Темы статей
Выбрать темы

«Соцстраховские» пособия: выплачиваем по-новому

Редакция НиБУ
Статья

«Соцстраховские» пособия: выплачиваем по-новому

 

В связи со вступлением в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI был изменен механизм финансирования для предоставления застрахованным лицам пособий за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Если до 1 января 2011 года выплата пособий страхователем производилась по принципу «взаимозачета» — за счет начисленных страховых взносов, то с указанной даты за финансированием выплаты пособий страхователи должны обращаться в рабочий орган Фонда. О том, как в настоящее время получить материальное обеспечение от Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности при наступлении страхового случая, пойдет речь в этой статье.

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 2464

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Порядок № 26

— Порядок финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Украины от 22.12.2010 г. № 26.

Положение № 25

— Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации, утвержденное постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Украины от 23.06.2008 г. № 25.

Приказ № 39-ос

— приказ Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Украины «Об отдельных вопросах, связанных с обработкой рабочими органами отделений Фонда заявлений-расчетов страхователями-работодателями» от 25.02.2011 г. № 39-ос.

Письмо № 01-16-489 —

письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Украины от 12.03.2011 г. № 01-16-489.

Письмо № 01-16-707 —

письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Украины от 31.03.2011 г. № 01-16-707.

Письмо № 01-16-755

— письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Украины от 05.04.2011 г. № 01-16-755.

 

С 01.01.2011 г. согласно

ст. 21 Закона № 2240 финансирование страхователей-работодателей для предоставления материального обеспечения наемным работникам осуществляется непосредственно Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд).

С целью разъяснения вопросов практического применения указанной нормы

Закона № 2240 Фондом был разработан и утвержден Порядок № 26 , который определяет условия финансирования Фондом работодателей для предоставления ими материального обеспечения, предусмотренного ст. 34 Закона № 2240, по видам:

— пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);

— пособие по беременности и родам;

— пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве).

Новый порядок финансирования действует в отношении вышеуказанных видов пособий, начисленных

страхователем после 01.01.2011 г. (см. письмо Фонда от 13.01.2011 г. № 01-16-45).

Рассмотрим поэтапно действия страхователя, комиссии по социальному страхованию и рабочего органа Фонда, необходимые для выплаты пособия застрахованным лицам.

 

Назначение пособий

Назначение застрахованным лицам материального обеспечения по социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности производится:

— по основному месту работы — для пособия на погребение;

— по основному месту работы и по совместительству — для пособий по временной потере трудоспособности и по беременности и родам.

Решение о назначении пособий принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, созданной на предприятии, на основании

документов, необходимых для назначения пособия, а именно:

для пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам — выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности, а в случае работы по совместительству — копии листка нетрудоспособности, заверенной подписью руководителя и печатью по основному месту работы, и справки о средней заработной плате с основного места работы, справок о средней заработной плате по местам работы по совместительству (если застрахованное лицо работает на нескольких работах по совместительству). Застрахованные лица, имеющие льготы относительно размера пособия по временной нетрудоспособности, установленные ст. 37 Закона № 2240, кроме указанных документов, предоставляют копии соответствующих удостоверений или другие документы, подтверждающие право на льготу;

для пособия на погребениесвидетельства о смерти и оригинала извлечения из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, выдаваемого отделом РАГС. В случае смерти члена семьи застрахованного лица, кроме перечисленных документов, необходимо предоставить справку с места проживания о том, что умерший член семьи находился на иждивении застрахованного лица.

Документы для назначения

пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам рассматриваются комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию не позднее 10 дней со дня их поступления, а для назначения пособия на погребениене позднее дня, следующего за днем обращения.

Решение комиссии (уполномоченного) оформляется

протоколом в день его принятия. Форма протокола заседания комиссии по социальному страхованию (решение уполномоченного) приведена в приложении к Положению № 25.

Оформленный протокол вместе с документами, послужившими основанием для назначения пособий, передается в бухгалтерию предприятия для расчета, начисления и выдачи пособий.

Что касается сроков передачи комиссией протокола в бухгалтерию, то

Положением № 25 они не установлены. Вместе с тем, учитывая длительную по времени процедуру финансирования Фондом, рекомендуем передавать протоколы и документы, необходимые для начисления пособий, без задержек.

 

Расчет и начисление пособий

На основании полученного протокола комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию и документов, послуживших основанием для назначения пособий, бухгалтерия предприятия производит расчет и начисление пособий.

Напомним, что размер

пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа застрахованного лица (в случае отсутствия у него права на льготу) и размера его средней зарплаты.

В соответствии со

ст. 37 Закона № 2240 пособие по временной потере трудоспособности выплачивается застрахованным лицам в зависимости от страхового стажа в таких размерах:

60 % средней заработной платы — для лиц со страховым стажем до 5 лет;

80 % средней заработной платы — для лиц со страховым стажем от 5 до 8 лет;

100 % средней заработной платы — для лиц со страховым стажем свыше 8 лет.

Независимо от страхового стажа в размере

100 % средней заработной платы выплачивается пособие по временной нетрудоспособности следующим застрахованным лицам:

— лицам, отнесенным к 1 — 4 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы согласно

ст. 14 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XIІ;

— одному из родителей или лицу, их заменяющему и ухаживающему за больным ребенком в возрасте до 14 лет, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы;

— ветеранам войны и лицам, на которых распространяется действие

Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII;

— лицам, отнесенным к жертвам нацистских преследований согласно

Закону Украины «О жертвах нацистских преследований» от 23.03.2000 г. № 1584-III;

— донорам, имеющим право на льготу, на основании

ст. 10 Закона Украины «О донорстве крови и ее компонентов» от 23.06.95 г. № 239/95-ВР (право на такую льготу имеют доноры, которые в течение года бесплатно сдали кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум разовым максимально допустимым дозам. Льгота предоставляется в течение года после сдачи крови и (или) ее компонентов в указанном количестве).

Обращаем внимание: с 01.01.2011 г. вступила в силу новая редакция

ст. 7 Закона № 2240, определяющая порядок исчисления страхового стажа застрахованного лица.

Необходимость в определении страхового стажа по новым правилам возникает у страхователя в отношении застрахованных лиц, которые

на начало 2011 года имеют страховой стаж менее 8 лет и не имеют льгот согласно действующему законодательству. Разъяснения Фонда по данному вопросу (письмо Фонда от 04.02.2011 г. № 04-29-196) и комментарий редакции к письму см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 31, с. 11.

Что касается пособия по беременности и родам, то оно выплачивается

в размере 100 % средней зарплаты независимо от страхового стажа работницы.

Средняя зарплата для определения размера

пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам рассчитывается в соответствии с Порядком № 1266. Подробно останавливаться на порядке определения средней заработной платы для расчета выплат по социальному страхованию не будем, поскольку на сегодняшний день он не изменился (см. тематический номер «Декретные, больничные…» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 24.

Пособие на погребение

выплачивается в фиксированной сумме, установленной Фондом. Размер этого пособия определен постановлением правления ФВПТ от 25.12.2007 г. № 83 и составляет 1400 грн.

Начисление сумм пособий производится в том месяце, когда поступили в бухгалтерию предприятия оформленный протокол и документы, послужившие основанием для назначения пособия.

 

Финансирование Фондом

Определив размер пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда,

для получения финансирования от Фонда страхователь-работодатель должен заполнить заявление-расчет по форме, приведенной в приложении к Порядку № 26.

В заявлении-расчете на лицевой стороне указывается информация о начисленных застрахованным лицам суммах пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда, по их видам

без вычета обязательных платежей (начисленная сумма). На его обратной стороне по каждому застрахованному лицу приводится расшифровка указанной информации. В частности, отражается общая сумма больничных и сумма пособия, выплачиваемая за счет средств Фонда. Обращаем внимание: информация о больничных, оплачиваемых только за счет средств предприятия в соответствии с Порядком оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, за счет средств предприятия, учреждения, организации, утвержденным постановлением КМУ от 06.05.2001 г. № 439 (например, в случае, если нетрудоспособность работника продолжалась пять или менее дней), в заявлении-расчете не отражается (см. письмо № 01-16-707 на с. 15).

Отказать в финансировании сумм пособий, указанных в заявлении-расчете, в случае отсутствия у застрахованного лица страхового свидетельства, номер которого проставляется на обратной стороне заявления-расчета, рабочий орган Фонда не имеет права. Согласно разъяснениям Фонда, приведенным в письме

от 01.03.2011 г. № 01-16-345, для работников, у которых отсутствуют страховые свидетельства, разрешается в графе 3 обратной стороны заявления-расчета указывать номер учетной карточки застрахованного лица, а именно:

— идентификационный номер физического лица согласно ГРФЛ;

— серию и номер паспорта (БКNNXXXXXX — «БК» — константа, которая указывает на регистрацию по паспортным данным; «NN» — две украинских буквы серии паспорта (верхний регистр); «XXXXXX» — шесть цифр номера паспорта) — для застрахованных лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от идентификационного номера, о чем имеют соответствующую отметку в паспорте);

— серию и номер документа, который удостоверяет личность, — для лиц, не являющихся гражданами Украины, но работающих на территории Украины и не имеющих идентификационного номера.

Связано это с тем, что положения, касающиеся предъявления удостоверений застрахованного лица, предусмотренные

Законом № 2464, вступят в силу только с 2014 года (ч. 12 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464).

Заявление-расчет заполняется

в двух экземплярах, подписывается руководителем, главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия. Один экземпляр заявления-расчета остается у страхователя вместе с документами, послужившими основанием для начисления пособий, а второйподается в рабочий орган Фонда по месту учета в органе Фонда или по месту учета, указанному в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования (для зарегистрированных после 01.01.2011 г.).

Следует отметить, что ни

Закон № 2240, ни Порядок № 26 не устанавливают конкретных сроков подачи заявления-расчета на рассмотрение в рабочий орган Фонда. Согласно разъяснениям Минтруда и Фонда, для обеспечения своевременности страховых выплат работодатель имеет право подавать заявления-расчеты по мере обработки документов, поданных застрахованными лицами, без ограничения периодичности и частоты подачи (см. письмо от 18.02.2011 г. № 1742/0/14-11/18 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 17, письмо № 01-16-707 ).

При обработке заявления-расчета, поданного страхователем, специалисты Фонда проверяют:

— соответствие

формы поданного заявления-расчета форме, приведенной в приложении к Порядку № 26;

— правильность заполнения реквизитов

заявления-расчета;

наличие данных о страхователе в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования;

данные об уплате страхователем единого взноса на общеобязательное социальное страхование (далее — ЕСВ). Если при обработке заявления-расчета специалистами рабочего органа Фонда выявлены факты неуплаты страхователем ЕСВ, то проводится проверка правильности начисления страхователем пособий, и при отсутствии нарушений производится финансирование. Отказать в финансировании сумм пособий, указанных в заявлении-расчете, в случае неуплаты страхователем ЕСВ по каким-либо причинам (например, простой предприятия, отсутствие средств на счетах страхователя), рабочий орган Фонда не имеет права, но может сообщить о нарушении порядка уплаты ЕСВ в Пенсионный фонд и Госнадзортруда (см. письмо № 01-16-707);

показатели среднедневного размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, определяемого на основании заявления-расчета страхователя. Данный показатель сравнивается с показателем среднедневной заработной платы по данным формы Ф4-ФСС з ТВП за 2010 год такого страхователя. Если в результате проведения сверки выявлено, что показатель среднедневного размера пособия превышает показатель среднедневной заработной платы за 2010 год более чем в 1,5 раза, то рабочий орган Фонда проводит внеплановую проверку страхователя-работодателя. Дальнейшее финансирование страхователя будет осуществляться Фондом по результатам проверки (п. 1.4 приказа № 39-ос).

Согласно разъяснениям Фонда, предоставленным в

письме № 01-16-707, в случае выявления специалистами рабочего органа Фонда в процессе обработки заявления-расчета ошибок , в том числе связанных с неправильным начислением сумм пособий, по которым финансирование не производилось, финансовые (штрафные) санкции не применяются, поскольку факт использования страховых средств отсутствует.

После обработки заявления-расчета рабочим органом Фондом принимается решение о возможности финансирования страхователя для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам.

Согласно

п. 8 Порядка № 26 финансирование страхователей осуществляется в течение 10 рабочих дней после поступления от работодателя заявления-расчета.

Для получения финансирования из Фонда страхователь-работодатель должен открыть

отдельный счет для зачисления страховых средств в банке в порядке, установленном Национальным банком Украины, а страхователь-работодатель, который является бюджетным учреждением — отдельный счет для зачисления страховых средств в ответственном органе Государственного казначейства Украины, в порядке, установленном Государственным казначейством Украины. Реквизиты этих счетов указываются страхователями в заявлении-расчете.

 

Выплата пособий и уплата обязательных платежей

Полученные от Фонда

страховые средства, зачисленные на отдельный специальный счет в банке, могут быть использованы страхователем исключительно на:

— предоставление материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам

(абзац четвертый ч. 2 ст. 21 Закона № 2240) ;

— уплату обязательных платежей (НДФЛ, ЕСВ, алиментов)

, удержание которых производится с начисленных сумм пособия по временной нетрудоспособности (письмо Минтруда от 18.02.2011 г. № 1742/0/14-11/18 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 17, письмо НБУ от 21.02.2011 г. № 25-111/406-2738). Что касается сумм пособия по беременности и родам и пособия на погребение, то они не облагаются ни ЕСВ, ни НДФЛ.

В соответствии с

п. 9 Порядка № 26 после получения средств из Фонда страхователь-работодатель должен произвести выплату пособий работникам предприятия в сроки, определенные ст. 52 Закона № 2240 , а именно:

— пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам —

в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы;

— пособие на погребение —

не позднее следующего рабочего дня после получения страхователем страховых средств от Фонда.

Как видим, сроки, установленные

ст. 52 Закона № 2240, работодатель сможет соблюсти только при выплате пособия на погребение , поскольку ч. 4 ст. 52 Закона № 2240 увязывает его с днем получения средств от Фонда.

А вот соблюсти законодательно установленный срок выплаты пособия по временной нетрудоспособности или пособия по беременности и родам у работодателя в большинстве случаев не получится, ведь для них согласно

ч. 2 ст. 52 Закона № 2240 срок выплаты пособия привязан ко дню назначения пособия. В то же время согласно п. 9 Порядка № 26 выплата материального обеспечения осуществляется в соответствии со ст. 52 Закона № 2240 после получения средств от Фонда. Также на то, что выплата пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам должна производиться страхователями не позднее ближайшего дня, установленного для выплаты заработной платы, после получения средств от органа Фонда, а не после дня назначения, указывает Фонд в письме от 13.01.2011 г. № 01-16-45. Отметим, что это весьма важное разъяснение. Ведь согласно новому порядку страхователь не может самостоятельно выплачивать пособия до получения средств от Фонда.

Однако, получив средства из Фонда на выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, страхователь может не дожидаться ближайшего дня выплаты зарплаты, а

выплатить пособия раньше (см. письма № 01-16-489 и № 01-16-707).

Что касается сумм пособий, не полученных работниками в связи с болезнью или по другим уважительным причинам, то такие суммы должны быть отнесены на счет

депонентов до получения их застрахованным лицом (письмо № 01-16-707).

Как указывалось выше, часть полученных на отдельный счет страховых средств на выплату пособия по временной нетрудоспособности должна быть направлена страхователем

на уплату обязательных платежей (НДФЛ, ЕСВ и алиментов).

Что касается сумм оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, то их нужно выплачивать в ближайший после назначения день, установленный для выплаты заработной платы, независимо от поступления средств Фонда на выплату пособий. В этот же день уплачиваются суммы ЕСВ в части начислений на всю сумму больничных (поскольку это расходы работодателя), ЕСВ в части удержаний и НДФЛ с суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности.

Вместе с тем большой разброс во времени между датой назначения пособия по временной нетрудоспособности и датой его выплаты может привести к тому, что по уже начисленным, но еще не полученным от Фонда суммам больничных наступит предельный

срок уплаты обязательных платежей. Напомним, что суммы ЕСВ в части удержаний должны быть перечислены в Пенсионный фонд не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем начисления дохода, независимо от его выплаты (п.п. 4.4.2 и п.п. 4.3.6 Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной постановлением Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-5), а НДФЛ, с начисленного, но не выплаченного пособия — до окончания 10 календарного дня, следующего за предельным сроком подачи Налогового расчета по форме № 1ДФ (абзац первый п. 57.1 НКУ).

По нашему мнению, в случае если до конца предельного срока уплаты обязательных платежей с начисленных страхователями-работодателями пособий, указанных в заявлении-расчете,

средства из Фонда не поступили, то обязательные платежи, удерживаемые с сумм пособий, предприятие должно уплатить самостоятельно со своего основного текущего счета за счет собственных средств. После поступления пособия от Фонда на отдельный счет следует перечислить такие платежи повторно. Эти действия приведут к возникновению переплаты, которую можно зачесть в счет уплаты взносов (налогов), удержанных из суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности по другим больничным, или вернуть по процедуре, предусмотренной Порядком зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата ошибочно уплаченных средств, утвержденным постановлением Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-1.

Относительно возможности перечисления со специального счета на текущий счет работодателя ранее уплаченных за счет его собственных средств сумм ЕСВ и НДФЛ, по которым наступил предельный срок уплаты, отметим следующее. В

письме от 16.03.2011 г. № 01-16-506 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 31, с. 16) Фонд указал, что он не возражает против перечисления страхователями обязательных платежей, удерживаемых с сумм пособий, с текущего счета страхователя с дальнейшей компенсацией этих расходов за счет средств Фонда с отдельного счета на расчетный счет страхователя. Вместе с тем на данный момент такая процедура действующим законодательством не предусмотрена (ранее Фонд в письме от 04.03.2011 г. № 02-24-416 также указывал на это). Ввиду этого и учитывая ограничения относительно использования средств со спецсчета, установленные абзацем четвертым ч. 2 ст. 21 Закона № 2240, страхователи, желающие «перебросить» поступившие на него средства в части ранее уплаченных сумм ЕСВ и НДФЛ на основной текущий счет, могут встретить препятствия со сторон банка, в котором открыт спецсчет.

В случае выявления страхователями ошибок в заявлениях-расчетах, предоставленных в рабочие органы Фонда, заключающихся в завышении сумм на выплату материального обеспечения застрахованным лицам, такие страхователи должны срочно в письменном виде уведомить рабочий орган Фонда по месту учета о содержании ошибки (фамилия и инициалы застрахованного лица, номер листка нетрудоспособности и вид пособия, по которому выявлена ошибка) (см.

письмо № 01-16-755 на с. 16).

Возврат излишне полученных сумм, в том числе в связи с наличием ошибок в заявлениях-расчетах, производится страхователями на счет органа отделения Фонда, с которого осуществлялось финансирование в сроки, определенные

абзацем четвертым ч. 1 ст. 21 Закона № 2240 и п. 10 Порядка № 26,в течение 3 рабочих дней. Согласно разъяснениям Фонда, приведенным в письме № 01-16-755, указанный трехдневный срок следует отсчитывать от даты выплаты пособия застрахованным лицам.

Суммы пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и пособий на погребение, выплачиваемые застрахованным лицам Фондом,

подлежат отражению в отчете по форме Ф4-ФСС з ТВП.

 

Ответственность

Положениями

ч. 1 ст. 30 Закона № 2240 предусмотрена финансовая ответственность:

1)

за нарушение порядка использования страховых средств — на страхователей налагается штраф в размере 50 % неправомерно использованной суммы страховых средств. Также они обязаны компенсировать Фонду в полном объеме неправомерно использованную сумму страховых средств;

2)

за несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств, полученных и не использованных для предоставления материального обеспечения наемным работникам, — на страхователей налагается штраф в размере 10 % несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств и взыскивается пеня в размере 0,1 % таких сумм за каждый день просрочки платежа.

Кроме того, за нарушение законодательства о социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности

КоАП предусмотрена административная ответственность. Так, согласно ст. 1655 КоАП, нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами, использующими наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности, предоставление недостоверной отчетности об использовании страховых средств влекут за собой наложение штрафа от 8 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 136 грн. до 255 грн.). Те же действия, совершенные лицом, которое на протяжении года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных выше, влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 грн. до 340 грн.).

 

Налоговый и бухгалтерский учет

Больничные.

Как уже отмечалось выше, суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет фондов социального страхования и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет работодателя, включаются в базу для начисления и удержания ЕСВ (ч. 1 ст. 7 Закона № 2464). Согласно ст. 8 Закона № 2464 больничные облагаются ЕСВ по специальным ставкам:

— в части начисления — 33,2 %;

— в части удержания — 2 %.

Больничные учитываются при определении максимальной величины базы начисления ЕСВ. «Переходящие» больничные для целей обложения ЕСВ распределяются по месяцам, за которые они начислены, и сравниваются с максимальной величиной базы начисления ЕСВ, действовавшей в периоде, за которые производится начисление. В случае, когда работнику кроме суммы больничных начисляются и другие облагаемые ЕСВ доходы, при определении максимальной величины базы начисления ЕСВ больничные следует учитывать в последнюю очередь (

п.п. 4.3.2 Инструкции № 21-5).

Больничные облагаются НДФЛ по ставкам, установленным

п. 167.1 НКУ (15 и 17 %) в составе заработной платы (письмо ГНАУ от 19.01.2011 г. № 697/6/17-0715 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 14). В связи с этим больничные:

— при определении базы налогообложения уменьшаются на сумму ЕСВ в части удержаний и на сумму налоговой социальной льготы (при наличии права на нее);

— учитываются при определении предельного размера дохода, дающего право на налоговую социальную льготу.

Суммы пособия по временной нетрудоспособности

, выплачиваемые из Фонда, в состав расходов предприятия не включаются.

Сумма оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой

за счет работодателя, включается в расходы предприятия на основании пп. 138.10.1 — 138.10.3 и п. 142.2 НКУ. Кроме того, на расходы можно отнести сумму ЕСВ, начисленного на всю сумму больничных (п.п. 138.10.4, п. 143.1 ст. 143 НКУ).

Пособие по беременности и родам и

пособие на погребение. Эти виды соцстраховских пособий не облагаются ЕСВ, поскольку они не включаются в фонд оплаты труда согласно п. 3.2 Инструкции № 5 и не указаны отдельно в качестве базы для начисления и удержания ЕСВ в ст. 7 Закона № 2464.

НДФЛ

пособие по беременности и родам и пособие на погребение также не облагаются.

Пособие по беременности и родам

не включается в общий налогооблагаемый доход налогоплательщика как компенсация, полученная из фондов общеобязательного государственного социального страхования на основании п.п. 165.1.1 НКУ (см. письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики от 23.02.2011 г. № 04-27/108 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 19). Пособие на погребение не включается в общий налогооблагаемый доход на основании п.п. 165.1.22 НКУ.

Суммы пособия по беременности и родам и пособия на погребение

не включаются в состав расходов предприятия, поскольку полностью выплачиваются за счет средств Фонда.

В бухгалтерском учете операции по начислению пособий отражаются следующим образом:

— начисление пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, выплачиваемых за счет средств Фонда, отражается проводкой: дебет субсчета 652 «По социальному страхованию» — кредит субсчета 663 «Расчеты по прочим выплатам»;

— начисление пособия на погребение, выплачиваемого за счет средств Фонда, — дебет субсчета 652 «По социальному страхованию» — кредит субсчета 685 «Расчеты с прочими кредиторами».

Сумма оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности в бухгалтерском учете отражается по кредиту субсчета 663 «Расчеты по прочим выплатам» в корреспонденции с дебетом субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Могут использоваться и другие счета учета расходов — 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт».

 

Числовой пример

В марте 2011 года

на основании решения комиссии по социальному страхованию предприятия от 21.03.2011 г. застрахованным лицам начислены:

— Прокопенко И. П. (№ страхового свидетельства — 2700551111) — оплата больничного в сумме 1133,84 грн., в том числе оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности — 566,92 грн., пособие по временной нетрудоспособности — 566,92 грн. (основание — листок нетрудоспособности АВК № 892482, свидетельствующий о болезни работника с 01.03.2011 г. по 11.03.2011 г.);

— Марченко Т. В. (№ страхового свидетельства — 2988798235) — пособие по беременности и родам в сумме 25002,18 грн. (основание — листок нетрудоспособности АБХ № 018035, согласно которому работнице предоставлен отпуск по беременности и родам с 14.03.2011 г. по 17.07.2011 г.);

— Любченко В. А. (№ страхового свидетельства — 2563272659) — пособие на погребение работника предприятия Любченко Р.П. в сумме 1400 грн. (основание — свидетельство о смерти 1-ВЛ № 282449, извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о смерти, выданное отделом РАГС, дата смерти — 10.03.2011 г.).

На основании решения комиссии по социальному страхованию работодатель начислил пособия. Для получения финансирования из Фонда для выплаты пособий из фонда работодатель составляет заявление-расчет.

 

ЗАЯВА-РОЗРАХУНОК

<…>

№ з/п

Види матеріального забезпечення

Кількість днів

Сума
(в грн. з коп.)

1

По тимчасовій непрацездатності (за винятком допомоги по догляду за хворою дитиною або хворим членом сім'ї)

4

566,92

2

По тимчасовій непрацездатності по догляду за хворою дитиною або хворим членом сім'ї

3

По вагітності та пологах

126

25002,18

4

На поховання (кількість виплат)

1

1400,00

 

Разом

х

26969,10

 

№ з/п

П. І. Б.

№ страхового свідоцтва

№ листка непраце-здатності

Причина непрацездатності: захворювання загальне — 1; наслідок аварії на ЧАЕС — 3; невиробничі травми — 5; контакт з хворими на інфекційні захворювання та бактеріоносійство — 6; санаторно-курортне лікування — 7; вагітність та пологи — 8; ортопедичне протезування — 9; догляд — 10

Період непраце-здатності

Кількість днів, що підлягають оплаті

Сума

разом

в т. ч.
за рахунок коштів Фонду

разом

в т. ч.
за рахунок коштів Фонду

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Прокопенко І. П.

2700551111

АВК № 892482

1

01.03.2011 — 11.03.2011

8

4

1133,84

566,92

2

Марченко Т. В.

2988798235

АБХ № 018035

8

14.03.2011 — 17.07.2011

126

126

25002,18

25002,18

3

Любченко В. А.

2563272659

1-ВЛ № 282449 (поховання)

10.03.2011

1

1

1400,00

1400,00

18 березня 2011 року Керівник підприємства (установи) Романенко
(підпис)
Романенко В. Г.
(прізвище, ім'я, по батькові)
 

 

Работодатель подал заявление-расчет в орган Фонда 21 марта 2011 года. Финансирование сумм пособий, указанных в заявлении-расчете, получено на отдельный счет работодателя 30 марта 2011 года.

Отражение операций по начислению и выплате соцстраховских пособий в бухгалтерском и налоговом учете рассмотрим на примере работника АУП Прокопенко И.П. За отработанные дни марта работнику начислена заработная плата в сумме 1909,09 грн. Заработная плата и больничные, в том числе пособие по временной нетрудоспособности, выплачены работнику 6 апреля 2011 года. Ставка ЕСВ, установленная предприятию согласно классу профессионального риска производства, составляет 37,26 %.

Бухгалтерский и налоговый учет операций по начислению и выплате заработной платы и больничных за март 2011 года приведем в таблице.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет (расходы)

Дт

Кт

1

2

3

4

5

6

1

Начислена заработная плата работнику предприятия

92

661

1909,09

1909,09

2

Начислена оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности

949

663

566,92

566,92

3

Начислено пособие по временной нетрудоспособности

652

663

566,92

4

Удержан ЕСВ:

— из суммы заработной платы за март
(1909,09 х 3,6 : 100)

661

657

68,73

— из суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности
(566,92 х 2 : 100)

663

657

11,34

— из суммы пособия по временной нетрудоспособности

(566,92 х 2 : 100)

663

657

11,34

5

Начислен ЕСВ:

— на сумму заработной платы
(1909,09 х 37,26 : 100)

92

657

711,33

711,33

— на общую сумму больничных (1133,84 х 33,2 : 100)

949

657

376,43

376,43

6

Удержан НДФЛ:

— из суммы заработной платы
((1909,09 - 68,73) х 15 : 100)

661

641/НДФЛ

276,05

— из суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности
((566,92 - 11,34) х 15 : 100)

663

641/НДФЛ

83,34

— из суммы пособия за счет ФВПТ ((566,92 - 11,34) х 15 : 100)

663

641/НДФЛ

83,34

7

Получено пособие от Фонда на специальный счет, открытый предприятием для этих целей

313

652

566,92

8

Перечислен ЕСВ в части начислений и удержаний с зарплаты и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности и в части начислений на пособие
(68,73 + 11,34 + 711,33 + 376,43)

657

311

1167,83

9

Перечислен ЕСВ в части удержаний с пособия по временной потере трудоспособности

657

313

11,34

10

Перечислен НДФЛ с зарплаты и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности
(276,05 + 83,34)

641/НДФЛ

311

359,39

11

Перечислен НДФЛ с пособия по временной потере трудоспособности

641/НДФЛ

313

83,34

12

Получены с текущего счета в кассу предприятия денежные средства для выплаты зарплаты за март 2011 года и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности
(1909,09 + 566,92 - 68,73 - 11,34 - 276,05 - 83,34)

301

311

2036,55

13

Получены в кассу с отдельного банковского счета денежные средства для выплаты пособия
(566,92 - 11,34 - 83,34)

301

313

472,24

14

Выплачены работнику:

 

 

 

 

— зарплата за март 2011 года
(1909,09 - 68,73 - 276,05)

661

301

1564,31

— больничные
(1133,84 - 11,34 - 11,34 - 83,34 - 83,34)

663

301

944,48

 

В I квартале 2011 года, кроме вышеуказанных пособий, работодатель-страхователь больше не начислял пособий, финансируемых за счет средств Фонда. На начало 2011 года расчеты с Фондом были закрыты.

Порядок заполнения отчета по форме Ф4-ФСС з ТВП за І квартал 2011 года представим далее.

 

img 1
img 2

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше