Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

« — Так... алкоголем торгуете? А лицензию получить не забыли?»

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2010/№ 72
Печать
Статья

« — Так… алкоголем торгуете? А лицензию получить не забыли?»

 

Сложно представить себе сферу деятельности более рентабельную, чем торговля алкогольными напитками (в этом плане с ней может соперничать лишь запрещенный в настоящее время игорный бизнес). В сегодняшней статье мы обсудим вопрос, актуальность которого испытана временем, — лицензирование оптовой и розничной торговли алкогольными напитками.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие положения

Основы лицензирования в Украине представлены в

Законе о лицензировании, который в «алкогольном вопросе» отсылает нас к специальному законодательству, регулирующему оборот алкогольных напитков (абзац 2 ст. 2 указанного Закона). Специальным в этой сфере является Закон № 481, который мы и будем использовать в качестве основы. Вопросы лицензирования оптовой и розничной торговли алкогольными напитками затрагиваются сразу в нескольких нормативно-правовых актах, что может создать определенную путаницу. Избежать ее нам поможет п. 6 ст. 18 Закона № 481, в котором говорится, что все иные «алкогольные» нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей этому Закону .

В соответствии со

ст. 15 Закона № 481 оптовой и розничной торговлей алкогольными напитками можно заниматься лишь при наличии лицензии.

При этом оптовая торговля — это приобретение и преобразование товаров для их последующей продажи субъектам хозяйствования (

абз. 12 ст. 1 Закона № 481), а розничная — продажа товаров конечным потребителям для их личного некоммерческого использования (абзац 13 ст. 1 Закона № 481).

Также напомним, что алкогольными напитками признаются продукты, полученные путем брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, которые относятся к товарным группам

Гармонизированной системы описания и кодирования товаров: 22 04, 22 05, 22 06, 22 08 (абзац 7 ст. 1 Закона № 481).

Нельзя не отметить, что нашумевшим

Законом № 2275 из-под действия Закона № 481 была выведена розничная торговля столовыми винами. К сожалению, налоговое ведомство напрочь отказывается признавать этот факт, о чем свидетельствуют его недавние разъяснения (письмо ГНАУ от 16.07.2010 № 6930/6/32-0414 на с. 41). В этом письме налоговики, ссылаясь на «алкогольность» столовых вин, говорят о необходимости приобретения лицензии для розничной торговли ими. С нашей точки зрения, подобная позиция лишена законных аргументов, и с ней надо спорить.

 

Получение лицензии

Правила получения лицензии имеют свои особенности в зависимости от ее вида (оптовая, розничная).

Лицензия выдается на основании заявления органу исполнительной власти, который специально уполномочен на это КМУ. В соответствии с

п. 27 и п. 271 Перечня № 1698 таким органом является:

— «оптовая» лицензия — Департамент контроля производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ;

— «розничная» лицензия — территориальные подразделения его региональных управлений по месту торговли или, если продажа происходит в транспорте, — по месту формирования поезда (приписки судна). Соответствующие пункты приема документов и выдачи лицензий создаются на базе городских, объединенных, районных (межрайонных) налоговых инспекций (

письмо Госкомпредпринимательства от 03.03.2010 г. № 2656).

Форма заявления для получения лицензии на розничную торговлю указана в

приложении 1 к приказу № 123 (в настоящее время также существует форма, установленная Порядком № 493, но о неправомерности ее использования скажем ниже), на оптовую — в приложении 1 к Положению № 500.

В общем случае, в заявлении должен быть указан вид лицензируемой хозяйственной деятельности (в нашем случае — оптовая или розничная торговля алкоголем), а в заявлении на розничную торговлю дополнительно указывается перечень РРО (КУРО), которые находятся в месте торговли, и сами места торговли. Причем, в случае установки новых или замены ранее установленных РРО (КУРО) следует подать в орган налоговой службы, выдавший лицензию, заявление, справку о регистрации новых РРО (КУРО) и приложение к действующей лицензии, в которые будут занесены изменения. Напоминание об этом можно найти в

письме ГНАУ от 18.06.2007 г. № 1359/32-0415.

К самому заявлению необходимо приложить копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально или органом, выдавшим ее, а для розничной торговли — дополнительно прилагается справка налоговой службы о регистрации РРО (КУРО), которые находятся в месте торговли. В дополнение,

Порядок № 493 и Положение № 500 добавляют обширный перечень документов, которые также необходимо приложить к заявлению. И в этот момент стоит обратить внимание на письмо ГНАУ от 24.03.2010 г. № 2870/6/32-0415, с. 42, в котором налоговиками делаются важные выводы:

— не допускается требовать предоставления других документов, кроме перечисленных в

Законе № 481 (это следует из ст. 15 Закона № 481);

— для получения лицензии на розничную торговлю необходимо использовать заявление, указанное именно в

приказе № 123.

Пользу этого письма сложно переоценить, ведь в ранних консультациях (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14, с. 20) налоговики, используя те же аргументы, делали совершенно другие выводы — увеличивали перечень приложений-документов к заявлению, увеличивали срок выдачи лицензии с 10 календарных дней до 30 и т. д.

Повторим еще раз — если органы налоговой службы на местах требуют перечень документов более обширный, нежели приведенный в

Законе № 481, то их действия неправомерны. Заметьте, что Закон № 481 имеет приоритет над «алкогольными» нормативно-правовыми актами и в других случаях.

Дальше все достаточно просто и стандартно. Заявление и все необходимые документы подаются одним из двух способов:

— уполномоченным лицом субъекта предпринимательской деятельности по описи, копия которой выдается заявителю с отметкой о дате приема заявления и документов и подписью принявшего их лица;

— заказным письмом.

Лицензия или решение об отказе в ее выдаче предоставляется заявителю не позднее десяти календарных дней со дня получения органом налоговой службы всех необходимых документов. И не забудьте, что выдаче лицензии должна предшествовать оплата годовой стоимости «оптовой» или квартальной суммы «розничной» лицензии (

п. 16 Положения № 500 и п. 34 Порядка № 493). Если имеет место отказ — то он должен быть мотивирован.

Кроме лицензии, субъекты хозяйствования, желающие производить оптовую и розничную торговлю алкогольными напитками, в том числе и в поездах (другом транспорте), не должны получать других разрешительных документов (

письма Госкомпредпринимательства от 14.04.2006 г. № 2881 и от 15.03.2010 г. № 3136). Однако чтобы продавать алкогольные напитки на разлив, кроме «розничной» лицензии, субъекту хозяйствования необходимо иметь статус предприятия общественного питания (п. 22 Правил № 854, письмо ГНАУ от 24.04.2009 г. № 8654/7/32-0117 на с. 44).

После получения лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками ее следует зарегистрировать в органах государственной налоговой службы, а в сельской местности — дополнительно в органах местного самоуправления по месту торговли субъекта хозяйствования. Не стоит об этом забывать, ведь данная обязанность установлена в

ст. 15 Закона № 481, о чем также напоминало налоговое ведомство в одном из своих разъяснений (письмо ГНАУ от 11.02.2010 г. № 2743/7/32-0418).

 

Стоимость и сроки действия лицензии

Информацию о стоимости и сроках действия лицензий наиболее удобно представить в виде таблицы.

 

Вид лицензии

Расположение места торговли*

Срок, на который выдается лицензия

Стоимость грн./год

Розничная торговля алкогольными напитками**

В городах

1 год

8000

За каждый РРО, указанный в лицензии, находящийся в месте торговли*

На территории сел и поселков

500

Места торговли, которые расположены за границами территории городов областного значения, Киева и Севастополя на расстоянии до 50 км и которые имеют торговые залы площадью свыше 500 м2

8000

Оптовая торговля алкогольными напитками**

Не зависит от расположения

5 лет

500000

Торговля сидром и перри (без добавления спирта)

Розничная торговля***

Не зависит от расположения

780 за каждое место торговли*

Оптовая торговля

780

* Место торговли — место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения. Причем торговая площадь должна быть не менее 20 м2, быть оборудованной РРО (независимо от количества).

** Кроме сидра и перри (без добавления спирта).

*** Если субъект хозяйствования имеет «розничную» лицензию и решает торговать в розницу сидром и перри (без добавления спирта), то отдельную лицензию ему приобретать не нужно.

 

Как видим, количество лицензий на розничную торговлю алкогольными напитками привязано исключительно к месту торговли, а стоимость лицензий — к количеству РРО (КУРО), которые были указаны при подаче заявления. Если предприятие в пределах одного здания имеет несколько торговых точек, то оно должно указать соответствующее количество РРО и в зависимости от этого оплачивать стоимость лицензии, а не приобретать дополнительные лицензий (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 20, с. 54). А вот если места торговли различны, то необходимо получить несколько лицензий.

Обратите внимание, что имеются в виду не все РРО (КУРО), которые располагаются в торговом помещении субъекта хозяйствования, а только те, через которые будут отпускаться алкогольные напитки (следует из определения места торговли). Налоговое ведомство также поддерживает это мнение, о чем свидетельствует

письмо ГНАУ от 25.10.2006 г. № 12113/6/21-0315.

Желающие заниматься (или уже занимающиеся) розничной торговлей алкогольными напитками также должны помнить, что алкогольные напитки отпускаются исключительно через указанные в заявлении (и отраженные в приложении к лицензии) РРО, что также относится и к резервным РРО. Напоминанием: об этом служит

письмо ГНАУ от 18.06.2007 г. № 1359/32-0415 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 68, с. 45).

В отличие от правил лицензирования розничной торговли, при лицензировании оптовой торговли алкогольными напитками никаких ограничений относительно мест торговли и количества РРО (КУРО) не предусмотрено.

Теперь разберемся с порядком оплаты

. За «розничную» лицензию оплату следует вносить ежеквартально равными частями (п. 16 ст. 15 Закона № 481), а за «оптовую» лицензию — ежегодно до начала следующего года (абзац 2 п. 16 Положения № 500).

На обратной стороне лицензий делаются отметки о внесении очередных платежей, без которых действие лицензии останавливается (

п. 25 Порядка № 493, абзац 2 п. 16 Положения № 500).

Также обращаем внимание читателей на то, что налоговиками не разрешается оплата стоимости оптовой лицензий за весь срок действия (

письмо ГНАУ от 24.04.2009 г. № 8654/7/32-0117 с. 44), хотя запретов на это в законодательстве не предусмотрено.

 

Аннулирование лицензии

Аннулирование лицензии производится путем принятия органом, выдавшим ее, соответствующего письменного распоряжения. Существуют следующие основания для аннулирования «алкогольных» лицензий, которые касаются торговцев (

ст. 15 Закона № 481):

1) собственное заявление субъекта хозяйствования;

2) решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;

3) неуплата очередного платежа за лицензию на протяжении 30 календарных дней после остановки лицензии;

4) решение суда об установлении факта торговли субъектом хозяйствования алкогольными напитками без марок акцизного сбора;

5) установление факта продажи алкогольных напитков лицам, не достигшим 18 лет или в не предназначенных для этого местах.

Очевидно, что аннулирование «оптовых» лицензий может происходить по основаниям 1 — 4, «розничных» — 1 — 5.

 

Остатки алкоголя

В этом ключе возникает вопрос: что делать с остатками алкоголя после аннулирования лицензии или окончания срока ее действия?

Ответ этот вопрос содержат

письма ГНАУ от 23.11.2005 г. № 8125/21-0315 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 68) и от 08.10.2009 г. № 4850/32-0415. В данных разъяснениях говорилось, что после окончания сроков действия «оптовой» лицензии реализовать оставшиеся алкогольные напитки получится только после приобретения «оптовой» или «розничной» лицензии (в пределах срока годности товара). До этого момента лицо может сдать алкогольную продукцию на ответственное хранение в зарегистрированное место хранения другого лица. Это же правило действует и при аннулировании лицензии с одним лишь отличием — вместо может лицо обязано сдать алкогольную продукцию в зарегистрированное место хранения другого лица. Кстати, указанным разъяснением могут воспользоваться не только «оптовые», но и «розничные» торговцы алкогольными напитками.

От себя добавим, что в письмах в качестве «хранителей», скорее всего, имелись в виду субъекты хозяйствования, имеющие «оптовую» лицензию, поскольку согласно

п. 8 Правил № 854 «розничным» торговцам запрещено принимать для продажи и хранения алкогольные напитки от юридических и физических лиц, не имеющих «оптовых» лицензий. Похожая запрещающая норма содержится в п. 21 Положения № 500 — в ней говорится, что лицензия «оптового» торговца аннулируется в случае приобретения им алкогольных напитков у субъектов хозяйствования, не имеющих «оптовых» лицензий. Однако и невооруженным глазом заметно, что запрет для «розничных» торговцев шире — он распространяется и на хранение.

А что насчет передачи алкогольных напитков по договору комиссии в случае аннулирования или окончания срока действия лицензии?

С учетом приведенных выше ограничений можно сказать, что передать оставшиеся алкогольные напитки комиссионеру для последующей продажи непросто. Для начала отметим, что сделать это получится лишь оптовым торговцам, причем комиссионер должен иметь именно оптовую лицензию.

Далее приведем аргументы «за». По договору комиссии право собственности сохраняется у комитента до момента продажи продукции комиссионером, сама же продажа происходит от имени комиссионера (

ст. 1011 ГКУ). Соответственно комитент уже при недействующей лицензии может передать остатки алкогольной продукции лицензированному комиссионеру (оптовому) для ее последующей реализации. Это же правило должно работать и в случае, когда алкогольный товар был передан комиссионеру, и уже после этого лицензия комитента стала недействительной. Формально, такая возможность не запрещена действующим законодательством, к тому же она была поддержана налоговыми органами (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 38 — 39, с. 33).

Теперь аргументы «против». ГНАУ в

п. 21 Положения № 500 может понимать термин «приобретение» в широком смысле, включая в него и получение товара от комитента. К тому же в своем письме от 23.11.2005 г. № 8125/21-0315 налоговое ведомство говорило о том, что реализация остатков алкоголя после окончания срока действия лицензии возможна лишь после приобретения лицензии.

На наш взгляд, наилучшим вариантом будет реализация алкогольных напитков до окончания действия лицензии. Ну а если сделать этого не получилось, то мы рекомендуем хранить алкогольную продукцию с помощью приведенных методов до получения соответствующих лицензий.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше