Темы статей
Выбрать темы

Дотации для трудоустройства безработных

Редакция НиБУ
Статья

Дотации для трудоустройства безработных

 

Использование дотаций на создание дополнительных мест для трудоустройства безработных всегда было выгодно для работодателя, так как он фактически получал на год «бесплатную» рабочую силу. Минтруда периодически совершенствует механизм предоставления дотаций на трудоустройство. О том, как в настоящее время работодатель может получить дотации от Фонда социального страхования на случай безработицы, пойдет речь в данной статье.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НКУ

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 803 —

Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-ХII.

Закон об оплате труда

— Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 2464

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Постановление № 463

— постановление Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы Украины «Об утверждении формы договора о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации и формы справки о начисленной и выплаченной заработной плате лицу, трудоустроенному по направлению центра занятости, и уплате страховых взносов и/или уплата единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование согласно законодательству» от 30.08.2007 г. № 463.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Порядок № 1

— Порядок предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденный приказом Минтруда от 10.01.2001 г. № 1.

Одним из видов социальных услуг, предоставляемых Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (далее — Фонд), являются поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем

предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных (далее — дотации) (ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 30 Закона № 1533).

Первый вопрос, который возникает, — что же понимает под термином «дотация» Фонд, а второй — чем получение дотации интересно для работодателя? На эти и многие другие вопросы мы ответим в данной статье.

Итак,

дотация — это средства Фонда, предоставленные работодателю, создающему дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных по направлению государственной службы занятости, для покрытия расходов на заработную плату (абзац второй п. 3 Порядка № 1).

Условия и механизм предоставления работодателю дотации от Фонда определены

Порядком № 1.

 

Кто имеет право на получение дотации?

Право на получение дотации имеют работодатели, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора

, к которым относятся :

предприятия, учреждения, организации (кроме бюджетных);

— физические лица — предприниматели (далее — ФЛП).

Дотации не могут быть предоставлены работодателям, которые

:

1) состоят на учете как плательщики ЕСВ

менее 3 месяцев;

2) на день обращения

имеют задолженность:

— по страховым взносам на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и/или по уплате ЕСВ.

Под днем обращения здесь и далее следует понимать дату предоставления письменного согласия работодателя на направление на трудоустройство безработного или письма ФЛП о его предварительном согласии на трудоустройство безработного;

— по уплате финансовых санкций за нарушение

Закона № 1533 и Закона № 803;

3) не обеспечили выполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями

ч. 1 ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов и Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII — в случае трудоустройства безработных из числа инвалидов;

4)

в течение последних 3 месяцев:

сокращали численность работников по профессии (специальности), по которой трудоустраивается безработный (для работодателей — юридических лиц);

— не использовали наемный труд (для работодателей ФЛП);

5) являются бюджетными организациями.

Работодатель, который не попал в «черный» список и формально имеет право на получение дотации из Фонда на трудоустройство безработных, сможет получить ее только при соблюдении определенных условий. Их мы рассмотрим далее.

 

Каковы условия предоставления дотации?

Фонд предоставляет дотации работодателю при выполнении следующих условий, установленных нормами

Порядка № 1:

1.

Работодатель трудоустраивает безработного по направлению государственной службы занятости. Право на трудоустройство на дотационные места в первую очередь имеют:

— женщины, имеющие детей возрастом до шести лет;

— одинокие матери, имеющие детей возрастом до 14 лет или детей-инвалидов;

— молодежь, окончившая или прекратившая учебу в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических и высших учебных заведениях различных уровней аккредитации, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которой предоставляется первое рабочее место;

— дети (сироты), оставшиеся без опеки родителей, а также лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу;

— лица предпенсионного возраста (за два года до наступления права на пенсию);

— лица, освобожденные после отбытия наказания или принудительного лечения;

— лица, в семье которых двое или более ее членов являются безработными. Членами семьи считаются муж, жена и неженатые дети, живущие вместе с родителями;

— инвалиды, не достигшие пенсионного возраста, при условии, что для их трудоустройства не требуется создание специального рабочего места или такое место работодатель создает за счет собственных средств. Отметим, что специальное рабочее место для инвалида создается за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов согласно

Порядку предоставления дотации работодателю за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2006 г. № 1836;

— женщины, которые уведомили центр занятости о своей беременности и подтвердили ее документально справкой по форме № 147/о, утвержденной

приказом Минздрава Украины «Об утверждении форм учетной документации о назначении государственного пособия по беременности и родам женщинам, которые не застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования, и инструкций по их заполнению» от 18.03.2002 г. № 93.

Указанные категории безработных имеют право на трудоустройство на дотационные места

со дня установления им статуса безработного (п. 4 Порядка № 1). Остальные безработные могут быть трудоустроены на дотационное место только при условии, что срок их пребывания на учете в государственной службе занятости как безработных составляет не менее 1 месяца. Исчисление указанного срока в 1 месяц производится со дня предоставления лицу статуса безработного (абзац четырнадцатый п. 4 Порядка № 1). Если лицо обращается в службу занятости повторно — срок пребывания на учете в государственной службе занятости учитывается суммарно, т. е. суммируется все время, в течение которого лицо пребывало на учете в государственной службе занятости в качестве безработного с момента первого обращения.

2.

Безработный трудоустраивается на постоянную работу.

3.

Работодатель гарантирует, что трудоустраивает безработного на срок более 2 лет.

4. В течение 2 лет действия договора

о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации, который заключается между работодателем и центром занятости, по форме, утвержденной постановлением № 463, трудовой договор с работником, принятым на дотационное место, не должен быть расторгнут по следующим основаниям:

— в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников (

ч. 1 ст. 40 КЗоТ);

— по соглашению сторон (

п. 1 ст. 36 КЗоТ).

При этом работодатель должен иметь в виду, что

в двухлетний период действия договора время пребывания женщины, принятой на дотационное место, в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (шестилетнего возраста — по медицинскому заключению) не учитывается.

5

. Количество лиц, работающих у работодателя в течение первого года действия договора о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации, с учетом лиц, которые будут трудоустроены по новым договорам, не должно превышать:

— для предприятий, учреждений, организаций —

50 % среднеучетной численности штатных работников*, рассчитанной за месяц, предшествующий последнему месяцу, за который уплачен единый взнос на общеобязательное социальное страхование (далее — ЕСВ);

— для ФЛП —

50 % общей численности наемных работников.

* Подтверждается данными из Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования за соответствующий отчетный период.

Данное требование не распространяется на работодателей — юридических лиц и ФЛП, чья государственная регистрация проводилась в сельской местности или малых, в том числе монофункциональных городах, при условии, что их наемные работники работают по месту государственной регистрации работодателя, а также на предприятия и организации инвалидов с численностью инвалидов не менее 50 % среднеучетной численности штатных работников.

Обращаем внимание: при прочих равных условиях

преимущество в предоставлении дотации предоставляется работодателям, которые:

— создают дополнительные рабочие места для трудоустройства

беременных женщин, молодежи на первое рабочее место, а также безработных, не способных на равных конкурировать на рынке труда, сверх установленной квоты;

выполнили норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов сверх установленной нормы.

В случае если профессионально-квалификационный уровень и опыт работы безработного не отвечают требованиям работодателя, государственная служба занятости

может организовывать профессиональную учебу, в том числе у работодателя, с последующим решением вопроса трудоустройства такого безработного с предоставлением дотации.

Если в отношении работодателя выполняются все вышеперечисленные условия, он может рассчитывать на получение дотации от Фонда. А какие действия необходимо ему предпринять для получения дотации, мы расскажем ниже.

 

Какова процедура предоставления дотации?

Процедура получения дотации определена

Порядком № 1. Рассмотрим ее пошагово.

ШАГ 1.

Предприятие, учреждение, организация подают в центр занятости по своему местонахождению на учете как плательщик ЕСВ (далее — по месту взятия на учет) информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме № 3-ПН «Звіт про наявність вакансій», утвержденной приказом Минтруда Украины от 19.12.2005 г. № 420 (далее — отчет по
ф. № 3-ПН), а ФЛП — письмо о своем предварительном согласии на трудоустройство безработного.

ШАГ 2.

Центры занятости на основании данных о требующихся работниках, приведенных в отчете или письме, направляют работодателю для трудоустройства лиц, имеющих статус безработных, которые обязаны вручить работодателю направление на трудоустройство (приложение 1 к Порядку № 1).

ШАГ 3.

После проведения собеседования с кандидатом от центра занятости на вакантную должность работодатель принимает решение относительно его трудоустройства. О принятом решении работодатель уведомляет центр занятости, направивший безработного, письменно, заполняя корешок направления на трудоустройство, где указывает информацию о том, с какой даты будет принято лицо на работу и при выполнении каких условий, а в случае отказа от принятия на работу — причину отказа, проставляет дату, ставит подпись и заверяет печатью. Если работодатель на корешке направления на трудоустройство указал, что согласен трудоустроить безработного при условии предоставления ему дотации из Фонда, то ему имеет смысл или снять копию направления, или выписать реквизиты центра занятости, направившего безработного на трудоустройство, и фамилию, имя, отчество безработного для ускорения последующей процедуры. Заполненный корешок направления на трудоустройство отдается безработному, который передает его в центр занятости.

ШАГ 4.

Работодатель, претендующий на получение дотации, в течение трех дней информирует центр занятости по месту взятия на учет о своем решении трудоустроить безработного с предоставлением дотации, заполняет заявление согласно образцу, предоставляемому центром занятости, в случае трудоустройства безработных из числа инвалидов предоставляет справку о выполнении на день обращения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

ШАГ 5.

Рабочий орган исполнительной дирекции Фонда, после получения от работодателя всех необходимых документов, инициирует создание комиссии, в состав которой входят представители исполнительной дирекции Фонда, районной или городской госадминистраций, организаций работодателей и их объединений, профессиональных союзов (по согласию).

ШАГ 6.

В течение 10 рабочих дней комиссия рассматривает вопрос о возможности предоставления дотации работодателю на основании следующих документов:

1)

отчета по ф. № 3-ПН (письма о своем предварительном согласии на трудоустройство безработного) работодателя, согласившегося трудоустроить безработного от цента занятости при условии предоставления дотации;

2)

письменного согласия работодателя на корешке направления на трудоустройство;

3)

справки работодателя о выполнении на день обращения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов — в случае трудоустройства безработных из числа инвалидов;

4)

сведений цента занятости об:

отсутствии у работодателя в течение последних 3 месяцев сокращения на предприятии численности (штата) работников по профессии (специальности), на которую трудоустраивается безработный, а для ФЛП — об использовании наемного труда в течение последних 3 месяцев;

пребывании работодателя на учете как плательщика ЕСВ не менее 3 месяцев и об отсутствии на день обращения задолженности по уплате ЕСВ*;

пребывании работодателя на учете как плательщика взносов на случай безработицы за период до 1 января 2011 года — в случае необходимости подтверждения срока пребывания на учете как плательщика взносов на случай безработицы;

отсутствии у работодателя на день обращения задолженности по уплате страховых взносов на случай безработицы и сумм штрафных санкций за период до 1 января 2011 года, а также задолженности по уплате финансовых санкций за нарушение норм

Закона № 1533 и Закона № 803.

* Несмотря на то что в Порядке № 1 указано, что данные сведения в комиссию подает центр занятости, не исключено, что на практике их предоставить попросят работодателя.

Заключение комиссии

направляется на рассмотрение директору центра занятости.

ШАГ 7.

Директор центра занятости с учетом заключения комиссии о возможности предоставления работодателю дотации, которое носит рекомендательный характер, выносит решение о предоставлении дотации в течение 5 календарных дней после получения такого заключения.

ШАГ 8.

В случае принятия положительного решения центр занятости в течение 5 календарных дней направляет работодателю проект договора между центром занятости и работодателем о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации по форме, утвержденной постановлением № 463. Договор заключается в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон договора.

ШАГ 9.

В пятидневный срок со дня фактического допуска дотационного работника к работе работодатель обязан предоставить в центр занятости копию приказа (распоряжения) о принятии на работу с указанием условий и размера оплаты труда.

 

В каких размерах предоставляется дотация?

Дотации на трудоустройство безработных предоставляются Фондом в пределах его средств, предусмотренных бюджетом и сметами Фонда на данные цели (

п. 5 Порядка № 1).

Дотации предоставляются

ежемесячно в размере фактических расходов на заработную плату принятого по направлению центра занятости работника, но не выше среднего уровня заработной платы по всем видам экономической деятельности в соответствующей области за месяц, за который начислена заработная плата, или рассчитанной исходя из ее величины соответствующей суммы, если лицо отработало неполный месяц. Отметим, что показатели среднемесячной заработной платы по регионам публикуются ежемесячно на официальном сайте Государственного комитета статистики Украины www.ukrstat.gov.ua.

Под фактическими расходами на заработную плату следует понимать расходы на:

основную и дополнительную заработную плату, определяемую в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Закона об оплате труда. Поскольку единственным нормативным документом, разработанным в соответствии с Законом об оплате труда, является Инструкция № 5, то для определения перечня составляющих основной и дополнительной заработной платы работодателю следует использовать ее положения. В соответствии с абзацем четвертым п. 1.5 Инструкции № 5 фонд оплаты труда работников, принятых на постоянную работу по направлениям государственной службы занятости согласно договору с работодателем о предоставлении дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, учитывается на общих основаниях. Подробно ознакомиться с составляющими фонда оплаты труда наши читатели могли в статье «Выплаты работникам в соответствии с Инструкцией № 5» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 34, с. 4). Хотелось бы обратить внимание работодателей на то, что другие поощрительные и компенсационные выплаты (п. 2.3 Инструкции № 5) и выплаты, не относящиеся к фонду оплаты труда (п. 3 Инструкции № 5), не относятся к расходам, возмещаемым Фондом, т. е. не дотируются. Другими словами, например, премия за выполнение важного или особо важного задания, начисленная дотационному работнику, или оплата первых пяти дней его временной нетрудоспособности за счет средств работодателя не будут компенсироваться Фондом. Обращаем внимание: заработная плата дотационного работника подлежит индексации в соответствии с Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078. То есть сумма индексации также учитывается при определении фактических расходов на заработную плату принятого по направлению центра занятости работника;

сумму ЕСВ, начисленного на сумму основной и дополнительной заработной платы дотационного работника в соответствии с Законом № 2464 (абзац второй п. 7 Порядка № 1).

Особый порядок определения размера дотации установлен для случаев, когда:

1) работник

отработал у работодателя полный месяц, а срок предоставления дотации прекращается в середине месяца и его заработная плата превысила средний уровень заработной платы по всем видам экономической деятельности в соответствующей области;

2) работник

отработал неполный месяц и его заработная плата превысила средний уровень заработной платы по всем видам экономической деятельности в соответствующей области.

В указанных ситуациях размер дотации исчисляется работодателем в два этапа:

— на первом этапе средняя заработная плата, которая сложилась по всем видам экономической деятельности в соответствующей области за месяц, за который начислена заработная плата, делится на количество рабочих дней месяца, установленное законодательством;

— на втором этапе полученный результат умножается для первого случая

на количество рабочих дней, за которые предоставляется дотация, для второго случая — на количество рабочих дней, отработанных работником в соответствии с табелем учета использования рабочего времени.

Для получения дотации

из Фонда работодатель обязан ежемесячно в течение 5 рабочих дней после выплаты заработной платы работнику, трудоустроенному с предоставлением дотации, предоставлять в центр занятости по месту взятия на учет справку о начисленной и выплаченной заработной плате лицу, трудоустроенному по направлению центра занятости, использовании рабочего времени работника и уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование по форме, утвержденной постановлением № 463.

Перечисление суммы дотации производится центром занятости после получения указанной справки от работодателя

ежемесячно в течение 30 календарных дней со дня получения информации о среднем уровне заработной платы по всем видам экономической деятельности по области за месяц, за который начислена заработная плата.

 

В течение какого срока предоставляется дотация?

Дотация предоставляется

ежемесячно на протяжении года (т. е. в течение 12 месяцев). Принимая во внимание то, что, заключая договор с центром занятости на трудоустройство безработного с предоставлением дотации, работодатель гарантирует, что такой работник благополучно отработает у него не менее двух лет, то следует иметь в виду, что, начиная со второго года его работы, оплачивать труд работника работодатель должен будет уже за счет собственных средств.

Если работодатель расторгает трудовой договор с работником, трудоустроенным по направлению центра занятости, до окончания первого года работы, выплата дотации прекращается.

В случае перевода работника

на том же предприятии с одного рабочего места на другое дотация продолжает предоставляться, если одновременно выполняются следующие условия, определенные п. 9 Порядка № 1, а именно:

— на рабочем месте, на которое предоставлялась дотация, работник отработал

более 3 месяцев;

— перевод осуществлялся

с согласия работника;

— на новом рабочем месте

сохраняются гарантии занятости, предусмотренные условиями предоставления дотации.

О произошедшем переводе работника с его согласия на другое рабочее место работодатель обязан уведомить центр занятости

в течение 5 рабочих дней.

Также

не прекращается выплата дотации в случае назначения пенсии дотационному работнику, который в соответствии с законодательством достиг пенсионного возраста, или установления ему инвалидности, при условии, что указанный работник продолжает работать.

 

Как в налоговом и бухгалтерском учете отражается заработная плата дотационного работника?

Налогообложение заработной платы

дотационного работника производится работодателями в общем порядке, т. е. она является базой для взимания ЕСВ (как в части начислений, так и в части удержаний) и из нее удерживается налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). В случае если начисленная за месяц заработная плата работника не превышает предельного размера дохода, дающего право на применение налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) (в 2011 году — 1320 грн.), он может воспользоваться правом на НСЛ, подав соответствующее заявление и подтверждающие документы (при необходимости). Справочную информацию «Размер НСЛ на 2011 год и перечень документов, необходимых для ее получения» вы сможете найти в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 10, с. 20.

Сумма дотации

, полученная работодателем из центра занятости, включается в состав доходов предприятия на основании п.п. 135.5.10 НКУ и отражается в строке 03.15 прил. ІД декларации по налогу на прибыль. Датой признания доходов является момент фактического получения дотации (пп. 137.2.2 НКУ).

Заработная плата дотационного работника

относится на расходы предприятия на основании на основании п.п. 138.8.2, пп. 138.10.1 — 138.10.3 и п. 142.1 НКУ.

Сумма ЕСВ,

начисленного на сумму заработной платы дотационного работника, включается в состав расходов предприятия на основании п.п. 138.10.4, п. 143.1 НКУ.

Пример 1.

В соответствии с договором о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации, заключенным с центром занятости, ООО «Вега» (г. Харьков) приняло на работу с 1 июля 2011 года Кукушкину Т. С. на должность экономиста с окладом 2000 грн.

Согласно положениям коллективного договора заработная плата на предприятии выплачивается два раза в месяц — 7-го и 22-го числа. Размер заработной платы за первую половину месяца составляет 60 % от оклада.

Ставка ЕСВ, установленная предприятию согласно классу профессионального риска производства, составляет 37,26 %.

Бухгалтерский учет операций по получению и использованию дотации из центра занятости представим в таблице.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма,
грн.

Расходы

Доходы

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

7

1

Перечислен ЕСВ с суммы аванса (1200 х 37,26 : 100)

651

311

447,12

2

Перечислен НДФЛ с суммы аванса (1200 х 15 : 100)

641/НДФЛ

311

180,00

3

Получены денежные средства из банка для выплаты аванса работнице (1200 - 180)

301

311

1020,00

4

Выдан работнице аванс

661

301

1020,00

5

Начислена заработная плата работнице за июль 2011 года

92

661

2000,00

2000,00

6

Начислен ЕСВ

(2000 х 37,26 : 100)

92

651

745,20

745,20

7

Удержан ЕСВ

(2000 х 3,6 : 100)

661

651

72,00

8

Удержан НДФЛ

((2000 - 72) х 15 : 100)

661

641/НДФЛ

289,20

9

Перечислен ЕСВ в части начислений на зарплату (745,20 - 447,12)

651

311

298,08

10

Перечислен ЕСВ в части удержаний

651

311

72,00

11

Перечислен НДФЛ

(289,20 - 180)

641/НДФЛ

311

109,20

12

Получены денежные средства из банка
для выплаты зарплаты

(2000 - 72 - 289,20 - 1020)

301

311

618,80

13

Выплачена работнице зарплата за июль 2011 года

661

301

618,80

14

Получена дотация от центра занятости (2000 + 745,20)*

311

378

2745,20

2745,20

15

Отражена задолженность центра занятости на сумму дотации

378

482

2745,20

16

Отражены доходы на сумму дотации

482

718

2745,20

* Сумма дотации состоит из расходов предприятия на выплату заработной платы дотационному работнику и ЕСВ (в части начислений). В рассматриваемом примере заработная плата дотационного работника, начисленная за июль 2011 года, не превысила среднего уровня заработной платы по всем видам экономической деятельности по Харьковской области за июль 2011 года, поэтому центр занятости компенсировал предприятию всю сумму расходов на заработную плату и ЕСВ. В ином случае компенсации подлежала бы только часть зарплаты, не превышающая указанного уровня.

 

Как взаимодействуют Фонд и работодатель в период выплаты дотации?

С целью контроля достоверности предоставляемых работодателем сведений в центр занятости для получения дотации и соблюдения им порядка использования средств Фонда, центр занятости имеет право проводить

не реже одного раза в полгода проверку такого работодателя.

Данная проверка проводится, как правило, в соответствии с утвержденным планом. Однако основанием для ее проведения может также послужить письменное обращение юридического лица (например, правоохранительных или контролирующих органов) или физического лица (например, работника, трудоустроенного по направлению центра занятости), указывающее на факты нарушения работодателем условий предоставления дотации. В случае наличия такого обращения

центр занятости имеет право временно приостановить перечисление работодателю дотации для выяснения обстоятельств нарушения законодательства при использовании дотации на срок, не превышающий 5 рабочих дней.

Во время проверки центр занятости имеет право получать от работодателя необходимые пояснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим в ходе проверки.

Если работодатель

отказывает или препятствует проведению проверки, выявлены факты предоставления работодателем центру занятости недостоверных сведений или нарушения порядка использования средств Фонда, центр занятости вправе остановить выплату дотации.

Вместе с тем, если

по результатам проверки, проведенной центром занятости в течение 10 рабочих дней со следующего дня после окончания установленного срока предоставления сведений, не выявлено нарушений требований Порядка № 1 и условий договора о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации или они устранены, центр занятости выплату дотации должен возобновить.

 

Какая ответственность предусмотрена за нарушение работодателем порядка использования дотации?

В соответствии с

п. 15 Порядка № 1 работодатель несет ответственность:

за достоверность сведений, являющихся основанием для принятия решения о предоставлении дотации для трудоустройства безработных и определения размера дотации;

за обеспечение гарантий лицам, принятым на работу с предоставлением дотации, установленных п. 3 договора о трудоустройстве безработных с предоставлением дотации;

за нарушение порядка использования средств Фонда.

В случае

выявления в ходе проверки недостоверности предоставленных работодателем сведений с целью получения дотации, нарушения установленного порядка использования дотации работодатель добровольно или на основании решения суда обязан компенсировать Фонду причиненный ущерб (ч. 3 ст. 35 Закона № 1533). Согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 1533 за нарушение порядка использования средств Фонда на работодателя налагается штраф в размере предоставленной Фондом суммы, использованной с нарушением.

В соответствии со

ст. 1653 КоАП нарушение порядка использования средств Фонда, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное предоставление или неподача определенных Законом № 1533 сведений, подача недостоверных сведений об использовании средств Фонда грозят должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и физическим лицам, использующим наемный труд, наложением на них административного штрафа в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 грн. до 255 грн.).

Препятствие уполномоченным лицам Фонда в проведении проверок использования страховых средств Фонда в случаях, предусмотренных законом, влечет за собой наложение на должностных лиц

штрафа в размере от 8 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 грн. до 255 грн.) (ст. 188 23 КоАП).

И еще один важный момент, который должен учитывать работодатель. Как уже отмечалось ранее, для получения дотации работодатель должен гарантировать, что направленный центром занятости работник не будет уволен на протяжении двух лет по основаниям, указанным в

п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ и п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ. В случае необеспечения таких гарантий сумма дотации, полученной из Фонда, должна быть им возвращена в полном объеме с учетом индексации на уровень инфляции. Также сумма дотации подлежит возврату в случае увольнения работника на основании ч. 3 ст. 38 КЗоТ (невыполнение работодателем законодательства о труде, условий коллективного или трудового договора). При увольнении по основаниям иным, нежели приведенные выше, например по собственному желанию работника (ст. 38 КЗоТ), работодателю возвращать дотацию не нужно.

Расчет суммы индексации проводится отдельно за каждый месяц, в котором была получена дотация.

Сумма, подлежащая возврату, рассчитывается путем умножения суммы полученной дотации на

произведение индекса роста цен на потребительские товары начиная с месяца начала получения дотации до месяца, предшествующего месяцу ее возврата, деленных на 100. Ежемесячные индексы потребительских цен публикуются ежемесячно на официальном сайте Государственного комитета статистики Украины www.ukrstat.gov.ua.

Решение о возмещении средств

работодателем принимается директором центра занятости и оформляется приказом. В течение 2 рабочих дней после принятия решения о возмещении средств работодателем центр занятости посылает работодателю заказным письмом уведомление о необходимости вернуть средства в течение 15 календарных дней со дня получения уведомления.

В случае невозможности вручения письма с уведомлением по основаниям, указанным в

п. 117 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 270, или отказа работодателя вернуть средства, а также в случае невозвращения их в установленный срок Фонд взыскивает такие средства в судебном порядке.

Обращаем внимание работодателя: в случае нарушения им гарантий занятости лиц, принятых на работу с предоставлением дотации, и использования средств Фонда на покрытие расходов на заработную плату дотационных работников с нарушением законодательства, такой

работодатель не имеет права на получение дотации в течение 3 лет со дня получения последней суммы средств (п. 17 Порядка № 1).

Порядок расчета суммы дотации, подлежащей возврату, покажем на конкретном примере.

Пример 2.

Работник предприятия был принят на работу по направлению центра занятости с условием предоставления дотации с 1 февраля 2011 года. 1 июля 2011 года он был уволен по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ). Ежемесячные суммы дотации, полученные предприятием от центра занятости, приведены в таблице. На дату увольнения работника дотация за июнь и июль 2011 года предприятием не получена.

 

Месяц

Сумма полученной дотации, грн.

Расчет произведения индекса роста цен на потребительские товары за период

Сумма дотации, подлежащая возврату
(гр. 2 х гр. 3), грн.

1

2

3

4

Март

2745,20

1,014 х 1,013 х 1,008

2842,38

Апрель

2745,20

1,013 х 1,008

2803,13

Май

2745,20

1,008

2767,16

Итого

8235,60

Х

8412,67

 

При наступлении такой ситуации вполне резонным будет вопрос: а как отразится на налоговом учете предприятия возврат дотации центру занятости?

По нашему мнению, в случае возврата дотации центру занятости в связи с необеспечением гарантий дотационному работнику, определенных в договоре о приеме на работу с предоставлением дотации, на сумму полученной дотации необходимо откорректировать доходы предприятия. Дело в том, что при возврате дотации расходы на выплату заработной платы работнику, направленному центром занятости, становятся расходами работодателя. При этом необходимо иметь в виду, что

сумма индексации дотации в состав расходов предприятия не включается (п.п. 139.1.11 НКУ). Однако учитывая, что на данный момент никаких разъяснений ГНАУ по данному вопросу нет, мы бы советовали налогоплательщикам, прежде чем корректировать доходы, получить по данному вопросу индивидуальную налоговую консультацию в ГНС по месту взятия на учет.

Таков на сегодняшний день порядок получения дотации на трудоустройство безработных. Надеемся, что после прочтения нашей статьи количество работодателей, пожелавших трудоустроить безработных по направлению центра занятости, существенно увеличится.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше