Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Бесплатное размещение социальной рекламы рекламным агентством: что в налоговом учете?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Бесплатное размещение социальной рекламы рекламным агентством: что в налоговом учете?

 

Предприятие осуществляет деятельность по производству и распространению рекламы. Часто органы местного самоуправления обращаются к предприятию с просьбой разместить на его рекламных конструкциях социальную рекламу. Ее размещение осуществляется бесплатно. Каковы налоговые последствия такого бесплатного предоставления рекламных услуг?

(г. Одесса)

 

В

части третьей ст. 12 Закона Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР указано, что лица, которые бесплатно производят и распространяют социальную рекламу, и лица, которые передают свои имущество и средства другим лицам для производства и распространения социальной рекламы, подпадают под действие льгот, предусмотренных законодательством Украины для благотворительной деятельности.

Поскольку предприятие, занимающееся рекламной деятельностью, бесплатно размещает на своих конструкциях

социальную рекламу, можно говорить о том, что в данном случае оно осуществляет благотворительную деятельность.

Правила отражения благотворительной помощи в учете налога на прибыль установлены

п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль. Согласно данному подпункту, если благотворительная помощь предоставляется неприбыльным организациям, перечисленным в п.п. 7.11.1 Закона о налоге на прибыль, то благотворитель вправе отразить в составе валовых расходов сумму такой помощи в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Подтверждением неприбыльного статуса получателя благотворительной помощи является копия Решения о внесении, исключении, отказе во включении организации (учреждения) в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (приложение 2 к

Положению о Реестре неприбыльных организаций и учреждений, утвержденному приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232). На это указывает ГНАУ в письме от 28.07.2006 г. № 8249/6/15-0516 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 92).

В декларации по налогу на прибыль предприятия стоимость переданных в качестве благотворительной помощи услуг по размещению социальной рекламы отразится в

строке 04.8 «Добровольное перечисление средств, передача товаров (работ, услуг)».

При этом если для размещения социальной рекламы использовались материалы, которые были приобретены в предыдущих отчетных периодах для хоздеятельности и включены в состав валовых расходов по строке 04.1 «Расходы на приобретение товаров (работ, услуг)» декларации, то для избежания двойного отражения в валовых расходах их стоимость должна быть исключена из перерасчета по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль через графу 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации.

Что касается

НДС, то п.п. 5.1.21 Закона об НДС предусмотрено освобождение от обложения НДС бесплатной передачи товаров (работ, услуг) в качестве благотворительной помощи неприбыльным организациям, перечисленным в абзацах «а», «б», «е» п.п. 7.11.1 Закона о налоге на прибыль. Однако этой льготой предприятие, разместившее бесплатно социальную рекламу, может воспользоваться, если выполняются следующие условия:

— предоставленная благотворительная помощь не имеет никаких признаков компенсации со стороны ее получателя;

— получатель благотворительной помощи должен соблюдать требования

Порядка распределения товаров, полученных в качестве благотворительной помощи, и контроля за целевым распределением благотворительной помощи в виде предоставленных услуг или выполненных работ, утвержденного постановлением КМУ от 17.08.98 г. № 1295.

Пользуясь льготой, предусмотренной в

п.п. 5.1.21 Закона об НДС, нужно учесть следующее. По разъяснениям ГНА в г. Киеве, изложенным в письме от 23.06.2006 г. № 471/10/31-106, товары, использованные в освобожденных от обложения НДС операциях (в частности, переданные бесплатно неприбыльной организации с соблюдением всех правил), считаются проданными на дату такого использования. В связи с этим ранее отраженные в составе налогового кредита суммы «входного» НДС по таким товарам не корректируются. Зато на благотворителя, учитывая требования абзаца пятого п.п. 7.4.1 Закона об НДС, возлагается обязанность по начислению налоговых обязательств по НДС по ставке 20 % от базы налогообложения, определенной по обычным ценам, но не ниже цены приобретения таких товаров.

Иными словами, «входной» НДС по материалам, использованным предприятием для размещения социальной рекламы, сторнировать не нужно, но на стоимость таких материалов исходя из обычных цен должны быть начислены налоговые обязательства по НДС.

Пример 1.

Рекламное агентство «Мир рекламы» бесплатно разместило на своих рекламных конструкциях социальную рекламу. Неприбыльный статус заказчика социальной рекламы подтвержден документально. Стоимость услуг по размещению рекламы — 1000 грн., что вписывается в валоворасходный лимит (от 2 % до 5 % согласно п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль). Стоимость материалов, использованных для размещения рекламы, — 300 грн.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Отражение в учете услуг по размещению социальной рекламы
для неприбыльной организации

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Предоставлены услуги по размещению социальной рекламы

1000

949

23

1000*

* Затраты на размещение социальной рекламы (в том числе стоимость использованных материалов) отражаются в составе валовых расходов по строке 04.8 декларации по налогу на прибыль. При этом стоимость материалов, использованных для размещения рекламы, в сумме 300 грн. исключается из перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль через графу 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

2

Начислены налоговые обязательства по НДС на стоимость материалов в соответствии с абзацем пятым п.п. 7.4.1 Закона об НДС

60

949

641/НДС

3

Отнесены на финансовый результат:

— себестоимость предоставленных рекламных услуг

1000

791

949

— сумма начисленных налоговых обязательств по НДС

60

791

949

 

Учтите: если неприбыльный статус получателя благотворительной помощи

не подтвержден в установленном порядке или получатель не является неприбыльной организацией, бесплатное размещение социальной рекламы будет рассматриваться как обычное бесплатное предоставление услуг с налогообложением по соответствующим правилам.

Так,

валовой доход у стороны, предоставляющей бесплатно рекламные услуги, не возникает. Связано это с тем, что по правилам п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль валовые доходы по обычным ценам возникают у передающей стороны, только если получателем является льготник, связанное лицо или неплательщик налога на прибыль. В данном же случае получатель благотворительной помощи, вероятнее всего, является плательщиком налога на прибыль (например, из п.п. 7.11.9 Закона о налоге на прибыль следует, что неприбыльные организации входят в круг плательщиков налога на прибыль), поэтому оснований для применения обычных цен и отражения валового дохода у предприятия нет.

Однако затраты на приобретение материалов, использованных для бесплатного размещения социальной рекламы, должны быть исключены из состава валовых расходов в связи с их нехозяйственным использованием. Для этого соответствующую сумму нужно показать в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль предприятия.

При бесплатном размещении социальной рекламы на основании

п.п. 3.1.1 и п. 4.2 Закона об НДС предстоит начислить налоговые обязательства по НДС исходя из обычных цен. При этом в качестве обычной цены проверяющие, вероятнее всего, захотят видеть цену на размещение платной рекламы.

Кроме того, должна быть

откорректирована сумма налогового кредита по НДС, отраженного в момент приобретения материалов, использованных для бесплатного размещения социальной рекламы, ввиду их нехозяйственного использования.

Пример 2.

Условия те же, что и в примере 1, но предположим, что заказчик социальной рекламы не является неприбыльной организацией или не подтвердил документально свой неприбыльный статус.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Отражение в учете услуг по размещению социальной рекламы для заказчика, не являющегося неприбыльной организацией

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Предоставлены услуги по размещению социальной рекламы

1000

949

23

— *

— *

* Валовой доход не отражается, но валовые расходы, отраженные при покупке материалов, использованных для размещения социальной рекламы, подлежат корректировке по графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль предприятия.

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

200

949

641/НДС

3

Откорректирована сумма налогового кредита по НДС, отраженного при приобретении материалов, использованных при размещении социальной рекламы, методом «красное сторно»

60

641/НДС

644

4

Отражена сумма откорректированного налогового кредита по НДС в составе расходов отчетного периода

60

949

644

5

Отнесены на финансовый результат:

— себестоимость предоставленных рекламных услуг

1000

791

949

— сумма начисленных налоговых обязательств по НДС

200

791

949

— сумма откорректированного налогового кредита по НДС

60

791

949

 

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше