Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Отчетность и контроль в сфере госзакупок

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2010/№ 70
Печать
Статья

Отчетность и контроль в сфере госзакупок

 

В этой публикации остановимся на законодательных нюансах составления отчета о результатах проведения процедур закупок, напомним о «старой-новой» форме статистической отчетности и ознакомим заказчика со всеми видами ответственности за нарушение законодательства о госзакупках. Вообще, о самых приятных ситуациях, с которыми сталкивается если не каждый, то каждый второй заказчик.

Александра НИКОЛАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Дмитрий БРЮХОВИЧ, начальник отдела государственных закупок КП «Харьковские тепловые сети»

 

Отчитываемся

Каждая процедура закупки заканчивается составлением отчета, который обязательно должен содержать информацию, указанную в

ст. 19 Закона о госзакупках. Далее для регистрации обязательств по договорам о закупке указанные отчеты передаются в органы Государственного казначейства.

Кроме того, наличие отчета проверяют также и банки (у предприятий, на которых распространяется область применения

Закона о госзакупках). Напомним, что Законом о госзакупках предусмотрено, в частности, расширение круга субъектов, у которых банки обязаны проверять наличие документов, подтверждающих выполнение ими требований Закона о госзакупках.

Так, в соответствии с новой редакцией

ст. 51 Закона о банках при оплате по договорам, заключенным предприятиями, созданными в установленном порядке органами государственной власти, органами власти АР Крым или органами местного самоуправления и уполномоченными на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей, в том числе государственными, казенными, коммунальными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерними предприятиями, а также предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (частей, паев) превышает 50 процентов, объединениями таких предприятий (хозяйственных обществ), банки проверяют наличие отчета о результатах осуществления процедуры закупки и других документов, подтверждающих выполнение такими предприятиями и хозяйственными обществами требований Закона о госзакупках.

Другой вопрос, что пока еще банки сами не знают, какие именно документы требовать от указанных субъектов. Национальный банк в

письме от 09.08.2010 г. № 25-111/1852-13664 отметил, что им направлено обращение в Минэкономики по поводу разъяснения перечня документов, которые должны предоставлять заказчики при оплате по договорам. В любом случае обязательным является наличие отчета о результатах проведения закупки.

Кроме того, отчет обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня его утверждения.

Помимо отчета о результатах проведения процедуры, заказчики — распорядители бюджетных средств раз в квартал составляют статистическую форму.

Напомним, что новая форма № 1-торги (тендеры) была переутверждена

приказом № 302, вступившим в силу с 01.02.2010 г. Следовательно, начиная с первого квартала 2010 года заказчики начали отчитываться уже по новой форме государственного статистического наблюдения № 1-торги (тендеры), утвержденной приказом № 302.

Самое интересное, что нововведения заключались в том, что из разд. II «Стоимостная характеристика процедур закупок» формы были исключены средства коммунальных предприятий для приведения в соответствие с

Положением № 921 относительно состава государственных средств.

Как нам уже известно, согласно

Закону о госзакупках коммунальные предприятия опять возвращены в круг подотчетных субъектов этой сферы, а это означает, что Госкомстату придется прорабатывать все заново, с конца до начала. Таким образом, ожидаем очередного приказа Госкомстата с самой новой формой. А пока составляем привычную форму № 1-торги (тендеры) и следим за тем, чтобы:

1) информация отражалась только по тем процедурам, по которым в отчетном периоде заключен договор о закупке;

2) квартальная форма № 1-торги (тендеры) заполнялась нарастающим итогом с начала года.

Шпаргалкой для заказчиков при заполнении формы № 1-торги (тендеры) является

Инструкция № 433 по заполнению указанной формы.

 

Кто контролирует?

Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере госзакупок должен быть разработан Уполномоченным органом. На настоящий момент указанный порядок не утвержден. Однако

ст. 7 разд. II Закона о госзакупках установлены государственное регулирование и контроль в этой сфере. В частности, Законом о госзакупках на органы Гос­казначейства и банки возложены дополнительные полномочия.

Так, Госказначейство Украины:

1) до осуществления оплаты по договорам о закупке проверяет наличие и соответствие заключенного договора о закупке отчету о результатах проведения процедуры закупки и годовому плану закупок, правильность их оформления согласно законодательству, а также наличие объявления о проведении процедуры закупки, сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, сведений о решении Уполномоченного органа о согласовании процедуры закупки (в случае применения процедуры закупки у одного участника), объявления о результатах процедуры закупки, опубликованные в «Вестнике государственных закупок» и соответствующих международных изданиях. Заметим, что ранее Госказначейство проверяло только наличие заключенного договора о закупке и его соответствие отчету о результатах проведения процедуры закупки;

2) принимает меры по недопущению осуществления платежей со счета заказчика согласно взятому финансовому обязательству по договору о закупке в случаях:

— отсутствия или несоответствия установленным законодательством требованиям необходимых документов, предусмотренных

Законом о госзакупках;

— отмены процедуры закупки;

— вступления в силу решения суда о признании результатов процедуры закупки недействительными;

— приостановления процедуры закупки;

— наличия соответствующего решения органа обжалования в соответствии со

ст. 18 Закона о госзакупках;

3) в случае выявления нарушений требований законодательства в сфере закупок уведомляет о таких случаях Уполномоченный орган и орган обжалования.

Как уже отмечалось, согласно нововведениям банковские учреждения при оплате по договорам о закупке, заключенным предприятиями (на которых распространяется область применения

Закона о госзакупках), теперь должны проверять наличие отчета о результатах осуществления про­цедуры закупки и других документов, подтверждающих выполнение такими предприятиями и хозяйственными обществами требований Закона о госзакупках. В случае их несоответствия требованиям законодательства платежное поручение считается оформленным ненадлежащим образом.

Следует отметить, что такие нововведения явились достаточно дискуссионными, неоднократно высказывалось мнение о том, что распространение на банки несвойственных им функций, в частности, государственного контроля в сфере государственных закупок, приведет к вмешательству в хозяйственную деятельность банков и субъектов хозяйствования, при этом будет мешать выполнению их прямых функций, что мы сегодня и наблюдаем, поскольку даже Национальный банк не может определиться, как все же проверять выполнение заказчиками

Закона о госзакупках, какие подтверждающие документы требовать.

Кроме указанных органов и учреждений, на арене контроля остаются те же: Счетная палата, Антимонопольный комитет Украины, Главное контрольно-ревизионное управление Украины, Государственный комитет статистики Украины, которые и будут осуществлять контроль в сфере государственных закупок в рамках своих полномочий, определенных Конституцией и законами Украины.

 

Как отвечаем?

За нарушение требований, установленных

Законом о госзакупках и нормативно-правовыми актами, разработанными в его исполнение, члены комитета по конкурсным торгам заказчика (генерального заказчика), члены органа обжалования, служебные (должностные) лица Уполномоченного органа, служебные (должностные) лица органов Госказначейства (обслуживающего банка) несут ответственность согласно законам Украины, при этом — как административную, так и уголовную.

Что касается уголовной ответственности, то за нарушение требований законодательства в сфере госзакупок сегодня в

УКУ она прямо не установлена. Однако привлекать к такому роду ответственности могут за:

— нарушение законодательства о бюджетной системе Украины

(ст. 210 УКУ);

— злоупотребление властью или служебным положением

(ст. 364 УКУ);

— превышение власти или служебных полномочий

(ст. 365 УКУ);

— служебную халатность

(ст. 367 УКУ);

— получение или дачу взятки

(ст. 368, 3681, 369 УКУ).

Теперь остановимся на случаях, когда за нарушение законодательства устанавливается административная ответственность.

В соответствии со

ст. 16414 КУоАП на должностных лиц налагается штраф за нарушение законодательства об осуществлении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, а именно за:

— осуществление закупки товаров, работ и услуг за государственные средства без применения процедур, определенных

Законом о госзакупках;

— применение процедур закупки с нарушением законодательства, в том числе оформление документации конкурсных торгов (квалификационной документации) с нарушением законодательства;

— оценку предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений) не по критериям и методике оценки для определения наиболее выгодного предложения конкурсных торгов (квалификационного предложения), содержащегося в документации конкурсных торгов (квалификационной документации);

— заключение с участником, ставшим победителем торгов, договора о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства по ценам и в объемах, не отвечающим требованиям документации конкурсных торгов (квалификационной документации);

— необнародование или нарушение порядка обнародования информации по закупке товаров, работ и услуг за государственные средства в соответствии с требованиями законодательства;

— неподачу в установленном порядке отчета о результатах осуществления процедуры закупки товаров, работ и услуг;

— отражение недостоверных сведений в отчете о результатах осуществления указанной про­цедуры;

— непроходжение обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок в соответствии с требованиями

Закона о госзакупках;

— непредоставление информации, документов и материалов в случаях, предусмотренных законом.

Обращаем внимание, что

Законом о госзакупках внесены изменения в ст. 16414 КУоАП. В частности, увеличены суммы штрафов за нарушение законодательства об осуществлении закупки:

 

До 30.07.2010 г.

После 30.07.2010 г.

От ста пятидесяти не облагаемых налогом минимумов (2550 грн.) до трехсот пятидесяти (5950 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

От трехсот не облагаемых налогом минимумов (5100 грн.) до семисот (11900 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за одно из правонарушений, указанных в части 1 ст. 16414, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от трехсот пятидесяти (5950 грн.) до пятисот (8500 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за одно из правонарушений, указанных в части 1 ст. 16414, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от семисот (11900 грн.) до тысячи (17000 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

 

С введением в действие

Закона о госзакупках административные нарушения налагаются не только за необнародование информации о закупке вообще, но и за нарушение порядка обнародования информации, указанной в ст. 10 Закона о госзакупках. Под порядком обнародования информации, в частности, имеется в виду ее обнародование в сроки, установленные Законом о госзакупках, и по форме, утвержденной Уполномоченным органом.

Имеются для заказчика и хорошие новости. В

Законе о госзакупках не нашла отражения норма по условиям защиты отечественного рынка, а следовательно, она исключена из перечня нарушений в ст. 16414 КУоАП.

Если заказчик является распорядителем бюджетных средств, ему необходимо также помнить о

ст. 16412 КУоАП. Эта статья устанавливает ответственность за использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению или несоблюдение порядка проведения операций с бюджетными средствами, как это установлено действующим бюджетным законодательством. За указанные нарушения на должностных лиц предусмотрено наложение штрафа от тридцати (510 грн.) до семидесяти (1190 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от семидесяти (1190 грн.) до ста (1700 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Напомним, что понятие «нецелевое использование бюджетных средств» необходимо применять в полном соответствии с Бюджетным кодексом Украины и требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные отношения. Это означает, что нецелевое использование бюджетных средств должно квалифицироваться не только как использование бюджетных средств не в соответствии со сметой в части несоблюдения требований экономической классификации расходов, а как использование бюджетных средств в несоответствии с установленным бюджетным назначением или выделенными бюджетными ассигнованиями.

Обращаем внимание, что КРУ при применении

КУоАП пользуются приказом № 52, которым утвержден Порядок оформления органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине материалов об административных правонарушениях. Указанным приказом установлены формы протокола об административном правонарушении; журнала учета протоколов об административных правонарушениях по статьям 16412 и 16414 КУоАП и результатов их рассмотрения; уведомления о рассмотрении дела об административном правонарушении; постановления о наложении административного взыскания.

Протоколы по этой категории дел рассматривают районные, районные в городе, городские или горрайонные суды

(ст. 221 КУоАП).

Отметим, что административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — два месяца со дня его выявления, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в соответствии с этим Кодексом подведомственны суду (судье) (ст. 38 КУоАП).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше