Будущее «упрощенки»
(законопроект о ЕН — «рабочая» версия)
О том, что на смену «единоналожному» Указу № 727 готовится законопроект об упрощенной системе налогообложения, стало известно еще в начале года из переходных положений НКУ. Сразу укажем — пока что он находится в процессе разработки, а его принятие намечено лишь на 1 января 2012 года. Поэтому, отработав по старым «единоналожным» правилам весь 1 квартал 2011 года, оставшимся «в строю» упрощенцам после 1 апреля 2011 года (и судя по всему, до окончания года) предстоит работать по-прежнему c оглядкой на Указ № 727. Тем не менее, чтобы быть в курсе, сегодня мы решили ознакомиться с «рабочей» версией проекта и посмотреть, какой видится законодателю упрощенная система в будущем.
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
НКУ
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.Указ № 727
— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99).
Напомним, по поручению Президента рабочая группа при правительстве по реформированию упрощенной системы налогообложения (из представителей ГНАУ, Минфина, Министерства экономического развития и торговли, общественных организаций и пр.) была создана еще в декабре прошлого, 2010 года. Перед ней ставилась задача: разработать и вынести на рассмотрение Верховной Рады законопроект об «упрощенке» — едином налоге для субъектов малого предпринимательства.
Вместе с тем не ставшие ждать «подарков судьбы» предприниматели, как никто лучше знающие при этом все тонкости единоналожия, подготовили и предложили властям свой вариант закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности. Поданным документом (созданным сообща объединениями предпринимателей из большинства областей Украины) к тому же должны были разрешиться спорные на сегодняшний день вопросы, накопившиеся у малого и среднего бизнеса
Как поначалу сообщалось, проект, подготовленный предпринимателями, был взят рабочей правительственной группой
за основу. Вместе с тем, как оказалось впоследствии, «принятый за основу» проект, «подправленный» разработчиками в правительстве, на выходе был несколько видоизменен, трансформировавшись при этом в концепцию по реформированию упрощенной системы, презентованную недавно правительством. Посмотрим, каким же согласно концепции видится пока единый налог разработчикам (воспринимая, однако, при этом все нижесказанное лишь справочно, ввиду того, что под рукой — всего лишь «проект»).
Концепция реформирования «упрощенки»: взгляд правительства
Итак, согласно разработанной концепции (проекту Закона о ЕН) предлагаемые «будущие» условия единоналожия на сегодняшний день
в проекте выглядят так:
Упрощенная система налогообложения
(предлагаемые «условия» единоналожия в проекте Закона о ЕН)
Юридические лица — единоналожники | ||
условия пребывания | ставка ЕН | |
годовой объем дохода — до 3000 размеров минзарплат (≈ 3 млн)*; | 3 % от суммы дохода | |
5 % от суммы дохода | ||
Физические лица — единоналожники (частные предприниматели) | ||
категории предпринимателей | условия попадания в категорию | ставка ЕН |
1-я категория: «Микробизнес» | годовой объем дохода — до 150 размеров минзарплат (≈ 150 тыс. грн.)*; | от 1 до 10 % |
2-я категория: «Малый бизнес» | годовой объем дохода — до 600 размеров минзарплат (≈ 600 тыс. грн.)*; | от 2 до 20 % |
от 20 до 40 % | ||
3-я категория: «Средний бизнес» | годовой объем дохода — до 1000 размеров минзарплат (≈ 1 млн грн.)*; | 3 % от суммы дохода |
5 % от суммы дохода | ||
*В данном случае «примерные» предельные объемы дохода приводятся в таблице справочно для ознакомления и являются ориентировочными, поскольку посчитаны исходя из установленной согласно ст. 22 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI на 01.12.2011 г. минзарплаты в размере 1004 грн., и потому, если говорить точнее, составляют: |
Ограничения по видам деятельности и «субъектности».
Также в концепции устанавливается ряд ограничений к видам деятельности и выдвигаются определенные требования к субъектному составу упрощенцев. Так, планируется, что не смогут стать единоналожниками (не вправе перейти на упрощенную систему):(1) субъекты хозяйствования (как юр- так и физлица), осуществляющие следующие
виды деятельности:— деятельность по организации, проведению азартных игр;
— обмен иностранной валюты;
— производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи ГСМ в емкостях до 20 л и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива);
— добыча, промышленное производство драгметаллов и драгкамней, в том числе органогенного образования;
— добыча, реализация полезных ископаемых;
— деятельность в сфере финансового посредничества;
— деятельность по управлению предприятиями;
— технические испытания и исследования;
— деятельность по оказанию услуг почты и связи;
— деятельность в сфере аудита;
— деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) предметами искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;
(2)
а также следующие субъекты хозяйствования:— страховые (перестраховые) брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом, регистраторы ценных бумаг;
— субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих другим субъектам хозяйствования — «
неединоналожникам», равняется или превышает 25 %;— представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица — «неединоналожника»;
— физлица и юрлица — нерезиденты;
— субъекты хозяйствования с налоговым долгом (за исключением безнадежного налогового долга, возникшего из-за действия форс-мажорных обстоятельств — обстоятельств непреодолимой силы).
Налоги, от которых освобождаются упрощенцы.
Согласно концепции планируется, что единоналожники не будут являться плательщиками следующих налогов и сборов (обязательных платежей):— налога на прибыть предприятий;
— НДФЛ (в части доходов самого предпринимателя-упрощенца, налогообложение которых происходит по единому налогу; а вот с доходов наемных работников или других физлиц НДФЛ нужно удерживать на общих основаниях);
— НДС с операций по поставке товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины (однако импортный НДС при ввозе единоналожники уплачивают на общих основаниях и от его уплаты не освобождаются). Правда, при этом под исключение будет попадать отдельная категория упрощенцев — единоналожники-юрлица и физлица, которые выберут ставку ЕН 3 % (с уплатой НДС) и которые, как планируется, будут соответственно являться плательщиками НДС и уплачивать этот налог на общих основаниях в общеустановленном порядке;
— сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (платы за торговые патенты);
— сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (хмелесбора).
Ответственность за «единоналожные» нарушения.
При этом за несоблюдение единоналожных условий упрощенцев согласно концепции планируется наказывать следующим образом:
Ответственность единоналожников
(согласно проекту Закона о ЕН)
Нарушение | Ответственность за нарушение, которую несут: | |
юрлица и физлица | физлица | |
Проведение «неденежных» расчетов (способом, отличным от наличного и/или безналичного); | доход от осуществления таких операций облагается: | |
двойной ставкой ЕН | налогом по ставке 15 % | |
Превышение предельного объема дохода | доход в сумме превышения облагается: | |
двойной ставкой ЕН | налогом по ставке 15 % | |
Осуществление деятельности, не указанной в свидетельстве | — | доход от такой деятельности облагается налогом |
Вдобавок в числе возможных предлагаемых оснований для аннулирования свидетельства единоналожника (помимо ухода по собственному желанию, прекращения деятельности, проведения «неденежных» расчетов и превышения единоналожных критериев по численности и доходу), появится такое основание, как возникновение налоговой задолженности по уплате налога в течение 2-х последовательных кварталов подряд.
Вместо послесловия
Итак, нужно заметить, что, сохранив предлагаемое предпринимателями
разделение физлиц-упрощенцев в целях уплаты единого налога на 3 категории — в зависимости от получаемого дохода и видов деятельности, — сам предельный размер дохода в концепции при этом (в сравнении с предлагаемым «предпринимательским») оказался существенно (порой, даже более чем вдвое) снижен, в частности:— для физлиц
2-й категории («малого бизнеса») — с предлагаемых предпринимателями 1200 размеров минзарплат до 600 размеров минзарплат (см. первую таблицу);— для физлиц
3-й категории («среднего бизнеса») — с предлагаемых предпринимателями 2300 размеров минзарплат до 1000 размеров минзарплат;— для
юрлиц-единоналожников — с предлагаемых предпринимателями 7000 размеров минзарплат до 3000 размеров минзарплат (!).Поэтому неудивительно, что, ознакомившись с презентованной концепцией, свои замечания к ней предприниматели
вновь поспешили направить рабочей правительственной группе. Во всяком случае на сегодняшний день предельный размер доходов, на который могут «согласиться» предприниматели в перечисленных выше случаях, соответственно составляет «1000 размеров минзарплат» (для физлиц 2-й категории ), «2000 размеров минзарплат» (для физлиц 3-й категории) и «5000 размеров минзарплат» (для единоналожников-юрлиц), но никак не меньшим, что в данном случае для предпринимательства является весьма принципиальным.Что касается предпринимателей-упрощенцев 1-й категории, то в таковых, судя по планируемым нововведениям, в частности, должны трансформироваться существующие на сегодняшний день предприниматели-фикспатентщики, торгующие на рынках и уплачивающие фиксированный налог путем приобретения патента в соответствии со
ст. 14 Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92 (последний, как планируется, с появлением закона об упрощенной системе налогообложения утратит силу).Кроме того, изначально в своем проекте предприниматели также предлагали освободить упрощенцев от уплаты налога на землю, ЕСВ за себя, установления норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и уплаты штрафных санкций за его несоблюдение, пересмотра в течение года размеров ставок ЕН из-за роста минзарплаты (выбрав за ориентир в их исчислении соответственно размер минимальной заработной платы, установленный на 1 января отчетного года), а также снижение вполовину (до 50 %-го размера) ставки ЕН — для юрлиц-единоналожников, занимающихся исключительно производством и реализацией собственной продукции. К сожалению, такие предложения остались неподдержанными правительством, очевидно, в связи с чем
теперь предпринимательская общественность, направляя со своей стороны новые замечания к представленной концепции, в частности, предлагает снизить «презентованные» ставки ЕН 3 % и 5 % соответственно до 2 % и 4 %, а также освободить упрощенцев от уплаты экологического налога и по-прежнему — налога на землю (сохранив при этом за единоналожником все же возможность сдачи ограниченной площади до 100 кв. м жилой и до 300 кв. м нежилой недвижимости в аренду), а также высказываясь при этом за необходимость утверждения главного учетного регистра — книги учета доходов и расходов упрощенцев — по согласованию с органом регуляторной политики. Ну а насколько стороны смогут прийти к взаимопониманию во всех вопросах и учесть обоюдные пожелания на уровне законодательства и какой в результате окажется окончательная концепция упрощенной системы налогообложения в будущем (финальный вариант Закона о ЕН), конечно же, покажет время.