Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Торговля вином

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2010/№ 72
Печать
Статья

Торговля вином

 

 

Вино запрещено, но есть четыре «но»:

Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.

При соблюденьи сих четырех условий

Всем здравомыслящим вино разрешено.

Омар Хайям

 

Безусловно, прав был поэт, говоривший о необходимости соблюдения определенных условий в процессе употребления вина. Однако на пути вина к потребителю тоже приходится соблюдать целый ряд законодательных требований и ограничений. Поговорим о них в этой статье.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист­аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua 

 

Приведем вначале определение той субстанции, правила торговли которой будут изложены ниже. В соответствии с

Законом о вине (см. п. 12 ст. 1) вином считается алкогольный напиток, выработанный из винограда, крепость которого приобретается в результате спиртового брожения раздавленных ягод или свежеотжатого сока, а в случае изготовления вин крепленых — повышается путем добавления спирта этилового. В зависимости от технологии изготовления существуют вина газированные, игристые, коллекционные, крепленые, марочные, ординарные, сортовые, столовые и др.

Как известно,

основные принципы государственной политики по регулированию производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли, в частности алкогольными напитками, определены Законом № 481. Таким образом, в силу того что вино является одной из разновидностей алкогольных напитков, торговля всеми видами вин, за исключением вина столового (о чем будет сказано в следующих разделах), всецело подчиняется требованиям указанного Закона.

В числе таких требований наиболее важной, безусловно, является

необходимость получения соответствующих лицензий (подробности см. в статье на с. 15 сегодняшнего номера) и регистрации мест хранения (об этом речь идет в статье на с. 21). Очевидно, что возможность избежать лицензирования, регистрации и всего остального «алкогольного» груза, предусмотренного Законом № 481, ставит торговлю винами столовыми в привилегированное положение. Но так ли это в действительности?

 

«Казав пан — кожух дам…»

(розничная торговля вином столовым в свете Закона № 2275)

Итак, особое место в сфере государственного регулирования торговли алкогольно­табачной продукцией занимают

вина столовые, специально выделенные законодателем из всего существующего многообразия вин. Соответствующее определение, позволяющее уяснить, о каких именно алкогольных напитках идет речь, содержится в п. 28 ст. 1 Закона о вине, согласно которому вино столовое — это вино, изготовленное путем полного или неполного сбраживания сусла, с содержанием спирта не ниже 9 % объемных. В зависимости от содержимого сахаров столовое вино разделяется на сухое, полусухое, полусладкое.

Согласно

ст. 6 этого же Закона вина столовые изготавливаются натуральными или купированными. При этом не допускается выпуск столовых вин с содержанием спирта ниже 9 % объемных, сортовых — 9,5 и марочных — 10 % объемных. Не допускается также добавление в вина столовые спирта этилового, спиртованных виноматериалов или сусла.

Как уже отмечалось, на сегодня

розничная торговля вином столовым выведена из­под действия Закона № 481, регулирующего алкогольно­табачную сферу. Прямая оговорка об этом появилась с 16.06.2010 г. в преамбуле указанного Закона в результате изменений, внесенных в него Законом № 2275 («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 50). Таким образом, начиная с этой даты ограничительные «алкогольные» условия Закона № 481 розничную торговлю вином столовым не затрагивают. В частности, из этого можно заключить, что торговать вином столовым в розницу отныне можно без «розничной» лицензии, а также без внесения сведений о розничных местах его хранения в Единый реестр.

Что и говорить, такие поблажки способны существенно упростить и облегчить условия ведения хозяйственной деятельности для субъектов предпринимательства, занимающихся розничной продажей вин столовых. Особенно, если смотреть на это под углом достаточно высокой стоимости «рознично­алкогольных» лицензий, в приобретении которых теперь, казалось бы, нет необходимости.

К сожалению, ГНАУ имеет другой взгляд на перечисленные выше новации

Закона № 481, которые абсолютно превратно истолкованы в ее письме от 16.07.2010 г. № 6930/6/32­0414 (см. с. 41 сегодняшнего номера).

Так, справедливо отмечая, что действие

Закона № 481 не распространяется на розничную торговлю винами столовыми, кроме случаев, предусмотренных этим Законом, налоговики приходят к парадоксальному выводу. По их мнению, субъекты хозяйствования для осуществления розничной торговли указанной продукцией должны приобретать соответствующую лицензию, поскольку вина столовые относятся к алкогольным напиткам, а в ст. 15 этого Закона, которой выдвигается требование об обязательном наличии такой лицензии, никаких исключений в отношении вин столовых нет.

Очевидно, что авторы письма умышленно или по ошибке некорректно читают фразу «кроме случаев, предусмотренных этим Законом» из преамбулы

Закона № 481: вместо того чтобы применять этот Закон в отношении вин столовых только тогда, когда обязательность такого применения прямо в нем прописана, они применяют его во всех случаях, когда речь идет об алкогольных напитках в целом, что, разумеется, нивелирует замысел законодателя освободить розничную торговлю винами столовыми от чрезмерных «алкогольных» требований, установленных этим Законом.

Об ошибочности такого подхода свидетельствует наличие в

Законе № 481 ст. 152 и 153 (изложенных, кстати, в нынешней редакции тем же Законом № 2275, что и преамбула Закона № 481), где в контексте ограничений по употреблению и продаже алкогольных напитков вина столовые упоминаются дополнительно к алкогольным напиткам в целом. Если на минутку допустить, что аргументы письма ГНАУ верны, то такое дополнение будет выглядеть совершенно излишним, поскольку вина столовые и без того охвачены понятием «алкогольные напитки».

Между тем, при толковании законов всегда исходят из того, что в их текстах не должно быть заведомо лишних фрагментов. На этом основании можно утверждать, что такой законодательный прием специально использован для

распространения на вина столовые только отдельных требований Закона № 481, касающихся их употребления и продажи, и нераспространения на такие вина его остальных норм, в том числе и в отношении лицензирования, регистрации мест хранения и пр.

Повторим, что ГНАУ не разделяет такой либеральной трактовки последних изменений «алкогольного» законодательства, поэтому разногласий между розничными продавцами вин столовых и контролирующими органами, скорее всего, избежать не удастся. Поскольку ответственность за нарушение «алкогольных» правил довольно существенная (например, согласно

абз. пятому ч. 2 ст. 17 Закона № 481 за розничную торговлю алкогольными напитками без наличия лицензий предусмотрен штраф в размере 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 1700 грн.), таким субъектам хозяйствования стоит заранее оценить возможные неприятности в свете фискального подхода налоговиков и быть готовыми отстаивать свою правоту в суде.

 

«… та й слово його тепле»

(вина столовые без РРО: реально ли это?)

Не менее существенным послаблением налогового пресса можно было бы считать и

освобождение розничных торговцев винами столовыми от применения РРО. Так, благодаря изменениям, внесенным п. 14 разд. I Закона № 2275 в ст. 153 Закона № 481, в последнем теперь прямо определено, что продажа вин столовых осуществляется без применения регистраторов расчетных операций, однако с использованием расчетных книжек (РК) и книг учета расчетных операций (КУРО).

О пользе приведенной нормы в сослагательном наклонении сказано не случайно. Ведь пока остается непонятно, как будет применяться эта норма на практике и будет ли она применяться вообще. Дело в том, что зачастую благие намерения законодателя по предоставлению той или иной льготы сопровождаются крайне низкой законодательной техникой. Неизвестно, умышленно или по недосмотру это сделано в рассматриваемом случае, но в результате имеем неоднозначную ситуацию, при которой освобождение розничной продажи вин столовых от использования РРО задекларировано «алкогольно­табачным»

Законом № 481, но при этом в специальный Закон об РРО соответствующие изменения до сих пор не внесены.

Между тем,

ст. 1 Закона об РРО предусмотрено, что установление норм относительно применения или неприменения регистраторов расчетных операций в других законах не допускается. Как следствие, имеем недействующую законодательную норму, сродни той, которой устанавливалась пониженная ставка НДФЛ для шахтеров, но профильный закон, регулирующий порядок налогообложения доходов физлиц, при этом не затрагивался.

Дополнительно отметим, что

разъяснений ГНАУ по поводу возможности неиспользования РРО при продаже вин столовых на сегодня нет. Однако, учитывая степень фискальности, проявленную налоговиками в отношении лицензирования розничной торговли такими винами, можно практически безошибочно предсказать их негативную позицию в отношении неприменения РРО. В связи с этим мы бы поостереглись рекомендовать субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в этой сфере, отказываться от регистраторов расчетных операций до внесения необходимых изменений в Закон об РРО.

Между прочим, в

Положении о форме и содержании расчетных документов, утвержденном приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, уже сегодня прямо предусмотрена ситуация, когда при продаже алкогольных напитков и табачных изделий применяется расчетная квитанция. Причем выписка расчетной квитанции при продаже такой продукции имеет свои особенности:

— выписывать нужно только «полные» расчетные квитанции (по форме № РК­1), применение сокращенной квитанции запрещено;

— в строках для указания данных о товаре (услуге) обязательно приводятся наименование алкогольного напитка, его стоимость как в самой расчетной квитанции, так и в ее корешке.

Видимо, этими правилами (если к тому времени не появятся новые) должны будут руководствоваться торговцы вином столовым после утряски всех законодательных нюансов, касающихся неприменения ими РРО. Надеемся, соответствующие изменения не заставят себя долго ждать.

 

Соблюдаем Правила

Остановимся далее на рассмотрении отдельных требований к осуществлению розничной торговли алкогольными напитками, установленных

Правилами № 854, которых необходимо придерживаться и при торговле вином. Объясняется это просто: любое вино — это алкогольный напиток, следовательно, без соблюдения специальных правил в данном случае не обойтись. Более того, в п. 1 указанных Правил прямо говорится о том, что они, помимо прочего, регулируют розничную торговлю вином виноградным и плодово­ягодным, шампанским и вином игристым.

Требования к месту торговли

. Согласно п. 4 Правил № 854 субъект хозяйствования обязан обеспечить состояние помещений для розничной торговли алкогольными напитками согласно санитарно­техническим, санитарно­гигиеническим, технологическим, противопожарным и другим нормам. Субъект хозяйствования должен иметь торговое помещение (здание) площадью не менее 20 кв. м, оснащение соответствующим торгово­технологическим оборудованием (витрины, прилавки, пристенные горки и т. п.), охранной и противопожарной сигнализацией, с достаточным освещением, отоплением и вентиляцией, а в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечить условия для применения регистраторов расчетных операций, хранение материальных ценностей.

Отметим, что если у субъекта площадь помещения будет меньше 20 кв. м, то ему откажут в выдаче лицензии, ссылаясь на несоответствие такого помещения требованиям к месту торговли алкогольными напитками, выдвигаемым

Законом № 481.

Требования к документам, полученным от поставщика алкоголя

. Субъектам предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками, запрещено принимать для продажи и хранить алкогольные напитки от юридических и физических лиц, которые не имеют лицензии на производство, импорт или оптовую торговлю алкогольными напитками.

В документах, согласно которым в торговую сеть поступили алкогольные напитки, должны указываться регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о соответствии (

п. 5 Правил № 854). При нарушении этого требования на субъекта налагается штраф в размере 50 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 10 нмдг (170 грн.), а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов — в размере 10 нмдг (170 грн.) (п.п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023).

Оформление ценников

. Согласно п. 21 Правил № 854 субъект хозяйственной деятельности должен обеспечить информирование потребителя о розничных ценах на алкогольные напитки с помощью ярлыков цен (ценников) на образцах напитков, которые находятся в продаже. На ценнике четко указывается название напитка, емкость, цена за единицу товара в денежной единице Украины. На обратной стороне ценника должна быть подпись лица, ответственного за определение цены, и дата, скрепленные печатью или штампом субъекта хозяйственной деятельности. Для предприятий системы потребительской кооперации, кроме тех, которые расположены в городах, наличие печати или штампа не является обязательным.

Предоставлять покупателю информацию о ценах на товар требует также и

п.п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 1023. За нарушение этого требования на субъекта предпринимательства может быть наложен штраф в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 5 нмдг (85 грн.), а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйствования не ведет обязательный учет доходов и расходов, — в размере 5 нмдг (п.п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023).

Продажа вина на разлив

. Продажа на разлив входит в понятие розничной торговли алкогольными напитками, поэтому субъекту необходимо иметь лицензию на этот вид деятельности.

Согласно

ст. 153Закона № 481 продажа алкогольных напитков на разлив для потребления на месте разрешена только субъектам общественного питания и специализированным отделам, которые имеют статус субъектов общественного питания, субъектов хозяйствования с универсальным ассортиментом товаров.

Согласно

Правилам № 854 запрещается торговля алкогольными напитками на разлив при отсутствии надлежащих санитарно­гигиенических условий и оборудования (обеспеченность проточной питьевой водой, посудой, мерной емкостью, одноразовой посудой и т. п., наличие условий для мытья посуды), а также несоблюдении других требований, предусмотренных законодательством. Запрещается во время продажи алкогольных напитков на разлив для потребления на месте мыть посуду в тазах, ведрах и т. п. Перед использованием посуду необходимо промывать чистой проточной водой или с помощью специальных устройств. Посуда для отпуска алкогольных напитков, мерные емкости, другой инвентарь, торгово­технологическое оборудование должны содержаться в чистоте в соответствии с санитарными правилами, утвержденными в установленном порядке. Запрещается повторное использование одноразовой посуды.

Запрещается

во время продажи алкогольных напитков на разлив на предприятиях общественного питания смешивать напитки разных видов и марок, кроме изготовления коктейлей (о нюансах продажи коктейлей см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 68, с. 31). Технологические, калькуляционные карты на коктейли согласовываются с санитарно­эпидемиологической службой, утверждаются руководителем предприятия, бухгалтером и скрепляются печатью.

Наполнение мерных емкостей (колб, цилиндров и т. п.) проводят до мерной отметки (черточки) соответствующего объема, при этом мерные емкости должны находиться на горизонтальной поверхности. Мерой емкости должна быть посуда, которая имеет шкалу или отметки с нанесенными цифровыми значениями емкости и

клеймо государственной поверки.

Предприятия общественного питания должны иметь

прейскуранты цен на алкогольные напитки, где указываются название напитка, содержимое бутылки, цена за бутылку, цена за 50 и 100 мл напитка в денежной единице Украины. Прейскуранты на алкогольные напитки подписываются руководителем и бухгалтером субъекта хозяйствования, скрепляются печатью и должны быть доступны для ознакомления потребителем.

 

Ограничения на продажу вина

Следует отметить, что, несмотря на предоставление розничной торговле винами столовыми определенных льгот (правда, как мы уже поняли, провозглашенных чисто формально, без соответствующих механизмов их реализации), эти и все другие вина как алкогольные напитки, а также все остальные алкогольные и слабоалкогольные напитки плюс пиво (кроме безалкогольного) по­прежнему подпадают под ограничения из

ст. 15 2 (относительно употребления) и ст. 153 Закона № 481 (относительно продажи).

В частности,

ст. 153этого Закона установлен запрет на продажу пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых:

1) лицами, которые не достигли 18 лет;

2) лицам, которые не достигли 18 лет. Продавец обязан получить у покупателя, который покупает пиво (кроме безалкогольного), алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки, вина столовые, паспорт или другие документы, подтверждающие возраст такого покупателя, если у продавца возникли сомнения относительно достижения покупателем 18-­летнего возраста. В случае отказа покупателя предоставить такой документ продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых или табачных изделий такому лицу запрещается;

3) в помещениях и на территории учебных заведений, заведений здравоохранения, кроме ресторанов, находящихся на территории санаториев;

4) в помещениях специализированных торговых организаций, которые осуществляют торговлю товарами детского ассортимента или спортивными товарами, а также в соответствующих отделах (секциях) универсальных торговых организаций;

5) в закрытых спортивных сооружениях (кроме пива в пластиковой таре);

6) с торговых автоматов;

7) на полках самообслуживания (кроме алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых, пива);

8) с рук;

9) в не определенных для этого местах торговли.

На время проведения массовых мероприятий сельские, поселковые и городские советы в пределах соответствующей административной территории могут запретить или ограничить продажу пива (кроме пива в пластиковой таре), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и курение табачных изделий.

Продажа вин

с добавлением спирта (виноматериалов обработанных) виноградных собственного производства ординарных и марочных на разлив из тары емкостью от 50 до 600 л разрешается субъектам хозяйствования первичного и смешанного виноделия исключительно по месторасположению таких субъектов хозяйствования в пределах административно­территориальных единиц (городов, поселков, сел) с уплатой акцизного сбора в размере, установленном соответствующим законом, если в лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками об этом имеется соответствующая запись органа, выдавшего такую лицензию. Годовые объемы продажи вин (виноматериалов обработанных) на разлив такими субъектами хозяйствования не могут превышать 20 % годового объема произведенных виноматериалов.

За нарушение требований

ст. 153 Закона № 481 налагается штраф в размере 6800 грн., а также может быть принято решение об аннулировании лицензии.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше