Спецводосбор: отчетность и уплата в I квартале

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2011/№ 33
Статья

Спецводосбор: отчетность и уплата в I квартале

 

На большинство вопросов, касающихся спецводосбора, ответили сами налоговики — в письме ГНАУ от 04.01.2011 г. № 12/7/15-0817, которое вместе с комментарием к нему публиковалось в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 11, с. 10. Сейчас же, с началом отчетной кампании за I квартал, мы выполняем наше обещание и приводим основные моменты заполнения и подачи отчетности по спецводосбору за специальное использование воды.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ВКУ

— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

БКУ

— Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Инструкция № 231

— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное водопользование в части использования воды, утвержденная приказом Минфина, ГНАУ, Минэкономики, Минэкобезопасности от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.

Порядок № 1494

— Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.

Порядок № 321

— Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321.

 

Плательщики спецводосбора

Перечень плательщиков спецводосбора приводится в

ст. 323 НКУ, однако не все из них должны подавать декларацию и вносить сумму сбора в бюджет. Основное новшество в части спецводосбора состоит в расширении перечня его плательщиков — с 01.01.2011 г. плательщиками спецводосбора являются все водопользователи — субъекты хозяйствования (кроме освобожденных — о них см. ниже), в том числе использующие воду лишь для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд*. Согласно п. 323.1 НКУ к плательщикам спецводосбора относятся первичные (используют воду, полученную путем забора из водных объектов) и вторичные (используют воду, полученную от первичных и других водопользователей) водопользователи**:

1)

юрлица (кроме бюджетных учреждений);

2)

постоянные представительства нерезидентов. Раньше эта категория плательщиков не выделялась ни в Инструкции № 231, ни в Порядке № 1494, что, впрочем, не мешало налоговикам настаивать на их налогообложении (см. Единую базу налоговых знаний);

3)

физлица-предприниматели;

4)

филиалы, отделения, другие обособленные подразделения водопользователей, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухучет и составляют отдельный баланс (п. 328.5 НКУ). Если указанные условия не соблюдаются, подавать декларацию и уплачивать спецводосбор должны водопользователи, в состав которых входят такие структурные подразделения по местонахождению водных объектов.

* Теперь спецводосбор не уплачивается лишь для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд

населения в пределах жилищного фонда и приусадебных участков (п.п. 324.4.1 НКУ).

** Понятия первичного и вторичного водопользователей теперь расшифровываются непосредственно в п. 323.1 НКУ, которые, заметьте, отличаются от определений водопользователей в ВКУ.

Плательщиками спецводосбора

также являются и водопользователи, полностью содержащиеся за счет государственного и местного бюджетов, однако лишь те из них, которые используют воду для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в любой форме (п. 326.13 НКУ). При этом читателям может быть интересно содержание одного из свежих писем ГНАУ по этому поводу (письмо от 11.04.2011 г. № 10193/7/15-0817). Мы обращаем внимание на два еговывода. Во-первых, если бюджетное учреждение (арендодатель), не использующее воду для хозяйственной деятельности, предоставляет в аренду помещение другому бюджетному учреждению (арендатору), которое также не использует воду для хозяйственной деятельности, то такие учреждения спецводосбор не уплачивают. Во-вторых, если бюджетное учреждение (арендодатель) предоставляет помещение в аренду лицу без заключения с ним договора на поставку воды и такой арендатор использует воду в хозяйственной деятельности, то уплачивать спецводосбор за объемы потребленной арендатором воды должно бюджетное учреждение. При этом ранее в похожем вопросе налоговики придерживались аналогичной точки зрения.

 

Кто подает декларацию

Ответить на этот вопрос нам поможет

п. 326.2 НКУ (аналогичная норма существовала и ранее — п. 6.2 Инструкции № 231). В нем указано, что спецводосбор рассчитывается и уплачивается:

1)

первичными водопользователями, использующими воду для своих нужд;

2)

водопользователями, поставляющими воду другим водопользователям, без заключения договора на поставку воды;

3)

вторичными водопользователями, то есть получающими воду от первичных водопользователей или других водопользователей, если договор на поставку воды был заключен.

Таким образом, решающим фактором для определения лица, обязанного отчитываться по спецводосбору и уплачивать его в бюджет,

является наличие договора с поставщиком воды. Для лучшего понимания приведем несколько ситуаций.

Непосредственный забор воды.

Здесь возможны два варианта. (1) Если изымаемая вода используется для собственных целей или поставляется другим водопользователям без заключения договора на поставку воды, то уплачивать спецводосбор и предоставлять декларацию должен водопользователь (первичный), изымающий воду из водного объекта. (2) Если же первичный водопользователь поставляет воду другим водопользователям с заключением с ними договоров на поставку воды, то уплачивать спецводосбор и подавать декларацию должны лица, получающие воду (вторичные водопользователи).

Аренда офиса в здании.

В данной ситуации возможны два варианта:

1) договор на поставку воды заключен арендодателем

. В данном случае декларацию должен подавать арендодатель. При этом если такой арендодатель не является субъектом хозяйствования или является плательщиком единого налога, то уплачивать спецводосбор он не должен;

2) договор на поставку воды заключен арендатором.

В этом случае декларацию должен подавать арендатор, заключивший договор с водоканалом.

Приобретение офиса в здании.

В этом случае также возможны два варианта:

1)

если субъект хозяйствования заключает договор на поставку воды с водоканалом, то он будет считаться плательщиком спецводосбора и должен подавать декларацию и вносить его в бюджет;

2)

если же субъект хозяйствования не заключает договор на поставку воды с водоканалом (например, физлицо-предприниматель использует свою квартиру в качестве офиса, причем договор с водоканалом заключен от лица непредпринимателя), то он не будет плательщиком спецводосбора (также см. Единую базу налоговых знаний).

Приобретение воды в цистернах

(например, приобретение воды для удовлетворения питьевых нужд клиентов и/или работников).
У этого вопроса есть предыстория — в письме ГНАУ от 19.08.2009 г. № 17859/7/15-0817* (см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 77, с. 10) налоговики еще при старом законодательстве говорили о необходимости учета и уплаты спецводосбора лицами, приобретающими воду у первичных водопользователей в цистернах для производственных и хозяйственно-бытовых целей. Но их вывод в письме был неправомерен — основной причиной этому было определение вторичных водопользователей в ст. 42 ВКУ как лиц, которые не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей. В настоящее время налоговики не отступают от своей фискальной позиции. Они считают, что лицо, приобретающее воду в цистернах у первичного водопользователя, должно уплачивать (очевидно, что также и подавать декларацию) спецводосбор за весь объем использованной воды. На наш взгляд, они снова ошибаются. В то же время для оспаривания их вывода оттолкнуться от определения водопользователя уже не выйдет — в НКУ оно описано шире. Обратимся же к объекту спецводосбора. Как гласит п. 324.1 НКУ, это фактический объем воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения. Главное, что нас здесь интересует, — понятие «использование воды». Оно раскрыто в ст. 1 ВКУ. Это процесс изъятия воды для использования в производстве с целю получения продукции и для хозяйственно-питьевых нужд населения, а также без ее изъятия для нужд гидроэнергетики, рыбоводства, водного, воздушного транспорта и других нужд. Изъятие воды в нашем случае имеет место, но лишь в части первичного водопользователя (лица, изымающего воду из скважины). Лицо, которое приобретает у него воду, ее изъятия не производит. Изъятие, например, имело бы место при транспортировке воды из скважины с помощью сооружений первичного водопользователя вторичному водопользователю. К данному выводу подталкивает и указание на потерю воды в системах водоснабжения в п. 324.1 НКУ.

* Аналогичный вывод был представлен в более позднем Обобщающем налоговом разъяснении относительно ресурсных и других платежей, утвержденном приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. № 185 (см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 28, с. 9).

Кроме того, на ошибочность взглядов налоговиков указывает и содержание раздела 15 Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97, утвержденного приказом Госкомстата от 30.12.97 г. № 822. В нем указано, что

вода натуральная обычная всех видов, в том числе очищенная, фасованная, относится к группе 15.9 «Напитки». А значит, уплачивать спецводосбор должны именно продавцы такой воды .

Таким образом, лицо, покупающее воду в цистернах, не является плательщиком спецводосбора.

 

Освобожденные от спецводосбора лица и виды деятельности

Во-первых,

НКУ и другие нормативно-правовые акты содержат перечень лиц, которые не должны уплачивать спецводосбор. К ним относятся: (1) единоналожники (ст. 6 Указа № 727, п.п. 1 п. 1 подраздела 8 раздела ХХ НКУ); (2) плательщики фиксированного сельхозналога (п.п. «в» п. 307.1 НКУ); (3) водопользователи, полностью содержащиеся за счет государственного и местного бюджетов при условии, что они не используют воду для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода (п. 326.13 НКУ). Во-вторых, освобожденные лица и виды деятельности также приведены в пп. 324.4 — 324.6 НКУ. По большому счету, в них повторяются освобождения, существовавшие в старом законодательстве, но присутствуют и новинки (например, освобождение от спецводосбора садоводческих и огороднических обществ и т. д.).

 

Расчет спецводосбора

Общий порядок расчета спецводосбора не сильно изменился. Его следует определять ежеквартально

нарастающим итогом с начала года. Исключением является спецводосбор за специальное использование воды для нужд водного транспорта. Он рассчитывается с I полугодия текущего года, в котором было осуществлено такое использование (п. 326.1 НКУ).

Определение объема использованной воды.

Спецводосбор рассчитывается исходя из фактических объемов используемой воды (подземной, поверхностной, полученной от других водопользователей) с учетом потерь воды в их системах водоснабжения, установленных в разрешении на водопользование, лимитов использования воды, ставок сбора и коэффициентов. Кроме того, для расчета спецводосбора потребуется определить, какую именно воду использует водопользователь — поверхностную (в этом случае также следует знать, из какой реки забирается вода), подземную или из смешанного источника.

При использовании воды

из смешанного источника, как и ранее, рассчитывать сбор необходимо в соотношении, в котором формируется такой смешанный источник (п. 326.3 НКУ). Обратите внимание: такое соотношение указывается в разрешениях и договорах на поставку воды (исходя из него определяется конкретная ставка спецводосбора). Если оно не указано ни в договоре, ни в разрешении, то, на наш взгляд, следует ориентироваться на усредненное соотношение, о котором ежегодно информируются местные ГНИ. Однако если информация о соотношении в договоре и/или разрешении присутствует, но не совпадает с данными ГНИ, приоритет при расчете спецводосбора необходимо отдавать соотношению, указанному в договоре и/или разрешении.

Объем фактически использованной воды

определяется на основании данных первичного учета по показателям измерительных приборов (п. 326.10 НКУ). Если измерительные приборы отсутствуют, то объем использованной воды следует определять на основании технологических данных (длительности работы агрегатов, объема произведенной продукции или предоставленных услуг, расхода электроэнергии и т. д.).

Обратите внимание:

если измерительные приборы отсутствуют, но их установка была возможна, сбор уплачивается в двойном размере*!

* Каким образом определяется возможность/невозможность установки измерительных приборов, еще неизвестно.

Лимиты.

Лимиты устанавливаются при выдаче разрешения и указываются в нем (п.п. 4 п. 5 Порядка № 321). Разрешения должны получать первичные водопользователи (см. письмо Минприроды от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП на с. 14 ). Они выдаются (1) государственными органами охраны окружающей природной среды (при использовании водных объектов общегосударственного значения) или (2) областными советами (при использовании водных объектов местного значения).

Кроме того, если первичный водопользователь поставляет воду вторичному и заключает с ним соответствующий договор, то в нем также должны указываться лимиты. Как и раньше,

при превышении установленного годового лимита использования воды спецводосбор уплачивается в пятикратном размере. При этом за сверхлимитное водопользование сбор необходимо рассчитывать отдельно по каждому источнику.

Основное новшество в этой части заключается в том, что теперь

при отсутствии разрешения с установленными в нем лимитами, весь объем используемой воды будет признаваться сверхлимитным — с соответствующим пятикратным обложением сбором!

Заметьте, пятикратное налогообложение действует даже в том случае, если лимиты не указаны в договоре на поставку воды между первичным и вторичным водопользователями. В таком случае вторичный водопользователь должен облагать весь объем использованной воды как сверхлимитный.

При формальном подходе к

п. 327.3 НКУ можно сделать вывод, что «пятикратка» касается лишь тех случаев, когда лицо было обязано получить разрешение, но не получило его. А значит, вторичных водопользователей, получающих воду на основании договоров на поставку воды, «пятикратка» не должна касаться. Однако выводы данного абзаца подходят лишь для смелых налогоплательщиков, тем более что в письме от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП (см. на с. 14) Минприроды уравнивает между собой статус разрешения для первичных водопользователей со статусом договора на поставку воды для вторичных.

 

Отчетность по спецводосбору: состав, заполнение, подача

К отчетности по спецводосбору относятся:

1) декларация по спецводосбору

(п. 328.3 НКУ). В соответствии с п. 328.7 НКУ с декларацией одновременно подаются копии (а) разрешения на спецводопользование*, (б) договоры на поставку воды, (в) статистической отчетности об использовании воды (отчет по форме № 2-ТП (водогосп) — утвержден приказом Госкомстата Украины от 30.09.97 г. № 230). Статистическую отчетность должны подавать лишь водопользователи, приведенные в п. 1.2 Инструкции по заполнению формы № 2-ТП (водогосп), утвержденной приказом Госкомстата от 30.09.97 г. № 230, в частности, у которых среднесуточное потребление воды составляет 50 м3 и больше;

2)

перечни водопользователей-абонентов (п. 326.12 НКУ). Перечни подавались и раньше (п. 4 Порядка № 1494). Они подаются лишь теми водопользователями, которые (а) получили разрешения на спецводопользование и (б) поставляют воду другим водопользователям (не касается первичных водопользователей, добывающих воду из скважин и поставляющих ее в цистернах). Согласно п. 326.12 НКУ перечни подаются ежегодно до 20 января органам налоговой службы и органам водного хозяйства.

* Подается лишь тогда, когда в получении разрешения есть необходимость в соответствии со ст. 49 ВКУ.

Кроме того, водопользователи также должны в течение 10 дней уведомлять налоговые органы и органы водного хозяйства в случае:

(1) изменения условий водопользования, (2) выдачи на протяжении года новых разрешений на спецводопользование, (3) заключения договоров на поставку воды.

Декларация по спецводосбору —

основной элемент отчетности по спецводосбору. Она утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1009. Причем приказом утверждены сразу несколько форм деклараций по спецводосбору — в данном случае нас интересует лишь декларация за специальное использование поверхностных и подземных вод. Плательщики спецводосбора (лишь те из них, о которых мы говорили выше) должны подавать ее в налоговый орган по месту их налоговой регистрации. Исключением являются филиалы, отделения и прочие обособленные подразделения водопользователя, не имеющие банковских счетов, не ведущие собственный бухучет и не составляющие отдельный баланс — за них декларацию подают (а также уплачивают сбор) водопользователи, в состав которых они входят, в налоговый орган по месту нахождения водных объектов (п. 328.6 НКУ).

Оформление декларации.

Требования к оформлению декларации по спецводосбору в целом ненамного отличаются от требований к прочим декларациям. Так, при заполнении декларации в нее следует внести обязательные реквизиты, указанные в пп. 48.3 и 48.4 НКУ. В противном случае ее могут не признать. Информация в декларацию вносится нарастающим итогом с начала года (п. 328.2 НКУ), причем суммы сбора вносятся с округлением до двух десятичных знаков. Прочих требований к декларации НКУ и подзаконные нормативно-правовые акты не выставляют.

Заполнение декларации.

В данной части отметим лишь один момент — заполнение 10 или 11 графы зависит от значения водного объекта — общегосударственного или местного, которое определяется при помощи ст. 5 ВКУ. При отнесении сумм спецводосбора в 10 или 11 графы следует также руководствоваться п. 3 ч. 2 ст. 29 (50 % спецводосбора за использование воды общегосударственного значения относятся к доходам государственного бюджета) и п. 3 ч. 1 ст. 69 БКУ (к доходам местных бюджетов относится спецводосбор за использование воды местного значения). В целом заполнение декларации не должно вызвать затруднений, и мы приводим его на следующем примере:

Пример.

Харьковское предприятие «Ромашка», являющееся плательщиком налога на прибыль, заключило с КП «Вода» договор на поставку воды (для нужд сотрудников предприятия). Условно примем, что источником воды являются поверхностные воды Северского Донца (они имеют общегосударственное значение — ст. 5 ВКУ). Годовой лимит установлен на уровне 400 м3. По показателям счетчика в I квартале предприятие использовало 75 м3. Ставка сбора за специальное использование воды составляет 52,60 грн./100 м3. В таком случае декларация за I квартал должна выглядеть следующим образом:

 

Фрагмент заполнения декларации по спецводосбору

№ з/п

Назви водних об'єктів та показники

Фактичний обсяг використаної води з урахуванням обсягу втрат води у системах водопостачання; фактичний обсяг води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату; фактичний обсяг води, необхідної для поповнення водних об'єктів (у т. ч. фільтрації, випаровування), куб. м

Ставки збору, грн. коп. / 1 (100;10000) куб. м

Коефіцієнти, що застосовуються до ставок збору3

Установлений річний ліміт використання води, куб. м

Суми збору, обчисленого в межах ліміту4, грн. коп.,
к. 3 або к. 6 (якщо к. 3 > к. 6) х к. 4 х к. 5

Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги4, грн. коп., заповнюється, якщо к. 3 > к. 6 (к. 3 - к. 6) х к. 4 х к. 5 х 5

Усього нараховано збору4, грн. коп. к. 7 або к. 8 + к. 7
або к. 3 х (к. 4/1 (100;10000))**** х к. 55
або (к. 3 х (к. 4/1 (100;10000))**** х к. 53) х 26

У тому числі:

до державного бюджету4, грн. коп.

до місцевих бюджетів4, грн. коп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I

Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3 + р. 4 + р. 5 + р. 6) (крім вод для потреб гідроенергетики та водного транспорту):

39,45

19,73

19,72

1

спеціальне використання поверхневих та підземних вод, усього (р. 1.1 + р. 1.2) (крім р. 2, р. 3, р. 4, р. 5, р. 6):

39,45

19,73

19,72

1.1

водні об'єкти загальнодержавного значення, усього (р. 1.1.1 + р. 1.1.2), у тому числі:

39,45

19,73

19,72

1.1.1

поверхневі водні об'єкти*****:

39,45

19,73

19,72

1.1.1.1

Сіверський Донець

75

52,60/100 куб. м

400

39,45

39,45

19,73

19,72

III

Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 3.1 + р. 3.2 + р. 3.3 + р. 3.4 + р. 3.5 + р. 3.6):

39,45

19,73

19,72

3.1

спеціальне використання поверхневих та підземних вод (р. 1 р. І - р. 2.1 р. ІІ)

39,45

19,73

19,72

 

Сроки подачи декларации.

Декларация подается в сроки, предусмотренные для отчетного квартала (п. 328.3 НКУ), то есть в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (п.п. 49.18.2 НКУ). Таким образом, за I квартал 2011 года декларацию следует предоставить до 10 мая включительно. Исключением является декларация по спецводосбору за использование воды для нужд водного транспортаза I квартал она не подается (то есть в 2011 году первый раз ее надо подать до 9 августа включительно).

Способы подачи декларации.

Декларация может быть подана (1) плательщиком или уполномоченным им лицом в бумажном виде (на деле, ее может подать любое лицо), (2) по почте с уведомлением о вручении и описью вложения или (3) в электронной форме средствами электронной связи (п. 49.3 НКУ). Также не забывайте, что предприятия, которые относятся к крупным и средним, могут подавать декларацию лишь в электронной форме (п. 49.4 НКУ).

 

Уплата спецводосбора и отнесение данной суммы в расходы

Уплата спецводосбора.

Спецводосбор уплачивается в общем порядке — в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации* (п. 57.1 НКУ). При этом напоминаем, что в случае попадания последнего дня для оплаты на выходной или праздничный день предельные сроки уплаты не переносятся. То есть в I квартале предельным сроком для уплаты спецводосбора будет 20 мая.

* При этом перенесение предельных сроков для подачи декларации в связи с выходными/праздничными днями не учитывается (см. Единую базу налоговых знаний).

Расходы.

Суммы спецводосбора признаются расходами последним днем отчетного периода, за который происходит его начисление, то есть в последнем дне календарного квартала (п.п. 138.5.1 НКУ). Такие расходы относятся к прочим операционным (п.п. 138.10.4 НКУ) и в декларации за II квартал должны отражаться в строке 06.5 с расшифровкой в строке 06.5.13 приложения ІВ.

Относительно

декларации по налогу на прибыль за I квартал. Ввиду того что за I квартал подается старая декларация, мы напоминаем, что такие расходы следует отражать в строке 04.6.

Сверхлимитное водопользование и расходы. В п. 328.8 НКУ предусмотрено, что сумму спецводосбора можно отнести к расходам лишь в пределах установленных лимитов. На наш взгляд, такое ограничение расходов недопустимо, ведь «расходный» п. 140.5 НКУ прямо запрещает устанавливать какие-либо ограничения по составу расходов в других разделах НКУ, кроме третьего.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить