Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об уплате экосбора за размещение отходов на городской мусорной свалке

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2010/№ 75
Печать
Письмо от 02.03.2010 г. № 2602

Об уплате экосбора за размещение отходов на городской мусорной свалке

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 02.03.2010 г. № 2602

 

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письмо об уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды за размещение отходов на городской мусорной свалке и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Вопросы уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды регулируются положениями Закона Украины от 05.03.98 г. № 187 «Об отходах» (далее — Закон № 187), постановления Кабинета Министров Украины от 01.03.99 г. № 303 «Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора» (далее — постановление № 303) и приказа Минэкологии Украины и ГНА Украины от 19.07.99 г. № 162/379 (далее — приказ № 162/379).

В соответствии со статьей 1 Закона № 187

размещение отходов — это хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах.

Объектом исчисления сбора для стационарных источников загрязнения, в частности, являются объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах (приказ № 162/379).

Суммы сбора, взимаемого за размещение отходов, исчисляются плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года на основании утвержденных лимитов, исходя из фактических объемов размещения отходов, нормативов сбора и корректировочных коэффициентов, приведенных в таблицах 2.4, 2.5 приложения 2 к постановлению № 303.

Согласно пункту 2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом № 162/379, плательщиками сбора являются субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность; бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, зарегистрированные в Украине, или нерезиденты, выполняющие агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

В соответствии с письмами ГНА Украины от 28.05.2008 г. № 197/2/15-0210 и от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215 сбор за загрязнение окружающей природной среды должна уплачивать организация, которая

непосредственно выполняет операцию удаления отхода на свалку (то есть собственник или арендатор), если в договоре о передаче отходов от создателя другой организации не предусмотрен иной порядок уплаты этого сбора.

Согласно договору, указанному в приложении к письму, исполнителем, предоставляющим услуги по приему и захоронению на городской свалке бытовых отходов, является ООО.

Учитывая нормы действующего законодательства и информацию, предоставленную в письме, считаем, что ООО обязано уплачивать сбор за загрязнение окружающей природной среды за размещение отходов на городской мусорной свалке.

Однако

в связи с тем, что в ООО заключен договор с Главным управлением по вопросам жизнедеятельности г. Херсона, сообщаем, что в сфере обращения с отходами существуют случаи, когда по условиям договора о передаче бытовых отходов от их собственника (создателя) другой организации (предприятию коммунального хозяйства) или по решению местной государственной администрации установлен иной порядок уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, не предусмотренный действующим законодательством, в части его уплаты собственником бытовых отходов, а не предприятием коммунального хозяйства, которое непосредственно выполняет операцию удаления отходов на свалку.

В этом случае собственники бытовых отходов

, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства, будут относиться к плательщикам сбора за загрязнение окружающей природной среды и будут уплачивать сбор исходя из фактических объемов размещения отходов, нормативов сбора и корректировочных коэффициентов, приведенных в таблицах 2.4, 2.5 приложения 2 к Порядку установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденному постановлением № 303, в однократном размере.

Отдельно отметим, что в соответствии со ст. 2 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» и п.п. 4.4.2 ст. 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (с изменениями и дополнениями) разъяснения законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов предоставляются органами государственной налоговой службы Украины.

Согласно пп. «г», «і» п.п. 4.4.2 ст. 4 Закона № 2181 налоговое разъяснение является обнародованием официального понимания отдельных положений налогового законодательства контролирующими органами в рамках их компетенции. Плательщик налогов может обжаловать в суд решение органа государственной налоговой службы по поводу издания инструкций или налоговых разъяснений, которые по заключению такого плательщика налогов противоречат нормам или содержанию соответствующего налога, сбора (обязательного платежа). Признание судом инструкции или налогового разъяснения налогового органа недействительными является основанием для соответствующего изменения положений инструкций или разъяснений по этому вопросу.

 

Заместитель председателя Н. Приступа



комментарий редакции

Сбор за размещение отходов: дискриминационный подход Госкомпредпринимательства

Невозможно удержаться от того, чтобы не предварить настоящий комментарий просто-таки шокирующей информацией. По сообщению двухнедельной давности одного из электронных СМИ, Украина завалена мусором. На территории нашего государства размещено приблизительно 35 млрд тонн отходов, при этом около 2,5 млрд тонн — высокотоксичные.

Поразительные цифры, не так ли?! И это при том, что

защита окружающей природной среды и здоровья человека от негативного влияния отходов провозглашена в стране одним из приоритетных принципов государственной политики в сфере обращения с отходами // ст. 5 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР (далее — Закон об отходах).

На реализацию этого принципа на практике направлен целый ряд организационно-экономических мероприятий по обеспечению утилизации отходов и уменьшению объемов их образования. И важнейшее место среди них, безусловно, занимает

механизм установления и взимания платы за размещение отходов, регламентированный ст. 39 Закона об отходах.

Заметим, что с позиции налогового законодательства

такая плата является составной частью сбора за загрязнение окружающей среды, объектом исчисления которого в данном случае являются объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах (подробнее см. статью «Сбор за размещение отходов: самые актуальные вопросы» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 28).

Вокруг отдельных нюансов взимания этого сбора сломано немало копий, что, понятно, не повышает эффективность этого процесса, а в конечном итоге приводит к тем ужасающим последствиям, о которых шла речь выше. Не способствует повышению указанной эффективности и комментируемое сегодня письмо, в котором речь идет об

уплате сбора за размещение отходов на городской мусорной свалке.

Документ по существу распадается на

две отдельных части:

соответствующую законодательству (первые девять абзацев письма), в которой говорится, что сбор за загрязнение окружающей природной среды должна уплачивать организация, непосредственно выполняющая операцию удаления отходов на свалку, т. е. собственник или арендатор такой свалки,

— и

противоречащую ему (оставшаяся часть письма). Причем авторы письма даже как будто бравируют этим, заявляя, что «в сфере обращения с отходами бывают случаи, когда по условиям договора о передаче бытовых отходов от их собственника (создателя) другой организации (предприятию коммунального хозяйства) или по решению местной государственной администрации установлен иной порядок уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, не предусмотренный действующим законодательством ».

Выходит, что, по мнению Госкомпредпринимательства, договором или решением местного органа власти можно запросто перечеркнуть установленный законодательством механизм взимания сбора — и ничего! Даже несмотря на то что это прямо запрещено ст. 1 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII (далее — Закон № 1251). Лишь бы преследовалась благая цель (а из письма следует, что таким образом хотят освободить от уплаты сбора за загрязнение предприятие коммунального хозяйства, которое непосредственно выполняет операцию удаления отходов на свалку, заставив вместо него платить такой сбор тысячи предприятий различных форм собственности, которые пользуются его услугами, но

плательщиками сбора за размещение отходов не являются).

Главная проблема, которую обнажает этот документ, — вопиющая дискриминация плательщиков сбора в зависимости от формы собственности, что, конечно же, недопустимо с точки зрения принципов построения отечественной системы налогообложения, перечисленных в ст. 3 Закона № 1251. Тем не менее Госкомпредпринимательства почему-то такое положение дел считает вполне нормальным и не возражает против него.

Результат такого подхода легко спрогнозировать. За размещение мусора не будет платить никто: ни коммунальное предприятие, которое по закону обязано это делать, невзирая на подобные письма, договоры или решения местных властей, ни каждый из собственников отходов, вполне законно не считающий себя плательщиком указанного сбора. Вряд ли вследствие этого уменьшатся выросшие вокруг наших городов и городишек мусорные эвересты, на утилизацию которых в принципе и должны были бы пойти полученные средства.

Напоследок скажем, что Госкомпредпринимательства, как и Минприроды, своеобразно истолковавшее порядок взимания ресурсных платежей при добыче минеральных вод (см. письмо на с. 10 сегодняшнего номера и редакционный комментарий к нему), тоже пострадало от собственной некомпетентности.

Примечательно, что подсунули ему такую свинью сами налоговики, которые, с одной стороны, как бы отстаивают законный подход к уплате сбора за размещение отходов (свидетельством тому — письма ГНАУ от 28.05.2008 г. № 197/2/15-0210 и от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58, о которых упоминается в первой части комментируемого документа, и консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 48), а с другой — проталкивают идею о возможности существования «

иного порядка уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, не предусмотренного действующим законодательством» (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40 и 49).

При этом

предприятиям — собственникам бытовых отходов, которые заключили договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства, вследствие чего освобождены от получения лимитов на образование и размещение отходов (см. п. 8 Порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденного постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218), а заодно — и от уплаты соответствующего сбора, милостиво разрешается уплачивать такой сбор в однократном размере вместо пятикратного из-за отсутствия лимита, что прямо предусмотрено ст. 39 Закона об отходах.

Не задумываясь, подхватывают эту фискальщину и авторы комментируемого письма — и совершенно напрасно! Ведь известны и другие, полностью соответствующие законодательству, консультации налоговиков, посвященные рассматриваемой теме. Так, ответ на вопрос «кто является плательщиком за размещение отходов: предприятие, осуществляющее такое размещение на выделенном под мусорную свалку земельном участке, или предприятия, заключившие договоры на вывоз бытовых отходов?» был изложен в свое время предельно ясно:

коммунальное предприятие, эксплуатирующее или имеющее в собственности полигон для удаления отходов и принимающее на договорных началах отходы для захоронения от других собственников отходов, является плательщиком сбора за размещение всего объема отходов, как образованных в процессе собственной деятельности, так и переданных ему для размещения другими собственниками (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 17).

Поскольку с тех пор законодательство об отходах в части уплаты сбора за загрязнение такими предприятиями не менялось, считаем, именно так и следует поступать по сей день. А все остальное — от лукавого…

 

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше