Темы статей
Выбрать темы

Если контрагент — физическое лицо — предприниматель

Редакция НиБУ
Статья

Если контрагент — физическое лицо — предприниматель

 

Вступление в силу НКУ и Закона № 2464 внесло свои коррективы в работу субъектов хозяйствования с физическими лицами — предпринимателями.

В данной статье рассмотрим, как по новым правилам облагаются выплаты предпринимателям, какие документы следует требовать от предпринимателей субъектам хозяйствования, работающим с ними, а также особенности включения в расходы субъекта хозяйствования расходов, понесенных в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физических лиц — предпринимателей.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Для целей применения

НКУ физические лица — предприниматели являются самозанятыми лицами (п.п. 14.1.226 НКУ).

Порядок налогообложения доходов, полученных в рамках предпринимательской деятельности, установлен:

— для частных предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения (далее — ЧПОН), —

ст. 177 НКУ;

— для частных предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога (далее — ЧПЕН), —

Указом № 746/99 и подразделом 8 раздела ХХ НКУ, п.п. 165.1.36 НКУ.

Особенности налогообложения доходов, выплачиваемых субъектами хозяйствования ЧПОНам и ЧПЕНам, рассмотрим ниже.

 

Налог на доходы физических лиц

Работаем с ЧПОНом.

В случае работы с ЧПОНом, следует руководствоваться следующими требованиями НКУ:

во-первых

, субъект хозяйствования, начисляющий (выплачивающий) ЧПОНу доход от операций, осуществляемых в пределах избранных им видов деятельности, не должен удерживать налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) у источника выплаты, если таким ЧПОНом предоставлена выписка или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Госреестр) о государственной регистрации его как субъекта предпринимательской деятельности. Это правило не применяется в случае начисления (выплаты) дохода за выполнение определенной работы и/или предоставление услуги по гражданско-правовому договору, когда будет установлено, что отношения по такому договору фактически являются трудовыми, а стороны договора могут быть приравнены к работнику или работодателю в соответствии с пп. 14.1.195 и 14.1.222 НКУ (п. 177.8 НКУ);

во-вторых

, если физическое лицо — предприниматель получает другие доходы, нежели от осуществления предпринимательской деятельности, в пределах избранных им видов такой деятельности, данные доходы облагаются НДФЛ по общим правилам, установленным НКУ для налогоплательщиков — физических лиц (п. 177.6 НКУ).

Таким образом, субъекту хозяйствования для ответа на вопрос «Нужно ли удерживать НДФЛ с дохода выплачиваемого (начисляемого) предпринимателю?», следует получить от последнего документы, подтверждающие его

регистрацию в Госреестре и определяющие перечень видов деятельности, доход от осуществления которых является предпринимательским доходом.

Несмотря на то что в

п. 177.8 НКУ названы и выписка, и извлечение из Госреестра, документом, который содержит необходимую информацию для обложения НДФЛ доходов предпринимателя, является извлечение, поскольку оно подтверждает регистрацию физического лица в Госреестре в качестве субъекта предпринимательской деятельности и содержит перечень видов деятельности, которыми занимается предприниматель.

В случае предоставления ЧПОНом

выписки из Госреестра субъекту хозяйствования следует дополнительно потребовать документ с перечнем видов деятельности, доход от которых является предпринимательским доходом ЧПОНа (поскольку в выписке они не указываются). Таким документом может быть копия справки из органа ГНС, которая выдается по письменному обращению предпринимателя и в которой будут указаны перечень видов деятельности согласно регистрационной карточке и избранная им система налогообложения.

Обращаем внимание: хотя в формулировке

п. 177.8 НКУ в качестве документов, подтверждающих регистрацию, указаны «выписка или извлечение», по нашему мнению, у налогоплательщика, выплачивающего доход предпринимателю, должна остаться копия, а не оригинал выписки либо извлечения из Госреестра. Ведь НКУ говорит о предоставлении ЧПОНом такой выписки или извлечения своему контрагенту, но не возлагает на последнего обязанность оставить у себя такой документ. Поэтому, даже если в последующем проверяющие усомнятся в правомерности неудержания НДФЛ при выплате дохода физлицу, субъекту хозяйствования будет достаточно предоставить доказательства того, что на момент выплаты дохода у такого физлица был статус предпринимателя с соответствующими видами деятельности (копии документа, подтверждающего госрегистрацию такого физлица, должно быть достаточно). Применить санкции проверяющие смогут лишь в том случае, если докажут обратное. Одного отсутствия оригинала документа о госрегистрации у субъекта, выплатившего доход предпринимателю, для применения к нему негативных налоговых последствий явно недостаточно. Кроме того, на официальном сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua) в Единой базе налоговых знаний под кодом 180.13 налоговики также указывают на необходимость получения от предпринимателя именно копии документа, подтверждающего, что он зарегистрирован субъектом предпринимательской деятельности (выписки или извлечения из Госреестра), а не его оригинала.

Относительно возможности предоставления

копии свидетельства о государственной регистрации в качестве подтверждения регистрации физического лица в Госреестре в качестве субъекта предпринимательской деятельности отметим следующее. Ранее п. 177.8 НКУ обязывал субъектов хозяйствования для необложения доходов, выплачиваемых ЧПОНам, требовать от них предоставления копии свидетельства о государственной регистрации. Однако в связи с отменой свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об отмене свидетельства о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 07.04.2011 г. № 3205-VI были внесены изменения в п. 177.8 НКУ, согласно которым с 07.05.2011 г. вместо копии свидетельства о государственной регистрации ЧПОНы должны предоставлять выписку или извлечение из Госреестра. Несмотря на то что все эти документы подтверждают регистрацию физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности, вопрос о возможности предоставления с 07.05.2011 г. ЧПОНом копии свидетельства о госрегистрации вместо копии выписки или извлечения остается открытым, поскольку формально с 07.05.2011 г. все нормативно-правовые акты, в которые были внесены изменения (в том числе и НКУ), предъявляют единые требования ко всем субъектам хозяйствования (независимо от даты их госрегистрации) предоставлять выписку либо извлечение из Госреестра. Поэтому, дабы избежать ненужных споров с проверяющими, желательно начиная с указанной даты требовать от контрагентов-ЧПОНов предоставления копии выписки или извлечения, а не копию свидетельства о госрегистрации.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины», который был принят Верховной Радой Украины 07.07.2011 г. и на момент написания статьи не подписан Президентом Украины, предусмотрено внесение изменений в п. 177.8 НКУ, согласно которым для необложения предпринимательских доходов ЧПОН должен предоставлять субъекту хозяйствования копию документа, подтверждающего государственную регистрацию согласно закону как субъекта предпринимательской деятельности. То есть после вступления в силу указанных изменений ЧПОН вправе будет подтверждать прохождение госрегистрации как копией свидетельства о госрегистрации, так и копией выписки или извлечения из Госреестра. Еще раз обращаем внимание, что до указанного времени для подтверждения госрегистрации безопаснее требовать от ЧПОНа копию выписки или извлечения из Госреестра.

После получения копии извлечения или копий выписки и справки из ГНС субъект хозяйствования, контрагентом которого является предприниматель, должен убедиться, что выплачиваемый (начисляемый) предпринимателю доход является его предпринимательским доходом (вид деятельности, от которого предприниматель получает доход, указан в извлечении или справке из налоговой). Если это так, то такой доход субъект хозяйствования НДФЛ не облагает. В данном случае обязанность уплаты налога возложена на самого предпринимателя (

п. 177.1 НКУ).

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ доход самозанятого лица — ЧПОНа отражается

с признаком дохода «157».

Если же доход, выплачиваемый физическому лицу, не связан с его предпринимательской деятельностью (вид деятельности, от которого предприниматель получает доход, не указан в извлечении или справке из налоговой), либо в силу каких-либо причин такое лицо не предоставило указанные документы, субъект хозяйствования, начисляющий (выплачивающий) такой доход, является по отношению к нему

налоговым агентом. Налогообложение такого дохода производится по общим правилам, установленным НКУ для плательщиков налога — физических лиц, с соответствующим отражением в Налоговом расчете по форме № 1ДФ.

Работаем с ЧПЕНом.

Согласно п.п. 165.1.36 НКУ в налогооблагаемый доход не включается доход физического лица — предпринимателя, с которого уплачивается единый налог в соответствии с упрощенной системой налогообложения согласно НКУ. Для того чтобы субъекту хозяйствования определиться с порядком налогообложения дохода, выплачиваемого ЧПЕНу, необходимо получить от него копию свидетельства об уплате единого налога, в котором указаны виды деятельности, с которых уплачивается единый налог, и копию
выписки или извлечения из Госреестра
.

Если в соответствии с копией свидетельства об уплате единого налога доход, выплачиваемый (начисляемый) физлицу, является его доходом от предпринимательской деятельности, с которого уплачивается единый налог, субъект хозяйствования удерживать НДФЛ у источника выплаты

не должен.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ доход ЧПЕНа, с которого уплачен единый взнос, отражается

с признаком дохода «157».

В ином случае налогообложение дохода производится по общим правилам, установленным

НКУ для физических лиц.

 

Налог на прибыль

Порядок определения налогооблагаемой прибыли субъектов хозяйствования установлен

разделом III НКУ.

Подпунктом 139.1.12 НКУ

установлено, что не включаются в состав расходов расходы субъекта хозяйствования — плательщика налога на прибыль, понесенные им в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог.

Исключение из данной нормы составляют только расходы, понесенные в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога,

осуществляющего деятельность в сфере информатизации. Такие расходы плательщики налога на прибыль включают в состав расходов независимо от избранной предпринимателем системы налогообложения.

Таким образом, для определения состава расходов субъекту хозяйствования, контрагентом которого является

физическое лицо — предприниматель, необходимо иметь документ, подтверждающий систему налогообложения такого физлица.

Если контрагентом субъекта хозяйствования выступает

ЧПЕН, подтвердить систему налогообложения он может, предоставив копию свидетельства об уплате единого налога. Если контрагентом является ЧПОН, то таким документом может быть копия справки, выданной ему органом ГНС, в которой указывается перечень видов деятельности, в соответствии с регистрационной карточкой и избранная им система налогообложения доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (см. письмо ГНАУ от 03.02.2011 г. № 1085/К/17-0714 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 21).

Обращаем внимание: расходное ограничение, установленное

п.п. 139.1.12 НКУ, распространяется только на ЧПЕНов и не касается:

всех общесистемщиков — юридических лиц и физлиц-предпринимателей;

юридических лиц — единоналожников (на 6 % и 10 %);

— физлиц-предпринимателей на фиксированном налоге* (

ст. 14 Декрета Кабмина «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92);

физлиц-непредпринимателей.

* Отметим, что в случае работы с предпринимателями, работающими на фиксированном налоге, субъекту хозяйствования следует потребовать от него предоставления копии выписки или извлечения из Госреестра и копий фикспатента и документа об уплате фиксированного налога.

Относительно расходов на приобретение работ (услуг) у ЧПЕНа,

осуществляющего деятельность в сфере информатизации, отметим следующее. В своих неофициальных разъяснениях в Единой базе налоговых знаний ГНАУ указывает, что для целей применения п.п. 139.1.12 НКУ по перечню услуг (работ), которые относятся к сфере информатизации, следует обращаться к разделу 70 Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97, утвержденному приказом Госкомстандартизации от 30.12.97 г. № 822. Вместе с тем некоторые налоговики в своих разъяснениях советуют руководствоваться КВЭД (ДК 009: 2005). Отметим, что при внесении видов деятельности в регистрационную карточку субъекта предпринимательства используется именно КВЭД. Им же, как правило, руководствуются, указывая виды деятельности в свидетельстве об уплате единого налога. Указанные классификаторы по описанию видов деятельности несколько разнятся. Вместе с тем на данный момент ГНАУ не предоставила официальные разъяснения, проясняющие, каким конкретно классификатором пользоваться для определения видов деятельности. Что касается ответов, размещенных в Единой базе налоговых знаний, то они не имеют какого-либо юридического значения и формально с юридической точки зрения выполняют исключительно информационную роль (см. статью нашего специалиста «Вам письмо, или Каков статус налоговых консультаций?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 45, с. 37). Поэтому в сложившейся ситуации во избежание недоразумений с налоговиками субъектам хозяйствования, тесно сотрудничающим с ЧПЕНами, осуществляющими деятельность в сфере информатизации, имеет смысл получить индивидуальную налоговую консультацию в органе ГНС по месту учета относительно того, каким классификатором следует пользоваться для определения видов деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что 16.06.2011 г. принят в первом чтении и ждет окончательного принятия ориентировочно в сентябре этого года

проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)» № 8521, направленный на стимулирование развития малого предпринимательства, положения которого предусматривают исключение п.п. 139.1.12 НКУ путем внесения изменений в НКУ.

 

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование

В соответствии с

ч. 1 ст. 4 Закона № 2464 плательщиками единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) являются, в частности, юридические лица и физические лица — предприниматели, которые используют труд физических лиц по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (оказываемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в извлечении из Госреестра). При этом в базу для взимания ЕСВ включаются суммы вознаграждений физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам (ст. 7 Закона № 2464).

То есть субъект хозяйствования

обязан удержать и уплатить ЕСВ с вознаграждения по гражданско-правовому договору только в случае, если:

1)

такой договор предусматривает выполнение работ (ст. 837 ГКУ) или предоставление услуг (ст. 901 ГКУ);

2) выполняемые работы (предоставляемые услуги) ЧПЕНом или ЧПОНом

не соответствуют видам деятельности, указанным в извлечении из Госреестра, либо предприниматель не предоставил копию извлечения из Госреестра.

В случае заключения с ЧПОНом (ЧПЕНом) гражданско-правовых договоров, по которым предоставляются услуги или выполняются работы,

получение от предпринимателя извлечения из Госреестра является обязательным. Однако как и в случае с обложением НДФЛ, оставлять у себя субъект хозяйствования должен не оригинал, а копию такого извлечения из Госреестра. Это следует из формулировки, приведенной в ч. 1 ст. 4 Закона № 2464.

При этом, если выполняемые ЧПОНом (ЧПЕНом) по гражданско-правовому договору работы (предоставляемые услуги)

соответствуют виду деятельности, указанному в извлечении из Госреестра, субъект хозяйствования с суммы вознаграждения ЕСВ не взимает и соответственно не отражает ее в отчете по ЕСВ по форме согласно приложению 4 к Порядку № 22-2.

В противном случае, вознаграждение за выполненные работы (предоставленные услуги) попадет в базу для взимания ЕСВ.

Напомним, что вознаграждение за предоставленные услуги (выполненные работы) по гражданско-правовым договорам облагаются

ЕСВ в части начислений по ставке 34,7 % (абзац пятый ч. 5 ст. 8 Закона № 2464, п.п. 3.1.4 Инструкции № 21-5), а в части удержанийпо ставке 2,6 % (ч. 8 ст. 8 Закона № 2464, п. 3.7 Инструкции № 21-5).

Сумму вознаграждения за предоставленные услуги (выполненные работы), с которой взимается ЕСВ, субъект хозяйствования обязан будет отразить в отчете по ЕСВ по форме согласно приложению 4 к

Порядку № 22-2.

Подробно об особенностях налогообложении гражданско-правовых договоров см. статью «Налогообложение гражданско-правовых договоров по-новому» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 1, с. 15.

Что касается гражданско-правовых договоров,

не предусматривающих выполнение работ или предоставление услуг (договоры аренды, купли-продажи, мены и т. д.), то доход по таким договорам не включается в базу начисления ЕСВ. Следовательно, субъектам хозяйствования для необложения ЕСВ дохода по таким договорам никакие дополнительные документы от предпринимателей брать не нужно.

Таковы на сегодняшний день нюансы работы субъектов хозяйствования с ЧПЕНами и ЧПОНами. В заключение данной статьи информацию о документах, которые следует получить субъекту хозяйствования от контрагента — предпринимателя, для наглядности представим в таблице.

 

Вид дохода

ЧПЕН

ЧПОН

Субъект хозяйствования — плательщик налога на прибыль

Доход по договору купли-продажи, мены, аренды и т. д.
(ЕСВ не удерживается)

1. Копия выписки или извлечения из Госреестра;
2. Копия свидетельства
об уплате единого налога

1. Копия выписки или извлечения из Госреестра.
2. Копия справки из налогового органа, в которой указаны перечень видов деятельности согласно регистрационной карточке и избранная система налогообложения*

Доход по договору о предоставлении услуг или выполнении работ
(ЕСВ удерживается)

1. Копия извлечения
из Госреестра.
2. Копия свидетельства
об уплате единого налога

1. Копия извлечения из Госреестра.
2. Копия справки из налогового органа

Субъект хозяйствования, не являющийся плательщиком налога на прибыль

Доход по договору купли-продажи, мены, аренды и т. д.
(ЕСВ не удерживается)

Копия извлечения
или копия выписки
из Госреестра и копия свидетельства
об уплате единого налога

Копия извлечения из Госреестра
или
копия выписки из Госреестра с копией справки из налогового органа, в которой указаны перечень видов деятельности согласно регистрационной карточке и избранная система налогообложения

Доход по договору о предоставлении услуг или выполнении работ
(ЕСВ удерживается)

1. Копия извлечения
из Госреестра.
2. Копия свидетельства
об уплате единого налога

1. Копия извлечения из Госреестра.
2. Копия справки из налогового органа

* Если в справке, выданной предпринимателю налоговым органом, не дан перечень видов деятельности согласно регистрационной карточке, субъект хозяйствования обязан потребовать предоставление не выписки, а извлечения из Госреестра, поскольку именно в нем указаны виды деятельности, доход от осуществления которых является предпринимательским доходом.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше