсным торгам должно быть разработано и утверждено Уполномоченным органом, т. е. Минэкономики. На настоящий момент указанное Положение утверждено

приказом № 916. Следовательно, тем заказчикам, которые еще не успели утвердить Положение о комитете по конкурсным торгам, необходимо при утверждении положений о комитете использовать Типовое положение о комитете по конкурсным торгам, а тем, кто уже разработал Положение самостоятельно, необходимо привести в соответствие с Типовым положением, утвержденным приказом № 916.

Согласно

Закону о госзакупках комитет по конкурсным торгам — служебные (должностные) и другие лица заказчика (генерального заказчика), назначенные ответственными за организацию и проведение процедур закупки. Он создается заказчиком (генеральным заказчиком) для организации и проведения процедур закупок.

Комитет действует на принципах коллегиальности и непредвзятости своих членов. Членство в комитете по конкурсным торгам не должно создавать противоречие между интересами заказчика и участника или между интересами участников процедуры закупки, наличие которого может повлиять на объективность и непредвзятость принятия решений относительно выбора победителя процедуры закупки.

 

Состав комитета

Если согласно

Положению № 921 в состав тендерного комитета не могли входить должностные лица и представители участников, их близкие родственники, должностные лица объединений предприятий, их представители и близкие родственники, то согласно Закону о госзакупках в состав этой категории лиц добавились еще и народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады АРК и депутаты местных советов. Законом о госзакупках разрешается вхождение в состав комитета должностных и других лиц заказчика (генерального заказчика).

Напомним, что

генеральный заказчик — это орган государственной власти, государственное, коммунальное учреждение или организация, определенные соответственно КМУ, Советом министров АР Крым, местными госадминистрациями или исполнительными органами местных советов, ответственными за организацию и проведение процедур закупок на принципах координации.

Требования к численности членов комитета остались неизменными, т. е. комитет по конкурсным торгам должен состоять

не менее чем из пяти человек. Если штатная численность работников заказчика меньше пяти человек, количество членов комитета по конкурсным торгам должно равняться штатной численности заказчика. При этом в Законе о госзакупках нет положения, согласно которому разрешается привлекать к работе комитета экспертов и консультантов в случае возникновения такой необходимости. Для предоставления консультаций по техническим вопросам, указанным в документации конкурсных торгов, разрешается только привлечение служебных (должностных) и других лиц структурных подразделений заказчика. Указанное привлечение таких лиц заказчика осуществляется по решению комитета по конкурсным торгам.

Руководство работой комитета по конкурсным торгам осуществляет его председатель, который организует работу комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций. Председатель комитета назначается решением заказчика (соответствующим приказом) и может иметь право на подписание договоров о закупке в случае предоставления таких полномочий заказчиком, оформленных в соответствии с законодательством.

 

Функции комитета

К функциям комитета по конкурсным торгам относятся:

— планирование в течение года осуществления процедур закупок в соответствии с утвержденной сметой, финансовым планом (планом ассигнований, планом использования бюджетных (государственных) средств). Обращаем внимание, что согласно

Закону о госзакупках заказчики должны направить в Минэкономики полный пакет документов, содержащий годовой план, смету, в том числе временную, финансовый план учреждения со всеми изменениями, в течение пяти дней со дня их утверждения;

— составление и утверждение годового плана государственных закупок (форма годового плана и Инструкция по ее заполнению утверждены

приказом № 922);

— выбор процедуры закупки (согласно

ст. 12 Закона о госзакупках);

— проведение процедур закупок, в том числе предварительной квалификации участников;

— обеспечение равных условий для всех участников, объективного и честного выбора победителя;

— обеспечение составления, утверждения и хранения соответствующих документов по вопросам государственных закупок, определенных

Законом о госзакупках (формы основных документов, сопровождающих конкурсные торги, утверждены приказом № 922);

— предоставление разъяснения лицам, выразившим намерение принять участие в процедуре закупки, относительно содержания документации конкурсных торгов (квалификационной документации) в случае получения от последних соответствующих запросов (в течение трех дней со дня получения запроса);

— организация приема, хранения, раскрытия предложения конкурсных торгов (ценовых и квалификационных предложений), обеспечение выбора наиболее экономически выгодного предложения на основании критериев и методики оценки, определенных в документации по конкурсным торгам (квалификационной документации);

— проведение переговоров с участниками при проведении процедуры закупки у одного участника; оформление документов, необходимых для согласования применения процедуры закупки у одного участника согласно

Порядку № 668;

— обнародование информации об осуществлении закупок (при этом председатель и секретарь комитета несут ответственность за полноту и достоверность информации, публикуемой в «Вестнике государственных закупок» и обнародуемой на веб­портале Минэкономики);

— ведение необходимой отчетности по осуществлению процедур закупок в соответствии с требованиями законодательства;

— принятие на добровольной основе надлежащих мер, в том числе с приостановлением процедуры закупки, для урегулирования вопросов, указанных в обращении с требованием по устранению нарушения во время проведения процедуры закупки;

— обеспечение предоставления информации, в том числе документов, необходимых для рассмотрения жалоб, поданных в орган обжалования;

— содействие органам, осуществляющим государственное регулирование и контроль в сфере закупок, в выполнении ими своих полномочий в соответствии с законодательством, в частности создание надлежащих условий для проведения проверок, предоставление в установленный срок необходимых документов и соответствующих объяснений;

— осуществление других действий, предусмотренных

Законом о госзакупках.

Формой работы комитета являются заседания, созываемые председателем комитета. Решения по вопросам, рассматриваемым на заседаниях комитета, принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее двух третей членов комитета. Указанные решения оформляются протоколом, который должен быть подписан всеми членами комитета, присутствующими на заседании. В случае отказа члена комитета по конкурсным торгам подписать протокол, об этом в нем делается запись с указанием причин такого отказа, поскольку нужно помнить, что члены комитета по конкурсным торгам несут персональную ответственность за принятые ими решения в соответствии с законами Украины, при этом как административную, так и уголовную.

 

Обучение членов комитета

Согласно

Положению № 921 обучаться необходимо было только председателю тендерного комитета, его заместителю(ям) и секретарю. Согласно Закону о госзакупках соответствующие документы (сертификаты) о прохождении обучения в сфере госзакупок должны иметь все члены комитета по конкурсным торгам в порядке, установленном Минэкономики.

Во время действия

Положения № 921 Уполномоченным органом так и не были изданы официальные нормативные документы, которые регулировали бы вопрос прохождения обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок, хотя это было предусмотрено Положением № 921. Минэкономики на тот момент ограничилось размещением перечня учебных заведений и учебных центров, которые проводили учебные программы по вопросам подготовки специалистов в сфере осуществления государственных закупок и повышения их квалификации, на своем официальном сайте (www.me.gov.ua).

Уполномоченному органу оставили функцию организации и утверждения порядка прохождения обучения специалистов в сфере осуществления закупок и повышения квалификации (

п. 15 ст. 8 Закона о госзакупках). Кстати, Минэкономики все­таки разработало проект приказа «Об организации обучения специалистов в сфере осуществления закупок и повышения их квалификации». Указанным проектом приказа предлагалось определить единственным учебным заведением, которое будет проводить обучение и/или повышение квалификации специалистов в сфере осуществления государственных закупок, Научно­исследовательский экономический институт (находится в сфере управления Минэкономики). Также согласно указанному проекту приказа заказчики фактически были обязаны повторно организовать повышение квалификации их специалистов в течение одного года, в то время как Законом о госзакупках предусмотрено, что повышение квалификации должно осуществляться не реже одного раза каждые два года.

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства не согласился с условиями, выдвинутыми Мин­экономики по организации учебного процесса в сфере госзакупок, и своим

решением № 721 отказал в согласовании проекта указанного приказа, определив его таким, который приведет к дополнительной финансовой нагрузке на заказчиков и необоснованным потерям субъектов хозяйствования — учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в сфере государственных закупок. Следовательно, ожидаем нового приказа Минэкономики.

 

Таким образом, заказчику необходимо:

1. Отменить свой приказ о создании тендерного комитета, с изменениями и дополнениями.

2. Утвердить приказ о создании и составе комитета по конкурсным торгам.

3. Разработать Положение о комитете по конкурсным торгам в соответствии с Типовым положением о комитете по конкурсным торгам.

4. Разработать новые должностные инструкции работникам отдела по организации проведения процедур госзакупок (при его наличии).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше