Темы статей
Выбрать темы

Торговля алкоголем в вопросах и ответах

Редакция НиБУ
Статья

Торговля алкоголем в вопросах и ответах

 

Хотя об алкогольных напитках было уже сказано немало, сейчас, пожалуй, остановимся на отдельных моментах, связанных с продажей этой продукции, и рассмотрим наиболее интересные вопросы, оставшиеся «за кадром».

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист­аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Предприятие общепита продает кофе, чай, пирожные с добавлением коньяка. Надо ли в таком случае получать лицензию на продажу алкогольных напитков? Уплачивается ли при этом хмелесбор?

Сразу укажем, что получать лицензию и уплачивать хмелесбор в таком случае

не нужно. Поясним почему.

Как известно, лицензированию подлежит розничная торговля

алкогольными напитками (ст. 15 Закона № 481). Под таким видом деятельности понимают деятельность по продаже алкогольных напитков непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания (п. 2 Правил № 854). При этом в соответствии со ст. 1 Закона № 481 алкогольными напитками считаются продукты, полученные путем спиртового брожения сахоросодержащих материалов или изготовленные на основании пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, относящиеся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08.

Реализуя потребителям изделия, ингредиентом которых является алкоголь, предприятие общепита по сути никакой

реализации алкогольных напитков не осуществляет. Ведь в данном случае алкогольные напитки не продаются конечным потребителям в чистом виде, а, подвергшись соответствующей обработке, оказываются составляющими кулинарных блюд. Таким образом, поскольку никакой самостоятельной реализации алкоголя в данном случае не происходит, говорить о продаже алкогольных напитков неуместно, и лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками предприятию общепита получать не нужно (ведь сам по себе общепит — как вид деятельности — не лицензируется). Однако заметим: если субъект хозяйствования захочет в будущем реализовывать алкогольные напитки или табачные изделия, то тогда ему придется получить лицензии на торговлю такими товарами (п. 1.4 Правил № 219; ст. 15 Закона № 481).

Что касается хмелесбора, то

объекта обложения при продаже таких кулинарных изделий также не возникает. Правда, в п. 4 письма ГНАУ от 05.06.2009 г. № 11931/7/21­0117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 60 можно было встретить следующие разъяснения налоговиков по данной ситуации: субъект хозяйствования, реализующий в сети общественного питания продукцию собственного производства (крема, десерты, кофе, кондитерские изделия), при приготовлении которых используются алкогольные напитки, является плательщиком хмелесбора в том случае, когда выручка от реализации алкогольных напитков отражается по кредиту счета 70 «Доход от реализации». Вместе с тем достаточно трудно себе представить, чтобы предприятия ресторанного хозяйства, реализуя клиентам блюда с добавлением алкоголя, разбивали стоимость таких изделий, выделяя при этом отдельно выручку от продажи входящей в них алкогольной составляющей. Вдобавок опять же, повторимся, никакой реализации алкогольных напитков в чистом виде покупателям в данном случае не происходит. Поэтому, учитывая, что отсутствует объект налогообложения (выручка от реализации алкогольных напитков), уплачивать хмелесбор с кулинарных изделий предприятию общественного питания в данном случае не нужно. Кстати о том, что выручка от реализации кулинарных изделий, содержащих алкоголь, не облагается хмелесбором, говорилось и в письме Минагополитики от 17.05.2008 г. № 37­38­11/7678 (см. с. 47).

Для сравнения заметим: несколько иначе складывается ситуация с

алкогольными коктейлями. В этом случае, полагаем, субъекту хозяйствования все же безопаснее уплатить хмелесбор со всей стоимости реализуемых коктейлей. Ведь алкогольный коктейль по своей сути является алкогольным напитком, а значит подпадает под объект налогообложения. Правда, к примеру, в письме Минэкономики от 27.06.2007 г. № 91­28/165 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 68 указывалось, что объектом обложения хмелесбором в таком случае должна выступать только «алкогольная» составляющая, т. е. стоимость алкогольных напитков, входящих в состав коктейлей. Однако считаем, что смело следовать такому подходу можно, только заручившись аналогичным налоговым разъяснением своего налогового органа. Заметим также, что о необходимости получения розничной «алкогольной» лицензии для торговли алкогольными коктейлями говорилось в консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 41, на с. 45.

 

На территории дома отдыха планируется открыть кафе, в котором будут продаваться в том числе и алкогольные напитки. Допустимо ли это?

Очевидно, вопрос возник в связи с существующими ограничениями продаж в «алкогольной» сфере. Напомним, что согласно

ст. 153 Закона № 481 запрещается продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий, в частности, в помещениях и на территории заведений здравоохранения (кроме ресторанов, расположенных на территории санаториев).

Когда речь заходит о заведениях здравоохранения, то обычно ориентируются на

Перечень заведений здравоохранения, утвержденный приказом Минздрава от 28.10.2002 г. № 385, согласно которому к заведениям здравоохранения, в частности, относятся: больницы, поликлиники, медцентры, диспансеры, санатории, аптеки и пр. А вот «дома отдыха» в нем не указаны. Следовательно, алкогольный запрет на них не распространяется и реализовывать алкогольные напитки в кафе на территории дома отдыха можно (конечно, при условии получения для этого «алкогольной» лицензии).

Добавим, что консультации в таком же духе можно встретить и в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 20, с. 55 и 2005, № 27, с. 39 (где речь, правда, шла о санаториях и пансионатах). В них опять же со ссылкой на

Перечень заведений здравоохранения разъяснялось, что открытие на территории санатория кафе (бара), в котором продавались бы алкогольные напитки, запрещено действующим законодательством, поскольку санатории указаны в Перечне заведений здравоохранения. Исключение, правда, после Закона № 2275 сделано только для расположенных на территории санаториев ресторанов, продажа алкогольных напитков в которых согласно ст. 153 Закона № 481 допустима (при этом напомним, что с характеристиками предприятий общепита по типам (рестораны, бары, кафе, столовые и пр.) и классам (для ресторанов и баров — «первый», «высший», «люкс») можно ознакомиться в письме МВЭСторга от 09.09.98 г. № 15­03/29­577а). А вот продажа алкогольных напитков на территории пансионата не запрещается, поскольку пансионаты в Перечень заведений здравоохранения не включены, и стало быть, заведениями здравоохранения не являются.

 

Можно ли реализовывать алкогольные напитки через Интернет­магазин?

Как известно, торговать в розницу алкогольными напитками можно при соблюдении определенных условий. Так, прежде всего, на розничную торговлю алкоголем необходимо получить соответствующую

лицензию (плата за которую, в свою очередь, зависит от количества находящихся в месте торговли РРО). Иначе (ст. 17 Закона № 481):

— розничная торговля алкогольными напитками

без наличия лицензии может грозить субъекту хозяйствования штрафом в размере 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 1700 грн.;

— вдобавок торговля

через не указанный в лицензии РРО наказуема штрафом в размере 200 % стоимости реализованной через такой РРО продукции, но не менее 1000 грн.

При этом розничная торговля алкогольными напитками должна осуществляться с учетом «алкогольных»

Правил № 854, согласно которым субъект хозяйствования должен иметь торговое помещение площадью не менее 20 кв. м, оборудованное РРО (о чем также говорит и определение «места торговли» из ст. 1 Закона № 481). Таким образом, местом «алкогольной» торговли, как видим, должно выступать помещение — стационарный объект (с учетом выдвигаемого ограничения к его площади), в котором, собственно, и должны происходить расчеты за товар.

Поэтому, если эти условия соблюдаются: к примеру, Интернет­магазин служит своего рода приложением (рекламой) к настоящему магазину (стационарному торговому помещению — предположим, супермаркету) и его функции при этом сводятся к знакомству покупателей с существующим в наличии «алкогольным» ассортиментом, позволяя тем самым резервировать приглянувшуюся алкогольную продукцию, в то время как ее покупка и расчеты за товар будут происходить непосредственно в помещении магазина, то, полагаем, препятствий для осуществления такого рода деятельности возникать не должно и торговать подобным образом можно.

А вот если же Интернет­торговлю алкогольными напитками планируется осуществлять непосредственно через Интернет­магазин без привязки к какому­либо стационарному месту торговли, то, очевидно, в этом случае могут возникнуть трудности с получением лицензии. Ведь получить ее в таком случае вряд ли удастся, так как не будут соблюдаться требования, выдвигаемые к розничной торговле алкоголем, законодательством — в частности, наличие помещения, проведение расчетов через РРО и пр. (об Интернет­торговле подробнее см. также тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 39).

 

Нужно ли уплачивать хмелесбор с безалкогольного пива и бирмиксов? Как в таком случае следует заполнять Расчет хмелесбора и что, в частности, нужно указывать в его графе 2 «Вид товара»?

Да

, хмелесбор с безалкогольного пива и бирмиксов уплатить придется. Остановимся на каждом виде продукции отдельно.

По безалкогольному пиву вопрос, по­видимому, возник в связи с тем, что в УКТВЭД «пиво» и «безалкогольное пиво» помещены под разными кодами (соответственно 2203 и 2202), причем первое, в отличие от второго, является подакцизным товаром, из­за чего, вероятно, и возникло мнение, будто бы безалкогольное (неподакцизное) пиво хмелесбором облагать не следует.

Заметим также, что соответствующие «пивные» определения можно встретить в

ст. 1 Закона № 481, согласно которой:

пиво — это насыщенный диоксидом углерода пенистый напиток, полученный при брожении охмеленного сусла пивными дрожжами, который относится к товарной группе УКТВЭД по коду 2203;

пиво безалкогольное — это насыщенный диоксидом углерода пенистый напиток, полученный при брожении охмеленного сусла пивными дрожжами с объемной частью спирта не более 0,5 %, полученный путем диализа или прерывания главного брожения, или изготовления пивного сусла с пониженной частью сухих веществ в начальном сусле, который относится к товарной группе УКТВЭД по коду 2202.

Вместе с тем, как разъяснила ГНАУ в

письмах от 16.03.2010 г. № 2607/6/21-­0215 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 31 и от 31.03.2010 г. № 3146/6/21­0215, хмелесбор уплачивается с пива, независимо от содержания в нем алкоголя, классификации согласно УКТВЭД и принадлежности к тому или ином коду. Поэтому независимо от того, относится пиво к подакцизным товарам (код 2203) или нет (код 2202), оно является объектом обложения хмелесбором. Также о том, что хмелесбором облагается выручка от реализации любого вида пива, в том числе и безалкогольного, говорилось и в п. 5 Обобщающего налогового разъяснения № 483 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 58.

Похожая ситуация сложилась и вокруг

бирмиксов (c англ. «beermix» — пивные коктейли), представляющих собой пиво с вкусовыми и ароматическими добавками — так называемое пиво с разными вкусами. Изготовленные путем сочетания пива с различными видами фруктового сиропа (лимона, апельсина, вишни, малины, колы и т. п.), бирмиксы заняли отдельную нишу между пивом и слабоалкогольными коктейлями. При этом учитывая, что в отечественных государственных стандартах этот продукт получил официальное название «пиво специальное», бирмиксы (как пиво) соответственно также подпадают под объект обложения хмелесбором.

Что касается заполнения при реализации подобной продукции

Расчета хмелесбора, то, как разъяснялось в письме ГНАУ от 16.03.2010 г. № 2607/6/21-­0215, в колонке 2 «Вид товара» Расчета указывают отдельными строками «алкогольные напитки» и/или «пиво» (т. е. в Расчете возможны максимум 2 строки: одна — по алкоголю, вторая — по пиву + следующая за ними «итоговая»), поскольку более подробная детализация алкогольных напитков по видам (например, разбивка алкоголя на водку, коньяк, вино и т. п. или, к примеру, на пиво, безалкогольное пиво или бирмиксы) Расчетом не предусмотрена. Нужно заметить, что такой порядок заполнения всецело соответствует требованиям п. 7 Порядка № 671, устанавливающего, что в соответствующих клеточках колонки 2 «Вид товара» Расчета также указываются укрупненные позиции товаров — «алкогольные напитки» и/или «пиво» — отдельными строками. А стало быть, с учетом этого реализуемые безалкогольное пиво или бирмиксы в Расчете хмелесбора попадут в строку с общим названием «пиво».

 

В торговом зале супермаркета была обнаружена бутылка вина с отклеившейся (испортившейся) акцизной маркой. Что делать розничному продавцу с такой бутылкой?

Согласно

п. 12 Правил № 854 реализация алкогольных напитков разрешается только при наличии на бутылке или другой таре марки акцизного сбора установленного образца. При этом продажа алкогольных напитков и табачных изделий без марок акцизного сбора может грозить субъекту хозяйствования штрафом в размере 100 % стоимости товара, но не менее 1700 грн. (ст. 17 Закона № 481). А выявление подобного факта нарушения в судебном порядке может служить по решению суда основанием для аннулирования лицензии (ст. 15 Закона № 481). Кроме того, за это может налагаться админштраф по ст. 156 КоАП в размере от 50 до 200 ннмдг (т. е. от 850 грн. до 3400 грн.) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от их продажи.

Напомним, что особенности маркирования алкогольной продукции акцизными марками оговорены

Положением о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора с голографическими защитными элементами и маркировании алкогольных напитков и табачных изделий, утвержденным постановлением КМУ от 23.04.2003 г. № 567 (далее — Положение № 567), которое, в частности, выдвигает следующие требования к маркировке:

— акцизные марки наклеиваются на бутылку П­ или Г­подобным способом через горлышко;

— для прикрепления марок должен использоваться клей (дисперсионный, дескрин и т. п.), не дающий возможности снять их с изделий без повреждения и смывающийся в случае необходимости при мытье бутылок для повторного их использования;

— акцизные марки наклеиваются производителями на каждую бутылку (упаковку) таким образом, чтобы они разрывались во время откупоривания (раскрытия) изделий.

При этом хотим отметить консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 14, с. 42, где разъяснялось, что алкогольные напитки, маркированные

с нарушением требований Положения № 567 или марками, которые не соответствуют виду продукции и емкости тары (в том числе отклеившимися с одной стороны марками), считаются немаркированными.

Что касается

повреждения акцизных марок, то нужно заметить, что Положением № 567 урегулирован лишь случай повреждения неиспользованных марок у предприятия — производителя алкогольной продукции (т. е. покупателя акцизных марок — плательщика акцизного сбора). Как пре­дусмотрено п. 25 Положения № 567, в таком случае неиспользованные вследствие повреждения марки принимаются от предприятия­производителя к уничтожению. Правда, при этом оговорено, что аналогичный порядок уничтожения марок распространяется и на партию некачественной продукции, которая возвращается предприятию­производителю покупателем (п. 27 Положения № 567). Больше никаких других случаев Положение № 567 не регулирует.

В сложившейся ситуации, учитывая, какими штрафоопасными последствиями немаркированная алкогольная продукция (к которой контролирующие органы, как отмечалось, относят также продукцию с отклеившимися или поврежденными акцизными марками) может обернуться для розничного торговца, конечно же, лучше успеть устранить подобное нарушение до его выявления проверяющими. Так, к примеру, по договоренности сторон розничный продавец может осуществить возврат такой продукции поставщику, урегулировав все связанные с этим формальности в договорном порядке. Кстати, на то, что алкогольные напитки, например, могут быть возвращены предприятию­производителю торговым предприятием как некачественные в порядке рекламации или в связи с окончанием их срока годности, обращалось внимание и в консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 36, с. 35 (подробнее о возврате и связанных с ним учетных моментах см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 26).

Либо же как вариант «неполноценная» алкогольная продукция может быть «списана» по всем правилам, как поврежденная (предположим, разбитая в торговом зале; об учетных особенностях списания товаров см. также статью «Истек срок годности: как списать товар?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 61).

 

Предприятие реализует алкогольные напитки через сеть своих филиалов. Кто в таком случае является плательщиком хмелесбора: филиал или головное предприятие?

Отвечая на этот вопрос в

Обобщающем налоговом разъяснении № 483 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 58, ГНАУ разъясняла следующее. В соответствии со ст. 1 Закона о хмелесборе плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства являются субъекты хозяйствования (независимо от форм собственности и подчинения), реализующие в оптово­розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво. В свою очередь, субъектами хозяйствования согласно ч. 2 ст. 55 ХКУ могут выступать юридические лица, которым при этом предоставлено право открывать филиалы, представительства или другие обособленные подразделения без создания юрлица. Следовательно — делали вывод налоговики — поскольку филиал не является юридическим лицом, то хмелесбор уплачивает головное предприятие, которое в данном случае (как субъект хозяйствования) и является плательщиком хмелесбора. Таким образом, при наличии филиалов плательщиком хмелесбора является головное предприятие, которое включает обороты филиала в свой Расчет хмелесбора.

Остается заметить, что в прошлом в отношении филиалов налоговики высказывались несколько в ином ключе, говоря о возможности уплаты филиалом хмелесбора при условии регистрации филиала юрлицом и получения филиалом «алкогольной» лицензии (см., например,

п. 14 письма ГНАУ от 05.06.2009 г. № 11931/7/21­0117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 60). Несомненно, такие высказывания сами по себе были не вполне корректны, что впоследствии, очевидно, и подкорректировало Обобщающее налоговое разъяснение № 483, отмечая, что плательщиком хмелесбора в этом случае может быть только головное предприятие.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше