Темы статей
Выбрать темы

Как торговать алкоголем субъектам хозяйствования — плательщикам единого налога

Редакция НиБУ
Статья

Как торговать алкоголем субъектам хозяйствования — плательщикам единого налога

 

Не секрет, что средства, поступающие в государственный бюджет в виде сборов от продажи алкогольных напитков (акцизного сбора, платы за лицензии на право торговли, отчислений от суммы средств, израсходованных на рекламу), — это один из традиционных источников его пополнения. Поэтому, несмотря на довольно строгие требования к организации торговли данным продуктом, он продавался, продается и будет продаваться. Однако право заниматься этим видом деятельности без каких-либо ограничений имеют не все субъекты хозяйствования. Например, определенные запреты в этой сфере установлены для плательщиков единого налога. Подробнее — в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие положения

Обратимся к

Указу № 727. В абзаце пятом ст. 7 данного документа зафиксировано, что Указ № 727 не распространяется на физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляющих торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами.

Кроме того, упрощенная система налогооб­ложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, которые

являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов (эта норма установлена абзацем пятым п. 4 Заключительных положений Закона № 2505).

Итак,

физическим лицам — предпринимателям, уплачивающим единый налог, запрещено торговать ликеро-водочными изделиями как оптом, так и в розницу .

В отношении

юридических лиц — единоналожников действует запрет на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров. Напомним, что все алкогольные напитки являются подакцизными (см. Закон № 481), поэтому продавать их оптом юрлицо-единоналожник не имеет права. То же самое касается экспорта и импорта. А вот розничная продажа всех видов алкогольных напитков юрлицом-единоналожником Указом № 727 и Законом № 2505 не запрещена. Только имейте в виду, что такая продажа требует приобретения лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками (см. ст. 15 Законом № 481).

С целью применения указанных норм прежде всего следует выяснить, что считается оптовой и розничной торговлей.

 

Что такое оптовая и розничная торговля

В законодательстве существует несколько определений этих терминов. Основные из них приведем в табл. 1.

 

Таблица 1

Определения терминов «оптовая торговля» и «розничная торговля»

Название нормативного документа

Определение термина «оптовая торговля»

Определение термина «розничная торговля»

1

2

3

Классификатор ДК 009:2005

Перепродажа (продажа без переработки) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, предприятиям и организациям или другим оптовикам, которая осуществляется оптовыми торговцами, оптовыми фирмами по сбыту промышленных товаров, оптовыми базами, оптовиками-заготовителями, собственниками складов, экспортерами, импортерами, кооперативными организациями, которые занимаются заготовкой и сбытом сельскохозяйственной продукции и т. п. (раздел 51 Классификатора)*

Перепродажа (продажа без переработки) новых или бывших в употреблении товаров, предназначенных преимущественно для потребления частными лицами или домашними хозяйствами (раздел 52 Классификатора)*

* Похожую расшифровку понятий «оптовая торговля» и «розничная торговля» содержит и Классификатор ДК 009-96.

Национальный стандарт Украины «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий», утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 08.06.2004 г. № 130 (ДСТУ 4303:2004)

Вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для последующей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг

Вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг

Закон № 481

Деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности

Деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания

Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854

Деятельность по продаже алкогольных напитков непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания.Розничная торговля алкогольными напитками осуществляется через специализированные предприятия, в том числе фирменные, специализированные отделы (секции) предприятий с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, предприятия или специализированные отделы (секции) магазинов потребительской кооперации, а также предприятия общественного питания

 

Как видим, определения розничной торговли в этих документах различаются. Если в

Классификаторе ДК 009:2005 идет речь о продаже частным лицам, а таковыми, скорее всего, можно считать лишь физических лиц (что подтверждает раздел 52 Классификатора ДК 009-96), то в ДСТУ 4303:2004 говорится о продаже конечному потребителю, что гораздо шире. Ведь конечным потребителем может быть и юридическое лицо, приобретающее, например, канцтовары для обеспечения ими своих работников или алкогольные напитки для проведения презентации или приема*.

* Хотя такого приобретения без наличия соответствующей лицензии лучше не допускать, поскольку это может привести к штрафным санкциям (подробнее см. статью «Встречаем Новый год вместе: как учесть расходы на проведение корпоративного праздника» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 102).

Однако продажа юридическим лицам и физическим лицам — предпринимателям для их производственного потребления согласно

ДСТУ 4303:2004 подпадает под оптовую торговлю. При этом ДСТУ в отношении определения терминов имеет приоритет над нормами Классификатора ДК 009:2005. То, что продажа товаров субъекту предпринимательства считается оптовой торговлей, также следует из определений, приведенных в Законе № 481 и в Правилах розничной торговли алкогольными напитками.

Получается, что единоналожники без риска лишиться этого статуса имеют право реализовывать алкоголь только конечным потребителям —

несубъектам предпринимательства.

Правда, здесь возникает вопрос: как выделить конечного потребителя — физлицо из общей массы покупателей (ведь, например, работник, приобретающий алкоголь для нужд предприятия — для презентации или приема, может и не называть наименование своей организации)?

Ориентироваться в таком случае нужно, на наш взгляд, на документы, выписанные при продаже. Как правило, продажа товаров в розницу сопровождается выдачей чека РРО (расчетной квитанции, товарного чека и т. п.) без указания реквизитов покупателя. Конечному потребителю (физлицу) этого документа достаточно. Поэтому такая продажа

не может считаться оптовой торговлей. А значит, продавец-единоналожник действует в рамках Указа № 727 и не нарушает его ограничительные нормы.

Ну а если покупатель, кроме расчетного документа, хочет получить от вас какие-либо дополнительные документы (налоговую накладную, расходную накладную и т. п.), это сигнализирует о том, что перед вами

субъект предпринимательской деятельности. Тут уж налицо оптовая торговля алкоголем, которой единоналожнику заниматься запрещено. Подтверждение тому находим в консультации сотрудников налогового ведомства, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 9.

 

Какими алкогольными напитками можно торговать единоналожнику-физлицу

При рассмотрении правил осуществления розничной торговли алкогольными напитками важно правильно понимать термины, которыми оперирует законодательство в этой сфере. Особенно это важно для

единоналожников-физлиц.

Прежде всего выясним, что такое

алкогольные напитки. Для этого откроем ст. 1 Закона № 329. Здесь указано, что алкогольные напитки — это продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 2204, 2205, 2206, 2208.

Перейдем к

Закону № 481. Он оперирует понятиями «водка» и «ликеро-водочные изделия», но при этом не дает их определения. За расшифровкой этих терминов имеет смысл обратиться к ДСТУ 3297-95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения понятий» и ДСТУ 4257:2003 «Напитки ликеро-водочные. Технические условия». Так, согласно ДСТУ 3297-95:

водка — это алкогольный напиток крепостью от 37,5 до 56 %, изготовленный обработкой водно-спиртовой смеси специальными сорбентами с внесением нелетучих ингредиентов или без них;

ликеро-водочный напиток — это алкогольный напиток крепостью от 1,2 до 60 %, изготовленный смешиванием спирта этилового ректифицированного с полуфабрикатами, ингредиентами и подготовленной водой, насыщенный или не насыщенный диоксидом углерода (для слабоалкогольных напитков).

Определяющим фактором при классификации напитков на группы является содержание в них спирта, сахара, органических кислот и экстракта. Ассортимент

ликеро-водочных напитков согласно п. 6 ДСТУ 3297-95 составляют:

— крепкие ликеро-водочные напитки;

— слабоградусные ликеро-водочные напитки;

— особые водки — высокосортные водки крепостью 38, 40, 45, 50, 56 % с подчеркнуто специфическим ароматом и мягким вкусом;

— сладкие ликеро-водочные напитки;

— цветные ликеро-водочные напитки;

— десертные ликеро-водочные напитки;

— крепкие ликеры;

— десертный ликер;

— эмульсионные ликеры;

— кремы;

— настойки;

— горькие настойки;

— слабоградусные горькие настойки;

— полусладкие настойки;

— слабоградусные полусладкие настойки;

— сладкие настойки;

— наливки;

— пунши;

— бальзамы ликеро-водочные;

— аперитивы;

— коктейли ликеро-водочного производства;

— джин;

— виски;

— ром.

А

ДСТУ 4257:2003 относит к категории ликеро-водочных следующие группы напитков:

— ликеры;

— наливки;

— пунши;

— настойки;

— бальзамы;

— аперитивы;

— коктейли;

— напитки десертные;

— напитки слабоалкогольные.

Как видим, алкогольные напитки — широкое понятие, включающее в себя ликеро-водочные напитки как составную часть.

 

Таблица 2

Классификация алкогольных напитков и пива

Термин

Определение

Алкогольные напитки

Продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 2204, 2205, 2206, 2208*

* 2204 — вина виноградные, включая вина крепленые; сусло виноградное. В эту товарную позицию включены вина игристые, шампанское. Что касается сусла виноградного, то к нему не относится сусло, включенное в товарную позицию 2009 (соки из плодов (включая виноградное сусло) или соки овощные, несброженные и без добавления спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подсластительных веществ). В товарной позиции 2009 термин «соки несброженные, без добавления спирта» означает соки, в которых концентрация спирта не превышает 0,5 об. %;

2205 — вермут и другое вино виноградное, с добавлением растительных или ароматизированных экстрактов;

2206 — другие сброженные напитки (например, сидр, перри (грушевый напиток), напиток медовый); смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками;

2208 — спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об. %; спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки, ликеры и другие напитки, которые содержат спирт. В эту товарную позицию входят водка, коньяк, бренди, ликеры, виски, ром и т. п.

Пиво

Насыщенный диоксидом углерода пенистый напиток, полученный во время брожения охмеленного сусла пивными дрожжами, относящийся к товарной позиции УКТ ВЭД под кодом 2203

Пиво безалкогольное

Насыщенный диоксидом углерода пенистый напиток, полученный во время брожения охмеленного сусла пивными дрожжами с объемной частью спирта не более чем 0,5 процента, полученный путем диализа или прерывания главного брожения, или изготовления пивного сусла со сниженной частью сухих веществ в начальном сусле, относящийся к товарной позиции УКТ ВЭД под кодом 2202

Слабоалкогольные напитки

Алкогольные напитки с содержанием этилового спирта от 1,2 до 8,5 процента объемных единиц и экстрактных веществ не более чем 14,0 г на 100 см3, изготовленные на основе водно-спиртовой смеси с использованием ингредиентов, полуфабрикатов и консервантов, насыщенные или не насыщенные диоксидом углерода

 

Немного

подробнее остановимся на некоторых категориях алкогольных напитков.

Вино, вермут, шампанское, коньяк, бренди.

Такие напитки, как вино, вермут, шампанское, коньяк, бренди, являются алкогольными напитками, но не имеют отношения к ликеро-водочным изделиям (см. ДСТУ 3297-95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения понятий» и ДСТУ 4257:2003 «Напитки ликеро-водочные. Технические условия»), поскольку относятся к винодельческой продукции. В связи с этим физическое лицо — предприниматель, уплачивающее единый налог и получившее соответствующую лицензию в соответствии со ст. 15 Закона № 481, вправе торговать ими в розницу, что не будет нарушением норм Указа № 727 и Закона № 2505. На это обратил внимание Госкомпредпринимательства в письме от 30.10.2002 г. № 5-532/5791.

Пиво.

Этот напиток не относится к ликеро-водочным изделиям. Производство пива регулируется стандартом ДСТУ 3888-99 «Пиво. Общие технические условия» (действующим с 01.01.2000 г.). В соответствии с этим ДСТУ пивом считается слабоалкогольный, насыщенный диоксидом углерода, тонизирующий пенистый напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного сусла пивными дрожжами. Пиво должно быть приготовлено согласно требованиям указанного ДСТУ по технологическим инструкциям и рецептурам с соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.

Пиво включено в товарную позицию 2203

УКТ ВЭД. Эта товарная позиция относится к группе алкогольных напитков, в которую входят товарные позиции 2203 — 2206 и 2208. Однако следует учесть, что классифицируется оно как алкогольный напиток исключительно для целей УКТ ВЭД. В свете же специального законодательства, регулирующего производство, торговлю и налогообложение данного напитка, пиво не считается алкогольным напитком . Подтверждение тому находим в консультации сотрудников налогового ведомства, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 41, с. 45.

Так что у физлица-единоналожника есть право беспрепятственно, не нарушая норм

Указа № 727 , торговать пивом, но только в точке розничной торговли (в магазине, киоске, другой торговой точке, а также в заведении ресторанного хозяйства) и при наличии соответствующей лицензии.

Слабоалкогольные напитки.

Данные напитки, хотя и являются слабоалкогольными, все же относятся к категории ликеро-водочных, что следует из ДСТУ 3297-95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения понятий». Согласно данному документу к слабоалкогольным напиткам относится ликеро-водочный напиток крепостью от 1,2 % до 8,5 %, с массовой концентрацией экстрактивных веществ не более чем 14 г/100 см3, изготовленный на основе водно-спиртовой смеси с использованием ингредиентов, полуфабрикатов и консервантов, насыщенный или не насыщенный диоксидом углерода. Кстати, схожее определение слабоалкогольных напитков дает и ст. 1 Закона № 481.

В большинстве случаев определению «слабоалкогольный напиток» соответствуют такие напитки, как «Джин-тоник», «Бренди-кола», «Ром-кола» и т. п. Поэтому физлицо-предприниматель на упрощенной системе налогообложения

не может торговать этими напитками ни при каких условиях.

Водка.

Наверняка вы заметили, что в перечень ликеро-водочных напитков согласно п. 6 ДСТУ 3297-95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения понятий» входят только водки особые. Означает ли это, что водки, не имеющие такого статуса, это отдельная группа алкогольных напитков и они не относятся к ликеро-водочным изделиям, а значит, предприниматель-единоналожник может торговать ими, невзирая на ограничения Указа № 727?

Ответ на этот вопрос находим в

письме ГНАУ от 18.02.2000 г. № 2286/7/16-2117, где сказано, что основным документом при производстве водок и ликеро-водочных напитков является «Технологический регламент на производство водок и ликеро-водочных напитков» (ТРУ 18.5084-96), разработанный Госпищепромом Украины и Украинским НИИ спирта и биотехнологии продовольственных товаров (УкрНИИспиртбиопром). Разделом 2 «Общая характеристика продукции» данного документа определено, что ликеро-водочная продукция включает водки и ликеро-водочные напитки.

Так,

водка — это алкогольный напиток, изготовляемый путем обработки активированным углем в угольно-очистительной батарее водно-спиртового раствора содержанием 38 — 56 % с добавлением к нему ингредиентов или без них, с последующей фильтрацией. При этом вносимые ингредиенты не должны изменять цвет водки. Водка — прозрачная бесцветная жидкость без посторонних включений и осадка с характерным водочным ароматом и вкусом. В зависимости от качества спирта и ингредиентов водки подразделяются на водки и водки особые. Особые водки («Украинская горилка», «Древнекиевская», «Юбилейная» и др.) отличаются специфическим ароматом и мягким вкусом, которые создаются внесенными ингредиентами — ароматными спиртами, медом и др. В зависимости от качества водок их изготавливают, используя спирт высшей очистки или «Экстра», или «Люкс», или высококачественный из меляссы.

Физико-химические показатели водок регламентируются

ГОСТ 12712-80 «Водки и водки особые».

Ликеро-водочные изделия — это напитки крепостью 1,2 — 60 %, изготовленные путем смешивания полуфабрикатов (спиртовых настоек, соков, морсов, ароматических спиртов, сахарного сиропа, эфирных масел) с этиловым ректифицированным спиртом, водой с добавлением красителей или без них.

Так что физлицо-единоналожник

не имеет права торговать всеми видами водок.

Для наглядности общую информацию о том, какими алкогольными напитками можно торговать физлицу-единоналожнику, а какими нет, приведем в табл. 3.

 

Таблица 3

Какими алкогольными напитками можно торговать единоналожнику-физлицу

Наименование алкогольного напитка

Продажа запрещена Указом № 727

На продажу не распространяются ограничения, установленные Указом № 727

1. Водка, подразделяющаяся, в зависимости от качества спирта и ингредиентов, на водку и водку особую.

2. Ликеро-водочные изделия, отнесенные к таковым в соответствии с ДСТУ 3297-95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения понятий» и ДСТУ 4257:2003 «Напитки ликеро-водочные. Технические условия».

3. Слабоградусные (слабоалкогольные) напитки, имеющие крепость от 1,2 % до 8,5 %, с массовой концентрацией экстрактивных веществ не более чем 14 г/100 см3, в том числе «Джин-тоник», «Бренди-кола», «Ром-кола» и т. п.

1. Винодельческая продукция: в частности, вина тихие, игристые, шампанское, вермут, бренди, коньяк, арманьяк, грапа, другие алкогольные напитки виноградного происхождения.

2. Пиво

 

Нужно ли единоналожнику применять РРО при продаже алкогольных напитков

При осуществлении расчетов за товары в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в сфере торговли, общественного питания и услуг субъекты предпринимательской деятельности обязаны применять РРО.

Юридические лица — плательщики единого налога применяют РРО на общих основаниях, а для предпринимателей-единоналожников

Законом об РРО предусмотрены исключения.

Так, согласно

п. 6 ст. 9 данного Закона физлица-единоналожники в общем случае освобождены от применения РРО и РК. Однако это правило не применяется, если такой субъект предпринимательства осуществляет продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив*).

* Если предприниматель-единоналожник торгует только пивом на разлив, он может не применять ни РРО, ни РК, но по требованию покупателя должен выдать ему расчетный документ, подтверждающий осуществление расчетов.

Таким образом,

при продаже алкогольных напитков в розничной торговой сети применение РРО обязательно для всех субъектов хозяйствования. Информация о таком РРО, находящемся в месте торговли, заносится в лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками (ст. 15 Закона № 481). Использование каких-либо других форм проведения расчетов при осуществлении розничной торговли алкогольными напитками Законом № 481 не предусмотрено (см. письмо ГНАУ от 22.11.2007 г. № 4120/32-0415).

Причем, по мнению налоговиков, если единоналожник-физлицо на одном торговом объекте (киоск, магазин, лоток, прилавок и т. п.) продает алкоголь и какие-либо другие товары, то пропускать через РРО он обязан

весь ассортимент продаваемой продукции (см. Налоговое разъяснение относительно применения пунктов 5, 6, 7 статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», утвержденное приказом ГНАУ от 14.01.2002 г. № 20, в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 3). Да и в письмах от 31.03.2004 г. № 5534/7/23-2117 и от 25.07.2005 г. № 6961/6/17-3116 налоговики указывали, что в случае осуществления плательщиком единого налога торговли подакцизными товарами (кроме пива на разлив) расчеты должны проводиться с применением РРО при продаже всех товаров, которые есть в реализации.

 

Чем грозит единоналожнику нарушение ограничительных норм по торговле алкогольными напитками

Если единоналожник (юрлицо или физлицо-предприниматель) нарушил ограничения, установленные в

Указе № 727 или в Законе № 2505 относительно торговли алкогольными напитками, то санкции за это ему не грозят — формально они не установлены ни в первом, ни во втором документе.

Однако после первой же операции, проведенной с нарушением, ему придется

сразу отказаться от упрощенной системы налогообложения. Доработать до конца квартала на едином налоге не получится, поскольку норма, позволяющая переходить на общую систему только со следующего квартала, предусмотрена в Указе № 727 лишь при нарушении норм ст. 1 этого Указа, а именно: при превышении выручки, численности наемных работников, осуществлении бартерной операции.

Так что, если, например, единоналожник-юрлицо осуществил оптовую продажу алкогольных напитков или единоналожник-предприниматель реализовал ликеро-водочные изделия, то уже со всех сделок, начиная с этой, он обязан уплатить налог на прибыль или налог с доходов физических лиц.

Кроме необходимости перехода на общую систему налогообложения, в таком случае может возникнуть необходимость в

регистрации плательщиком НДС, если к этому моменту субъект хозяйствования за последние 12 календарных месяцев достиг 300-тысячного объема операций по поставке товаров (услуг), а также в приобретении торгового патента на осуществление торговой деятельности, поскольку розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек подлежит патентованию.

Таковы правила торговли алкогольными напитками для единоналожников. Уверены, что соблюсти их для вас не составит труда и вы сможете еще долгое время пользоваться преимуществами упрощенной системы налогообложения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше