Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Процедура обжалования: любая прихоть за ваши деньги

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2010/№ 70
Печать
Статья

Процедура обжалования: любая прихоть за ваши деньги

 

Антимонопольный комитет неоднократно указывал о расширении своих полномочий в сфере госзакупок. Кто на законодателей повлиял больше — он или требования МВФ и ЕС — уже не важно, но Комитет получил желаемое. Таким образом, имеем новоиспеченный орган обжалования — Антимонопольный комитет, который будет решать судьбу каждой обжалуемой процедуры. Следовательно, в этой статье особое внимание уделим порядку, согласно которому могут жаловаться лица, чей интерес, по их мнению, был нарушен действиями заказчика.

Валерия КОНСТАНТИНОВА, экономист­-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Орган обжалования

Для рассмотрения жалоб Антимонопольный комитет должен создать постоянно действующую административную коллегию в составе трех государственных уполномоченных комитета. Порядок деятельности постоянно действующей административной коллегии и ее полномочия устанавливаются

ст. 121 и 14 Закона об Антимонопольном комитете соответственно. Решения постоянно действующей административной коллегии принимаются от имени Антимонопольного комитета Украины.

За органом обжалования остается право:

— запрашивать и получать у заказчиков, участников, контролирующих органов, государственного официального печатного издания по вопросам государственных закупок, других лиц соответствующую информацию, документы и материалы по проведению процедур государственных закупок;

— привлекать для получения консультаций и экспертных заключений представителей государственных органов (по согласованию с руководителями государственных органов), экспертов и специалистов, которые не могут быть связанными лицами и владеют специальными знаниями, необходимыми для профессионального и непредвзятого рассмотрения жалобы.

 

Порядок обжалования процедур закупки

Порядок обжалования установлен

ст. 18 Закона о госзакупках. Напомним, что согласно Положению № 921 обжалование деятельности или бездействия заказчика проводилось в соответствии со статьями 85 — 91, а также согласно приказу № 65.

В рамках

Закона о госзакупках субъектом обжалования в органе обжалования является физическое или юридическое лицо, обратившееся в орган обжалования с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, которые противоречат законодательству в сфере государственных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица.

Следовательно, согласно

Закону о госзакупках субъект обжалования может подать жалобу в орган обжалования в письменной форме, которая должна быть подписана лицом и содержать следующую информацию:

— наименование органа обжалования;

— имя (наименование), местожительство (местонахождение) субъекта обжалования, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;

— наименование, местонахождение, почтовый адрес заказчика, решения, действия или бездействие которого обжалуются;

— основания, из­за которых подается жалоба, ссылку на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, которые это могут подтверждать, дату, когда субъекту обжалования стало известно о таких решениях, действиях или бездействии;

— требования субъекта обжалования и их обоснования.

К жалобе прилагаются документы (в случае наличия), подтверждающие нарушение процедуры закупки или неправомерность решений, действий или бездействия заказчика.

Если согласно

Положению № 921 было четко сформулировано, что жалобу подать может только участник, который считает, что он понес или может понести убытки в результате нарушения заказчиком процедур закупок, то согласно Закону о госзакупках жалоба может быть подана только лицом, право или законный интерес которого нарушены в результате решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере государственных закупок (т. е. не конкретизировано, что это должен быть только участник). Из этого можно сделать вывод, что обжаловать процедуру может и любое лицо, чей интерес нарушен.

Положением № 921

было четко определено, что именно не может быть объектом обжалования, а именно:

— сделанный заказчиком выбор процедуры закупки;

— решение заказчика об отклонении всех тендерных предложений.

Законом о госзакупке

такие нормы не преду­смотрены, что значительно расширяет перечень причин для обращения недовольных. Но главное, что жаловаться теперь можно только платно. За подачу жалобы в орган обжалования взимается плата, зачисляемая в специальный фонд госбюджета. При этом размер такой платы будет определять Кабмин.

Таким образом, указанная плата является препятствием для жалобщиков. Кроме того, возникает вопрос, что же будет дешевле: подать жалобу в Антимонопольный комитет или судиться? Ведь финансовые расходы теперь могут оказаться почти одинаковыми.

Субъект обжалования может подать обращение заказчику с требованием по устранению нарушения при проведении процедуры закупки. При получении указанного обращения заказчик имеет право на добровольной основе для урегулирования вопросов по устранению нарушений при проведении процедуры закупки принять меры, в том числе с приостановлением процедуры закупки. При этом заказчик должен сообщить всем заинтересованным лицам о решениях, принятых по рассмотрению обращения. Направление обращения заказчику не лишает лицо права обратиться с жалобой в орган обжалования. В случае подачи жалобы по той же процедуре закупки, которой касается обращение, заказчик уведомляет орган обжалования о принятых по этому обращению мерах.

Решение заказчика, принятое по рассмотрению обращения, может быть обжаловано в орган обжалования или в течение 30 дней со дня его принятия в суд. Этот срок не может быть возобновлен.

 

Сроки подачи жалобы

Жалобы подаются в орган обжалования

не позднее 14 дней со дня получения субъектом обжалования сообщения о соответствующем решении или действии заказчика, нарушающем права или законные интересы субъекта обжалования, или со дня, когда субъекту обжалования стало известно о нарушении его прав или законных интересов принятым решением, действием или бездействием заказчика, но до момента заключения договора о закупке (согласно Положению № 921 этот срок составлял 15 календарных дней со дня наступления основания для подачи жалобы).

Что касается жалоб в отношении документации конкурсных торгов, то их можно подавать в любой срок после опубликования сообщения о их проведении, но не позднее окончания срока, установленного для подачи предложений конкурсных торгов.

Жалобы, касающиеся заключенных договоров о закупке, рассматриваются только

в судебном порядке.

Датой получения жалобы органом обжалования считается дата ее регистрации в нем.

В срок, не превышающий 3 дней после получения жалобы, орган обжалования уведомляет субъекта обжалования и заказчика о времени и месте рассмотрения жалобы, поскольку согласно

Закону о госзакупках указанные лица имеют право принять участие в рассмотрении жалобы.

Если при подаче жалобы указанные сроки нарушаются, орган обжалования информирует об этом субъекта обжалования и возвращает жалобу без рассмотрения не позднее следующего рабочего дня после принятия такого решения.

При подаче жалобы в орган обжалования субъект обжалования направляет копию жалобы заказчику

, решение, действие или бездействие которого обжалуются.

Орган обжалования возвращает жалобу без рассмотрения в случаях, когда:

— субъект обжалования выдвигает жалобу в отношении того же нарушения, в той же процедуре закупки и по тем же основаниям, которые уже были предметом рассмотрения органа обжалования и по которым органом обжалования было принято соответствующее решение;

— жалоба не отвечает требованиям

ч. 1 ст. 18 Закона о госзакупках, т. е. не содержит информацию, которая должна быть изложена в письменной форме при подаче ее в орган обжалования;

— субъектом обжалования не внесена плата;

— заказчик в соответствии с

Законом о госзакупках признал и устранил нарушения, указанные в жалобе, о чем было предоставлено документальное подтверждение.

Уведомление о возврате жалобы без рассмотрения направляется лицу, обратившемуся в орган обжалования, не позднее следующего рабочего дня после принятия такого решения.

 

Приостановление процедуры закупки

Обращаем внимание, что согласно требованиям п.

87 Положения № 921 при поступлении жалобы или заказчику или в Уполномоченный орган процедура закупки обязательно подлежала приостановлению на неопределенный срок, но не более 20 рабочих дней. Согласно Закону о госзакупках подача жалобы не приостанавливает процедуру закупки, за исключением, когда орган обжалования принимает решение о приостановлении процедуры закупки. Но в любом случае заключение договора о закупке в ходе процедуры обжалования запрещено.

Следовательно, процедура госзакупки

может приостанавливаться сроком до вынесения решения по жалобе по собственной инициативе органа обжалования или по заявлению субъекта обжалования. В случае приостановления процедуры орган обжалования в течение 1 рабочего дня уведомляет о своем решении Госказначейство, редакцию «ВГЗ», заказчика и субъекта обжалования.

Таким образом, если решение о приостановлении принято, заказчик не имеет права проводить любые действия и принимать любые решения в отношении закупки, в том числе заключать договор о закупке. На этом также акцентируется внимание в

ст. 42 Закона о госзакупках, согласно которой договор о закупке является ничтожным в случае его заключения в период обжалования.

Во время приостановления процедуры закупки редакция «ВГЗ» не осуществляет прием соответствующей информации о закупке для опубликования.

Орган обжалования отменяет свое решение о приостановлении процедуры закупки, если заказчик самостоятельно устранит нарушения, указанные в жалобе, и в течение 1 рабочего дня с момента устранения нарушения уведомит об этом орган обжалования, при этом предоставив документальное подтверждение.

 

Решение органа обжалования

Орган обжалования принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения жалобы обоснованное решение, в котором указываются:

— заключение органа обжалования о наличии или отсутствии нарушения процедуры закупки;

— заключение органа обжалования об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении полностью или частично;

— если жалоба не удовлетворена, — основания и обоснования принятия такого решения;

— если жалоба удовлетворена полностью или частично, — обязательство устранения заказчиком нарушения процедуры закупки и/или возобновления процедуры закупки с момента предыдущего законного решения или правомерного действия заказчика.

Экземпляр решения по результатам рассмотрения жалобы орган обжалования в течение 3 дней со дня его принятия направляет субъекту обжалования, заказчику, Государственному казначейству Украины и редакции «ВГЗ».

Решение органа обжалования является обязательным для выполнения заказчиками и лицами, которых они касаются, и вступают в силу со дня их принятия. Кроме того, указанные решения подлежат обязательному опубликованию в «ВГЗ», а также не позднее следующего рабочего дня после их принятия обнародуются на веб­портале Антимонопольного комитета Украины.

Обжаловать решения имеют право как субъект обжалования, так и заказчик, но только в Киевском окружном административном суде. Срок исковой давности для обжалования решений органа обжалования, принятых в соответствии с

Законом о госзакупках, составляет 30 дней со дня принятия такого решения. При этом этот срок не может быть возбновлен.

Теперь подытожим основные моменты по процедуре обжалования:

1) органом обжалования является Антимонопольный комитет Украины;

2) подавать жалобу может не только участник процедуры закупки, но и лицо, интересы которого нарушены деятельностью заказчика;

3) жалоба подается до момента заключения договора;

4) жалоба рассматривается Комитетом в течение 30 рабочих дней;

5) приостановление процедуры закупки производится только в том случае, когда орган обжалования примет соответствующее решение;

6) за рассмотрение жалобы взимается плата, размер которой определяет Кабмин;

7) обжаловать решение Комитета можно только в Киевском окружном административном суде.

В конце отметим, что Минэкономики уже неоднократно (в своем

разъяснении от 29.07.2010 г. № 3303­25/7445­07, а также в информационном письме от 21.08.2010 г. № 3303­25/8205­12) обращало внимание всех участников процесса госзакупок, что у него нет правовых оснований рассматривать жалобы, поданные участниками процедур закупок, и принимать по ним решения. Таким образом, с введением в действие Закона о госзакупках (30.07.2010 г.) изучаем новый порядок процедуры обжалования и привыкаем к тому, что жалобы по поводу нарушения заказчиками про­цедур закупок рассматривает орган обжалования, т. е. Антимонопольный комитет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше