Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Новое Положение вместо старого: что изменилось для бухгалтера в порядке использования КПК

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2010/№ 74
Печать
Статья

Новое Положение вместо старого: что изменилось для бухгалтера в порядке использования КПК

 

На первый взгляд может показаться, что Положение № 137, как и недавно пришедшее ему на смену Положение № 223, — узкоспецифические документы, устанавливающие преимущественно внутрибанковские правила эмиссии платежных карточек. Если же принять во внимание, что использование таких платежных инструментов, как корпоративные платежные карточки (КПК), происходит на стыке наличных и безналичных расчетов, то становится понятной степень влияния этих нормативных актов на обычных субъектов хозяйствования. Рассмотрим в этой статье основные изменения, которые с появлением Положения № 223 следует учитывать в работе бухгалтеру предприятия, имеющего КПК.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua 

 

От БПК к СПС: шаг НБУ навстречу прогрессу

Общее впечатление от первого знакомства с

Положением № 223 — стремление его разработчиков если не опередить время, то хотя бы шагать в ногу с ним. Такой подход к разработке нового документа, который на ближайшие несколько лет призван регламентировать общие требования к эмиссии отечественными банками и филиалами иностранных банков специальных платежных средств, а также порядок осуществления операций с их использованием, вполне оправдан. Ведь прогресс в этом секторе банковских услуг развивается как нельзя стремительно, что означает необходимость в рамках нового нормативного документа НБУ отразить те изменения, которые произошли с момента выхода предыдущего, и хотя бы попытаться предугадать грядущие изменения.

В некотором роде такая попытка авторам

Положения № 223 удалась, о чем можно судить даже из названия, в котором уже идет речь об эмиссии специальных платежных средств (СПС), а не только банковских платежных карточек (БПК), как раньше. В таком же духе изменилась и общая идеология документа, для более глубокого понимания которой приведем несколько определений.

Так, согласно

п. 1.4 нового Положения специальное платежное средствоплатежная карточка, мобильный платежный инструмент, другой платежный инструмент, выполняющий функцию средства идентификации, при помощи которого держатель этого инструмента осуществляет платежные операции со счета плательщика или банка, а также другие операции, установленные договором.

Как видим,

сфера регулирования нового Положения значительно расширилась и включает, кроме платежных карточек, мобильные и другие платежные инструменты. Что понимается под последними, пока не ясно, но, как нам кажется, это и есть тот задел, который позволит охватить таким термином те новинки в банковской отрасли, которые могут появиться в будущем. А вот что такое мобильный платежный инструмент, известно уже сейчас — это специальное платежное средство, реализованное в аппаратно-программной среде мобильного телефона или другого беспроводного устройства пользователя, которые обслуживаются оператором телекоммуникаций.

Честно скажем, на сегодня мобильные платежные инструменты вряд ли пользуются достаточной популярностью у корпоративных клиентов, скорее это средство больше годится для обычных физлиц, а также физлиц-предпринимателей. Тем не менее,

п. 2.2 Положения № 223 содержит норму о том, что эмитент, т. е. в общем случае — банк, имеет право предоставлять субъекту хозяйствования корпоративные специальные платежные средства, в число которых входит и корпоративный мобильный платежный инструмент, и привычная КПК, т. е. корпоративная платежная карточка.

Поскольку корпоративные СПС позволяют их держателям осуществлять операции по счету субъекта хозяйствования, то, смеем предположить, не за горами тот час, когда вместо традиционной КПК доверенное лицо предприятия будет распоряжаться его текущим счетом при помощи такой же аббревиатуры, что расшифровывается как «карманный персональный компьютер», либо смартфона или мобильного телефона.

Пока же обычная карточка не утратила прежних позиций (надо признаться, что в Украине она еще даже и не завоевала их в той степени, как это принято в мире), поговорим далее о тех изменениях, которые после 19.07.2010 г. (даты вступления в силу

Положения № 223) должен знать бухгалтер предприятия, использующего в своей деятельности корпоративную платежную карточку.

 

Что было

Прежде всего скажем, что

Положение № 223, в отличие от недействующего в настоящее время Положения № 137, не содержит норм относительно:

1) направления использования платежных карточек (см.

п. 3.5 отмененного Положения);

2) оснований для снятия наличности по корпоративным платежным карточкам и ограничений на их использование (см.

пп. 3.10 и 3.11 того же документа);

3) подотчетности сумм, списанных с картсчета с использованием корпоративных платежных карточек и перечисленных на личные платежные карточки (

пп. 3.12 и 3.13 Положения № 137).

Напомним, что согласно

п. 3.5 Положения № 137 клиенты и их доверенные лица ранее могли использовать платежные карточки в соответствии с условиями договора с эмитентом как средство для:

— безналичной оплаты за товары (услуги), в том числе в системах электронной торговли (коммерции);

— перечисления средств со своих картсчетов на другие собственные счета и на счета других лиц;

— получения наличности в кассах банков, других финансовых учреждений, торговцев и через банкоматы.

Кроме того, этим же

пунктом устанавливался запрет на осуществление при помощи платежных карточек инвестиций в Украину и за ее пределы.

Далее,

п. 3.10 этого Положения были четко определены цели, на которые можно использовать средства с корпоративной карточки, а именно:

получение наличных в гривнях для осуществления расчетов, связанных с производственными (хозяйственными) нуждами, в том числе для оплаты расходов на командировку в пределах Украины, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством, а также чистого дохода физическими лицами — предпринимателями;

осуществление расчетов в безналичной форме в гривнях, при условии, что расчеты связаны с уставной и хозяйственной деятельностью, расходами представительского характера, а также расходами на командировку в пределах Украины;

— получение наличных в иностранной валюте за пределами Украины и в установленном порядке на территории Украины для оплаты расходов на командировку;

— осуществление расчетов в безналичной форме в иностранной валюте за пределами Украины, при условии, что такие расчеты связаны исключительно с расходами на командировку и расходами представительского характера.

В то же время

п. 3.11 отмененного Положения устанавливался категорический запрет на использование КПК для получения заработной платы, других выплат социального характера, а также для осуществления расчетов по внешнеторговым договорам (контрактам).

И наконец, самые важные нормы из

Положения № 137 (см. пп. 3.12 и 3.13), аналогов которым теперь нет в новом Положении, заключались в том, что средства, списанные с картсчета юридического лица или физического лица, — предпринимателя по операциям, осуществленным с использованием корпоративных платежных карточек, считались выданными под отчет держателю платежной карточки. Эти средства могли быть использованы исключительно по целевому назначению. Что касается личных платежных карточек, то средства, перечисленные предприятием на такие карточки, например в качестве аванса на командировку, считались выданными под отчет уже в момент зачисления на личный картсчет работника.

Понятно, что при отсутствии в

Положении № 223 норм, аналогичных приведенным выше, у бухгалтера возникает целый ряд вопросов, важнейшим из которых является, конечно же, вопрос о том, сохранился ли сейчас за денежными средствами, снятыми при помощи КПК либо израсходованными с нее же безналичным способом на хознужды или командировку, их прежний подотчетный статус? Хотя, конечно, не менее интересно найти объяснение тому, на что следует ориентироваться бухгалтеру в вопросах направления использования платежных карточек, оснований для снятия наличности по корпоративным платежным карточкам и ограничений на их использование.

 

Что будет

При ответе на вопрос об использовании корпоративных платежных карточек в новых условиях следует прежде всего обратить внимание на те изменения, которые одновременно с принятием

Положения № 223 были внесены в Инструкцию № 492. Суть указанных изменений сводится к тому, что в этом документе теперь не используется термин «карточный счет». Вместо таких счетов субъектам хозяйствования теперь будут открываться текущие счета, операции по которым могут осуществляться с использованием специальных платежных средств.

Заметим, что и картсчета в свое время тоже относились к текущим счетам, но при этом их статус до полноценного текущего счета все же не дотягивал. Об этом говорит хотя бы то, что

п. 3.10 Положения № 137 устанавливал конкретные цели, на которые можно было использовать средства с картсчета, инструментом управления которым служила КПК.

Теперь же в силу того, что

операции с использованием специальных платежных средств будут происходить по текущему счету с обычным режимом функционирования, исчезла необходимость отдельной регламентации тех случаев, когда держатели корпоративных платежных карточек имеют право с их помощью осуществлять операции по безналичной оплате товаров (услуг) или получать наличность. Другими словами, искать в новом Положении конкретный перечень с указанием возможных направлений использования платежных карточек (аналога п. 3.5 Положения № 137) больше нет смысла.

Кстати, косвенное подтверждение этой мысли находим в

п. 8.2 Инструкции № 492, где сказано, что текущий счет, операции по которому могут осуществляться с использованием специальных платежных средств, используется в соответствии с определенными этой Инструкцией режимами текущих счетов с учетом установленных ею же ограничений.

Как видим, определенные запреты на применение КПК в хоздеятельности предприятия все же остались, только теперь они приведены не в

Положении № 223, а в Инструкции № 492. Действительно, п. 8.3 этой Инструкции содержит точно такие же ограничения, которые были раньше перечислены в п. 3.5 (относительно запрета инвестирования) и п. 3.11 Положения № 137 (относительно запрета на получение зарплаты, других соцвыплат, а также на осуществление расчетов в ВЭД).

Остались также

ограничения и на использование средств с текущего счета в иностранной валюте при помощи специального платежного средства исключительно для:

— получения наличных за пределами Украины для оплаты расходов на командировку;

— осуществления расчетов в безналичной форме за пределами Украины, которые связаны с расходами на командировку и расходами представительского характера, а также на оплату эксплуатационных расходов, связанных с содержанием и пребыванием воздушных, морских, автотранспортных средств за пределами Украины.

Вернемся снова к обсуждению ситуации вокруг исключения из употребления в тексте

Инструкции № 492 понятия «карточный счет». Из анализа положений гл. 8 этой Инструкции создается впечатление, что ею допускается как открытие предприятием дополнительного текущего счета, операции по которому будут осуществляться с использованием специальных платежных средств, так и придание уже существующему текущему счету дополнительных функций, для чего следует заключить с банком договор о предоставлении и использовании СПС. Об этом сказано в последнем абзаце п. 8.1 указанного документа.

Между тем, как нам кажется, сформировавшаяся до настоящего времени практика останется в силе еще долго, т. е. предприятия предпочтут иметь дополнительный текущий счет для операций с корпоративной платежной карточкой, на который, как они это делали в период существования карточных счетов, будут перебрасываться определенные суммы средств, специально выделенных держателю КПК на хознужды или на командировку.

Очевидно, что при таком подходе денежные средства, перечисленные на текущий счет, операции по которому могут осуществляться с использованием специальных платежных средств, должны учитываться по-прежнему на субсчетах 313 «Прочие счета в банке в национальной валюте» или 314 «Прочие счета в банке в иностранной валюте».

И в завершение обзора изменений в порядке использования КПК рассмотрим наиболее резонансный вопрос о подотчетности денежных средств, израсходованных при помощи корпоративной карточки, который мы специально оставили напоследок.

 

Чем сердце успокоится

Итак, как уже отмечалось, в новом

Положении № 223 о статусе денежных средств, потраченных доверенным лицом — держателем КПК, не сказано ни слова. Однако не стоит второпях делать из этого преждевременные выводы о том, что теперь в отношении операций по корпоративным платежным карточкам не требуется соблюдения известных норм о сроках предоставления отчета об использовании подотчетных сумм, сроках возврата неиспользованных средств, уплаты штрафа за их несвоевременный возврат и т. п. Конечно же, требуется, поскольку указанные нормы, несмотря на их отсутствие в специальном Положении № 223, остаются общими нормами налогового законодательства и законодательства о наличных и безналичных расчетах, причем там они не претерпели ни малейших изменений.

А отправной точкой, указывающей на безусловное их соблюдение, является

п.п. 9.10.4 Закона № 889, распространяющий порядок налогообложения сумм излишне израсходованных средств, полученных налогоплательщиком на командировку или под отчет и не возвращенных в установленный срок, на расходы, связанные с командировкой или выполнением отдельных гражданско-правовых действий, которые были оплачены с использованием, в частности, КПК.

При этом следует иметь в виду, что без изменений на сегодня остается и порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины предприятиями (предпринимателями), который установлен

Положением № 637. Согласно п. 2.12 этого Положения физлица — доверенные лица предприятий (юрлиц), которые в соответствии с законодательством Украины получили наличные с карточного счета с применением, в частности, КПК, используют такие средства по назначению без оприходования в кассе. Указанные доверенные лица подают в бухгалтерию предприятия отчет об использовании средств вместе с подтверждающими документами в установленные сроки и порядке, определенном для подотчетных лиц законодательством Украины, а также документы о получении наличных с карточного счета (чек банкомата, копию расходного ордера, справки по установленным формам, слип, квитанцию платежного терминала и т. п.) вместе с неизрасходованным остатком наличности.

Согласно

п.п. 9.10.2 Закона 889 указанный отчет в общем случае подается до окончания третьего банковского дня, следующего за днем, в котором налогоплательщик (подотчетное лицо) завершает командировку или завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет предприятия. При наличии излишне потраченных (неиспользованных) средств их сумма должна быть возвращена до или во время предоставления отчета, т. е. не позднее третьего банковского дня, следующего за днем, в котором подотчетное лицо выполнило гражданско-правовое действие (приобрело товарно-материальные ценности).

Заметим, что упоминавшийся уже

п.п. 9.10.4 Закона № 889 устанавливает отдельные особенности подачи авансового отчета в отношении денежных средств, израсходованных с помощью платежных карточек, а именно:

а) если при применении платежных карточек во время служебных командировок командированным лицом была получена наличность, то налогоплательщик подает отчет об использовании предоставленных на командировку средств и возвращает сумму излишне потраченных средств до окончания третьего банковского дня после завершения командировки;

б) если при применении платежных карточек во время служебных командировок командированным лицом — налогоплательщиком

осуществлялись расчеты в безналичной форме, срок предоставления налогоплательщиком отчета об использовании предоставленных на командировку средств — не позднее 10 дней, а при наличии уважительных причин работодатель (самозанятое лицо) может его продлить до 20 банковских дней (до выяснения вопросов о выявлении разногласий между соответствующими отчетными документами).

Полагаем, из всего изложенного выше вывод ясен: поскольку

после снятия денежных средств с корпоративной карточки доверенное лицо — держатель КПК становится подотчетным лицом, а дальнейшие расчеты такими средствами являются обычными наличными расчетами, то и все требования законодательства относительно предоставления авансового отчета должны, как и прежде, соблюдаться им беспрекословно, причем без какой-либо оглядки на Положение № 223.

Определенные сомнения могут возникнуть по поводу необходимости соблюдения этих же требований в случае, когда расчеты при помощи КПК осуществлялись исключительно в безналичной форме.

Поскольку в период действия

Положения № 137 средства, списанные с картсчета (заметьте: любые средства, без указания — наличные или безналичные!) юридического лица или физического лица — предпринимателя по операциям, осуществленным с использованием корпоративных платежных карточек, считались выданными под отчет держателю платежной карточки, то и авансовый отчет подавался во всех случаях. На сегодня, без наличия такой же нормы в Положении № 223, однозначно требуется подача отчета об использовании подотчетных сумм только в отношении снятой с КПК наличности (см. п. 2.12 Положения № 637).

Более того, даже в

Законе № 889 нет четких требований о безусловном предоставлении отчета за безналичные траты с помощью платежной карточки. В то же время из содержания п.п. 9.10.4 «б» этого Закона, текст которого приведен выше, можно предположить, что законодатель в принципе допускает необходимость отчитаться во всех случаях использования КПК, а не только тогда, когда речь идет о ее применении в командировке.

Нам, в свою очередь, такой подход тоже кажется оправданным хотя бы потому, что в противном случае предприятие утратило бы контроль за безналичным расходованием средств своим доверенным лицом. К тому же без подачи авансового отчета отсутствовала бы возможность подтвердить целесообразность произведенных расходов таким лицом либо не согласиться с их производственной необходимостью и обязать держателя КПК возместить предприятию такие неоправданные расходы.

Таким образом, мы бы советовали придерживаться в рассматриваемом вопросе сложившейся ранее практики, требуя от работников, имеющих право распоряжаться корпоративной карточкой, предоставления отчета независимо от формы расчетов с ее помощью.

И самый последний нюанс, о котором также не лишним будет помнить бухгалтеру. Как уже отмечалось,

п. 3.12 Положения № 137 связывал приобретение подотчетного статуса денежными средствами, находящимися на картсчете, не с выдачей доверенному лицу собственно платежной карточки и не с фактом осуществления безналичных расчетов с ее помощью либо снятия с нее наличных, а со списанием средств с картсчета юридического лица.

Сейчас же для тождества «списание = выдача под отчет» в новом

Положении № 223 места не нашлось. Следовательно, ничего не остается, кроме как упомянутые 3 банковских дня для подачи отчета отсчитывать по общему правилу, установленному п.п. 9.10.2 «б» Закона № 889, т. е. со следующего дня за тем днем, когда работник завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению предприятия.

Вот пока и все, что следует сказать об изменениях в правовом режиме использования КПК. Остальное продиктует сама жизнь, в том числе и посредством тех реальных производственных ситуаций, с которыми вам, уважаемые читатели, предстоит столкнуться. Мы же, в свою очередь, готовы подставить вам плечо уже сейчас.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше